Презентация на тему: Иллюстрации Кукрыниксов к роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»
КУКРЫНИКСЫ, творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры 20 в. КУКРЫНИКСЫ, творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры 20 в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов – родился в Тетюшах (ныне в Татарстане) 8 (21) октября 1903, умер в Москве 11 ноября 1991; Порфирий Никитич Крылов – родился в деревне Щелкуново (ныне Тульская область) 9 (22) августа 1902, умер в Москве 15 мая 1990; Николай Александрович Соколов – родился в Москве 8 (21) июля 1903, умер в Москве 15 апреля 2000. Все эти художники сдружились в годы учебы во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские) (1921–1929) и с той поры работали вместе.
«Органчик-Брудастый и письмоводитель в кабинете». «Органчик-Брудастый и письмоводитель в кабинете».
Органчик-Брудастый. На портрете отражена главная особенность Органчика: отвинтив голову от тела, он держит ее над собой на расстоянии примерно вытянутой руки. Значит, может править Глуповым и без головы. И править жестоко. Это подчеркнуто и украшением (декором) к раме: наверху ее — символ власти — двуглавый орел, который ухватился когтями за рукоятки перекрещенных нагаек. Вот какой правитель Брудастый: без головы, без мозгов и с нагайкой. Кстати, фамилия его, Брудастый, происходит от названия породы собак — брудастых гончих, которые отличаются особо свирепым характером и «мертвой» злобой к зверю. Органчик-Брудастый. На портрете отражена главная особенность Органчика: отвинтив голову от тела, он держит ее над собой на расстоянии примерно вытянутой руки. Значит, может править Глуповым и без головы. И править жестоко. Это подчеркнуто и украшением (декором) к раме: наверху ее — символ власти — двуглавый орел, который ухватился когтями за рукоятки перекрещенных нагаек. Вот какой правитель Брудастый: без головы, без мозгов и с нагайкой. Кстати, фамилия его, Брудастый, происходит от названия породы собак — брудастых гончих, которые отличаются особо свирепым характером и «мертвой» злобой к зверю.
Фердыщенко — бывший денщик князя Потемкина. «При не весьма обширном уме» любил поесть. На портрете — непомерной полноты и тупости человек в военной форме высокого чина; руки волосатые, как у обезьяны (намек на то, что и сам он недалеко ушел от предков наших). Сей градоначальник умер от объедения,но город при его правлении «подвергался голоду и пожарам». На верху рамы, в которую заключен портрет Фердыщенко, — когтистый двуглавый орел, на одной из голов его (левой) — царская корона. Фердыщенко — бывший денщик князя Потемкина. «При не весьма обширном уме» любил поесть. На портрете — непомерной полноты и тупости человек в военной форме высокого чина; руки волосатые, как у обезьяны (намек на то, что и сам он недалеко ушел от предков наших). Сей градоначальник умер от объедения,но город при его правлении «подвергался голоду и пожарам». На верху рамы, в которую заключен портрет Фердыщенко, — когтистый двуглавый орел, на одной из голов его (левой) — царская корона.
Бородавкин Василий Семенович. На портрете он в синем мундире, застегнутом на все пуговицы (во всем любит порядок и строго требует его соблюдения!); форменную фуражку держит на ладони правой руки — тоже строго по уставу. Глаза огромные, круглые, злые, причем один всегда, даже во время сна, открыт: грозный правитель все видит, все знает — никто не укроется от его «недремлющего ока». Рот разинут до предела: из уст владыки раздается очередной раскат грома: «Столько он вмещал в себе крику, — говорит по этому поводу летописец, — что от оного многие глуповцы и за себя, и за детей навсегда испугались». Бородавкин Василий Семенович. На портрете он в синем мундире, застегнутом на все пуговицы (во всем любит порядок и строго требует его соблюдения!); форменную фуражку держит на ладони правой руки — тоже строго по уставу. Глаза огромные, круглые, злые, причем один всегда, даже во время сна, открыт: грозный правитель все видит, все знает — никто не укроется от его «недремлющего ока». Рот разинут до предела: из уст владыки раздается очередной раскат грома: «Столько он вмещал в себе крику, — говорит по этому поводу летописец, — что от оного многие глуповцы и за себя, и за детей навсегда испугались». По углам рамы портрета Бородавкина — крепко сжатые, увесистые кулаки.
Прыщ. Любил поесть и заботился только о еде. Вот почему углы рамы с его портретом украшены кренделями. Живописный портрет этого гурмана полностью соответствует словесному: «Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб-офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении». На портрете над головой Прыща — мухи. И вьются, и ползают по его лысине, стараясь прокусить ее. Как потом оказалось, все это неспроста: голова у этого градоначальника была набита фаршем. Боясь за судьбу своей фаршированной головы, Прыщ днем спал на диване, обставляя себя и всё вокруг мышеловками, а на ночь уходил спать на ледник. И все-таки не уберегся бедный. Прыщ. Любил поесть и заботился только о еде. Вот почему углы рамы с его портретом украшены кренделями. Живописный портрет этого гурмана полностью соответствует словесному: «Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил: не смотрите на то, что у меня седые усы: я могу! я еще очень могу! Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб-офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении». На портрете над головой Прыща — мухи. И вьются, и ползают по его лысине, стараясь прокусить ее. Как потом оказалось, все это неспроста: голова у этого градоначальника была набита фаршем. Боясь за судьбу своей фаршированной головы, Прыщ днем спал на диване, обставляя себя и всё вокруг мышеловками, а на ночь уходил спать на ледник. И все-таки не уберегся бедный.
проследим на примере рассказа об этом губернаторе соотношение в книге заставок, страничных иллюстраций и концовок. проследим на примере рассказа об этом губернаторе соотношение в книге заставок, страничных иллюстраций и концовок. Концовки в абсолютном большинстве случаев иллюстрируют одно-два предложения предыдущего текста; это — своего рода рисунки-реплики. Например читаем: «В одном месте „Летописец» рассказывает, как градоначальник летал по воздуху». И рисунок-концовка: градо начальник в парадной форме, широко раскинув руки-«крылья», летит. в стае ворон.
Вторая концовка-скрепа: Грустилов и глуповские «кавалеры и дамы» собирались по ночам в упраздненном доме инвалидов; читали Страхова, изображали только им известные «занятия»-«восхищения». Об этом донес куда следует нечаянно обиженный губернатором штаб-офицер. И вот однажды, когда ночные посетители упраздненного дома инвалидов уже начали изображать «восхищение», «снаружи послышался шум. У самого главного входа стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толп цепенящий взор. ». И под этим предложением — рисунок-концовка: форменная военная фуражка; от нее отходят погоны, у которых вместо свисающей бахромы хищные когти. Вторая концовка-скрепа: Грустилов и глуповские «кавалеры и дамы» собирались по ночам в упраздненном доме инвалидов; читали Страхова, изображали только им известные «занятия»-«восхищения». Об этом донес куда следует нечаянно обиженный губернатором штаб-офицер. И вот однажды, когда ночные посетители упраздненного дома инвалидов уже начали изображать «восхищение», «снаружи послышался шум. У самого главного входа стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толп цепенящий взор. ». И под этим предложением — рисунок-концовка: форменная военная фуражка; от нее отходят погоны, у которых вместо свисающей бахромы хищные когти.
«Это — мужчина среднего роста с каким-то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам». «Это — мужчина среднего роста с каким-то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов; челюсти развитые, с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам». На портрете Бурчеев в темно-синем военного покроя сюртуке, застегнутом на все пуговицы; руки скрещены на груди, однако и в этой позе в левой руке он держит нагайку, а справа у него наготове сабля. «В портрете Угрюм-Бурчеева без труда можно узнать внешность свирепого временщика Аракчеева». Рама, в которую «вставлен» портрет Угрюм-Бурчеева, не позолоченная, как обычно, а темно-стального цвета и украшена (по углам) тяжелыми цепями.
«Угрюм-Бурчеев марширует». «Как ужасна идиотическая фигура марширующего на пустом плацу Угрюм-Бурчеева и каким верным дополнением служат к его характеристике длинная тюрьма, заслонившая весь горизонт, и плетущаяся тощая лошадь в кандалах, везущая закованного „преступника» в сопровождении двух стражников, — даже у них ноги в кандалах! Художникам удалось создать образ солдафона-временщика во всей его жестокости и тупой ограниченности Нельзя не заметить еще одной детали: ворона, которая с удивлением смотрит на марширующего идиота, — тоже в кандалах! Никому и ничему пощады нет! Даже городу и реке!
Борьба Бурчеева с природой оказалась безуспешной. А природа его одолела: однажды померкло небо, «раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе». Борьба Бурчеева с природой оказалась безуспешной. А природа его одолела: однажды померкло небо, «раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе». Под этими словами — рисунок-концовка: летят по земле, гонимые ветром, сапог со шпорами, форменная шляпа с пером, наградной крест, нагайка и бумаги.
Специфика работы со сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина на занятиях спецкурса
В старших классах при изучении произведения художественной литературы важное место занимают вопросы мировоззрения писателя, его идейно-эстетическая и нравственная позиция. Постижение творческой индивидуальности художника слова происходит на основе глубокого анализа его произведений, что требует большого количества учебного времени. Введение спецкурса «Литературно-художественный стиль» (автор-составитель Г.В. Пранцова) в вариативную часть учебного плана (10–11-е классы) позволило увеличить количество часов на изучение литературы.
Цель спецкурса — дополнить и расширить программу основного курса литературы, дать понятие учащимся о литературно-художественном стиле, углубить их представление о многообразии жанров и стилей русской литературы.
Занятия спецкурса позволяют обеспечить эффективное изучение творчества такого сложного для современных школьников писателя, как М.Е. Салтыков-Щедрин. Работа с текстом его сказок даёт возможность расширить понятие старшеклассников об условности в искусстве. Обращение к манере, формам и приёмам повествования великого мастера слова позволяет установить субъективные и объективные предпосылки его поэтики, своеобразие его художественного познания, воплощённого в концепции двух действительностей — “настоящей” и “призрачной”.
Основная роль при проведении занятий спецкурса отводится самостоятельной деятельности учащихся. Учитель продумывает не только ход занятия-исследования, но и формы самостоятельной работы учащихся, предшествующей самому занятию.
Т ак, при изучении сказки «Премудрый пискарь» до проведения занятий старшеклассникам даются следующие задания.
1. Всему классу: прочитать сказку; подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”; объяснить смысл названия сказки.
I вариант — выделить в тексте сказки сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы, поговорки, просторечья;
II вариант — выделить в тексте сказки приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.
3. Индивидуальные задания:
1) объяснить, обратившись к Словарю В.И. Даля, этимологическому словарю М.Фасмера, «Запискам об уженье рыбы» С.Т. Аксакова, происхождение слова “пискарь”; обосновать свои предположения, почему писатель выбрал написание “и”, а не “е” в корне слова;
2) выделить в тексте сказки слова и выражения, похожие на пословицы и поговорки, но придуманные самим писателем; прочитать, по возможности, в книге Д.П. Николаева «Смех Щедрина» главу «Великолепный, чисто народный, меткий слог»; сделать вывод о писательской манере Салтыкова-Щедрина;
3) провести, используя справочное пособие «Литература в таблицах и схемах» (составитель М.И. Мещерякова), мини-исследование и доказать, что произведение «Премудрый пискарь» соответствует заявленному писателем жанру;
4) выбрать из иллюстраций к сказке художников А.Каневского, Н.Муратова, Б.Ефимова, Е.Рачёва, Кукрыниксов те, которые наиболее полно соответствуют представлению о пискаре как герое щедринской сказки; по желанию школьники могут сделать собственные иилюстрации к сказке;
5) проиллюстрировать предсмертный “соблазнительный” сон пискаря, в котором герой “вырос на пол-аршина и сам щук глотает”; подумать, как этот сон характеризует пискаря;
6) прочитать сказки «Бедный волк», «Здравомысленный заяц», «Вяленая вобла»; объяснить отсутствие положительных героев в этих сказках.
На занятии старшеклассникам сообщается учебная задача: анализ жанрового и композиционного своеобразия сказки, наблюдение над языком произведения, постижение своеобразия стиля писателя.
З атем учитель просит старшеклассников объяснить значение выражения говорить об идеале в отрицательной форме. Уточняет, дополняет ответы ученик, выполнявший задание 6. Его рассказ о прочитанных сказках, а также обращение школьников к сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», изученным в средних классах, помогают сделать вывод: в сказках Салтыкова-Щедрина нет положительных героев; даже народ изображён смирившимся со своей тяжкой долей.
Далее учебная задача усложняется: учащиеся должны сами сформулировать положительный идеал автора. Старшеклассники, объясняя смысл названия сказки, легко улавливают иронию писателя, назвавшего пискаря премудрым.
Учитель соглашается с выводами ребят и знакомит их с понятием “анафразис” (языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении), лежащим в основе иронии. Школьник, который выполнил задание 1, работая с Этимологическим словарём М.Фасмера, установил, что в славянских языках есть два написания: “пискарь” и “пескарь”. Написание “пискарь” связано со словами “писк”, “пищать”, потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук. Ученик предположил, что писатель использовал написание “пискарь” для усиления иронично-уничижительной характеристики персонажа. Отвечая на вопрос: “Сразу ли вы уловили авторскую иронию?”, учащиеся отмечали, что при описании рыбьего царства, повествовании об умных родителях “пискаря”, рассуждении героя об опасностях, стерегущих его на каждом шагу, — словом, пока “сказка сказывалась”, ироничная интонация не проявлялась. “Пескарь” происходит от слова песок — в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.
Далее проверялись результаты выполнения задания 3. Цель проводимого мини-исследования — поиски сходства сказки Салтыкова-Щедрина с народной. Исследование проводилось по следующему плану.
1. Установка на вымысел /истинность.
3. Особенности сказок о животных. Их отражение в щедринском произведении.
4. Система выразительно-изобразительных средств, используемых в русской народной сказке и в сказке Салтыкова-Щедрина.
Учащиеся, выполнившие задание I варианта, подтвердили примерами из текста произведения наличие таких “примет” сказки в щедринском произведении, как зачин, присказка, использование малых фольклорных жанров и просторечия.
Десятиклассник, работавший над заданием 2, проиллюстрировал примерами из анализируемого произведения свой вывод: в сказке Салтыков-Щедрин широко использует выражения, похожие на пословицы и поговорки (“куда ни обернётся — везде ему мат”, “жизнь прожить — не то, что мутовку облизать”, “лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться”, “гоголем по всей реке проплыву”, “как таких идолов вода терпит”). Особо подчёркивалось, что сатирик не пародирует фольклорные выражения и современную ему живую, народную речь, а приспосабливает их для решения собственных художественных задач, что стало характерной приметой авторского стиля.
Школьники, работавшие над заданием II варианта, делают вывод, что в сказках Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический и бытовой. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему некий нравственный урок. Вопрос “Зачем в сказке так подробно описывается жизнь рыбьего царства и его основной закон?” приводит десятиклассников к выводу: человеческое общество, по мнению писателя, тоже живёт по законам животного мира, где есть жертвы и хищники.
Особое внимание уделяется отношению обитателей реки к поведению главного персонажа сказки. Отмечается, что речные жители (рыбы хищные и нехищные) по-разному оценивали поведение пискаря. Щуки хвалили: “Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!”; другие рыбы, помельче, не только не считали его премудрым, но и вовсе насмехались: “Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит. а всё только распостылую свою жизнь бережёт?”; многие называли его просто “дураком и срамцом”.
При этом обращается внимание на то, что в сказке используется приём саморазоблачения персонажа: пискарь сам подводит итоги своей унылой, бесцельной, жалкой жизни: “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил. ” На все вопросы “пришлось отвечать: «Никому, никого»”.
Сюжет сказки можно назвать “вялотекущим”, так как в произведении нет кульминационного эпизода, что тоже подчёркивает бесполезность, серость, однообразие жизни персонажа. Счастливой развязки, естественно, быть не могло, концовка же такова: “Сгинул премудрый пискарь, словно его и не было”.
Старшеклассники решают вопрос: кем является пискарь — жертвой или хозяином? К дискуссии подключаются учащиеся, выполнившие задания 4 и 5. Они объясняют свою позицию, своё видение щедринского персонажа. Школьники пытаются понять, что порождает жертвы, нужно ли им сочувствовать.
Довольно обстоятельно ведётся анализ наказа благонадёжного пискаря-отца, который определил жизненный путь послушного отцовской воле сына. “Надо так прожить, чтоб никто не заметил. а не то как раз пропадёшь” — так решил премудрый герой и от жизни фактически устранился, добровольно заточив себя в выдолбленной им самим норе.
Литературовед В.В. Прозоров предлагает сравнить наказ “пискаря-отца” “пискарю-сыну” с наказами героев-отцов своим сыновьям из других классических произведений для осознания социальной природы обличаемых в сказке явлений. Такая форма деятельности показалась нам интересной, так как она позволяет продолжить наблюдение над поэтикой сказок Салтыкова-Щедрина. Прослушав магнитофонную запись, где звучат признание Молчалина о завещании отца (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»), наказ Ивана Чичикова сыну Павлуше (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души») и слова напутствия Петру Гринёву (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»), старшеклассники рассуждают о том, почему родители стремятся передать свой опыт детям, какой это опыт и почему он разный. Десятиклассники в ходе свободной дискуссии (необходимого элемента занятий спецкурса) о состоянии общественной среды и формируемых ею нравственных качеств человека приходят к выводу о том, что сама жизнь порождает те или иные явления. Учитель, помогая школьникам утвердиться в правильности их вывода, предлагает осмыслить позицию Салтыкова-Щедрина, рассмотрев эпиграфы, предпосланные занятию.
1. “Очень далёкий от индивидуалистического миросозерцания, до мозга костей проникнутый общественностью, Салтыков именно в её почве искал корней для тех явлений, которые живописал” (Ю.Айхенвальд).
2. “Великий диагност общественных зол и недугов” (И.Сеченов).
На какое же явление русской действительности указывает сказка «Премудрый пискарь»? Сняты ли покровы порядочности с перепуганного, дрожащего героя? Каким образом автор “присутствует” в сказке? Зачем понадобилось это “вхождение” в текст? — вот вопросы, которые подводят учащихся к формулированию положительного идеала писателя.
О тмечается, что в сатирическом произведении обычно не бывает положительных героев, ведь задача автора заключается в разоблачении и осуждении порока. Используя приём гротеска, Салтыков в утрированной форме изобразил существование премудрого пискаря, доказав, что так жить нельзя. Однако читателю виден авторский идеал — в тексте звучит голос самого писателя: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а. бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия. ”
Учитель, моделируя занятие, продумывает степень своего “вмешательства” в ход ученических рассуждений. Особенно это касается финальной части занятия. Так, например, у старшеклассников вызывает затруднение вопрос “Почему неясна причина смерти пескаря?”.
Здесь, на наш взгляд, учитель сам должен сформулировать вывод — в такой концовке отражается существенная особенность мировоззрения писателя, который утверждал: “Мы принимаем за жизнь то, что, собственно, заключает в себе лишь призрак жизни. Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков”. При этом необходимо отметить, что Салтыков-Щедрин сам дал определение такому понятию, как “фантом”: “. это такая форма жизни, которая силится заключить в себя нечто существенное, жизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь пустоту”. Напуганные интеллигенты-либералы, по мнению писателя, устранившиеся от активной борьбы, вели призрачную “жизнь-дрёму”. Под пером Салтыкова-Щедрина концепция двух действительностей — “настоящей” и “призрачной” — приобрела острое звучание.
Как нам представляется, постижение творческой индивидуальности М.Е. Салтыкова-Щедрина способствует формированию читательской компетенции старшеклассников, учит их внимательно и вдумчиво работать с текстом художественного произведения.
После проведения занятия школьники готовы к самостоятельной интерпретации выбранной ими сказки, что и становится их домашним заданием.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Кукрыниксы
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Михаил Куприянов Порфирий Крылов Николай Соколов
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.
Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.
Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).
Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».
Кукрыниксы на фронте, 1942 год
Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.
О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСЫ
Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?» — спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.
Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.
Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.
КАРИКАТУРЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ
Будучи даровитыми живописцами, Кукрыниксы прежде всего и более всего — виднейшие мастера советской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное событие в международной жизни начиная с 30-х годов и кончая сегодняшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.
В свое время карикатуры Кукрыниксов беспощадно разоблачали заговор империалистических держав против республиканской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Продолжение последней войны» и другие). В этих, как и во всех других произведениях, художники выступают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.
С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры. Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).
Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.
ПЛАКАТЫ ВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ КУКРЫНИКСОВ
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958—1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ КУКРЫНИКСОВ
Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничтожить бесценные сокровища русской культуры.
Таково содержание широко известной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напряженность момента, хорошо переданную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптимистическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревавшихся поработить нашу социалистическую Родину.
Патриотическим чувством проникнуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные событиям Великой Отечественной войны, — «Таня», «Правда», «Конец».
В последней картине в образах большой художественной силы показана бесславная гибель гитлеризма, в разгроме которого Советский Союз сыграл решающую роль.
Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».
Басня «Лиса и Бобёр»
«Царь Николай рассматривает блоху»
Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладал яркой творческой индивидуальностью и много работал самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекали пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изобразил жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяли их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.