План рассказа Л.Н. Толстого «Акула» для учеников 3 класса
Структура и пересказ истории
План поможет не только структурировать произведение и запомнить материал, но и понять главную мысль, проанализировать действия героев, использовать полученные знания в реальной жизни.
План произведения
Он может быть кратким и развёрнутым. Сжатый план даст общее представление о сути произведения. Более подробный — почти пересказ.
Развёрнутый план:
Подробный план раскрывает содержание рассказа для читательского дневника за 3 класс. Пересказ лишь добавит деталей и выразит основную мысль произведения.
Краткий сюжет
У берегов Африки на якоре стоит судно. Лёгкий ветерок и тёплое солнышко сменяет изнуряющая жара.
Капитан разрешает искупаться, и матросы прыгают в воду. Они сооружают из паруса купальню возле корабля. Два мальчика, бывшие на судне, оказываются в воде. Дети начинают соревнования в скорости между собой и плывут в открытое море. Команда весело поддерживает их. А отец одного из ребят, старый артиллерист, с гордостью смотрит на сына. «Не выдавай! Поднатужься!» — радостно кричит бывалый моряк.
Появляется акула и направляется к мальчикам. Её видят все, кроме юных хулиганов. Они ещё веселее плещутся в море. Матросы в ужасе. Быстро на воде оказывается лодка, и моряки, со всей силой налегая на вёсла, плывут к детям, но расстояние слишком далеко. Акула в нескольких шагах от ребят, и трагедия кажется неизбежной.
Один из мальчиков замечает чудовище и резко кричит. В этот момент старый артиллерист подбегает к пушке, целится и стреляет в акулу. Дым застилает глаза людям, собравшимся на палубе. Когда он рассеивается, раздаётся счастливый крик. Вся команда и взволнованный отец радостно видят тело мёртвой рыбины. Дети спасены, и через несколько минут их доставляют обратно на корабль.
Основная мысль
Анализ названия
Главными действующими лицами произведения «Акула» являются люди, ставшие участниками происшествия.
Герои рассказа:
Почему писатель дает своему рассказу название «Акула»? Почему, например, не называет его в честь мужественного старого воина? Ответ на этот вопрос и содержит главную мысль текста.
Морское чудовище, появившееся внезапно, в момент, когда его меньше всего ожидали увидеть, олицетворяет опасность, страх. Именно это чувство и реакцию людей, на неожиданное изменение обстоятельств хотел донести до читателя Л. Н. Толстой. Вычеркнув из названия храбрый поступок старого артиллериста, он намеренно не показывает своего отношения к этому герою, подчеркнув тем самым, что и он ошибался, разрешив ребятам безрассудные соревнования в морской воде.
Чему учит рассказ
История, рассказанная Л. Н. Толстым, интересна именно тем, что так близка к реальной жизни. Произведению свойственен жанр приключенческого рассказа, ведь описанные в нём события вполне могли произойти где-нибудь у берегов Африканского континента.
Иллюстрацию к этой остросюжетной истории не придётся долго искать на просторах интернета. Любое изображение жуткой, огромной морской разбойницы и двух растерявшихся пловцов подходит в качестве рисунка к рассказу «Акула».
Тем не менее история мудра. Она учит нас осторожности и внимательности к окружающему миру. Создавая её, Лев Толстой как будто написал инструкцию для всех людей отдыхающих на курортах.
Синее море и яркое солнце создают иллюзию покоя, радости и счастья. Откуда в таком прекрасном мире может появиться злое чудовище? Не только мальчишки, но и бывалые моряки были обмануты внешним спокойствием и кажущейся добротой ласкового моря. Никто из них, включая отца юного матроса, не подумал об опасности, таящейся в его глубинах.
Главная мысль рассказа Толстого — самонадеянность и легкомыслие людей. Из-за беспечности взрослых дети могли погибнуть, и только чудо спасло им жизнь. Примеров подобных случаев в реальности очень много. Каждый человек, наверное, может назвать хоть один такой в своей жизни. К сожалению, не все они заканчиваются так благополучно. Поэтому следует более внимательно относиться к собственной безопасности.
Восторг и удивление вызывают действия смелого артиллериста. Стреляя в акулу, он рисковал жизнью мальчиков, но другим способом их спасти было нельзя. Именно так, по всей видимости, действуют настоящие герои в минуты опасности. Лётчики, сажающие самолёт в тяжёлых условиях, моряки, в момент гибели судна, или просто по-настоящему мужественные люди.
Не только споры и сомнения, но и восхищение может вызывать у детей и взрослых рассказ «Акула» Льва Толстого для 3 класса. План произведения поможет нам закрепить его в памяти и применять в своей жизни.
Отзывы читателей
Пренебрежение правилами безопасности может закончиться очень плохо. Капитан приказал оградить место для купания, чтобы предотвратить встречу с морскими хищниками. Но ребятам стало скучно в купальне из паруса, они поплыли в открытое море, подвергнув себя смертельной опасности.
Разбейте рассказ акула на части в соответствии с планом. перечитайте его, выделите опорные слова и перескажите текст по плану. купальня в парусе. плавание в открытом море. акула и мальчики. раздался выстрел.
современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. в 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «новые дикие»). на середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. к этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
на арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — интернет.
начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. при этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического » общества. этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.
ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.
Конспект по русскому языку 3 класс Л.Толстой «Акула»
специалист в области арт-терапии
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.
— « Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
На доске представлен портрет Л. Н. Толстого
— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?
— Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение двух-трех минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Л. Н. Толстого ( Данный прием носит название) «Корзина идей».
Вспомним некоторые факты из его биографии.
Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем?
Ясная Поляна – в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство.
5 – В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.
Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.
Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
(Приём «Верные и неверные утверждения…»
писатель жил в 19 веке
Л.Н.Толстой прожил 100 лет
полное собрание его сочинений составило 90 томов !
его произведения читают во всём мире
больше всего писатель любил общаться с животными.
В парах поставьте значки напротив предложений:
— Какие произведения Л. Н. Толстого вы уже читали? Составим кластер. (Приём «Кластер» )
Достаем из файла № 1 информацию. Задание: 1)выбрать рассказы и были Л.И. Толстого
2) Чему учат рассказы Л.Толстого?
Работа в группе проговорить произведения, рассказы
Определение темы урока
Закройте глазки, вслушайтесь в эти звуки?
Откройте глаза, посмотрите на эту картину, что вы ощущает, слыша эти морские звуки?
_А теперь представьте, что мы стоим на берегу моря. Давайте мы с вами подышим.
— А как вы, ребята, может ли спокойное море нести угрозу и беду?
-На этот вопрос мы с вами сегодня попробуем ответить, познакомившись с новым произведением.
Как же называется произведение, с которым мы сегодня будем работать? (достать из коробочки АКУЛА)
-Обсудите в группе, о чем пойдет речь в этом произведение. Напишите на листочке и приклейте на наше дерево предсказаний.
— Поработаем в группе и узнаем про акул
работа с толковым словарем-
Работа с пословицей. На доске пословица.
— Отвага половина спасения.
-Что такое пословица?
-А чему учит эта мудрость?
-Прочитаем вместе со мной 1,3 группа с вопросительной интонацией.
-2,4 группа с утвердительной интонацией.
-Эту пословицу я выбрала неслучайно, а почему мы ответим в течение урока.
-Пословица-это народная мудрость.
Отвага это только половина спасения, потому что для спасения нужна не только отвага, а ещё смелость, сообразительность, бесстрашие, готовность к неприятностям. Например, если человек тонет, то его спаситель должен быть не только отважным, но он должен быть готовым его спасти.
В соответствии с темой сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись на экране.
1)познакомиться с произведением ___________________»_______________».
2)учиться правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его.
Задачи урока: познакомиться с произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение и анализировать его.
Для выполнениях поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».
Изучение нового материала
Прочитайте самостоятельно текст, подчеркните непонятные слова, разделите на смысловые части рассказ и проследите, как меняется настроение от одного эпизода к другому.
-Работа со словарными словами. Слайд
— Сколько смысловых эпизодов вы отметили?
-На столах у вас карточка с планом. Подумайте, какую вам сейчас нужно будет выполнить работу.
-Готовы? Тогда начинаем проверять.
— Какую часть вы нашли первой?
-Молодцы, на сколько частей мы разделили?
Чтение в группе вслух
— прочитать части и расставить по порядку.
Представим, что мы на море. Отдохнем.
А теперь приготовимся читать вслух.
-Предупредим ошибки, которые можно допустить в тексте при чтение. (Слова написаны на доске с поставленным ударением, читают хором по слогам, а потом быстрее.)
Слова: топленный, понатУжься, артиллерИст.
-Прочитайте первую часть. (Остановка корабля).
С каким настроение автор начинает рассказ? (спокойное). Настроение верное, верно.
А на протяжение всего эпизода настроение верное, или оно меняется? Какие слова подсказывают, что настроение изменилось? (стало душно) Погода тоже способна повлиять на настроение. Погода изменилось и настроение тоже.
-Прочитаем второй отрывочек.
— Какое здесь настроение. (веселое, радостное).
-Где они устроили купальню? (в парусе)
-А почему в парусе? (это безопасно, т.к. в открытом море водятся акулы)
3 эпизод- когда мальчики в открытом море. Как мальчики оказались в открытом море?
— Какой здесь глагол говорит о том, как мальчики решили поплавать в открытом море?
— Как вы понимаете этот глагол они не решили, а вздумали? Т.е. они совершили необдуманный поступок.
-Какое здесь пока настроение?
— А потом возникает волнение и беспокойстве. Когда? Когда акула приближалась.
_А скажите отец сразу испугался?
— Отец был радостным, найдите, то предложение, в котором говорится, что отец был радостным.
-Т.е. отец сначала какое испытывал чувство? (радость, гордость за сына)
-какой литературный прием использует автор когда говорит о том как мальчики плавали?
Это что за литературный прием?
— Когда появилась акула? Что происходит? Какие чувства.
-Найдем диалог. Прочитаем по ролям.
-С какого слова начинается эпизод. Подберите слова-синонимы. А почему автор использует слово вдруг? ( Слово вдруг быстрое и короткое, как выстрел. Вот для чего Л.Толстой использует это слово)
-Как ведут себя матросы? Что они делают?
-А как себя ведет отец? (он тоже кричит назад, назад)
— Найдите в тексте, какой он здесь отец? (артиллерист, бледный как полотно, )
-Ребята, иногда наступают такие моменты когда человек испытывает такой шок, такое страшное состояние, что он не знает, что ему делать. Тогда наступает момент тишины. Вот один момент тишины мы с вами нашли. А где еще момент тишины? Кто еще нашел еще один момент тишины? (Мы все сколько нас было на корабле замерли от страха)
-Закройте глазки и представьте момент тишины. Почувствовали? Открывайте глазки.
— Скажите, а мальчики сразу увидели акулу?
-Что происходит с отцом когда мальчики закричали?
Найдите отрывочек. Прочитайте.
-Какую чаще всего часть речи использует автор?
( слайд с отрывком глаголы выделены)
— Почему именно глаголы? Что показывают глаголы?
-Прочитайте следующий эпизод.
-Как повел себя артиллерист, когда раздался выстрел?
— Найдите как говорится об этом в рассказе.
-Почему он упал и закрыл лицо руками?
-Чем мог закончится его выстрел?
— Последние эпизод, дети оказались спасены. Здесь какое настроение?
— Посмотрите на таблицу. У нас было задание проследить как меняется настроение от эпизода к эпизоду? Оно меняется или постоянно.
Л.Н. Толстого всегда интересовали те моменты жизни когда наступали минуты страшные, трагические, ужасные, когда тот момент тишины наступал. И он исследовал как человек реагировал на это. Какого могли быть последствия выстрела вы мне уже сказали.
— А как вы думаете легко было принять отцу такое решение?
— Выберите какие слова подойдут для того чтобы охарактеризовать отца.
-А теперь представьте, что вы видите капитана. Опишите его, какой он.
-Вернёмся к пословице. Почему я урок начала с этой пословицы?
-Ребята, а как вы думаете, для чего автор написал это произведение? Как вы думаете, какой это урок для нас?
-Посмотрите, ребята другого 3 класса решили, что такие уроки дает этот рассказ.
-Как вы думаете, чему все таки учит этот рассказ?
-Ребята, мы с вами говорили о решительном человеке. Скажите, а нужны сейчас решительные люди?
-Конечно, когда человек быстро и верно принимает решение – это кому то спасает жизнь.
— им было тесно в парусе.
-они вздумали плавать в открытом море наперегонки
-с появлением акулы.
-нет, он не видел акулу. Он сначала был радостный.
-отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался
-Неожиданность, тревога, страх.
Неожиданно, сейчас, внезапно.
— Слово вдруг быстрое и короткое.
(потому что она подходит к этому рассказу.
Если бы папа не был отважным, возможно мальчиков и не спасли.
Вы хорошо поработали на уроке. Оцените свою работу. У вас лежат кораблики. Нужно поднять флаг.Зеленый-если вы поработали отлично, многому научился.
Синий- хорошо работал на уроке
Красный – надо постараться.
Изучение нового материала
Прочитайте самостоятельно текст, подчеркните непонятные слова, разделите на смысловые части рассказ и проследите, как меняется настроение от одного эпизода к другому.
-Работа со словарными словами. Слайд
— Сколько смысловых эпизодов вы отметили?
-На столах у вас карточка с планом. Подумайте, какую вам сейчас нужно будет выполнить работу.
-Готовы? Тогда начинаем проверять.
— Какую часть вы нашли первой?
-Молодцы, на сколько частей мы разделили?
_А теперь приготовимся читать вслух.
-Прочитайте первую часть. (Остановка корабля).
С каким настроение автор начинает рассказ? (спокойное). Настроение верное, верно.
А на протяжение всего эпизода настроение верное, или оно меняется? Какие слова подсказывают, что настроение изменилось? (стало душно) Погода тоже способна повлиять на настроение. Погода изменилось и настроение тоже.
_Прочитаем второй отрывочек.
— Какое здесь настроение. (веселое, радостное).
-Где они устроили купальню? (в парусе)
-А почему в парусе? (это безопасно, т.к. в открытом море водятся акулы)
Чтение в группе вслух
— прочитать части и расставить по порядку.
Представим, что мы на море. Отдохнем.
3 эпизод- когда мальчики в открытом море. Как мальчики оказались в открытом море?
— Какой здесь глагол говорит о том, как мальчики решили поплавать в открытом море?
— Как вы понимаете этот глагол они не решили, а вздумали? Т.е. они совершили необдуманный поступок.
-Какое здесь пока настроение?
— А потом возникает волнение и беспокойстве. Когда? Когда акула приближалась.
_А скажите отец сразу испугался?
— Отец был радостным, найдите, то предложение, в котором говорится, что отец был радостным.
-Т.е. отец сначала какое испытывал чувство? (радость, гордость за сына)
-какой литературный прием использует автор когда говорит о том как мальчики плавали?
_Это что за литературный прием?
— Когда появилась акула? Что происходит? Какие чувства.
-Найдем диалог. Прочитаем по ролям.
-С какого слова начинается эпизод. Подберите слова-синонимы. А почему автор использует слово вдруг? ( Слово вдруг быстрое и короткое, кА выстрел. Вот для чего Л.Толстой использует это слово)
-Как ведут себя матросы? Что они делают?
-А как себя ведет отец? (он тоже кричит назад, назад)
— Найдите в тексте, какой он здесь отец? (артиллерист, бледный как полотно, )
-Ребята, иногда наступают такие моменты когда человек испытывает такой шок, такое страшное состояние, что он не знает, что ему делать. Тогда наступает момент тишины. Вот один момент тишины мы с вами нашли. А где еще момент тишины? Кто еще нашел еще один момент тишины? (Мы все сколько нас было на корабле замерли от страха)
-Закройте глазки и представьте момент тишины. Почувствовали? Открывайте глазки.
— Скажите, а мальчики сразу увидели акулу?
-Что происходит с отцом когда мальчики закричали?
Найдите отрывочек. Прочитайте.
-Какую чаще всего часть речи использует автор?
( слайд с отрывком глаголы выделены)
— Почему именно глаголы? Что показывают глаголы?
-Прочитайте следующий эпизод.
-Как повел себя артиллерист, когда раздался выстрел?
— Найдите как говорится об этом в рассказе.
-Почему он упал и закрыл лицо руками?
-Чем мог закончится его выстрел?
-Последние, дети оказались спасены. Здесь какое настроение?
— Посмотрите на таблицу. У нас было задание проследить как меняется настроение от эпизода к эпизоду? Оно меняется или постоянно.
Л.Н. Толстого всегда интересовали те моменты жизни когда наступали минуты страшные, трагические, ужасные, когда тот момент тишины наступал. И он исследовал как человек реагировал на это. Какого могли быть последствия выстрела вы мне уже сказали.
— А как вы думаете легко было принять отцу такое решение?
— Выберите какие слова подойдут для того чтобы охарактеризовать отца.
_А теперь представьте, что вы видите капитана. Опишите его, какой он.
-Вернёмся к пословице. Почему я урок начала с этой пословицы?
-Ребята, а как вы думаете, для чего автор написал это произведение? Как вы думаете, какой это урок для нас?
-Посмотрите, ребята другого 3 класса решили, что такие уроки дает этот рассказ.
-Как вы думаете, чему все таки учит этот рассказ?
-Ребята, мы с вами говорили о решительном человеке. Скажите а нужны сейчас решительные люди?
-Конечно, когда человек быстро и верно принимает решение –это кому то спасает жизнь.
Приём «Чтение с остановками » работа в группе — Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части.
-Где происходит действие рассказа?
-Как изменялась погода в течение дня?
— Какие у вас возникли чувства?
— Что произойдет дальше?
Давайте, попробуем предсказать различные варианты. С этой целью
Дочитываем 3 части («И все ждали, что будет»)
—Когда произошла смена настроения ребят?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»)
-А как бы ты поступил на месте артиллериста?
Дочитываем 4 часть
— Почему он принял такое решение?
-Легко ли было принять такое решение?
-Как по- другому можно назвать рассказ? (Поступок отца)
— им было тесно в парусе.
— они вздумали плавать в открытом море наперегонки
-с появлением акулы.
-нет, он не видел акулу. Он сначала был радостный.
-отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался
-Неожиданность, тревога, страх.
Неожиданно, сейчас, внезапно.
— Слово вдруг быстрое и короткое.
(потому что она подходит к этому рассказу.
Если бы папа не был отважным, возможно мальчиков и не спасли.
Вы хорошо поработали на уроке. Оцените свою работу. У вас лежат кораблики. Нужно поднять флаг.Зеленый-если вы поработали отлично.
Номер материала: ДБ-1050715
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.