Рассказы с чередующимися гласными в корне

Сказки

Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова. Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить

Ответ или решение 2

Ростислав Романович Ростовцев решил растить репу. Работал раз Ростислав Романович, рассаживал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятам раздам, расправимся с радостью».

Росла молодая поросль, быстро росла. Из маленьких ростков развивалось растение. Трудно растить урожай. В результате выросла роскошная густая растительность. Ростислав Романович предполагал угостить многих. Гости разложили урожай на кучки. Репа полезна для любителей растительной пищи.

Написание гласных в корне

Но есть и слова-исключения: росток, ростовщик, на вырост, отрасль, Ростислав, Ростов.

Написание гласных в приставке

В ударной приставке раз-/рас- (роз-/рос-) пишется -о-, в безударной приставке пишется -а-.

Выполнение упражнения

Ростислав Романович Ростовцев решил растить репу. Работал раз Ростислав Романович, рассаживал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятам раздам, расправимся с радостью». Молодая поросль росла быстро, маленькие ростки тянулись к яркому солнышку, растение развивалось и к августу разрослось так сильно, что и земли рядом не оказалось. Трудно стало расти репке. Вот и думает она: «Выросла я роскошная уже. Достаточно мне расти». Пришел Ростислав Романович на огород и увидел на месте репки густую растительность, обрадовался он такому урожаю. Предполагал угостить наш Ростовцев всех соседей такой пышной репой, созвал на свой огород всех друзей и знакомых. Разложили они на кучки ту растительность. Поделили растительную пищу между собой и довольные пошли домой, потому что каждый из них знал, что растительная пища полезна для здоровья.

Источник

Презентация по русскому языку по теме «Составление рассказа с использованием слов с чередующимися гласными в корне»

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно» Составление рассказа с использованием слов с чередующимися гласными в корне Гальвина И.В., учитель русского языка и литературы

ПРАЗДНИК В честь прекрасного праздника, дня рождения Слованска, состоялся праздничный концерт мастеров искусств. Начала программу семья гласных, чередующихся в корнях. Проверяемые и непроверяемые согласные по просьбам зрителей исполнили на скрипках грустный полонез. Малыш Ь чудесно станцевал польку-бабочку с существительными третьего склонения. Гвоздем программы стало выступление группы барабанщиц-запятых. Да, много интересного увидели жители города в этот день

Чередующиеся гласные в корнях слов В Мещёре н…блюдает(?)ся уд…вительное богатство и разнообразие р…стительного мира.

г. рючее (вещество) обг. релый (пень) подр. стающее (поколение) зар. сли (тростника) (морские) водор. сли выг. реть (на солнце) перег. ревший (провод) (молодая) пор. сль р. стительное (масло)

горючее (вещество) обгорелый (пень) подрастающее (поколение) заросли (тростника) (морские) водоросли выгореть (на солнце) перегоревший (провод) (молодая) поросль растительное (масло)

Чередующиеся гласные в корнях слов В Мещёре наблюдается удивительное богатство и разнообразие растительного мира.

У оленя дом большой. Смотрит он в своё окошко. Мимо заинька бежит И ушами шевелит. “Ой! Ой! В лесу охотник злой! Дом скорее открывай И меня впускай!”

Композиционная схема рассказа 1. Зачин (завязка действия) 2. Развитие действия 3. Кульминация (самый напряженный момент рассказа) 4. Концовка (развязка действия)

Поищем синонимы: 1. Вставать рано утром – 2. Высокого роста – 3. Хотеть очень сильно – 4. Говорить – 5. Рассматривать что-либо – 6. Нагнуться – вставать на заре рослый гореть желанием излагать склониться над чем-либо наклониться

Спасибо за работу на уроке!

Номер материала: ДБ-233986

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей

Время чтения: 2 минуты

Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию

Время чтения: 1 минута

Иностранным студентам упростят пребывание в России

Время чтения: 1 минута

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Интегрированный урок риторики и русского языка по теме «Составление рассказа с использованием слов с чередующимися гласными в корне»

Интегрированные уроки позволяют педагогам не только совершенствовать свой профессиональный уровень, но и способствовать формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире. Подобные занятия направлены на развитие образного мышления, творческой активности учащихся, их речевой деятельности. Интегрированный урок даёт возможность использовать содержание и других учебных предметов, что способствует повышению мотивации учения. Учащиеся углубляют представление об учебном предмете и расширяют свой кругозор, что ведёт к формированию разносторонне развитой личности.

Читайте также:  Пословицы предания сказки народов башкортостана о том что необходимо любить и беречь природу

Номер материала: ДБ-233975

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В России проверяют состояние дворовых и спортивных площадок

Время чтения: 2 минуты

В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию

Время чтения: 1 минута

Иностранным студентам упростят пребывание в России

Время чтения: 1 минута

Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Корни с чередованием: общее понятие

При изменении формы слов в корнях могут меняться буквы. Пример чередования согласных: сказать — скажу, задержать — задержу. Гласных: расположить — располагать, предположить — предполагать. Это явление зависит от ряда причин:

Слова с чередованием гласных — однокоренные, они имеют близкое значение корня. Чередование — это взаимозамена звуков, которые занимают одно и то же место в главной морфеме. Если буква находится под ударением, определить ее не трудно. Однако проверка буквы в безударной позиции может оказаться сложной.

На примере И и Е чередование выглядит так: забирать — заберу, отпереть (калитку) — отпирать (ключом замок). Подобрать к ним проверочные слова с помощью предположения не получится, поскольку под ударением обычно стоят гласные, которые находятся не в корне.

Правило чередования Е, И в корне

В большинстве корней слов в безударной позиции ставится как И, так и Е. То есть в лексических единицах идет чередование вышеуказанных букв. На их написание влияет суффикс «а», который следует за основной морфемой. Если он присутствует, в корне пишется И, а в ином случае — Е.

Корни с чередованием е и правило гласит:

• в морфемах бер-/бир, мер-/мир-, дер-/дир-, пер-/пир-, жег-/жиг-, чет-/чит-, блест-/блист-, тер-/тир-, стел-/стил- пишется и, если после корня в слове стоит суффикс а;

• в ином случае следует писать е.

Например, слово «выбирать». При разборе по составу определяется корень бир-, за которым идет суффикс а. Следовательно, в главной морфеме следует писать и. В слове «берет» корнем является бер-, после которого следует е. Значит, в корне следует писать е.

Другая пара морфем: мер-/мир-. В качестве примеров можно взять пару «замирать» и «замер». В первом варианте в корне пишется и, поскольку следом идет суффикс а. Во втором случае — е, поскольку обозначенного правилом суффикса нет.

Усвоить материал поможет «ослиное» правило:

Так и ты пиши в словах:

Замереть, но замИрАл,

Затереть, но затИрАл,

Запереть, но запИрАл,

Расстелить, но расстИлАл,

Разжечь, но разжИгАл,

Заблестеть, но заблИстАл,

На приставку не смотри,

Особенности сочетания

У чередования букв есть определенные особенности. Если согласные шипящие или мягкие в ударном положении, после них ставится е. Однако при ее произношении говорят е или о, что зависит от слов. Например, тереть — терка [т’орка], блестеть — блестки [бл’остк’и ]. Подобным корням соответствует явление «беглый гласный». Это значит, что в некоторых словах гласная буква выпадает из основной морфемы. Наглядные примеры:

В последних словах вышеуказанных примеров отсутствуют гласные и, е. В этом случае они являются беглыми.

У слов с чередующимися е, и есть и другая особенность. Глаголы с и, суффиксом а — несовершенного вида, глаголы с е в корне — совершенные. Совершенная форма отвечает на вопросы «что сделать?» и «что сделает?». Несовершенную можно отличить по вопросам, на которые она отвечает («что делает?», «что делать?»). К таким глаголам подходит следующая схема: …и…ать (несов вид)/…е.(.) ть (сов вид). Определив форму глагола, несложно проставить в слове е или и.

Принятые исключения

Корни с чередованием е и исключения: слова сочетать, сочетание, бракосочетание, побирушка. Они не подчиняются общим правилам. На подобную тему их в русском языке немного. Во избежание ошибок при письме вышеуказанные исключения нужно запомнить. Закрепить знания помогут упражнения и диктанты, где встречаются фразы с употреблением таких слов.

Нужно запомнить

Верное правописание корней с чередующимися гласными е и можно проверить двумя методами:

Примеры правописания

Таблица-приложение правильного написания букв в корнях поможет при выполнении грамматических упражнений и составлении предложений:

Перед суффиксом а — в корне И В иных случаях — Е
бир- подбИрать бер- подбЕрет
дир- отдИрать дер- отдЕрет
мир- отмИрать мер- отмЕреть
жиг- поджИгать жег- выжЕг
пир- подпИрать пер- подпЕреть
тир- вытИрать тер- вытЕр
стил- подстИлать стел- подстЕлил
чит- вычИтать чет- вычЕт
блист- заблИстать блест- заблЕстел
Исключение: Сочетание, сочетать
Читайте также:  Распечатать рассказ илья муромец и соловей разбойник

Чередование е и в корне слова примеры:

Употребление в речи

Лексические единицы с чередованием в корне е, и нередко встречаются в пословицах и повседневной речи:

Тренировочные упражнения

Упражнения на закрепление знаний по теме чередование и е в корнях слов полезны не только учащимся. Потренироваться и проверить грамотность может каждый желающий.

Вставить пропущенные буквы в словосочетаниях: бл. стит роса, самоцветы бл. стают, соб. ираются в гости, соб. ремся в театр, зап. рать на ключ, зап. реть дверцу, ст. реть надпись, ст. рать белье, заст. лать постель, ст. лить скатерть.

Решение: блЕстит, блИстают, собИраются, собЕремся, запИрать, запЕреть, стЕреть, стИрать, застИлать, стЕлить.

Выписать слова с пропусками в колонки таблицы. К тем, которые в первой колонке, подобрать проверочные. В словах, выписанных в третью колонку, выделить суффикс а, если он есть.

Текст: С. нтябрь называют в народе задумчивым. Травы понемногу увядают, покрываются бл. стящими паутинками. Природа зам. рает перед грядущими пер. менами. Отличными «метеорологами» считают бурундуков. Они начинают запасать корм, как только почувствуют пр. ближение осенних холодов. Однако сначала они проводят «ревизию» уровня старых пр. пасов, оч. щают кладовые, выст. лают их новыми сухими листьями. Запасы бурундук делает весь с. нтябрь, соб. рая до восьми килограммов орешков, с. мян, грибов.

Правописание корней с гласными
Проверяемыми Непроверяемыми Чередующимися

Правила о чередовании букв е и в корнях слов запомнить не сложно. Гораздо труднее научиться пользоваться ими на практике.

С этой целью рекомендуется обогащать словарный запас и регулярно посещать онлайн-порталы, где представлено много других интересных упражнений.

Источник

Материалы к урокам «Корни с чередованием». 5-й класс

Класс: 5

Проверочная работа по теме «Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

1. Напишите правило или нарисуйте схему

2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.

Р…сти, р…сти, яблонька,

Цвети, цвети, яблонька,

Р…сла, р…сла яблонька,

И наелась яблочек детвора.

Почему в предложениях так много запятых?

3. Запишите данные слова в два столбика:

выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.

4. Вспомните и запишите все слова-исключения.

5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.

6. Отгадайте загадку.

Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)

Усложнённый уровень.

1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)

В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?

— Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
— Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…

Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»

В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________

1. Базовый уровень

Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.

2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.

3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.

2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)

Без удобрений не будет р…стений.

Л…жился на поля туман.

Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.

Изл…жите содержание параграфа учебника.

В доме еще не л…жились.

Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Рис р…стёт на болотистых местах.

Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.

Берег моря покрылся водор…слями.

Эти места удивляют богатой р…стительностью.

3. Усложнённый уровень

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

4. Усложнённый уровень

Найдите «четвёртое лишнее»:

водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли

изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться

5. Усложнённый уровень.

Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме: сущсущ

Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»

От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________

В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________

В каком корне без ударения О? ________________Например __________________

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.

2. Вспомним строки великого Пушкина.

Г. рит восток зарею новой.
Сг. рел граф Нулин от стыда.
Но близок день, лампада дог. рает.
Но в нас г. рит еще желанье.
Вечерняя заря в пучине дог…рала.

3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.

1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________

Читайте также:  Раскраски для девочек сказки и мультики

2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________

3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________

4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».

З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.

Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.

Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»

1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.

2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………

3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?

4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.

Материал для творческих работ

Творческая работа № 1 по теме «Корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ»

Перед тобой материал для небольшого сочинения: «На уроке» или «В походе». Внимание! Все слова перемешались. Попробуй разобраться, выбери нужные и напиши сочинение на одну из тем. Будет отлично, если добавишь слова с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.

Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.

Творческая работа № 2 по теме «Корни с чередованием»

Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.

Творческая работа №3 по теме «Корни с чередованием»

Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?

Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы, з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам. чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.

Тексты детей

Ночлег в лесу

Текст составлен …. Анной

Смелый Ростислав

Текст составлен ……….. Владимиром

Важные уроки

Однажды учительница ру…кого языка дала нам пр…верочную р…боту по скл…нению прил…гательных. А ещ… нас ждало изл…жение. Трудно! Мы решили предл…жить друг другу помощ… По классу пол…тели записки. Учительница сказала: «Нужно пол…гаться только на себя!»

Текст составлен ……………… Марией

За артефактом!

Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол. гался лагерь кочевников.
Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.
З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой. 68 слов

Текст составлен ………………….. Фёдором

Как мы сн…мали фильм

Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол. гаемся возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки. Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер! 81 сл

Текст составлен ……………………………… Екатериной

Как Р…стислав за мёдом ходил

Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом. Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать. Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика. Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой. Неудач…ный п….ход! 76 слов

Потерялись!

Текст составлен ……………………… Глебом

В походе

Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с н….чёвкой в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр. Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто!
В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения. Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл. жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.
Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь. Такие походы запом…наются надолго! 125 слов

Источник

Познавательное и интересное