Рассказы салтыкова щедрина соседи краткое содержание

Сказки

Во время праздников сидели Иваны частенько на лавке и рассуждали о жизни. Богатый Иван говорил, что он часто думает о распределении богатств. А бедному некогда было даже задуматься над этой важной проблемой, потому что ему надо было много работать, чтобы прокормиться.

Богатый Иван иногда присылал бедному убоинки, чтобы тот мог сварить щи. Бедный же помогал ему по хозяйству.

Однажды богач решил поехать на приём к царю, чтобы уровнять налоги ему и соседу. Он надеялся, что такие меры помогут разбогатеть его бедному соседу. Царю понравилось, что соседи живут в мире и стремятся помочь друг другу. Обычно бедные пишут кляузы на своих богатых соседей. Он удовлетворил просьбу Ивана Семеныча.

Всё устроив в лучшем виде, помещик уехал на отдых заграницу. Там он кушал национальные блюда и путешествовал по разным странам. Но не забывал о бедном Иване: все думал, как там его сосед поживает.

Бедному Ивану наоборот стало ещё тяжелее. Его жена и дети работали все больше и больше, но становились только беднее. Так как богатого Ивана не было дома, то и убоинки к щам бедняки ни от кого не получали. Даже в кабак перестал ходить бедный Иван: некогда из-за работы было, да и незачто.

Вернулся на родину помещик и удивился: почему же его сосед ещё хуже жить стал. Может в кабаке все пропивает? Но нет. Он туда совсем не ходит. Все его вещи, которые можно было заложить за выпивку, на месте.

Решил богач принять новые меры: организовал общество Доброохвотной Копеечки. Всем селом деньги собрали. Затем закрыл кобак, чтобы не было соблазна деньги пропивать. А сам уехал снова на отдых.

Но лучше бедняку не становилось. Дом совсем обветшал. Сам Иван ослаб.

Вернувшись домой, богатый Иван не мог понять, почему ничего не помогает его бедному соседу. И решил он обратиться к местному нищему Простофиле, которого считали очень мудрым, за разъяснениями. Тот рассказал свою теорию неравенства соседей. Бедный Иван живёт в доме со щелями, поэтому добро просачивается и не задерживается у него. Богатый же проживает в месте, куда стекает ручей. Все добро и деньги также приплывают к нему. Это такой план и ничего изменить невозможно.

Соседи. Читательский дневник

Советуем почитать

Аристофан рождается в округе дем Кадафина, расположенным в Аттике. По статусу Аристофан относится к афинским гражданам. Комедиограф относится к состоятельной семье, обладающей земельным наделом на острове Эгина

В переполненном общественном транспорте потерять что-нибудь нетрудно. Это известно каждому. Например, очень легко можно потерять галошу, если кто-то тебе случайно наступит на задник. Подобная неприятно случилась и с героем рассказа.

Книга представляет собой сборник рассказов про подвиги моряков-черноморцев во время обороны Севастополя и Одессы. Главные герои – обычные незаметные матросы и офицеры

Источник

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Соседи

В одном селе жили два Ивана. Одного звали Богатый, другого Бедный. Первого чаще величали по отчеству – Семенович, и «сударь», а второй был просто Иван, иногда и Ивашка

Делом Богатого было распределение богатств, а другому Ивану некогда было думать, он работал все время: то груз возил, то с сохой в поле был, то за дровами в лес.

Собирались иногда два соседа и думали, как бы им равными стать, чтоб и у того, и у другого было одинаково на столе и в доме. Богатый иногда присылал Бедному к столу еду. Сосед едва сводил концы с концами, несмотря на то, что все время много работал. Богатый же и раздавал богатство свое, но вместо отданной половина три четверти возвращалось.

Думал Семенович, думал, и решил прийти к царю с просьбой уравнять их с соседом. Порадовался царь, что подданные в мире живут, друг за друга переживают, и повелел помощникам своим судить одинаково двух Иванов, и подать брать с них одинаковые.

Иван Богатый рассказал соседу, что уравняли их в правах, и уехал за границу на некоторое время в мыслях, что теперь-то Бедный заживет.

А у того и по праздникам теперь нет к столу подарков Семеновича, и работать приходится как прежде.

Вернулся Богатый и диву дался: не пошли у соседа дела на лад, как был нищий, так и остался. Подумал даже, что пьянствовать тот начал.

Опять стал Богатый думать, почему не выходит у соседа в достатке жить. И понял, что виновато общество, которое равнодушно относилось к людям.

Тогда решил собрать все село и учредить Общество Доброхотной копейки. Люди поддержали идею, скинулись, и прониклись самосознанием.

Опять уехал Богатый в путешествия. А когда вернулся, то увидел, что стал сосед жить еще хуже, чем было.

И решил он пойти к нищему Простофиле, который мудростью славился. Тот долго не задумывался и ответил, что Бедный так и будет без денег, поскольку так запланировано.

Потому что тот, кто умеет мыслить – может распределять и приумножать имущество, а бедному сколько ни дай – все уйдет как в «решето дырявое».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Соседи. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение берёт своё начало в четырнадцатом веке в Англии. Первая сцена произведения начинается в трактире под названием

Творчество Константина Георгиевича Паустовского примечательно тем, что оно вбирает в себя большое количество жизненного опыта, который писатель старательно накапливал годами, путешествуя и охватывая различные сферы деятельности.

Все события оперы происходят в Санкт-Петербурге. На улице очень много народу. Маленькие дети играют в разные игры, догоняя или задевая друг друга, гувернантки стараются приглядывать за детьми и сделать все для того чтобы они никуда

Яков Иванов – гробовщик лет семидесяти, бедно живущий вместе с женой Марфой в маленьком городе. Иногда Якова приглашали играть на свадьбу в еврейском оркестре. Он не любил всех музыкантов

Пьеса под названием «Ричард 2» представляет собой захватывающую историческую трагедию, которая изложена полностью в стихотворной форме. Ориентируясь на источники можно сказать, что пьеса написана и поставлена в 1595 году, а опубликована в 1597 году.

Источник

Соседи (Салтыков-Щедрин)

В одном селе жили два соседа — Иван Богатый и Иван Бедный. Иван Богатый был филантропом, ценностей не производил, но размышлял о справедливом распределении богатств. Ивану Бедному думать о распределении богатств было некогда, вместо этого он производил ценности.

По праздникам соседи садились на лавочку и беседовали. Иван Богатый не понимал, почему сосед работает весь день, но остаётся бедным.

— Чудно на свете деется, — молвит он, — который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит — у того и в будни щи с убоиной.

Если бы Иван Бедный в поле не вышел, то и хлеба не было бы. Понимая это, Иван Богатый присылал соседу к празднику мяса для щей.

У самого Ивана Богатого денег только прибывало. Если он отдавал нищим половину своего состояния, то вскоре оно увеличивалось на три четверти. Между разговорами Иван Богатый думал, как сделать, чтобы Иван Бедный каждый день щи с мясом ел. Много раз он давал соседу лёгкую работу, за которую щедро платил, но богаче от этого Иван Бедный не становился.

Не выдержал Иван Богатый такой несправедливости, отправился к Набольшему и попросил сравнять их с Иваном Бедным в правах, налогах и повинностях. Набольший похвалил Ивана Богатого за то, что они с бедным соседом в дружбе живут, и выполнил его просьбу.

Сообщил Иван Богатый соседу хорошую новость и «уехал на тёплые воды, где года два сряду и находился при полезном досуге». Он верил, что при таких условиях Иван Бедный с одной коровёнки разбогатеет.

Читайте также:  Рассказ о профессии сварщика 2 класс окружающий мир

Два года Иван Бедный, его жена и подросшие дети трудились с утра до ночи, но стали ещё беднее. Теперь даже по праздникам у них были только постные щи.

Вернувшись, Иван Богатый увидел бедность соседа, огорчился и подумал, что тот в кабак ходить начал, однако Иван Бедный легко доказал, что у него даже на соль не всегда деньги есть.

Это был коренной, задавленный русский мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все своё право на жизнь, но по какому-то горькому недоразумению осуществлял его лишь в самой недостаточной степени.

Решил Иван Богатый, что дело тут в равнодушии общества — общественных начинаний нет, каждый только о себе думает, а правительство ничего с этим сделать не может. Собрал Иван Богатый односельчан и произнёс речь «о пользе общественного и частного почина».

Речь была так хороша, что односельчане прозрели и «прониклись самосознанием». В результате решили навсегда закрыть кабак и учредить Общество Доброхотной копейки, в кассу которого каждый житель деревни внёс по копеечке. Довольный Иван Богатый снова уехал на воды, уверенный, что теперь уж Иван Бедный не пропадёт.

Вернувшись чрез два года, Иван Богатый увидел, что отощавший от голода сосед живёт в развалившейся лачуге и питается тюрей с конопляным маслом. Стал опять Иван Богатый думать и сначала решил, что сосед ещё не дозрел до богатства, но потом рассудил: «есть пирог с начинкою — вовсе не такая трудная наука, чтоб для неё был необходим аттестат зрелости».

Ни до чего не додумавшись, решил Иван Богатый попросить совета у местного мудреца и философа Ивана Простофили. Мудрец был хромым горбуном, который «по случаю убожества ценностей не производил» и питался подаянием. Считался Иван Простофиля умным как поп, что предрекал — пожар или град — то и сбывалось, поэтому односельчане боялись его и подавали лучшие куски.

Ивану Богатому мудрец объяснил, что существует некий план, по которому Иван Бедный должен жить в бедности. Живёт он на распутье, поэтому богатство течёт мимо, не задерживаясь. А Иван Богатый живёт в месте, куда ручьи богатства стекаются и застревают, поэтому у него дом — полная чаша. И как бы соседи ни пытались, ничего они не изменят, пока всё это в плане значится.

Источник

Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин для читательского дневника

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

Богатый постоянно занимался распределением богатств, а Бедный постоянно работал, да и распределять ему особо нечего было.

Сойдутся было вечерком два соседа, да и беседуют, рассуждают, почему им так живется. Бедный вроде работает, не покладая рук, а в доме ни копейки, а Богатый ничего не делает, только богатства свои раздает, а оно не убывает. Думали они как бы стать им равными. Посидят, поговорят, да и по домам расходятся. Богатый, по доброте душевной, продуктов Бедному соседу иногда посылает, понимает, как ему трудно живется.

Придумал, как – то Богатый Иван к государю сходить и попросить их уровнять с соседом. Царь похвалил его за великодушие и сделал так, как он просил. Стали теперь соседи подати одинаковые в казну платить. Сообщил об этом Богатый Бедному Ивану, да и за границу уехал, понадеялся, что теперь соседу легче жить станет.

А Бедному еще хуже жить стало, Богатый подарков не присылает, и работы прибавилось, а денег, как не было, так и нет.

Приехал Богатый Иван с заграницы, смотрит, а Бедный, как жил в нищете, так и живет, подумал Богатый, что сосед в кабаке все пропивает, но тот вообще пить бросил, потому что некогда, да и не на что.

Опять стал думать Богатый, как соседу помочь. Создал общество «Доброхотной копейки», организацию самопомощи. Кабак закрыл и опять на курорт уехал, думая, что теперь наверняка Бедный разбогатеет.

Вернувшись, застал Богатый, своего соседа в еще большей нужде, совсем обнищал Бедный, отправился тогда Богатый Иван к нищему Простофиле, который славился своим прозорливым умом, просить помощи в таком не простом деле. Ответил ему Простофиля, что Бедный по плану живет, на распутье и изба у него плохая, вот добро то и не держится. А Богатый, потому богат, что живет у самого стека, все ручьи к нему стекаются, и хоромы добротные, заборы хорошие, богатство течет и застревает, Богатый его раздает, а оно прибавляется. Это план такой, и его не изменить, сколько не старайся.

Эта сказка, о разных слоях общества, которые, несмотря на свое положение, жили в мире и согласии.

Читать краткое содержание Соседи. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Соседи

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Стояла прекрасная летняя погода. Теплый ветерок гулял по долине. Листья на деревьях шелестели и вели беседу с ветерком.

Действие происходит во Франции, в 17 веке. После смерти мельника его трое сыновей получили небольшое наследство, которое же сами и поделили:

В этом произведении говорится о необычных приключениях переселенцев в Америке. Один мужчина, по имени Осип, родом из поселка Лозищи, который расположен в Волынской губернии, принимает решение ехать в Америку

В философской работе Канта излагается идея того, что каждый индивидуальный субъект познает, желает и чувствует объективные вещи не через призму собственных ощущений, а как всеобщее, абсолютное, лишенное всякой случайности и личных предубеждений

Телятев – самый обыкновенный человек, если не считать, что он обладает деньгами, а потому обеспечен. Также, он обладает титулом, который делает его барином. Этот человек ловкий и хитрый.

Источник

Михаил Салтыков-Щедрин — Соседи

В одном селе жили два Ивана. Одного звали Богатый, другого Бедный. Первого чаще величали по отчеству – Семенович, и «сударь», а второй был просто Иван, иногда и Ивашка

Делом Богатого было распределение богатств, а другому Ивану некогда было думать, он работал все время: то груз возил, то с сохой в поле был, то за дровами в лес.

Собирались иногда два соседа и думали, как бы им равными стать, чтоб и у того, и у другого было одинаково на столе и в доме. Богатый иногда присылал Бедному к столу еду. Сосед едва сводил концы с концами, несмотря на то, что все время много работал. Богатый же и раздавал богатство свое, но вместо отданной половина три четверти возвращалось.

Думал Семенович, думал, и решил прийти к царю с просьбой уравнять их с соседом. Порадовался царь, что подданные в мире живут, друг за друга переживают, и повелел помощникам своим судить одинаково двух Иванов, и подать брать с них одинаковые.

Иван Богатый рассказал соседу, что уравняли их в правах, и уехал за границу на некоторое время в мыслях, что теперь-то Бедный заживет.

А у того и по праздникам теперь нет к столу подарков Семеновича, и работать приходится как прежде.

Вернулся Богатый и диву дался: не пошли у соседа дела на лад, как был нищий, так и остался. Подумал даже, что пьянствовать тот начал.

Опять стал Богатый думать, почему не выходит у соседа в достатке жить. И понял, что виновато общество, которое равнодушно относилось к людям.

Тогда решил собрать все село и учредить Общество Доброхотной копейки. Люди поддержали идею, скинулись, и прониклись самосознанием.

Опять уехал Богатый в путешествия. А когда вернулся, то увидел, что стал сосед жить еще хуже, чем было.

И решил он пойти к нищему Простофиле, который мудростью славился. Тот долго не задумывался и ответил, что Бедный так и будет без денег, поскольку так запланировано.

Читайте также:  Сказки сергея козлова про ежика

Потому что тот, кто умеет мыслить – может распределять и приумножать имущество, а бедному сколько ни дай – все уйдет как в «решето дырявое».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Соседи

Хранители сказок | Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е.

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали «сударем» и «Семенычем», а бедного — просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый — даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. «Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно — это уж свинство. А я еще ничего». А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил ценности. И тоже говорил: «Это с моей стороны лепта».

Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым — всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.

— У тебя завтра с чем щи? — спросит Иван Богатый.

— С пустом, — ответит Иван Бедный.

— А у меня с убоиной.

Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.

— Чудно на свете деется, — молвит он, — который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит — у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?

— И я давно думаю: «С чего бы это?» — да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров — смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.

— Надо бы, однако, нам это дело рассудить.

— И я говорю: надо бы.

Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется — смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во щи прислал.

В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.

— Веришь ли, — молвит Иван Богатый, — и наяву, и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!

— И на этом спасибо, — ответит Иван Бедный.

— Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты… не выйди-ка ты вовремя с сохой — пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?

— Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.

— Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я ее одобряю, — ни боже мой! Я только об одном и тужу: «Господи! как бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я — свою порцию, и он — свою порцию».

— И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это, действительно, что кабы не добродетель ваша — сидеть бы мне праздник на тюре на одной…

— Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем. Сколько раз я решался: «Пойду, мол, и отдам пол-имения нищим!» И отдавал. И что же! Сегодня я отдал пол-имения, а назавтра проснусь — у меня, вместо убылой-то половины, целых три четверти опять объявилось.

— Значит, с процентом…

— Ничего, братец, не поделаешь. Я — от денег, а деньги — ко мне. Я бедному пригоршню, а мне, вместо одной-то, неведомо откуда, две. Вот ведь чудо какое!

Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый все-таки думу думает: «Что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного щи с убоиной были?» Думает-думает, да и выдумает.

— Слушай-ка, миляга! — скажет, — теперь уж недолго и до ночи осталось, сходи-ка ко мне в огород грядку вскопать. Ты шутя часок лопатой поковыряешь, а я тебя, по силе возможности, награжу, — словно бы ты и взаправду работал.

И действительно, поиграет лопатой Иван Бедный часок-другой, а завтра он с праздником, словно бы и «взаправду поработал».

Долго ли, коротко ли соседи таким манером калякали, только под конец так у Ивана Богатого сердце раскипелось, что и взаправду невтерпеж ему стало. Пойду, говорит, к самому Набольшему, паду перед ним и скажу: «Ты у нас око царево! ты здесь решишь и вяжешь, караешь и милуешь! Повели нас с Иваном Бедным в одну версту поверстать. Чтобы с него рекрут — и с меня рекрут, с него подвода — и с меня подвода, с его десятины грош — и с моей десятины грош. А души чтобы и его, и моя от акциза одинаково свободны были!»

И как сказал, так и сделал. Пришел к Набольшему, пал перед ним и объяснил свое горе. И Набольший за это Ивана Богатого похвалил. Сказал ему: «Исполать тебе, добру молодцу, за то, что соседа своего, Ивашку Бедного, не забываешь. Нет для начальства приятнее, как ежели государевы подданные в добром согласии и во взаимном радении живут, и нет того зла злее, как ежели они в сваре, в ненависти и в доносах друг на дружку время проводят!» Сказал это Набольший и, на свой страх, повелел своим помощникам, чтобы, в виде опыта, обоим Иванам суд равный был, и дани равные, а того бы, как прежде было: один тяготы несет, а другой песенки поет — впредь чтобы не было.

Воротился Иван Богатый в свое село, земли под собою от радости не слышит.

— Вот, друг сердешный, — говорит он Ивану Бедному, — своротил я, по милости начальнической, с души моей камень тяжелый! Теперь уж мне супротив тебя, в виде опыта, никакой вольготы не будет. С тебя рекрут — и с меня рекрут, с тебя подвода — и с меня подвода, с твоей десятины грош — и с моей грош. Не успеешь и ты оглянуться, как у тебя от одной этой поровенки во щах ежедень убоина будет!

Сказал это Иван Богатый, а сам, в надежде славы и добра, уехал на теплые воды, где года два сряду и находился при полезном досуге.

Был в Вестфалии — ел вестфальскую ветчину; был в Страсбурге — ел страсбургские пироги; в Бордо был — пил бордоское вино; наконец приехал в Париж — все вообще пил и ел. Словом сказать, так весело прожил, что насилу ноги унес. И все время об Иване Бедном думал: «То-то он теперь, после поровенки-то, за обе щеки уписывает!»

А Иван Бедный между тем в трудах жил. Сегодня вспашет полосу, а завтра заборонует; сегодня скосит осьминник, а завтра, коли бог ведрушко даст, сено сушить принимается. В кабак и дорогу позабыл, потому знает, что кабак — это погибель его. И супруга его, Марья Ивановна, заодно с ним трудится: и жнет, и боронует, и сено трясет, и дрова колет. И детушки у них подросли — и те так и рвутся хоть с эстолько поработать. Словом сказать, вся семья с утра до ночи словно в котле кипит, и все-таки пустые щи не сходят у нее со стола. А с тех пор, как Иван Богатый из села уехал, так даже и по праздникам сюрпризов Иван Бедный не видит.

Читайте также:  Сказки к 23 февраля коллегам

— Незадача нам, — говорит бедняга жене, — вот и сравняли меня, в виде опыта, в тягостях с Иваном Богатым, а мы все при прежнем интересе находимся. Живем богато, со двора покато; чего ни хватись, да всем в люди покатись.

Так и ахнул Иван Богатый, как увидел соседа в прежней бедности. Признаться сказать, первою его мыслью было, что Ивашка в кабак прибытки свои таскает. «Неужели он так закоренел? неужели он неисправим?» — восклицал он в глубоком огорчении. Однако Ивану Бедному не стоило никакого труда доказать, что у него не только на вино, но и на соль не всегда прибытков достаточно. А что он не мот, не расточитель, а хозяин радетельный, так и тому доказательства были налицо. Показал Иван Бедный свой хозяйственный инвентарь, и все оказалось в целости, в том самом виде, в каком было до отъезда богатого соседа на теплые воды. Лошадь гнедая покалеченная — 1; корова бурая, с подпалиной — 1; овца — 1; телега, соха, борона. Даже старые дровнишки — и те прислонены к забору стоят, хотя, по летнему времени, надобности в них нет и, стало быть, можно было бы, без ущерба для хозяйства, их в кабаке заложить. Затем осмотрели и избу — и там все налицо, только с крыши местами солома повыдергана; но и это произошло оттого, что позапрошлой весной кормов недостало, так из прелой соломы резку для скота готовили.

Словом сказать, не оказалось ни единого факта, который обвинял бы Ивана Бедного в разврате или в мотовстве. Это был коренной, задавленный русский мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все свое право на жизнь, но, по какому-то горькому недоразумению, осуществлял его лишь в самой недостаточной степени.

— Господи! да с чего ж это? — тужил Иван Богатый, — вот и поравняли нас с тобой, и права у нас одни, и дани равные платим, и все-таки пользы для тебя не предвидится — с чего бы?

— Я и сам думаю: «С чего бы?» — уныло откликнулся Иван Бедный.

Стал Иван Богатый умом раскидывать и, разумеется, нашел причину. Оттого, мол, так выходит, что у нас нет ни общественного, ни частного почина. Общество — равнодушное; частные люди — всякий об себе промышляет; правители же хоть и напрягают силы, но вотще. Стало быть, прежде всего надо общество подбодрить.

Сказано — сделано. Собрал Иван Семеныч Богатый на селе сходку и в присутствии всех домохозяев произнес блестящую речь о пользе общественного и частного почина… Говорил пространно, рассыпчато и вразумительно, словно бисер перед свиньями метал; доказывал примерами, что только те общества представляют залог преуспеяния и живучести, кои сами о себе промыслить умеют; те же, кои предоставляют событиям совершаться помимо общественного участия, те сами себя зараньше обрекают на постепенное вымирание и конечную погибель. Словом сказать, все, что в Азбуке-копейке вычитал, все так и выложил перед слушателями.

Результат превзошел все ожидания. Посадские люди не только прозрели, но и прониклись самосознанием. Никогда не испытывали они такого горячего наплыва разнообразнейших ощущений. Казалось, к ним внезапно подкралась давно желанная, но почему-то и где-то задерживавшаяся жизненная волна, которая высоко-высоко подняла на себе этот темный люд. Толпа ликовала, наслаждаясь своим прозрением; Ивана Богатого чествовали, называли героем. И в заключение единогласно постановили приговор: 1) кабак закрыть навсегда; 2) положить основание самопомощи, учредив Общество Доброхотной Копейки.

В тот же день, по числу приписанных к селу душ, в кассу общества поступило две тысячи двадцать три копейки, а Иван Богатый, сверх того, пожертвовал неимущим сто экземпляров Азбуки-копейки, сказав: «Читайте, други! тут все есть, что для вас нужно!»

Опять уехал Иван Богатый на теплые воды, и опять остался Иван Бедный при полезных трудах, которые на сей раз, благодаря новым условиям самопомощи и содействию Азбуки-копейки, несомненно должны были принести плод сторицею.

Прошел год, прошел другой. Ел ли в течение этого времени Иван Богатый в Вестфалии вестфальскую ветчину, а в Страсбурге — страсбургские пироги, достоверно сказать не умею. Но знаю, что когда он, по окончании срока, воротился домой, то в полном смысле слова обомлел.

Иван Бедный сидел в развалившейся лачуге, худой, отощалый; на столе стояла чашка с тюрей, в которую Марья Ивановна, по случаю праздника, подлила, для запаха, ложку конопляного масла. Детушки обсели кругом стола и торопились есть, как бы опасаясь, чтоб не пришел чужак и не потребовал сиротской доли.

— С чего бы это? — с горечью, почти с безнадежностью, воскликнул Иван Богатый.

— И я говорю: «С чего бы это?» — по привычке отозвался Иван Бедный.

Опять начались предпраздничные собеседования на лавочке перед хоромами Ивана Богатого; но как ни всесторонне рассматривали собеседники удручавший их вопрос, ничего из этих рассмотрении не вышло. Думал было сначала Иван Богатый, что оттого это происходит, что не дозрели мы; но, рассудив, убедился, что есть пирог с начинкою — вовсе не такая трудная наука, чтоб для нее был необходим аттестат зрелости. Попробовал было он поглубже копнуть, но с первого же абцуга такие пугала из глубины повыскакали, что он сейчас же дал себе зарок — никогда ни до чего не докапываться. Наконец решились на последнее средство: обратиться за разъяснением к местному мудрецу и филозофу Ивану Простофиле.

Простофиля был коренной сельчанин, колченогий горбун, который, по случаю убожества, ценностей не производил, а питался тем, что круглый год в кусочки ходил. Но в селе про него говорили, что он умен, как поп Семен, и он вполне оправдывал эту репутацию. Никто лучше его не умел на бобах развести и чудеса в решете показать. Посулит Простофиля красного петуха — глядь, ан петух уж где-нибудь на крыше крыльями хлопает; посулит град с голубиное яйцо — глядь, ан от града с поля уж ополоумевшее стадо бежит. Все его боялись, а когда под окном раздавался стук его нищенской клюки, то хозяйка-стряпуха торопилась как можно скорее подать ему лучший кусок.

И на этот раз Простофиля вполне оправдал свою репутацию прозорливца. Как только Иван Богатый изложил пред ним обстоятельства дела и затем предложил вопрос: «С чего бы?» — Простофиля тотчас же, нимало не задумываясь, ответил:

— Оттого, что в планту так значится.

Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и безнадежно покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.

— Плант такой есть, — пояснил Простофиля, отчетливо произнося каждое слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, — и в оном планту значится: живет Иван Бедный на распутий, а жилище у него не то изба, не то решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому задержки себе не видит. А ты. Богатый Иван, живешь у самого стека, куда со всех сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы кругом выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством — тут и застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то сегодня к тебе на смену целых три четверти привалило. Ты — от денег, а деньги — к тебе. Под какой куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит. Вот он каков, этот плант. И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом — ничего не выдумаете, покуда в оном планту так значится.

Хранители сказок | Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е.

Источник

Познавательное и интересное