Сказка-быль про «Мой город — самый, самый»
Решитько Юлия Владимировна
Сказка-быль про «Мой город — самый, самый»
Давным-давно жил на свете маленький город и не было у него даже названия. Он бродил по белому свету, пока не увидел красивую, огромную поляну. Вокруг был чудесный лес. Разные деревья росли в этом лесу. Огромные сосны и кедры, поляны цветов, возвышались над маленькими стройными берёзками. Стояла поздняя осень, отчего лес казался, просто сказочным. Городу так понравились эти места, что он решил остаться здесь.
Ему было очень скучно одному, но рядом с ним была река. И тогда город решил, что будет расти и процветать на её берегу.
Однажды по реке проплыл теплоход. На палубе играла музыка, танцевали люди.И вдруг они увидели чудо: красивый сказочный лес, а на поляне город. Люди вышли на берег и остались здесь навсегда.
С каждым годом людей приезжало всё больше и больше. Город стал расти. Люди построили детские сады, дома, школы, магазины, спортивный комплекс и мост через реку. Вместо густого леса люди построили красивый парк, оборудовали его фантанами, аллеями цветов. И дали городу имя – город Тимашевск.
В этом городе родилась маленькая девочка – Капелька. И расскажу я вам сказку – быль про город Тимашевск.
Есть у нас хозяин города Житлов А. В., который город наш хранит, за чистоту и красоту его радеет, и богатства его приумножает.
Есть много у нас лавок – магазинов с товарами красивыми диковинными, ходишь, налюбоваться не можешь, а цены на эти товары ещё диковиннее не каждому работнику по карману.
А ещё у нас есть чудо – невиданное –Тимашевское телевидение – око недрёманное. Не во всяком граде такое есть.Ничего от его телекамер всевидящих не укроется: и успехи увидит – похвалит, и за недостатки поругает, и о лютой непогоде предупредит, и новости последние все расскажет.
Спортивными достижениями наш город славится. Во многих видах спорта наши горожане в числе первых и наград за это множество имеют. Да и простые жители с удовольствием спортом для здоровья занимаются. Все спортивные комплексы города желающими переполнены.
И с прогрессом в ногу наш Тимашевск шагает. Интернет в каждом доме, ребятишек к компьютерному делу приспосабливает, общаться со всем миром учит, обо всём узнавать и о себе рассказывать.
Вот сколько чудес всяких в моём городе имеется! Не всякий град таким богатством может похвастаться.
В селах и поселках, окрест городаягоды всякие водятся: клюква, брусника, ежевика, а уж грибов и не перечислить! Также гордость наша – орехи кедровые – для здоровья и для жителей города. В реках всякой рыбы полно. Вот для охотников и рыбаков забава, да к столу приварок!
А самое главное богатство нашего города – это его жители – обитатели, работающие да умелые, умные да сильные, красивые да доброжелательные.
На этом я заканчиваю свою сказку про славный город Тимашевск!
(Прогулка с Капелькой по саду, придумывание сказки).
«Мой папа самый лучший!» Спортивное развлечение для детей старшей группы. «Мой папа, самый лучший!». Провела инструктор по физической культуре инструктор по физической.
Досуг с родителями, посвященный празднику День защитника Отечества «Мой папа самый, самый» во второй младшей группе Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудный центр развития ребенка – детский сад №22 «Родничок».
Фотоотчет о проведении праздника «Мой папа самый, самый» Фотоотчет о проведении праздника «Мой папа самый, самый» В нашем детском саду ежегодно проводится праздник посвященный «Дню защитника отечества».
Конспект спортивного мероприятия в старшей группе ко Дню 23 февраля для родителей и детей «Мой папа самый, самый» Цель: Организовать совместный досуг для детей и их родителей. Задачи: Расширять представления детей о празднике, посвящённом Дню Защитника.
Родительское собрание на тему «Я самый-самый, право ребенка на свою индивидуальность» Повестка дня: 1. Познакомить родителей правом ребенка на защиту своей индивидуальности 2. Привлечь внимание к тому, что каждый ребенок.
Самый лучший, самый крутой выпуск-2017! Видео Вот и отгремели выпускные вечера,сколько сил, времени, к подготовке этой знаменательной дате, и как быстро он пролетел! Столько невероятно.
Сценарий праздника во второй младшей группе ко Дню защитника Отечества «Мой папа самый, самый!» Сценарий праздника во второй младшей группе ко Дню защитника Отечества «Мой папа самый, самый!» Цель: Воспитание у детей чувства уважения.
Сценарий спортивного праздника к 23 февраля «Мой папа самый, самый…» в старшей группе Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры у воспитанников. Задачи: Развивать способность.
Спортивное мероприятие «Самый, самый, самый…» (в подготовительной группе) в рамках недели «Я талантлив!» (фото отчёт) Цель:сохранение и укрепление здоровья детей, привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом. Задачи:Образовательные: • создать.
Вопросы викторины «Кто самый, самый… в мире животных» для детей старшего дошкольного возраста 1. Какое самое большое млекопитающее животное на Земле? (Кит) 2. Какое самое большое сухопутное животное? (Слон африканский) 3. Какое.
Детские рассказы «Город, в котором я живу» Видео
Ульяна Семенищева
Детские рассказы «Город, в котором я живу» Видео
Мы в детском саду ежеквартально выпускаем журнал «Почитайка». В нем публикуем разные детские рассказы, ведем рубрика «говорят дети»,всевозможные игры, викторины и т. д.
Нашему городу Когалыму исполнилось 30 лет, мы решили посветить один из выпусков данной теме.
Нашли много интересной информации, ну и конечно спросили наших ребятишек что они думают о городе в котором живут.
Наш город называется Когалым, в нем очень хорошо. Когда становится тепло, я люблю кататься на велосипеде по центральной площади нашего города. Там есть настоящий большой паровоз и очень красивый фонтан. Мне нравится им любоваться.
Еще, в нашем городе есть церковь. Я люблю туда ходить, там красиво и интересно. Возле церкви есть памятник, где много книг. Наш город очень красивый, и мне он очень нравится!
Тимофей Рябинин, 6 лет.
Я живу в городе Когалыме. Когалым – маленький, спокойный город. Мое любимое место в городе – музей. Там есть развлекательные игры, я люблю игру, где надо ловить лягушек, и есть кинотеатр 5D. Здесь в Когалыме живут мои бабушка и дедушка. Я люблю ходить к ним в гости. Я люблю гулять по городу вечером, когда темно и много огней. В нашем городе есть парк военной техники, мы часто ходим туда гулять и фотографироваться. Летом мне нравится кататься на велосипеде по рябиновому бульвару, там очень красиво. Мне нравиться мой город, он красивый, веселый, любимый!
Ирина Воробьева, 5 лет.
Город, где я живу, называется Когалым. Наш город самый добрый, в нем всегда цвело добро. В нашем городе много интересных мест. На день рождения сестры мы ходили в «Метро», там мне понравилось прыгать на батутах. У нас в Когалыме есть музей, там много разных интересных вещей. Я очень люблю ходить в кинотеатр «Янтарь», там показывают мультфильмы. Летом у нас в городе работает парк аттракционов, там очень весело. Еще я люблю ходить в парк военной техники, там есть танки и машины. Летом мы ходим на пляж, там можно делать песочные замки. Люблю ходить с папой к нему в пожарную охрану, там есть красные и белые машины.
Наш город самый красивый, в нем много интересных и красивых мест. Я очень люблю Когалым! Лев Семенищев, 6 лет
Когалым – любимый город,
Ты стоишь в краю суровом.
Город детства дорогой,
Все гордимся мы тобой!
Ты красивый, молодой
С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ, город мой!
Как тебе не пожелать
Богатеть и расцветать!
Взрослыми мы станем
Занятие в старшей группе «Города России»
Ирина Смирнова
Занятие в старшей группе «Города России»
Цель: Расширить знания детей о родном городе и других городах России.
• Продолжать знакомить детей с родным городом.
• Познакомить детей с городами входящими в состав «Золотого кольца» России, с историей Санкт-Петербурга.
• Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование и материалы: фотографии, открытки, репродукции с видами городов России, в том числе с видами родного города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, альбом «Города и природа России».
1. Этап. Организационный.
Воспитатель: предлагает детям пройти в группу и занять своё место на стульчиках. Здоровается с детьми.
Воспитатель читает стихотворение Владимира Кострова «Город белой души Балахна»
По засыпанным болотам, по пескам,
Где рассол когда-то черпали из ям,
Протянулся город узкой полосой,
И пленил своей неброскою красотой.
Летом в зелени запрятаны дома,
И сугробы тут кругом – когда зима.
Торговал он солью, строил корабли,
С бурлаками ряды в городе вели.
Отливали ловко в нём колокола,
Изразцами в нём сияли купола.
А теперь мы, прошлой славой дорожа,
Говорим о нём: мол, белая душа.
Но зазорного в таком прозванье нет,
Коль его бумагу знает свет.
2. Этап. Мотивационно – ориентировочный.
Воспитатель: О каком городе идёт речь в этом стихотворении? Как называется наш город? Какие города расположены неподалёку от нашего? (Дети отвечают на вопросы. Рассказывают о городах, в которых они бывали.)
Скажите, любите ли вы свой город? Почему? (Ответы детей) А что мы с вами делаем для того, чтобы наш город был красивым? (Ответы детей) Да, верно. Мы сажаем цветы, сгребаем опавшие листья, убираем снег; не мусорим на улицах и в парке. Мы очень любим наш город и гордимся тем, что живём здесь.
Физкультминутка. Хороводная игра «Карусель».
3. Этап Основная часть.
Воспитатель: В нашей стране, России, очень много городов. Назовите самый главный город нашей страны. (Ответы детей). Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Предлагаю вам ребята рассмотреть альбом о городах входящих в состав «Золотого кольца России».
Дети смотрят альбом вместе с воспитателем. Повторяют названия городов (Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир). Затем воспитатель показывает расположение этих городов на карте России и объясняет название «Золотое кольцо России». Все эти города поражают своей многовековой историей и красотой, поэтому и назвали их «Золотым кольцом России».
Воспитатель: Есть в России ещё один великий и прекрасный город-Санкт-Петербург. (Воспитатель показывает иллюстрацию). Он построен на реке Неве. Основал его русский царь Пётр Первый. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет. Строительство этого города было необычным для России. Поэтому сейчас Санкт-Петербург часто называют второй столицей России. Городстроился на удивление всем иностранцам: просторным, широким, с великолепными мостами, дворцами, храмами. Санкт-Петербург считается одним из самых красивейших городов мира. Со всего мира люди едут посмотреть на это чудо! Посмотрите, какие дворцы, фонтаны, мосты (Воспитатель показывает иллюстрации).
Воспитатель: Санкт-Петербург неразрывно связан с именем великого русского поэта А. С. Пушкина. Вот какие строки он посвятил этому городу:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Санкт-Петербург построен на островах, которые соединяются между собой мостами. Даже эти мосты являются произведениями искусства, люди не устают ими любоваться.
— Как называется наш родной город?
— О каких городах вы узнали сегодня на занятии?
— Чем знаменит Санкт-Петербург?
Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!» Совместная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Мы живем в России!» Составитель: Фатхиева А. М., воспитатель МАДОУ № 408.
Фоторепортаж о празднике «День России, день города Кирова и юбилей Нововятского района» Уважаемые коллеги, хочу вам показать фотографии с праздника. Он проходил в Нововятском районе у реки Вятки. Вот она река Вятка!.
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с государственной символикой. Герб и флаг России и города Электросталь» ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ: ГЕРБ И ФЛАГ РОССИИ И ГОРОДА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ Составитель: Воспитатель Дундукова Надежда Григорьевна.
Мини-музеи нашей группы: «Народная игрушка», «Ложечка точеная», «Города России» Идея организации мини-музея в нашей группе возникла в 2014 году. И началась она с создания музея «Народная игрушка», экспонаты для которого.
НОД по познанию в старшей группе «Города Башкортостана» Цели и задачи: обобщить знания детей о городах Башкортостана: об Уфе, Нефтекамске; продолжать учить пользоваться картой, разбираться в условных.
Тематическое занятие ко Дню России в старшей группе детского сада Тематическое занятие ко Дню России в старшей группе детского сада. Оформление зала: Полотнище Российского триколора, плакат с государственной.
Занятие в группе «Улица города» «Улица города» Ход занятия. Давайте вспомним, какие виды транспорта вы знаете? (водный, наземный и воздушный). Сегодня мы с вами разберем.
Знакомство детей с государственной символикой: герб и флаг России и города Тольятти «Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры с самого раннего детства».
Произведения про Родину и Россию
В 2013 году был установлен ФГОС (государственный стандарт образования), согласно которому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является обязательным. Изучение культуры, традиций и обычаев, природного ландшафта своей страны формирует у детей уважительное и почтительное отношение к Родине. Патриотическое воспитание входит в часть образовательного процесса. Дошкольники должны знать страну и город, где они проживают.
Патриотическое воспитание дошкольников
Детям рассказывают значимые факты из истории страны, знакомят с выдающимися личностями. Для дошкольников важное место занимают знания о родном городе. Важно объяснить детям различие страны и города. Для этого подойдет карта или глобус. Страна – огромная территория, объединяющая людей одной национальности, языка и обычаев. Для дошкольников будет достаточно примерного определения. Город – это маленькая часть страны. В одной стране может быть много городов, деревень и поселков. Они различаются по размеру и образу жизни людей.
Задачи патриотического воспитания
1.Бережное отношение к природе родной страны и её ресурсам.
2.Формирование у детей семейных ценностей и уважительного отношения к институту семьи.
3.Уважительное отношение к подвигам предков.
4.Разъяснение понятия «толерантность». Формирование толерантного отношения к людям других стран и национальностей.
5.Знакомство с культурой и обычаями страны. Дети должны знать о том, какой вклад внесла страна в развитие мировой науки.
6.Формирование понятия «Родина».
Занятия по патриотическому воспитанию могут проходить в форме беседы, совместного чтения или просмотра фильма с последующей беседой. Помимо занятий в помещении, необходимо водить ребёнка на городские мероприятия, посвящённые государственным праздникам. Для патриотического воспитания ребенка знакомят с праздниками 23 февраля, 9 Мая, 12 июня, 22 августа, 4 ноября, 12 декабря.
Например, детям обязательно нужно рассказывать о крайне важном празднике – Дне Победы, который до сих пор глубоко уважают и ценят россияне. Подвиг советских солдат – пример личного мужества и любви к Родине.
Как объяснять дошкольникам понятие «Родина»
Дети знают название своего города и страны. Однако не всегда им становится понятно, что же такое Родина. Нужно разъяснить им это понятие, чтобы не возникало недопониманий в беседах и при чтении книг. Родина – это место, где родился человек и его предки. Как правило, дети проживают там, где они родились. Однако всё чаще возникают ситуации, когда ребёнок рождается в одном городе или стране, а живёт в другом месте. То есть его Родиной является то место, где он родился, провел детство и где жили его родители. Можно объяснить таким детям, что место, где они живут сейчас (если семья планирует там оставаться), будет его малой родиной. Её также надо любить и уважать. Понятие «Родина» можно начинать с беседы о маме. Любовь и уважение к родителям детям понятно и естественно для них. Мать дала жизнь, она самый главный человек для каждого. Родина чем-то похожа на мать. Она также дала жизнь, но не одному человеку, а целому поколению.
Стихи о Родине для дошкольников
1. П. Воронько «Лучше нет родного края»
Стихотворение для младших дошкольников о родном крае. Автор спрашивает у журавлей, где самая лучшая земля? Они ответили ему, что лучшая земля – это родной край.
2. Т. Бокова «Родина»
Стихотворение, разъясняющее детям понятие Родины. Это не только земля, но и родные люди, игрушки, дом, город – всё, что окружает ребёнка и ему дорого.
3. В. Степанов «Необъятная страна»
Стихотворение о необъятной России, о её красоте, природе и бескрайних полях. Произведение наполнено любовью к России и гордостью за неё.
4. Е. Кисляков «Россия – моя Родина»
Произведение, в котором автор признаётся в любви к своей стране. Он готов отказаться ради неё от любых благ, которые мог бы получить в другой стране. Это – его Родина, которую он всегда будет любить и никогда не предаст.
5. К. Симонов «Родина»
Стихотворение связано с Великой Отечественной войной. Автор пишет о любви к Родине и готовности защищать каждый её кусочек. В момент боя вспоминается не вся страна, а именно Родина. Это место, где он родился и вырос. Именно эта Родина – самое ценное, что есть в жизни. Воспоминание дает ему силы и мужество в сражении с врагом.
6. А. Жигулин «О, Родина!»
Стихотворение посвящено любви к Родине. Автор находит утешение в ней в самые печальные моменты жизни. Родина – самое дорогое место для него.
Рассказы о России и Родине
1. М. Пришвин «Моя Родина»
Рассказ автора о тёплых воспоминаниях детства. Уже ребёнком он понял, насколько прекрасна природа вокруг. Мать каждое утро кипятила необычайно вкусное молоко. Такие моменты помогли рано сформировать у автора уважительное отношение к природе. Он призывает маленьких читателей бережно относиться к ней, замечать красоту и жить в гармонии с миром.
2. К. Ушинский «Хлеб»
Рассказ о том, каким тяжёлым трудом достается хлеб. В современном мире методы возделывания земли изменились, почти все процессы автоматизированы. Однако главная цель – продемонстрировать детям ценность человеческого труда.
3. Е. Пермяк «Сказка-присказка про родной Урал»
Волшебная сказка о возникновении родной земли автора – Урала. Горы сравниваются с огромным змеем-полозом. Он застыл, превратившись в горную породу. Все его части стали драгоценными породами, которыми знаменит Урал.
4. С. Романовский «Русь»
Рассказ о происхождении слова «Русь». Автор однажды услышал, как женщина употребила в необычном сочетании слово «русь»: «Она вынесла горшок с растением на русь». Авору стало интересно такое употребление, он поинтересовался, что же такое русь? Ему ответили, что русь – это «светлое место».
5. К. Ушинский «Наше отечество»
Рассказ, разъясняющий детям, что же такое Родина и Отечество. Текст доступен для чтения самым маленьким детям. Небольшое произведение содержит даже географические сведения о том, что Россия расположена сразу в нескольких частях света.
6. К. Паустовский «Рассказы о природе»
Сборник коротких рассказов, описывающих красоту природы России. В каждой строчке чувствуется трепетное отношение автора к своей Родине. Любовь к родной природе – важная часть патриотического воспитания.
7. И. Шмелёв «Русская песня»
Рассказ-воспоминание из детства автора. Начало лета ассоциировалось с примеркой летней одежды. В этот год в дом пришел маляр. За работой он пел песни. Автор, будучи маленьким мальчиком, ощутил всю красоту и мощь русского слова. Рассказ о зарождении патриотического чувства любви к родному краю.
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
Следите за обновлениями в социальных сетях:
Рассказы о Родине для школьников
Рассказы для детей о Родине, о родной земле, о родном крае. Рассказы для чтения в школе, для семейного чтения. Рассказы Михаила Пришвина, Константина Ушинского, Ивана Шмелёва, Ивана Тургенева.
Михаил Пришвин
Моя родина (Из воспоминаний детства)
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.
Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Константин Ушинский
Наше отечество
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Иван Шмелёв
Русская песня
Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.
Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повертывали, закалывали на мне, припускали и отпускали — «на полвершочка». Я потел и вертелся, а за не выставленными ещё рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.
Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной — замазкой и красками. Маляр приходил выставлять рамы — «впущать весну» — наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:
— Ну, и где у вас тут чего.
И с таким видом выхватывал стамески из-за тесёмки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:
И-ах и тё-мы-най ле-со.
Да йехх и тё-мы-на-ай.
Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из жёлтой бутылочки, у которой на зелёном ярлычке стояло «политура», плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:
Ах-ехх и в тёмы-на-ам ле.
И пел всё громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья, — он казался мне очень страшным.
Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.
И-ах и в тё-мы-ном ле-э.
Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он всё-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.
Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал. Он обвел маляру у щиколоток по зелёному браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки.
Маляр сладко похрапывал — должно быть, от удовольствия.
Тогда Васька обвёл вокруг маляра широкий «заколдованный круг», присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду лучил?
— Я не краской, не замазкой,
Я на солнышке лежал!
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!
Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведерко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:
— А ты не реви, дурашка. Такой же растёт у меня в деревне. Что хозяйской краски извёл, дура. да ещё ревёт!
С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про тёмный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чужу-далънюю сы-то-ронуш-ку. ». Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он её, что думалось мне: не про себя ли и пел её? Пел и ещё песенки — про «тёмную ноченьку, осеннюю», и про «берёзыньку», и ещё про «поле чистое».
Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир — тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни, приоткрылся мне новый мир — и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то. Тогда-то, на ранней моей поре, — впервые, быть может, — почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом — я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его.
Иван Тургенев
Деревня
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь. воздух — молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой — и дёгтем маленько — и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжёлый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конёк. Неровные стёкла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть ещё немного посохнет на припёке, а там и в сарай! То- то будет спать на нём славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжёлых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряжённую телегу, — зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеётся не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца. Ведро дрожит и качается на верёвке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой понёве, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана жёлтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка. а и теперь ещё видать: красавица была в своё время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть ещё тёплого хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой телёнок.
— Ай да овёс! — слышится голос моего кучера.
О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде, и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?