Рассказы о маме для школьников
Рассказы о маме и для мамы для детей
Рассказы про маму для детей
Рассказы для чтения в начальной школе. Рассказы для младшего и среднего школьного возраста.
АУ. Автор: Л. Пантелеев
Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.
В книге написано: «АУ».
— Что тут написано, Оленька?
— Ну, как же не знаешь?! Эта А, а эта У. А если их сложить, что получится?
— Ну вот что, — сказала старшая сестра. — Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
Оленька подумала и говорит:
— Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!»
Что сказала бы мама? Автор: Л. Воронкова
Гринька и Федя собрались на луг за щавелем. И Ваня пошел с ними.
— Ступай, ступай, — сказала бабушка, — наберешь щавелю — зеленые щи сварим.
Весело было на лугу. Траву еще не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.
Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Все дальше и дальше уходили они по высокой траве, по веселым цветам.
— Что-то здесь пчел много!
— Правда, здесь пчел много, — сказал и Ваня. — Все время гудят.
— Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
— Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчелы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчел. И совсем было ушли ОТ пчел, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрел на пчельник и стоял среди ульев, а пчелы так и налетали на него.
— Ребята, — крикнул Ваня, — Васятку пчелы закусали!
— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — Нас и самих пчелы закусают.
— Надо его отца позвать, — сказал Федя. — Вот пойдем мимо их дома — его отцу скажем.
И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошел прямо на пчельник.
— Иди сюда! — крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчел и кричал во весь голос.
Ваня подошел к Васятке, взял его за руку и повел с пчельника. До самого дома довел.
Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
— Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчелы искусали! — Посмотрела на Ваню: — Ах, батюшки, Ванек, — сказала она, — и тебе от пчел досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!
— Мне ничего, — сказал Ваня.
И пошел домой. Пока шел, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
— Пчелы, — ответил Ваня.
— А почему же Гриньку и Федю пчелы не тронули?
— Они убежали, а я Васятку вел, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит — перестанет.
Отец пришел с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
— Федя с Гринькой от пчел убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?
Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
— Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!
Как я помогал маме мыть пол. Автор: В. Голявкин
Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, — говорит, — у тебя. »
— Посмотрим, как не получится!
Трах! — опрокинул ведро и пролил всю воду. Но решил, так даже лучше. Так гораздо удобней мыть пол.
Вода на полу: тряпкой три — и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро на пол вылить.
Вылил еще ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру — ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.
Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.
Придется теперь с насосом повозиться. Тут мама в комнату входит.
— Что такое, — кричит, — почему вода?
— Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.
Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.
Все оказалось так просто. А мама мне говорит:
— Ничего. Ты мне все же помог.
Все куда-нибудь идут. Автор: В. Голявкин
После лета все во дворе собрались.
— Я иду в первый класс.
— Я во второй класс иду.
— Я в третий класс иду.
— А я? — спросил маленький Боба. — Выходит, я никуда не иду? — И заплакал.
Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.
Сочинение про маму как правильно составить план сочинения и образцы текстов для разных классов
В теории кажется, что сочинение про маму пишется очень легко. На практике же довольно часто оказывается совсем иначе.
Тема кажется знакомой, но школьник не знает, как систематизировать предложения в единый гармоничный текст. Тогда могут пригодиться различные статьи, пособия и другие материалы, которые полезны при написании.
План для написания рассказа о маме
Вариаций того, каким может быть план сочинения — множество. Всё зависит от требований.
Почти любое сочинение будет смотреться цельным и завершённым, если оно будет иметь:
По желанию, можно добавлять дополнительные пункты (написать небольшой эпиграф, очерк, добавить аргументы, акцентировать внимание на деталях и др.).
Как написать сочинение или рассказ о маме
Отталкиваясь от вышеописанного плана, можно написать красивое сочинение о матери. Для этого требуется раскрыть его основные пункты.
Во вступительной части обычно автор старается осведомить читателя, о чём будет вестись изложение далее. Небольшое лирическое отступление, которое аккуратно подводит читателя к основной теме, добавит креативности тексту.
В основной части рассказа раскрывается тема сочинения. Этот пункт, как правило, получается самым объемным.
В заключительной части можно сделать короткие выводы по теме эссе.
Можно добавлять различные подпункты. Например, аргументировать высказывания случаями из жизни, кино, литературы.
Небольшое сочинение про маму для 1, 2, 3 класса
Моя мама для меня самая хорошая, добрая и любимая. У неё очень спокойный характер. Я редко вижу её в плохом настроении. Она всегда красиво и чисто одета, у неё аккуратная причёска. Мне нравится, как она пахнет, у неё приятный запах духов.
За что я люблю свою маму? Она замечательная домохозяйка. Когда я прихожу из школы, меня всегда ждут всякие «вкусности», которые приготовила моя любимая мамочка. Особенно мне нравится, когда она печёт торты. Это случается не так часто. Например, когда у кого-то день рождения, мама может удивить гостей вкусным угощением. Все остаются довольными.
После школы, мы с мамочкой любим выйти прогуляться. Я прихожу домой, переодеваюсь, кушаю, и мы идём играть на детскую площадку. Пока я весело играю, мамочка ждёт меня на скамье неподалёку. Иногда, она сама может присоединиться к игре.
Зимой мы играем в снежки, лепим снеговика. После того, как мы приходим с прогулки, она помогает мне делать уроки: если я чего-то не понимаю, она обязательно мне всё объяснит. Она помогает собрать мне рюкзак и готовит чистую одежду на следующий день.
Я не знаю, как бы я со всем справлялся без неё. Она желает для меня всего самого наилучшего и хочет, чтобы я был дисциплинированным. Я буду стараться никогда не расстраивать её!
Сочинение на тему «Моя мама» для 4, 5, 6 класса
Какая она, моя мама? Я думаю, что лучше всех! Думаю так не почему-то, а просто так. Ведь мама — самый родной мой человек. Она подарила мне жизнь, и я бесконечно ей за это благодарен. Я благодарен ей за всё, что она делает и делала для меня.
Я был маленьким, а она не спала ночами, когда я болел, плакал и не мог уснуть. Она жертвовала своим сном, чтобы хорошо высыпался я. Когда я чего-то не понимал, то терпеливо объясняла мне это, тратя свои силы и время. Когда у меня что-то не получалось, она переживала вместе со мной.
Моя мамочка очень красивая. У неё голубые глаза и тёмные кучерявые волосы. В моих мыслях всегда её светлый образ. У неё хороший вкус на одежду, мне и себе она подбирает вещи, которые идеально нам подходят. Она часто носит деловые костюмы, так как на работе у них такой стиль. У неё красивые руки. Они такие мягкие и нежные. На её ногтях всегда аккуратный маникюр.
У нас дома всегда вкусная еда и идеальный порядок. Это заслуга матери. Я стараюсь помогать ей: не мусорю в комнате, убираю свои вещи по местам. Тогда в доме легче поддерживать чистоту.
Моя мама работает учительницей математики. Она очень умная и помогает проверять мне домашние задания. Если я не понимаю, как выполнить какое-то задание, она обязательно мне подскажет.
Она всегда добра ко мне и отзывчива. Помню, как она водила меня в детский сад. По пути в садик загадывала мне загадки, а я их отгадывал. Было очень весело и познавательно. Какие-то загадки я помню до сих пор. Время в пути проходило незаметно.
Время, проведённое с мамой — самое приятное. Для меня нет ничего лучше, чем посидеть с ней за чашечкой чая и мило разговаривать!
Описание внешности мамы
В рассказе о маме можно использовать описание внешности. Написать о том, какая прическа, какого цвета глаза, какую одежду она любит.
Для полноты образа можно написать о голосе, взгляде, походке. Можно использовать прилагательные по теме. Все эти детали способны прекрасно дополнить эссе.
Сочинение «Моя любимая мама» для 7, 8 класса
Первое слово, которое я произнёс, было «мама». Сразу вспоминаются слова из известной песни. Родители играют важную роль в судьбе многих людей. Ведь именно с них, а, точнее, с семьи, ребенок начинает познавать этот мир.
Родители учат поведению в различных ситуациях, учат общению, нормам приличия. Именно они для многих становятся первыми учителями. Пока ребенок маленький, одним из главных людей для него является мать.
Я считаю, что самая лучшая на свете мама — моя! И уверен, что так считает практически каждый ребёнок. Я спрашивал у своих сверстников, они считают так же, как и я. Для них их мать — самая лучшая.
Когда я был маленьким, мы с ней часто ходили в цирк, зоопарк, музей. Она всегда старалась приобщать меня к культуре и знаниям. Теперь, когда я немного подрос, она воспитывает по такому же принципу и моего младшего брата. Любит и заботиться о нас одинаково. В моей голове никогда не возникало мыслей о том, кого она любит больше, потому что её любви, заботы и внимания хватает на всю семью.
Она работает поваром и при этом является настоящим профессионалом своего дела. У неё много наград и дипломов в этой области. Как не трудно догадаться, вся наша семья всегда вкусно и досыта накормлена. Папе нравятся борщи её приготовления, а я люблю пирожки. Непередаваемый аромат вкусной еды разносится по всему дому!
Моя милая мамочка прекрасно вышивает. На стенах квартиры висит много красивых картин, вышитых ею. Что-то дарит друзьям и знакомым, а что-то оставляет нам.
Моя мать сочетает в себе разные положительные качества. Она замечательный человек и собеседник. Все, кто когда-либо с ней общались, с легкостью только подтверждают это. Уважение — вот что я чувствую, когда я вижу её и общаюсь с ней!
Сочинение «Мама, милая моя» для 9, 10, 11 класса
С каждым годом, взрослея, осознаёшь ценность родительских советов. Ведь они, как правило, желают своему ребенку только добра. Уверен, что когда всё хорошо у меня, родители тоже рады. Когда грустно мне, они разделяют грусть со мной.
Не зря существует такое понятие, как «материнский инстинкт». В мире животных мать заботится о своём детёныше, пока он не достаточно самостоятелен. У людей почти так же. Только, как часто это бывает, мама продолжает любить и заботиться о своём ребенке даже тогда, когда он становится взрослым.
Сколько раз я встречал среди своих знакомых ситуацию, когда ребёнок закончил учебу в школе и уехал продолжать учёбу в другой город, а мама переживает о том, поел ли он, одел ли шапку, ведь на улице холодно и так далее. С моей точки зрения, это очень милая материнская забота.
Моя мама очень заботливая, добрая и интеллигентная женщина. У неё сильный характер. Она человек слова. Всегда сдерживает свои обещания. Как-то в детстве мы с ней договорились о том, что если я выйду отличником в четверти, то мать купит мне ролики. Так и получилось. Тогда, её слово было сдержано. Вечером, я уже катался на роликах в местном парке.
Мамины глаза очень добрые. У неё легкий и выразительный взгляд. В нём сочетается строгость и, вместе с тем, мягкость. Я люблю её волосы. Они такие шелковистые и мягкие. Светлый цвет волос я унаследовал от неё.
Никогда не забуду о том, как в детстве я боялся засыпать один. Она долгое время сидела у моей кровати и читала мне сказки. Особенно мы любили творчество Г. Х. Андерсена. Я легко засыпал под её чтение.
Всегда останется у меня светлым воспоминанием то, как мы лепили снежные фигурки зимой. Как-то нам даже удалось соорудить во дворе снежную горку. Папа принёс кучу снега, а мы с мамой красиво её оформили. Зимой мы часто катаемся на лыжах и коньках. Стараемся вести здоровый образ жизни.
Мамочка — это самый главный, добрый и важный мне человек. Я очень ей благодарен и от всей души хочу сказать «спасибо»!
Заключение
Выше представлены некоторые образцы мини-сочинений о матери. В выпускных классах школы школьников ждут экзамены (ЕГЭ, ОГЭ и др.), учителя могут попросить написать небольшое эссе ко Дню Матери, отмечаемого в последнее воскресенье ноября.
Тренируясь писать сочинения, можно значительно улучшить свой навык в этом деле. И, как видно, если иметь чёткую структуру, писать его не так уж и сложно.
Сочинение про маму, 2 класс
Мама – это самый родной и близкий человек для каждого. Мою любимую маму зовут Татьяна. Она еще очень молодая и невероятно красивая. Любимая мамочка нигде не работает. Каждый день с утра они с отцом отвозят мою сестренку Катю в детский сад, а позже мама проверяет, а порой и помогает делать мне уроки.
Мама — домохозяйка, но она очень трудолюбивая и опытная. Она всегда все успевает: и приготовить, и прибраться в доме. Мама очень вкусно готовит, настолько, что мы всегда просим добавки. У матери есть хобби — она очень любит вязать. Нам с Катей она связала носки и варежки, а отцу – свитер с красивыми узорами и шапку. Моя любимая мама всегда проявляет заботу о нас и переживает, если что-либо идет не так. Моя любимая мама также невероятно добрая. Правда, когда мы с Катей балуемся, она бывает строгая и может нас порой поругать.
Я обожаю свою маму, она — мой самый лучший друг. Я рассказываю ей все свои тайны и секреты. Мама всегда выслушает меня и поможет. Я стараюсь не разочаровывать ее своими поступками. Делаю все для того, чтобы у нее всегда было отличное настроение. Моя мама — самая лучшая в мире!
Сочинение про маму для 2 класса
На моей любимой маме держится буквально все: моя учеба и мое здоровье, вся моя жизнь. К примеру, ко всем контрольным мамочка всегда мне помогает готовиться. Мы совместно учим стихи. Когда я болею, у нее всегда нехорошее настроение. Моя любимая мама невероятно добрая. Она очень расстраивается, когда у меня что-либо не выходит.
Я обожаю, как она готовит. Она всегда задумывается, как накормить меня по-настоящему вкусно и полезно! Моя любимая мама очень ответственная. У нее довольно тяжелая работа, домой она приходит очень вялая. Я ее жалею…
Мы с моей мамочкой безумно любим ходить по магазинам. Мама покупает мне различные вещи. За это все я ее безумно люблю!
Сочинение про любимую маму, 2 класс
Мою любимую маму зовут Наталья. Она невероятно красивая и умная. Про нее можно сказать словами из пословицы: «Любящая мать – душа семьи и украшение жизни». И это невероятно точно про мою маму…
Моя мама очень заботливая, она всем помогает, ко всем людям относится очень хорошо. Она работает врачом, это довольно тяжелая профессиональная деятельность. В доме про нее можно сказать, что любимая мама очень терпеливая и снова приведу пословицу, которая относится к моей любимой маме: «Терпенью матери нет предела».
Я и вся наша огромная семья любим нашу маму за ее заботу, терпение и ласку. Она немало делает по дому: очень вкусно готовит, моет горы посуды, подметает, стирает. Я стараюсь во всем ей помогать, и она очень ценит мою помощь. Она — лучшая на свете мама!
Рассказы о маме: Борис Емельянов
Об авторе этой книги:
Я хочу сказать, дорогие ребята, несколько слов об авторе этой книги.
Я знал его. Он был человеком весёлым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Собственно говоря, путешествием была вся его жизнь. Он находился в непрестанном поиске и когда работал журналистом в довоенные годы, и когда в годы сражений выступал на страницах военных газет и журналов с огневой публицистикой, с очерками, окрылявшими сердца защитников Родины.
Самое важное то, что его поиски увенчались счастливыми находками. В результате вы, ребята, получили увлекательные, умные книги, на обложках которых вас встречает имя близкого и верного друга: Бориса Емельянова.
Борису Александровичу было чем поделиться с вами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах и пионерских отрядах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Сейчас Бориса Александровича уже нет среди нас. В 1965 году он умер. Но побеседовать с ним вы можете. Раскройте книги писателя — и вы услышите его живой голос.
ОБИДА
Утром в воскресенье дети сидели на подоконнике и глядели во двор: ждали маму.
Во дворе дотаивали на солнце снежные кучи, и от крыльца к воротам под горку бежал ручей. Мохнатое существо, закутанное в платки и башлыки, похожее на медвежонка, носило на лопатке снег — от кучи к ручью.
— Нюшка, — сказала Маша с завистью,— гуляет. А мы тут сидим.
— Ну и что,— сказал Миша.— Мама сейчас придёт, и мы тоже пойдём гулять. Вон она, мама, в воротах, гляди, бежит.
Мама у Маши и Миши была молодая, тоненькая, как девочка, мама-подружка.
Папа плавал на ледоколе далеко в море, такая ему выпала служба, мама работала на фабрике, и дети часто и подолгу оставались дома одни с бабушкой.
Маму свою Миша и Маша любили.
Сегодня мама задержалась во дворе, и брат с сестрой глядели на эту задержку с неодобрением. Неужели она не понимает, её дети ждут! Что за человек! Ни с того ни с сего мама остановилась возле мохнатой Нюшки и долго смотрела на неё и смеялась. А потом стала завязывать и перевязывать бесчисленные Нюшкины шарфы, платки, башлыки, тесёмки от варежек и тесёмки от шапкиных ушей. Нюшка, видно, была довольна, стала крутить головой в разные стороны, а раньше не могла. А под конец, что уж было совсем ни к чему, мама расцеловала Нюшку в круглые красные щёки. Маша даже отвернулась, чтоб не видеть такое.
— Ну,— наконец сказала мама,— где мои дети? Куда они делись?
Молчание в комнате испугало маму.
— Что случилось. — спросила она громко.— Почему молчите?
— Мы на тебя обиделись,—мрачно сказала Маша.— Мы здесь!
— Обиженные,— подтвердил Миша.
— За что?—спросила мама.
— Сама знаешь за что,— сказал Миша.— Зачем Нюшку целовала? Она что — твоя?
— Не твоя,— сказала Маша.— Не надо было её целовать.
— Башмаки у неё всегда развязываются,— сказал Миша.— Вчера у неё гамаша с ноги слезла и намокла. Нос у неё мокрый. Ты бы ей ещё нос вытерла.
— Вы, мои милые дети, что-то сегодня ерунду говорите,— сказала мама.— Я Нюшу люблю, она хорошая девочка. Нос у неё сухой. Живёт она на нашем дворе, в нашем государстве. Мы с Катей, её матерью, рядом за станками стоим и на вас, шалопутов, работаем. А вы, дети мои,— глупые ревнивые дураки!
— Ладно, — сказала тогда Маша совсем обиженно. — Пусть глупые. Целуй умных.
Маша с Мишей залезли за диван и долго там сидели и шептались.
— Так,— говорил Миша громким, на всю комнату, шёпотом.— Мы на тебя ещё и папе пожалуемся, когда он приедет, чтоб не обзывала дураками. Мы тебе устроим.
— Жалуйся, ябеда,— сказала мама с другой стороны дивана.— Устраивай. Очень мне только интересно, вы со мной, обиженные, пойдёте гулять или останетесь дома?
Дети за диваном минуту помолчали.
— Можем пойти,— сказал Миша.
— Сделайте такое одолжение,— засмеялась мама.— Пожалуйста, пойдёмте.
Бабушка осталась печь пироги. Дети отправились с мамой в зоопарк, ходили там по мокрым весенним дорожкам.
— Отойдите от загородки подальше. У этого верблюда страшная морда, и он может на вас плюнуть.
— Верблюд этот совсем не страшный,— сказал Миша.— Это наш верблюд!
Маша добавила твёрдо:
— Мы этого верблюда любим. Нюшка плюётся, когда сердится, а этот верблюд никогда.
— Вот что,— сказала мама и посмотрела на ребят с великим удивлением.— Вот что,— повторила она.— Вот, значит, какие мы!
Мама схватила в охапку Мишу и Машу и стала их тормошить и целовать, а они кричали: — Пусти! Целуй свою Нюшку!
Вечером Миша и Маша опять сидели за диваном. На этот раз они загадывали и разгадывали трудную загадку: за что они на маму обиделись?
Загадку эту они так и не разгадали: обижаться было не за что, да и вспоминалась обида с большим трудом.
НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ
С вечера у мамы разболелась голова. Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими руками сжимает голову у висков, так ей больно.
Маша сказала спросонок:
— Милая мамочка, мне тебя жалко.
Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:
— Ну, лежебоки! Вставайте на работу. Живо!
— Работы у нас никакой нет, мы маленькие.
— Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра.
— Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя — ерунда.
— Хватит разговаривать,— сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла.— Мать сейчас уйдёт.
Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила и плюшку не доела, а только сказала:
— Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать!
— Не хочется и не ходи,—сказал Миша.— Сиди дома.
— Конечно, не ходи, раз не хочется,— сказала Маша.
Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.
— А как же быть, дети мои, если надо?—сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.
Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто знает. Часто, что ли, они так задумываются?
— Иди стругай табуретку,— сказала Маша.
Миша покачал головой и сказал:
— Надо!—строго сказала Маша.— Бабушка об неё вчера занозила палец.
Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой.
МАМА ВСЕ ПОНИМАЕТ
Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.
— Ну,— сказала бабушка,— говорите сразу, что надо.
Сразу говорить дети почему-то не умели.
— На улицу ты нас не пустишь,— сказала Маша.
— Не пущу,— подтвердила бабушка.
— Мы и не просимся, — сказал Миша.
— На улице грязно,— сказала Маша.
— Мокро,— добавил Миша.— Холодно.
— Скучно,— сказала Маша.— На улице никого нет.
— Какие умные дети!— воскликнула бабушка.— Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.
— Милая бабуся,— сказала тогда Маша,— позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.
— Пожалуйста,— сказал Миша жалобно.
— Мы ничего не испачкаем и не разобьём,— сказала Маша.— Будем сидеть тихо.
— А во что вы будете играть?—спросила хитрая бабушка.— В футбол?
— Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку,— сказала Маша.
— Про чьё путешествие?— переспросила изумлённая бабушка.
— Про своё,— сказала Маша.— Очень интересно.
Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гладенькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.
Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго недоверчиво прислушивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже пошла слушать про путешествие.
Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропическом лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, раскрыв рты, и всему верили.
Миша рассказывал здорово.
— Иду — никого нет. Сяду — лев! Сяду — тигр с тигрятами!
— Ой!—сказала Нюшка чуть слышно.— Я боюсь.
Миша посмотрел на неё презрительно.
— Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул,— сказала бабушка, явно жалея внука.— Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.
— Ты, бабушка, в охоте не понимаешь,— сурово объяснил Миша.— Если стоять — звери не подойдут близко, увидят.
— Теперь-то уж поняла,— сказала бабушка.— Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, сидите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.
Бабушка удалилась на кухню успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами.
Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.
Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать вылетит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.
— Пожалуйста! — Миша пригласил слушателей садиться. Не оставаться же им в африканских лесах без Миши.
Трудно будет только удержаться вчетвером на пружинном матрасе; как-никак вылетать с третьего этажа.
— Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим. Нюшка побледнела и сказала коротко:
Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.
— Не полечу. Не трогай. Ай!
Миша сказал громко:
— Федька! Помоги мне её отодрать от дивана.
— Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит.
Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже. Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.
Вечером бабушка сказала маме категорически:
— Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды? Нюшку он сегодня напугал до полусмерти.
Дети за диваном слушали со страхом.
— Очень уж Нюшка кричала пронзительно.
— Бабке, конечно, вся вера,—пробурчал Миша, прислушиваясь.— Ишь ты, расписывает.
Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.
— А ведь это, пожалуй, и не враньё,— задумчиво сказала мама.
— А что?—спросила бабушка.
— Фантазия, — ответила мама тихо. — Выдумка. А ну, подите сюда, охотники.
Дети вылезли из-за дивана и стали. руки по швам.
— Как там погода в Африке?—спросила мама.
— Тёплая,— сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла.
МАМИНЫ РУКИ
Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли?— и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные; сухие, чуть шерша¬ венькие, но такие лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
— Фу,— сказала она.— Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
— Ну вот!—удивилась мама.— Сколько лет жилидружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
— Жёсткие,— ответила Маша.— Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться.
Маше так вдруг стало жалко маму.
Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
— Сиди!—сказала бабушка грозно.— Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
— Я её обидеть не хотела,— сказала Маша плача.
— Не хотела, да обидела,— сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое. Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих. Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась в чём дело.
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать,— сказала она.— Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте.
— Знаю, знаю!—закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю.
— Ничего ты не знаешь,— сказала мама.— А если знаешь — говори.
— Знаю,— сказала Маша.— Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.
— Ну и надеру,— сказала мама.— Чтоб не обижала.
— Бабушка тоже говорила,— сказала Маша из угла,— что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
МАМИНО ГОРЕ
Что такое счастье—кто знает? Мама говорила: счастье у каждого своё.
Так, наверно, и есть на самом деле.
Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкины медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поставили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.
Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и сегодня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:
— Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада!
— А тебя, дочка, не наградили?
Мама ответила весело:
— Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут.
— Характер у тебя, Наталья, счастливый. Умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.
Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, дети лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту. Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш. Вдруг мама сказала:
— Такое горе, такое горе. Катя заболела.
Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.
Бабушка сказала по-своему:
— Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Катерина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.
— Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.
— Характер у тебя, Наталья, скверный,— вздохнула бабушка.— Горюешь не за себя, а за других.
— Катерина — моя сменщица и подруга,— сказала мама сурово. — Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.
— С таким гореваньем тебя надолго не хватит,— сказала бабушка.
— Хватит и останется, — сказала мама. — Мы народ крепкий.
— Останется!—подтвердили дети радостным хором.— Мы крепкие.
Мама даже вскочила со стула.
— Спать сейчас же!—рассердилась мама.— Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе моё.
— А вчера говорила, что радость,— пробормотал Миша.— Тебя пойми.
На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.
Мама посмотрела на Машу.
— Ну,— сказала она,— что затуманилась?
— Ничего я не затуманилась,— сказала Маша.— Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.
— Тебе-то что,— сказала мама.— Уехала и уехала.
— Нюшка — моя подруга, — сказала Маша. — Кому же о ней беспокоиться, как не мне.
— Федька плачет с утра, — сказал Миша.
— Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся,— сказала Маша.
— Конечно, возьмём,—сказал Миша.— Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.
Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась.
— Ну вот, жители. Погоревали, и хватит.
КОНЕЦ
Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.
Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:
— Спи, Наташа, спи, милая.
Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?
— Ладно уж, утешители,— сказала бабушка.— Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает-то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанесло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?
— Поняли,— сказали дети.— А что же нам теперь делать?
— Ничего не делать,— сказала бабушка.— Мать не расстраивать и ждать. У моря погоды и отцовского благополучного возвращения.
Рассказы о маме