Рассказы про маму для 2 класса по литературному чтению

Сказки

Рассказы о маме для школьников

Рассказы о маме и для мамы для детей

Рассказы про маму для детей

Рассказы для чтения в начальной школе. Рассказы для младшего и среднего школьного возраста.

АУ. Автор: Л. Пантелеев

Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.

В книге написано: «АУ».

— Что тут написано, Оленька?

— Ну, как же не знаешь?! Эта А, а эта У. А если их сложить, что получится?

— Ну вот что, — сказала старшая сестра. — Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Оленька подумала и говорит:

— Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!»

Что сказала бы мама? Автор: Л. Воронкова

Гринька и Федя собрались на луг за щавелем. И Ваня пошел с ними.

— Ступай, ступай, — сказала бабушка, — наберешь щавелю — зеленые щи сварим.

Весело было на лугу. Траву еще не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Все дальше и дальше уходили они по высокой траве, по веселым цветам.

— Что-то здесь пчел много!

— Правда, здесь пчел много, — сказал и Ваня. — Все время гудят.

— Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчелы закусают.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчел. И совсем было ушли ОТ пчел, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрел на пчельник и стоял среди ульев, а пчелы так и налетали на него.

— Ребята, — крикнул Ваня, — Васятку пчелы закусали!

— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — Нас и самих пчелы закусают.

— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — Вот пойдем мимо их дома — его отцу скажем.

И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошел прямо на пчельник.

— Иди сюда! — крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчел и кричал во весь голос.

Ваня подошел к Васятке, взял его за руку и повел с пчельника. До самого дома довел.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчелы искусали! — Посмотрела на Ваню: — Ах, батюшки, Ванек, — сказала она, — и тебе от пчел досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!

— Мне ничего, — сказал Ваня.

И пошел домой. Пока шел, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

— Пчелы, — ответил Ваня.

— А почему же Гриньку и Федю пчелы не тронули?

— Они убежали, а я Васятку вел, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит — перестанет.

Отец пришел с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

— Федя с Гринькой от пчел убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

Как я помогал маме мыть пол. Автор: В. Голявкин

Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, — говорит, — у тебя. »

— Посмотрим, как не получится!

Трах! — опрокинул ведро и пролил всю воду. Но решил, так даже лучше. Так гораздо удобней мыть пол.

Вода на полу: тряпкой три — и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро на пол вылить.

Вылил еще ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру — ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.

Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.

Придется теперь с насосом повозиться. Тут мама в комнату входит.

— Что такое, — кричит, — почему вода?

— Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.

Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.

Все оказалось так просто. А мама мне говорит:

— Ничего. Ты мне все же помог.

Все куда-нибудь идут. Автор: В. Голявкин

После лета все во дворе собрались.

— Я иду в первый класс.

— Я во второй класс иду.

— Я в третий класс иду.

— А я? — спросил маленький Боба. — Выходит, я никуда не иду? — И заплакал.

Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.

Источник

Сочинение про маму как правильно составить план сочинения и образцы текстов для разных классов

В теории кажется, что сочинение про маму пишется очень легко. На практике же довольно часто оказывается совсем иначе.

Тема кажется знакомой, но школьник не знает, как систематизировать предложения в единый гармоничный текст. Тогда могут пригодиться различные статьи, пособия и другие материалы, которые полезны при написании.

План для написания рассказа о маме

Вариаций того, каким может быть план сочинения — множество. Всё зависит от требований.

Почти любое сочинение будет смотреться цельным и завершённым, если оно будет иметь:

По желанию, можно добавлять дополнительные пункты (написать небольшой эпиграф, очерк, добавить аргументы, акцентировать внимание на деталях и др.).

Как написать сочинение или рассказ о маме

Отталкиваясь от вышеописанного плана, можно написать красивое сочинение о матери. Для этого требуется раскрыть его основные пункты.

Во вступительной части обычно автор старается осведомить читателя, о чём будет вестись изложение далее. Небольшое лирическое отступление, которое аккуратно подводит читателя к основной теме, добавит креативности тексту.

В основной части рассказа раскрывается тема сочинения. Этот пункт, как правило, получается самым объемным.

В заключительной части можно сделать короткие выводы по теме эссе.

Можно добавлять различные подпункты. Например, аргументировать высказывания случаями из жизни, кино, литературы.

Небольшое сочинение про маму для 1, 2, 3 класса

Моя мама для меня самая хорошая, добрая и любимая. У неё очень спокойный характер. Я редко вижу её в плохом настроении. Она всегда красиво и чисто одета, у неё аккуратная причёска. Мне нравится, как она пахнет, у неё приятный запах духов.

За что я люблю свою маму? Она замечательная домохозяйка. Когда я прихожу из школы, меня всегда ждут всякие «вкусности», которые приготовила моя любимая мамочка. Особенно мне нравится, когда она печёт торты. Это случается не так часто. Например, когда у кого-то день рождения, мама может удивить гостей вкусным угощением. Все остаются довольными.

После школы, мы с мамочкой любим выйти прогуляться. Я прихожу домой, переодеваюсь, кушаю, и мы идём играть на детскую площадку. Пока я весело играю, мамочка ждёт меня на скамье неподалёку. Иногда, она сама может присоединиться к игре.

Зимой мы играем в снежки, лепим снеговика. После того, как мы приходим с прогулки, она помогает мне делать уроки: если я чего-то не понимаю, она обязательно мне всё объяснит. Она помогает собрать мне рюкзак и готовит чистую одежду на следующий день.

Я не знаю, как бы я со всем справлялся без неё. Она желает для меня всего самого наилучшего и хочет, чтобы я был дисциплинированным. Я буду стараться никогда не расстраивать её!

Сочинение на тему «Моя мама» для 4, 5, 6 класса

Какая она, моя мама? Я думаю, что лучше всех! Думаю так не почему-то, а просто так. Ведь мама — самый родной мой человек. Она подарила мне жизнь, и я бесконечно ей за это благодарен. Я благодарен ей за всё, что она делает и делала для меня.

Я был маленьким, а она не спала ночами, когда я болел, плакал и не мог уснуть. Она жертвовала своим сном, чтобы хорошо высыпался я. Когда я чего-то не понимал, то терпеливо объясняла мне это, тратя свои силы и время. Когда у меня что-то не получалось, она переживала вместе со мной.

Моя мамочка очень красивая. У неё голубые глаза и тёмные кучерявые волосы. В моих мыслях всегда её светлый образ. У неё хороший вкус на одежду, мне и себе она подбирает вещи, которые идеально нам подходят. Она часто носит деловые костюмы, так как на работе у них такой стиль. У неё красивые руки. Они такие мягкие и нежные. На её ногтях всегда аккуратный маникюр.

Читайте также:  Рассказы некрасова 5 класс читать

У нас дома всегда вкусная еда и идеальный порядок. Это заслуга матери. Я стараюсь помогать ей: не мусорю в комнате, убираю свои вещи по местам. Тогда в доме легче поддерживать чистоту.

Моя мама работает учительницей математики. Она очень умная и помогает проверять мне домашние задания. Если я не понимаю, как выполнить какое-то задание, она обязательно мне подскажет.

Она всегда добра ко мне и отзывчива. Помню, как она водила меня в детский сад. По пути в садик загадывала мне загадки, а я их отгадывал. Было очень весело и познавательно. Какие-то загадки я помню до сих пор. Время в пути проходило незаметно.

Время, проведённое с мамой — самое приятное. Для меня нет ничего лучше, чем посидеть с ней за чашечкой чая и мило разговаривать!

Описание внешности мамы

В рассказе о маме можно использовать описание внешности. Написать о том, какая прическа, какого цвета глаза, какую одежду она любит.

Для полноты образа можно написать о голосе, взгляде, походке. Можно использовать прилагательные по теме. Все эти детали способны прекрасно дополнить эссе.

Сочинение «Моя любимая мама» для 7, 8 класса

Первое слово, которое я произнёс, было «мама». Сразу вспоминаются слова из известной песни. Родители играют важную роль в судьбе многих людей. Ведь именно с них, а, точнее, с семьи, ребенок начинает познавать этот мир.

Родители учат поведению в различных ситуациях, учат общению, нормам приличия. Именно они для многих становятся первыми учителями. Пока ребенок маленький, одним из главных людей для него является мать.

Я считаю, что самая лучшая на свете мама — моя! И уверен, что так считает практически каждый ребёнок. Я спрашивал у своих сверстников, они считают так же, как и я. Для них их мать — самая лучшая.

Когда я был маленьким, мы с ней часто ходили в цирк, зоопарк, музей. Она всегда старалась приобщать меня к культуре и знаниям. Теперь, когда я немного подрос, она воспитывает по такому же принципу и моего младшего брата. Любит и заботиться о нас одинаково. В моей голове никогда не возникало мыслей о том, кого она любит больше, потому что её любви, заботы и внимания хватает на всю семью.

Она работает поваром и при этом является настоящим профессионалом своего дела. У неё много наград и дипломов в этой области. Как не трудно догадаться, вся наша семья всегда вкусно и досыта накормлена. Папе нравятся борщи её приготовления, а я люблю пирожки. Непередаваемый аромат вкусной еды разносится по всему дому!

Моя милая мамочка прекрасно вышивает. На стенах квартиры висит много красивых картин, вышитых ею. Что-то дарит друзьям и знакомым, а что-то оставляет нам.

Моя мать сочетает в себе разные положительные качества. Она замечательный человек и собеседник. Все, кто когда-либо с ней общались, с легкостью только подтверждают это. Уважение — вот что я чувствую, когда я вижу её и общаюсь с ней!

Сочинение «Мама, милая моя» для 9, 10, 11 класса

С каждым годом, взрослея, осознаёшь ценность родительских советов. Ведь они, как правило, желают своему ребенку только добра. Уверен, что когда всё хорошо у меня, родители тоже рады. Когда грустно мне, они разделяют грусть со мной.

Не зря существует такое понятие, как «материнский инстинкт». В мире животных мать заботится о своём детёныше, пока он не достаточно самостоятелен. У людей почти так же. Только, как часто это бывает, мама продолжает любить и заботиться о своём ребенке даже тогда, когда он становится взрослым.

Сколько раз я встречал среди своих знакомых ситуацию, когда ребёнок закончил учебу в школе и уехал продолжать учёбу в другой город, а мама переживает о том, поел ли он, одел ли шапку, ведь на улице холодно и так далее. С моей точки зрения, это очень милая материнская забота.

Моя мама очень заботливая, добрая и интеллигентная женщина. У неё сильный характер. Она человек слова. Всегда сдерживает свои обещания. Как-то в детстве мы с ней договорились о том, что если я выйду отличником в четверти, то мать купит мне ролики. Так и получилось. Тогда, её слово было сдержано. Вечером, я уже катался на роликах в местном парке.

Мамины глаза очень добрые. У неё легкий и выразительный взгляд. В нём сочетается строгость и, вместе с тем, мягкость. Я люблю её волосы. Они такие шелковистые и мягкие. Светлый цвет волос я унаследовал от неё.

Никогда не забуду о том, как в детстве я боялся засыпать один. Она долгое время сидела у моей кровати и читала мне сказки. Особенно мы любили творчество Г. Х. Андерсена. Я легко засыпал под её чтение.

Всегда останется у меня светлым воспоминанием то, как мы лепили снежные фигурки зимой. Как-то нам даже удалось соорудить во дворе снежную горку. Папа принёс кучу снега, а мы с мамой красиво её оформили. Зимой мы часто катаемся на лыжах и коньках. Стараемся вести здоровый образ жизни.

Мамочка — это самый главный, добрый и важный мне человек. Я очень ей благодарен и от всей души хочу сказать «спасибо»!

Заключение

Выше представлены некоторые образцы мини-сочинений о матери. В выпускных классах школы школьников ждут экзамены (ЕГЭ, ОГЭ и др.), учителя могут попросить написать небольшое эссе ко Дню Матери, отмечаемого в последнее воскресенье ноября.

Тренируясь писать сочинения, можно значительно улучшить свой навык в этом деле. И, как видно, если иметь чёткую структуру, писать его не так уж и сложно.

Источник

Сочинение про маму, 2 класс

Мама – это самый родной и близкий человек для каждого. Мою любимую маму зовут Татьяна. Она еще очень молодая и невероятно красивая. Любимая мамочка нигде не работает. Каждый день с утра они с отцом отвозят мою сестренку Катю в детский сад, а позже мама проверяет, а порой и помогает делать мне уроки.

Мама — домохозяйка, но она очень трудолюбивая и опытная. Она всегда все успевает: и приготовить, и прибраться в доме. Мама очень вкусно готовит, настолько, что мы всегда просим добавки. У матери есть хобби — она очень любит вязать. Нам с Катей она связала носки и варежки, а отцу – свитер с красивыми узорами и шапку. Моя любимая мама всегда проявляет заботу о нас и переживает, если что-либо идет не так. Моя любимая мама также невероятно добрая. Правда, когда мы с Катей балуемся, она бывает строгая и может нас порой поругать.

Я обожаю свою маму, она — мой самый лучший друг. Я рассказываю ей все свои тайны и секреты. Мама всегда выслушает меня и поможет. Я стараюсь не разочаровывать ее своими поступками. Делаю все для того, чтобы у нее всегда было отличное настроение. Моя мама — самая лучшая в мире!

Сочинение про маму для 2 класса

На моей любимой маме держится буквально все: моя учеба и мое здоровье, вся моя жизнь. К примеру, ко всем контрольным мамочка всегда мне помогает готовиться. Мы совместно учим стихи. Когда я болею, у нее всегда нехорошее настроение. Моя любимая мама невероятно добрая. Она очень расстраивается, когда у меня что-либо не выходит.

Я обожаю, как она готовит. Она всегда задумывается, как накормить меня по-настоящему вкусно и полезно! Моя любимая мама очень ответственная. У нее довольно тяжелая работа, домой она приходит очень вялая. Я ее жалею…

Мы с моей мамочкой безумно любим ходить по магазинам. Мама покупает мне различные вещи. За это все я ее безумно люблю!

Сочинение про любимую маму, 2 класс

Мою любимую маму зовут Наталья. Она невероятно красивая и умная. Про нее можно сказать словами из пословицы: «Любящая мать – душа семьи и украшение жизни». И это невероятно точно про мою маму…

Моя мама очень заботливая, она всем помогает, ко всем людям относится очень хорошо. Она работает врачом, это довольно тяжелая профессиональная деятельность. В доме про нее можно сказать, что любимая мама очень терпеливая и снова приведу пословицу, которая относится к моей любимой маме: «Терпенью матери нет предела».

Я и вся наша огромная семья любим нашу маму за ее заботу, терпение и ласку. Она немало делает по дому: очень вкусно готовит, моет горы посуды, подметает, стирает. Я стараюсь во всем ей помогать, и она очень ценит мою помощь. Она — лучшая на свете мама!

Источник

Рассказы о маме: Борис Емельянов

Об авторе этой книги:

Я хочу сказать, дорогие ребята, несколько слов об авторе этой книги.

Я знал его. Он был человеком весёлым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Собственно говоря, путешествием была вся его жизнь. Он находился в непрестанном поиске и когда работал журналистом в довоенные годы, и когда в годы сражений выступал на страницах военных газет и журналов с огневой публицистикой, с очерками, окрылявшими сердца защитников Родины.

Самое важное то, что его поиски увенчались счастливыми находками. В результате вы, ребята, получили увлекательные, умные книги, на обложках которых вас встречает имя близкого и верного друга: Бориса Емельянова.

Читайте также:  Послушать какой нибудь рассказ о любви

Борису Александровичу было чем поделиться с вами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.

Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах и пионерских отрядах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Сейчас Бориса Александровича уже нет среди нас. В 1965 году он умер. Но побеседовать с ним вы можете. Раскройте книги писателя — и вы услышите его живой голос.

ОБИДА

Утром в воскресенье дети сидели на подоконнике и глядели во двор: ждали маму.

Во дворе дотаивали на солнце снежные кучи, и от крыльца к воротам под горку бежал ручей. Мохнатое существо, закутанное в платки и башлыки, похожее на медвежонка, носило на лопатке снег — от кучи к ручью.

— Нюшка, — сказала Маша с завистью,— гуляет. А мы тут сидим.

— Ну и что,— сказал Миша.— Мама сейчас придёт, и мы тоже пойдём гулять. Вон она, мама, в воротах, гляди, бежит.

Мама у Маши и Миши была молодая, тоненькая, как девочка, мама-подружка.

Папа плавал на ледоколе далеко в море, такая ему выпала служба, мама работала на фабрике, и дети часто и подолгу оставались дома одни с бабушкой.

Маму свою Миша и Маша любили.

Сегодня мама задержалась во дворе, и брат с сестрой глядели на эту задержку с неодобрением. Неужели она не понимает, её дети ждут! Что за человек! Ни с того ни с сего мама остановилась возле мохнатой Нюшки и долго смотрела на неё и смеялась. А потом стала завязывать и перевязывать бесчисленные Нюшкины шарфы, платки, башлыки, тесёмки от варежек и тесёмки от шапкиных ушей. Нюшка, видно, была довольна, стала крутить головой в разные стороны, а раньше не могла. А под конец, что уж было совсем ни к чему, мама расцеловала Нюшку в круглые красные щёки. Маша даже отвернулась, чтоб не видеть такое.

— Ну,— наконец сказала мама,— где мои дети? Куда они делись?

Молчание в комнате испугало маму.

— Что случилось. — спросила она громко.— Почему молчите?

— Мы на тебя обиделись,—мрачно сказала Маша.— Мы здесь!

— Обиженные,— подтвердил Миша.

— За что?—спросила мама.

— Сама знаешь за что,— сказал Миша.— Зачем Нюшку целовала? Она что — твоя?

— Не твоя,— сказала Маша.— Не надо было её целовать.

— Башмаки у неё всегда развязываются,— сказал Миша.— Вчера у неё гамаша с ноги слезла и намокла. Нос у неё мокрый. Ты бы ей ещё нос вытерла.

— Вы, мои милые дети, что-то сегодня ерунду говорите,— сказала мама.— Я Нюшу люблю, она хорошая девочка. Нос у неё сухой. Живёт она на нашем дворе, в нашем государстве. Мы с Катей, её матерью, рядом за станками стоим и на вас, шалопутов, работаем. А вы, дети мои,— глупые ревнивые дураки!

— Ладно, — сказала тогда Маша совсем обиженно. — Пусть глупые. Целуй умных.

Маша с Мишей залезли за диван и долго там сидели и шептались.

— Так,— говорил Миша громким, на всю комнату, шёпотом.— Мы на тебя ещё и папе пожалуемся, когда он приедет, чтоб не обзывала дураками. Мы тебе устроим.

— Жалуйся, ябеда,— сказала мама с другой стороны дивана.— Устраивай. Очень мне только интересно, вы со мной, обиженные, пойдёте гулять или останетесь дома?

Дети за диваном минуту помолчали.

— Можем пойти,— сказал Миша.

— Сделайте такое одолжение,— засмеялась мама.— Пожалуйста, пойдёмте.

Бабушка осталась печь пироги. Дети отправились с мамой в зоопарк, ходили там по мокрым весенним дорожкам.

— Отойдите от загородки подальше. У этого верблюда страшная морда, и он может на вас плюнуть.

— Верблюд этот совсем не страшный,— сказал Миша.— Это наш верблюд!

Маша добавила твёрдо:

— Мы этого верблюда любим. Нюшка плюётся, когда сердится, а этот верблюд никогда.

— Вот что,— сказала мама и посмотрела на ребят с великим удивлением.— Вот что,— повторила она.— Вот, значит, какие мы!

Мама схватила в охапку Мишу и Машу и стала их тормошить и целовать, а они кричали: — Пусти! Целуй свою Нюшку!

Вечером Миша и Маша опять сидели за диваном. На этот раз они загадывали и разгадывали трудную загадку: за что они на маму обиделись?

Загадку эту они так и не разгадали: обижаться было не за что, да и вспоминалась обида с большим трудом.

НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ

С вечера у мамы разболелась голова. Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими руками сжимает голову у висков, так ей больно.

Маша сказала спросонок:

— Милая мамочка, мне тебя жалко.

Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:

— Ну, лежебоки! Вставайте на работу. Живо!

— Работы у нас никакой нет, мы маленькие.

— Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра.

— Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя — ерунда.

— Хватит разговаривать,— сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла.— Мать сейчас уйдёт.

Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила и плюшку не доела, а только сказала:

— Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать!

— Не хочется и не ходи,—сказал Миша.— Сиди дома.

— Конечно, не ходи, раз не хочется,— сказала Маша.

Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.

— А как же быть, дети мои, если надо?—сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.

Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто знает. Часто, что ли, они так задумываются?

— Иди стругай табуретку,— сказала Маша.

Миша покачал головой и сказал:

— Надо!—строго сказала Маша.— Бабушка об неё вчера занозила палец.

Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой.

МАМА ВСЕ ПОНИМАЕТ

Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.

— Ну,— сказала бабушка,— говорите сразу, что надо.

Сразу говорить дети почему-то не умели.

— На улицу ты нас не пустишь,— сказала Маша.

— Не пущу,— подтвердила бабушка.

— Мы и не просимся, — сказал Миша.

— На улице грязно,— сказала Маша.

— Мокро,— добавил Миша.— Холодно.

— Скучно,— сказала Маша.— На улице никого нет.

— Какие умные дети!— воскликнула бабушка.— Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.

— Милая бабуся,— сказала тогда Маша,— позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.

— Пожалуйста,— сказал Миша жалобно.

— Мы ничего не испачкаем и не разобьём,— сказала Маша.— Будем сидеть тихо.

— А во что вы будете играть?—спросила хитрая бабушка.— В футбол?

— Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку,— сказала Маша.

— Про чьё путешествие?— переспросила изумлённая бабушка.

— Про своё,— сказала Маша.— Очень интересно.

Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гладенькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.

Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго недоверчиво прислушивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже пошла слушать про путешествие.

Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропическом лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, раскрыв рты, и всему верили.

Миша рассказывал здорово.

— Иду — никого нет. Сяду — лев! Сяду — тигр с тигрятами!

— Ой!—сказала Нюшка чуть слышно.— Я боюсь.

Миша посмотрел на неё презрительно.

— Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул,— сказала бабушка, явно жалея внука.— Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.

— Ты, бабушка, в охоте не понимаешь,— сурово объяснил Миша.— Если стоять — звери не подойдут близко, увидят.

— Теперь-то уж поняла,— сказала бабушка.— Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, сидите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.

Бабушка удалилась на кухню успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами.

Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.

Читайте также:  Рассказ на тему моя родина 3 класс литература

Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать вылетит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.

— Пожалуйста! — Миша пригласил слушателей садиться. Не оставаться же им в африканских лесах без Миши.

Трудно будет только удержаться вчетвером на пружинном матрасе; как-никак вылетать с третьего этажа.

— Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим. Нюшка побледнела и сказала коротко:

Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.

— Не полечу. Не трогай. Ай!

Миша сказал громко:

— Федька! Помоги мне её отодрать от дивана.

— Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит.

Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже. Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.

Вечером бабушка сказала маме категорически:

— Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды? Нюшку он сегодня напугал до полусмерти.

Дети за диваном слушали со страхом.

— Очень уж Нюшка кричала пронзительно.

— Бабке, конечно, вся вера,—пробурчал Миша, прислушиваясь.— Ишь ты, расписывает.

Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.

— А ведь это, пожалуй, и не враньё,— задумчиво сказала мама.

— А что?—спросила бабушка.

— Фантазия, — ответила мама тихо. — Выдумка. А ну, подите сюда, охотники.

Дети вылезли из-за дивана и стали. руки по швам.

— Как там погода в Африке?—спросила мама.

— Тёплая,— сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла.

МАМИНЫ РУКИ

Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.

Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.

— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли?— и положила Маше на лоб свою руку.

Руки у мамы были удивительные; сухие, чуть шерша¬ венькие, но такие лёгкие и добрые.

На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

— Фу,— сказала она.— Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

— Ну вот!—удивилась мама.— Сколько лет жилидружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

— Жёсткие,— ответила Маша.— Царапаются.

Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, грустно.

— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

Встала и ушла в ванную мыться.

Маше так вдруг стало жалко маму.

Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.

— Сиди!—сказала бабушка грозно.— Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!

— Я её обидеть не хотела,— сказала Маша плача.

— Не хотела, да обидела,— сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое. Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих. Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась в чём дело.

— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать,— сказала она.— Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте.

— Знаю, знаю!—закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю.

— Ничего ты не знаешь,— сказала мама.— А если знаешь — говори.

— Знаю,— сказала Маша.— Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.

— Ну и надеру,— сказала мама.— Чтоб не обижала.

— Бабушка тоже говорила,— сказала Маша из угла,— что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

МАМИНО ГОРЕ

Что такое счастье—кто знает? Мама говорила: счастье у каждого своё.

Так, наверно, и есть на самом деле.

Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкины медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поставили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.

Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и сегодня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:

— Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада!

— А тебя, дочка, не наградили?

Мама ответила весело:

— Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут.

— Характер у тебя, Наталья, счастливый. Умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.

Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, дети лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту. Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш. Вдруг мама сказала:

— Такое горе, такое горе. Катя заболела.

Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.

Бабушка сказала по-своему:

— Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Катерина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.

— Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.

— Характер у тебя, Наталья, скверный,— вздохнула бабушка.— Горюешь не за себя, а за других.

— Катерина — моя сменщица и подруга,— сказала мама сурово. — Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.

— С таким гореваньем тебя надолго не хватит,— сказала бабушка.

— Хватит и останется, — сказала мама. — Мы народ крепкий.

— Останется!—подтвердили дети радостным хором.— Мы крепкие.

Мама даже вскочила со стула.

— Спать сейчас же!—рассердилась мама.— Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе моё.

— А вчера говорила, что радость,— пробормотал Миша.— Тебя пойми.

На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.

Мама посмотрела на Машу.

— Ну,— сказала она,— что затуманилась?

— Ничего я не затуманилась,— сказала Маша.— Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.

— Тебе-то что,— сказала мама.— Уехала и уехала.

— Нюшка — моя подруга, — сказала Маша. — Кому же о ней беспокоиться, как не мне.

— Федька плачет с утра, — сказал Миша.

— Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся,— сказала Маша.

— Конечно, возьмём,—сказал Миша.— Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.

Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась.

— Ну вот, жители. Погоревали, и хватит.

КОНЕЦ

Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.

Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:

— Спи, Наташа, спи, милая.

Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?

— Ладно уж, утешители,— сказала бабушка.— Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает-то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанесло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?

— Поняли,— сказали дети.— А что же нам теперь делать?

— Ничего не делать,— сказала бабушка.— Мать не расстраивать и ждать. У моря погоды и отцовского благополучного возвращения.

Рассказы о маме

Источник

Познавательное и интересное