Рассмотрите внешнее строение ящерицы составьте краткий рассказ о строении продолжив предложения
Задание 1. Рассмотрите внешнее строение ящерицы.
1. На влажном препарате исследуйте покров тела ящерицы с помощью лупы. Отметьте форму чешуек. Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной сторонах тела, на голове)? Напишите, какое значение имеет чешуйчатый покров в жизни ящериц.
Чешуйный покров ящерицы предохраняет от иссушения. Роговые щитки у некоторых видов ящерицы находится на голове. Примитивные виды ящериц покрыты однородной роговой чешуей. И функции, защита иссушения. В отличие от лягушек, которые имеют кожные железы и которым нужно постоянно находится около воды, ящерицы имеют чешуйчатый покров.
2. Рассмотрите на препарате конечности ящерицы. Напишите, чем они отличаются от конечностей лягушки.
3. Осмотрите голову ящерицы. Найдите глаза, ноздри, слуховые отверстия. Отыщите при помощи лупы теменной глаз в верхней части головы.
4. Напишите, какие особенности строения ящерицы указывают на то,что это животное-обитель суши.
2) Наличие мощных цепких конечностей и хвоста для передвижения по суше.
3) Тип дыхания-легочный.
5. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения ящерицы в связи с наземным образом жизни.
Появление шейного отдела позвоночника, расположение поясов конечностей по бокам тела, ячеистое строение легких, размножение на суше(откладка яиц), ороговевший эпителий кожи не имеющий желез.
Задание 2. Заполните таблицу.
Сравнение внешнего строения и образа жизни прыткой ящерицы и гребенчатого тритона Вид Класс Сходство во внешнем строении Различия во внешнем строении и образе жизни Прыткая ящерица пресмыкающиеся светлая нижняя сторона брюха; обитают, преимущественно, в лесной местности на спине есть полосы, самцы обычно темнее Гребенчатый тритон земноводные самцы достигают 18 см в длину. Самки от 11 до 20
Задание 3. Объясните, почему ящерица не может дышать кожей.
Потому что газообмен возможен лишь при определенной влажности поверхности, а у ящериц кожа сухая, в чешуйках.
Задание 4. Выскажите предположение: почему класс Пресмыкающиеся получил такое название.
Разработка урока по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся»
Разделы: Биология
В современном мире изменился социальный заказ школе. Не только знающий, но и мыслящий человек, имеющий свою точку зрения и умеющий ее отстоять, ярко проявляющий свою индивидуальность, а не являющийся частью “серой массы” способен адаптироваться и стать успешным человеком в современном мире. Следовательно, обучая, необходимо создавать условия для максимального развития ребенка, в том числе, и развития познавательной активности.
Наиболее успешно данная цель решается мной через технологию проблемного обучения. Частично-поисковый и поисково-исследовательский методы – основные методы, применяемые мной в процессе преподавания биологии. При этом, учитель выступает не в роли ретранслятора знаний, а в роли управленца получения знаний, запускающего и поддерживающего процесс саморазвития ребенка. Проблемную организацию образовательного процесса основываю на возникновении внутренних противоречий у учащихся, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями. В связи с этим выработала свою систему преподавания с учетом научных идей ведущих учёных и в частности Шамовой Т.И. Образовательный процесс подразделяю на три этапа, как в учебном занятии, так и на уровне темы, раздела.
1. Вводно-мотивационный. На этом важном этапе осуществляю вызов у учащихся познавательного интереса к предстоящей работе, создание у них ясного общего представления о её целях и содержании. Самостоятельное определение и формулирование темы и целей урока, приводит к актуализации субъективного опыта, совершенствованию важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и других). Чем острее встаёт проблема, тем активнее процесс познания (принцип “доминанты”).
2. Операционно-познавательный. На этом этапе создаю условия для изучения учащимися учебного материала, усвоения знаний, овладения умениями и навыками, различными действиями. Изучение учебного материала произвожу путём развёртывания исходной проблемной задачи в систему более частных, исследовательских и учебных. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индивидуальных и коллективных занятиях. Чем выше ступень обучения, тем больше самостоятельных и коллективных форм познания.
3. Рефлексивно-оценочный. На этом этапе провожу обобщение изученного материала, а затем итоговый контроль и оценку выполнения всей программы изучения учебного минимума. Для дальнейшей мотивации учения создаю условия для выявления причин, способствующих достижению учебных целей и препятствующие этому.
УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.
Тема: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся (на примере прыткой ящерицы).
Средства обучения: мультимедийная презентация (Приложение 1), электронное пособие “Изучение скелета пресмыкающихся” (Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ. Республиканский мультимедиа центр, 2004), таблица “Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся”, тип “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, видеофильм “Класс Пресмыкающиеся”, модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.
1. Введение. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Речь сегодня пойдёт об удивительных животных.
Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.
— Кто же смог выжить в таких условиях? Почему? (Формулируется основополагающий вопрос темы)
Проблема: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
— Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? (предполагают, пишут на доске)
1. покровы (защищают от иссушения)
2. органы передвижения (двигаться по суше)
3. органы дыхания (только лёгкие)
4. размножение (вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками)
5. органы выделения (экономия воды)
6. органы чувств (осязание не кожей)
4. Пресмыкающиеся нашей местности
— Назовите самые распространённые пресмыкающиеся нашей местности.
2. Операционно – познавательный.
1. Особенности внешнего строения. (Самостоятельная работа в группах)
(на столе модель и рисунки ящерицы, лягушки)
— Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:
Тело ящерицы разделено на …
Между головой и туловищем появилась ….
-Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой.
Дополнение учителя: Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.
(на столе выползки змей, рисунки кожных покровов пресмыкающихся)
— Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки. Определите её на ощупь.
— Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).
— Какое значение имеет таков покров в их жизни?
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:
Тело ящериц и змей покрыто … кожей.
В верхнем слое кожи образуется роговые чешуи.
На спине, голове, брюхе чешуи ….
Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….
— В чем отличие кожи пресмыкающегося от кожи земноводного?
Дополнение учителя: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).
— Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.
(слайд “Линька”, фрагмент выползка сетчатого питона, рисунки линьки змеи, ящерицы)
— Изучите по учебнику, как линяет ящерица (стр. 189).
— Изучите выползок питона.
— Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?
Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты своего исследования.
Дополнение учителя: крокодилы и черепахи не линяют
Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать) поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.
(просмотр видео ролика “Отбрасывание хвоста”)
— Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.
2.Особенности внешнего строения ящерицы по сравнению с земноводными.
-Какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? (заполняют схемы)
4. Первичное закрепление
— В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?
2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.
3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?
Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…
Они не могут быть другими потому, что….
Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что …
Задание самым любознательным: узнать интересные факты из жизни пресмыкающихся. Параграф 40.
-Оцените урок в пятибалльной системе, поставив отметку на доске.
Конспект по биологии на тему «Внешнее строение и скелет пресмыкающихся»
Тема: Внешнее строение и скелет пресмыкающихся
Цели: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными;
развивать любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, составлять схемы;
воспитывать любовь к животным, прививать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Оборудование: таблицы «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные», электронные уроки Кирилла и Мефодия, карточки с заданиями.
II. Актуализация опорных знаний
1. Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.
Учитель: Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, для чего предлагаю поиграть в анаграммы.
Ученикам предлагается составить из букв названия животных
Учитель: Как вы уже догадались, тема урока «Класс Пресмыкающиеся, особенности их строения», в ходе которого мы попытаемся выяснить особенности, которые позволили пресмыкающимся стать первыми настоящими наземными позвоночными.
Все ли изображенные животные относятся к пресмыкающимся? (слайд) Почему? Вернемся к этому рисунку в конце урока.
III. Изучение нового материала.
1.Среда обитания пресмыкающихся (демонстрация слайдов)
(Пресмыкающиеся – типичные наземные обитатели – записывают в тетрадь_
2. Классификация пресмыкающихся (слайд)
1.Сегодня на уроке речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:
Способными к гипнотическому взгляду ( змеи)
Ужасно кровожадными ( крокодилы)
Быстрыми и юркими ( ящерицы)
Ужасно переменчивыми ( хамелион)
-Кто эти таинственные животные, почему их так называют?
2. Создание проблемной ситуации.
Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.
Кто же смог выжить в таких условиях? Почему?
Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
-Какие системы органов изменились у сухопутных по сравнению с водными животными? Почему? ( предполагают учащиеся, демонстрация слайда)
а) покровы (защищают от иссушения)
б) органы передвижения (двигаться по суше)
в) органы дыхания (только легкие)
г) размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками)
д) органы выделения (экономия воды)
е) органы чувств (осязание не кожей)
4.На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения, среду обитания и образ жизни этих удивительных животных.
Особенности внешнего строения. (Работа в группах)
-Назовите самых распространенных пресмыкающихся нашей местности.(прыткая ящерица, уж обыкновенный)
(на столе модель и рисунки ящерицы и лягушки)
-Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:
Тело ящерицы разделено на ….
Между головой и туловищем появилась …..
На голове расположены ……
Двигаясь вперед, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.
— Какие изменения возникли у ящерицы по сравнению с лягушкой?
Дополнение учителя : Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.
(на столе рисунки кожных покровов пресмыкающихся)
-Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.
-Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).
-Какое значение имеет таков покров в их жизни?
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:
Тело ящериц и змей покрыто… кожей.
В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.
На спине, голове, брюхе чешуи…
Такой кожный покров- надежная защита пресмыкающихся от…
-В чем отличие кожи пресмыкающихся от кожи земноводных?
Дополнение учителя : Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру у крокодилов и черепах).
_ Кожа пресмыкающихся надежно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует…(росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.
(рисунки линьки змеи, ящерицы)
-Изучите по учебнику как линяет ящерица?
-Изучите выползок питона.
— Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?
Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты исследования.
— Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.
Объясните это явление.
Изучив особенности внешнего строения ящерицы сравним с земноводными.
Какие изменения во внешнем строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу ? (заполнение схемы)
Особенности
Шея когти сухая с роговым покровом третье веко
Вернемся теперь к рисунку «Всели изображенные животные относятся к пресмыкающимся»?
5.Решение биологических задач.
— Ящерицы, змеи. Черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать ее вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут «вертеть» головой?
— « И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи..» Объясните описанное с биологической точки зрения.
6. Скелет пресмыкающихся. Отличительные черты скелета пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Особенности скелета змей.
IV. Обобщение знаний.
Они не могут быть другими потому, что…
Хорошо быть наблюдательным, любознательным потому что…
1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные.(ДА)
2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)
3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)
4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)
5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)
6. Все пресмыкающиеся питаются только животной пищей: насекомыми, грызунами или лягушками). (НЕТ)
7. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)
Оценить свою работу по пятибалльной системе.
Конспект и презентация по биологии на тему: «Класс Пресмыкающихся. Внешнее строение»
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ И СКЕЛЕТА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.
Покровы (защищают от иссушения) Органы передвижения ( двигаться по суше) Органы дыхания ( только легкие) Размножение (вне воды, эмбрион защищен от иссушения оболочками) Органы выделения (экономия воды) Органы чувств (осязание не кожей)
ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ И СКЕЛЕТА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ В СВЯЗИ С НАЗЕМНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ.
Тело ящерицы разделено на голову, туловище, две пары конечностей и хвост. Между головой и туловищем появилась шея. На голове расположены глаза, ноздри, рот. Глаза имеют подвижные веки. Конечности расположены по бокам тела. Пальцы заканчиваются когтями.
Тело ящериц и змей покрыто плотной сухой кожей. В верхнем слое кожи образуется роговая чешуя. По форме они округлые. Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от потери влаги в засушливой среде.
Линька – это процесс смены покровов животных. Выползок – это кожа змеи, которую она сбрасывает во время линьки.
Язык – это орган, служащий животному для ощупывания и осязания предметов, для восприятия запахов.
Отрыв хвоста – очень сложный способ защиты. Ящерица без хвоста может потерять способность к размножению, плохо бегает и лазает из-за отсутствия «равновесного руля»,водяные не могут больше плавать, и вынуждены менять свой образ жизни. Но главное – у многих ящериц в хвосте накапливается жир и питательные вещества, а следовательно вся энергия сосредоточена в хвосте.
Скелет пресмыкающихся Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику. Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела). В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей. Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку.
Продолжите мысль: Вас заинтересовала данная тема, и хотели бы вы расширить знания по ней? Как считаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке в жизни и где? Для меня было открытием, то что …… У меня вызвало затруднение …….
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся. 2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой. 3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи, с чем они могут «вертеть» головой? «Жало» змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните. Можно ли ящерицу дёргать за хвост? Ответ поясните.
Выбранный для просмотра документ кожа, язык.docx
Роговой покров предохраняет животных от потери влаги и иссушения, защищает от повреждений. У некоторых видов под роговыми чешуями залегают костные бляшки. Кожа рептилий плотно прилегает к телу, желез обычно нет или очень мало (у крокодилов).
У этих животных язык – орган химического чувства, совмещающий функции вкуса и дополнительного обоняния. Высовывая язык, рептилии нюхают и «пробуют на вкус» воздух. Это помогает им лучше ориентироваться в пространстве, искать добычу или партнера.
Выбранный для просмотра документ урок.docx
Конспект урока на тему: «Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся»
(на основе системно – деятельностного подхода)
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся
Цель урока направлены на достижение обучающимися планируемых результатов:
Предметные:
уметь – выделять характерные черты усложнения в их организации по сравнению с Земноводными.
Метапредметные:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Тип урока: урок нового знания
Формы работы: групповая, фронтальная
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011;
Картинки с изображением крокодила, черепахи, ящерицы и т.д.;
Организационный этап урока
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок принесёт вам новые открытия.
Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний
Сегодня на уроке речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:
Способными к гипнотическому взгляду (змеи)
Ужасно кровожадными (крокодилы)
Быстрыми и юркими (ящерицы)
Ужасно переменчивыми (хамелеон)
Стали символами медицины.
Кто эти таинственные животные, почему их так называют?
Ученик: Пресмыкающиеся или Рептилии
Учитель: Правильно. Исходя из этого, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ученик: Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (запись в рабочий лист)
Создание проблемной ситуации
Учитель: Скажите, а особенности внешнего и внутреннего строения, какого класса животных мы изучили на прошлых уроках?
Учитель: А как вы думаете, кто появился позднее – Земноводные или Пресмыкающиеся?
Учитель: Правильно. Тогда можем ли мы утверждать, что они наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными?
Ученик: Да, мы можем утверждать, что пресмыкающиеся наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными
Учитель: А высокоорганизованные – это, какие?
Ученик: Наиболее приспособленные
Учитель: Подумайте и обсудите в парах, какие системы органов изменились у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, то есть что позволило им стать высокоорганизованными животными (предполагают учащиеся, вывешиваем на доске)
1. покровы ( защищают от иссушения )
2. органы передвижения ( двигаться по суше )
3. органы дыхания ( только лёгкие )
4. размножение ( вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками )
5. органы выделения ( экономия воды )
6. органы чувств ( осязание не кожей )
Учитель: Так как мы с вами сказали, представители класса Пресмыкающихся отличаются от представителей класса земноводных, какова тогда цель нашего урока?
Ученик: изучить особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни Слайды 12
Учитель: А знаете ли вы самых распространённых представителей Класса Пресмыкающихся, которые обитают в Ростовской области? А вы с ними встречались? Где? (ответы учащихся)
Исследование, оформление работы
Учитель: Как вы думаете, что нам поможет достичь для достижения цели сегодняшнего урока, то есть какие источники информации? (ответы учащихся)
Учитель: А я предлагаю вам поработать в группах. Для этого я прошу вас разделиться на 5 групп. Каждая группа будет выполнять своё задание и затем выступать. Задания касаются особенностей внешнего строения Пресмыкающихся. Для облегчения и полноты раскрытия рассказа каждой группе даны подсказки. (Задания для групп – Приложение № 1)
Представление результатов работы (после выступления каждой группы
учитель при необходимости корректирует и дополняет ответы учащихся)
Ответы групп учащиеся записывают в рабочие листы.
Выступление группы № 1. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы
Дополнение №1 : Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.
Выступление группы № 2. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы
Дополнение № 2: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).
Учитель: Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.
Выступление группы № 3. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы
Дополнение № 3: Сухой роговой покров мешает росту, поэтому пресмыкающиеся регулярно линяют: ороговевший слой кожи и чешуи отслаиваются и сходят кусками, либо целиком. К рокодилы и черепахи не линяют
Выступление группы № 4. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы (язык)
Выступление группы № 5. Проверяют правильные ответы (хвост)
Учитель: Давайте подведем итог, какие особенности внешнего строения развились у Пресмыкающихся.
с роговым покровом подвижные веки способ защиты – отбрасывание хвоста
Учитель: Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся. Слайд 20
У вас в рабочих листах есть рисунки скелета пресмыкающихся. Обратите на них внимание и скажите, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.
Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела)
В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей.
Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку
Этап первичного закрепления знаний
Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать утверждения, а вы отвечаете «Да» или «Нет»
1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)
2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)
3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)
4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)
5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)
6. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)
Учитель: Молодцы. Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета пресмыкающихся (ответы учащихся)
8. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: А теперь я предлагаю вам решить несколько биологических задач Слайд 22
1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи, с чем они могут «вертеть» головой? (ответы учащихся)
2. «Жало» змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните (ответы учащихся)
3. Можно ли ящерицу дёргать за хвост? Ответ поясните (ответы учащихся)
Учитель: Продолжите мысль:
Вас заинтересовала данная тема, и хотели бы вы расширить знания по ней?
Как считаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке в жизни и где?
Для меня было открытием, то что…
У меня вызвало затруднение…
Разноуровневое домашнее задание:
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся стр185-186;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
(на столе фото ящерицы, лягушки)
— Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения:
Тело ящерицы разделено на …
Между головой и туловищем появилась ….
— Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой?
( на столе выползки змей, фото кожных покровов пресмыкающихся) .
— Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки.
— Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).
— Какое значение имеет таков покров в их жизни?
Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:
Тело ящериц и змей покрыто … кожей.
В верхнем слое кожи образуется ….
Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….
— В чем отличие кожи пресмыкающегося от кожи земноводного?
— Изучите по учебнику, как линяет ящерица (стр. 178-179).
— Изучите по фотографиям выползок питона.
— Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?
— Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты своего исследования.
Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать) поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.
— Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.
Цель урока: ________________________________________________________________
Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся:
Тело ящерицы разделено на _______________________________________________________
Между головой и туловищем появилась ______________________________________________
На голове расположены___________________________________________________________
Глаза имеют __________________________________________________________________
Конечности расположены _________________________________________________________
Пальцы заканчиваются __________________________________________________________
Тело ящериц и змей покрыто _____________________ кожей.
В верхнем слое кожи образуется ________________ чешуя.
По форме она ____________________
Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от ______________________________
_______________________________________________________________________________
Линька – это _________________________________________________________
Выползок – это _______________________________________________________
Язык служит для _____________________________________________________
Мыщелок – это _________________________________________________________________
Позвоночник подразделяется на 5 отделов: ____________________________________________
В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – _______________________________________
Рёбра соединяются с грудиной и образуют _____________________________________________
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся;
2. Подумать, почему пресмыкающиеся не стали самой процветающей группой.
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме.
Выбранный для просмотра документ хвост.docx
Почему ящерица отбрасывает хвост? Ящерицы являются пищей для многих птиц и животных. В связи с этим наиболее важный способ самозащиты – маскировочная окраска, умение застывать неподвижно и моментально испаряться. Однако, когда эти способы бессильны, некоторые пресмыкающиеся прибегают к необходимости отбрасывания хвоста. Отрыв хвоста – очень сложный способ защиты. Расставание с ним ящерицы зависит от степени опасности, угрожающей животному. Большинству этих маленьких, юрких рептилий на восстановления хвоста требуется больше месяца. У крупных особей регенерация может занять целый год. Ящерица без хвоста лишается множества удовольствий в своей жизни – она может потерять способность к размножению, плохо бегает и лазает из-за отсутствия «равновесного руля», водяные не могут больше плавать, и вынуждены менять свой образ жизни. Но главное – у многих ящериц в хвосте накапливается жир и питательные вещества, а следовательно вся энергия сосредоточена в хвосте. Поэтому после его отрыва животное может умереть от голодания. Именно с этим связано то, что впоследствии спасенная ящерица старается отыскивает свой хвост и съесть его, чтобы восполнить утраченную энергию. В общем, прежде, чем хватать ящерку за хвост, а потом гордо демонстрировать всем свой трофей, подумайте о последующей судьбе животного. Да и вообще лучше никого не трогать, а просто наблюдать – тогда вы узнаете гораздо больше о таинствах природы.