Рассказы про крайний север для детей

Сказки

Конспект НОД «Путешествие на Крайний Север» для подготовительной группы

Ирина Николаевна Пожалюк
Конспект НОД «Путешествие на Крайний Север» для подготовительной группы

— познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей Крайнего Севера;

— развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

— закрепить понятия «Родина», «страна»;

-развивать интерес детей и желание побольше узнать о своей стране;

-учить детей отвечать четко и полным ответом;

— воспитывать уважение к людям другой культуры, чувство гордости за свою страну, чувство уважения и терпимости к другим народам.

Обогащение словаря: эскимосы, нарты, каюр, иглу, строганина, унты, упряжка, лайка.

Активизация словаря: север, Родина, страна.

— запись песни «С чего начинается Родина»;

— картинки с изображением северного сияния, жителей и животных Крайнего Севера;

— политическая карта мира;

-элементы орнамента по количеству детей.

Дети: Мы живем в городе Тарусе.

Воспитатель: А какие еще города вы знаете? (ответы 3-4 детей).

А любите ли вы путешествовать? В каких странах и городах вы побывали? (ответы детей). Скучали ли вы по дому? А как вы думаете, почему человек скучает по дому? (ответы 3-4 детей).

Человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо. Здесь его ждут и любят, поэтому всегда приятно вернуться из путешествия домой, в свой город, на свою Родину.Недаром говорят:

— Везде хорошо, а милее Родины нет.

— Где родился, там сгодился.

-Скучно жить Афонюшке на чужой сторонушке.

-Послушайте, пожалуйста, песню о Родине в исполнении Марка Бернеса.

-Дети, а как называется наша Родина? (ответы). Правильно. Наша Родина – Россия, ее еще называют Российской Федерацией.

У нас в саду есть много детей, которые приехали из разных стран. Это и Украина, и Белоруссия, и Молдова, и Узбекистан. Давайте я покажу это вам на карте.

-Дети, а вы любите играть? А какие игры у вас самые любимые? (ответы)

Сегодня я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Игра в мяч». Это якутская народная игра. (Проводится физкультминутка в форме игры).

-Мы все разные, непохожие друг на друга, но нам хорошо вместе, потому что мы умеем дружить, играть, помогать друг другу. Мы рассказываем друг другу о своих странах, наших народных костюмах, обычаях и традициях. Вот Коля у нас приехал с Крайнего севера и сегодня я хочу рассказать вам о его родине. (Рассматривание на глобусе расположение Крайнего Севера). Вот откуда он приехал. Как вы думаете, почему это место на глобусе окрашено в белый цвет? (ответы).

Потому, что Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома.

Океан покрылся льдом

Волны не бушуют в нем,

Он от края и до края,

Как пустыня ледяная

Царство холода и тьмы,

Очень суров климат этих мест. Зимой здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. (Дети слушают фонограмму вьюги). В это время солнце долго не показывается из-за линии горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет луны и звезд, а иногда и полярного сияния, освещают бескрайние снежные просторы. Вот как описывает северное сияние один путешественник: «Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные четкие складки украшали его. Волны то красного, то зеленого цвета, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели». (Во время описания дети рассматривают изображение северного сияния).

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов лед взламывается и начинает таять.В этих местах холодно в течении всего года: и зимой, и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы с вами.

На самом берегу Ледовитого океана, там, где вечный холод и снег, живут эскимосы. Слово «эскимос»обозначает: «тот, кто ест сырое мясо». Они действительно очень любят, есть сырую мороженую рыбу – строганину. Эскимосы очень выносливые, смелые и находчивые люди. Поскольку всюду снег и нет ни только деревца, но даже кустика они научились строить дома – иглу – прямо изо льда. Для этого из слежавшегося снега ножом вырезаются прямоугольные куски. Затем «снежные кирпичи» выкладываются по спирали, и получается дом с куполообразной крышей. Изнутри иглу обтягивают шкурами и освещают с помощью специальных светильников. Когда внутри иглу разводят огонь, то подтаявшая вода заполняет трещины и таким образом заделывает все щели.

— Дети, а как вы думаете, чем занимаются эти люди? Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет? Могут ли они разводить коров или овец? Давайте вместе подумаем, что нужно жителям Крайнего Севера. Правильно. Это теплая одежда их меха, сытая пища, удобный дом. Основные их занятия оленеводство, рыболовство и охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, такую теплую и легкую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво,каждый на свой лад: разноцветными полосками кожи, моржовой костью и пушистыми кисточками, а иногда расшивают бисером или бусинками. На голове носят пушистые шапки, на ногах – меховые унты, сшитые из оленьего меха.

— А как вы думаете, на каком транспорте передвигаются жители Крайнего Севера? В основном они передвигаются на лыжах. Они более широкие, чем у нас. Это потому, что им приходится ходить не по проложенной лыжне. А по нетронутому глубокому снегу. На дальние расстояния и для перевозки грузов используют нарты – легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей. В упряжку собирают 10-14 собак лаек. Человек, который управляет упряжкой, называется каюр.

— Надеюсь, что сегодня вы узнали много о Крайнем Севере, о его жителях и обитателях, о суровом климате.

В конце занятия предлагаю детям раскрасить фломастерами эскимосский орнамент.

«Путешествие на север» Час двигательной активности для средней группы Цель: учить детей работать в команде, продолжить знакомство с зимними видами спорта, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие в Дымково» Задачи: 1. Продолжать развивать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с Дымковскими игрушками и привлечения детей.

Конспект НОД в подготовительной к школе «Путешествие на север нашей страны. Суровая Арктика» Задачи: 1. Познакомить детей с климатической зоной Арктики,её климатом, растительностью. 2. Углублять представления о животных Арктики 3.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие на Север» Цель:Формировать познавательный интерес к природе Севера. Задачи: 1. Обучающие: Учить устанавливать связи между изменениями.

Сценарий спортивного вечера досуга для детей средней группы «Путешествие на север» Конспект спортивного вечера досуга для детей средней группы на тему: «Путешествие на север». Составитель: Федорова Оксана Михайловна —.

Читайте также:  Рассказ про ель для 1 класса

НОД в старшей группе «Увлекательное путешествие на Крайний Север» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний.

Сценарий познавательно-спортивная игры для старших дошкольников «Путешествие на далёкий север» Сценарий игры «Путешествие на Крайний Север» Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, коммуникация. Задачи:.

Сценарий музыкально-спортивного праздника «Путешествие на Север» для детей старшего дошкольного возраста Спортивно – музыкальный праздник «Путешествие на Север» (для детей старшей и подготовительной групп) 30.12. 15г. Участники: дети группы.

Источник

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Детям о русском Севере»

Екатерина Ширина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Детям о русском Севере»

познакомить с понятием «Север»; объяснить какие природные территории составляют северную часть России;

познакомить с природой и климатом Арктики и тундры;

сформировать представление о растительном мире, об обитателях Арктики и тундры;

— рассказать о народах Севера, их занятиях, охоте, оленеводстве, быте;

— учить давать полные ответы на вопросы.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня мы поговорим о Севере.

— Что мы называем Севером?

— Правильно! Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда – айсберги в океанских волнах. Ощущение арктического холода и порывы пронизывающего ветра.

Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Это снега и льды Арктики. Слово «арктос», от которого происходит слово «Арктика», в переводе с греческого языка означает «медведь».

Арктические земли находятся на самой окраине нашей страны, возле Северного полюса. Это острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

К северной природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность». Тундра – это равнина, где большую часть года царят холод, снег и лед, бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой.

— А теперь попробуйте отгадать «зимние»загадки:

Моя юбка кружевная.

Я кружусь, как балеринка.

Угадали? Я … (снежинка)

Над землей полетели,

По дорогам поползли

И сугробы намели. (метель)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (сосулька)

На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Кажется, разве могут здесь жить растения? Ведь мороз погубит их нежные листочки, а ветер безжалостно сломает хрупкие стебельки.

Но самые смелые растения забираются даже на Крайний Север. Мхи и лишайники упорно и бесстрашно карабкаются вверх по обрывистым скалам и голым камням. Например, лишайники – это растения особенные! Для жизни им не нужна почва, только немного солнечного света, тепла, влаги и очень чистый воздух. Когда лишайник отмирает на нем появляется мох. Особенно славится ягель – любимое лакомство северных оленей.

Так же растут много мелких, стелящихся кустарников. Это и вороника, и морошка. В тундре на болотных кочках созревают голубенькие шарики кисло-сладкой ягоды голубики, россыпями крупных бусин алеет клюква, наливается сок терпкая брусника. Ягод в тундре видимо – невидимо!

— Ребята, вы наверное замерзли. Давайте с вами погреемся и немного подвигаемся.

Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой

И присев, согнув колени.

Очень климат уж суров.

Также на Севере живут животные. Есть такие,которые приспособились жить в суровых условиях белой пустынной Арктики: тюлени, моржи, белые медведи, песцы.В Арктику каждое лето прилетают птицы: чайки, белые гуси, гаги, гагары, казарки и другие.

Климат в тундре мягче и теплее,поэтому и животных здесь больше: песцы, лемминги, северные олени и полярные совы, белая куропатка, гагары.

Коренными народами Севера являются ненцы, коряки, эвенки, чукчи, эскимосы, якуты. Они, как правило, живут на побережье океана, в тундре. Шьют одежду из меха песцов, лисиц, горностаев, куниц, соболей и росомах. Она не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная и красивая.

Северные моря издавна славились изобилием рыбы. Моржи и тюлени – источники жира, а олени – вкусной оленины. Так что пищи на Севере людям хватает. Многие народы тундры издавна занимаются оленеводством. Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Следом за ними двигаются и оленеводы. Поэтому их дома должны быть легкими, легко разбираться, теплыми.

Дом северного жителя называют чумом.Чум похож на шалаш: тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети.

Вот мы с вами и познакомились немного с далеким, холодным Севером.

Источник

Сказка для ознакомления младших дошкольников с животными и птицами Севера

Наталья Юркова
Сказка для ознакомления младших дошкольников с животными и птицами Севера

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами Севера. Сказка о Севере.

1. Познакомить младших дошкольников с животными и птицами Севера в доступной форме – сказка.

2. Развивать познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

3. Познакомить детей с особенностями Крайнего Севера.

-развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц Севера;

-развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику, фантазию, творчество;

-воспитывать любовь к родной природе и животным;

-продолжать работу по обогащению словаря;

Оборудование и материалы: фланелеграф, животные из картона: медведица, медвежонок, олень, песец, сова, пингвин, утка гага; море, рыба, плавник касатки, чум, охотник и его жена.

Жил на Севере маленький медвежонок. Как все медвежата, ходил он с медведицей по тундре, искал ягоды, выкапывал из земли сладкие коренья, учился у мамы-медведицы ловить рыбу в реке. Но был этот медвежонок очень упрямый и не слушался маму.

Залез он однажды в море, хотел, как большой медведь, горбушу поймать. А вода в море холодная и течение быстрое.

Рассердилась медведица, схватила медвежонка зубами и вытащила на берег.

— Не хочу, чтобы меня, как маленького, вытаскивали из воды! Не буду медведем! Другим зверем стану!

И убежал в тундру. А медведица очень опечалилась, и стала очень волноваться за своего медвежонка, ведь он еще маленький. Стала звать она его и разыскивать, но медвежонка нигде не было.

И вот однажды она встретила северного оленя (ставлю на фланелеграф).

Олень не очень опасался медведицы, ведь у него сильные копыта и крепкие большие рога, но медведица была такая грустная, что его доброе сердце не выдержало,и он спросил у медведицы:

-Что случилось, мама-медведица? Почему ты такая грустная?

Заплакала мама- медведица и все рассказала оленю.

— Не плачь, мама- медведица, у меня есть знакомый охотник, он нам поможет найти твоего медвежонка.

Поблагодарила медведица оленя и пошла дальше искать своего сыночка.

Инила занималась хозяйством, а Тулун ходил на охоту и пас оленей.

И вот к охотнику пришёл олень (ставлю оленя перед чумом) и рассказал о маме-медведице и её медвежонке.

Читайте также:  Рассказ в короленко в дурном обществе написать отзыв по прочитанному произведению

-Помоги, пожалуйста, Тулун найти этого малыша, ведь он ещё такой маленький и глупый.

Тулун был добрым человеком, и ему стало очень жалко маму-медведицу, и он согласился помочь.

Попрощался он со своей женой Инилой и отправился в путь.

Шли они с оленем, шли и встретили песца. Он был такой белый, как снег, поэтому его звали Снежок.

Услышав невесёлую историю про медвежонка, он решил им помочь. У песца очень хороший нос, он чувствует много запахов. Снежок решил отвести охотника и оленя по следам медвежонка. Скоро пошёл снег и засыпал все следы. Охотник, олень и Снежок не могли идти дальше, они совсем стали невесёлые. Но тут с высокого белого неба к ним спустилась полярная сова.

Её звали Белое Перо, потому что все её перья были белые, как и всё вокруг.

Друзья рассказали ей про беду мамы-медведицы. Белое Перо была умная сова. Она сказала, что маленькие дети не должны убегать и прятаться от своих родителей, потому что с ними может случиться беда. И пообещала с высоты поискать непослушного медвежонка. И полетела.

Летела сова, летела, и вдруг увидела внизу медвежонка и пингвина (ставлю море, пингвина и медвежонка).

— Ты кто такой, я тебя не знаю.

-Я пингвин, а ты медвежонок.

-Я умею глубоко нырять и ловить рыбу.

— Я тоже так хочу. Покажи мне.

Пингвин нырнул в море и вынырнул с рыбой.

Медвежонок прыгнул в воду следом за пингвином, проплыл немного, и вдруг на него поплыла большая касатка (показываю, у неё были такие злые глаза, что медвежонок очень сильно испугался и быстро поплыл к берегу. Касатка обязательно бы схватила медвежонка, но смелый пингвин отвлёк её внимание, и медвежонок сумел спастись. Он сел на берегу и сильно заплакал.

И тут к нему спустилась с неба полярная сова и рассказала, что медвежонка все ищут.

— Я полярная сова, и я могу позвать охотника, оленя и песца, они ищут тебя.

-Я так сильно устал, что не смогу идти. Можно я посижу здесь и подожду?

И тут к нему подплыла гага – это северная утка. Вот она (показываю).

-Малыш, что ты так горько плачешь?

— Я к маме хочу, и есть хочу, но не могу даже рыбу поймать, ведь в море злая касатка (плачет).

Гага опустила голову в воду и поймала рыбу, подплыла к медвежонку и дала ему эту рыбу. Медвежонок поблагодарил утку и с удовольствием скушал всю горбушу.

И в это время над ним закружилась полярная сова и появились друзья: охотник, олень и песец. Они взяли медвежонка с собой и пошли искать маму-медведицу.

Медвежонок сказал, что больше никогда не будет убегать и прятаться от мамы. Мама-медведица очень благодарила всех друзей за помощь, которую они оказали её маленькому сыну.Так у медвежонка появились друзья: охотник Тулун, песец Снежок и полярная сова Белое Перо. Медвежонок обещал всему научиться и стать настоящим медведем.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта «Формируем.

Фотоотчет о театрализованном представлении для младших дошкольников «Сказка «Лесная история» Ребята группы «Радость» показали для своих младших друзей, театрализованное представление по сказке «Лесная история! Все с волнением и удовольствием.

Конспект занятия «Знакомство с животными Севера и жарких стран» для детей средней группы Конспект занятия для детей средней группы Тема «Знакомство с животными Севера и жарких стран» Цель: Ознакомление с животным миром Задачи:.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Источник

7 сильных книг о Русском севере для детей и подростков

О Русском севере писали разные авторы и в разных жанрах. Особый говор местных жителей, виды суровой природы, характеры людей — знакомство со всем этим можно начинать с самого раннего детства. Если выбрать хорошие книги.

Сказки народов Севера

(для самых маленьких)

Для начала можно обратиться к самым корням, фольклору народов Севера. Возможно, они будут непривычны при первом знакомстве, но несомненно оставят живой след в памяти ребенка. Увлекут необычной жизнью и бытом северных людей, снегом, ветром, суровой природой, которая оживает, становясь еще одним героем повествования. И, конечно, как в любой сказке здесь есть воспитательный элемент: мораль, наука отличать добро от зла.

Например, известная сказка «Кукушка» рассказывает историю женщины, чьи дети совершенно забыли мать, не подали ей даже воды во время болезни, и та обернулась кукушкой, и с тех пор птица не вьет гнезда. Поучительно для любого возраста…

Есть много разных сборников сказок народов севера, как советские издания, которые можно найти в букинистике, так и современные. И те и другие — хороши, но если совсем теряетесь, то стоит обратить внимание на составителя, известного фольклориста Михаила Булатова, его имя будет гарантией классической обработки. Он собирал и обрабатывал разные сюжеты, как классические русские, так и не менее интересные сказки коренных северных народов.


Сказки Бориса Шергина

(подойдут всем, начиная с 6 лет)

Многие помнят сказки Бориса Шергина по мультфильмам «Волшебное кольцо» (из цикла «Смех и горе у Бела Моря») «Mr.Пронька» и другим. В авторских сказках Шергина самое завораживающее — это, конечно, язык, который сам является героем повествования. Бояться его не надо: он вполне доступен детям с шести лет, но понравится и подросткам и взрослым, которые смогут оценить его красоту.

Большинство произведений рассчитано на чтение вслух.

Борис Шергин еще в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Выросший в семье коренных поморов, моряка и архангелогородки-старообрядки, он с малых лет был причастен к северной традиции. И переживал за ее сохранение. Сначала он трудился как собиратель фольклорист, художник-реставратор, ратуя за возрождение северных промыслов, а позднее и сам взял за перо, явив оригинальные произведения на основе хорошо известной ему фольклорной традиции. Его тексты пропитаны пословицами, поговорками, причитаниями, небывальщинами…

Шергин, знавший свою прозу и поэзию наизусть, сам исполнял ее даже в последние годы жизни. Сказ был для него актом творчества, а не просто повторением. Как тут не вспомнить его сказ «Пинежский Пушкин», собранный и переработанный из фрагментов рассказов народных сказителей о Пушкине: «Свадьба отошла, зажили молоды… Натальюшка выспится, вылежится, вытешится, тогда будет косу плести, у ей зажигалка така была пучок завивать. Где бы пошить или чашку вымыть, у Наташи шляпка наложена, ножка сряжена погулять… Придет – рукавицы, катанцы мокры бросит кучей. Пушкин высушит, в руки ей подаст. Он чего спросит, она как не чует… Ложки по тарелкам забросат порато, хлебать сядет без хлеба. И сказать нельзя… Как скажешь?… Пушкина матка ли, сестра ли обиходила коров-та. Наталья-то не радела по хозяйству».

Сказки Степана Писахова

(подойдут всем, начиная с 6 лет)

Читайте также:  Рассказ по картине как я однажды помогал маме 6 класс

Еще один автор, отдавший дань северному плетению словес, чьи сказки так же стали основой для мультфильмов «Перепилиха», «Апельсин» и другие.

Степан Писахов — художник, владевший кистью и пером. Он с детства, как и Шергин, был причастен к северной традиции, быту и природе, которая заворожила его своей красотой. Писать ее кистью было его заветной мечтой, но известен он более своими сказками из жизни поморов. Опубликовать первую из них Писахова подтолкнул Шергин, чья поддержка очень помогла начинающему автору.

Для своих сказок Писахов нашел очень удачный образ рассказчика Сени Малины. И если в живописи Писахов стремился к реализму, то проза его была максимально фантастична.

«В сказках не надо сдерживать себя — врать надо вовсю…»,— говорил он, имея ввиду широту полета фантазии. Интересно и показательно его воспоминание о первых пробах в плетении словес. Будучи задет пренебрежительно-снисходительным тоном заезжего, в ответ на его вопрос об Архангельске, Писахов выдал: «Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: “А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к”.

Народ ютился кругом столба.

Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завёртывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз – дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал…

Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал в “дикий север”». Именно такими и были сказки Писахова, например «Морожены песни»:

«А девки — те все насчет песен. Выйдут на улицу, песню затянут голосисту, с выносом. Песня мерзнет колечушками тонюсенькими — колечушко в колечушко, буди кружево жемчужно-бральянтово отсвечиват цветом радужным да яхонтовым. Девки у нас выдумшшицы. Мерзлыми песнями весь дом по переду улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушки навесят. Коли где свободно место окажется, приладят слово ласковое: “Милый, приходи, любый, заглядывай”.

Весной на солнышке песни затают, зазвенят. Как птицы каки невиданны запоют. Вот уж этого краше нигде ничего не живет!»

Феликс Григорьевич Лев. «У самого белого моря»

(для дошкольников с 4 до 7 лет)

С задачей познакомить с севером самых маленьких читателей справился Феликс Лев (1932–1977) в своем произведении «У самого белого моря».

Советский писатель и поэт, не слишком известный и получивший признание, в основном, как детский автор. По первому образованию он работал инженером-геодезистом на Печере, Северном Урале и Вологодской области, а после окончания Литературного института начал писать. Его детские рассказы и стихи печатались в «Мурзилке», «Веселых картинках», «Костре» и других журналах.

Самые запомнившиеся его произведения — это книги о природе и научно-популярные тексты для детей.

Найти его книгу «У самого белого моря» будет непросто. Возможно, родители смогут вспомнить ее по своему детству. Книга издавалась в 70-80 годы. Это сборник рассказов о мальчике Сереже, приехавшем к своим поморским бабушке и дедушке в гости. Небольшая по объему, она легко читается, и рассчитана на возраст дошкольника, начиная примерно с 4-5 лет. Короткие истории имеют энциклопедический характер и простым языком вводят маленького читателя или слушателя в мир Русского севера через разговоры о «морянке» и рыбачьих сетях. В настоящее время она доступна в букинистике и переиздается в сборниках, посвященных Русскому Северу.

Анатолий Членов. «Как Алёша жил на Севере»

(для младшего и среднего школьного возраста)

Повесть Анатолия Членова «Как Алёша жил на Севере» рассказывает о маленьком храбром мальчике, который живет с родителями-полярниками. Алеша растет, наблюдая суровую северную природу и знакомя читателя с ее зверями, птицами, погодой — всем, что может заинтересовать маленького человека. Ось повествования — это дружба мальчика с суровым псом Пиратом и олененком. Их приключения дают маленькому читателю примеры таких прекрасных человеческих качеств, как ответственность за слабых, смелость, верность. Родители Алеши сильные люди с твердыми характерами. Им, конечно, проще было бы оставить ребенка бабушке на Большой Земле, но они берут его с собой и тем самым создают ему волшебное, непохожее на жизнь других детей детство. Такое детство, о котором мечтали и подросшие читатели этой повести.

Искать ее стоит в букинистике или на сайтах для онлайн чтения.

Константин Бадигин. «Путь на Грумант»

(для младшего и среднего школьного возраста)

Константин Бадигин (1910–1984)— капитан дальнего плавания, исследователь Арктики и автор, писавший о северных морях.

Книга «Путь на Грумант» рассказывает об истории северного русского мореплавания и будет близка по духу приключений любителям Жюля Верна.

В основе книги лежат реальные события — шестилетняя зимовка мезенских промысловиков на одном из островов архипелага Грумант (ныне более известном как Шпицберген). Автор не раз упоминает, что поморам этот путь был известен, начиная с XII века.

Это рассказ о путешествиях и приключениях в суровых и малоизвестных местах. Заметим, что в повествовании ощущается некоторое сознательное упрощение, поскольку книга предназначена в первую очередь для детского чтения. «Путь на Грумант» демонстрирует смекалку и твердость духа моряков, рассказывает об их зверобойном промысле. Например, как надувают пузырь убитой акуле, чтобы она не пошла ко дну сразу, став сородичам интереснее приманки, и можно было продолжать ловить других. Такими подробностями органично пропитано все повествованием, и они создают живой приключенческий текст.

Саму книгу можно найти в букинистике или на сайтах для онлайн чтения.

Вениамин Каверин. «Два капитана»

(для подростков)

Произведение поистине культовое. Автор получил за него Сталинскую премию, роман дважды экранизировали, по его мотивам был поставлен мюзикл «Норд-Ост». Интерес к нему не ослабевает. И даже тем, кто не читали текст и не видели фильмов, известен «крылатый» девиз героев «Бороться и искать, найти и не сдаваться», в котором выражен дух всей книги.

Это история про цель и мечту, про образец поведения и стойкость перед лицом испытаний. Она рассказывает о формировании характера и умении отличать добро от зла. Столкнувшись в детстве с историей полярной экспедиции и завороженный ею, как загадкой, главный герой, Саня Григорьев, всю свою дальнейшую жизнь стремится добраться до правды, восстановить справедливость в отношении невинно оклеветанного человека. Эта твердость помогают Сане не только достигнуть поставленной цели, но и найти счастье в личной жизни. Захватывающий сюжет, реалистичные виды, и ответы вопросы, волнующие подростка, каким должен быть настоящий человек: добрым, отзывчивым, честным, целеустремленным. И тогда мечта станет былью…

Русский Север нетороплив и величественен, как кит. Он тонок и звонок, как кружевная вязь на окнах, где не разберешь, чья работа лучше — мороза или резчика. Он свечкой устремлен вверх в своей спокойной отрешенности природы и храмов. И, конечно, все это слито и переплавлено в языке и литературе.

Тот, кто соприкоснулся с ним хотя бы единожды, навсегда останется завороженным им.

Источник

Познавательное и интересное