Анализ сказки Белоснежка и семь гномов Гримм
По жанровой направленности произведение относится к народной сказке, главной мыслью которой является победа добра над злом, любви над ненавистью.
Сюжетная основа сказки представляет собой конфликт двух женских персонажей, отрицательного и положительного, в в лице мачехи, злой королевы, и дочери короля от первого брака Белоснежки, которые являются символами эмоциональной жизни и особенностей человеческих отношений.
Образ главной героини сказки Белоснежки представляет собой луч света, изображенный в белых оттенках цвета невинности и чистоты. Мачеха является полной противоположностью образу Белоснежки, воплощением дикой, эгоистичной и жестокой злости.
Отличительной особенностью произведения является использование некоторых необычных деталей, например, в виде волшебного зеркала, которое становится в сказке инструментом проявления ревностного отношения злой королевы к Белоснежке.
Кроме того, своеобразие произведения придают второстепенные персонажи в лице гномов, маленьких трудолюбивых существ, отличающихся добротой и мудростью. На небольшой рост сказочных гномов делает акцент в сказке, описывая размеры их жилища, которое несмотря на мизерность является опрятным и аккуратным.
Тем самым, сказка демонстрирует, что даже при незначительных размерах и возможностях в действительности данные существа могут достаточно много, поскольку обладают огромной душевностью и состраданием к ближнему.
Событие в виде смерти главной героини также является парадоксальным событием, поскольку является величайшей трагедией и в то же время неизбежным действием, которое приводит к счастливому финалу в виде любви и счастья Белоснежки и прекрасного Принца, представленного в образе мужественного, чуткого красавца. При этом также символично является использование в качестве инструмента для убийства главной героини отравленного красного яблока.
Главная мысль сказки заключается в неизбежности наказания злых и жестоких поступков, поскольку в человеческой жизни доброе и честное сердце оказывается сильнее зависти, злобы, эгоизма и ревности, несмотря на то, что данные качества могут принадлежать могущественным и всесильным представителям человечества.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Белоснежка и семь гномов Гримм
Популярные сегодня темы
Жили две девочки с няней Прасковьей. Одна любую работу по дому делала, за это её прозвали Рукодельницей. Вторая ничего не умела, даже одевала её няня, за это называли её Ленивицей.
Музыку неспроста называют универсальным языком общения. Это один из видов искусства, который не может оставить равнодушным. Одному нравятся классические композиции, другой любит тяжёлый рок, третий – фолковые мелодии.
О. Латунский – один из антигероев романа «Мастер и Маргарита», второстепенный персонаж, не получивший подробного портрета внешности или внутренних качеств. При этом Латунский сыграл важную роль в жизни
Характер человека складывается из множества качеств. Многие из них являются позитивными, а некоторые — негативными. Гордость — это положительное качество человека или отрицательное?
По жанровой направленности произведение представляет собой пьесу для театральной постановки, основной тематикой которой является изображение человеческих пороков в комической форме.
Разбор сказки белоснежка и семь гномов
Автор работы, сопоставляя «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и сказку «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, отмечает поразительное сходство этих произведений. Исследуется проблема: оригинальна ли сказка Пушкина или это своеобразный пересказ сказки братьев Гримм, адаптированный для русского читателя? Автор, благодаря сравнительному анализу установил определенные сходства в сюжете. Логично и убедительно доказывается неповторимость пушкинской сказки, выявляются нравственные ориентиры, свойственные для русского характера; подчеркивается близость сказки Пушкина русскому фольклору.
Сравнительный анализ сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Проблема: Что общего в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм, чем отличаются, является ли сказка Пушкина самобытной?
Объект исследования: сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Предмет исследования: общие и отличительные черты сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Цель нашей работы является сравнительный анализ сказок великих писателей, нахождение сходных и различных черт, а также показать, что сказочник не придумывает жизнь, не приукрашает её – он просто показывает людям такой, какой сам увидел.
Для достижения поставленной цели перед нами стояли следующие задачи:
1. Прочитать сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
2. Познакомить с историей авторских сказок.
3. Проанализировать особенности русских и зарубежных сказок.
4. Провести сравнительный анализ сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и установить сходные и различные черты русских и зарубежных литературных сказок.
6. Создать презентацию и продемонстрировать разным возрастным группам.
7. Побудить участников просмотра к повторному чтению произведений.
8. Провести анкетирование среди одноклассников.
9. Обобщить результаты.
Нами применялись следующие методы исследования:- изучение литературных источников по проблеме;
— метод сравнительного анализа;
Гипотеза работы: если произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является неповторимой авторской сказкой, а не пересказом немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», то основные образы пушкинской сказки являются носителями особенностей русского характера, русских ценностей и идеалов (милосердия, душевной красоты, самопожертвования, верности), что послужило богатым материалом для работы в детском коллективе.
Новизна работы в том, что материала по сравнению сказок А.С. Пушкина и братьев Гримм в учебниках литературы нет, и он может быть использован как преподавателями, так и учащимися нашей школы, практически можно использовать материал на уроках родной литературы, классных часах, школьных читательских конференциях.
Сравнительный анализ сказок братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Григорьева Дарья Андреевна
Забайкальский край, город Чита
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9», 5 «А» класс
Детство – самая счастливая и самая беззаботная пора в жизни каждого человека. Это время, когда мы с вами верим в чудеса и волшебство. А все чудесное и волшебное в нашу жизнь приходит со сказкой. Мы ещё не умеем ходить и говорить, но уже слышим от наших мам, пап, бабушек и дедушек сказки, которые они читают или рассказывают нам на ночь. Просто удивительные сказки, где происходят разные волшебные превращения: когда неведомо откуда появляется скатерть, да не простая – а самобранка, где дворцы вырастают за одну ночь, а звери и птицы говорят человеческим голосом. Читая сказки с мамой в детстве, а также на уроках родной литературы, замечено, что некоторые из них похожи друг на друга, хотя авторы у них разные. Так « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных поэм А. С. Пушкина сильно перекликается с сюжетом сказки « Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм.
Возникло предположение, что сюжет для «Белоснежки и семи гномов» взят у нашего А.С. Пушкина, а как оказалось все с точностью да наоборот. Это наш великий поэт взял западный сюжет для основы своей «Мертвой царевны и семи богатырях». Александр Сергеевич написал свою сказку через двадцать один год после братьев Гримм.
Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства, узнать не только русские национальные традиции, но и немецкие обычаи. Небольшие открытия, новые сведения и желание донести их до окружающих побудили к данной исследовательской работе.
Проблема исследования: Как выше уже было сказано, знакомясь со сказками, мы заметили, что некоторые сказки разных народов и авторов во многом похожи. Что общего в сказках? А чем они отличаются? Как в сказках отражается самобытность и уникальность каждого из народов? Является ли сказка Пушкина оригинальной?
Решено провести исследование, аналитическое сравнение сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и А. С. Пушкина «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», и мы пришли к определенным выводам.
Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что сравнительный анализ сказок дает представление об основных моральных ценностях народа, его культуре и истории. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях и новаторстве в народной и литературной сказке.
Практическая ценность несомненна: собранная и проанализированная нами информация по сказкам станет полезным материалом на уроках литературы и расширит знания учащихся о своей стране и о литературе немецкого народа.
Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а записывали их от народных сказителей, обрабатывали и творчески пересказывали, стремясь сохранить народный дух и народный язык. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Так же нам известно об интересе Александра Сергеевича Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.
Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.
Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».
Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
По свидетельству биографов Пушкина, однажды Арина Родионовна рассказала своему любимцу сказку следующего содержания:
„ … Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: ах, говорят, тут был кто-то или мужчина или женщина, коли мужчина — будь нам отец родной али брат названной; коли женщина — будь нам мать али сестра. Сии братья враждуют с другими 12 богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку — если кровью нальется, то не жди нас. Приезжая назад, спят они сном богатырским: в первый раз — 12 дней, второй — 24, третий — 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель… Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки; собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп и проч.“
Сказки братьев Гримм занимательны и поучительны, они учат доброте, храбрости и находчивости. Они рассказываются ради традиционно народной идеи: наказание, и часто порой очень жестоком, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных. Но, как водится в народных сказках, всегда высмеиваются человеческие пороки: жадность, трусость, зависть, лень и т.д.
Братья Гримм написали сказку «Белоснежка и семь гномов» в 1812 году, основываясь на древней немецкой легенде. Писатели Гримм взяли в основу фольклор своей страны.
В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица – душа», «милая девица», и т.д.)
В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее характера, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» написал в 1833 году, таким образом можно сделать вывод, что со сказкой братьев Гримм Александр Сергеевич был знаком.
Исследование было начато с анкетирования одноклассников, чтобы выяснить, что они знают о сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм. В анкетировании приняли участие 31 человек. В результате опроса получились данные, по которым я составила таблицу 1.
Таблица 1 – анкетирование учеников 5 класса «А»
Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»
Читательский дневник по сказке «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм
Автор: Братья Гримм.
Название произведения: «Белоснежка и семь гномов».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Белоснежка, семь гномов, Королевич, Мачеха.
Второстепенные герои: Егерь.
Характеристика главных героев:
Белоснежка — красивая, скромная, работящая девушка.
Поверила злой старухе и уснула.
Семь гномов — добрые, трудолюбивые и верные товарищи.
Мачеха — злая, коварная эгоистка.
Думает только о себе и своей красоте.
Королевич — влюбчивый и проницательный.
Сумел снять проклятие с Белоснежки.
Характеристика второстепенных героев:
Краткое содержание сказки «Белоснежка и семь гномов»
После смерти супруги король женился вторично.
Мачеха оказалась злой и коварной.
Дикие звери не тронули девочку, и она нашла приют в домике семи гномов.
Там она жила и вела хозяйство, а гномы её сильно полюбили.
Она притворялась старухой и приносила Белоснежке опасные вещи.
И только отравленное яблоко смогло погрузить Белоснежку в мёртвый сон.
Гномы решили, что девушка умерла и похоронили её в хрустальном гробу.
Но гроб нашёл королевич и уговорил гномов отдать его.
Когда гроб встряхнули, кусок яблока выпал из горла Белоснежки и она проснулась.
Она вышла замуж за королевича, а злую мачеху убили.
План сказки:
1. Рождение принцессы.
3. Волшебное зеркальце.
6. Отравленный шнурок.
7. Отравленный гребень.
8. Отравленное яблоко.
9. Хрустальный гроб.
10. Королевич и свадьба.
Основная мысль сказки «Белоснежка и семь гномов»
Главная мысль сказки в том, что добро всегда побеждает зло, а судьба улыбается и вознаграждает честных и трудолюбивых.
Основная идея авторов заключается в том, что зло обязательно накажет само себя.
Чему учит сказка
Сказка учит нас верить в добро и быть справедливыми. Учит во всех ситуациях оставаться человеком.
А также учит находить выход из любой, даже самой сложной ситуации.
Краткий отзыв о сказке «Белоснежка и семь гномов» для читательского дневника
Прочитав эту замечательную сказку, я задумалась о странностях судьбы её героев.
В итоге героиня всё равно стала счастливой, а Королева погибла.
А ведь оставь Королева принцессу в покое, все, наверное, были бы живы.
Зависть погубила Королеву и лишила её разума.
Авторам удалось написать почти детективную историю, которая захватывает читателя с первых строк.
Рассказ заставляет сопереживать героине, переживать о её здоровье, надеяться на лучшее.
Мне очень нравится главная героиня сказки.
Белоснежка очень милая и добрая девушка, несмотря на своё происхождение.
Она не задирает нос и честно выполняет простую домашнюю работу.
Она любит животных, и даже дикие звери не трогают её.
Она заслужила счастье и мне очень понравилось, что сказка закончилась хорошо.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку и задуматься о том, как наши собственные страсти и желания могут стать причиной больших несчастий.
Надо уметь сдерживать свои эмоции и не давать волю гневу.
Пословицы:
Бесплатный сыр только в мышеловке.
Один за всех и все за одного.
Любовь сильнее всякого зла.
Добро побеждает зло.
В тесноте, да не в обиде.
Отольются кошке мышкины слёзы.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Ах, Господи, где же это я? — воскликнула она.
Королевич, исполненный радости, ответил:
— Ты у меня, — и поведал ей всё, что произошло, и молвил:
— Ты мне милее всего на свете, пойдём вместе со мною в замок к моему отцу, и будешь ты моею женой.
Согласилась Белоснежка, и отпраздновали они пышную и великолепную свадьбу.
Словарь неизвестных слов:
Стряпать — сделать, приготовить.
Гребень — расчёска без ручки.
Наземь — вниз, на землю.
Ещё читательские дневники по другим произведениям Братьев Гримм:
Библиотека произведений авторов пополняется.
Философский смысл сказки «Белоснежка и семь гномов» (Snowwhite)
Как же давно мне хотелось сделать интерпретацию этой сказки! Тут есть всё, что я люблю – и символика цветов, и символика чисел, и изобилие персонажей, и действия, и предметы. Приступим же скорее 🙂
Я думаю, что все персонажи этой сказки – части одного «Я», взаимодействующие между собой; в разные жизненные периоды и с разными задачами. Мы имеем дело с историей о развитии и взрослении. Не самой простой историей, надо сказать.
Согласно хронологии событий, королева-мать умерла в родах, оставив Белоснежку сиротой. В рамках метафоры о частях «Я» это означает некое внутреннее сиротство, неспособность к заботе и материнскому отношению к самой себе. Король-отец вскоре берёт вторую жену, которая оказывается злой и жестокой (формируется внутренний Критикующий Родитель, который при фактически отсутствующем, пассивном, неспособном к защите отце занимает всё пространство).
И она находит его! Домик в чаще с семью гномами, которые берут её к себе жить и обещают заботиться о ней в обмен на услуги домохозяйки. Очень милая метафора психотерапии, на мой взгляд. Почему именно психотерапии? Сейчас объясню 🙂
Надежда на появление хорошей и любящей взрослой фигуры у девочки настолько сильна, что Белоснежка всё-таки (на третий раз) впускает в дом улыбающуюся мачеху, переодетую крестьянкой («я же добра тебе хочу», знакомо, да?). И принимает из её рук отравленное яблоко (какой-то опасный интроект).
Очевидно, что принц – это наконец-то сформировавшийся Внутренний Взрослый, которому нравится истинное «Я» именно таким, какое оно есть. Настолько нравится, что он готов преодолеть все преграды и помочь выплюнуть все вредные установки. Наконец-то, по-новому реализуется и неудачный сценарий запроса помощи у многочисленных слабых мужчин. Да, надеяться на других бесполезно, зато само «Я» может быть для себя достаточно сильной, заботливой и надёжной фигурой.
Свадьба здесь – это метафора не только объединения, но и окончательного перехода во взрослый мир (статусы «король» и «королева», вместо «принц» и «принцесса»).
Интересна дальнейшая судьба Критикующего Родителя: явившись без приглашения на свадьбу, мачеха получила в подарок раскалённые туфли, в которых и затанцевала сама себя до смерти. Как вы думаете, что это символизирует? 🙂