Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Иллюстрации » Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» Иллюстрации к произведению
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» Иллюстрации к произведению
Три книги о Незнайке Николая Носова вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Эти книги были необычайно популярны и остаются любимыми у детей и взрослых до наших дней. Созданная писателем сказочная страна с ее героями очень образна, понятна, жизненна и непосредственна. В ней есть своя экономика и технический прогресс, есть место проявлению душевных качеств и особенностей характера героев. Иллюстрации к книге «Приключения Незнайки и его друзей» создавали художники:
Алексей Михайлович Лаптев (1905—1965) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Проиллюстрировал множество детских книг, среди которых «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. А. Крылова. Сотрудничал с журналом «Весёлые картинки». Также Алексей Михайлович писал стихи.
Впервые сказка о Незнайке под названием «Приключение Незнайки и его товарищей» была напечатана в украинском журнале «Барвинок» сразу на русском и украинском языках. Первыми иллюстраторами были Кира и Виктор Григорьевы. А отдельным изданием на русском языке сказка была издана в 1954 году в издательстве «Детгиз» под названием «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями Алексея Лаптева, который затем был первым иллюстратором продолжения — «Незнайка в Солнечном городе». Эти картинки так понравились детям и взрослым, что до сих пор наиболее часто переиздаются.
Существует серия цветных открыток «Приключения Незнайки и его друзей» художника Алексея Лаптева, вышедших в 1958 году.
Генрих Оскарович Вальк (1918-1998) — иллюстратор, карикатурист и график. Родился в Тверской губернии, по национальности — эстонец. Генрих Вальк поступил в мединститут, но вскоре увлекся карикатурой, стал брать уроки и медицину оставил.
Работал в сатирическом издании «Крокодил». Оформил произведения А. Барто, С. Михалкова, Л. Лагина, В. Драгунского, Б. Заходера, Е.Благининой и других, всего проиллюстрировал более ста книг, многие из которых были многократно переизданы. Большинство его работ выполнены в черно-белом исполнении.
Генрих Вальк — один из самых ранних иллюстраторов Николая Носова. Художник проиллюстрировал почти все рассказы писателя, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого «Незнайку на Луне», взяв за основу образы, разработанные Алексеем Лаптевым. Сегодня Генрих Вальк считается одним из лучших иллюстраторов книг о Незнайке.
Борис Матвеевич Калаушин (1929-1999) — ленинградский художник, иллюстратор, живописец, а также писатель, историк и общественный деятель в области культуры и искусства. Борисом Калаушиным проиллюстрировано свыше 100 детских книг: «Королевство кривых зеркал» В. Губарева, «Новый наряд короля» Г.Х.Андерсена, «Ухти-Тухти» Б. Поттер, «Три толстяка» Ю. Олеши, сказки Братьев Гримм, пьесы Е. Шварца и многие другие. Работы Бориса Матвеевича выставлены в музее Академии Художеств, Литературном музее, музее Л.Н. Толстого, Третьяковской Галерее, Русском музее, музее Андерсена в Копенгагене, в музее Амстердама, находятся в частных коллекциях России, США, Германии, Мексики и других стран.
Леонид Викторович Владимирский (1920-2015) — график и иллюстратор. Родился в Москве. После Великой отечественной войны окончил ВГИК. Его дипломным проектом было создание первого в истории института кинематографистов диафильма, благодаря которому он сразу получил приглашение от студии «Диафильм», где стал главным художником.
Особую популярность Леониду Викторовичу принесло оформление Сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и цикла повестей А.М. Волкова об Изумрудном городе. В 1953 году художник создал для диафильма «Приключения Буратино» образ деревянного героя в полосатом колпачке, ставший общеизвестным и считающийся и сегодня классическим. Через три года вышла книга «Приключения Буратино» с иллюстрациями Владимирского. После этого художник посвятил себя иллюстрированию детской литературы. В 1959 году с его рисунками вышла первая из шести сказочных повестей Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Среди других работ художника — иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари и сборнику Русские сказки. Леонид Владимирский создал комплект открыток «Приключения Незнайки и его друзей».
Анатолий Алексеевич Борисов (1944 – 2015) – художник, живописец. Учился в Загорском художественно-промышленном училище игрушки. Работал на Вологодской фабрике игрушек художником-конструктором, затем в Вологодской художественно-производственной мастерской. Анатолий Борисов — постоянный участник областных, зональных художественных выставок. Член Союза художников России. Главным жанром, в котором работал Анатолий Алексеевич, был пейзаж.
Герой Незнайка получился у Николая Носова далеко не идеальный, но очень живой и непосредственный, вызывающий сочувствие. В своей обычной жизни он дурашлив, но в экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны. По ночам его мучает совесть за проступки. Он постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит дело до конца. Незнайка бесхитростен и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не подумавши. Вот такой веселый маленький необычный герой сказки!
Рассказы про незнайку и его друзей с картинками
Николай Николаевич Носов
Приключения Незнайки и его друзей
Коротышки из Цветочного города
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими причёсками, и поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые причёски, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, ещё того хуже, за косу дёрнут. Конечно, не все малыши были такие, но ведь этого на лбу у них не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками – придумают же такое слово! – а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.
Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни – это одно, а в сказочном городе – совсем другое. В сказочном городе все бывает.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.
Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам. У Незнайки был друг, по имени Гунька, который жил на улице Маргариток. С Гунькой Незнайка мог болтать по целым часам. Они двадцать раз на день ссорились между собой и двадцать раз на день мирились.
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.
«Кто же это меня ударил? – думал Незнайка. – Может быть, сверху упало что-нибудь?»
Он задрал голову и поглядел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки.
«Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, – решил Незнайка. – Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове».
Он пошёл домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин.
Этот Стекляшкин был знаменитый астроном. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Когда он смотрел в увеличительные стёкла на разные предметы, то предметы казались больше. Из нескольких таких увеличительных стёкол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и на звезды. Таким образом он сделался астрономом.
– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
– Что ты. Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.
– Не может быть, – ответил Незнайка. – По-моему, солнце не больше тарелки.
– Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце – огромный раскалённый шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.
– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим – может быть, они ещё не слыхали про это. А ты всё-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!
Незнайка пошёл домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:
– Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадёт и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.
Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:
– Братцы, спасайся! Кусок летит!
– Какой кусок? – спрашивают его.
– Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлёпнется – и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
– Что ты выдумываешь!
– Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Смотрели, смотрели, пока из глаз не потекли слёзы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щербатое. А Незнайка кричал:
– Спасайся кто может! Беда!
Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточку, Гусля – свои музыкальные инструменты. Доктор Пилюлькин метался по всему дому и разыскивал походную аптечку, которая где-то затерялась. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:
Незнайка-художник — Носов Н.Н.
Как-то раз Незнайка реши стать художником. Он попросил у Тюбика кисти и краски и нарисовал портреты своих друзей. Портреты получились смешные, но друзья велели их разорвать.
Незнайка-художник читать
В домике на улице Колокольчиков вместе с Незнайкой и другими малышами жил художник Тюбик. И вот однажды к нему пришёл Незнайка и говорит:
— Слушай, Тюбик, научи меня рисовать. Я тоже решил стать художником.
— Ну, что ж, учись, — согласился Тюбик. — Нарисуй для первого раза глиняный горшок. На это задание даю тебе два часа. Потом приду и проверю, что у тебя получилось.
Тюбик оставил Незнайке палитру и кисть, поставил на стол горшок и сказал:
Незнайка попробовал нарисовать горшок, но не смог. Тогда он приложил сам горшок к бумаге, обвёл его линией и сказал:
— Вот и всё. Чего тут ещё два часа возиться! Лучше я что-то интересное изображу. Вот Гунька идёт. Нарисую его портрет.
А Незнайкин друг Гунька просто шёл мимо и не знал, что Незнайка на художника учится.
— Эй, Гунька, — сказал Незнайка. — Садись, я тебя рисовать буду.
Гунька удивился, но согласился и ответил:
— Ладно! Только, пожалуйста, красиво нарисуй!
Гунька присел перед мольбертом, а Незнайка сказал:
— Ты не беспокойся! Я тебя очень красиво нарисую!
Незнайка пририсовал к горшку зелёные уши, красный нос, синие губы, чёрные усы, оранжевые волосы и воскликнул:
— Хорошо получилось! Смотри!
Гунька встал, взял в руки портрет и увидел такое пугало, что чуть не упал в обморок. Он испугался:
Незнайка глянул сначала на приятеля, потом — на рисунок и ответил:
— Конечно! Какой ты есть, такого я и нарисовал. Я же обещал — красиво!
Нет, это плохой портрет. Его надо порвать, — сказал Гунька и потянул рисунок к себе.
Но Незнайка тоже ухватился за портрет. Бумага стала рваться.
— Зачем же уничтожать художественное произведение? — обиделся Незнайка. Но Гунька порвал портрет.
— Я с тобой в ссоре! — сказал Гунька, бросил разорванный портрет в мусорную корзину и пошёл домой.
Но Незнайка особо не расстроился. Он принялся рисовать портреты остальных коротышек, приговаривая:
— Ну, и ладно! Я других красиво нарисую.
Когда все портреты были готовы, Незнайка развесил их во дворе на верёвках, как бельё для просушки. Получилась настоящая портретная галерея.
— Пускай рисунки здесь повисят, — решил Незнайка. — Все посмотрят и узнают, какой я хороший художник!
Первым пришёл в портретную галерею доктор Пилюлькин. Он чуть не лопнул со смеху, глядя на портреты своих друзей. Все эти смешные рисунки ему очень понравились. Но больше всего — портрет механика Винтика с нарисованной вместо носа большой гайкой.
Доктор громко смеялся и хвалил Незнайку. Но потом он дошёл до своего портрета и сказал:
— А это ещё что за чучело с градусником вместо носа? Это я? Сейчас же порви этот портрет, а не то я тебя полечу горькой касторкой!
Пришлось тут же разорвать портрет Пилюлькина.
После доктора Пилюлькина в галерею зашёл охотник Пулька. Он тоже громко и весело смеялся над всеми, кого нарисовал Незнайка.
— Вот, Незнайка, я и не знал, что ты так хорошо умеешь карикатуры рисовать! Смешно ты всех изобразил! Молодец!
Пулька ещё похохотал перед портретом Винтика, которому Незнайка пририсовал вместо носа винт. Но вот когда он увидел свой портрет, то сразу почему-то расстроился и сказал:
— Порви сейчас же, а то не буду тебя никогда с собой на охоту брать.
Потом пришёл в галерею Винтик и тоже очень смеялся. Он ходил от портрета к портрету, тыкал в рисунки пальцем и говорил:
— Вот как смешно! Ты, Незнайка, — мастер!
Впрочем, хвалил он Незнайку только до тех пор, пока не увидел своего портрета.
Так было со всеми. Всем нравились чужие портреты. Но как только зритель видел на рисунке себя, то сразу говорил:
— А вот это плохой портрет! Ты его сними, Незнайка, сейчас же!
Пришлось Незнайке уничтожить все портреты, кроме одного — Тюбика.
Наконец и сам художник Тюбик пришёл. На верёвке висел один- единственный портрет. Тюбик его сразу увидел и закричал:
— Ах, ты так?! Я тебе дал краски и кисточку, а ты на меня карикатуры рисуешь! Ну-ка, отдавай всё сейчас же мне обратно!
Незнайка не стал спорить и драться. Он вернул Тюбику краски, палитру, кисточку и сказал:
— Это дело совсем неинтересное. Рисуешь, рисуешь, а тебе никто даже спасибо не скажет. Все только ругаются. Не желаю больше художником быть!