Рассказы про строительные инструменты для детей

Сказки

Главные новости Калужской области

Столярные сказки

Гвоздь и Шуруп лежали рядом на столярном верстаке и разговаривали о жизни. Шуруп в основном слушал, а Гвоздь говорил – громко, бесцеремонно, со свойственной ему прямотой:

– Странные вы, шурупы, и кто вас только выдумал! А главное, зачем? Испокон веков всё держалось на нас, на гвоздях! Работать с нами легко и быстро, одно удовольствие: стукнул раз, другой – и гвоздь уже в доске! Разве вы, шурупы, так умеете? Вечно крутитесь, крутитесь на одном месте… Пока один шуруп в дерево войдёт – десять гвоздей заколотить можно. И смех, и грех!

– Ну, кое-где и без нас не обойтись, – вежливо возражал Шуруп.

– Брось, не болтай ерунды! Хороший мастер всегда без вас обойдётся. Проще надо быть, сосед, проще!

В этот момент Гвоздь взяли с верстака и начали заколачивать в доску.

– Ага, ты видел? – торжествующе кричал он в коротких паузах между ударами молотка по голове. – Ещё немного – тук, тук! – и я исполню своё предназначение! А до тебя – тук, тук! – когда ещё очередь дойдёт …

Гвоздь хотел сказать что-то ещё, но вынужден был замолчать, потому что его забили по самую шляпку. Он не увидел, как мастер-столяр аккуратно взял Шуруп и закрутил в деревянную дверцу, закончив делать красивый подвесной шкафчик для инструментов.

Гвоздь в это время был занят другим делом: он торчал в рассохшейся доске старого мусорного ящика.

Молоток попал в столярную мастерскую из магазина «Инструменты». Иногда, в отсутствие мастера, он пользовался его телефоном, чтобы поболтать с другими молотками, киянками, ножовками и стамесками, бывшими соседями по магазинной витрине:

– Привет, коллеги! Как дела, вас не распродали ещё? У меня всё отлично! Устроился в хорошем месте, мастер меня ценит. Я у него всё время на виду, даже гостям показывает: гордится, что у него есть такой инструмент! В общем, дай бог каждому. Ну всё, пока, желаю не запылиться!

Самые старые инструменты в мастерской, Пила и Коловорот, слушали его с неодобрением.

– Хвастун! – сердито ворчал Коловорот. – Скажите, пожалуйста – «мастер его ценит!» До того ценит, что до сих пор ни одного гвоздя им не забил. Что это за молоток, если целыми днями лежит без работы?

– Ох, да я сразу поняла, что он к нам попал не ради работы, – вздыхала бабушка-Пила. – Разве нормальный молоток стали бы украшать красной ленточкой с бантиком, словно игрушку?

Старые инструменты были правы. Этот красивый молоток подарили мастеру друзья на день рождения. На рукоятке, покрытой блестящим лаком, они написали золотыми буквами «Поздравляем с юбилеем!». Мастер берёг подарок и с удовольствием показывал его гостям.

А для дела у него был другой молоток – с потертой ручкой, обмотанной изолентой. Этот молоток мастер не променял бы ни на какой другой: очень уж он был надёжен и удобен в работе!

Рубанок любил свою работу. Главное – это сам процесс, считал он: быстро, размашисто, эффектно! И никакие помощники не нужны, только мешают динамике. Он так и сказал мастеру:

– Вы мне только дайте что обстругать, и я всё сделаю сам! В профессии я не первый год, не сомневайтесь – всё будет в лучшем виде.

Мастер удивился: разве может инструмент работать без человека? «Наверное, волшебный», – подумал он. – «Ладно, пускай покажет себя, а я пока чайку попью».

Он положил Рубанок на доску, которую нужно было обстругать со всех сторон, и ушёл, а Рубанок энергично принялся за дело. «И – раз, и – два! И – раз, и – два! – радостно приговаривал он, скользя по доске взад-вперёд. – Ай да я! Ай да молодец! Всё умею, всё могу… И – раз, и – два!»

Рубанок упивался своей работой. Шершавая доска на глазах становилась гладкой, а над острым ножом поднималась тонкая полоска стружки. Она светилась на солнце, которое заглядывало в окошко мастерской, и пахла сосновой смолой. Стружки было много, и Рубанок залюбовался: «Она похожа на морские волны, – думал он. – А я сейчас, как корабль, который мчится по волнам. Какая красота!»

Рубанок так увлёкся, что не заметил вернувшегося мастера. Вокруг громоздились горы стружки, верстак буквально утопал в ней. Мастер недоумённо спросил:

– А где, собственно говоря, доска, которую ты должен был обстругать?

– Ну, доска… Как бы это правильно сказать… – замялся Рубанок. – Она закончилась. Зато смотрите – сколько стружки! Красиво, правда?

Мастер почему-то не разделил его восторга. Он смёл всю стружку в мусорный ящик и сказал, что больше не разрешит Рубанку работать самостоятельно. Во всяком случае до тех пор, пока тот не поймёт, что в первую очередь следует делать не то, что нравится тебе одному, а то, что нужно людям.

Источник

Конспект НОД «Инструменты»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цели: формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей на производстве, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-развивающей среды; обогащать активный словарь; развивать лексико-граммати-ческий строй речи, воображение, эмоционально-волевую сферу.

Планируемые результаты: знает названия инструментов, какую работу ими можно выполнять; умеет делать простейшие обобщения; способен управлять своим поведением.

Оборудование: инструменты; предметные картинки; карточки.

Ход деятельности

I. Организационный момент.

— Ребята, вспомните сказку С. Маршака «Кошкин дом». Что случилось с домом? (Дом сгорел.)

— Что решили сделать кот Василий и котята? (Они решили построить новый дом.)

— Подумайте хорошо, прежде чем ответить, что нужно для постройки дома? (Нужны строительный материал и инструменты.)

— Назовите все известные вам строительные (ремонтные,

столярные, слесарные) инструменты.

Дети называют с опорой на картинки: молоток, клещи, рубанок, пила, лопата, отвертки, кисти, топор, плоскогубцы.

— Как назвать их одним словом? (Инструменты.)

П. Постановка проблемной ситуации.

— Что же делают с каждым из этих инструментов? Предла

гаю вам выбрать любой инструмент и объяснить его назначение.

Игра «Что делают инструментом.

Воспитатель называет инструмент, дети говорят, какие действия им выполняют.

— Молотком забивают гвозди.

— Топором рубят дрова.

— Лопатой копают землю.

— Отверткой ввинчивают шурупы.

— Рубанком строгают доски и т. п.

По ходу называния инструментов воспитатель выкладывает каждый из них на стол, обращая внимание детей на их вид, форму, материал.

— Подойдите к столу и хорошенько рассмотрите инструменты.

— Скажите, из чего они сделаны? (Ответы детей.)

Молоток сделан из дерева и металла.

Топор сделан из дерева и металла. Клещи сделаны из металла. Пила сделана из металла. Рубанок сделан из дерева и металла.

— Куда положить инструменты после работы? (Их надо положить на полку или в специальный ящик.)

— Где хранятся инструменты? (Инструменты хранятся в мастерской.)

МЫ СТРОГАЛИ, МЫ СТРОГАЛИ (Дети имитируют движения соответственно тексту.) Мы строгали, мы строгали, Доски гладенькие стали. Мы пилили, мы пилили, Чтобы ровными все были. Мы сложили их рядком, Прибивали молотком, Получился птичий дом. Мы на улицу идем, Высоко его прибьем, Чтобы птички залетали, А котята не достали.

III. Развивающие игры и задания. 1. Отгадывание загадок.

Кудри с лысины стригу.

• Цепкий рот на тех сердит,

2. Дидактическое задание «Какой инструмент».

Задание: дорисуйте и назовите части инструментов. Дети получают карточки с заданиями.

3. Игровое упражнение «Скажи, что изменилось?».

— Ребята, внимательно посмотрите, как лежат инструменты,

запомните. Теперь закройте глаза.

Воспитатель меняет порядок расположения или убирает некоторые предметы.

— Откройте глаза и скажите, что изменилось.

— Какие инструменты есть у ваших пап, дедушек? (Ответы детей.)

— Какие инструменты вы знаете еще?

— Какую работу выполняют взрослые этими инструментами? (Молотком забивают гвозди, отверткой вкручивают шурупы, рубанком строгают доски и т. д.)

— Кем вы хотели бы стать, когда станете взрослыми?

— Какие инструменты вам понадобятся в работе?

— Закончите строчки стихотворения:

• Столяру нужны инструменты. (столярные: рубанок, стамеска, пила).

• Для малярных работ нужны инструменты. (малярные: кисть, краскопульт и игла).

• Что вы дадите швее для работы,

Чтобы рукам было меньше заботы? (Швейная машина, ножницы, иглы, линейка, лекало.)

• Что нужно врачу, чтоб людей от болезней спасать? (Шпри

цы, чтобы делать уколы, кровь переливать.)

Читайте также:  Рейтинг лучших сказок для детей 8 лет

Инструменты в работе профессионала крайне важны, Для дела любого, бесспорно, они нужны!

— Нет только мужской или только женской профессии.

Наши мамы разные важны,

И вы ими станете, придет пора.

— А вам, ребята, какие профессии понравились?

— Кем бы вы хотели работать?

— Почему? (Ответы детей.)

Дидактическое лото «Музыкальные инструменты» для детей от 3 до 7 лет Дидактическое лото «Музыкальные инструменты» от 3 до 7 летИгра состоит из 4 больших карт и 16 маленьких карточек. Играть могут от 2 до 4.

Инструменты в музыкальный уголок своими руками У маленьких детей внимание как правило неустойчивое и дети любят заниматься тем, что им интересно. Поэтому на занятиях с детьми в учебный.

Интегрированное занятие «Русские народные инструменты» Цель: Формирование основ духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к казачьей культуре, фольклору. Задачи: 1. Обеспечить.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Музыкальные инструменты своими руками Музыкальные инструменты своими рукамиВоспитатель: Маренкова Наталья Владимировна Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение.

Папка-передвижка «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты Гармонь — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники,.

Самодельные музыкальные инструменты амодельные музыкальные инструменты. Большой интерес для детей представляют музыкальные инструменты. А если инструменты сделаны из бросового.

Шумовые музыкальные инструменты. Мастер-класс Дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты. Шумовые инструменты позволяют всем детям, не.

Источник

Конспект занятия «Стройка. Инструменты»

Ольга Шахматова
Конспект занятия «Стройка. Инструменты»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 42»

подразделение дошкольного образования

детский сад «Лесная сказка»

Конспект занятия по теме: «Инструменты»

Воспитатель: Шахматова О. А.

Тема: «Стройка. Инструменты»

Цель: развивать слуховое внимание, обогащать словарь детей номинативной лексикой по теме «Стройка», совершенствовать навык пересказа с опорой на схему.

Оборудование: схема игры; предметные картинки по теме; план группы, спецодежда, фишки, отвёртки, дощечки, шурупы, конструктор «лего», строительный конструктор, маленькие грузовые машинки.

Действия. Содержание. Действия детей

Цель: Развивать логическое и образное мышление, пополнять словарь номинативной лексикой по теме, развивать слуховое внимание и память. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.

Давайте посмотрим, что у нас на этой неделе запланировано?- Тема недели «Инструменты», а играть мы будем в строительство мебельной фабрики. Что нам для этого надо?

Игра «Мне нужны такие вещи»

Материалы, инструменты.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка.

Дети рассматривают план.

Дети чередуют хлопки с кулачками.

Результат: развивается логическое, образное мышление, активный словарь пополняется номинативной лексикой по теме.

Цель: совершенствовать навык согласования числительных и существительных в роде, числе и падеже, навык образования и употребления в речи сущ. в форме Р. П., мн. ч.

Давайте посмотрим, что у нас есть.

А хотите узнать, что там внутри?

Игра «Угадай, что звучит» Ящик для инструментов.

Молоток, пила, колокольчик, дрель.

Результат: совершенствуется навык образования и употребления в речи сущ. в форме Р. п. мн. ч.,

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики

Ребята скажите, а все инструменты нужны нам для стройки? Какой инструмент лишний?

Результат: мышечное напряжение снято

Цель: Закручивание шурупов.

Ребята у нас в ящике есть ещё один инструмент? Что это? У вас на столах лежат дощечки, которые пригодятся нам для строительства. Они откроют свой секрет тем, кто закрутит три шурупа. Отвертка? Осторожно острый инструмент.

Дети закручивают шурупы.

Результат: развиваем мелкую моторику пальцев рук

Цель: закреплять представления о словах, обозначающих предметы и действия

Переверните дощечки и подберите слово действие к своей картинке. Пилой – пилят,

Рубанком – строгают,

Подбирают слова – действия.

Результат: овладение глагольным словарём

Цель: умение в работе применять накопленные знания.

Давайте распределим, кто, что будет строить.

Чтобы построить склад, необходимо для работы план строительства. Строителям я даю план постройки, можете приступать к работе. Сборщики мебели проходят за столы и начинают собирать мебель. Для начала, соберите столы и стулья.

Посмотрите, какой получился большой склад для мебели. Теперь можно завозить мебель. На чём можно привести мебель?

Я предлагаю ребятам, которые уже собрали мебель, взять машинки и привезти мебель на склад. А ребята, которые строили склад, расставить мебель на складе.

На этом сегодня рабочий день закончился. Мы с вами поработали на славу.

Если дети не смогут найти место в игровой комнате для постройки, воспитатель помогает.

Раздаёт необходимые детали к работе. При необходимости помогает. Ребята надевают спецодежду для работы.

Берут машинки и увозят на склад мебель.

Дети берут фишки, распределяются по назначению работы.

Рассматривают план группы. Находят в игровой комнате место для постройки склада для мебели.

Дети приступают к работе.

На грузовой машине.

Результат: выполняют определённые действия в соответствии с ролью.

«Музыкальные инструменты». Конспект занятия в подготовительной группе Непосредственно образовательная деятельность. Возрастная группа детей – подготовительная к школе группа Тема: «Музыкальные инструменты».

Игра-ситуация «Стройка» для детей 5–6 лет Игра-ситуация «Стройка» доя детей 5- 6 лет Цель: Вовлекать детей в ролевое взаимодействие, развивать игровые умения, увлечь драматизацией.

Конспект музыкально-ритмического занятия «Музыкальные инструменты» для разновозрастной группы глухих и слабослышащих детей Тема: Музыкальные инструменты Цели: развитие слухового восприятия, фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, формирование.

Конспект музыкального занятия «Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси» «Национальные музыкальные инструменты народов ханты и манси»Цель: знакомство с национальными музыкальными инструментами народов манси и.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автобус, больница, магазин, стройка» с детьми подготовительной группе Цель: Развивать интерес детей, побуждать к активному участию в игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми в игре. Образовательные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему «Инструменты и бытовые приборы» Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с бытовыми приборами и инструментами, расширять представления.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

«Музыкальные инструменты». Лэпбук Лэпбук «Музыкальные инструменты» Лэпбук «Музыкальные инструменты» направлен на активизацию любознательности, познавательной активности.

«Русские народные музыкальные инструменты». План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфонического оркестра (оркестра народных инструментов). Тема:.

Источник

Текст книги «Расскажите детям о рабочих инструментах»

Автор книги: Э. Емельянова

Жанр: Книги для детей: прочее, Детские книги

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Л. Емельянова
Расскажите детям о рабочих инструментах

ГРАБЛИ

«Сграбь руками, загреби… Граблить, грести граблями. Грабли, ручная борона; состоит из хребта, бруска в аршин, сосквозными дырьями, до 12-ти, в которые вколочены зубья, колышки в палец, и из грабловища… палки в рост человека, воткнутой посредине хребта отвесно зубьям. Граблями гребут, сгребают сено, катают; на грядах бьют комья и ровняют…» – вот так емко несколькими словами В. Даль раскрывает происхождение слова «грабли» и суть предмета. Раньше на Руси «граблей» называли любой предмет, позволяющий что-либо цеплять или удерживать. Этим словом называли и человеческую руку, и деревянную ложку.

Современные грабли делают чаще всего из стали. Иногда применяют пластик или бамбук, хотя исторически они были деревянными либо железными. Ручку делают из дерева, пластика или металла.

Грабли бывают ручные, конные и для сельхозтехники. Ручными – убирают опавшие листья, мусор. Одна из разновидностей граблей имеет длинные гибкие тупые зубцы, закрепленные в форме полумесяца. Используются они для удаления сухой травы с газонов. Ими можно разравнивать перекопанную землю, выбирать крупные камни и разбивать комья.

В Японии существует искусство создания «садов камней». Этот «Сад сухого ландшафта» состоит только из гравия и камней. Линии, которые проведены граблями по гравию, передают структуру водных потоков или водоемов, как и в обычных садах.

Еще есть интересная разновидность этого инструмента – грабилка. Она служит для сбора ягод с низких кустов, например, черники и брусники. Выглядит она, как ковш с ручкой с длинными зубцами.

Для сгребания сена, хлебных колосьев или для подготовки пашни к рядовому посеву раньше использовали конные грабли. Сейчас для этих целей используют тракторные грабли, современные сложные механизмы с вращающимися элементами.

Читайте также:  Рассказ о иване грозном и опричнине

Забавной особенностью граблей является то, что если их положить на землю вверх зубьями и наступить на зубья, то они моментально поднимутся вверх, при этом ударив наступившего. Чаще всего – по лбу, но могут и в другое место. Отсюда происходят сочетание слов «бег по граблям», означающее бессмысленное занятие, наносящее вред самому себе. Также существует выражение «…дважды наступить на одни и те же грабли», что означает повторить свою ошибку.

ЗАГАДКИ

Зубы имеют, а зубной боли не знают.

Зубастые, а не кусаются.

Стоят в один ряд
Острые пальчики
Цап-царапки:
Подбирай охапки.

ДРЕЛЬ

Дом дрожит, трясутся стены.
Это делают ремонт!
Работяги с дрелью в касках
«Разворачивают фронт».

В эпоху неолита, т. е. около 6000 лет дон. э., древний человек придумал инструмент, который стал прототипом современной дрели. Это было приспособление из лука и сверла (прочной палки), которое вращалось при малейшем повороте первого. Использовать такой инструмент нужно было двумя руками: одна – прижимала сверло, другая – качала лук. С помощью этого инструмента люди добывали огонь и обрабатывали различные материалы.

Ручная дрель – инструмент для сверления, в котором используется сила человека. Применяется для сверления отверстий в различных материалах. Простейшая ручная дрель – это коловорот, инструмент с ручкой в виде скобы (колена) и патроном для зажима сверл.

Сверло – неотъемлемая часть дрели. Обычные спиральные сверла бывают разных размеров в толщину от 0,1 мм до 8 см. При бурении горных пород, металлообработке, когда требуется высокая твердость или жаропрочность, используют сверла с очень крепкой вставкой на конце – из сплава, называемого победит. Это сплав карбида вольфрама и кобальта. По твердости он близок к алмазу, самому твердому материалу.

Принцип действия современной дрели зародился в далеком прошлом. Создателями современной дрели и с электрическим приводом считают двух людей, которые пришли к одинаковым результатам, занимаясь разработкой дрели абсолютно независимо друг от друга. Ими были шотландский инженер-электрик и немецкий изобретатель из Штутгарта Вильгельм Эмиль Файн, который в 1895 году представил свой вариант электрической дрели. Шотландец же, приехавший в Мельбурн (Австралия) для участия в строительстве большой электрической станции, запатентовал свою электрическую дрель на шесть лет раньше.

Самыми большими дрелями можно считать буровые вышки, которые сверлят (бурят) отверстия (скважины) в земле на глубину в несколько км. Диаметры скважин колеблются от 25 мм до 3 м.

ЗАГАДКА

Везде сует свой нос витой.
Дыру проделает в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне.

Косари на лугу размахалися острыми косами,
Что им Божий цветок?
Им бы кончить работу свою…

Коса является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. У древних греков этот инструмент использовала для работы богиня плодородия Деметра. Это был металлический предмет в форме полумесяца с заточенным краем (лезвием) и деревянной ручкой.

Как только человек научился обрабатывать металл, появился этот инструмент. Он необходим для земледелия. Урожай зерновых культур убирали с помощью серпа или косы.

Это инструмент индивидуальный, требует настройки под размеры косаря. Кто любит использовать серп, одной рукой придерживает скашиваемое растение, другой – срезает его. А кому-то удобнее работать большой косой с длинной ручкой и не таким изогнутым лезвием, как у серпа. Работают такой косой двумя руками, удерживая ее за деревянную рукоятку (косье) и небольшую ручку посередине древка – лучек. Косят такой косой, совершая полукруговые движения, ведя лезвие косы параллельно, близко от поверхности земли. Движения энергичные, требующие хорошей физической формы работника. Лезвие косы не точат, его отбивают молотком на специальной подставке (бабке). После отбивки и во время работы периодически лезвие правят точильным абразивным бруском с мелким зерном. Хорошая коса после отбивания выдерживает три, четыре часа косьбы.

В горных районах Осетии существовала традиция: во время сенокоса проводили соревнования. Косари обычно поднимались в гору и оттуда начинали косить сверху вниз. Работая на обрывистых, опасных местах, косари старались обогнать друг друга. В процессе этой работы тренировалась сила и выносливость, вырабатывалась смелость и особенно развивался плечевой пояс.

ЗАГАДКИ

Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал,
Домой прибежал —
Всю зиму пролежал.

Наточили Острый Нос,
Колотили Острый Нос.
Поработал Острый Нос —
Увезли зеленый воз.

ПОГОВОРКА

Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

ЛОПАТА

Прототипом лопаты является палка-копалка, один из первых инструментов, который использовал человек. Древние люди делали лопату из камня или дерева и применяли для копания и разрыхления почвы.

Лопата – инструмент для подъема и перемещения сыпучих материалов, таких как почва, песок, уголь, гравий, снег. Она широко используется в сельском хозяйстве, строительстве и садоводстве. Обычно лопата состоит из двух частей: собственно лопаты (рабочей части) и черенка (ручки). Лопата может быть сделана из различных материалов: стали, титана, нержавейки, алюминия, дерева и пластика.

На первый взгляд лопата – очень простая вещь, однако это не так. Существует много типов лопат для разного вида работ. Они бывают широкие и узкие, длинные и короткие, штыковые и совковые. У всех есть достоинства и недостатки. Например, лопаты из титана хороши тем, что к ним почти не прилипает почва. Они легче, чем из стали, и не окисляются. Но стоят такие лопаты гораздо дороже. Деревянные и пластиковые лопаты используют обычно для уборки снега. Они легкие, недорогие, но не долговечные, и не такие прочные, как, например, алюминиевые.

Существует много модернизаций и усовершенствований обычной лопаты. Для комфортной работы лопата должна подходить по размеру, высоте и весу. Ручка лопаты должна быть хорошо обработана, не иметь задиров и трещин. Форма рабочей части лопаты изготавливается в зависимости оттого, для каких целей она используется. Например, лезвие штыковой лопаты обычно остро заточено и имеет зауженную форму. У совковой лопаты рабочая часть широкая, с боковыми ребрами и затупленным краем. Хлебная лопата – целиком сделана из дерева. Она предназначена для помещения в печь (и вынимания из нее) хлеба и других продуктов, в том числе и пиццы. Младшие братья лопаты – различные совочки, ими удобно работать с маленькими растениями в саду и дома.

ЗАГАДКИ

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.

Раз – копаю. Два – копаю.
Когда в землю вхожу, становлюсь острее,
А без дела полежу – быстро заржавею.

МОЛОТОК

Самый бойкий я рабочий в мастерской.
Колочу я что есть мочи день-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!

Молоток (молот) – самое древнее орудие труда, использующееся для нанесения ударов по чему-либо. Сам молоток от этого не портится. Молоток используют при ковке металлов, разбивании камней, забивании гвоздей…

Кузнечный, или ручной, молоток обычно делается из ковкого железа, а концы его навариваются сталью. Очень маленькие молоты делаются целиком из стали, а большие – из чугуна. Один конец ручного молота делают плоским или с легкой выпуклостью, он называется боек, а другой – клинообразным, и называется задок. В средней части имеется сквозное отверстие, глазок, для насадки молотка на деревянную рукоять, или молотовище.

Самые маленькие кузнечные молоты, так называемые ручники, которыми можно работать одной рукой, весят от полукилограмма до 2 килограммов, большие же ручные молоты, кувалды, которые приводятся в движение обеими руками с размаху, весят от 3 до 9 килограммов.

Молотки делают не только из металла, но и из резины и дерева. Такие молотки – киянки служат для подбивания каких-либо мягких материалов или для выправления (рихтовки) листовых металлов.

В больших мастерских используют молоты весом от 40 до 100 килограммов, а на железных и сталелитейных заводах бывают молоты до 50 тонн.

С конца XIX века самые крупные паровые молоты стали заменять гидравлическими прессами, позволяющими достигать более высокого качества обработки металла без сотрясения зданий.

Важнейшим спутником молотка является гвоздь. Это штырь, обычно из металла, заостренный с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифленую или декоративную шляпку. Гвоздь держится в детали за счет силы трения. В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твердых пород. Гвозди стоили не дешево, в XIII веке за горсть гвоздей давали целого барана.

ЗАГАДКИ

На работу вышел – каждый услышал.

Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет.

Лоб – пудовый, костыль – дубовый.

Читайте также:  Поросенок в лесу из сказки непослушные
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Золото не золото, не побывав под молотом.

Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит.

МОТЫГА

Как только человек начал заниматься земледелием, а было это тысячи лет назад еще в каменном веке, появился инструмент для обработки почвы – мотыга. Этот простейший инструмент дошел до нас практически в неизменном виде, прежним осталось и его назначение – ручное рыхление верхнего слоя земли и подрезание ненужной растительности – сорняков. Древние мотыги представляли собой просто палки с заостренным концом или палки с широким наконечником из кости или камня.

Отличительная особенность мотыги – расширенный плоский, заостренный наконечник – налопатник – прикрепляется перпендикулярно ручке. Форма налопатника может быть разной. Для мелкой обработки и работы на более легких почвах используют более широкий налопатник, для взрыхления на большую глубину и работы на тяжелых почвах – более узкий. Разновидность мотыги – кайло, или кирка, инструмент с длинным плоским молотом с острым лезвием на одном конце (реже на обоих), насаженный на ручку. Второй конец молота обычно затуплен и используется как рычаг при отрывании чего-либо. Рабочая часть кирки длиннее и массивнее, чем у мотыги. Используется она при дроблении горных пород и разрыхлении очень плотного грунта при строительных работах. На киянку похож ледоруб – инструмент, используемый альпинистами при восхождении на горные вершины.

Иногда мотыгу называют сапка, цапка, тяпка – это разные названия одного и того же инструмента.

«Хлопцы покраснели, и один из них, выше ростом, ткнул сапкой в моем направлении и обиженно прогудел: – Так сапки тупые…» (А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»)

Приручение волов в Месопотамии, уже в VI тысячелетии до н. э. дало человечеству хорошую тяговую силу, необходимую для развития орудий для вспашки. Мотыга видоизменилась и превратилась в плуг, который и сейчас используют для вспашки земли на полях.

«Насечешь тяпкой, не сотрешь тряпкой» – поговорка, отражающая необратимое действие с выраженными последствиями.

ЗАГАДКА

Палка – ручка и топор,
Поперек насаженный.
И меня всегда берут
В огород посаженный.
Где взрыхлить, где подкопать,
Где сгрести земли под куст,
Уничтожить сорняки —
Я за все берусь.

ОТВЕРТКА

Одним из самых распространенных инструментов является отвертка. Невозможно представить наш мир без этого инструмента, почти все вещи вокруг нас являются сборными, а для крепления применяются различные винтики, шурупы, саморезы и болты. Еще их называют метизы – металлические изделия соединительного крепежа. Это такие небольшие штыри, имеющие по всей длине спиральную нарезку – резьбу, а также утолщение на одном конце – головку. С помощью резьбы метиз вворачивается в предмет и крепко там держится. А вот как раз для вкручивания или выкручивания служит отвертка. На головке метиза имеется либо прорезь, либо фигурное углубление с четкими краями. Чаще всего это просто прорезь или крестообразное углубление. Другой способ крепления – это наворачивание гайки на конец болта.

В словаре Даля отвертка описана как «орудие в виде тупой стамески». В таком виде она и просуществовала до начала XX века.

Ну и конечно, отвертка требуется в производстве точных механизмов. В то время все крепежные элементы изготавливали вручную. Процесс был трудоемким и дорогостоящим. Головки винтов (болтов) имели форму квадрата, сделать их проще всего. Позже появились головки с пропилом (пазом), крестообразные, в виде звездочки, и др. Для раскручивания разных болтиков появилась универсальная отвертка со сменными наконечниками (насадками).

Для сильно закрученных и закисших соединений была разработана специальная – ударная отвертка. Это массивный металлический инструмент, похожий на отвертку с наконечником. По его торцевой части ударяют молотком. От удара отвертка сильнее надавливает на откручиваемый винт, а поворотный механизм сдергивает его и выкручивает из отверстия с резьбой.

В последнее время все чаще стали использовать отвертки с электрическим приводом, работающие от сети переменного тока, либо от аккумуляторов. Работать таким инструментом удобно. Скорость вращения регулируется от степени нажатия на специальную кнопку (клавишу). Такие отвертки можно вращать в разные стороны, что позволяет не только быстро закручивать, но и выкручивать винты и шурупы.

ЗАГАДКА

Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой.

Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что – скажу вам, не хвастая, —
Я стальная и злая, и очень зубастая.

Пила – одно из древнейших орудий труда. Небольшие кремневые пилы стали применять около 5 тысяч лет до н. э.

Пила служит для распиливания твердых материалов (древесина, пластик, камень, металл и др.).

Работают девчонки,
В руках поет пила,
Она свой голос звонкий
Им сразу подала.

Простая (обычная) пила представляет собой металлическую пластину, на рабочей кромке которой расположены зубья. Зубцы затачивают под определенными углами, причем соседние зубья точат по-разному. Для распиливания чего-либо пилой водят туда и обратно с небольшим нажимом. В результате зубья разрывают распиливаемый материал, а т. к. зубьев на пиле много (например, около 100 шт.), распил увеличивается пропорционально скорости движения пилы.

Пилы могут иметь разную конструкцию. Распространенный вид пил – ножовка – полотно с зубцами, обладающее достаточной прочностью и упругостью, чтобы удерживать форму. Самая производительная из такого вида пил – двуручная пила. Ей работают вдвоем, с ее помощью хорошо валить стоящие деревья, но лежащее дерево не распилить. Для этого необходимо использовать специальную подставку.

Двуручную пилу еще используют как музыкальный инструмент в оркестре народных инструментов.

У лучковых пил тонкое полотно натянуто между двумя держателями. Примером такой пилы может служить лобзик. Полотно у него тонкое и узкое, благодаря этому можно изменять направление пиления, что удобно при выпиливании деталей из фанеры или другого плоского материала.

А еще бывают пилы, у которых полотно круглое, с множеством зубцов. Иногда зубья заменяет режущая кромка, выполненная в виде абразивного напыления (например, алмазного – для резки камня, плитки и других особо твердых материалов). Это циркулярная пила. Чаще всего такая пила вращается от электричества и с большой скоростью.

Самая компактная пила – это цепная ручная. Ее легко сложить, т. к. она состоит из звеньев.

ЗАГАДКА

Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

РУБАНОК

Для выравнивания поверхности деревянных изделий, уменьшения их толщины, а также для создания протяженных выемок различной формы служит этот инструмент. Обычно рубанок состоит из колодки с упорными ручками и из заостренного металлического лезвия (резца), закрепленного под углом к обрабатываемой поверхности. Рубанок – изобретение человека, дошедшее до нас из далеких веков. Известны рубанки, найденные в Помпеях и относящиеся к I веку. Хотя упоминания об этом инструменте еще более ранние. Гомеровский Одиссей хорошо владел этим инструментом, а ведь события происходили в XII веке до н. э.

Широко применяться рубанок начал только в XV–XVI веках. В Россию его завез царь Петр I, будучи большим любителем плотницкого дела. До этого управлялись топором и стругом – железным ножом с двумя ручками.

Хорошие инструменты всегда дорого стоили. К примеру, в 1901 году цена обычного рубанка французской фирмы в России доходила до двух рублей, что было сопоставимо со стоимостью коровы.

В зависимости от того, как нужно обработать поверхность дерева, служат всевозможные модификации рубанка. Это и фуганок, и цинубель, и шерхебель, и фальцгебель, и зензубель, и шпунтубель, горбач, медведка… Различие у них в размерах, форме резца и колодки (подошвы). Например, цинубель не строгает поверхность, а лохматит ее, поднимает ворс и служит для подготовки поверхности перед склеиванием. Резца у него нет, а есть железка с зазубринами, оставляющими нужные бороздки.

В настоящее время в промышленности применяются электрорубанки, выполняющие ту же функцию. Производительность их гораздо выше.

Но работы старых мастеров-деревщиков с годами только набирают красоту, становясь неподвластными времени. Ручная работа способна не травмировать волокна, а бережно, срезая излишки, проявлять структуру и красоту. Рубанок, становясь продолжением руки настоящего мастера, способен снять тончайшую стружку, проявляя нрав дерева. И чем стружка тоньше и прозрачнее, тем ярче и красивее становится текстура дерева.

ЗАГАДКИ

По деревянной речке плывет кораблик новый,
Свивается в колечки дымок его сосновый.

У конька, у горбунка
Деревянные бока.
Как зажмешь его в руке,
Заскользит он по доске.

Источник

Познавательное и интересное