Беседа «История Вербного воскресенья» для детей в старшей группе
Зайкова Лидия Олеговна
Беседа «История Вербного воскресенья» для детей в старшей группе
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Дождик, дождик маленький,
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Дорогие дети, завтра мы будем отмечать один из великих и светлых праздников – Вербное Воскресенье, или по другому – Вход Господень в Иерусалим.
В этот день Иисус Христос, наш Бог (Господь) въехал в Иерусалим. Жители этого города встречали Иисуса радостно и торжественно. В руках они держали пальмовые ветки и бросали их ему под ноги. Все люди были наслышаны о том, что Иисус исцелял больных и совершал чудеса. Поэтому его встречали в этот день, как царя.
У нас, на Руси этот праздник очень почитаем, но так как у нас не растут пальмы, и нет пальмовых веток, мы берём веточки вербы.
Ведь верба первой просыпается от зимнего сна, а Вербное Воскресенье приходит к нам ранней весной, когда на деревьях ещё не распустились почки.
Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье.
Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи.
В этот день принято ходить в церковь на праздничную службу и освящать там веточки вербы, в память о том, что Иисус вошел в Иерусалим, как царь.
Верба с древности почитаема у нашего народа и считается чудесным растением. Освещенная в церкви, она охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града, способствовала урожаю, наделяла здоровьем.
А еще, по поверью, в Вербное Воскресенье веточкой вербы, принесённой из церкви, нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья.При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля».
Вот ещё некоторые приметы, связанные с Вербным Воскресеньем:
— Если Вербное Воскресенье солнечное, то урожай будет богатым.
— Если веточку вербы воткнуть в землю – убережет посевы.
— Если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.
В старину, на Вербное Воскресенье открывались вербные базары, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Также на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости.
Веточки вербы, которые освящают в храме, хранят дома целый год, до следующего праздника. Считается, что они оберегают дом от злых сил.
А старые веточки вербы, через год относят в церковь.
В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником.
К Вербному воскресенью мы с детьми приготовили поделки.
Беседа о дереве «Липа» в старшей группе Беседа о дереве «Липа» Старшая группа Цель: обобщить представления детей о дереве Липа. Задачи: расширить представления детей о дереве.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.
Беседа в старшей группе на тему «Пожар» Беседа в старшей группе. Тема «Пожар» Цель: закрепить знание у детей о пожарной безопасности. Задачи: • Закрепить понятие «пожарная безопасность»,.
Фотоотчёт о занятии ОД в старшей группе «История возникновения утюга» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения утюга; расширять кругозор детей; закрепить представление о назначении и функции предметов.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «История Снеговика» Конспект занятия История Снеговика. Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна Область художественно-эстетическое развитие:.
Конспект занятия в старшей группе 5–6 лет «История маленькой пуговицы» Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Улыбка» (5-6 лет) на тему «История маленькой пуговицы».
Этическая беседа о дружбе в старшей группе Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное.
«Веточка вербы». Занятие с детьми подготовительной логопедической группы
Ирина Карабчукова
«Веточка вербы». Занятие с детьми подготовительной логопедической группы
«Как Ежик белке вербу подарил»
Занятие с детьми подготовительной логопедической группы
Лексические темы «Деревья и кустарники», «Лес весной».
-уточнить и закрепить знания детей о деревьях и кустарниках;
-знать отличия и сходства деревьев и кустарников;
-уметь различать разные виды деревьев и кустарников.
-расширить словарь по лексическим темам;
-побуждать употреблять в речи однокоренные слова (верба, вербное, вербочка)
-развивать связную, монологическую речь;
-развивать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику.
-воспитывать любовь к природе;
-приобщать к народной культуре, различным видам искусства (художественное слово, пейзажная и портретная живопись).
-иллюстрации вербы, ивы;
-картон голубого цвета, фигурные ножницы, клей;
-мелко нарезанная цветная пряжа.
-верба, вербочка, вербница, вербное воскресение, ива, овраги.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра с мячом «Назови ласково» (верба-вербочка, ива-ивушка, орешник-орешничек….
«Пушистики желтые на ветках сидят
Самый первый весны наряд». (слайд)
Логопед вносит веточки вербы
(одна веточка вербы, две веточки вербы…. пять веточек вербы….)
Беседа и рассматривание иллюстраций (слайдов)
Логопед обращается к детям:
-Ребята, а вы знаете, что у вербы есть сестра?
Стоит у речки и ревет
Так плачет она каждый год (ива). (слайд)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива).
— Вербу называют белой ивой.
Логопед и дети выясняют, чем похожи и чем отличаются верба и ива.
-Как вы понимаете народную пословицу «Верба, что луговая трава: ее выкосишь, а она снова вырастет». Ответы детей.
Пояснения логопеда (в случае затруднений ответов детей):
-Это очень красивое стойкое растение: не боится ни жары, ни холода. Вербу часто используют для борьбы с оврагами.
Считается, что верба охраняет людей от злых духов и пожаров (показ слайдов).
— Ива (сестра вербы) тоже цветет рано. Она наклоняется над рекой, озером и склоняет свои зеленые ветви до самой воды, и с неё капают капельки воды, как бы она плачет. В ивовых кустах живут и поют песни соловьи. Ивы очень быстро размножаются: отломается веточка, упадет на землю, и начинает расти. В народе говорят: «Иву хоть и срубишь, да она вновь разрастется».
Из тонких длинных прутиков вербы и ивы плетут красивые корзины (показ слайдов).
Физминутка «Деревья в лесу»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
В стороны руки плавно помашем Это к нам птицы летят.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали о вербе и иве?
-В весеннем лесу случилась такая история (показ слайда).
— Кто хочет о ней рассказать?
Дети придумывают и рассказывают истории.
Уточняющие вопросы логопеда:
-Как бы ты назвал свой рассказ? («Как ежик белке вербу подарил»).
— Дождалась наша верба весны
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:
Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут
В каждом доме уж создан уют!
Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Только вербу ломать я не буду
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
Краткий рассказ логопеда о празднике «Вербное воскресенье».
Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА»
Иди, весна, иди, красна, (Дети пальчиками «идут» по столу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальчику на
Овсяный снопок, обеих руках, начиная с мизинца).
Большой урожай в наш край.
Логопед предлагает детям сотворить «пушистое чудо» своими руками, чтобы порадовать близких перед праздником «Вербное воскресенье».
Продуктивная деятельность «Веточка вербы».
(объемная аппликация сиспользованием цветной пряжи)
Совместная деятельность детей и педагога.
-Что нового вы сегодня узнали?
-Какие слова вам запомнились?
-Какой праздник будет в воскресение?
-Что принято дарить в этот день?
В заключении занятия логопед вручает детям раскраски «Веточка вербы».
«Домик для листочков» (игра для детей 5–7 лет) «Домик для листочков» (игра для детей 5-7лет) Цель. Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников. Формировать умение угадывать.
Экскурсия в осенний парк. Экскурсия в осенний парк Цель экскурсии: Довести до сознания детей, что природа уникальна и неповторима. Развивать интерес к живой природе.
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Верба» (средняя группа)
Мария Михайловна Бисага
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Верба» (средняя группа)
24 апреля. Средняя группа. Познавательное развитие (Ознакомление с предметным и социальным окружениемЭкологическое воспитание)
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Вербное воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника «Вербное воскресенье».
Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей посредством знакомства с историей и традициями православного праздника «Вербное воскресенье»
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования «Вербного воскресенья».
Развивать интерес к русской национальной культуре у детей.
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация с картинки изображения библейского сюжета «Вход Господень в Иерусалим», веточки вербы, аудиозапись песни «Вербочка» в исполнении детского хора», алгоритм изготовления веточки вербы,
Раздаточный материал: ватные палочки, деревянные шпажки для шашлыка, светло-коричневая бумага, ножницы, клей карандаш, салфетки, гуашь коричневого цвета, кисти, баночки с водой.
Ход образовательной деятельности:
На тонкой коричневой ветке
сидят серенькие пушистые детки.
Дети: Верба
Слайд 1. Верба весной
Воспитатель: Уж верба вся пушистая
Опять весна душистая,
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие. Возьмите каждый по веточке. Потрогайте пушистые почки, проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик, пахнут ли ваши веточки? Пахнут ли они весной?
Воспитатель: Знаете ли вы какой праздник встречают веточками вербы?
Воспитатель: это праздник «Вербное воскресенье», он еще называется «Вход Господень в Иерусалим.» Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Воспитатель: правильно, мы познакомимся с праздником: «Вербное воскресенье».
Слайд 2. «Вход Господень в Иерусалим.»
Воспитатель: Сейчас расскажу вам удивительную историю. Слушайте…
В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю,прочитал молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!». Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.
Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу и на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, как принято было встречать царей и великих полководцев. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.
Воспитатель: как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?
(дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: верно, потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы.
Слайд 3. Веточки вербы
Воспитатель рассказывает о православном празднике «Вербное воскресение».
Воспитатель: с давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. Бывало, в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы,приговаривая: «Как верба растет, так и ты расти». А тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно,приговаривая: «Верба хлест, бей до слез», или «Бьем, чтобы быть здоровыми». Постепенно эти старинные заклинания стали превращаться в шуточные детские песенки. Одну из таких песенок мы разучили.
Дети проговаривают песенку и слегка ударяют друг друга веточками вербы
Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Верба синя
Верба красна
Верба бела
Верба хлёст –
Не я бью – верба бьет!
Воспитатель: даже в народной медицине не забыли о вербе – её почки дают пожевать от зубной боли.
Воспитатель: много пословиц есть о вербе. Расскажите, какие вы знаете.
«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед».
Воспитатель: Какие приметы Вербного воскресенья вы знаете?
Воспитатель: Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями вербы.
Слайд 4. Храм, с вербами.
На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику. Любил народ Вербное воскресенье. Было принято устраивать вербные базары.
Слайд 5. Вербный базар.
Воспитатель: ярмарки с веселыми играми и ряжеными.
— Стар и млад наряжались, доставали из своих сундуков самые красивые костюмы – кушаки, сарафаны, рубахи и шли на праздник.
Физ.минутка: Русская народная игра «Плетень»
Воспитатель: в этот день люди много играли. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Плетень».
Мы плели. (Одна команда поднимает заплетенные руки вверх и опускает.)
Плели плетень. (Другая команда поднимает заплетенные руки вверх и опускает.)
Любовались. (Первая команда повторяет движения.)
Целый день. (Вторая команда повторяет движения.)
Расплетали. (Игроки кладут обе руки на плечо сидящего слева.)
Очень долго. (Руки на плечо сидящего справа.)
Только никакого толка! (На эти слова командам надо заплести «плетень» снова и поднять руки вверх.)
Команда, сделавшая это первой, победила.
Слайд 7. Вербное воскресенье.
Воспитатель: в Вербное воскресенье люди любого возраста отправляются в воскресное утро в ближайшую церковь, чтобы освятить веточки вербы. Прихожане стоят службу, совершая молитвы и участвуя в песнопении.
Придя домой, освященные ветки ставят рядом с иконами, заплетают в косы, делают из них обереги, прибивают на хозяйственные постройки.
Через год, в преддверии нового праздника, вербу сжигают.
В этом году праздник Вербное воскресенье отмечается 13 апреля, ранней весной, предлагаю вам сделать веточки вербы. Проходите и садитесь за столы.
Слайд 9. Алгоритм изготовления ветки вербы.
На слайде алгоритм изготовления ветки вербы. Дети самостоятельно выполняют работу.
Воспитатель: и так ребята наше с вами занятие подходит к концу.Давайте подведем итоги:
Ребята, с каким мы сегодня праздником познакомились?
Скажите, почему именно верба является символом этого праздника?
Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо работали и у нас получились замечательные вербы.
«Рыбка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка (средняя группа) Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания,.
Конспект комплексного занятия по рисованию с детьми ОИН на тему «Помидоры» (средняя группа) Тема: «Помидоры». Задачи: 1. Учить детей рисовать краской круглую форму (от центра путём образования массы) на основе предварительного.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) (средняя группа) Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:.
Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа) Цель: Формирование у детей знаний о жизни земноводных. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с природой родного края. 3. Формировать у детей.
Конспект НОД по познавательному развитию «Птичьи гнезда» (подготовительная группа) Цель: Закрепление у детей знаний о жизни птиц и заботе о них. Задачи: 1. Уточнить и обобщить у детей представления о птицах; 2. Закрепить.
Конспект НОД по развитию речи «Волшебное путешествие зимой» (средняя группа) Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество. Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживая разговор, составлять небольшой.
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.
Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию на тему «Синичкин календарь. Январь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Про вербу детям
Цветущая верба — глашатай весны,
Пушистое чудо, что мартом согрето.
Морозы уже ей совсем не страшны,
Она — первоцвет и предвестник расцвета!
Каждую весну люди празднуют Светлое Христово воскресенье. А за неделю до Пасхи — Вербное Воскресенье. Как же возник этот праздник?
В один из весенних дней Иисус Христос со своими учениками пришел к священному городу Иерусалиму. Его радостно встретили люди и стали бросать под ноги пальмовые ветви. Так в те времена встречали великих людей. В России первой из деревьев распускается верба. Она и заменила пальмовые ветки.
Поэтому, в канун Вербного воскресенья, полагается срезать немного веточек вербы, покрытых пушистыми почками. В церкви ветки освящаются.
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам —
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
Считается, что распустившиеся на них почки и золотистые пушистые серёжки обладают особой магической силой. Поэтому в старину почки не только срывали, но и запекали в особые маленькие хлебцы, числом не менее девяти.
В один из хлебцев был обычай класть серебряную монетку. Кому она достанется, для того будущий год будет благополучным. Если монетку находила девушка, то она вскоре должна выйти замуж.
Для защиты от хворей хлестали друг друга вербовыми ветками– и в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест – бьет до слез,
Верба синя – бьет не сильно,
Верба красна – бьет напрасно,
Верба бела – бьет за дело,
Верба хлест – бьет до слез!
Будь здоров, как вода,
Будь богат, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Иногда у детей возникает вопрос: «Ива и верба — в чем разница?» или «Ива и верба — это одно и тоже или нет?». В этом случае можно ответить так:
Верба является одним из видов ивы. Внешне вербу можно узнать по цвету веточек, они имеют красноватый оттенок. Верба отличается пушистыми почками. Ивы, обычно, растут возле водоема, а вербу можно и в других местах.
Загадки про вербу
Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.
На окраинах растёт,
Зиме ходу не даёт,
Молвят: красна – бьёт напрасно,
Скажут: бела бьёт за дело.
Почки – пушистые,
Цветки – золотистые,
Какая же ветка?
Пурпурной расцветки.
На ветке серьги — там и тут,
Их люди к празднику несут.
Много рассказов и стихотворение посвящено этому удивительному растению. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Стихи про вербу короткие
Верба
Тают снежные заплатки
На полях под крик грачей.
Распушила верба лапки
Цвета солнечных лучей.
Лес прозрачный, оголенный,
Темной хвоей окаймленный.
Лишь красавица одна
Золотиста и нежна,
Веткой хрупкою качает,
Утро вешнее встречает:
«Зацветаю первою,
называюсь вербою».
Уж верба вся пушистая…
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Вербы первыми в апреле
У овражек расцвели,
Словно им на ветки сели
Бело-желтые шмели.
Вешним солнышком согретый,
Скачет к вербам воробей
И глядит, как ветер с веток
Сдуть пытается шмелей.
Верба
Рано верба распушилась,
Будто чудо совершилось.
Жаль нарядную её —
Март ещё возьмёт своё.
Но пока теплы денёчки,
С нашей, южной стороны
Звонко лопаются почки
Первой вестницы весны!
Он над рекой качается,
Весь серебрится днём.
Ой, сколько лапок заячьих
Развешано на нём!
Мне этот кустик нравится,
Он вербой называется.
Верба
Осторожные берёзы
Прячут листья от Мороза:
Вдруг опять придёт старик!
Он, Мороз, шутить привык.
У корней ледок хрустящий,
Тонкий, звонкий, настоящий.
А вот верба у колодца
Распушилась и смеётся.
Как зайчиха на дворе,
Вся в пуховом серебре.
Что ж ты, верба, от Мороза
Не таишься, как берёза?
«Я над старым подшучу —
Обмануть его хочу!
Я пуховые платочки
Надеваю на листочки».
Верба
Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь — как нежны
Доверчивые первенцы весны!
Апрель
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла.
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба —
Верба зацвела.
Сохрани нас, ветка вербы,
От нечаянного зла,
От сердечного ущерба,
От печального чела;
Сохрани нас от напасти,
Наговоров, колдовства,
От врагов, хотя б отчасти,
От друзей, хотя б едва;
Сохрани для нас взаимность,
Наши души пожалей —
Как хранишь от стужи зимней
Завязь собственных ветвей;
И надежду на свободу
Сохрани для нас сполна,
Как серебряную воду,
Что была освящена;
Ветка вербы, сохрани нас,
В бездну скорби не низринь,
Дай нам благости единой,
Веры и Любви. Аминь!
Верба цветет
Только тронется лед,
Птичьи стаи встречая, —
В рощах милого края
Верба пышно цветет.
Входит сила земли
В золотые сережки,
Пчел заботливых ножки
Пыль с цветов понесли.
Пусть в речной перекат
Попадают иные —
Не сдаются живые,
Отдыхать не хотят.
Мчат в обратный полет,
Зимний сон отряхая.
В рощах милого края
Верба пышно цветет.
Верба
В апреле и начале мая,
В преддверии тепла и гроз,
Пчёл, и шмелей, и мух спасает
Ценнейший этот медонос.
Когда на вербе лопнут почки,
Она меняет свой наряд —
Её пушистые комочки
Тогда похожи на цыплят.
Цветы её — такие крошки!
Их много, все они желты
И собираются в серёжки.
Захватит дух от красоты.
Жаль, что нещадно обломают,
Чтоб в Храме в Праздник освящать
Побеги вербы. Та страдает.
Должны же люди понимать,
Что меньше вербы с каждым годом!
Заботиться пора о ней:
Раз навсегда решить народом
Хоть часть обломанных ветвей,
Когда пройдёт Великий Праздник,
Из банок в землю посадить…
И дел, довольно безобразных,
По слому веток не творить!
Распушила верба почки
Распушила верба почки
На припёке у лесочка.
Лёд и снег вокруг, но кустик
Позабыл о зимней грусти.
Он под солнышком лучистым
Стал нарядным, серебристым…
В тонких веточках бордовых
Ветер заплутал бедовый.
Гнёт он вербу, рвёт в азарте,
(Так всегда бывает в марте)
Но не страшно ей нисколько,
Он смешит её и только.
Пробуждается природа,
Скоро праздник у народа —
Перед Пасхой, в воскресенье,
Колокольный звон и пенье…
Вербу все несут пучками,
Освящают ветки в храме,
Чтоб потом Святая сила
Дом от нечисти хранила.
Только жаль мне почему-то
Это маленькое чудо…
Кустик вербы у лесочка
Обломают до листочков.
Вербная неделя
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов,
По небу блеск, на земле торжество!
С вербами идут толпы за толпами,
Шум, экипажей ряды, пестрота,
Машут знаменами малые дети,
Лица сияют, смеются уста!
Точно какой победитель вступает
В город — и всё пробудилось от сна…
Да, победитель!
И вот ему птицы
Словно уж грянули:
«Здравствуй, Весна!»
Рассказы о вербе и Вербном воскресенье
Верба весной
Улыбка Весны каждое утро озаряла хмурый лес. Весна призывала всех просыпаться. На полуденных скатах снег уже подтаял; случалось, что проталины вновь покрывались слоем снежинок, но это было ненадолго.
Верба, что поселилась несколько лет назад у реки, ждала весну, как никогда. Сегодня утром, увидев, что красавица Весна обходит свои владения, Верба подумала:
— Пора мне расцвести. Ничего, что ещё лежит снег, и холодные ветра чувствуют себя вольготно, ведь кто-то должен улыбнуться Весне. Клейкие листочки я распускать пока не буду, они могут замёрзнуть, а вот сбросить с цветочных почек чешуйки я могу. Пусть пока у меня будут серебристые серёжки. Они тоже красивые. И тогда получится, что я и на призывы Весны откликнулась, и сама не замёрзла.
Так оно и случилось. Красивой, нарядной стоит Вербочка, улыбается другим деревьям.
— Берите, дорогие деревья, пример с меня. Я ждала весну, я к весне готова. А вы?
Самые красивые цветы
Солнечные лучики родились в конце декабря. Что делать лучикам зимой? Только играй, бегай да прыгай. Вот они и прыгали со снежинки на снежинку яркими разноцветными искорками. Ну, еще зайцам бока щекотали да в лисьем хвосте прятались.
Но вот однажды мама-Солнышко сказала своим детям:
— Зима кончается! Пора вам за работу приниматься: снег убирать, деревья и зверей будить, птиц встречать, цветам помочь расцвести… да мало ли дел весной!
— Разбежались лучики задания выполнять. Самому непоседливому лучику, Веснучику, поручила мама-Солнышко первые весенние цветы разбудить. Обрадовался лучик, помчался в лес. Уже по дороге вспомнил, что не дослушал, какие это цветы. «Ничего, — подумал он, — сам найду. Самый красивый цветок разбужу!»
Подбежал лучик к Берёзе, спросил:
— Красивые у тебя цветы?
Молчит Берёза, еще крепко-крепко спит. К Ёлке подбежал:
— А у тебя красивые цветы?
— Очень красивые, — ответила Ёлка.
— Ну, тогда я их будить буду.
— Не надо, — сказала Ёлка, — рано ещё моим цветам просыпаться, не буди их!
Тут куст над речкой закачал длинные ветки:
— Мои цветы буди! Им пора просыпаться!
— А они красивые? — спросил Веснучик.
— Конечно, самые-самые красивые! — закивали ветки.
Несколько дней прилежно грел Веснучик тонкие ветки. Стали на них набухать почки, с каждым днем становились все больше и больше. Лучик с нетерпением ждал, когда из них появятся цветы. Какие-то они будут, первые цветы, которые он разбудил: «Пусть они будут голубые, как небо!» — мечтал он.
И однажды утром цветы раскрылись. Это были… белые пушистые комочки, ну как маленькие заячьи хвостики!
Ох, и рассердился же Веснучик!
— Что же вы сказали, что ваши цветы самые красивые? — закричал он веткам. — Я бы, может, за это время какие-нибудь другие, красивые цветы разбудил, а не эти ваши… комочки!
— А разве наши цветы не самые красивые? — весело ответили ветки. — Смотри, какие они нежные-нежные, лёгкие-лёгкие, пушистые-пушистые, как облачко. Разве есть вокруг цветы красивее наших?
Оглянулся Веснучик — и правда, никаких цветов вокруг нет, ещё снег лежит да на чёрных проталинах сухая прошлогодняя трава топорщится.
Видит Веснучик — подходят к расцветающему кусту люди, ветки поглаживают и говорят:
— Вот и верба расцвела! Значит, Весна пришла!
А Верба уже и забыла про Веснучика, только гордо покачивала своими тонкими ветками с первыми весенними цветами. Не удержался лучик Веснучик и тоже погладил лёгкие пушистые комочки.
Ивовый пир
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки сложены горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях, полосатый и злой, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветёт ива, зазеленеет, потеряется среди других зелёных кустов. Тут и пиру конец.
Так как я профессионально занимаюсь развитием мозга, обучаю детей скорочтению и т.д. предлагаю сделать чтение рассказа Сладкого интереснее и полезнее. Попробуйте с ребенком прочесть этот же рассказ, но в специальной обработке.