Конспект урока «Бережное отношение к природе» (5 кл ОДНКНР)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСК ОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока по учебному курсу «ОДНКНР»
Тема: « Бережное отношение к природе »
МОУ Контеевская СОШ
Маловой Маргаритой Васильевной
Тема урока: «Бережное отношение к природе»
Цель: дать возможность детям понять и почувствовать, что природа нуждается в помощи.
помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
давать определение понятиям «народы севера», «амулет», «культ», «заказник», «заповедник»;
называть не менее 4-х нравственных качеств, характеризующих нравственное поведение человека;
делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.
элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Повышение экологической грамотности детей.
Получат возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поиск и отбор необходимой информации.
Учатся не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют: интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, уважение к личности.
Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2015.- 160 с.: ил.
Оборудование (ресурсы): компьютер с мультимедийным проектором и колонками; презентация учителя (среда PowerPoint);чистые листы бумаги, фломастеры или маркеры, памятки, магниты.
Время реализации занятия: 40 минут
План проведения урока
Добрый день, ребята. Посмотрите, всё ли готово у нас к уроку? Тогда начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
Вашему вниманию небольшой фрагмент видеофильма. Как вы думаете, о чём сегодня будет наш урок?
Просмотр фрагмента в/ф«Озеро Байкал». О чём же пойдёт у нас сегодня разговор? Что вы можете сказать об озере?
3. Постановка проблемы, определение темы, задач урока
Посмотрите внимательно на слайд. (№2)
— Ребята, как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти иллюстрации?
(Например: загрязнённая и чистая природа, опасная и безопасная для животных среда.)
-Назовите, пожалуйста, качества человека, относящегося к природе по-разному.
— О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.
Учитель благодарит за сформулированные высказывания. «Бережное отношение к природе». (№1)
— Как будем работать и что делать на уроке?
4. Актуализация знаний
Обсуждение проблемного вопроса
Предлагаю выбрать любой текст (1-4), прочитать, проанализировать и ответить на вопрос «Как относились к природе разные народы? Чем объяснить такое отношение?» (№3-7)
Работают в паре: читают, обсуждают, а затем друг за другом («цепочкой») представляют свои ответы.
-У славян был праздник «именины Земли». Люди не беспокоили землю, не
— Саамы (северный народ) считали Землю живым существом и верили, что она чувствует боль, а поэтому её нельзя было ранить и т.д.
— Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе?
— Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила.
Рассказ по фотографии
-Рассмотрите фотографии на стр.51 учебника, выберите одну и составьте по ней рассказ.
Составляют короткие рассказы о помощи человека животным, оказавшимся в опасной для их жизни ситуации.
Представляют свои рассказы.
Работа с краеведческим материалом (№8-12)
«Особо охраняемые территории Костромской области»
— Ребята, кто из вас помнит, как называется территория (лес, поле, смешанная местность), где запрещены любые виды человеческой деятельности.
— Ребята, кто из вас помнит, как называется территория (лес, поле, смешанная местность), где запрещены любые виды человеческой деятельности.
Рассказываю о заказниках, созданных на территории Костромской области.
-Про Красную книгу вы уже слышали, а кто из вас знает какие объекты попадают в Чёрную книгу?
Сообщение обучающегося о Чёрной книге
Слушают сообщение Егорушина Евгения Манзадей Анастасии о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных.
Чтение и анализ текста о Баргузинском заповеднике
Работают в паре: читают, обсуждают, записывают на отдельные листочки свои предложения, а затем друг за другом («цепочкой») называют свои предложения и с помощью магнитов прикрепляют на доску.
Выработка правил бережного отношения к природе
— Посоветуйтесь и предложите, как мы можем участвовать в охране природы?
Не разводить огонь в лесу.
-Не поджигать траву.
-Не разорять гнёзда.
-Делать для птиц кормушки, скворечники и т.д.
-Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.
-Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.
Предлагаю вам «5 правил бережного отношения к природе».
-Посмотрите видеофайл «Правила поведения в лесу». Какие правила вам запомнились в первую очередь?
— Важно ли бережно относиться к природе? Почему?
— Каждый из вас сегодня старательно работал на уроке.
На доске цветок без лепестков. Но он является частью нашей природы. Жизнь ему можете дать вы. Лепестки разного цвета. Вы должны выбрать то, что относится к вам.
зелёный – для меня тема была важной, оранжевый– для меня тема была интересной , жёлтый – узнал много нового, – синий- мне всё понятно , Красный – мне не всё понятно
Почему художник так назвал свою картину?
Кратко ответить на вопрос.
2. Проектно-исследовательская работа.
Из списка заказников Костромской области выбрать один заказник и подготовить рассказ о нём.
Конспект урока «Бережное отношение к природе» (5 кл ОДНКНР)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСК ОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока по учебному курсу «ОДНКНР»
Тема: « Бережное отношение к природе »
МОУ Контеевская СОШ
Маловой Маргаритой Васильевной
Тема урока: «Бережное отношение к природе»
Цель: дать возможность детям понять и почувствовать, что природа нуждается в помощи.
помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
давать определение понятиям «народы севера», «амулет», «культ», «заказник», «заповедник»;
называть не менее 4-х нравственных качеств, характеризующих нравственное поведение человека;
делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.
элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей. Соблюдать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Повышение экологической грамотности детей.
Получат возможность научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поиск и отбор необходимой информации.
Учатся не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют: интерес к новому учебному материалу; любовь к своей местности, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, уважение к личности.
Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. М.: Вентана-Граф, 2015.- 160 с.: ил.
Оборудование (ресурсы): компьютер с мультимедийным проектором и колонками; презентация учителя (среда PowerPoint);чистые листы бумаги, фломастеры или маркеры, памятки, магниты.
Время реализации занятия: 40 минут
План проведения урока
Добрый день, ребята. Посмотрите, всё ли готово у нас к уроку? Тогда начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
Вашему вниманию небольшой фрагмент видеофильма. Как вы думаете, о чём сегодня будет наш урок?
Просмотр фрагмента в/ф«Озеро Байкал». О чём же пойдёт у нас сегодня разговор? Что вы можете сказать об озере?
3. Постановка проблемы, определение темы, задач урока
Посмотрите внимательно на слайд. (№2)
— Ребята, как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти иллюстрации?
(Например: загрязнённая и чистая природа, опасная и безопасная для животных среда.)
-Назовите, пожалуйста, качества человека, относящегося к природе по-разному.
— О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.
Учитель благодарит за сформулированные высказывания. «Бережное отношение к природе». (№1)
— Как будем работать и что делать на уроке?
4. Актуализация знаний
Обсуждение проблемного вопроса
Предлагаю выбрать любой текст (1-4), прочитать, проанализировать и ответить на вопрос «Как относились к природе разные народы? Чем объяснить такое отношение?» (№3-7)
Работают в паре: читают, обсуждают, а затем друг за другом («цепочкой») представляют свои ответы.
-У славян был праздник «именины Земли». Люди не беспокоили землю, не
— Саамы (северный народ) считали Землю живым существом и верили, что она чувствует боль, а поэтому её нельзя было ранить и т.д.
— Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе?
— Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила.
Рассказ по фотографии
-Рассмотрите фотографии на стр.51 учебника, выберите одну и составьте по ней рассказ.
Составляют короткие рассказы о помощи человека животным, оказавшимся в опасной для их жизни ситуации.
Представляют свои рассказы.
Работа с краеведческим материалом (№8-12)
«Особо охраняемые территории Костромской области»
— Ребята, кто из вас помнит, как называется территория (лес, поле, смешанная местность), где запрещены любые виды человеческой деятельности.
— Ребята, кто из вас помнит, как называется территория (лес, поле, смешанная местность), где запрещены любые виды человеческой деятельности.
Рассказываю о заказниках, созданных на территории Костромской области.
-Про Красную книгу вы уже слышали, а кто из вас знает какие объекты попадают в Чёрную книгу?
Сообщение обучающегося о Чёрной книге
Слушают сообщение Егорушина Евгения Манзадей Анастасии о Красной книге, Чёрной книге, некоторых редких и исчезнувших животных.
Чтение и анализ текста о Баргузинском заповеднике
Работают в паре: читают, обсуждают, записывают на отдельные листочки свои предложения, а затем друг за другом («цепочкой») называют свои предложения и с помощью магнитов прикрепляют на доску.
Выработка правил бережного отношения к природе
— Посоветуйтесь и предложите, как мы можем участвовать в охране природы?
Не разводить огонь в лесу.
-Не поджигать траву.
-Не разорять гнёзда.
-Делать для птиц кормушки, скворечники и т.д.
-Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.
-Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.
Предлагаю вам «5 правил бережного отношения к природе».
-Посмотрите видеофайл «Правила поведения в лесу». Какие правила вам запомнились в первую очередь?
— Важно ли бережно относиться к природе? Почему?
— Каждый из вас сегодня старательно работал на уроке.
На доске цветок без лепестков. Но он является частью нашей природы. Жизнь ему можете дать вы. Лепестки разного цвета. Вы должны выбрать то, что относится к вам.
зелёный – для меня тема была важной, оранжевый– для меня тема была интересной , жёлтый – узнал много нового, – синий- мне всё понятно , Красный – мне не всё понятно
Почему художник так назвал свою картину?
Кратко ответить на вопрос.
2. Проектно-исследовательская работа.
Из списка заказников Костромской области выбрать один заказник и подготовить рассказ о нём.
Рассмотри фотографию (с. 51), выбери одну из них и составь по ней рассказ
Ответы
Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.)
О. Шпенглер (1880-1936 гг.)
А. Тойнби (1889-1975 гг.)
1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация”
2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития
“Россия и Европа” (1869 г.)
“Закат Европы” (1918-1922 гг.)
“Изучение истории” (1934-1961 гг.)
3. Типология цивилизаций
Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:
ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;
новосемитическую или аравийскую;
германо-романскую или европейскую;
Он выделяет восемь типов культур:
Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.
В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):
две православные (русскую и византийскую);
дальневосточную в Корее и Японии;
4. Определение исторического процесса
Не существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»
5. Основные закономерности развития цивилизаций
Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:
этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;
политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;
цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.
Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:
зрелость и старость.
Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна.
Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.
6. Прогнозы развития Западного общества
Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина ХІХ века)
Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада.
Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от «единения в духе», благодаря объединению существующих мировых религий и приобщения к вселенской религии.
7. Место славянской цивилизации в историческом процессе
Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина ХІХ века)
Русская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается
Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию
8. Отличительные черты концепции
Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему – Почему Европа (Запад) враждебно относится к России
Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер – «окостенелая культура»
Тойнби в своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.
Проверочные задания на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме: «Культурное наследие христианской Руси»
Проверочные задания на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме:
«Культурное наследие христианской Руси»
1.Перечисли традиционные религии России.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если есть ошибки, исправь их. Запомни названия традиционных религий России.
Ответь на вопросы.
1)Под влиянием какого государства было принято христианство на Руси?
……………………………………………………………………………………
2) Когда и где произошло это событие?
……………………………………………………………………………………..
3) Кто повелел крестить Русь?
……………………………………………………………………………………….
Исправь, дополни при необходимости свой ответ. Если задание выполнено верно, поставь себе 5 баллов.
3.Составь небольшой текст на тему «Влияние христианства на развитие образования на Руси».
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если задание выполнено правильно, поставь себе б баллов. Дополни, исправь свой текст, если нужно.
4. Переведи на современный язык отрывок из постановления Собора 1551 года.
«. В Царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы по благословению своего Святителя, избирати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх Божий и могущих иных пользовати и грамоте бы, и чести, и писати горазди. И у тех священников и диаконов, и у диаков учинити в домех училищах, чтобы священники и диаконы, и все православные Христиане в коемждо граде, предавали им детей своих на учение грамоте и на учение книжного писма, и церковного пения псалтырна- го. »
Покажи свою работу одноклассникам. Согласились ли они с твоим переводом? Удалось ли тебе передать основную мысль текста? Если тебя удовлетворяет выполнение задания, поставь себе 9 баллов.
5.Проанализируй текст. Выдели главную мысль.
Великий князь Ярослав Мудрый большое внимание уделял образованию. Он был грамотным, много читал. Князь приглашал монахов-писцов, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Переведено было множество книг. Это позволило Ярославу открыть в Софийском соборе первую на Руси библиотеку. При Ярославе открывались новые монастыри, при которых создавались школы. В храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская. Князь был убеждён, что «от учения книжного» большая польза, «ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».
Своим сыновьям он оставил завещание, в котором наставлял: «Сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья. И если будете жить в любви, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим. »
Главная мысль текста:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Обсуди с соседом по парте результат своей работы. Исправь, дополни свой ответ, если нужно. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» задания 5 баллов.
7. Рассмотри карту России XVII века. Подпиши названия городов, в окрестностях которых располагались монастыри.
Сверь свою работу с работой соседа по парте. Исправь ошибки, если они есть. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» правильно выполненной работы 5 баллов.
8. Отметь определения, которые можно отнести к понятию «православный храм».
1) Место проведения таинств и обрядов.
2) Выдающийся объект архитектуры.
3) Место поклонения Богу и обращения к Нему с молитвами.
4) Религиозное сооружение.
Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Исправь ошибки, если нужно. Проанализируй причину допущенных ошибок.
9. Что такое икона? Приведи примеры известных тебе икон.
10. Отметь верные утверждения о духовной музыке.
1) К духовной музыке относятся церковные песнопения.
2) Духовная музыка воспевает Бога.
3) Духовная музыка исполняется без музыкального сопровождения.
4) Духовная музыка — это музыкальные произведения религиозного содержания, которые исполняются во время церковных служб, а также в быту.
Поставь себе оценку по пятибалльной шкале.
11. Отметь верные утверждения о православном календаре.
1) Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный и подвижный (Пасхальный).
2) Подвижный (Пасхальный) круг календаря определяет все даты по дню
празднования Пасхи.
3) В православном календаре указываются две даты — по старому и по новому стилю.
4) Православный календарь не отличается от обычного светского календаря.
Поставь себе оценку по пятибалльной шкале.
1. Православие, ислам, иудаизм, буддизм.
2.1) Под влиянием Византии.
2).Это произошло на берегу реки Днепр в 988 году.
3) Великий князь Владимир Красное Солнышко.
3. (Вариант ответа.) По свидетельству древних летописей, с принятием христианства на Руси начинается период распространения грамотности. Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности делает более доступным образование, грамотных людей с каждым годом становится больше. Монахи-писцы переводят книги с греческого языка на славянский, при монастырях собирают библиотеки, открывают классы по обучению грамоте.
4.В столице Москве и во всех других городах протопопам и старейшим священникам со всеми священниками и дьяконами по благословению своего Святителя нужно выбрать добросовестных духовных священников, дьяконов, дьяков, женатых и благочестивых, имеющих в сердце страх перед Богом, умеющих читать и писать и способных научить грамоте других. В домах у этих священников, дьяконов и дьяков надо организовать школы, чтобы все православные христиане отдавали своих детей на обучение грамоте, книжному письму, церковному пению псалмов.
5. (Вариант ответа.) Ярослав Мудрый заботился о развитии образования на Руси: открывал школы, создавал библиотеки, уделял внимание нравственному воспитанию.
6.1) монастыри.
2) памятники письменности Руси XI—XV веков, записи на специально обработанной коре.
3) Новгороде.
4) Ивана Фёдорова.
«Апостол» и «Азбука».
7. Псков, Новгород, Кириллов, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Углич, Калязин, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Москва.
9.Икона в переводе с греческого языка означает «образ». На иконах изображают лики Иисуса Христа, Богоматери, святых, библейские сюжеты. Самые известные иконы: «Троица», Казанская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери.
Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс:
рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана- Граф, 2018.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.