«Умерли все. Осталась одна Таня»: 11 книг для детей о жизни в блокадном Ленинграде
К годовщине снятия блокады
«Женя умерла 28 дек в 12:00 час утра 1941 г.» — это первая запись в дневнике Тани Савичевой — 11-летней девочки с Васильевского острова, которая пережила блокаду Ленинграда и все это время вела дневник — записывала смерти своих родных и близких.
Дневник Тани Савичевой совсем небольшой — всего девять рукописных страничек, однако он сам по себе стал памятником истории и прямым доказательством нацистских преступлений. Таня родилась 23 января 1930 года и прожила всего 14 лет — в 1944 Таня умерла от туберкулеза в инфекционном отделении Шатковской районной больницы.
Таня Савичева стала символом целого поколения детей, прошедших через блокаду и войну. А еще — мучительным напоминанием о том, что война — это не победные марши и «можем повторить», а настоящая глубокая трагедия, это катастрофа, которая касается не только военных и солдат, но и простых людей, среди которых — дети.
С современными детьми важно и нужно говорить о войне — и намного проще начинать этот разговор не с исторических фактов о фронтах и полководцах, а с историй обычных людей, которых коснулась война.
В честь дня рождения Тани Савичевой и очередной годовщины снятия блокады Ленинграда (она празднуется 27 января) подготовили для вас подборку книг, которые помогают больше узнать о судьбе Тани Савичевой, о жизни в блокаду и рассказать о ней детям.
Жила, была. Историческое повествование о Тане Савичевой
Кропотливо собранная петербургским писателем Ильей Миксоном документальная сага о жизни Тани Савичевой и ее семьи — с фотографиями, иллюстрациями (их нарисовал иллюстратор Александр Траугот, когда ему было 11-12 лет, и он сам жил в блокадном Ленинграде) и страницами того самого дневника.
Девочки с Васильевского острова
Автор: Юрий Яковлев
Короткий и невероятно сильный рассказ о девочке Вале Зайцевой, которая живет на Васильевском острове уже после войны, но считает себя подругой Тани Савичевой, жившей неподалеку от Вали. Судьбы двух девочек с Васильевского острова переплетаются друг с другом, иллюстрируя связь поколений и постоянную близость войны — она давно прошла, но незримо она всегда рядом с нами.
Тяжелая, правда, в рассказах о детях ВОВ вызывающая слезы в наше время
Понятия война и детство не совместимы, но это только, когда над головой чистое мирное небо. В военное время, как ни странно, но дети играли значимую роль в победе над врагом.
Недетские истории про юных защитников
В годы ВОВ дети быстро становились взрослыми и сражались наравне с опытными бойцами. Вчерашние жизнерадостные, милые создания, которые мечтали стать космонавтами, спортсменами, учёными превращались в матерых диверсантов, для которых не существует жалость. Девочки красавицы уходили в подполье и совершали диверсии, уничтожая стратегические объекты немцев.
Рассказов о Великой Отечественной войны, где участниками являются дети большое количество. Истории отлично подчеркивают непосредственность маленьких воинов и большое желание помочь Красной армии. Вот один из них.
Стеклянные бутылки для борьбы с фашистами
В начале войны, русской армии требовалось много боеприпасов для сдерживания наступление немцев. Большой популярностью пользовался «Коктейль Молотова». Горючая смесь отлично сжигала вражеские танки. Я тогда училась в пятом классе. Все знали, что идёт война.
Однажды, классный руководитель собрал нас и попросил принести из дома пустые стеклянные бутылки, которые пойдут на изготовление «Коктейль Молотова». Я со своей подружкой Юлей вспомнили, что недавно случайно побывали в заброшенном доме, где полно было пустых бутылок. Взяв большую сумку, отправились за тарой.
Действительно, бутылок оказалось много. Три дня мы таскали их по пунктам приёма. Красноармейцы хвалили и благодарили. Я и Юля чувствовали гордость и знали, что наши бутылки сожгут много танков.
Казалось, что ничего особенного нет, чтобы принести пустые бутылки. Но, сколько внимания, трепета вкладывали в это. Дети несли посуду на пункт приёма, как к себе домой — бережно и аккуратно.
Все конечно слышали про Героев Великой Отечественной войны, но ведь, это были не только взрослые люди, но и дети.
Прирождённый диверсант Валя Котик
Однажды, Валя Котик дежурил на посту и увидел, как немцы незаметно приближаются. Мальчик ликвидировал командира немцев, а потом поднял тревогу. Благодаря этому партизаны смогли отбить атаку фашистов. Котик был несколько раз ранен, но всё равно возвращался в строй. Для него не было покоя, пока враг находился на родной земле.
Валя обнаружил скрытый телефонный кабель, с помощью которого немцы общались с оккупированной Польшей. Судьба сделала из обычного школьника профессионального диверсанта, который ненавидел врага и любил Родину. Погиб герой в возрасте 14 лет! Спустя время, ему было присвоено звание Героя СССР посмертно.
Юный художник Вилор Чекмак
Мальчик хорошо учился в школе, прекрасно рисовал и мечтал стать художником. Однако, началась война и каждый помогал чем мог. Вилор решил вступить в партизанский отряд. Парень прослужил всего два месяца, но его подвиг спас жизни целого отряда.
Партизаны попали в окружение, и нашли способ из него выбраться. Вилор в это время находился на посту и прикрывал товарищей. Заметив немцев, парень произвёл выстрел в воздух из ракетницы, чтобы предупредить партизан и отвлечь на себя внимание врага. Так и произошло. Фашисты кинулись к месту, где находился Вилор, но последний оборонялся до конца. Мальчик погиб, но сохранил жизни своим товарищам по оружию.
Вклад детей в годы ВОВ
Миллионы мальчишек и девчонок совершили подвиги в годы ВОВ. Одни воевали, другие трудились в тылу, третьи служили медработниками. Не важно, как стремиться к победе, главное любить Родину, быть искренним, не предавать, не трусить.
Но, для войны все равны и стар, и млад. Каждый может умереть и каждый имеет право на жизнь.
Короткие рассказы про ребят Великой Отечественной войны, в которых отражается совсем недетский подвиг бойцов Красной армии
Великая Отечественная война — трагический период в русской истории. В ходе войны погибли десятки миллионов советских граждан. О подвигах героев ВОВ написано немало произведений, которые отражают ужасы вероломного немецкого вторжения. Безусловно, знать родную историю необходимо каждому россиянину. Ведь она прививает любовь к Отечеству, формирует правильные моральные принципы, воспитывает достойного гражданина.
Понятно, что детям тяжело будет читать научные исторические факты, поэтому для них существуют «история Великой Отечественной войны в рассказах для детей». Последние отражают великий подвиг бойцов Красной армии, сопровождаются красочными иллюстрациями. Они будут интересны малышу. Предлагаем изучить несколько коротких рассказов детям о Великой Отечественной войне, которые возможно, будете читать своим маленьким членам семьи.
Я большой
Шёл 1942 год, советская армия героический сражалась за Сталинград. Часть населения удалось эвакуировать. Много было мальчишек и девчонок, у которых погибли родители. Сирот отправляли в детский дом, но не все юные граждане хотели покидать город. Многие желали оказать посильную помощь бойцам Красной армии. В одном из госпиталей работала медсестра Василиса. Девушка не успела окончить медицинский университет, и была командирована на фронт. Она всегда была печальной, наблюдая за ужасами войны.
Однажды в госпиталь пришёл мальчик Стёпа лет 7. Василиса спросила: «Что ты здесь делаешь? Где твои родители? Здесь опасно!» Ребёнок с суровым лицом просмотрел на медсестру и отметил: «Папа бьёт фрицев, а мама уснула. Я думаю, что когда закончится война, она проснётся. Я пришёл вам помогать, не хочу в детдом». Девушка впервые в жизни улыбнулась и сказала: «Какой серьёзный! Но ты ещё маленький и вряд ли чем сможешь помочь. Давай я тебя накормлю и передам в штаб. Там о тебе позаботятся». Она понимала, что у парня никого не осталось. Отец может не вернуться с фронта, а мать умерла.
Стёпа бросился к Василисе и стал умолять не отдавать его в штаб. «Я взрослый! И ты в этом убедишься!», — сказал парень. Сердце девушки дрогнуло, и оставила парня при госпитале, как своего сына. Прошла неделя, Степан помогал убирать, стирать бинты, носил еду и воду раненым. Однажды парень пропал на несколько суток. Василиса не находила себе места, думая, что он погиб. К счастью, Степан вернулся, но не с пустыми руками.
Он принёс несколько банок немецкой тушёнки и хлеба. Из руки мальчика текла кровь. «Ты где был? Что с рукой? Будешь наказан!», — грозно сказала медсестра, а в душе была счастлива. Стёпа стал ей, как родной. Малыш рассказал, что наткнулся на разбитый немецкий автомобиль, в котором обнаружил тушёнку и хлеб, а ранение получил осколком. В заключение произнёс: «Я же говорил, что большой! А ты не верила».
Василиса и Степан прошли войну. Потом девушка усыновила парня, и они прожили достойную счастливую жизнь.
Смелый поступок Маши и её мамы
Для самых маленьких подойдёт короткий рассказ ребёнку 5 лет о Великой Отечественной войне, где нет насилия, но отражена суть трагического военного времени.
Маша была умной, энергичной девочкой, ходила в первый класс. В 6 лет знала алфавит, хорошо считала и решала сложные примеры. Мама девочки работала в колхозе дояркой, а папа трактористом. Но, пришли немцы и установили свои порядки. Отец девочки ушёл в лес к партизанам. Мария с мамой остались в деревне работать на оккупантов.
Однажды девочка пошла к фрицам и предложила им помогать по хозяйству, взамен на еду. Немцы ничего не заподозрили и приняли Машу. Она с утра до вечера убирала у фашистов.
Можно подумать, что в этом нет ничего особенного, но девочка так не считала. В один прекрасный день по совету мамы, Мария вечером незаметно подсыпала немцам в еду снотворного. Когда враги уснули, её мама подожгла скирд соломы. Это был сигнал для партизан. Последние пробрались в село, связали немцев и отправили в штаб. Среди солдат был папа юной героини.
Таким образом, Маша с мамой не только помогли освободить село, но и взять в плен важных немецких офицеров, которые рассказали полезную информацию.
Читайте рассказ о солдате Великой Отечественной войны своим детям, но учитывайте возрастные ограничения. Некоторые произведения содержат сцены насилия, которого в годы ВОВ было достаточно, но малышам об этом знать необязательно. Придёт время и в школе про всё узнают.
Рассказы писателей о детях которые умирают
Перед вами – книжка о ваших сверстниках, которые жили почти двести лет назад. Наверное, вам будет интересно узнать, как росли, чему учились, во что играли, о чём мечтали в детстве ваши прабабушки и прадедушки. И возможно, прочитав эти произведения, вы поймёте, что, несмотря на давно прошедшие времена, у вас с ними есть много общего. Бывало, что и они ссорились, ленились, не слушались старших. Но – и переживали, раскаивались, просили прощения…
А ещё вы увидите, как они умели сочувствовать и сопереживать друг другу, дорожить дружбой, бережно относиться ко всему живому, ждать и радоваться праздникам, верить во всё доброе и хорошее.
Надо сказать, дорогие читатели, что в дореволюционной России не было такого обилия занимательных красочных детских книг с яркими иллюстрациями, как сейчас. И детям самим приходилось рыться на книжных полках своих домашних библиотек (а тогда они были практически в каждой образованной семье), отыскивая у взрослых авторов что-то интересное для себя.
И конечно же маленьким читателям попадались произведения о детстве – о той светлой незабываемой поре, полной радости открытия и познания мира, воспоминания о которой питают и возвышают душу, дают ей запас живительных впечатлений на всю оставшуюся жизнь, помогают человеку выстоять, не упасть духом в трудную минуту.
Когда вы станете старше, то наверняка прочтёте произведения, отрывки из которых вошли в наш сборник. Это «Детство Тёмы» (в сборнике есть отрывок «Тёма и Жучка») Н. Гарина-Михайловского (1852–1906), «Лето Господне» (в книге напечатана глава «Михайлов день» в сокращении) И. Шмелёва (1873–1950), «Детство Никиты» (у нас представлена глава «Желтухин») А. Толстого (1883–1945).
Позже вы обязательно более подробно познакомитесь с творчеством писателей, чьи рассказы о детстве также вошли в эту книгу. Это произведения прославленных классиков русской литературы Ф. Достоевского (1821–1881) и А. Чехова (1860–1904), писателя-сатирика М. Зощенко (1895–1958), нежной и лиричной Н. Тэффи (Н. Лохвицкая, 1872–1952).
А сейчас скажем несколько слов о произведениях, включённых в наш сборник, написанных специально для маленьких читателей.
Три рассказа писателя-классика Л. Толстого (1828–1910) взяты нами из «Азбуки» для крестьянских ребятишек, учеников народной школы, устроенной Л. Толстым в своём имении Ясная Поляна.
Рассказы известного педагога и писателя К. Ушинского (1824–1870) попали в нашу книгу из его замечательных учебников «Родное слово» и «Детский мир», которые, несмотря на то что по ним выучилось не одно поколение русских детей, и на учебники-то не очень похожи – настолько всё в них ярко, занимательно, близко и понятно детям.
Сюда же можно отнести и рассказы из книги «Детские сказки дедушки Иринея» В. Одоевского (1804–1869) – талантливого писателя, философа и просто добросердечного, отзывчивого человека с «юной, благодатной душой» (В. Белинский).
И пожалуй, единственный автор, кто обрёл популярность благодаря своим детским писаниям, – это Л. Чарская (1875–1937). В первой трети XX века не было в России детского писателя известней, чем она. Когда вы подрастёте, может быть, захотите прочитать её повести: «Княжна Джаваха», «Смелая жизнь», «Сибирочка» и др. – и наверняка полюбите её героинь, стойких и мужественных девочек, с непреклонной верой в справедливость, с умением оценивать человека по его душевным качествам, а не по тому, богат он или беден.
Мы надеемся, что герои рассказов, включённых в книжку, – мальчишки и девчонки тех давних времён, – помогут вам лучше понять самих себя, своих друзей и родителей и, возможно, подскажут, как избавиться от лени и непослушания, стать добрыми и отзывчивыми, честными и совестливыми.
Л. Толстой
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Ваня покраснел как рак и сказал тоже:
– Что съел кто-нибудь из вас – это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насы́пать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Нехороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда – сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, бьётся о клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал.
Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
– Мама! Что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал.
Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть, всякий раз, как закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
Филипок
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
– Куда ты, Филипок, собрался?
– Ты ещё мал, не ходи. – И мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его: они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
– Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
– Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу.
В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
Филипок так напугался, что говорить не мог.
– Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
– Ну-ка, сложи своё имя.
– Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
– Молодец! – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
– Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
– Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
К. Ушинский
Дети в роще
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
– Знаешь ли что? – сказал брат сестре. – В школу мы ещё успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птички; а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
– Поиграй-ка с нами, – сказали дети жучку.
– С удовольствием бы, – отвечал жук, – но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
– Поиграй с нами, – сказали дети жёлтой мохнатой пчеле.
– Некогда мне играть с вами, – отвечала пчёлка, – мне нужно собирать мёд.
– А ты не поиграешь ли с нами? – спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток». Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
– Тебе уж, верно, нечего делать, – сказали ему дети. – Поиграй же с нами.
– Как! Мне нечего делать? – прожурчал сердито ручей. – Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю и днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кру́гом! – прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, и’дучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.
– Эй ты, весёлый запевала! – закричал малиновке мальчик. – Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать – поиграй же с нами.
– Как? – просвистала обиженная малиновка. – Мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток! Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.