8 книг о школьной жизни, которые понравятся современным детям
Школа заставляет нас вставать ни свет ни заря и зубрить бесконечные параграфы. Но иногда она бывает и приятной штукой: здесь можно найти друзей, влюбиться, подраться и выучить иностранный язык. Валерия Мартьянова, автор телеграм-канала про новые детские книги «Мартышка», выбрала восемь отличных книг о школьных проблемах.
1. Ульф Нильсон «Один на сцене»
О чём. Первый раз — в первый класс
Самое сложное в школе первое время — быть всё время на виду. Только что ты был в уютном доме, с мамой-папой-братом, а теперь нужно выйти к доске, встать у парты или выйти на сцену — и продемонстрировать свои знания и умения всем. Всем этим незнакомым мальчикам и девочкам, дядям и тётям. Ульф Нильсен, большой шведский мальчишка, как всегда обращает все страхи в шутку, а главным спасением от всех бед считает семью и её поддержку. Потому что сказать даже одну фразу со сцены бывает намного легче, если тебя за руку держит любимый брат.
2. Мария Бершадская «Большая маленькая девочка»
О чём. Про школьную социализацию
Пожалуй, серия белорусской писательницы Марии Бершадской о девочке Жене — такой высокой, но ещё первокласснице — идеально подходит для первого опыта социализации, когда многие вокруг тебя мыслят родительскими (бабушкиными, учительскими) стереотипами. Можно дружить с теми, кто младше или старше тебя, выше или толще, можно готовить бутерброды из чего хочешь и совершенно необязательно дарить и получать валентинки в День святого Валентина. В общем, Бершадская как мама одного сына и двух дочек (и как большая девочка, конечно) довольно неплохо знает, что за проблемы волнуют младшеклашек.
3. Тимо Парвела «Элла в первом классе» и другие книги
О чём. Про адаптацию к школе (и отличных учителей)
Тимо Парвела — это такой симпатичный финский писатель, который долгое время работал учителем начальной школы. Его книжки выходили в России пару десятков лет назад, но вот издательство «Розовый жираф» затеяло переиздание серии про девочку Эллу и её одноклассников. И это очень хорошо. Книжки Парвела очень простые, диалоговые, над ними гарантированно будет хохотать вся семья — наверное, потому что их секрет в искренности и любви, с которой автор описывает детей. Истории про Эллу как будто говорят нам: да, школа — это абсолютный абсурд, но если у тебя отличный учитель — всё будет в порядке.
4. Ракель Дж. Паласио «Чудо»
О чём. Про инклюзию в школе
Для кого. 10 — 14 лет
Впрочем, у того же издательства «Розовый жираф» есть отличная полосатая серия «Вот это книга!», в которой уже повзрослевшие школьники сталкиваются с проблемами посерьёзнее. «Чудо» Паласио стоит читать не только для повышения терпимости к людям с инвалидностью, но и в принципе для адекватного восприятия тех, кто выглядит иначе, чем ты. Вообще быть «другим» в школе — крайне неприятно, а иногда даже опасно, что и говорить про парня с редким генетическим заболеванием, лицо которого похоже на маску из фильма ужасов. Вот такой главный герой «Чуда», но роман написан не только от его лица, но и одноклассника, подруги, сестры. В итоге получается такая объёмная картинка, в которой все герои немного странные, со своими страхами и комплексами — а потому абсолютно одинаковы по внутренней уязвимости.
5. Джудит Керр «Как Гитлер украл розового кролика»
О чём. О жизни подростка во время Второй мировой войны
Для кого. 10 — 13 лет
В последнее время романы о жизни детей во время Второй мировой войны стали (как бы это ужасно ни звучало) трендом. Ребёнок, который по какой-то непонятной причине находится в кромешном взрослом аду — это всегда ужасно, и говорить об этом необходимо, правда важно — каким именно тоном. Джудит Керр сама была такой маленькой девочкой, да ещё и еврейкой — и хорошо запомнила то время. Её книги написаны так, как будто писательница вновь вернулась в детство и приобрела эту сверхспособность: видеть во всём ужасе гитлеровского террора украденные игрушки, тоску по большому обеденному столу, переход в новую школу и сложности изучения чужого языка, отсутствие друзей и новой одежды по размеру. Это такие исторические романы, в которых без труда узнаёшь знакомых детей и взрослых, потому что люди чувствуют, учатся и любят в любое время — и в мире, и в войне.
6. Ульф Старк «Чудаки и зануды» (13 — 16 лет)
О чём. О гендере подростков
Для кого. 13 — 16 лет
Старк, сам того не ведая, коснулся в своей небольшой книге довольно больной сейчас темы — определения гендера у детей и подростков. Главную героиню принимают в новой школе за парня — из-за необычного имени Симона (которое превращают в «Симон»), мальчишеской стрижки и небрежной одежды. Тут вам и бунт, и враньё, и первая влюбленность — в лучшего друга, который считает тебя парнем. Взрослым тоже будет полезно прочитать «Чудаков и зануд», чтобы посмотреть на себя со стороны. Может быть, слова мудрого дедушки Симоны заставят их пересмотреть свои слишком «правильные» взгляды.
7. Аньес Дезарт «Ты мне не нравишься»
О чём. О переходном возрасте и первой влюблённости
Для кого. 13 — 16 лет
Отличницы тоже плачут — так считает французская писательница Дезарт, и вообще-то она права. Хорошие во всех отношениях девочки часто абсолютно не интересуются парнями, а вот когда проходит слух (и подтверждается!) что самый симпатичный парень в классе испытывает к ним чувства — вот тут-то крышу и сносит. И отношения с лучшей подругой могут разладиться, потому что та внезапно решила сменить жизненные ориентиры. И у мамы кризис среднего возраста и новая работа. Да и отец от неё не отстаёт — в общем, французские школьницы почти не отличаются от русских по градусу восприятия проблем. Эмоции, слёзы и любовь, ну и да — немного учёбы в выпускном классе.
8. Тод Штрассер «Волна»
О чём. О необычных учителях (и их влиянии)
Для кого. 14 — 16 лет
Эта история, основанная на реальных событиях, стала настолько популярной, что её дважды экранизировали. А ведь первоначально Тод Штрассер просто написал небольшую статью про учителя истории, который удивился реакции своих учеников на фильм о фашистской Германии. Школьники не могли поверить, что никто в целой стране не сопротивлялся тоталитарному режиму и тем зверствам, которые при нём происходили. Преподаватель начал рискованный эксперимент по созданию ячейки с особым приветствием, правилами и лидером (историком). Довольно быстро, впрочем, всё выходит из-под контроля: влюбленные ссорятся, друзья дерутся, по какой-то злой иронии снова избивают еврейского парня. В общем, эта книга о том, как думать своей головой вне зависимости от лидеров и ячеек, и оставаться человеком несмотря ни на что.
Книги про школу современные
Просто кликайте на зеленую стрелочку с подписью «поднять» если считаете, что книга должна находиться выше в топе, и на красную «опустить» если она не достойна высокой позиции. Общими усилиями мы получим самый адекватный, правдивый и полезный рейтинг, и одновременно список лучших книг про школу современные.
Рейтинг книг про школу современные
Под конец этого долгого дня, когда Крису так нужна будет помощь, он вдруг получит ее оттуда, где и не думал искать. свернуть
Смогут ли они быть вместе, если тайна, которую он хранит, способна навсегда разбить ей сердце? свернуть
Однако, прежде чем понять друг друга и научиться говорить о своих чувствах, героям предстоит пройти долгий путь, полный обид, ненависти, встреч и расставаний.
Содержит нецензурную брань. свернуть
А если все не так, как кажется на первый взгляд? Если все перевернулось с ног на голову и открылась беспощадная правда? То так ли она оказалась плоха? свернуть
Он обретёт приятелей и врагов, узнает историю каждого из них, научится дружить и драться, защищать слабых и видеть красоту прежде невзрачной девочки.
Это – история о взрослении и обретении себя, чудесно рассказанная польской писательницей Катажиной Рырых, двукратным лауреатом премии имени Астрид Линдгрен. свернуть
Каждая глава рассказывает увлекательную историю из жизни школьников и содержит, соответствующую ей, диспозицию статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, что делает книгу не только интересной, но и познавательной. А нормы закона легко усваиваются и запоминаются. Ведь каждый ребенок с детства должен осознавать степень ответственности за свои поступки. свернуть
Искать идею для своего YouTube-канала, а найти неприятности на голову? – Да проще простого!
А еще раскрыть тайну привидения из лифта, стать предсказателем, но все равно получить «два» по математике и написать сочинение на заданную тему с невероятными последствиями…
Эти и другие прикольные истории о школьниках рассказали современные писатели – Наринэ Абгарян, Александр Цыпкин, Вера Гамаюн, Анастасия Безлюдная, Лариса Васкан, Анна Зимова, Юлия Евграфова, Оксана Иванова, Игорь Родионов, Николай Щекотилов, Светлана Щелкунова и Мария Якунина. свернуть
Таракан прибежал из кружка робототехники. И с чего Женю туда потянуло? Руководитель неприятный – говорит с ней так, будто лучше Жени понимает, что творится у неё в голове. А в кружке малышня да ребята из школы во главе с Жениным бывшим – та ещё радость с ним сталкиваться. Хотя всё лучше, чем слушать, как родители обсуждают её за глаза, троллить брата или ловить на себе взгляды одноклассников, жалостливые и презрительные. Может, здесь получится заново собрать себя?
Серафима Орлова направляет на свою героиню жёсткий свет, показывает её со всеми недостатками и проблемами в эмоционально трудный период – и в то же время поэтизирует повседневность подростковой жизни. Следуя за Женей-Жестью по сюжету, словно по нарисованной на полу траектории для робота, начинаешь верить: у жестянки внутри бьётся настоящее, живое сердце. Повесть «Голова-жестянка», вошедшая в шорт-лист премии «Книгуру» и номинированная на премии им. В. П. Крапивина и «Лицей», по визуальной эстетике близка фильмам Даррена Аронофски и Сэма Мендеса, а исключительная психологическая точность роднит ее с книгами «Виноваты звёзды» Джона Грина и «Всё на свете» Николы Юн. свернуть
Рассказы о школе и школьниках читать
Смешные рассказы, повествующие о жизни школьников. Библиотека младшего школьного возраста. Библиотека российского школьника.
Рассказы про школу и школьников для 1-2-3-4 класса
Прочитав рассказы, девочки и мальчики смогут взглянуть на себя со стороны и, возможно, найдут ответы на сокровенные вопросы, о которых стесняются спрашивать вслух.
Для чтения на уроках литературы.
Для внеклассного чтения.
Для семейного чтения
Виктор Голявкин «Секрет»
У нас от девчонок секреты. Мы ни за что на свете не доверяем им свои секреты. Они по всему свету могут разболтать любую тайну. Даже самую важную государственную тайну они могут разболтать. Хорошо, что им этого не доверяют!
У нас, правда, нет таких важных секретов, откуда нам взять их! Так мы их сами придумали. У нас был такой секрет: мы зарыли в песок пару пулек и никому не сказали об этом
Виктор Голявкин «Коньки купили не напрасно»
Я не умел на коньках кататься. И они лежали на чердаке. И наверное, ржавели.
Я очень хотел научиться кататься. У нас во дворе все умеют кататься. Даже маленький Шурик умеет. Мне было стыдно выйти с коньками. Все смеяться будут. Пусть уж лучше коньки ржавеют!
Однажды папа сказал мне:
— Коньки я тебе купил напрасно!
Виктор Голявкин «Как я встречал Новый год»
Новый год в двенадцать часов приходил, а я в это время всегда уже спал. Прошло столько Новых годов! А я ни одного не видел. И мама и тётя Вера встречали его, а я спал. Я всегда засыпал перед Новым годом. А просыпался утром, и мама мне дарила подарки и говорила: «Ну вот, Новый год!» Но я-то знал, что он ночью был. А сейчас его нету.
Когда я ходил в школу, в первый класс, я любил рисовать пароходы. Я всем хвалился: вот какие замечательные пароходы я могу рисовать!
Буря мглою небо кроет,
орал я на весь дом.
Я отложил книжку в сторону и с выражением прочёл:
Кроя мглою бурю кроет,
Крути снежные вертя.
Что-то не то. Я опять начал снова:
Виктор Голявкин «Второклассники и старшеклассники»
Второклассники были взволнованы. Они шумели. Вот один октябрёнок влез на стул и, обращаясь к старшим, сказал:
Виктор Голявкин «А сегодня ей опоздать нельзя»
Кто Валю не знает? Всегда опаздывает на линейку. А тут вдруг до сигнала явилась.
Стоит одна, улыбается. Не шелохнётся, руки по швам. Ждёт звука горна.
Удивляются ребята. Удивляется вожатый.
Только Валя не удивляется.
Сегодня ей опоздать нельзя.
Как только учебный год кончился, весь класс во дворе собрался. Обсуждали, что будут летом делать. Все разное говорили. А Володя сказал:
— Давайте Анне Петровне письма напишем. Где кто будет, оттуда напишет. О том, что увидел летом. Как провёл время.
Виктор Голявкин «Путешественник»
Я твёрдо решил в Антарктиду поехать. Чтоб закалить свой характер. Все говорят, бесхарактерный я: мама, учительница, даже Вовка. В Антарктиде всегда зима. И совсем нет лета. Туда только самые смелые едут. Так Вовкин папа сказал. Вовкин папа там был два раза. Он с Вовкой по радио говорил. Спрашивал, как живёт Вовка, как учится. Я тоже по радио выступлю. Чтобы мама не волновалась.
Виктор Голявкин «Моя работа»
Старший брат мастерил приёмник, а младший ходил вокруг и мешал.
Младший нашёл кусок фанеры и приступил к работе.
В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.
Анна Петровна сказала мне:
— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.
— А если я не запомню?
— Пиши, как запомнишь.
Виктор Голявкин «Неохота всё время пешком ходить»
Неохота всё время пешком ходить. Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошёл. Будто нарочно, чтоб я не слез. Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться?
Пришлось в кузов забраться. А в кузове мел был какой-то насыпан. Я в этот мел и упал. Такая пыль поднялась, что я чуть не задохся.
Женька-редактор пришёл в восторг.
— Замечательно, что ты стал поэтом! Пиши и не зазнавайся.
Я написал стихотворение о солнце:
На другой день я как только лёг, так сейчас же тихонечко и запел. Я даже сам не заметил, как стал так громко петь, что прибежал наш вожатый Витя.
Виктор Голявкин «И мы помогали»
Когда снег с крыши сбрасывали, мы всем двором помогали дворнику. На крышу нас, конечно, не пустили.
Тогда мы собрались во дворе, встали цепочкой, взявшись за руки, и никого не пускали в ту зону, куда снег падал.
Когда люди в эту зону шли, не подозревая об опасности, мы хором кричали:
Произведения о школе для детей
На пороге младшего школьного возраста ребёнка обуревает множество вопросов. Будет ли мне интересно? Справлюсь ли я с учёбой? Понравлюсь ли одноклассникам и понравятся ли мне они? Не будет ли учительница слишком строгой? Адаптироваться к школе будет проще, если будущий первоклассник будет хорошо понимать, что ждёт его в её стенах. Создать позитивный образ школы, почувствовать атмосферу уроков и перемен, представить себя в роли ученика и подготовиться к новому статусу психологически ребёнку помогут хорошие книжки от признанных классиков и современных авторов.
«Весёлые истории о школьниках»
Жанр школьных историй пользуется большой популярностью у авторов и читателей с тех самых пор, как появилась школа. Весёлые и грустные, напряжённые и легкомысленные, лирические и детективные… Рассказы о школе могут быть любыми, потому что в школе бывает всякое! Но смешное всё-таки перевешивает. В книгу «Весёлые истории о школьниках» вошли рассказы В. Драгунского, В. Голявкина, В. Осеевой, И. Пивоваровой, М. Дружининой и И. Антоновой о первой дружбе и первой влюблённости, об озорных проказах и комических историях, которые приключаются со школьниками каждый день.
Леонид Каминский. «Урок смеха»
Юмор должен быть отдельным школьным предметом наравне с математикой или ОБЖ, считал детский писатель Леонид Каминский. Эта книга – первый и единственный в своём роде сборник школьной самоиронии. Леонид Каминский собрал и проиллюстрировал обширную коллекцию реальных рассказов детей о школе, разговоров на переменках и на улице и ответов у доски, после которых учитель достает валерьянку, а одноклассники начинают икать от смеха. Забавные цветные иллюстрации к рассказам также нарисованы автором.
М. Марлье, Ж. Делаэ. «Маруся идёт в школу»
Румяную девочку Марусю знают во всех уголках мира, а в родной Франции истории о Марусе-Мартине (в каждой стране героиню зовут по-своему) входят в обязательную программу начальной школы по чтению. Истории о ней очень просты, в них много активного действия и живых диалогов, а набраны они максимально комфортным для первого чтения крупным шрифтом. Каждый сюжет серии – это маленькое приключение, которое вдруг собирается из самых обычных на первый взгляд обстоятельств. Но главное в книгах о Марусе – это, конечно, обворожительные открыточные иллюстрации Марселя Марлье, в которые нельзя не влюбиться. В сборник «Маруся идёт в школу» вошли целых три истории, которые рассказывают о том, почему так важно учиться, что такое школа и как она устроена.
Э. Успенский. «Дядя Фёдор идёт в школу»
Истории Эдуарда Успенского о жителях деревни Простоквашино выходят далеко за рамки легендарных мультфильмов. Из этой книги вы узнаете, как в легендарную деревеньку провели Интернет и что из этого получилось. Помимо заглавной сказочной повести в книгу вошли остроумные стихи автора на тему учёбы: «Задачка для царевича», «Память», «Ударения», «Неудачник» и другие.
Ю. Алешковский. «Кыш и Двапортфеля»
История дружбы первоклассника Алёши, которому в первый же школьный день дали прозвище Двапортфеля за его малый рост, и его щенка Кыша многим знакома по фильму «Кыш и Двапортфеля». Не все знают, что в его основу легла одноименная книга Юза Алешковского – яркое, живое и очень поучительное произведение о том, как для маленьких учеников важно доверие взрослых. Алёшу и Кыша ждут невероятные приключения – почти детективная история с похищением, погоней и, конечно же, счастливым концом!
М. Дружинина. «Бывает и такое»
Рассказы Марины Дружининой гарантированно поднимают настроение любому их прочитавшему. Простые, светлые, наивные, они очень точно передают мировосприятие школьника, который открывает для себя премудрости взрослой жизни. Детям будет легко примерить на себя роли героев Дружининой, понять и разделить их интересы и узнать немного больше о том, что ждёт их за школьной дверью.
И. Зартайская. «Зайчонок Тим идёт в школу»
Книга Ирины Зартайской «Зайчонок Тим идёт в школу» – прекрасный выбор для тех, кто хочет провести профилактику детских страхов, связанных с поступлением в первый класс. В сказке описан первый школьный день очень милого и очень тревожного зайчонка. История помогает настроить ребёнка на позитивный лад и не волноваться по пустякам. Первый школьный день – это праздник, а значит, там есть место радости и даже волшебству.
«Большая книга весёлых рассказов»
В эту большую красочную книгу вошли рассказы из книг о школьном детстве: «Лёля и Минька», «Денискины рассказы», «Тетрадки под дождём», «Рассказы маленького мальчика». Среди авторов известные и знаменитые Л. Пантелеев, М. Зощенко, В. Драгунский, В. Осеева, Р. Погодин, другие. И современные писатели И. Антонова, М. Дружинина, Тим Собакин, И. Гамазкова, Лион Измайлов, другие. Смейтесь на здоровье!
И. Токмакова. «Аля, Кляксич, буква “А” и другие»
Настроиться на получение знаний будет намного проще, если преподнести учёбу как игру. В этом поможет повесть Ирины Петровны Токмаковой «Аля, Кляксич,буква «А» и другие». Интересные задания ловко обыграны автором в приключенческом сюжете. Злодей Кляксич хочет заменить все буквы в букваре кляксами, чтобы девочка Аля не смогла написать письмо маме. К счастью, на помощь Але приходит отважная буква «А»… Книгу дополняют экспрессивные иллюстрации Льва Токмакова. С такой книгой ребёнок сам не заметит, как освоит алфавит и захочет научиться писать!
Даниелс Г. «Ведьмочкин торт, или Как Элла пошла в школу»
Маленькая ведьмочка Элла не такая, как все её собратья. Она не любит чёрный цвет, боится пауков и обожает легкомысленные блёстки и бантики. Но, как и всем остальным, Элле нужно идти в первый класс. Тут-то и начинается кошмар: магия её не слушается, а людей пугать не хочется. Однажды Элле выпадает шанс придумать свой уникальный рецепт волшебного блюда для Большого Волшебного Кулинарного Состязания и доказать всем, на что она способна.
Текст книги «Самые смешные рассказы про школу»
Автор книги: Сборник
Жанр: Детские приключения, Детские книги
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
В. Драгунский, В. Осеева, И. Пивоварова и др.
Самые смешные рассказы про школу
© Кондратова Н.В., ил., 2020
© Драгунский В.Ю., насл., 2020
© Кукушкин А.И., ил., 2020
© Почтенная К.О., ил., 2020
© Кургузов О.Ф., насл., 2020
© Сачков С.Н., ил., насл., 2020
© Осеева В.А., насл., 2020
© Смирнова О.В., ил., 2020
© Пивоварова И.М., насл., 2020
© Соколов Г.В., ил., насл., 2020
© ООО «Издательство АCТ», 2020
Л. Пантелеев
Буква «ты»
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа» и «мама», и «Саша» и «Маша», оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква – «я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал как следует её рассмотреть и сказал:
– А это вот, Иринушка, буква «я».
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
– Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».
Она ещё больше удивилась и говорит:
– Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется «я»?
– Нет, – говорит, – почему не понимаю? Я понимаю.
– Это не ты, а это буква так называется: «ты».
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я – это не я, ты – не ты, она – не она и что вообще «я» – это только буква?
– Ну, вот что, – сказал я наконец, – ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
Вижу – молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
– А я не слышал, что ты сказала.
– Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
– Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шёпотом – на ухо мне:
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.
Но и мне тоже было стыдно, что я, большой человек, не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:
– Ну вот… Понимаешь? А это буква «я».
А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился – вот-вот заплачет.
– Что же ты, – я спрашиваю, – понимаешь?
– Понимаю, – говорит, – что это я.
– Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
– Ясно, – говорит. – Это буква «ты».
– Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
– Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты».
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
– Нет такой буквы! – закричал я. – Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я.
– Ты, ты, ты, – пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.
– Хорошо, – сказал я. – Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня хватит.
Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?
«Ладно! – решил я. – Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
– А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания прочла:
– Тыкову дали тыблоко.
– Что такое?! Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано:
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
– Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
– Яблоко? Так, значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну, конечно, «я». А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я» – значит, опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».
– Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко» – тыблоко, вместо «ярмарка» – тырмарка, вместо «якорь» – тыкорь и вместо «язык» – тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.
В. Осеева
Рекс и Кекс
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за неё схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся.
Принёс Ваня в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
– Кругом я у тебя в долгу!
– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать…»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
– За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Вырванный лист
У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.
– Кто бы это мог сделать? – спросил Дима.
Все ребята молчали.
– Я думаю, что он сам выпал, – сказал Костя. – А может быть, тебе в магазине такую тетрадку дали… Или дома твоя сестрёнка вырвала этот лист. Мало ли что бывает… Правда, ребята?
Ребята молча пожимали плечами.
– А ещё, может, ты сам где-нибудь зацепился… Крах! – и готово. Правда, ребята?
Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя.
– Кошка тоже могла вырвать этот лист… Ещё как! Особенно котёночек какой-нибудь…
Уши у Кости покраснели, он всё говорил, говорил что-то и никак не мог остановиться.
Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:
Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:
– Я отдам тебе тетрадь… У меня есть целая.
Все вместе
В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.
– Давай будем дружить, – сказала Наташа.
– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!
– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.
– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!
Картинки
У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:
– Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…
Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:
– А я бываю очень плохая… Я даже сама это чувствую…
– Ну что ты! Что ты! – замахала руками Нюра. – Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь – она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, например, переводные картинки…
– Ах, картинки… – протянула Катя, вытащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. – Так бы сразу и сказала… А зачем было хвалить.
И. Антонова
Приходи ко мне сегодня
На дворе стояла осень. Но дни всё ещё были по-летнему солнечные. Правда, Андрей Самохин этого не замечал. У него неожиданно возникла проблема. По дороге в школу он жаловался Серёже:
– Иванова меня достала! Постоянно придирается да учителям ябедничает. И что мне с ней делать? Может, поколотить?
Внимание! Это не конец книги.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.