Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)
Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.
3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
1. Какие рассказы вы знаете?
2. Какие сказки вы знаете?
3. Чем отличается рассказ от сказки?
Ход о. о. д.
Воспитатель: сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова «Серебряное копытце», в которой рас-
сказывается о добром старике, который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце.
Словарная работа. (душной)
Воспитатель: Как у нас-то козёл
Деда с бабкой кормил…
Это ещё присказка, а сказка дальше пойдёт.
Чтение сказки воспитателем.
Беседа по воспроизведению текста:
1. Расскажите, что увидел старик. (Кокованя в избе, где жила сиротка.)
2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье. (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)
3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем). Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный). Если дети не ответят, зачитать.
4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце.
5. Какой был старик (старый, добрый, трудолюбивый). В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?
6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?
7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной)
Закончить сказку тем, что надо рассказать о том, что эта сказка называется-бытовой, волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани, который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том, что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной.
К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.
Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.
Перспективный план по художественной литературе «Коммуникация» (старшая группа) 1. Тема: «Устное народное творчество. Казахские и русские пословицы, поговорки и загадки» Цель: Дать детям представление о жанровых особенностях,.
Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Наташа Чередник
Конспект ОД в старшей группе по речевому развитию «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Образовательная область: речевое развитие
Интегрирование областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: Познакомить детей со сказкой П. П. Божова «Серебряное копытце»
Образовательные: познакомить детей с великим сказочником Урала П. П. Бажовым. Познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце».
Развивающие: развивать интерес к творчеству уральского сказочника
П. П. Бажова
Воспитательная: воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Наглядные: демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.
Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Материалы: аудио сказка Павла Бажова «Серебряное копытце», портрет П. П. Бажова, презентация к сказке.
Словарная работа: пожитки, балаган, душной, пособник.
Мотивация: сюрпризный момент (пригласить детей в избу-читальню)
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).
Сегодня я прочитаю Вам произведение уральского писателя
Воспитатель: В сказе Бажова «Серебряное копытце», которой вы сегодня познакомитесь действуют обычные земные люди – такие как старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои лесной козел Серебряное копытце и говорящая кошка Мурёнка.
Воспитатель: И сейчас я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.
Воспитатель: Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, и усаживайтесь так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вас познакомлю со сказой П. Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.
(Чтение детям аудио сказки Павла Бажова «Серебряное копытце»)
Воспитатель: Понравилось ли вам произведение? Ну, прежде чем мы с вами поговорим о сказке «Серебряное копытце» я предлагаю поиграть
(дети делают физминутку «У оленя дом большой»)
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
А, теперь ребята, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.
Воспитатель: Понравилось ли вам произведение?
Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)
Воспитатель: Назовите главных героев сказа.
Дети: Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце.
Воспитатель: Расскажите, что увидел старик Кокованя в избе, где жила сиротка.
Дети: Полна изба народу, больших и маленьких. У печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Воспитатель: Опишите внешность Коковани.
Дети: Старик, большой, бородатый.
Воспитатель: Чем он занимался?
Дети: Он охотник, летом пески промывал, золото добывал, а зимой по лесам за козлом бегал; мастер сказки сказывать, охотник знатный (умелый).
Воспитатель: Какой был старик?
Дети: Добрый, весёлый, ласковый.
Воспитатель: Какая была Даренка?
Дети: Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой, добрая, любопытная.
Воспитатель: Чем занималась Даренка?
Дети: В избе прибирала, похлебку да кашу варила, любила сказки слушать.
Воспитатель: Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье.
Дети: Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.
Воспитатель: Почему Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Воспитатель: В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?
Воспитатель: В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной.
Воспитатель: Посмотрите, как художник проиллюстрировал эту сказку, смотря на эти рисунки, мы как будто вместе с героями окунулись в мир волшебства и чуда. А давайте представим, что вы художники и вам нужно нарисовать иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце».
Дети: (рисуют картинку к любому моменту сказки)
Воспитатель: Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и
П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ. Бажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали?
К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Анна Колесникова
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Конспект НОД
для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий
Тема: Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.
Планируемые результаты: выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.
Ход занятия:
— Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце».
показ портрета Бажова
— В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой. А вот сам автор назвал свои творения – сказами. Сказы – это что-то между рассказом и сказкой.
— В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя, девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце.
— Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце»? (девочка, дедушка)
— А кто там сказочный? (козёл Серебряное копытце)
— Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.
— Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце», а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.
Чтение отрывков из сказа Бажова
— Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.
— Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)
— Ещё раз назовите главных героев сказа.
— Опишите внешность старика. (большой, бородатый)
— Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать; охотник знатный-умелый)
— Какой был старик по характеру? (добрый, ласковый, весёлый)
— Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)
— Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать)
— Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?
— Что вам понравилось в их характере?
— Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей)
— Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими, какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П. П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце» мы немного отдохнём на музыкальной паузе.
Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД
— Ребята, какое время года сейчас? (зима)
— Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей)
— Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом», а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.
Определение на ощупь ваты
— Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.
— Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей)
— К какому произведению нарисована эта картинка?
— Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)
— Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)
— Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей)
— Правильно говорить – бревенчатые.
— Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)
— Посмотрите, как я сделаю первое бревно.
— А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.
Лепка детьми брёвнышек
— Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял, а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)
Рисование фломастерами волшебных камешков.
— Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины. Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце». Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.
Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.
Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Тема: Чудо дерево Возрастная.
Мастер-класс по изготовлению персонажа сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» Уральские горы По каменным плитам Ведут за собой нас В страну малахита. В страну, где не счесть Драгоценных камней, В страну работящих И.
Мастер-класс по изготовлению поделки из шпагата «Серебряное копытце» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очередная наша встреча происходит из за рождения новой творческой работы. Не знаю как вы,а мне новую работу.
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Автор: Салахова Анюта Валериевна, воспитатель.
Создание рукотворной книги. Иллюстрирование сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» Хочется поделиться опытом как можно чтение совместить с творчеством. Ни раз мы читали сказы П. П. Бажова и дети заметили что старые книги.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый день, уважаемые.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Ирина Афонина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Тема занятия: «Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: познакомить детей со сказкой «Серебряное копытце».
— Познакомить с биографией П. Бажова.
— Формировать образную речь, умения подбирать образные выражения, уточнение и активизация словаря.
— Актуализация словаря по теме.
— Развивать умение поддерживать беседу, речь, память, зрительного и слухового внимания;
— Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания.
— Воспитывать умение работать в коллективе;
— Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Форма организации образовательной деятельности: коллективная деятельность (совместная деятельность).
Оборудование: иллюстрации по теме, книга «Серебряное копытце», презентация.
Предварительная работа: Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребятки, какой сегодня замечательный день,
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся–
ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА!
2. Основной этап.
2.1. Этап постановки проблемы.
Ребята, отгадайте загадку.
У козла из-под копыт самородков град летит?
Посмотрите на ребёнка — очень счастлива Дарёнка.
О какой сказке мы сегодня будем говорить?
2.2. Этап ознакомления с материалом.
Ребята, сегодня я вас хочу познакомить с писателем Павлом Петровичем Бажовым.
Родился Павел Петрович Бажов в 1879 году в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (город на Урале). Мальчику повезло с учителем русского языка и словесности. Учитель любил русскую литературу и свою любовь передавал своим ученикам. В девятилетнем возрасте Бажов знал целые сборники стихов русских поэтов наизусть. Павел Бажов мог стать священником – он окончил Пермскую духовную семинарию. Но стал учителем русского языка, преподавал сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове.
Во время войны воевал в Красной Армии, был в плену, а после побега – в отряде красных партизан. После войны занялся журналистикой. Смолоду Бажов интересовался фольклором, изучал народную мудрость. В своих сказах Бажов рассказывает о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Писатель говорил: «Русский человек без радуги не живет». Бажов собрал все свои сказы и напечатал книгу «Малахитовая шкатулка». Сегодня мы познакомимся со сказом из этой книги. А называется он «Серебряное копытце».
Чтение сказки «Серебряное копытце».
2.3. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
2.4. Этап практического решения проблемы.
Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?
Вопросы для обсуждения:
1. Кто такая Даренка?
2. Кто такой Кокованя?
3. Какое прозвище было у старика, приютившего сиротку?
4. Кого взяла с собой Дарёнка в дом к Коковане?
5. Что особенного было в козле, о котором Кокованя рассказывал сказки?
6. Как можно было зимой узнать Серебряное копытце?
7. Почему Кокованя оставил Дарёнку одну в балагане?
8. Что такого сказала Дарёнка, что козел о пяти ветках рассмеялся?
9. Куда на третий день подевалась Мурёнка?
10. Какие камешки стали находить по тем ложкам, где скакал козел?
3. Заключительный этап. Рефлексия.
С какой сказкой мы сегодня познакомились на занятии?
Вам понравилась сказка?
Конспект занятия «Путешествие в сказку Бажова «Серебряное копытце» в младшей группе Цель: Обобщить и закрепить представление детей младшего дошкольного возраста о творчестве уральского писателя П. П. Бажова. Задачи: 1. Воспитывать.
Настольная логопедическая игра по мотивам сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» Правила игры. Игра направлена на комплексное развитие речи и интеллекта. В увлекательной игре ребенок с интересом учится не только произносить.
Новогоднее оформление ясельной группы по мотивам сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» Новый год – пора чудес Все вокруг сбывается. И сегодня в день чудесный В сказку превращается! Дверь малахитовой шкатулки открывается.
Поделка к Новому Году по сказке П. Бажова «Серебряное копытце» В этом году мы с сыном захотели немного сменить стереотип Новогодних поделок. Решили без традиционного Деда Мороза, Снеговичка, Елки и.
Конспект НОД для детей старшей группы «Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» Конспект НОД для детей старшей группы по речевому.
Снежные постройки на участке ясельной группы по мотивам сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце» В 2019 году уральскому писателю Павлу Петровичу Бажову исполняется 140 лет со дня его рождения. Конечно же, такое событие не могло пройти.
Фотоотчет о спектакле подготовительной к школе логопедической группы по сказам П. П. Бажова «Серебряное копытце» Серебряное Копытце На Седом Урале древнем, Мастеров у нас не счесть. Кузнецы и ювелиры, Камнерезы тоже есть. Можно об умельцах этих Говорить.
Сюжетная лепка в подготовительной группе по мотивам сказа П. Бажова «Серебряное копытце» h3]Сюжетная лепка в подготовительной группе по мотивам сказа П. Бажова «Серебряное копытце»[/h3] Программное содержание: формировать познавательный.
Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.
Экспозиция по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце» В преддверии Нового года взрослые и дети верят в чудеса …. Так и мы окунулись в чудеса сказов Уральского писателя П. П. Бажова. Уральский.