Библиотека старых советских учебников по Истории
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебная книга для 4 класса
Авторство: Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С., Под ред. Н.П. Кузина
Формат: PDF Размер файла: MB 58.3, PDF Размер файла карты: 4.51 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Рассказы о нашей Родине в далеком прошлом 9
3. Русь борется с монголо-татарскими завоевателями 17
4. Разгром немецких рыцарей 21
Рассказы о нашей Родине при крепостнических порядках 32
8. Путешествие за три моря 36
9. Начало книгопечатания на Руси 38
11. Навеки с русским народом 44
12. Русские землепроходцы и мореходы 47
14. Образование Российской империи 55
15. Михаил Васильевич Ломоносов 58
16. Изобретатель паровой машины 61
18. Таланты в крепостной неволе 67
19. Штурм Измаила. А. В. Суворов 70
23. Первые железные дороги 83
Рассказы о нашей Родине при капиталистических порядках 86
24. Падение крепостного права 86
26. Положение народов в царской России 94
29. В. И. Ленин — основатель
Коммунистической партии 105
30 — 31. Первая революция в России 108
Великая Октябрьская социалистическая революция и граждан ская война 119
33. Большевики готовят социалистическую революцию 119
34 — 35. Великая Октябрьская социалистическая революция 122
38. «Все на борьбу с Деникиным!» 133
39. «Этих лет не смолкнет слава. »
40. Коммунистические субботники Строительство социализма в СССР
42. Ленин умер, но дело его живет!
46. СССР — социалистическая страна
Великая Отечественная воина Советского Союза
48. «Все для фронта! Все для победы!»
50. Города-герои 175
54. Борьба за свободу народов 188
Советские люди строят коммунизм 196
56. От социализма к коммунизму 196
61—62. Наша Родина в борьбе за мир и дружбу между народами 211
63. Коммунистическая партия
КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
СКАЧАТЬ PDF
СКАЧАТЬ (карты) PDF
Много славных подвигов совершили советские люди, защищая свободу и независимость нашей Родины.
Союза. Он, как и многие другие герои, погиб, защищая нашу Советскую Родину.
Наша Родина очень велика. Когда утром первого сентября московские школьники идут на свой первый урок, ребята Владивостока уже вернулись из школы. Их учебный день закончен, когда золотые стрелки часов на Спасской башне Кремля показывают полдень, на Чукотке и Камчатке уже поздний вечер.
Много разных народов живет в нашей стране. Они составляют единую дружную семью.
В СССР власть принадлежит трудящимся. Они сами устанавливают законы, сами управляют государством. Все заводы и фабрики, железные дороги и электростанции, шахты и рудники, поля и леса, реки и моря принадлежат всему народу. У нас нет людей, которые бы угнетали других людей, заставляя их работать на себя. Все люди в нашей стране имеют равные права, все работают на общую пользу.
Но так было не всегда. Раньше нашей страной управляли царь, помещики и капиталисты, которые угнетали трудящихся.
Долго боролся трудовой народ, чтобы добиться свободы, чтобы самому стать хозяином страны. В 1917 году рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической партии, которую создал Владимир Ильич Ленин, свергли царя, прогнали помещиков и капиталистов, взяли власть в свои руки и стали строить новую жизнь.
В течение многих веков народы нашей страны своим упорным трудом создавали города и села, строили заводы и фабрики, прокладывали дороги и каналы. Много раз враги нападали на нашу страну. С ними наш народ вел тяжелые войны.
История рассказывает о труде и борьбе народов, изучает их жизнь в далеком и недавнем прошлом.
Нельзя понять нашу современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории.
Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом
В давние времена жизнь людей была не похожа на современную. Не было больших городов, заводов, железных дорог, самолетов. По-иному выглядели дома, одежда, другими были обычаи людей.
В Средней Азии, в жаркой безводной пустыне, ученые обнаружили следы пересохших каналов, развалины зданий, засыпанные песком, заросшие жестким кустарником. Это были остатки древнего города. Начались раскопки. Вначале машинами, а потом кирками и лопатами осторожно очищали люди от песка и земли развалины массивных стен, высоких башен и русла высохших каналов. Где нельзя было действовать машиной и лопатой, чтобы не повредить находки, работали ножами, щетками и кисточками.
Особенно интересным оказался царский дворец, построенный почти две тысячи лет назад. В большом двухэтажном здании не было ни одного окна. Свет проникал через прямоугольные отверстия в потолке. В верхнем этаже дворца ученые обнаружили на стенах рисунки. Они изображали людей, животных, сцены охоты, битвы с врагами. Там же были найдены бронзовые мечи и кинжалы, серьги и браслеты из бирюзы и серебра. На темно-синих стенах выделялись белые
и красные линии, образуя красивые узоры. Только искусные художники, строители и мастера могли построить такое замечательное здание.
В нижнем полутемном этаже дворца когда-то находилась гончарная мастерская. Здесь при свете факелов и масляных светильников работали древние мастера.
С тех пор прошло много лет, и вот сюда снова пришли люди. Ярко вспыхнули электрические фонари, освещая обширное помещение. Глиняные сосуды для хранения зерна в беспорядке лежали на полу. Некоторые из них были украшены узорами. Повсюду валялись черепки, куски окаменелой глины, незаконченные сосуды со следами пальцев древних мастеров.
Так ученые узнали, что здесь, в безводной пустыне Средней Азии, когда-то был цветущий город. Они узнали, как выглядели жители этого города, чем они занимались.
В те далекие времена сильные государства были и в Закавказье. Многое узнать о них ученым помогли раскопки в Армении и Грузии.
Государства Закавказья и Средней Азии были самыми древними в нашей стране.
В Армении, например, сохранились надписи, выбитые на камне более двух с половиной тысяч лет назад. Эти надписи сделаны по приказанию царей и рассказывают о походах, завоеваниях,
захвате пленных и другой добыче, строительстве каналов и городов.
Во время раскопок в Средней Азии найдены дощечки и куски кожи с письменами. Многие из них ученые пока не могут прочитать.
История
Рассказы по истории СССР Для 4 класса + карты (Голубева Т.С., Геллерштейн) 1976 год
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебная книга для 4 класса
Авторство: Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С., Под ред. Н.П. Кузина
Формат: PDF Размер файла: MB 58.3, PDF Размер файла карты: 4.51 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Рассказы о нашей Родине в далеком прошлом 9
3. Русь борется с монголо-татарскими завоевателями 17
4. Разгром немецких рыцарей 21
Рассказы о нашей Родине при крепостнических порядках 32
8. Путешествие за три моря 36
9. Начало книгопечатания на Руси 38
11. Навеки с русским народом 44
12. Русские землепроходцы и мореходы 47
14. Образование Российской империи 55
15. Михаил Васильевич Ломоносов 58
16. Изобретатель паровой машины 61
18. Таланты в крепостной неволе 67
19. Штурм Измаила. А. В. Суворов 70
23. Первые железные дороги 83
Рассказы о нашей Родине при капиталистических порядках 86
24. Падение крепостного права 86
26. Положение народов в царской России 94
29. В. И. Ленин — основатель
Коммунистической партии 105
30 — 31. Первая революция в России 108
Великая Октябрьская социалистическая революция и граждан ская война 119
33. Большевики готовят социалистическую революцию 119
34 — 35. Великая Октябрьская социалистическая революция 122
38. «Все на борьбу с Деникиным!» 133
39. «Этих лет не смолкнет слава. »
40. Коммунистические субботники Строительство социализма в СССР
42. Ленин умер, но дело его живет!
46. СССР — социалистическая страна
48. «Все для фронта! Все для победы!»
50. Города-герои 175
54. Борьба за свободу народов 188
Советские люди строят коммунизм 196
56. От социализма к коммунизму 196
61—62. Наша Родина в борьбе за мир и дружбу между народами 211
63. Коммунистическая партия
СКАЧАТЬ PDF
СКАЧАТЬ (карты) PDF
Много славных подвигов совершили советские люди, защищая свободу и независимость нашей Родины.
Союза. Он, как и многие другие герои, погиб, защищая нашу Советскую Родину.
Наша Родина очень велика. Когда утром первого сентября московские школьники идут на свой первый урок, ребята Владивостока уже вернулись из школы. Их учебный день закончен, когда золотые стрелки часов на Спасской башне Кремля показывают полдень, на Чукотке и Камчатке уже поздний вечер.
Много разных народов живет в нашей стране. Они составляют единую дружную семью.
В СССР власть принадлежит трудящимся. Они сами устанавливают законы, сами управляют государством. Все заводы и фабрики, железные дороги и электростанции, шахты и рудники, поля и леса, реки и моря принадлежат всему народу. У нас нет людей, которые бы угнетали других людей, заставляя их работать на себя. Все люди в нашей стране имеют равные права, все работают на общую пользу.
Но так было не всегда. Раньше нашей страной управляли царь, помещики и капиталисты, которые угнетали трудящихся.
Долго боролся трудовой народ, чтобы добиться свободы, чтобы самому стать хозяином страны. В 1917 году рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической партии, которую создал Владимир Ильич Ленин, свергли царя, прогнали помещиков и капиталистов, взяли власть в свои руки и стали строить новую жизнь.
В течение многих веков народы нашей страны своим упорным трудом создавали города и села, строили заводы и фабрики, прокладывали дороги и каналы. Много раз враги нападали на нашу страну. С ними наш народ вел тяжелые войны.
История рассказывает о труде и борьбе народов, изучает их жизнь в далеком и недавнем прошлом.
Нельзя понять нашу современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории.
Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом
В давние времена жизнь людей была не похожа на современную. Не было больших городов, заводов, железных дорог, самолетов. По-иному выглядели дома, одежда, другими были обычаи людей.
В Средней Азии, в жаркой безводной пустыне, ученые обнаружили следы пересохших каналов, развалины зданий, засыпанные песком, заросшие жестким кустарником. Это были остатки древнего города. Начались раскопки. Вначале машинами, а потом кирками и лопатами осторожно очищали люди от песка и земли развалины массивных стен, высоких башен и русла высохших каналов. Где нельзя было действовать машиной и лопатой, чтобы не повредить находки, работали ножами, щетками и кисточками.
Особенно интересным оказался царский дворец, построенный почти две тысячи лет назад. В большом двухэтажном здании не было ни одного окна. Свет проникал через прямоугольные отверстия в потолке. В верхнем этаже дворца ученые обнаружили на стенах рисунки. Они изображали людей, животных, сцены охоты, битвы с врагами. Там же были найдены бронзовые мечи и кинжалы, серьги и браслеты из бирюзы и серебра. На темно-синих стенах выделялись белые
и красные линии, образуя красивые узоры. Только искусные художники, строители и мастера могли построить такое замечательное здание.
В нижнем полутемном этаже дворца когда-то находилась гончарная мастерская. Здесь при свете факелов и масляных светильников работали древние мастера.
С тех пор прошло много лет, и вот сюда снова пришли люди. Ярко вспыхнули электрические фонари, освещая обширное помещение. Глиняные сосуды для хранения зерна в беспорядке лежали на полу. Некоторые из них были украшены узорами. Повсюду валялись черепки, куски окаменелой глины, незаконченные сосуды со следами пальцев древних мастеров.
Так ученые узнали, что здесь, в безводной пустыне Средней Азии, когда-то был цветущий город. Они узнали, как выглядели жители этого города, чем они занимались.
В те далекие времена сильные государства были и в Закавказье. Многое узнать о них ученым помогли раскопки в Армении и Грузии.
Государства Закавказья и Средней Азии были самыми древними в нашей стране.
В Армении, например, сохранились надписи, выбитые на камне более двух с половиной тысяч лет назад. Эти надписи сделаны по приказанию царей и рассказывают о походах, завоеваниях,
захвате пленных и другой добыче, строительстве каналов и городов.
Во время раскопок в Средней Азии найдены дощечки и куски кожи с письменами. Многие из них ученые пока не могут прочитать.
Библиотека старых советских учебников по Истории
Скачать Советский учебник
Назначение: Методическое пособие для 4 класса средней школы
Авторство: Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн
Формат: DjVu, Размер файла: 8.55 MB
СОДЕРЖАНИЕ
I. Особенности обучения истории в 4 классе
§ 1. Образовательно-воспитательные задачи обучения истории в 4 классе
§ 2. Особенности урока истории в 4 классе
§ 3. Межкурсовые связи в изучении истории
II. Структура и примерное (вариативное) содержание уроков в 4 классе
Вводный урок. Наша Родина — СССР
Глава I. Наша Родина в далеком прошлом
Урок 1. Славянский поселок. § 1
Урок 2. Киевская Русь. § 2
Урок 3. Борьба с монголо-татарским нашествием. § 3
Урок 4. Разгром немецких рыцарей. § 4
Урок 5. Куликовская битва. § 5
Повторение темы «Наша Родина в далеком прошлом»
Глава II. Россия при крепостнических порядках
Урок 1. Москва — столица русского государства. § 6
Урок 2. Крепостные крестьяне. § 7
Урок 3. Навеки с русским народом. § 8
Урок 4. Русские землепроходцы и мореходы. § 9
Урок 5. Северная война. § 10
Урок 6. Петербург — новая столица России. Петр I
Урок 7. Михаил Васильевич Ломоносов. § 12
Урок 8. Крепостные крестьяне в XVIII в. § 13
Урок 9. Александр Васильевич Суворов. § 14
Уроки 10 — 11. Отечественная война 1812 г. § 15 — 16
Урок 10. Нашествие армии Наполеона. § 15
Урок 11. Разгром наполеоновского нашествия. § 16
Урок 12. Восстание декабристов. § 17
Повторение темы «Россия при крепостнических порядках».
Глава III. Россия при капиталистических порядках
Урок 1. Падение крепостного права. § 18
Урок 2. Переход России к капиталистическим порядкам. § 19
Урок 3. Положение народов в царской России. § 20
Урок 4. Рабочие-революционеры. § 21
Урок 5. Начало революционной деятельности Владимира Ильича Ленина. § 22
Урок 6. В. И. Ленин — основатель Коммунистической партии. § 23
Уроки 7 — 8. Первая революция в России. § 24 — 25
Урок 7. 195
Урок 8. 198
Урок 9. Народ свергает царя. § 26 199
Повторение темы «Россия при капиталистических порядках» 112
Глава IV. Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война 117
Урок 1. Большевики в борьбе за социалистическую революцию.
Уроки 2 — 8. Великая Октябрьская социалистическая революция. § 28 — 29 121
Урок 2 122
Урок 3 125
Урок 4. Начало иностранной интервенции и гражданской войны. § 30 127
Урок 5. В грозном девятнадцатом. § 31 132
Урок 6. «Этих дней не смолкнет слава!» § 32 138
Урок 7. Коммунистические субботники. § 33 139
Повторение темы «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»
Глава V. Строительство социализма в СССР 147
Урок 1. Образование СССР. § 34 148
Урок 2. Ленин умер, но дело его живет. § 35 150
Урок 3. Первые пятилетки. § 36 153
Уроки 4 — 5. Крупнейшие стройки первых пятилеток. § 37 — 38 156
Урок 4. Днепрогэс, Магнитогорск, Турксиб
Урок 5. Комсомольск-на-Амуре. Москва социалистическая. Трудовой народ учится 157
Урок 6. Крестьяне строят новую жизнь. § 39 160
Урок 7. В СССР победил социализм. § 40 163
Повторение темы «Строительство социализма в СССР» 166
Глава VI. Великая Отечественная война Советского Союза 169
Урок 1. Начало Великой Отечественной войны. § 41 172
Урок 2. Все для фронта! Все для победы! § 42174
Урок 3. Битва за Москву. § 43 178
Урок 4. Непокоренный Ленинград. § 44 181
Урок 5. Сталинградская битва. § 45 182
Урок 6. В тылу врага. § 46 186
Урок 7. Освобождение. § 47 190
Урок 8. Великая Победа. § 48 194
Повторение темы «Великая Отечественная война Советского Союза» 197
Глава VII. Советские люди строят коммунизм 198
Урок 1. Подвиг возрождения. § 49 202
Урок 2. «. Плюс электрификация всей страны». § 50 203
Урок 3. Ученые ищут новые виды энергии. § 51 207
Урок 4. Наука и техника на службе человека. § 52 210
Урок 5. Освоение космоса. § 53 211
Урок 6. Байкало-Амурская магистраль. § 54 213
Урок 7. Современное сельское хозяйство. § 55 215
Урок 8. Основной Закон нашей страны. § 56 217
Урок 9. Труд — дело чести, доблести и геройства. § 57 223
Урок 10. Наша Родина в борьбе за мир и сотрудничество между народами. § 58 227
Урок 11. Коммунистическая партия Советского Союза ведет нас к коммунизму. § 59 230
Итоговое повторение 231
Приложение: список детской исторической литературы 235
КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
Скачать.
Рекомендовано Главным управлением школ Министерства просвещения СССР. Издание пятое, переработанное и дополненное.
В связи с кончиной Л. С. Геллерштейна подготовка нового издания книги была осуществлена Т. С. Голубевой.
Рецензенты: учитель-методист М. Д. Парамонова; канд. пед. наук В. Д. Евсюкова.
Методическое пособие по истории СССР содержит основные указания о структуре курса, о планировании уроков в рамках отдельных тем, о проведении каждого урока. Пособие переработано с учетом изменений, внесенных в 13-е издание учебника для 4-го класса, а также новых явлений в общественно-экономической жизни СССР, и дополнено новыми материалами.
I. Особенности обучения истории в 4 классе
Библиотека старых советских учебников по Истории
Скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНАЯ КНИГА ДЛЯ 4-ГО КЛАССА
Авторство: Сергей Петрович Алексеев, Владимир Геннадиевич Карцов
СОДЕРЖАНИЕ
Древняя Русь
1. Как жили древние славяне 6
2. Древнерусское государство 9
3. В древнем Киеве 11
4. Раздробление Руси 14
5. Нашествие монголо-татарских завоевателей 15
6. Разгром шведских и немецких захватчиков 17
Образование и расширение Русского государства
7. Начало объединения русских земель вокруг Москвы 20
8. Куликовская битва 23
9. Образование Русского государства 24
10. Царь и дворяне 26
11. Закрепощение крестьян 28
12. Борьба с польскими захватчиками 32
13. Воссоединение Украины с Россией 35
14. Сибирь в 16 — 17-м веках 37
15. Восстание крестьян и казаков под предводительством Степана Разина 39
Россия в 18-м и первой половине 19-го столетня
16. Борьба за выход в Балтийское море 42
17. Полтавская битва 46
18. Великий русский учёный М. В. Ломоносов 49
19. Крепостная деревня в 18-м столетии 52
20. Восстание крестьян и казаков под предводительством Емельяна Пугачёва 54
Капитализм в России
27. Падение крепостного права 70
28. На капиталистической фабрике 73
29. Морозовская стачка 76
30. Владимир Ильич Ленин 78
31. Создание партии коммунистов 81
32. Кровавое воскресенье 83
33. Первая русская революция 85
34. Жизнь народов России при царской власти 88
35. Первая мировая война 89
36. Народ свергает царя 91
Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война
37. Большевики готовят социалистическую революцию 93
38. Социалистическая революция началась 95
39. Штурм Зимнего дворца 97
40. Сбылась вековая мечта трудящихся 99
41. Социалистическое отечество в опасности 102
42. Победы Красной Армии 105
43. Восстановление разрушенного хозяйства 110
Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков
51. Враг наступает 129
52. В тылу и на фронте 132
53. Победа над фашизмом 136
Советские люди строят коммунизм
54. Наши планы 138
55. Бригады коммунистического труда 142
56. Рост благосостояния советских людей 145
57. Расцвет науки и культуры в СССР 146
58. Дружба народов социалистических стран 147
59. Жизнь трудящихся в капиталистических странах. 150
60. Борьба за мир 152
Послесловие 154
Запомни, когда происходили эти события 155
Приложение: Карты.
СПИСОК КАРТ
1. Древнерусское государство (Киевская Русь) в 9—11-ом столетиях
2. Русские княжества в 12-ом и 13-ом столетиях
3. Образование и расширение Русского государства в 14—17-ом столетиях
4. Россия в 18-ом столетии
5. Россия в 19-ом и в начале 20-го столетия
6. Гражданская война в России (1918-1920 гг.)
7. Союз Советских Социалистических Республик
КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
Скачать PDF. PDF.
Скачать DjVu. DjVu.
Скачать карты
Древняя Русь.
X. Как жили древние славяне.
Восточные славяне. Если встретятся русский, украинец и белорус и начнут разговаривать каждый на своём родном языке, они легко поймут друг друга. Русские, украинцы и белорусы — родные братья. Они произошли от общих предков — восточных славян, которые жили в Восточной Европе.
Земли восточных славян простирались от Чёрного до Балтийского моря. Там, где теперь высятся наши города и раскинулись колхозные пашни, в древние времена шумели дремучие леса или колыхались степные травы. В лесах и степях водилось множество всякой дичи и зверя: бродили медведи, паслись лоси, укрывались в камышах кабаны.
Среди лесов и степей по берегам Днепра и других рек селились славяне. Они делились на племена. Каждое племя жило отдельно от других и имело свои порядки. Во главе племён стояли вожди, которых называли князьями.
Занятия древних славян. Славяне жили в небольших посёлках. Жилища в лесистых местах рубили из брёвен, а там, где леса было мало, стены сплетали из прутьев и обмазывали глиной. Были у славян и города: Киев, Новгород и другие. В городах жили и работали кузнецы, горшечники и иные искусные мастера.
Основным занятием древних славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, овёс, лён.
Тяжёл был труд земледельцев в ту пору. Во многих местах лес подходил прямо к посёлку. Непроходимой стеной стояли вековые деревья. Землю приходилось расчищать от леса. Одному человеку это было непосильно. Люди собирались вместе, всем посёлком. Топорами они вырубали деревья, сжигали их, с большим трудом выкорчёвывали пни. Зола удобряла землю. Но урожаи были невелики. Через несколько лет земля совсем переставала давать урожаи, и приходилось расчищать новый участок. Взрыхляли землю сначала мотыгой, а потом стали пахать деревянной сохой. Жали хлеб серпами, мололи ручными жерновами.
Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством. Они были также отважными охотниками и умелыми рыболовами. Охотиться ходили с луками и копьями. На звериных тропах ставили капканы. Охота в те времена была трудным и опасным делом. Не раз люди гибли в жестокой схватке со зверем. Часто охотники возвращались домой с пустыми руками.
Захват земли боярами и князьями. Сначала земли, на которых жили и работали жители посёлка, принадлежали всем вместе. Но постепенно земли перестали быть общими. Некоторые люди захватили много земель. Богатых землевладельцев назвали боярами. Особенно много земель оказалось у князей.
Задание.
1. Почему русский, украинский и белорусский народы так близки друг другу?
2. Где жили в древности восточные славяне? Покажите на карте их землю и города.
3. Расскажите по рисункам о славянском посёлке и занятиях древних славян.
Топор.
Серп.
Соха.
Покажите князя и окружающих его бояр. Обратите внимание на одежду и вооружение княжеских воинов и на одежду простого народа. Рассмотрите, чем платится дань.
3. В древнем Киеве.
Город Киев. На берегу Днепра, на крутых холмах, стоял главный город древнерусского государства — Киев. В 11-м веке он стал одним из самых больших го.родов во всей Европе. Огромный земляной вал окружал его. Высокая деревянная стена тянулась по валу. Вал и стена защищали город от нападения противников.
Жизнь трудового люда. В городе было многолюдно. Люди теснились в узких улицах и кривых переулках. Дома в Киеве большей частью были маленькие, наполовину врытые в землю. В них жил трудовой народ — кузнецы, плотники, горшечники и другие мастера.
В небольших печах мастера плавили железо. Бойко стучали молотки по наковальням. Это киевские кузнецы ковали серпы, топоры, мечи. В своих мастерских кожевники выделывали кожу. Горшечники изготовляли глиняную посуду. По всей древней Руси и даже в других странах ценили труд искусных киевских мастеров.
Жизнь бояр и князей. Среди множества убогих домов трудового люда выделялись терема с высокими крышами и узорчатыми окнами. Это были дома киевских богачей: бояр и бо-
Дрсвнял печь для выплавки железа.
Печь-домннцв сложена на камней. В нее засыпали дровеспый уголь н куски руды. Горящий уголь раздували мехами. В домницс из руды выплавлялось железо.
гатых торговцев — купцов. Каждый такой дом был обнесён прочным деревянным забором и напоминал крепость.
Богато жили бояре и купцы. Но ещё богаче был великий князь киевский — главный среди русских князей. На высоком холме возвышался княжеский дворец. На княжеском дворе всегда было людно. Здесь толпилось много дружинников, вооружённых мечами и копьями.