Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа)
Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа)
Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи детей подготовительной к школе группы посредством использования приёмов мнемотехники, игровых упражнений и развивающих игр», содействия в организации непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» в июле 2018 года был оформлен альбом
«Мнемотаблицы для работы над сказками» (для работы с дошкольниками подготовительной к школе группы).
Цель: совершенствовать навык упрощённого процесса запоминания содержания сказочных произведений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях.
— поддерживать интерес дошкольников к русским народным сказкам («Царевна-лягушка») и авторским сказочным произведениям (И. С. Соколова-Микитова, В. Г. Сутеева, С. Я. Маршака, В. Ф. Одоевского, А. С. Пушкина, Ш. Перро, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. П. Катаева);
— обогащать зрительное восприятие посредством иллюстрированного представления содержания сказочных произведений, содействовать активизации словарного запаса;
— систематизировать знания содержаний прочитанных произведений благодаря свободному доступу к альбому, т. е. использованию его детьми в самостоятельной деятельности.
Иллюстрации позволяют удерживать определённый запас знаний.
Данный альбом может быть использован как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей.
Благодарю всех коллег за внимание и поддержку.
«Семейный альбом». Сценарий утренника к 8 Марта для подготовительной к школе группы Вход – танец с цветами (мальчики) и платочками (девочки) 1. Добрый день милые мамы! Сегодня – ваш день! Настройтесь на праздничную волну.
Досуговое мероприятие для детей и родителей «Здоровые дети — в здоровой семье» (подготовительная к школе группа) Тема: «Здоровые дети – в здоровой семье» Форма проведения: досуг Аудитория: родители и дети подготовительной к школе группы Количество.
Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над загадками» для дошкольников Уважаемые коллеги, вот уже второй год в работе с дошкольниками я применяю приёмы МНЕМОТЕХНИКИ. В этом учебном году начала вести для детей.
Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы, созданные детьми» С октября 2017 года с дошкольниками старшего возраста был организованКРУЖОК ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «СЛОВО ЗА СЛОВО».Цель: формирование связной.
Интегрированное занятие-беседа на тему «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова» (подготовительная группа) Интегрированное занятие — беседа на тему: «Альбом пьес для детей Г. В. Свиридова». Вид деятельности: слушание музыки. (подг. гр) Муз. рук:.
Проект «Загадочный космос» (подготовительная к школе группа) Тема проекта «Загадочный космос» Проблема, на решение которой направлен проект. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе,.
«Семейный альбом». Сценарий праздника, посвященного Женскому Дню 8 марта для детей подготовительной к школе группы СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ. (праздник, посвящённый Женскому дню 8 марта для детей подготовительной к школе группы) (под звуки «Марша» колонной в.
«Цветы для мамы». Сценарий утренника, посвященного 8 Марта (подготовительная к школе группа) «Цветы для мамы». Праздник, посвященный Дню Восьмого марта. (подготовительная к школе группа) Звучит вальс. Дети парами входят в зал. Каждый.
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста: Способы работы со сказками Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста. В последнее время все чаще звучат встревоженные голоса педагогов, общественных деятелей, просто.
Тренинг для родителей и педагогов «На пороге школьной жизни» (подготовительная к школе группа) Тренинг родителей и педагогов «На пороге школьной жизни» Цель: способствовать психологическому просвещению педагогов-психологов по проблеме.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц»
Класс: д/с
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методические приемы:
Виды детской деятельности:
Материал:
Ход занятия
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.
— Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.
— Что же там внутри? (загадка).
В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)
— А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
— Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
— Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
— Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
— Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
— Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.
Облако лёгкое, & туча (тяжёлая)
Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)
Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).
Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)
В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)
Яблоко кислое, а наоборот. (сладкое)
Летом идёт дождь, а зимой. (снег)
II. Основная часть
1. Объявление темы
— А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)
— Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)
— Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)
2. Первичное чтение
3. Беседа с детьми
— На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.
— О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме)
— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)
— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)
— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)
— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)
— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)
— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)
— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)
— Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)
— Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)
— Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)
4. Словарная работа (работа по тексту)
— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.
—Что означает слово румяный? (красный, алый).
—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).
—Что значит, восторг (веселье, радость).
— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).
— Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
5. Физльтминутка
— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц
— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)
—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.
Повторное чтение рассказа воспитателем.
— А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?
— Итак‚ слушайте очень внимательно.
1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”
— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.
(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).
2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).
3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)
4. Наступила осень. В саду собирали плоды _ румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
(таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).
— Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)
— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.
— Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.
— Кто может рассказать историю с начало до конца?
III. Заключительная часть
Итог занятия
— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).
— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
Сюрпризный момент
— За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.
Сказка «Четыре желания»
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.
Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному
лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
* Используемые во время занятия мнемотаблицы.
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Путешествие по сказкам» в подготовительной группе
Семёнова Алёна Игоревна
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц «Путешествие по сказкам» в подготовительной группе
Развить связную речь детей, используя мнемотехнику.
• Закрепить знания детей о русско-народных сказках;
• Совершенствовать умения детей узнавать сказки по иллюстрациям, ключевым словам.
Развивающие:
• Развивать координацию речи в движении;
• Развивать умение анализировать;
• Развить воображение, память и внимание.
• Воспитывать доброе отношение к сказкам и героям;
• Воспитывать умение работать в коллективе и проявлять инициативу и самостоятельность;
• Формировать эмоциональную отзывчивость на текст сказки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребят у нас сегодня не простое занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
— А чтобы у всех было хорошее настроение сделаем нашим гостям комплименты. например …. вы прекрасно выглядите и. т. д.
Вот мы и поприветствовали наших гостей, а теперь поприветствуем друг друга (музыкальное приветствие)
Я здороваюсь везде-
Даже «Здравствуй» говорю
Дети. курице. (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Молодцы ребят! Мы с вами отправимся в путешествие закройте глазки и послушайте.
(звучат звуки леса) Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?
В: Правильно, мы отправимся с вами в лес. А кто живет в лесу?
В:Ребят нам с вами пришло письмо. Это же конверт, да не простой, а волшебный, давайте посмотрим, что в нем находится?
Здравствуйте ребята. У меня несчастье. Все добрые, хорошие, заветные желания детей превратились в 4 разноцветные ленты и разлетелись по сказочному лесу, помогите мне их пожалуйста собрать! Если я их не найду, желания ребят никогда не сбудутся.
Хранительница желаний звездочка
Ребята мы поможем звездочке найти ленты?
Если сказка в дом стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка –птица,
Чуть спугнешь и улетит.
Ну как же нам попасться в сказочный лес? Может, есть какие-нибудь волшебные слова? Посмотрите, тут еще один конверт.
Задание 1 «Кроссворд»
В: Нужно разгадать кроссворд и тогда мы узнаем волшебные слова.
С Снег Из чего старики слепили себе дочку Снегурочку?
И Игла Что спрятал Кощей Бессмертный в яйце?
М Муха-цокотуха Какое насекомое купило самовар?
С гуСи Какие птицы украли братца Иванушку и унесли к Бабе-Яге?
А шАпка Какой головной убор делал невидимым человека?
Л козЛенок В кого превратился Иванушка выпив водицы из копытца?
А лАсточка На какой птице летала Дюймовочка?
Б Буратино Вот совсем нетрудный коротенький вопрос, кто в чернилку сунул деревянный нос?
И лИса Рыжая плутовка, хитрая воровка. Кто это?
М Медведь Кто сломал «Теремок»?
Умницы мы отгадали кроссворд.
Ребята посмотрите, а в нашем волшебном конверте появилась первая ленточка –зеленая. Мы молодцы, значит все правильно сделали.
Теперь мы сможем отправится в волшебный лес. Закроем глазки и скажем волшебное слово 3 раза. (звучит волшебная музыка1) (звук волшебства 2)
Ребят мы с вами оказались в волшебном лесу
посмотрите еще один конверт, давайте посмотрим, что в нем.
Задание 2 «Сказочная разминка».
Чтобы получить нам еще одну ленту надо пройти по сказочной тропе с персонажами сказок. (сказочная разминка)
Молодцы ребят, мы получили еще одну ленту.
Смотрите под деревом лежит ещё один конверт, что же в нём сейчас узнаем
Задание 3 «Сказочная пара».
В: Вам предстоит вернуть картинки в свои сказки и рассказать, что за сказки в этих картинках спрятались.
Молодцы и с этим задание мы справились, а вот и ленточка.
Ребят осталась ещё одна лента. Вы видите ещё конверт? Какое же в нём задание сейчас узнаем. (открываем письмо)
— Ребята я нуждаюсь в вашей помощи! Осталась всего одна лента. Прослушайте внимательно сказку Заюшкина избушка и как можно точнее перескажите её, я знаю вы справитесь этим заданием на отлично и получите заветную ленту, а в помощь вам я предлагаю таблицы.
В: Молодцы вы спросились со всеми заданиям. Посмотрите на эти ленточки. Почему они такие яркие, разноцветные, нет ни одной черной ленты, как вы думаете?
давайте вернём феи звёздочки все разноцветные ленты. Кладите их в конверт и мы отправим наше письмо в почтовый ящик, а нам пора возвращаться обратно в детский сад
Повторяйте волшебные слова: «Сим-Салабим» (3 раза). волшебная музыка №1
В: Ребят, вам понравилось наше путешествие? Мы помогли вернуть все желания детей, вы большие молодцы. Давайте попрощаемся с нашими гостями!
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: обучать детей пересказу сказки, учить детей.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам» «Путешествие по сказкам». Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи: 1. Учить узнавать детей знакомые.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект отрытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие на передачу «Моя семья» Задачи: формировать элементарные представления о родословной; закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; совершенствовать.
Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе VII вида «Рассказывание сказки «Теремок»
Наталья Ильинская
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе VII вида «Рассказывание сказки «Теремок»
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе VII вида на тему: «Рассказывание сказки «Теремок»
Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным. Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблицы. Закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности.
Развивающие:
Развивать связную речь, внимание, воображение, слуховую и зрительную память.
Воспитывать любовь к сказкам.
Мнемотаблицы к сказкам «Колобок», «Курочка ряба», «Три медведя».
Чтение русских народных сказок. Рассматривание и обсуждение символов в мнемотаблице.
— Давайте ребята поздороваемся
Улыбнемся мы гостям,
— Ребята, я приглашаю вас в путешествие, закройте глазки и послушайте. (Слушают звуки леса)
— Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? (В лес)
Вокруг себя повернись.
В сказочном лесу очутись.
— А какое время года сейчас в лесу? (Зима)
— Каким может быть лес зимой?
— Ой, смотрите, что это тут у нас под елочкой? (Коробка со сказками)
— Давайте отгадаем, что это за сказки.
— Если сказка в дом стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и улетит.
— Ребята, а вы хотите попасть в сказку. Для этого нам надо узнать заколдованную сказку.
Достаю мнемотаблицу по сказке «Теремок».
— Давайте вспомним, что означают и кого представляют символы в таблице.
— Ребята, давайте вспомним, где живет мышка и что делает зимой? (В норке, зимой она спит)
— А лягушка? (На болоте, зимой спит на дне пруда)
— Зайчик живет где? Что делает зимой? (Под кустом, зимой грызет кору деревьев)
— А лиса где живет? И что делает зимой? (В норе, зимой добывает пищу)
— Как называется дом волка?
— Волк живет в логове. Его дом так называется.
— Вот какие вы молодцы, все правильно рассказали. А кто скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике. (Теремок)
Физ. минутка «Мишка косолапый» с музыкальным сопровождением.
— Дети, давайте вспомним, какие в сказкеу каждого зверя прозвище:
Петушок –золотой гребешок
— Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок» по таблице.
— Дети, какую сказку мы с вами сегодня вспомнили?
— Вы сегодня все были молодцы, и за это наша елочка дарит вам свои волшебные подарки.
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!» Образовательная область: развитие речи Тема: «Как хорошо мы знаем сказки!» Используемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы) Цель:.
Конспект НОД по развитию речи для второй младшей группы с использованием мнемотаблицы по потешке «Весна-красна» Цель: Развитие связной речи через устное народное творчество. Задачи: Формировать у детей понятие о времени года «весна». Упражнять детей.
Конспект НОД по развитию речи «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы НОД по развитию речи «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы. Цели занятия: Воспитательные — формировать у детей умение внимательно.
Конспект индивидуальной НОД в старшей коррекционной группе VII вида «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики.
Конспект НОД в области коммуникации «Звуковая культура речи» в старшей коррекционной группе VII вида с использованием ИКТ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики.
Конспект занятия по развитию речи «Одежда» в коррекционной группе для детей с ОВЗ VII вида Цель: уточнить представления об одежде, формировать представления о видах одежды (мужская, женская, зимняя, летняя). Задачи. Образовательные:.
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием технологии моделирования полосками разного цвета Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с использованием технологии моделирования полосками разного цвета. (старший дошкольный.
«Рассказывание сказки «Колобок». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР Тема: «Рассказывание сказки «Колобок».
НОД по развитию речи в разновозрастной группе. Заучивание потешки «Кисонька-Мурысонька» с использованием мнемотаблицы Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе 3 – 5 лет Тема: Заучивание потешки «Кисонька – Мурысонька» с использованием мнемотаблицы.