Где зимуют птицы? Доклад, 1 класс, окружающий мир
Материал для доклада по окружающему миру 1 класс: «Где зимуют птицы?». Текст написан грамотным языком, структурирован, разделен на логические части и абзацы. Подготовлен практикующим педагогом.
Материал для доклада по окружающему миру 1 класс: «Где зимуют птицы?». Текст написан грамотным языком, структурирован, разделен на логические части и абзацы. Подготовлен практикующим педагогом.
Где зимуют птицы?
Все мы радуемся приходу весны, когда природа оживает после зимней спячки, расцветает буйными красками и наполняется прекрасными звуками пенья птиц. С ранней весны и до конца лета мы встречаем птиц и слышим их трели повсюду: в полях, в лесах, в горах и на водоемах. Но вот приходит осень и кроны деревьев окрашиваются в золотистый цвет, день становится короче, а температура воздуха понижается. Безмятежное чириканье птиц сменяется тревожными криками и скоро большими стаями они полетят в теплые края.
Голуби, воробьи, синицы – это оседлые птицы. Они не мигрируют в теплые страны, потому что способны найти себе пропитание даже зимой. Но большинству пернатых представителей других отрядов с наступлением осени становится холодно, поэтому они улетают в теплые края.
Почему одни улетают, а другие остаются зимовать в своих гнездовьях? Куда улетают зимовать птицы?
Кочующие птицы
К этому виду пернатых относятся: щеглы, чижи, снегири. Они улетают в очень сильные морозы, но при относительно теплой зиме могут остаться в своей области обитания. Синицы, свиристели, ореховки кочуют, например, при недостаточном урожае семян хвойных растений.
Перелетные птицы
К перелетным птицам относятся: ласточки, стрижи, зяблики, жаворонки, иволги, малиновки и другие. Эти пернатые питаются гусеницами, личинками и прочими насекомыми, которые зимой полностью исчезают. Причем из тайги или тундры мигрируют почти все виды птиц, а из леса лишь половина.
Выбирая место для зимовки, большинство разновидностей птиц предпочтут условия и корм, аналогичные тем, которые были на родине. Так, степные обитатели выберут степь, луговые – поля или луга, лесные поселятся в лесных местностях.
Перелеты занимают большое количество времени и пернатым надо делать остановки, чтобы отдыхать и питаться. Поэтому, маршрут к месту будущей зимовки содержит всевозможные повороты, изгибы и стоянки, чтобы двигаться по привычной местности. Если на пути следования попадается пустыни, стаи пересекают их как можно скорее.
Чтобы определить места зимовки птиц, орнитологи их окольцовывают. Благодаря этому методу, мы знаем, что скворцы выбирают побережье Средиземного моря, лебеди – Великобританию и Грецию, дрозды – Францию, Италию, Португалию. Трясогузки отправляются в Африку или Азию, а журавли – в Египет. В Азербайджане, Киргизии даже есть заповедники для зябликов и гусей из-за большого их скопления в зимний период.
Итак, из-за недостатка питания некоторые представители птиц с наступлением холодов покидаю родные места. Но куда бы ни улетали пернатые осенью, они обязательно ранней весной вернутся в свои родные края.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Рассказы о зимующих птицах
Рассказы о зимующих птицах известных детских авторов
Ю. Дмитриев «Снегирь»
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.
Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири — птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.
Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере — на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю… жю… жю…— мы прибыли!» Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.
Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится»
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в расщелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в расщелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.
Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь»
От мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет. Эта храбрая птица — клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет. Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: «кле-кле-кле». Это клесты перекликаются.
В. Бианки «Стая птиц под снегом»
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось — целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют — и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
И. Полуянов «Гвоздик»
Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем… Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы — великаны птичьего мира — покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы…
Но остались с нами корольки! Королёк — малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной. Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые пёрышки на голове его как золотая корона.
Неугомонен, деятелен королёк — неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздит: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год. Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз… Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.
Виталий Бианки «Кусок хлеба»
На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдёт — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить.
Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия. У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.
Чёрные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые. Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.
Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья. Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет. Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет ли он и завтра? Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.
Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём? Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.
Рассказы для детей про птиц зимой
Предлагаем вам прочесть маленькие интересные рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста про птиц зимой. Читая рассказы о живой природе ребёнку, вы прививаете ему доброе и бережное отношение к ней с самого юного возраста, помните об этом!
Добрая девочка
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
Синицы
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове…
Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба в кормушки, – помогают выжить голодным птицам в зимнем лесу.
Источник: Геннадий Яковлевич Снегирёв. На холодной реке. – Уч.-издательство “Детская литература”. – Москва, 1984 (Для дошкольного возраста).
Дружба
Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно, а на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим – прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко – наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят – это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны – ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. как его покормить, чтоб вороны не мешали?
День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.
Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.
Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем, как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.
А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
В то время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы – подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим – Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка,суетится, вокруг него скачет.
Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока – прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать – кормится.
… Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.
Посмотришь на них и невольно думаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.
Источник: Георгий Скребицкий. Друзья моего детства/ Рассказы и сказки. – Художник Иван Литвин. – Издательство “Веселка”, К.: 1988. – 287 с. – ил. (Для младшего и среднего школьного возраста)
Вам могут быть интересны другие близкие по тематике статьи:
Оставляйте свои комментарии! Спасибо, что были с нами!
Презентация к уроку
Цель: формирование у младших школьников познавательного интереса к природе и ее обитателям.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, цветная бумага, ножницы, клей.
1. Организационный момент.
Слайд 1 скрыт для показа. Учитель читает стихотворение С.Есенина (Слайд 2)
– Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете, что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса)
2. Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)
– Много ли птиц можно увидеть зимой?
– Что является причиной их малочисленности?
– Почему они улетели в тёплые страны?
Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
3. Многообразие зимующих птиц.
– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.
Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. (Слайд 6, 7)
Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Слайд 8, 9)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Слайд 10, 11)
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Слайд 12, 13)
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Слайд 14, 15)
Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Слайд 16, 17)
Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. (Слайд 18, 19)
Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.
– Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц зимнего леса. Кого из птиц можно еще встретить зимой расскажут вам ваши одноклассники. (Свиристель, щегол, поползень, зимородок. Дети рассказывают заранее приготовленные стихотворения о других зимующих птицах). Слайд 20
Далее проводится игра “Кто прилетит в кормушку?” На слайде изображена кормушка и различные птицы, в том числе и перелётные. Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.
4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
5. Кормушки, их виды.
– Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа
От вредителей летом соберут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму,
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. (Слайд 23, 24, 25, 26)
Проводится “парад кормушек”. Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет.
Далее учитель демонстрирует другие виды кормушек, которые дети могут смастерить самостоятельно или с помощью родителей.
– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:
Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
Выясните, какие птицы, какой корм поедают.
Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.
Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”
Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!
Ученик: Это что за чудак радуется суровой зиме?
Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.
Ученик: Как же достать семена эти?
Клест: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.
Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена в ягодах не разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.
Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.
Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.
Ученик: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!
Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.
Большая синица: А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.
Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.
Ученик: Зимой больше всего беспокойно за птиц – за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.
– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Далее дети знакомятся с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами ребенок должен определить корм на ощупь и назвать, кто им питается.)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице. (Слайд 33, 34, 35, 36, 37)
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!
– А сейчас мы сделаем своими руками птичку-игрушку, которая останется с вами как воспоминание о нашем занятии. (Дети изготавливают из цветной бумаги птичку.)