Читаем на бегу. Семь классических рассказов
Э та подборка коротких рассказов для книголюбов и книгоманов, у которых мало свободного времени. В транспорте или в пробке, в обеденный перерыв или в пятиминутку, в очереди или в зале ожидания — читайте классику. Перед вами семь рассказов Антона Чехова, Александра Грина, Афанасия Фета, Всеволода Гаршина, Александра Куприна, Сергея Есенина и Николая Лескова. Каждое произведение невероятно интересно и не займет у вас много часов.
Рассказ «Беседа пьяного с трезвым чертом» Антона Чехова — это миниатюра, описывающая встречу изрядно выпившего отставного коллежского секретаря Лахматова с явившимся к нему чертом. Непрошеный гость оказался существом словоохотливым, к тому же испытывающим те же ущемления и неудобства по службе, что и хозяин застолья.
Сюжетную основу миниатюры «Бродяга и начальник тюрьмы» Александра Грина составляет случайная встреча начальника тюрьмы провинциального городка с арестантом-бродягой — неким «рваным субъектом», которого к начальнику Пинкертону доставили, чтобы вскопать клумбы. Рассказ написан и впервые опубликован в 1924 году в сборнике «Сердце пустыни».
Рассказ «Кактус» Афанасия Фета посвящен автобиографическому эпизоду из жизни автора, относящемуся к 1856 году. Лирический герой, от лица которого ведется повествование, в молодости служил в гвардии и «проживал в отпуску в Москве». Там он встретил своего давнего товарища и однокашника Аполлона Григорьева, который в один из дней познакомил его с уникальным певческим талантом «цыганочки Стеши» из хора Ивана Васильева.
«Очень коротенький роман» — рассказ Всеволода Гаршина. Это обращение лирического героя — «молодого человека на деревянной ноге» — к читателю. Он — инвалид войны, на которую отправился добровольцем, чтобы соответствовать идеалам своей невесты, потому что «честные люди делом подтверждают свои слова». Невеста не сдержала своего обещания выйти замуж за вернувшегося героя и предпочла ему другого.
«Чудесный доктор» — трогательный святочный рассказ Александра Куприна. Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных, готовящихся к празднику улиц домой в подвал, где их ждет мать, больная сестра и голодный младенец. Глава попавшего в беду семейства, не в силах помочь своим родным, в праздничный вечер сбегает из дома и случайно встречает врача, который спасает больного ребенка и всю семью, дает деньги и вселяет бодрость в измученных людей. Это сродни чуду, что подчеркнуто в названии рассказа. После появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь Мерцаловых входит в благополучное русло: дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию.
Рассказ «У белой воды» Сергея Есенина, главная героиня которого — жена рыбака Палага, поднимает сложную тему нравственного конфликта между духовной чистотой и греховностью плотской чувственности. Название рассказа ассоциируется с Беловодьем — легендарно-утопической страной свободы из русских народных преданий XVII–XIX веков, которая, по мнению старообрядцев, размещалась где-то на Востоке, а реальным прообразом имела Бухтарминский край на Алтае.
Сюжет рассказа «Тупейный художник» Николая Лескова разворачивается в крепостном театре орловского графа Каменского, известного своей жестокостью. Аркадий, служивший парикмахером (тупейным художником), решает тайно увезти свою возлюбленную — крепостную актрису Любу, узнав, что граф оказывает ей особые знаки расположения. В доме священника влюбленных настигает погоня: Любу отправляют на скотный двор, а Аркадия — в солдаты. После нескольких лет службы Аркадий, получив офицерский чин и благородное звание, возвращается, чтобы выкупить Любу у графа, но ночью его грабит и убивает постоялый дворник.
10 романов о произведениях искусства
От загадочного портрета Дориана Грея до украденного «Щегла» Донны Тартт, мы выбрали 10 интереснейших романов о произведениях искусства.
1. «Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд (1891)
Роман Уайльда о красивом юноше, чей портрет стареет в замкнутой комнате пока он остается молодым, представляет собой чрезвычайно интересное произведение. Когда одурманенный Бэзил Холлуорд рисует портрет прекрасного Дориана Грея, он боится, что вложил в него слишком большую часть своей души. Но именно Дориан, под влиянием обаятельного сенсуалиста лорда Генри, отдал картине часть себя. В то время как портрет стареет, а Дориан нет, он превращается в «человека без души», пытающегося получить впечатления и удовольствия любой ценой. От описания хрупкого, гедонистического мира вечной молодости веет гнилью. Самый остроумный ужастик в истории человечества!
2. «На маяк», Вирджиния Вульф (1927)
Поток рассуждений Вульф о жизни, любви и природе памяти – это также история о неуверенности и борьбе за творчество. Летом, когда многочисленные гости приехали погостить у семейства Рэмзи и их детей, одна гостья, Лили Бриско, начинает рисовать портрет миссис Рэмзи, которая является объектом преклонения ее гостей. Десять лет спустя, после смерти миссис Рэмзи, Лили возвращается и заканчивает картину, в качестве напоминания о семейных поездках на маяк. В процессе она мысленно возвращается в то лето и осознает, что ее обожаемая миссис Рэмзи превращала повседневные моменты в нечто невероятное; она умела «останавливать время», как истинный художник.
3. «Девушка с жемчужной сережкой», Трейси Шевалье (1999)
Эта книга способствовала написанию пьесы, созданию фильма и послужила причиной тысяч отпусков в Гааге. Любуясь картиной Вермеера с таким же названием, Шевалье вдохновила скрытая глубина взгляда натурщицы. Это послужило мотивом для создания истории о Грете, служанке, которая по причине своего интереса к искусству, сближается со своим хозяином, Иоганном Вермеером. Влияние голландского искусства очевидно в блестящей версии Делфта и в изображении любви и потери.
4. «Щегол», Донна Тартт (2013)
5. «Меня зовут Красный», Орхан Памук (1998)
Яркая, многоголосная история о Стамбуле 16 века, описывает события, связанные с убийством миниатюриста, работающего над таинственной книгой для султана. Но это не обычная детективная история; Памук пытается разобраться в смерти, любви и природе искусства в исламском искусстве. Книга, которую, как и шедевры искусства, можно трактовать по-разному.
6. «Луна и грош», У. Сомерсет Моэм (1919)
Чарльз Стрикленд, биржевой маклер, бросает свою жену и детей, чтобы стать художником в Париже и Таити. Моэм озадачено наблюдает за Стрикленд, за тем, как тот, без малейших угрызений совести, разрушает жизни своих близким. Навеянное жизнью и творчеством Гогена, это произведение изображает художника монстром, движимым полу маниакальной одержимость рисовать несмотря ни на что.
7. «Одержимый», Майкл Фрейн (1999)
Одного взгляда на незнакомую картину в загородном доме своего соседа достаточно, чтобы Мартин Клей поверил, что он нашел неизвестную ранее картину Брейгеля старшего. Его интриги и ожидания становятся все более невероятными, разрушая его жизнь и брак. Внушительное историко-искусствоведческое исследование в форме комедии.
8. «Читающая женщина», Кэти Уорд (2011)
Этот дебютный роман состоит из семи глав, каждая из которых рассказывает об отдельной женщине и ее портрете. В своем произведении Уорд охватывает шесть веков и проявляет себя мастером в создании атмосферы. Это захватывающее произведение, рассказывающее об искусстве, чтении и о том, что означает быть женщиной в разное время, в прошлом, настоящем и будущем.
9. «Дочь времени», Джозефина Тэй (1951)
«Я не могу припомнить, чтобы убийца… выглядел как он». Так говорит Алан Грант, инспектор полиции, оправляясь после операции в больнице, когда друг вручил ему пачку фотографий, чтобы чем-то занять его. Грант считает себя человеком, хорошо разбирающимся в лицах, и его заинтриговало один определенный снимок, и он спрашивает мнение своего доктора, медсестер и посетителей по этому поводу. Когда он понимает, что это портрет Ричарда III, он решает заняться изучением таинственного исчезновения принцев из Башни. Эта несколько нетрадиционная детективная история очень захватывающая. По правде говоря, мы согласны с ним касательно этого портрета.
10. «Гордость и предубеждение», Джейн Остин (1813)
Одна из самых знаменитых историй о любви, «Гордость и предубеждение» не является романом, насыщенным искусством, но именно с картиной связан один из его важнейших моментов. Когда Элизабет Беннет посещает Пемберли (произведение искусства само по себе), ее мнение о мистере Дарси, ухажере, которого она отвергла, начинает меняться. Важный момент наступает, когда она видит его портрет в галерее. «Она простояла несколько мгновений перед картиной, с увлечением рассматривая ее». Возможно, именно в это мгновение она влюбилась, что подтверждает, что искусство может изменить нашу жизнь.
«Всё, что вы знаете об искусстве — неправда» и ещё 9 книг о художниках и художницах
Наши коллеги из книжного сервиса по подписке MyBook выбрали увлекательные бестселлеры об искусстве. Среди них есть и обстоятельные лекции, которые помогут начать разбираться в живописи, и откровенные биографии, и детективные истории про тайны мира искусств.
«Женщины Девятой улицы», Мэри Габриэль
Мэри Габриэль — финалист Пулитцеровской премии, известная журналистка и писательница — рассказала о смелых женщинах, ворвавшихся в мужской мир живописи не в роли муз, а в качестве полноценных художниц. Автор освещает эволюцию абстракционизма с конца 1920‑х до начала 1960‑х годов. Запреты, кризисы, появление джаза, Вторая мировая война — всё это повлияло на одно из самых ярких художественных течений, которое на фоне неспокойных событий произвело революцию в современном искусстве.
Если вы никогда не пользовались книжным сервисом MyBook, то можете получить 14 дней бесплатной премиум-подписки по промокоду REMBRANDT, а потом ещё скидку 25% на покупку премиум-подписки на 1 или 3 месяца. Чтобы всё сработало, активируйте код до 25 июля 2020 года.
«Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продаёт», Филип Хук
Филип Хук — британский искусствовед и эксперт лондонского филиала аукционного дома Sotheby’s, известный по книге «Завтрак у Sotheby’s». Та часть истории искусства, о которой он повествует, обычно мало кому знакома. Хук находит увлекательные интриги и тайны о прославленных произведениях живописи и скульптуры. Так появляются истории о пути картины из мастерской в зал или о людях, имевших смелость назначить цену ныне бесценным шедеврам. Книга написана остроумно и читается как детективный роман.
Артур Данто «Что такое искусство?»
В этой книге собраны эссе разных лет американского философа и художественного критика Артура Данто. Автор ищет ответ на вопрос о том, что можно называть искусством и какие у него отличительные признаки. Для этого он разбирает различные сюжеты из прошлого — от истории модернизма до реставрации росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.
«На пике века. Исповедь одержимой искусством», Пегги Гуггенхайм
Это откровенная и подробная история жизни одной из самых влиятельных женщин в мире искусства. Пегги Гуггенхайм собрала лучшую коллекцию картин первой половины прошлого столетия, в которую вошли произведения Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Константина Бранкузи, Жоана Миро, Александра Кольдера и многих других. В 1938 году Пегги открыла свою первую галерею современного искусства в Лондоне, затем — культовую «Искусство этого века» в Нью-Йорке и один из самых посещаемых сегодня музеев современного искусства в Венеции.
«Всё, что вы знаете об искусстве – неправда», Мэтт Браун
Идеальная книга для неспешного вечера и любознательных натур. Почему на самом деле Мона Лиза улыбается? Кто изобрёл фотографию? Какая картина больше месяца висела вверх ногами, прежде чем кто-то заметил? Здесь вы найдёте ответы на самые ироничные и остроумные вопросы об искусстве, а ещё, вероятно, распрощаетесь со многими заблуждениями о нём. Например, что все художники — молодые и бедные или что Уолт Дисней сам придумал Микки Мауса.
«Искусство видеть», Джон Бергер
Обложка провозглашает эту книгу «одним из самых влиятельных произведений об искусстве». Она написана по мотивам культового фильма ВВС и впервые была опубликована вслед за его премьерным показом в 1972 году. Книга до сих пор не теряет свою актуальность благодаря темам, которые затрагивает. В самом общем виде их три: женщины на картинах, изображение богатства и связь рекламы и искусства. Даже спустя пятьдесят лет изложенные идеи довольно точно отражают современную жизнь и помогают взглянуть на привычные вещи с новых ракурсов.
«Загадка Пьеро. Пьеро делла Франческа», Карло Гинзбург
Перед вами удивительный интеллектуальный бестселлер и искусствоведческий детектив, построенный вокруг исторической интерпретации фресок итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Но не в формате классической стилистической трактовки, а через анализ социально-исторических и житейских обстоятельств, сопровождающих создание шедевров Пьеро. Автор монографии Карло Гинзбург — известный итальянский учёный, автор книг и статей, посвящённых истории эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.
«Средневековые мастера и гении Возрождения», Паола Волкова
Цикл лекций советского и российского искусствоведа и историка культуры Паолы Волковой о самых ярких вехах развития искусства Возрождения. Из курса вы узнаете о периоде Проторенессанса и сейченто. Пройдёте путь от сиенской школы живописи до барокко и рококо, а также подробно познакомитесь с великими произведениями — «Поцелуем Иуды» Джотто, «Весной» Сандро Боттичелли и «Менинах» Веласкеса.
«Далёкое близкое», Илья Репин
Живописец Илья Репин обладал не только художественным, но и писательским талантом. В мемуарах он пишет о себе, коллегах, современниках, вспоминая самые интересные минуты жизни. Художник подмечает, что мы редко ценим прекрасные мгновения, а порой даже их стыдимся. «Я набрасываю на них эскизы», — так он описывает возможность передавать чувства через рисунок.
«Глаза Рембрандта», Саймон Шама
Cаймон Шама — романист и профессиональный историк. В этой книге он скрупулёзно создаёт объёмный и динамичный образ Нидерландов XVII века — того самого времени, когда в среде художников возвышается Рембрандт ван Рейн. Сведения о жизни и работе художника показаны на фоне исторического контекста: политические интриги, противостояние католиков и протестантов, расцвет демократического искусства Нидерландов и живопись «художника королей» Рубенса.
MyBook
Книжный сервис с большой библиотекой электронных книг на русском языке.
12 книг, которые помогут разобраться в искусстве и расширить кругозор
1. «Все, что вы знаете об искусстве, — неправда», Браун М.
Если ты всегда был любознательным, эта книга — настоящая находка для тебя. В ней содержатся ответы на многие нетипичные вопросы: например, почему Мона Лиза улыбается, кто первым изобрел фотографию, какая картина провисела вверх ногами более месяца, прежде чем это заметили. Эта книга развеивает многие стереотипы изобразительного искусства, к примеру, что все художники — бедняки, и рассказывает правду о великих произведениях и их судьбе: об отправлении картины Дэмиена Херста на Марс или уничтожении знаменитых «Подсолнухов» Ван Гога в период Второй мировой войны.
2. «История искусства в шести эмоциях», Д`Орацио К.
Эмоции — неотъемлемая часть нашей жизни. Ты сталкиваешься с ними сотни раз за день, но никогда не задумываешься об их значении для мирового искусства. Историю искусства можно рассматривать с разных точек зрения: при помощи движений, языков, форм, — но автор этой книги подходит к изучению искусства поистине уникально. Он рассматривает историю искусства с древних времен до наших дней через эмоции, которые представляли художники в своих полотнах.
3. «Внутри картины. Что скрывают шедевры?», Барб-Галль Ф.
Франсуаза Барб-Галль научит тебя смотреть на великие полотна по-новому. Каждая глава оканчивается комментариями, которые позволять тебе научиться быстро определять любого художника и его произведение в конкретном историческом контексте. Ты сможешь с легкостью улавливать идею полотна, объяснять значение его элементов на искусствоведческом языке и давать характеристику героям картин.
4. «Шедевры импрессионизма. Картины, покорившие мир», Паскаль Б.
Если сегодня импрессионизм признан по всему миру, то вначале это направление искусства вызывало лишь смешки и являлось синонимом слова «скандал». Благодаря этой книге ты можешь составить свое мнение об одном из самых противоречивых направлений живописи. Ты найдешь ответы на множество вопросов, к примеру: почему искусствоведы считают импрессионизм «борьбой против себя», кто был первооткрывателем направления, почему первые выставки импрессионистов провоцировали протесты в обществе. В книге приведены комментарии многих известных людей, которые выступали «за» и «против» импрессионизма. Кроме того, формат книги позволит тебе рассмотреть все детали знаменитых произведений.
5. «Как начать разбираться в архитектуре», Калмыкова В.
Книга — уникальное собрание исторических фактов о зодчестве, в котором архитектура рассматривается в контексте других видов искусства — преимущественно живописи и скульптуры. Особое внимание уделяется влиянию архитектуры на человека, ведь любая постройка в первую очередь должна организовать пространство вокруг нас и способствовать формированию чувства прекрасного. То, что мы видим, так или иначе оказывает влияние на нас и наш характер. К примеру, в многоквартирном доме ты чувствуешь себя как в клетке, а в особняке ощущаешь себя хозяином своего жилища, во власти которого находятся не только несколько квадратных метров и окно на улицу.
6. «Полная история искусства. Курс лекций», Волкова П.
Паола Волкова — советский и российский искусствовед, исследователь культуры и преподаватель. Ее лекции поистине уникальны, с их помощью она прививала своим слушателям чувство прекрасного. В этой книге есть все, что нужно человеку, который хочет разбираться в искусстве: она исследует связи форм — от Стоунхенджа до современных зданий, рассказывает о самых знаменитых художниках Ренессанса — Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэле, Иерониме Босхе, Питере Брейгеле Старшем, возвращает читателя к Античности, описывает влияние традиционных религиозных сюжетов на великие полотна и многое другое.
7. «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях», Санти М.
Когда мы слышим имя Леонардо да Винчи, в уме сразу возникает образ старика, который смотрит на нас со своего автопортрета. После прочтения этой книги ты будешь знать, что да Винчи был тем еще модником и в принципе может заслуженно носить звание одного из самых эпатажных творческих людей в мировой истории. Ты с удивлением обнаружишь, что Микеланджело с презрением относился к людям, а Клеопатра — одна из самых знаменитых египтянок — вовсе таковой не являлась. Эта книга — сборник самых удивительных фактов из области искусства.
8. «Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке», Рондарев А.
В основе книги лежат лекции, прочитанные в рамках курса «Современная музыка», который охватывает весь спектр основных музыкальных жанров ХХ века — от академических композиций до джазовой музыки, тяжелого рока и хип-хопа. Ты рискуешь стать экспертом в огромном многообразии стилей и направлений и научиться безошибочно определять жанр понравившейся песни на слух.
9. «От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров. Главное в истории кинематографа», Никулин Н.
Кино — это всегда отражение времени и проблем, которые являются наиболее актуальными в этот временной промежуток. Книга — сборник остроумных историй и невероятных происшествий, которые делают кинематограф таким, каким мы привыкли его видеть. Кроме того, в книге рассматриваются самые известные режиссеры и их картины, которые как нельзя лучше отражают прогресс индустрии, ее эстетическое формирование и жанровое разнообразие. Ты узнаешь кучу интересных фактов о первом в мире фильме, взаимосвязи кинематографа и живописи, соперниках братьев Люмьер и станешь настоящим знатоком кино.
10. «Как работает музыка», Бирн Д.
Эта книга — большой анализ феномена музыки и механизмов ее воздействия на аудиторию от Дэвида Бирна, известного музыканта, экс-солиста группы Talking Heads. Ты узнаешь о физиологических, духовных, культурных и деловых аспектах музыки, погрузишься в исследование различных музыкальных направлений, изучишь историю развития музыки от оперных выступлений до рок-концертов на несколько тысяч человек.
11. «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили», Вилисов В.
Книга о том, в какую все-таки сторону изменился театр и почему это произошло. Это история театра с 60-х годов до настоящего времени, в которой находятся ответы на самые интересные вопросы. Ты узнаешь, почему спектакли стали проводиться не только на сцене, но и на железнодорожных вокзалах или автозаправках, зачем растягивают представление на несколько дней и почему у вовлеченных в процесс зрителей нередко получается играть куда лучше, чем у профессиональных актеров.
12. «Эпоха сериалов. Как шедевры малого экрана изменили наш мир», Архипова А., Неклюдова Е.
Как ни крути, а сериалы — это тоже искусство, подобно фильмам, картинам или музыке. В книге прописаны сериалы, оказавшие огромное влияние на мировую культуру и на мировоззрение человека. Ты узнаешь, почему Шерлок стал «героем нашего времени», почему Ганнибал — каннибал, почему Доктор Кто избрал судьбу вечно скитающегося между мирами, а Скалли и Малдер так и не женились за столько сезонов. Да-да, все это не просто прихоть сценаристов. При помощи психоанализа и истории ты начнешь разбираться в сериалах не хуже именитого критика.
Итоги-2020: 10 лучших книг об искусстве
Мы попросили куратора отдела искусства «Подписных изданий» Максима Мамлыгу рассказать как на духу о самых изысканных и информативных книгах, поступивших в его ведомство в 2020. Максим пообещал быть с нами абсолютно откровенным.
Максим зачитывает горожанам избранные места газеты «Книги у моря». Коллаж Юли Мартыненко
Всё указывало на то, что 2020 год станет для искусствоведческого книгоиздания не просто блестящим, но (не побоимся этого слова) прорывным. Увы, пандемия внесла свои коррективы. В новых сложных условиях читатели выбирали уютное и знакомое, а издатели были вынуждены сделать ставку на те проекты, которые точно придутся по вкусу аудитории.
На практике это значит, что никаких крупных поворотных событий и новых трендов не случилось. Зато наметившиеся уже в прошлом году тенденции были охотно и с большим успехом подхвачены издателями. И на самом деле, это чертовски хорошо. Потому что для нас, читателей, это в первую очередь означает возможность глубже погрузиться в темы, с которыми в прошлом году мы только начали знакомиться. Из всех новинок, вышедших в этих специфических условиях, я выбрал десять самых ярких.
Елена Мурина «Об искусстве и искусствознании»
Издательство им. Новикова
Елена Мурина – воистину живая легенда искусствоведения, сейчас ей 95, свою первую монографию она написала 68 лет назад. По предложению издательства им. Новикова она отредактировала свою старую работу, в которой она полемизировала с официальной советской теорией соцреалистического синтеза искусств, добавила к ней ряд важных статей о французских импрессионистах и постимпрессионистах, а также о российских художниках, в том числе — ранее не оконченную статью о Фаворском. Так получился новый том прекрасной серии «Об искусстве и искусствознании».
Немаловажное достоинство этого издания — предисловие: в нем Мурина на почти сотне страниц рассказывает историю своей жизни – от участия в школьном конкурсе, приуроченном к столетней годовщине гибели Пушкина, в 1937-м и знакомства через маму с архитекторами-конструктивистами до плодотворной, но трудной работы советского искусствоведа. Большой интерес представляют истории Муриной о семье — о муже, великом исследователе авангарда Дмитрии Сарабьянове, и сыновьях, тоже значительных искусствоведах. Памяти одного из сыновей она и посвятила эту книгу.
Мари Дарьесек «Быть здесь — уже чудо»
О книге Дарьесек в этом году уже много писали, но еще один раз не будет лишним. Это биография художницы круга Ворпсведе, работавшей в манере раннего экспрессионизма и умершей в достаточно молодом возрасте. Паола хотела самостоятельности, независимости – в своей живописи, в финансах, в личной жизни — и для своего времени добилась внушительных результатов. Среди ее работ чаще всего упоминают знаменитый автопортрет — первый обнаженный женский автопортрет в истории живописи: по тем временам это была невиданная дерзость, ломающая представления и о задачах, и о возможностях живописи, и о роли женщины в обществе.
«Быть здесь — уже чудо» восполняет еще один пробел в том, что мы называем «женским каноном». Она рассказывает о важной для искусства того времени фигуре, впоследствии позабытой и отошедшей на второй план, затерявшейся среди современников-мужчин, априори более успешных. Надо сказать, что авторка книги специально отказалась от формата академической биографии — для того, чтобы передать дух времени, атмосферу, в которой жила Паола, дать представление о ее человеческих и профессиональных качествах. Получилось печально и поэтично.
Джонатан Джонс «Британское искусство от Хогарта до Бэнкси»
В «большой истории» мирового искусства позиции Британии чуть более устойчивы, чем позиции России, но все же опыт двух стран довольно схож: и британцы, и русские традиционно считают себя особенными, на страницах книг об искусстве мелькают нечасто, а появляются избранно – славятся несколькими яркими периодами (вспомните иконопись и авангард), тем не менее в обеих странах в период имперского возвышения были прилежно написаны национальные истории искусств.
Наверное, российский читатель, листая «Британское искусство от Хогарта до Бэнкси», испытает примерно такие же ощущения, какие возникли бы у британца, знакомящегося с русским искусством: «Ничего себе, сколько всего, оказывается, до нас не дошло!» В книге Джонса уже, разумеется, приглушена концепция национального превосходства, дискредитированная в XX веке, зато тут есть хроника совершенствования культурного производства, анализ радикальной перемены британского вкуса и, конечно, история успеха. Теперь хотелось бы, чтобы на английском появилась подобная книга о русском искусстве.
Вера Лебедева «Искусство на все времена»
Мы еще долго будем выбираться из-под обломков культурных иерархий, но уже сейчас совершенно очевидно: если вы злонамеренно пренебрегали декоративно-прикладными искусствами, потому что кто-то когда-то сказал, мол в системе искусств они стоят ниже живописи или архитектуры, — пора подтягивать свое образование.
Книга Веры Лебедевой – отличное в этом подспорье. Она с любовью рассказывает о керамике, стекле, металле, мебели и многом другом, полностью признавая самоценность каждого из этих направлений. Эволюционный подход она сочетает со множеством интересных историй – и это безусловное достоинство книги.
Christo and Jeanne-Claude
Сейчас кажется, что издательство Taschen было всегда, но это не так – в этом году ему исполнилось всего лишь сорок лет. В качестве напоминания об этой знаменательной дате была выпущена юбилейная серия 40th Anniversary в твердой обложке и новом формате — чуть больше, чем привычная серия Bibliotheca Universalis. В обновленной верстке выходят и многолетние хиты, и новые книги. В числе счастливчиков — альбом о Кристо и Жан-Клод (тех самых, что зачехлили рейхстаг), ключевых фигурах ленд-арта. Издание смело можно назвать дополненным: в связи со смертью Кристо текст книги был обновлен.
В альбоме есть все, о чем можно мечтать: внушительный справочный аппарат, очерк жизни и творчества, анализ ключевых работ, уникальный фотографический и эскизный материал. И конечно, любимая нами «ташеновская» полиграфия, как обычно, на высоте. К сожалению, только на английском языке.
Ричард Шехнер «Теория перформанса»
V-A-C press
Последнее десятилетие экспансивная и очень любимая нами издательская программа Ad Marginem и музея Garage как будто бы заполнила основные пробелы в литературе о современном искусстве на русском языке. Впрочем, чтобы убедиться в ошибочности этого впечатления, достаточно заглянуть в библиографию монументального «Искусства с 1900 года».
V-A-C press, которые всегда издавали немного, очень избирательно и всегда точно, в последнее время наращивают темпы и того и глядишь, догонят своих коллег. Одной из важных новинок издательства стала «Теория перформанса», ключевая для изучения этой арт-практики работа, исследующая перформативное искусство с точки зрения антропологии, истории и т.д. Сейчас, когда перформанс становится все более привычным явлением (хотя в арт-тусовке это слово давненько вызывает зевок и не ощущается новым), таких книг сильно не хватает. Книга Шехнера — достойное попадание в цель. Браво, V-A-C!
В связи с д-и-к-о-й популярностью книга успела закончиться в магазине — но после Нового года обязательно будет вновь!
Фрэнк Уитфорд «Баухаус»
Удивительно, но юбилейная дата – столетие баухауса – не была замечена российскими книгоиздателями, несмотря на то, что в Европе и Америке был прямо-таки вал исследований и популярных книг. Российские фанаты знакового художественного объединения были огорчены (благо, их несть числа), и тут Ad Marginem преподнес им большой подарок, позволяющий нашему книжному рынку спасти лицо.
Перед нами одна из лучших обзорных книг, этакий путеводитель-энциклопедия по течению, действительно изменившему дизайн, архитектуру и характер декоративно-прикладных искусств в Европе и Америке (в России были свои авангардные академии – но помимо двух книг о ГАХНе и одной о ВХУТЕМАСе – где книги о них? Ау! А памятные даты либо проходят, либо близятся. Впору заводить издательский календарь и делать ставки – будет ли что-то). Остается надеяться, что это хорошо структурированное издание станет первым из многих, ведь в 1984 исследования не закончились, с тех пор появились новые данные – о роли женщин-художниц в этой школе, например.
Михаил Ямпольский «Ловушка для льва»
Стоит приготовиться к чистому удовольствию. На примерах из литературы, живописи, философии Ямпольский рассказывает о поиске модернисткой формы. Его герои – Пикассо и Бэкон, Беньямин и Ауэрбах, Панофский и Пунин, Ван Гог и Мане, Музиль и Твардовский.
Ракурс Ямпольского, неожиданный и любопытный, отражает его давнее стремление к альтернативным методам мышления и анализа, отличным от мейнстримовых, инерционных. Подзаголовок – «Модернистская форма как способ мышления без понятий и “больших идей”» — исчерпывающе раскрывает авторский замысел. Впрочем, особенно интересно следить, как мысль Ямпольского развивается от главы к главе с почти еретическим пафосом и увлечением.
Патрик Бейти «Анатомия цвета»
Манн, Иванов и Фербер
На русском языке выходит ужасающе мало книг о дизайне интерьера (посмотрите книжные обзоры Elle Decoration – на глаза навернется слеза): такие издания должны быть снабжены качественными фотографиями, иллюстрациями и репродукциями, а это очень дорого в производстве. Так как границы аудитории этих книг еще не очень ясны, на эксперименты решаются нечасто. Их позволяют себе только МИФ и КоЛибри, которые могут похвастаться определенными успехами в этой области. Эта книга – один из самых радикальных опытов в уходящем году.
Только представьте: перед вами толстенный переводной том, состоящий практически целиком из цветовых раскладок, наглядно демонстрирующих, как (преимущественно) в Европе и Америке с середины XVII до середины XX века в интерьере использовали цвет – и даже если вы не являетесь профессиональным дизайнером, это жуть как залипательно. Исследовательские статьи, показывающие эволюцию отношения к цвету, его уточнение и усложнение, на протяжении трехсот лет, – настоящее приключение.
Джеймс Гордон «Конструкции. Почему они стоят и почему разваливаются»
Издательство Артемия Лебедева
Конструктор (профессия), конструкторское бюро (подразделение, где работают конструкторы) – понятия, от которых отдает чем-то советским, не правда ли? Последние годы массового увлечения архитектурой исследователи сосредотачивались больше на экстерьере и городской ткани, но – будем честны – не на конструктивной стороне, понимание которой требует специального образования или, по крайней мере, очень много свободного времени.
Если вы стыдливо обходили обсуждение конструкций в светских беседах об очередном здании бюро Захи Хадид – самое время почитать Гордона. Эта книга – начало начал, популярный рассказ о типах конструкций и о том, как они работают, шанс понять физику архитектуры и не только. Студия Лебедева постаралась над этим изданием – вышло здорово.