Растрепанный воробей это сказка потому что

Сказки

Паустовский Константин сказка «Растрепанный воробей»

Читательский дневник по сказке «Растрёпанный воробей» Константина Паустовского

Автор: Паустовский Константин Георгиевич.

Название произведения: «Растрёпанный воробей»

Главные герои: Маша, мама, няня Петровна, седая ворона и воробей Пашка.

Второстепенные герои: милиционер, воробей Чичкин.

Характеристика главных героев:

Маша — добрая и отзывчивая девочка.

Любит животных. Любопытная.

Пашка — Воробей, которого спасли.

Смелый и благородный. Благодарный и добрый.

Ворона — седая и старая.

Мама — добрая и красивая. Танцовщица.

Характеристика второстепенных героев:

Милиционер — строгий и справедливый.

Чичкин — старый, опытный воробей. Много повидал.

Краткое содержание рассказа «Растрёпанный воробей»

Больше всего мама берегла стеклянный букетик, который подарил ей папа.

Она хотела надеть букетик на премьеру, но ночью его украла ворона.

Воровка часто уносила разные вещи и хранила их в ларьке для мороженого.

Однажды она потрепала воробья Пашку, которого спас и отогрел милиционер.

Он отдал воробья Маше, и Пашка был очень благодарен девочке за заботу.

Он решил вернуть букетик и Чичкин помог ему собрать армию воробьёв.

Воробьи напали на ворону.

Мама танцевала лучше всех, и люди не понимали, почему у неё на глазах слёзы.

Но тут прилетел Пашка и бросил маме букетик.

Теперь мама плакала от счастья.

План произведения:

2. Разговор мамы с букетиком.

6. Благодарный Пашка.

7. Украденный букетик.

9. Букетик вернулся к своей хозяйке.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Растрёпанный воробей»

Главная мысль сказки в том, что если сделать кому-то добро, то этот человек отплатит тебе тем же.

Основная идея сказки в том, что делая добро ты помогаешь сам себе.

Чему учит произведение

Сказка учит нас быть благодарными другому за проявленное сочувствие и доброту.

Учит бороться за справедливость.

Учит любить животных и помогать попавшим в беду.

Краткий отзыв о сказке «Растрёпанный воробей» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что благодарность великая сила.

Если ты помог кому-то в трудную минуту, то это доброе дело вернётся к тебе.

Маша помогла несчастному Пашке, и тот не забыл этого.

Когда ворона украла дорогой букетик, Пашка смело вступил в бой с воровкой и отобрал его.

Он вернул букет и всё были счастливы.

Это очень интересная и поучительная сказка.

Зло в ней было наказано, а добродетель вознаграждена.

Автору удалось совместить сказочные события и реальную жизнь.

Он написал поучительную историю о том, что добро всегда побеждает.

Мне очень понравились в этой сказке девочка Маша за то, что она была доброй и отзывчивой.

И Пашка за то, что был смелым и благородным.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли мы замечаем и помним то добро, которое кто-то сделал для нас.

Ведь умение быть благодарным очень важно для построения отношений между людьми.

Пословицы к сказке:

За добро добром и платят

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Дорога помощь вовремя.

На воре и шапка горит.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Раньше, — рассказывал Чичкин, — воробьи собирались стаями по две — три тысячи штук.

Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали:

«Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»

А какие были воробьиные драки на базарах!

Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочём не допустят.

Словарь неизвестных слов:

Нет управы — нет сладу, невозможно справиться.

Сорванец — озорник, хулиган.

Шарахаться — сторониться, бросаться прочь.

Ещё читательские дневники по произведениям Константина Паустовского:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Ученикам младших классов на уроках задают написать по сказке «Растрепанный воробей» краткое содержание для читательского дневника. Объем текста ограничен, поэтому необходимо выбирать только самое главное – то, что раскроет тему, идею, сюжет произведения, покажет поступки, даст характеристику героев.

Этому поможет анализ литературной сказки, составление плана по последовательности событий. Рисунок на основе прочитанного показывает, какими учащийся видит героев. На уроке выполненные иллюстрации обсуждаются, выясняется, насколько верно в них отражены особенности участников данной истории.

Главные герои и их характеристика

Главные герои – это те, кто влияют на развитие истории. Без их участия все было бы по-другому.

Поэтому к ним относятся следующие персонажи:

У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его.

Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка.

Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.

Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок.

Сообразительность воробья показана в эпизоде, когда он проследил, где работает мама Маши. Пашка смелый, потому что не побоялся снова пробраться в убежище злой птицы-воровки.

Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».

Краткое содержание сказки К. Паустовского

Написать краткое содержание – значит составить сокращенный пересказ без лишних подробностей. События и герои, которые не могли хоть как-то изменить цепочку событий, опускаются.

Итак, девочка Маша жила с мамой и няней в Москве. Мама работала балериной и мечтала исполнить роль Золушки. Когда это произойдет, мама должна была приколоть стеклянную брошку в виде веточки. Это был подарок Машиного папы.

Рядом с домом в ларьке жила седая ворона, которая забиралась в форточку и воровала все съедобное и блестящее у Машиной семьи. Когда воробей Пашка залетел в убежище хитрой птицы, она больно клюнула его и выбросила на улицу. Оглушенного крохотного воробушка подобрал милиционер и предложил Маше на воспитание.

Девочка приняла Пашку, накормила и отпустила. Воробей стал каждый день прилетать в квартиру, и Маша давала ему крошки. Воробей был очень благодарен ей. Он набрался храбрости и стал тайно утаскивать вороньи запасы. Все это Пашка дарил доброй девочке, которая помогала ему в трудную зимнюю пору.

Вскоре была назначена премьера «Золушки». Мама выложила стеклянную брошку на стол. Но нянюшка уснула, а Маша спряталась, чтобы посмотреть на птицу-воровку. Осмелевшая ворона влетела в окно, схватила украшение и улетела. И мама, и Маша, и нянюшка плакали весь вечер.

Пашка решил помочь. Он выследил, куда мама ходит на работу, потом собрал всю свою стаю. Руководил операцией Пашкин дедушка Чичкин.

Воробьи ворвались в заколоченный на зиму ларек и устроили смелую потасовку. Пашка сумел схватить веточку и полетел в театр.

В это время Маша с нянюшкой смотрели балет.

Когда уже звучали последние аккорды, в зал влетел взъерошенный воробей и бросил в руки мамы заветную брошь – подарок ее мужа.

Счастливая, она приколола любимую брошку и заплакала от радости. Маша не могла понять, почему мама плачет, ведь закончилось все хорошо.

Главная мысль произведения

По жанру это сказка, так как в реальной жизни такое вряд ли может случиться. Читать ее очень интересно, особенно описание спасения воробья и его бой с вороной.

Источник

Конспект урока по предмету «Литературное чтение» на тему «К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» урок №2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Урок литературного чтения

«К. Д.Паустовский «Растрепанный воробей»

учитель начальных классов

Тема: К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи урока:

образовательные : продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного ; создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественных средств выразительности), поиску фрагментов текста для подтверждения ответов, соответствующих иллюстрации или аннимации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

Читайте также:  Рассказ про домашних животных по биологии 5 класса

развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление, внимание, память учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к «братьям меньшим»; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение:

Портреты писателей XIX века (А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого)

портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского;

иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки;

видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка»;

учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.;

карточки для работы в паре и индивидуального опроса;

компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Актуализация опорных знаний.

— Послушайте музыку и скажите, что вы почувствовали, слушая это музыкальное произведение и почему именно его я предлагаю сегодня вашему вниманию?

(звучит фрагмент «Полночь» из балета «Золушка» С. Прокофьева; именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)

2. Сообщение целей урока.

И четко ход событий

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, какие виды работы мы будем выполнять, чему научимся? Ваш прогноз на сегодняшний урок?

— Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.

3. Постановка учебной задачи. Краткое повторение сведений о биографии К. Г. Паустовского

— Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?

(Он способен подарить чудо)

— Сам К. Д. Паустовский говорил « Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости». (слова написаны на доске)

— На доске вы видите временную шкалу. Расположите на ней портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого. Где на этой шкале будет находиться портрет К.Г. Паустовского?

(К.Г. Паустовский – писатель первой половины 20-го века)

— Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:

(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).

(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).

-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)

4. Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос – выдох через нос;
Вдох через нос – выдох через нос; (частями)
Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

5. Артикуляционная гимнастика, массаж

Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

6. Речевая разминка.

— Прочитайте гласные И А У Э Ы О (написаны на доске)

— Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.

— Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.

— А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.

— Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).

— Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, биптуит.д)

— Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.

— Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

7. Развитие техники чтения, внимания, памяти

Выразительное чтение стихотворения.

Юркий, маленький, смешной,

В перьях грудка, спинка,

Серый, шустрый, озорной,

К холодам давно привык, Дом свой не бросает.

Всех других он посмелей,

Это птица – воробей!

III . Проверка домашнего задания.

— Это стихотворение напомнило вам о домашнем задании.Что было задано на дом? (прочитать произведение и поработать художниками: сделать рисунок – портрет одного из героев ).

— Покажите и расскажите, что вы изобразили.

Физминутка (снятие зрительного утомления)

IV. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей»?

— Вспомним, кто ещё является главными героями изучаемой нами сказки?

( на доске имена героев:Маша, воробей Пашка, милиционер, мама, ворона, нянюшка Петровна )

1. Чтение “Буксир” (с.12) (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

— Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

— К то из героев предстаёт перед нами первым? С кем жила Маша?

2. Выборочное чтение.(с. 13)

— Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?

— Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.

— К какому важному событию готовилась мама Маши?

(Она готовилась впервые танцевать Золушку)

— Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)

VI . Работа над образом воробья Пашки.

Цель: составить характеристику главного героя, ответить на вопрос “В чем счастье Пашки?”.

Работа с фрагментом произведения.

— Как Пашка попал в дом к Маше?

( Просмотр отрывка из мультфильма (6 – 8 мин)

— Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

— Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?

Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)

2. Работа в группах. Составление характеристики воробья.

— Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать на ваших карточках пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по 4 ученика)

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

— Составление целостной характеристики. Чтение.

— Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове)

— Зачем Маше нужен был воробей?

— Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

3. Свободные высказывания.

— Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.

Читайте также:  Сказки про кота матроскина

— В этой истории очень много слез. Скажите, когда и почему люди плачут?

— Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы?

(она вспомнила о потерянной брошке).

— Почему мама Маши плакала в конце истории?

— Кто помог вернуть маме брошь? Как это произошло? (выборочное чтение с.22-23)

— Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.

— Так в чем же счастье воробья Пашки?

— Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

— Зачем написано это произведение?

— Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.

VIII . Итог. Оценка и самооценка работы учащихся.

IX. Домашнее задание (слайды 7-10)

— Прочитать несколько произведений К. Д. Паустовского для детей. Подготовить отзыв о прочитанном.

Источник

Растрепанный воробей

На старых стенных часах железный кузнец ростом с игрушечного солдатика поднял молот. Часы щелкнули, и кузнец ударил с оттяжкой молотом по маленькой медной наковальне. Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула и повисла в воздухе. Так, с поднятой рукой, он и простоял целый час, пока не пришел срок пробить по наковальне девять ударов.

Маша стояла у окна и не оглядывалась. Если оглянешься, то нянюшка Петровна непременно проснется и погонит спать.

Петровна дремала на диване, а мама, как всегда, ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу.

Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.

Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу. За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.

Потом Машин отец ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной.

Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами.

– Вот, – прошептала мама, – ты и дождался.

– Чего дождался? – спросила Маша.

– Ты маленькая, ничего еще не понимаешь, – ответила мама. – Папа подарил мне этот букет и сказал: «Когда ты будешь в первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

– А вот я и поняла, – сказала сердито Маша.

– Все! – ответила Маша и покраснела: она не любила, когда ей не верили.

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не смела дотрагиваться до него даже мизинцем, потому что он очень хрупкий.

В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег. Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

– Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся. Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, всматривался внутрь. Но в ларьке было темно, и только на полу белел поломанный ящик.

Однажды ворона застала в ларьке маленького растрепанного воробья по имени Пашка.

Жизнь для воробьев пришла трудная. Маловато было овса, потому что лошадей в городе почти не осталось. В прежние времена – их иногда вспоминал Пашкин дед, старый воробей по прозвищу Чичкин, – воробьиное племя все дни толкалось около извозчичьих стоянок, где овес высыпался из лошадиных торб на мостовую.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом. Воробьиное племя поредело.

Иные воробьи подались в деревню, поближе к лошадям, а иные – в приморские города, где грузят на пароходы зерно, и потому там воробьиная жизнь сытая и веселая.

«Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: «Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»

А какие были воробьиные драки на базарах! Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочем не допустят…»

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым.

Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя.

Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв.

– Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей!

Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку.

Утром Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер подозвал Машу и строго спросил:

Читайте также:  Рассказ дождь шаламов краткое содержание

– Вам, гражданочка, воробей не требуется? На воспитание?

Маша ответила, что воробей ей требуется, и даже очень. Тогда красное, обветренное лицо милиционера вдруг собралось морщинками. Он засмеялся и вытащил варежку с Пашкой:

– Берите! С варежкой. А то удерет. Варежку мне потом принесете. Я с поста сменяюсь не раньше чем в двенадцать часов.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов рассердился, замахнулся молотком, хотел ударить Пашку. Пашка с шумом перелетел на голову баснописцу Крылову. Крылов был бронзовый, скользкий – Пашка едва на нем удержался. А кузнец, осердясь, начал колотить по наковальне – и наколотил одиннадцать раз.

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копченую рыбью голову. Пашка спрятался за корзину с красными цветами и сидел там тихо.

С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу – нашел ее на дереве в парке. Но Маша гусеницу есть не стала, и Петровна, бранясь, выбросила гусеницу за окно.

Тогда Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше. То притащит засохшую пастилу, то окаменелый кусочек пирога, то красную конфетную бумажку.

Должно быть, ворона воровала не только у Маши, но и в других домах, потому что Пашка иногда ошибался и притаскивал чужие вещи: расческу, игральную карту – трефовую даму – и золотое перо от «вечной» ручки.

В этот вечер Петровна что-то долго не просыпалась. Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. Сначала в форточку летел крупный снег и таял на полу, а потом вдруг что-то заскрипело. Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, посмотрелась в зеркало, взъерошилась, увидев там такую же злую ворону, потом каркнула, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Маша вскрикнула. Петровна проснулась, заохала и заругалась. А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. А Петровна говорила, что не надо убиваться, может, и найдется стеклянный букетик – если, конечно, дура ворона не обронила его в снег.

Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался.

Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Он перелетал с вывесок на фонарные столбы, с них – на деревья, пока не долетел до театра. Там он посидел немного на морде у чугунной лошади, почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся.

Вечером мама надела на Машу праздничный белый фартучек, а Петровна накинула на плечи коричневую атласную шаль, и все вместе поехали в театр. А в этот самый час Пашка по приказу Чичкина собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек, где был спрятан стеклянный букет.

Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларек, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

Тогда воробьи наконец собрались с духом и начали один за другим проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что вокруг ларька тотчас собралась толпа. Прибежал милиционер. Он заглянул в ларек и отшатнулся: воробьиный пух летал по всему ларьку, и в этом пуху ничего нельзя было разобрать.

– Вот это да! – сказал милиционер. – Вот это рукопашный бой по уставу!

Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.

В это время все струны на скрипках и виолончелях в театральном оркестре тихонько вздрогнули. Высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся, легко поплыл в сторону, и Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых уродок-сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены.

Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец. И мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную туфельку. Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижером. Он так был занят тем, чтобы помочь Золушке, что даже ни разу не оглянулся на зрительный зал.

И это очень жаль, потому что в зале было много детей с пылающими от восторга щеками.

Даже старые капельдинеры, которые никогда не смотрят спектакли, а стоят в коридорах у дверей с пучками программок в руках и большими черными биноклями, – даже эти старые капельдинеры бесшумно вошли в зал, прикрыли за спиной двери и смотрели на Машину маму. А один даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища, такого же капельдинера, как и он.

И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, – вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрепанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки.

Он закружился над сценой, ослепленный сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка.

Зал зашумел и стих. Дирижер поднял руку и остановил оркестр. В задних рядах люди начали вставать, чтобы увидеть, что происходит на сцене. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. Театральные огни задрожали от рукоплесканий. Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья.

Золушка кланялась и смеялась, и Маша, если бы не знала наверное, никогда бы не догадалась, что эта Золушка – ее мама.

А потом, у себя в доме, когда погасили свет и поздняя ночь вошла в комнату и приказала всем спать, Маша сквозь сон спросила маму:

– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

– Да, – ответила, помолчав, мама.

– А почему ты плачешь?

– Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете.

– Вот и неправда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.

– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой – плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.

Источник

Познавательное и интересное