Сказка про ветер, который хотел доказать свою силу
Жил-был маленький летний ветерок. Он любил ворошить листья на деревьях, подгонять букашек, спешащих по своим делам.
Ветерок рос, взрослел и однажды почувствовал, что стал очень сильным ветром. Ему захотелось доказать всем, что он очень силен.
Ветер сорвал веревку с бельем, что сушилось после стирки, и понес ее на соседнее дерево. Он поднял старую телегу в воздух и бросил ее обратно на землю. А потом взглянул на старое, очень толстое дерево и решил выкорчевать его из земли.
Ветер тужился, старался. Дерево трещало, ветки падали, листья сыпались… Но крепкий корень не хотел выходить из сухой земли.
Тогда ветер согнал к этому месту тучи и они стали обильно поливать землю. И ветер постарался снова выдрать огромное дерево из земли. Оно начало поддаваться. Но могучие корни были сильнее.
Два дня и три ночи бился с деревом ветер. Устал и решил отдохнуть.
И куда ему было отправиться на отдых, если не к маме.
Он решил похвалиться перед мамой своей силой. Рассказал о своих подвигах. И посетовал, что дерево попалось слишком крупное. Не удалось его из земли вытащить.
На что мама ответила:
— Нет особой заслуги в том, чтобы ломать деревья. Мы, ветры, созданы для другого. Молодые ветерки помогают опылять растения. Ветры постарше — убирать пыль, чистить природу. Более старшие ветры гонят облака к тем местам, где требуется полить почву. А самые мощные ветра работают в море. Они помогают парусникам быстро добираться туда, куда им нужно.
— А ураганы? Я так много читал сказок про ураганы! Это же круто — быть сильным!
— Ураганы бывают редко. Только когда подрастающий ветерок начинает испытывать свою силу. Настоящий сильный ветер никогда не будет буянить. Он знает свою силу, уверен в ней и не хочет никому ничего доказывать.
— Но как узнать свою силу, если не ураганить?
— Для этого можно работать на тяжелой работе. Найти мельницу и крутить ее. Покажется дело простым, найдешь посложнее — большое поле ветряных электрогенераторов. А если ломать и портить все вокруг — пользы никому не принесешь. Напротив, всех обидишь и настроишь против себя. Тебе ведь нравится, что тебя любят букашки и бабочки?
— Да! Это было так здорово, когда они щекотали меня своими усиками и крылышками!
— Так зачем их обижать ураганом? Они будут тебя бояться и прятаться.
— Да, мама, ты права. Я все понял. Сейчас отдохну и пойду мельницу искать или большой ветряк.
А в чем ты, малыш, можешь помочь другим людям? Куда можно приложить твою ураганную силу?
К опаснейшим явлениям природы относятся тропические вихри, которые в Америке называют торнадо, в странах Тихого океана — тайфунами, в Бенгальском заливе — циклонами, а в Австралии — вилли-вилли.
Возникают они обычно в конце лета, когда море и воздух над ним наиболее прогреты. Жаркое солнце испаряет огромные массы воды. Влажный воздух быстро поднимается вверх. Притекающий на его место более прохладный воздух с периферии начинает вращаться, как вода, уходящая в водосток. Возникает вихрь, похожий на гигантскую воронку. В центре ее, в так называемом «глазе урагана» диаметром до 35 км, продолжается вертикальное восхождение согретого воздуха, но там совершенно безветренно, небо безоблачно. Вокруг же «глаза» с оглушительным ревом бушуют штормовые ветры, скорость которых доходит до 400 км/ч. Ширина полосы, захваченной ураганом, достигает 400–600 км.
Достигнув берегов, ураган наносит колоссальный ущерб: с корнем вырывает деревья, разрушает дома, корежит и валит мачты электролиний, переворачивает и даже поднимает в воздух автомашины. Не обходится и без человеческих жертв.
Через несколько дней такой ураган покидает районы, где уже нет той массы теплого влажного воздуха, необходимого ему, чтобы поддерживать свою мощь. На суше он обычно быстро «умирает».
Ныне с помощью самолетов-наблюдателей, с помощью радаров и искусственных спутников отслеживается путь этих ураганов, чтобы своевременно предостеречь население регионов, которым он может угрожать.
При урагане над теплыми участками моря поднимается нагретый воздух. Перемещаясь вдоль поверхности Земли, он начинает вращаться. Возникает вихрь в форме большой воронки.
Ураган в Подмосковье (2009)
Ураган Изабель, вид из космоса (2003)
Ураганам принято давать имена. Это делается для того, чтобы не путать их, особенно тогда, когда в одном и том же районе мира действуют несколько тропических циклонов. Имена ураганов нужны для того, чтобы не было недоразумений при прогнозировании погоды, в выпуске штормовых оповещений и предупреждений.
Основой для современной системы имен ураганов послужила привычка американских военных летчиков во время Второй мировой войны называть ураганы и тайфуны именами своих жен и подруг. Эта идея пришлась по душе метеорологам из-за своей простоты и легкости запоминания. Так и повелось, что эти разрушительнейшие природные явления носят такие романтические и нежные имена, как Мария, Катрина, Рита, Камилла.
Только песик Тотошка развлекал Дороти, не давая ей поддаться царившей вокруг серости. Тотошка не был серым. У него была очаровательная шелковистая черная шерстка, забавный черный носик и маленькие задорные черные глазки, искрившиеся весельем. Тотошка мог играть с утра до вечера, и Дороти души не чаяла в своем верном друге.
Но сегодня им было не до игр. Дядя Генри вышел на крыльцо, сел на ступеньку и пристально посмотрел на небо. Оно было серее обычного. Дороти, стоявшая рядом с Тотошкой на руках, тоже посмотрела на небо. Тетя Эм в доме мыла тарелки. Далеко на севере тихо завывал ветер, и высокая трава у самого горизонта колыхалась волнами. Такое же тихое завывание раздавалось и с противоположной, южной стороны. Дядя Генри и Дороти обернулись на новый шум и увидели, что и там трава волнуется, словно море.
Дядя Генри встал со ступеньки.
Тетя Эм оставила посуду и подошла к двери. Одного быстрого взгляда было ей достаточно, чтобы понять: надвигается беда.
В этот момент Тотошка спрыгнул с рук Дороти и забился под кровать. Девочка кинулась ловить его. Перепуганная тетя Эм отворила люк и быстро стала спускаться по лесенке в убежище. Наконец Дороти поймала Тотошку и решила последовать за тетей Эм. Но не успела она сделать и шага, как страшно завыл ветер и маленький домик так задрожал, что девочка потеряла равновесие и села на пол.
Тут-то и случилось невероятное.
Дом несколько раз повернулся вокруг своей оси, а затем стал медленно подниматься в воздух, словно воздушный шар.
За окнами было темным-темно, и ветер выл диким зверем. Вообще-то лететь было даже приятно. Если не считать того, что вначале дом немножко покрутило, а один раз он очень сильно накренился, Дороти чувствовала только легкое покачивание, как в колыбельке.
Но Тотошке это явно не нравилось. Он с громким лаем носился по комнате вокруг хозяйки, а та тихо сидела себе на полу и пыталась понять, что же будет дальше.
Однажды Тотошка зазевался и угодил в открытый люк. Сперва Дороти решила, что он пропал навсегда. Но потом увидела, что из люка торчит краешек черного уха. Давление воздуха не позволяло песику упасть на землю. Дороти подползла к люку, схватила Тотошку за ухо и втащила обратно. Затем она захлопнула люк, чтобы такое не могло повториться.
Время шло, и наконец Дороти совсем успокоилась. Но ей было одиноко, а кроме того, ветер завывал с такой силой, что Дороти боялась оглохнуть. Сначала она думала, что домик упадет и они с Тотошкой разобьются насмерть, но ничего подобного не случилось. Тогда Дороти забыла про волнения и решила надеяться на лучшее. Она доползла по ходящему ходуном полу до своей кроватки, залезла на нее, а Тотошка примостился рядом. Несмотря на то, что дом покачивало, а ветер ревел вовсю, Дороти закрыла глаза и вскоре уснула.
1. Ураган. Волшебник Изумрудного города. Сказка Волкова.
Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли. Ее отец фермер Джон, целый день работал в поле, мать Анна хлопотала по хозяйству.
Жили они в небольшом фургоне, снятом с колёс и поставленном на землю.
Обстановка домика была бедна: железная печка, шкаф, стол, три стула и две кровати. Рядом с домом, у самой двери, был выкопан «ураганный погреб». В погребе семья отсиживалась во время бурь.
Вокруг до самого горизонта расстилалась ровная, как скатерть, степь. Кое где виднелись такие же бедные домики, как и домик Джона.
Вокруг них были пашни, где фермеры сеяли пшеницу и кукурузу.
Элли хорошо знала всех соседей на три мили кругом. На западе проживал дядя Роберт с сыновьями Бобом и Диком. В домике на севере жил старый Рольф. Он делал детям чудесные ветряные мельницы.
Широкая степь не казалась Элли унылой: ведь это была её родина. Элли не знала никаких других мест. Горы и леса она видела только на картинках, и они не манили её, быть может, потому, что в дешевых Эллиных книжках были нарисованы плохо.
Когда Элли становилось скучно, она звала весёлого пёсика Тотошку и отправлялась навестить Дика и Боба или шла к дедушке Рольфу, от которого никогда не возвращалась без самодельной игрушки.
Тотошка с лаем прыгал по степи, гонялся за воронами и был бесконечно доволен собой и своей маленькой хозяйкой. У Тотошки была чёрная шерсть, остренькие ушки и маленькие забавно блестящие глазки. Тотошка никогда не скучал и мог играть с девочкой целый день.
У Элли было много забот. Она помогала матери по хозяйству, а отец учил её читать, писать и считать, потому что школа находилась далеко, а девочка была ещё слишком мала, чтобы ходить туда каждый день.
Однажды летним вечером Элли сидела на крыльце и читала вслух сказку. Анна стирала бельё.
— Нет, моя дорогая. Жили волшебники в прежние времена, а потом перевелись. Да и к чему они? И без них хлопот довольно…
Элли смешно наморщила нос.
— А всё-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для детей всякие чудеса…
Пока девочка разговаривала с матерью, погода начала портиться.
Как раз в это самое время в далекой стране за высокими горами колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема.
Страшно было в пещере Гингемы. Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушёных мышей, привязанных к верёвочкам за хвостики, как луковки. Длинная толстая змея обвилась вокруг столба и равномерно качала плоской головой. И много ещё всяких странных и жутких вещей было в обширной пещере Гингемы.
В большом закопчённом котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котёл мышей, отрывая одну за другой от связки.
Гингема погрозила в пространство костлявым иссохшим кулаком и стала бросать в котёл змеиные головы.
— Ух, ненавистные люди! Вот и готово моё зелье на погибель вам! Окроплю леса и поля, и поднимется буря, какой ещё на свете не бывало!
Гингема подхватила котёл за ушки и с усилием вытащила его из пещеры. Она опустила в котёл большое помело и стала расплескивать вокруг свое варево.
— Разразись, ураган! Лети по свету, как бешеный зверь! Рви, ломай, круши! Опрокидывай дома, поднимай на воздух! Сусака, масака, лэма, рэма, гэма. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма.
Она выкрикивала волшебные слова и брызгала вокруг растрёпанным помелом, и небо омрачалось, собирались тучи, начинал свистеть ветер. Вдали блестели молнии…
И вихрь завывал всё сильней и сильней, сверкали молнии, оглушительно грохотал гром.
Гингема в диком восторге кружилась на месте, и ветер развевал полы её длинной мантии…
Вызванный волшебством Гингемы ураган донёсся до Канзаса и с каждой минутой приближался к домику Джона. Вдали, у горизонта, сгущались тучи, поблескивали молнии.
Тотошка беспокойно бегал, задрав голову, и задорно лаял на тучи, которые быстро мчались по небу.
Пёсик и в самом деле очень боялся гроз. Он их уже немало видел за свою недолгую жизнь.
— Заболталась я с тобой, дочка, а ведь, смотри-ка, надвигается самый настоящий ураган…
Вот уже ясно стал слышен грозный гул ветра. Пшеница на поле прилегла к земле, и по ней, как по реке, покатились волны.
Прибежал с поля взволнованный фермер Джон.
Анна бросилась к погребу, откинула крышку.
Но Тотошка, перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол.
Элли не захотела оставить своего любимца одного и бросилась за ним в фургон.
И в это время случилась удивительная вещь.
Домик повернулся два или три раза, как карусель. Он оказался в самой середине урагана. Вихрь закружил его, поднял вверх и понёс по воздуху.
В дверях фургона показалась испуганная Элли с Тотошкой на руках. Что делать? Спрыгнуть на землю? Но было уже поздно: домик летел высоко над землёй…
Ветер трепал волосы Анны. Она стояла возле погреба, протягивала вверх руки и отчаянно кричала. Прибежал из сарая фермер Джон и бросился к тому месту, где стоял фургон. Осиротевшие отец и мать долго смотрели в тёмное небо, поминутно освещаемое блеском молний…
Ураган все бушевал, и домик, покачиваясь, нёсся по воздуху. Тотошка, потрясённый тем, что творилось вокруг, бегал по тёмной комнате с испуганным лаем. Элли, растерянная, сидела на полу, схватившись руками за голову. Она чувствовала себя очень одинокой. Ветер гудел так, что оглушал её. Ей казалось что домик вот-вот упадет и разобьётся. Но время шло, а домик всё ещё летел. Элли вскарабкалась на кровать и легла, прижав к себе Тотошку. Под гул ветра, плавно качавшего домик, Элли крепко заснула.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП «Сказка о злом ветре Урагане»
Ирина Майер Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП «Сказка о злом ветре Урагане»
Воспитатель: Майер Ирина Михайловна.
Образовательная область:познание.
Тип занятия: обобщающее занятие «сказка о злом Ветре Урагане»
Цель: систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал)
— сравнивать по высоте: выше,ниже.
— продолжать закреплять навыки счета; отсчитывать определенное количество предметов по образцу.
-закрепить знания о цвете и форме геометрических фигур; умение из нескольких геометрических фигур собрать целую часть.
— развивать мышление, память,речь.
— воспитывать умение преодолевать трудности, доброжелательные отношения друг к другу.
Возраст детей: 4-5 лет
Форма организации обучения: фронтальная.
Место проведения: г. Урюпинск, МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»
Дидактические игры «Часть и целое», «Найди пару», «Геометрические формы», «Построй домик»; макет бревнышек; корзиночки на каждого ребенка, счетные карточки, мелкие игрушки для счета; аудиозапись песни «Вместе весело шагать», Музыкальный отрывок «Вьюга»;
Методы обучения: игровой метод – неожиданный приход гостя (Лесовичка, дидактические игры.
Практический метод: выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность, исследовательские действия (подбор «бревнышек» нужной длины)
Наглядный: показ предметов
Словесный: пояснение, рассказ, вопросы по содержанию.
Ход занятия:
Вот шла сегодня на работу, почтальона встретила. Он мне вручил письмо для ребят средней группы «А» детского сада №4 «Солнышко».
Хотите узнать, что это за письмо? Давайте вместе прочитаем.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лесовичок. Жили-были звери в лесу со своими малышами. Жили не тужили, но однажды налетел злой ветер Ураган, подхватил детенышей и унес за тридевять земель в тридесятое царство, тридесятое государство. Заплакали звери. Как же быть, кто нам поможет, спасти наших малышей.
И вот решил я написать письмо вам в детский сад. Вдруг вы что-то придумаете. Искренне ваш друг Старичок-Лесовичок.
Воспитатель: Вот такое письмо написал Лесовичок. Ребята, поможем найти малышей?
Но кто же нам покажет дорогу в царство Ветра Урагана?
(Раздается стук в дверь, появляется Лесовичок)
Я помогу. Здравствуйте, ребята. Я знаю дорогу, но она долгая и трудная, немало испытаний ждет вас впереди.
Дети, вы согласны преодолеть все трудности, решить все задачи, которые встретятся на нашем пути?
Тогда, в добрый путь!
Дети под песню «Вместе весело шагать» отправляются в путь.
Дорога преграждена камнями.
Воспитатель: Посмотрите, Ветер Ураган и гору разрушил, дорогу камнями завалил. Чтобы пройти вперед, надо разобрать завал из камней. А камни то непростые, на что они похожи? Какие формы камней вы видите? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал). А какого они цвета?
Все правильно, но камни должны вернуться каждый в свой дом. Возьмите по 1 камню и положите, каждый камень в свой дом. (Дети раскладывают камни – фигуры по обручам)
Давайте посчитаем, сколько фигур и каких в каждом домике? (Ответы детей).
Ребята, скажите, какие предметы имеют круглую форму? (Ответы детей).
А теперь прошу подойти ко мне поближе.
(На листе нарисован большой круг).
Что же это может быть? (ответы детей)
А я думаю, что это чье-то лицо, давайте вместе с вами «оживим» его.
Возьмите каждый по одной детали.Начнем с волос: где расположены волосы? (ответы детей: сверху круг, нос- посредине, глаза – справа и слева, брови над глазами, губы под носом, над бровями – усы).
Так это же он – злой Ветер Ураган. Теперь и вы будете знать, как он выглядит.
Лесовичок: Пора в дорогу! (Дети идут под музыку. Впереди река).
Воспитатель: Лесовичок, это же река! А как же нам ее перейти, она широкая и глубокая, да и холодно уже.
Лесовичок: Ребята, а что нужно сделать, чтобы переправиться через реку? (ответы детей: построить мост).
Правильно, а вот и бревнышки лежат, только нужно выбрать, которые из них нам подойдут. Посмотрите, какие бревнышки мы подобрали? Какие бревнышки длиннее? А почему нам не подойдут короткие бревнышки? Как мы можем это проверить? (ответы детей).
Какой замечательный мост мы построили,через реку: длинный, широкий, теперь мы можем спокойно перейти на другую сторону реки.
Лесовичок: Молодцы, ребята! В путь!
Воспитатель: Какая чудесная поляна! Ой, а что это здесь? Так это же рукавички «зверей-малышей». Это Ветер Ураган разбросал их здесь. Лапки у малышей без них отмерзнут. Надо собрать и разобрать их по парам.
Подвижная игра «Найди пару».
Какая долгая дорога, а малыши в замке, голодные сидят, Злой ветер их не покормит. Давайте в эти корзинки наберем еды для малышей. Только не все. В каждой корзине лежит карточка. На ней показано, что вы должны положить в корзину и сколько. Задание понятно? Прошу взять корзинки и отправиться за едой, вот сюда к скамеечке подходим, считаем, набираем. (Дети выполняют задание).
Лесовичок: Вот я сейчас проверю, как вы умеете считать. Молодцы, справились. А теперь….
Воспитатель: Подождите, дети, а здесь какие то разрушенные дома, ни крыши, ни стенок, ничего нет.
Лесовичок: Не порядок!
Воспитатель: Да мои, ребята, такие мастера, вмиг все починят.
Дети, вот здесь ваши строительные материалы, выбирайте сначала каждый по 1 разрушенному дому.
Лесовичок: Вот, молодцы, да как можно у них получается! Все дети готовы в дорогу! А что это за нитка?
Воспитатель: Дети,что это может быть: нитка, застежка? Что-то рассыпано в пакете? (Ответы детей)
Лиза будет собирать бусы, а мы ей поможем подадим нужные бусы.
Вот какие замечательные, яркие, все им будут рады.
В дорогу! Немного осталось.
А вот и оно, царство злого Ветра Урагана. (Звучит аудиозапись).
(Раздается голос Ветра)
Ого – го. Кто это и зачем пришел?
(Ветер не сдается, сердится).
Не отдам вам зверят. Не хочу! Но если вы ответите на мои вопросы, так и быть освобожу их. Готовы отвечать?
Вопросы Ветра:
Что выше, дерево или трава?
Что ниже, скамейка или лестница?
Кто выше, слон или мышь?
Какие камни вы убрали с дороги?
Что сделали, чтобы перейти реку?
А что вы еще делали, что бы спасти своих друзей?
Ветер добреет и отпускает зверей.
Звери рассказывают стихи.
1. Спасибо вам, дети,
Опять мы свободны и веселы.
2. Дружба с математикой
Чтоб помощь другу оказать
Пришлось задачи нам решать.
3. Приглашаем всех на танец
В дружны шумный хоровод
Пляшут звери, пляшут дети
Пляшет весь лесной народ.
Все становятся парами на парный танец.
Лесовичок: Ребята, мне пора возвращаться в лес. Спасибо, что нам помогли, зверят освободили. А вам, дети, Чтоб не было так грустно, вот сладкий приз от меня. До свидания!