Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по русско-народной сказке «Царевна Лягушка» в старшей группе
Наталья Калинина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по русско-народной сказке «Царевна Лягушка» в старшей группе
Программное содержание: познакомить детей с русско-народной сказкой «Царевна Лягушка«; закрепить знания детей о видах сказочных произведений; дать определения для устаревших слов, объяснить их происхождение; развивать творческие способности детей через театральную игровую деятельность.
Материал: книга русско-народных сказок; иллюстрации к сказке; пальчиковый театр по сказке «Царевна Лягушка«.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в уголок книги.
В: Ребята, мы с вами прочитали много интересных книг. Давайте с вами вспомним, какие литературные произведения, вам понравились и запомнились. (дети перечисляют)
В: Как много вы знаете сказок. А сегодня я хочу вам прочитать еще одну русско-народную сказку «Царевна Лягушка«. Как вы думаете, почему Царевну называли Лягушкой? Или наоборот Лягушку называли Царевной? (ответы детей)
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
Дети садятся на стульчики, воспитатель читает сказку.
В: Ребята, вам понравилась сказка? Как получилось так, что Иван-Царевич женился на лягушке? Как звали Царевну Лягушку? А какие задания царь давал своим невесткам? Почему Иван-Царевич потерял свою жену? Как помогли звери Ивану-Царевичу победить Кощея Бессмертного? (ответы детей)
В: В русско-народных сказках часто встречаются слова, которые редко используются в нашей речи, потому что сказки были сочинены давно и слова эти стали устаревшими. Кто встретил в сказке такие слова? (ответы детей)
Воспитатель разъясняет устаревшие слова из сказки. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке и поиграть по сюжету сказки в пальчиковый театр.
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева. Конспект проведения занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Цели: Учить детей пересказывать произведение.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Сказки Андерсена» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказки Ганса Христиана Андерсена».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Три медведя» Тема: Рассказывание русской народной сказкой «Три медведя» Цели: • продолжать знакомить детей с русской народной культурой; • вызвать.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Автор Орехова Галина Борисовна. Тема: Чтение сказки «Вершки.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Какие бывают книги» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Какие бывают книги» Цель: Расширить знания детей.
Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации «Царевна-лягушка» Образовательная область: рисование, аппликация. Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая.
Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой в старшей группе детского сада.
НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в старшей группе. Инсценировка сказки «Гуси-лебеди» НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в старшей группе Тема: Инсценировка сказки «Гуси-лебеди» Цель НОД: Умение.
Сценарий спектакля по русской народной сказке «Царевна-Лягушка» для старшей и подготовительной групп детского сада СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА» РОЛИ 1. Царь. 2. Старший сын. 3. Средний сын. 4. Младший сын.
План-конспект занятия в ДОУ по «развитию речи» в старшей группе на тему «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»
Выбранный для просмотра документ царевна.docx
План-конспект занятия в ДОУ
в старшая группе ДО МОАУСОШ с. Новосергеевка
на тему «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»
Разработала: Пономаренко Ирина Николаевна, воспитатель старшей группы
Тема занятия: «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»
Цель занятия : Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
— Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.
— Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки
— Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.
— Вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.
Продолжительность: 25 мин.
Участники: воспитанники старшей группы.
Тип занятия: усвоение нового материала
Форма занятия: игра – путешествие
Оборудование: картинки по содержанию сказки, картинка болота и лягушки, клубок, сундучок, песню «Сказка».
Планируемые результаты: Работа педагога над полные предложения при ответах.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему
Методы и приемы работы с детьми: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
1.Мотивационно побудительный этап
Актуализация (целевая установка)
2. Содержательный этап
Мотивирование к деятельности
Открытие детьми нового знания
Физкультминутка «Две лягушки».
Беседа после чтения
3. Рефлексивный этап
Мотивационно – побудительный этап (4 мин)
Актуализация (целевая установка)
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте всем пожелаем доброго утра!
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
— Дети, любите ли вы сказки? В этом сундучке у меня для вас новая книга, (открываю, выясняется, что книги нет).
-Ребята, как вы думаете, куда исчезла книга? Смотрите, вместо книги — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу? Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
— Что нам теперь делать, как мы узнаем, что за книга была в сундучке?
-А где находится эта Страна Сказок? А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
— Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (если дети затрудняются показать клубок)
У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. – А кто помнит, как им пользуются в сказке.
— Тогда все хором говорим «-Помоги клубочек отыскать нам путь» становитесь за мной друг за другом и идем за клубком.
Выполняют движения вместе с воспитателем
Дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Предполагают то, кого письмо
Дети предлагают разные варианты ответов.
Это – волшебный клубок
Спрашивают дорогу, бросают и идут за ним
Дети под песню «Сказка» выполняют движение совместно с воспитателем
2. Содержательный этап (19 мин)
Мотивирование к деятельности
Открытие детьми нового знания
Беседа после чтения
-Вот мы и попали в Страну сказок.
— Посмотрите куда нас привел волщебный клубок. А вы знаете кто сдесь живет?
-Эта лягушка сбежала из книги каторую украла Баба Яга, она вас просить вспомнить все Русско народные сказки каторые вы помните. И тогда книга появится.
— А почему эти сказки называют русско народные?
Воспитатель сново открывает сундучек и все обнаруживают книгу
-Вы знаете что эта за сказка? Вы хотите послушать?
Воспитатель выразительно читает ( рассказывает ) сказку . К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация.
— Давайте вместе с Царевной – Лягушкой отдохнём.
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт привет!
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Назовите главных героев. Кто из них вам понравился больше всего? Почему?
-Какой Иван-царевич в сказке? А Василиса Премудрая?
-Почему Василису называют Премудрой?
-Какие волшебства вы заметили в сказке?
-Для чего нужны чудеса в сказках?
-Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
— Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение
— Ну а теперь нам пора возвращаться в группу. Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!»
Волк и лиса, Теремок, Колобок, Репка и т.д.
Дети принимают позу слушатеся и слушаю сказку.
Повороты в стороны.
Переступание с носка на пятку
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Добру, что добрые поступки будут вознаграждены
Царевна – Лягушка, Иван-царевич и т.д.
Добру, что добрые поступки будут вознаграждены
3. Рефлексивный этап (2 мин)
— Где вы сегодня побывали?
— С какой сказкой вы сегодня познакомились?
— Какая это сказка? Чему она учит?
— Что вам понравилось больше всего сегодня?
Дети делятся своими впечатлениями.
Список использованной литературы :
1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада».
2. Комарова Т.С. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду».
3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
4. Ушакова О.С. «Развитие речи».
Номер материала: ДБ-988969
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Принят закон о зачислении в одну школу братьев и сестер независимо от их прописки
Время чтения: 1 минута
МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России
Время чтения: 1 минута
Люди с инвалидностью смогут получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия по речевому развитию «Царевна-лягушка» (старшая группа)
Марина Лысенко
Конспект занятия по речевому развитию «Царевна-лягушка» (старшая группа)
Тема: «Царевна-лягушка».
Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам.
— Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции);
— Учить использовать вербальные и невербальные средства общения;
— Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
Развивающие:
— Развивать фразовую речь детей;
— Развивать умение отгадывать загадки;
— Развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками;
— Развивать творческие способности.
— Воспитывать желание и умение заботиться о своем физическом и психиче-ском здоровье.
Расширять и активизировать словарный запас: русско-народная сказка, «утро вечера мудренее».
Создание среды для организации и проведение занятия: картинки, разви-вающие игры, музыка.
Виды детской деятельности:
Восприятие художественной литературы
План занятия
Создание проблемной ситуации. 3 мин
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
Показ картинок, дискуссия
Упражнение «Назови ласково»
Гимнастика для глаз. 15 мин
Упражнение «Почему так говорят»
Физкультминутка «Выросли деревья в поле»
Упражнение «Скажи наоборот»
3.Заключительная часть: 7 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД 25 мин.
Ход образовательной деятельности
Встук в дверь. Заходит старушка.
— Здравствуйте ребята, вы представляете у меня есть клубок и с него я хотела вязать, а оказывается он волшебный. Я начала его распутывать, а он начал сказки сказывать. Но я уже старенькая и не могу вспомнить их. Помогите мне ребята!
— Ребята поможем бабушке?
— Спасибо, тогда начнем.
Я нам загадаю загадку, а вы должны ее отгадать.
Убежала от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
И в дороге слёзы льёт. (Федора)
Я вспомнила, это же сказка «Федорено горе»
И зайчонок, и волчица-
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
А это сказка «Айболит»
В гости к бабушке пошла,
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Сказка «Красная шапочка»? (Да)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была (Василиса Премудрая.)
А про этого героя я не могу вспомнить.
Василиса Премудрая с какой сказки? (Царевна-лягушка)
— Хорошо, тогда мы поможем тебе ее вспомнить, правда же ребята?
Воспитатель: Ребята, а почему эта сказка называется русской народной? Правильно, эту сказку придумал русский народ.
А сейчас вас ждут вопросы мудрёные. «Слушайте внимательно». Я буду говорить фразы из сказки, если правильно то будете отвечать хором «Да,да,да» и хлопать, если есть ошибка, то скажите хором «Нет, нет, нет» и топать.
— В старые годы у одного царя было три сына «да, да»
-Упала стрела у младшего сына в огород. «нет, нет»
-Сшила, Василиса- Премудрая,царю сапоги- скороходы. «нет,нет»
-Махнула Василиса левым рукавом – вдруг сделалось озеро. «да, да»
-Сжег Иван- царевич на огне, платье Василисы Пре-мудрой «нет,нет»
-Говорит медведь: «Не бей меня, Иван- царевич! Я тебе пригожусь.» «да,да»
Упражнение «Назови ласково»
(Образование имен прилагательных от имен существительных).
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас пойти дальше по нашей сказке (фонограмма «По дороге с облаками»).
Дети подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация медведя.
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Ивану- царевичу (медведь)
Воспитатель: Ребята, давайте ласково поздороваемся с медведем.
Дети: Здравствуй, медведюшка!
Воспитатель: Ребята, а какой медведь?
-Бурый, огромный, злой, хищный, косолапый.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, с кем ещё повстречался Иван-Царевич?
Гимнастика для глаз «Утки высоко летят»
Ребята, представьте, что указательный палец это утка. Утка летает вверх вниз, влево, вправо. Следите глазками за «уткой», головку не поворачиваем, посмотрите, как делаю я. Воспитатель предлагает детям встать в полукруг. (3 раза)
«Утки высоко летят, на детей они глядят».
Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация Василисы – Премудрой из сказки.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь ласково с Васи-лисой.
Дети: Здравствуй, Василисушка!
Воспитатель: В сказке, Василису называют Премудрой.
как вы понимаете это выражение)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто ещё встретился на пути Ивана- царевича?
Дыхательная гимнастика «Поплывём по морю».
(фонограмма «Дунайские волны»)
Воспитатель:. Давайте представим, что мы плывем по нашему сказочному морю. (Руки согнутые в локтях поднять к груди делая глубокий вдох, разводя руки в стороны делаем глубокий протяжный выдох.) 5 раз
Воспитатель: Мы с вами так долго путешествовали, что очень устали.
Упражнение «Почему так говорят».
Воспитатель: Клубочек предлагает нам отдохнуть – поспать «Утро –вечера мудренее»
Что означает это выражение?
Дети:. УТРО ВЕЧЕРА МУДРЕНЕЕ. Говорится тогда, когда откладывают решение, исполнение чего-либо до утра в надежде, что утром на свежую голову все будет яснее, виднее.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Воспитатель: В сказке лес, в который забрел Иван- царевич, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить, почему его так назвали?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Воспитатель: Дети, давайте представим,что мы дере-вья :
«Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, впе-рёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес, но посмотрите куда мы попали? Сказительница подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки.
Упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята посмотрите кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба-Яга добрая?
Воспитатель: Она молодая?
Воспитатель: Она красивая?
Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу Ягу ласково?
Воспитатель: Посмотрите, Баба Яга стала доброй и ласковой после ваших слов. А что это такое? Да это подарок от Бабы Яги (открывает коробку, в ней пластилин)
Лепим сказочных героев, которые встретились на пути Ивану- Царевичу
(фонограмма «В гостях у сказки»)
— Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Какую сказку вспомнили?
— Какие герои в этой сказки?
Старушка: Дорогие ребята, мне очень понравилось с вами, вы такие все молодцы и помогли мне вспомнить сказку «Царевна-лягушка». Мне пора отправляться, досвидания ребята»
Длительность НОД: 25 минут
Конспект НОД по лепке «Лягушка» (старшая группа) Башкирцева И. А. Конспект НОД по лепке «Лягушка»(старшая группа) Автор Башкирцева Ирина Анатольевна, воспитатель ГБОУ №1392 «Школа им. Д. В. Рябинкина»,.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию (старшая группа) «Сказочные приключения» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию (старшая группа) ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Виды организации совместной деятельности.
Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа) Цель: Формирование у детей знаний о жизни земноводных. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с природой родного края. 3. Формировать у детей.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по русско-народной сказке «Царевна Лягушка» в старшей группе Программное содержание: познакомить детей с русско-народной сказкой «Царевна Лягушка»; закрепить знания детей о видах сказочных произведений;.
Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации «Царевна-лягушка» Образовательная область: рисование, аппликация. Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая.
Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.
План — конспект комплексного занятия «Царевна — Лягушка» в старшей группе Цель: 1. Расширять знания детей о лягушках. 2. Учить бережному и уважительному отношению ко всему живому. 3. Развивать интерес к аппликации.