Рассмотри рисунок составь рассказ об этой птице по плану окружающий мир 3 класс

Сказки

Урок окружающего мира «Птицы», 3-й класс (программа «Школа XXI века»)

Класс: 3

Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, таблички с терминами, рисунок “яйцо”.

1. Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках дети начали знакомство с некоторыми группами позвоночных животных. Это земноводные, пресмыкающиеся, рыбы. Дома нужно было нарисовать животное, относящееся к одной из групп. В начале урока ребята распределили свои рисунки по трем группам, вспомнили отличительные черты каждой группы животных.

— Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:

Два раза родится,
Один раз овальный, гладкий,
А во второй – пушистый, мягкий.

Показывается рисунок: яйцо, на обороте которого нарисован птенец.

— Давайте подумаем, ребята, чем птицы отличаются от других животных? (умеют летать, имеют клюв, могут перелетать на большие расстояния и т.д.)
— Прочитайте слова на доске: перо, оперение, пернатые. Можно ли назвать их родственными? Почему птиц называют пернатыми?
— Какова роль птиц в природе? (разносят семена растений, контролируют численность насекомых)
— Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)
— Давайте прочитаем об этом в учебнике (с.71-72)
— Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края?
— Те, которые всю жизнь живут на одном месте?
— А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?
— Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях. Как их можно назвать?

В ходе опроса на доске появляются таблички:

— Рассмотрите рисунок на с.73. Какие птицы изображены? Давайте прочитаем про них.
— Какие из этих птиц являются оседлыми? Кочующими? Перелетными?
— Я предлагаю вам выполнить задания в группах.

1 группа – кроссворд.

Спинка темноватая,
Животик желтоватый,
Черненькая шапочка,
Вы меня узнайте-ка.
(Синица)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)

На шесте дворец,
Во дворце – жилец,
А зовут его …
(Скворец)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

— Подумайте, кто, чем занимается зимой, соедините стрелками.

КУРОПАТКИ отлеживаются в сугробах

СНЕГИРИ кочуют по вершинам деревьев

ТЕТЕРЕВА ищут нетронутый ягодник

— Докажите, что птицы являются живыми телами природы.

После выполнения заданий в группах дети выносят их на доску.

— Сегодня мы снова посетим картинную галерею на страницах нашего учебника.

Рассмотрите иллюстрацию на с.72. Прочитайте, как называется картина, кто ее автор? (А.А.Рылов “В голубом просторе”) Нравится ли вам картина, что именно понравилось?

— К какому рассказу подходит? (Л.Н.Толстой “Лебеди”) Давайте вспомним, как Толстой описывает трудности перелета. В каком порядке летят лебеди?
— Послушайте, что писал об этой картине мастер слова Осокин.

“Над бескрайними просторами, над угрюмым скалистым островом недавно пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они не предвещают уже шторма: в плавание вышел многопарусный корабль.

По небу величаво, нисколько не торопясь, движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы лебеди. Они летят навстречу весне, и ничто не остановит их могучий, вольный полет. Едва ли что-то может остановить этот полет. Как мощны и стремительны размахи крыльев! … Убегают вдаль волны. Они все уменьшаются и уменьшаются, исчезая у линии горизонта. А глаз между тем неотрывно следит за ними, и рождается желание следовать за этими бесконечно бегущими волнами. И еще большую жажду вольного широкого полета вызывают у зрителя неудержимые в полете, царственно парящие над небом и землей лебеди и величаво плывущие по небу облака. Они властно зовут за собой в страну солнца и счастья, которая лежит “там, за далью непогоды”

— Перелеты птиц трудны и опасны, но трудно приходится и тем птицам, которые остаются зимовать. Послушайте об этом стихотворение (Читает подготовленный ученик)

Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Трудная пора настала
Для пернатых для друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю
Много птиц осталось здесь.

— Эти птицы проживают в наших краях, вы можете узнать об их жизни много интересного из книг о нашем округе. (Демонстрируются книги “Экология для младших школьников”, “Азбука краеведения”)

— Вы узнали птиц по моему описанию, а сейчас давайте попробуем сами изобразить каких-нибудь птиц так, чтобы все смогли понять, что это за птицы. (Пантомима)
— Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму? Какой корм они могут найти в природе?
— Этого корма очень мало Птицам с трудом удается утолить свой голод. Могут ли люди помочь им? (Ученик читает стихотворение)

Вейтесь русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой!
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы!
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай!

— Как птицы отблагодарят людей за помощь? Из чего можно сделать кормушку?
— Какой корм можно сыпать в кормушку?

— Дома я попрошу вас смастерить вместе с родителями кормушки ( те, кто сможет). Остальные ребята подготовят сообщения о птицах ( в виде доклада, кроссворда, викторины и т.д.). Всем принести какой-нибудь корм для птиц, на следующем уроке мы с вами откроем птичью столовую.

Источник

План урока по окружающему миру «Птицы» 3 класс

УМК «Начальная школа ХХ I века»

Продолжительность урока : 45 минут.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель: познакомить учащихся с классом птиц

— познакомить с отличительными признаками птиц, дать представления о разных видах птиц, их строении, среде обитания, образе жизни; проанализировать этапы эволюции животных;

-развивать речь учащихся; умение сравнивать, обобщать, классифицировать учебный материал ;

-прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Читайте также:  Рассказы для направления забвению не подлежит

— воспитывать бережное отношение к птицам.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Коммуникативные: взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные: учиться формулировать правило на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; строить логическую цепь рассуждений.

Методы: частично-поисковый, проблемно-сообщающий, репродуктивный.

Приёмы: анализ, сравнение, создание проблемных ситуаций.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

1.Мотивация к учебной деятельности . (СМАЙЛИК)

Вспомним, какие группы животных вы уже знаете.

Каких животных называют одноклеточными?

Как называются животные, тело которых состоит из множества клеток?

Животные, не имеющие позвоночника, называются…

Животные, у которых есть позвоночник, называются…

Какие виды беспозвоночных вы знаете?

С какими видами позвоночных животных уже знакомы? (рыбы, пресмыкающиеся)

— Приведите примеры пресмыкающихся. ( Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи )

Почему их так назвали? (прижимаются телом к земле, смыкаются с её поверхностью)

— Как ещё называют пресмыкающихся? ( рептилиями)

— Почему рептилий называют холоднокровными животными?

— Расскажите, что знаете о черепахах.

— Что можете рассказать о ящерицах?

— Какую особенность имеют хамелеоны?

— Что интересного можете рассказать о змеях?

— Откройте ТПО на стр. 43 №78. Прочитайте задание. (Рассмотри рисунок. Какие особенности крокодила позволяют ему охотиться?)

Какой ответ на этот вопрос вы нашли?

— Открываем №80. Прочитайте задание.

Какие названия животных подписали?

— Какие два вида пресмыкающихся давно вымерли? (диплодок, птиродактиль)Что о них узнали?

— А теперь я предлагаю вам послушать запись и определить, что это.

(Звучит запись «Голоса птиц»).

— Что вы сейчас услышали?

— Назовите тему урока (Птицы)

3.Выявление места и причины затруднения.

— Мир птиц полон тайн и загадок. Вот одна из них звучит так в стихотворении украинского поэта Михаила Петренко.

«Гляжу я на небо, с тоскою гадаю: зачем я не сокол, зачем не летаю?»

— О чём мечтали люди?

— Как вы думаете, почему птицы летают, а человек, сколько бы не махал руками – не полетит? (Дети высказывают предположение)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

— Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с классом птиц, выяснить их особенности, что помогает птицам летать)

5. Реализация построенного проекта.

— Кто же такие птицы и в чем их главная особенность? Определение главной особенности птиц.

— Что умеют птицы? (Дети высказывают предположение, а учитель вывешивает на доску: поют песни, умеют летать, вьют гнёзда, несут яйца , тело покрыто перьями)

— Давайте выясним, что из всего сказанного характерно только для птиц?

— Только птицы умеют летать? (Умеют летать бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины – птицы, но не могут летать. Значит, умение летать —не главная особенность птиц ).

— Только птицы вьют гнезда. Верно ли утверждение?

(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, делает гнездо оса, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы. Значит, «вить гнезда» — это не главная особенность птиц.)

— Только птицы несут яйца. Так ли это? (Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и пресмыкающиеся.)

— А другие животные умеют это делать? (Да)

— Можно утверждать, что это главные умения птиц? ( Нет. )

– Что есть у птиц такое, чего нет ни у рыб, ни у зверей, а только у птиц? (Тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак .)

-Перо-это видоизменённые чешуйки, которые покрывают тело пресмыкающихся.

-Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше.

-Природа изобрела для птиц перья. В чём причина? Что бы ответить на этот вопрос,

обратимся к вашему жизненному опыту. У кого из вас дома есть птичка. Кто держал птичку в руках? Что можете сказать о своих ощущениях, какая она птичка? ( Лёгкая, форма тела не такая, как у зверей.)

— Значит, тело птицы должно быть лёгкое, обтекаемое. За счёт чего оно будет лёгким? Из чего состоит тело? (скелета, мышц)

-А какой должен быть скелет птицы? (Гипотезы детей)

— Кости в скелете полые, лёгкие, внутри них находится воздух.

Какой покров у птиц? (Перья) Перо имеет стержень, волоски – бородки. Стержень внутри пустой, поэтому перья легкие.

— Для чего птицам ещё нужны перья? ( Перья сохраняют тепло)

— Птицы являются теплокровными животными, t тела больше 40 градусов.

Работа по учебнику с. 130 прочитать

— Почему птицы хорошо видят, летая высоко в небе?

-Как общаются птицы?

— Как вы считаете, почему не все птицы остаются у нас на зиму, ведь температура тела у них постоянная, значит, мёрзнуть зимой они не должны?

— Зимующие птицы делятся на кочующих и оседлых. Кто такие оседлые птицы? Пример. (воробьи, голуби, глухарь, тетерев, сова) ( использую учебно-наглядное пособие)

Кто такие кочующие птицы? Пример. (снегирь, синица, сорока, галка, свиристель) ( использую учебно-наглядное пособие)

Групповая работа. (Каждой группе даны несколько вариантов с названием птиц)

Вспомним правило работы в группах. (Работаем тихо, работаем дружно)

Вы должны определить, какие птицы относятся к вашей группе:

1 группа : вы определяете, какие птицы являются оседлыми. (им дано определение оседлых птиц)

2 группа : вы определяете, какие птицы являются кочующими. (им дано определение кочующих птиц)

3 группа : вы определяете, какие птицы являются кочующими. (им дано определение кочующих птиц)

4 группа : вы определяете, какие птицы являются перелётными. (им дано определение перелётных птиц)

5 группа : вы определяете, какие птицы являются перелётными. (им дано определение перелётных птиц)

Проверка. (Ответственный в группе высказывает мнение всей группы, вывешивая на доску свой ответ.)

— Сверим ваш вывод со статьёй в учебнике. Чтение статьи в учебнике.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Читайте также:  Рассказы ивана соколова микитова о природе

А сейчас проверим наши знания. Тпо с. 46 №82. Но сначала назовите всех птиц, изображённых в задании.(сова, галка, синица, сорока, ласточка, лебедь)

8. Включение в систему знаний.

Работа в тпо с. 45 №81 (портфель)

-Найдите птиц, которые не летают.

-Кто это за птица : сама маленькая, а нос большой?

— Какие птицы живут в нашем крае?

-Подумайте нужна ли им наша помощь? Когда?

— Чем мы можем им помочь?

Сделаем выводы. Люди должны помогать птицам и зверям в трудных ситуациях.

— Что нового и интересного узнали?

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Как вы считаете, мы справились с поставленной целью?

— Что нового узнали на уроке? Ответьте на вопрос, используя следующие выражения.

С. 130-132 пересказ, тпо с. 45 №81. Составить рассказ о птице, которая не летает. Оценки.

Источник

Рассмотри рисунок составь рассказ об этой птице по плану окружающий мир 3 класс

Подробное решение часть 1 (страница) 37 по окружающему миру рабочая тетрадь для учащихся 3 класса, авторов Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2016

Рассмотри схему, озаглавь её. Объясни свой ответ.

Соедини линией изображения животного и соответствующего растения. Свой выбор обоснуй. Расскажи о взаимодействии растений и животных.

Растения и животные взаимосвязаны:

растения являются пищей для животных, дупла деревьев, буреломы, заросли являются укрытием для животных их домом, растения при помощи животных переселяются на новые места

Зачеркни одно «лишнее» слово в каждом ряду.

— Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр («лишнее» слово – акула).

— Олень, лось, заяц, сова («лишнее» слово – сова).

Соедини линией название группы животных с названием пищи, которую они употребляют.

Составь рассказ «Животные и их детёныши».

Детёныши животных появляются на свет по-разному: из икринок, из куколок, рождаются живыми, вылупляются из яйца. Детёныши маленькие, им необходима забота родителей.

Расскажем о семье лисицы.

«…Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, живет в семье, которая занимает определенный участок леса. Её дом – большая глубокая нора с узкими ходами и широкой гнездовой камерой.

Закончи высказывания на тему «Как животные приспосабливаются к условиям жизни?»

1. Медведь, еж, летучая мышь на зиму… впадают в спячку.

2. Делают запасы корма: …полевые мыши, хомяки, суслики.

3. В неурожайные годы животные спасаясь от голода, …мигрируют.

4. К зиме белая куропатка, заяц, глухарь и другие животные – …линяют и меняют окраску.

5. Спасаясь от холода и голода многие птицы… улетают на зимовку в теплые страны, а те что остаются, стараются жить около людей.

Отметь оседлых птиц

На рисунке изображены: ворона, воробей, ворон, ласточка.

К оседлым птицам относят ворону и воробья, ворон и ласточка перелетные птицы.

Определи по названию животного особенности его жизни.

Медведь – всеядное млекопитающее животное лесов, зимой впадает в спячку.

Водомерка – насекомое водоемов, может легко передвигаться по поверхности воды, «меряет» водное пространство.

Поползень – небольшая птица умеет хорошо лазать по стволам деревьев. (хорошо известно умение поползней бегать по стволам вверх и вниз головой.)

Гусеница шелкопряда плетёт кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шёлковой нити длиной от 300—900 метров до 1500 м в самых крупных коконах. В коконе гусеница превращается в куколку. Цвет кокона может быть различным: розоватым, зеленоватым, жёлтым и т.п. Но для нужд промышленности в настоящее время разводят исключительно породы тутового шелкопряда с белыми коконами.

Землеройки кормятся почти непрерывно, а перерывы на сон у них очень кратковременные. Оставленная без пищи землеройка быстро погибает: мелкие виды — всего за 7—9 часов (малая бурозубка за 5,5 часов).

Соедини линией изображение животного и слова, характеризующего назначение хвоста этого животного.

Насекомые, пауки, раки, черви – …беспозвоночные животные.

Звери, птицы, рыбы – …позвоночные животные.

Отметь правильные высказывания. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?

Художник нарисовал насекомых. Какую ошибку он допустил?

Художник нарисовал среди насекомых паука-крестовика. Пауки не относятся к насекомым, это отдельная группа животных – Паукообразные.

Сделай подписи к рисунку – схеме.

*** Задание 74

Приведи примеры, которые подтверждают правильность этих строк.

В природе ничто не даётся нечаянно.

И звери не зря хвост и клюв получают.

1. Когда белка прыгает между веток, хвост помогает ей как парашют, держаться в воздухе и как балансир, чтобы сохранять равновесие в полете.

2. Среди вех птиц пеликаны имеют самый крупный клюв относительно всего тела. Например, длина клюва может достигать почти 50 см при длине тела 120-150 см (иногда и больше).

*** Задание 75

Отметь правильные высказывания. Какие особенности строения рыб позволяют им хорошо плавать?

— обтекаемая форма тела

— сжатое с боков тело

Какое из этих животных не относится к позвоночным. Отметь свой ответ.

Из представленных животных, к позвоночным не относится улитка.

Рассмотри рисунок. Объясните, как влияет строение конечности лягушки на ее движение.

Строение конечностей лягушек варьирует от вида к виду и зависит от среды обитания — наземной, водной или древесной. Как правило, лягушки способны совершать резкие движения, что позволяет им ловить добычу и ускользать от хищников.

Многие древесные лягушки имеют характерную особенность строения бедренного сустава, которая позволяет им передвигаться не только прыжками (как прочие лягушки), но и шагом.

У многих лягушек, обитающих в водной среде, имеются плавательные перепонки между пальцами.

У лягушек, ведущих древесный образ жизни, часто можно наблюдать особые подушечки на пальцах, позволяющие им держаться на вертикальных поверхностях.

Рассмотри рисунок. Ответь на вопрос: «Какие особенности крокодила позволяют ему охотиться».

1. Форма зубов и челюстей у крокодилов зависит от относительных размеров излюбленной добычи — для ловли более мелкой и подвижной лучше подходят более длинные и узкие челюсти с небольшими, но многочисленными и очень острыми зубами (ложный гавиал), для поедания небольших, но защищенных панцирем животных — очень широкие и буквально плоские челюсти, с короткими и тупыми зубами (широкомордый кайман), а для захвата крупной и сильной добычи — умеренно широкие и короткие, высокие челюсти, с крупным и прочными, но в то же время большими и острыми зубами (нильский крокодил).

Читайте также:  Почему у разных народов есть похожие сказки примеры

Составь пищевые цепи.

1. злаковое растение – мышь – лиса.

2. дерево – жук древоточец – дятел.

3. злаковое растение – мышь – ёж.

Рассмотри рисунок. Подпиши названия животных. Отметь среди пресмыкающихся два вида, которые давно вымерли.

На рисунке-схеме изображены брахиозавр (бронтозавр), птеродактиль (птерозавр), змея, ящерицы, варан.

К вымершим относят брахиозавра (бронтозавра) и птеродактиля (птерозавра).

Напиши названия птиц, которые живут в твоем крае.

В моем крае живет много разных птиц, назовем некоторых из них: синица, воробей, голубь, свиристель, галка, ворона, сорока, трясогузка, кукушка, сова, чайка.

Домашнее задание

Найди на рисунке птиц, которые не летают. Составь рассказ об одной из них.

На рисунке изображены: страус, пингвин, журавль, цапля, киви. К нелетающим птицам относят: страуса, пингвина, киви.

« …Киви, или бескрылые — нелетающие бескилевые птицы, водятся только в Новой Зеландии.

Размеры небольшие, с обычную курицу, самки крупнее самцов. Тело у киви грушевидной формы, покрытое густыми перьями, маленькая голова и короткая шея. Весят от 1,4 до 4 кг. Киви в основном полагаются не на зрение — глаза у них очень маленькие, всего 8 мм диаметром, — а на развитые слух и обоняние. У киви очень длинный, гибкий, тонкий, прямой или слегка изогнутый клюв.

Киви обитают преимущественно в сырых вечнозелёных лесах; длинные пальцы на ногах помогают им не вязнуть в болотистом грунте. Образ жизни они ведут исключительно сумеречный и ночной. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие ягоды и плоды. Добычу киви разыскивают с помощью обоняния и осязания — разгребая землю ногами и глубоко погружая в неё клюв, они буквально «вынюхивают» червей и насекомых. При случае киви не отказываются от мелких амфибий и ракообразных.

1. Оседлые птицы — …Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определенной небольшой территории и за пределы ее не перемещаются. (воробей, голубь, ворона)

2. Кочующие птицы — …Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. (синица, поползень, снегирь)

3. Перелетные птицы — …Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. (ласточка, гуси, журавли).

Известный биолог И.Акимушкин в своей книге «Мир животных» рассказывает удивительные истории из жизни малайских медведей, которые живут в неволе. Один из них научился засовывать коготь в замочную скважину, открывать буфет и воровать оттуда сахар. А другой, рассыпая около клетки рис из своей чашки, приманивал таким образом несмышленых цыплят и ловил их.

Объясните поведение зверя, описанное биологом.

Звери способны научаться наблюдая за человеком, если они живут в неволе, т.к. обладают так называемым «интеллектом животных», конечно это не сравнимо с человеческим мышлением, но интеллектуальные способности и способности к обучению. У животных есть, даже способность подражания. Человек изучая животных подметил такие формы поведения животных и использует их в процессе дрессировки, как пример можно привести диких цирковых животных.

Подготовьте проект «Как звери воспитывают своих детёнышей».

Пусть каждая группа выберет одну из предложенных тем.

1. Домашние животные и их детёныши.

2. Как звери учат своих детёнышей охотиться.

3. Как звери заботятся о своем потомстве.

Тема: Как звери учат своих детёнышей охотиться.

«…Обучая охотничьим навыкам молодых хищников, самки крупных кошачьих предоставляют им в качестве наглядных пособий пойманных детенышей антилоп и газелей. Так, самки гепарда могут не убивать свою добычу, а, притащив ее к своим детенышам, отпустить, чтобы те попробовали сами поохотиться на уже пойманное животное. Если добыча окажется проворней котят и сможет убежать, то самка гепарда догоняет ее, и урок возобновляется. Но, чтобы стимулировать своих питомцев лучше усваивать уроки, взрослый гепард может и отпустить добычу. Тогда молодежь остается без обеда, а голод — самый лучший наставник. В следующий раз маленькие гепарды будут более расторопными. Так раз от раза совершенствуются навыки охоты и умерщвления добычи. В возрасте четырех Месяцев самка начинает брать детенышей с собой на охоту. Но еще довольно долгое время котята не смогут добывать себе корм самостоятельно, и мать будет их подкармливать!

Самки лис приносят к норе, где скрываются лисята, недодушенных птиц. Лисятам предоставляется право придушить их. На первых порах маленькие лисы начинают играть с добычей. Но взрослая лиса всегда рядом и не даст птице сбежать. Вскоре лисята начинают самостоятельно выслеживать и добывать себе пищу.

Учат свое потомство добывать пищу и медведицы. Им важно продемонстрировать медвежатам, что съедобно, а что нет. Ведь медведи не только хищники, они могут полакомиться ягодами и грибами, поймать лягушонка или мышку, а если повезет, то не откажутся завалить оленя или перекусить зайчатиной. В местах рек, куда на нерест заходят лососевые рыбы, медведицы выводят медвежат на берег. Они показывают им, как одним ударом лапы выбросить из воды на берег огромную рыбину. Иногда мамаши стимулируют своих детенышей к самостоятельным действиям тем, что съедают добычу сами, не подпуская к ней медвежат.

На берегах рек проходят первые уроки и у маленьких енотов-полоскунов. Они тщательно копируют каждое движение матери. А вот барсучихи не учат своих малышей добывать пищу. Они, хотя и числятся в хищных млекопитающих, являются собирателями. Детенышам не надо объяснять, как переворачивать камни и коряги в поисках крупных насекомых и лягушек. Барсучата сами прекрасно это делают. Копытные также не тратят усилий на занятия со своими малышами. Телята, оленята и козлята умеют щипать траву в силу врожденного инстинкта.

Самыми развитыми способностями к восприятию родительского опыта обладают детеныши приматов. Самки учат их в основном только тому, как отличать несъедобные растения от съедобных. Остальные знания детеныши получают, наблюдая за поведением взрослых.»

Источник

Познавательное и интересное