Разбор сказки два мороза 2 класс

Сказки

Сказка Два мороза. Русская народная сказка

Сказка Два мороза — о выносливости и силе духа русского народа. Она поможет юным читателям правильно воспринимать окружающий мир и понимать природу многих вещей. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Скачать сказку Два мороза: (word) — (pdf)

Сказка Два мороза читать

Кто автор сказки Два мороза

Сказка Два мороза — народная русская сказка, поэтому определить ее автора невозможно.

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата — Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет. А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить — выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал. Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес. С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Два мороза

Два мороза — сказка с незатейливым простым сюжетом. Но в ней прославляется сила духа и стойкость простого народа, не привыкшего перед трудностями пасовать. Младший брат поверил старшему, что «топор лучше шубы греет», когда столкнулся с мужичком, которого одолеть так и не смог. Чему учит сказка Два мороза? Сказка учит преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями.

Мораль сказки Два мороза

Тому, кто трудиться привык, и лютый мороз не страшен, а бездельника даже шуба не согреет – такова мораль сказки Два мороза.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Источник

Русская народная сказка «Два мороза»

Читательский дневник по русской народной сказке «Два мороза»

Название произведения: «Два мороза»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои: Синий нос, Багровый нос, мужик, барин.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Багровый нос — старший брат.

Заметил, что братец сделал ошибку, но не стал его переубеждать.

Синий нос — младший брат.

Добрый и простодушный.

Молодой и неопытный.

Мужик — работящий и сильный.

Не обращал внимания на холод, поскольку трудился без остановки.

Барин — ленивый. Замёрз в шубе, потому что не двигался.

Краткое содержание сказки «Два мороза»

Встретились два Мороза.

Решили пойти поморозить кого-нибудь.

Увидели они барина и мужичка.

Барин одет тепло и добротно, мужичок в тулупчик рваненький.

Молодой Синий нос взялся мужичка морозить.

А опытный Багровый нос принялся морозить барина.

Договорились вечером рассказать, как день пройдёт.

Вечером Багровый нос хвастает, что забрался барину в шубу и стал его морозить.

Теперь барину час отогреваться.

Синий нос жалуется: думал легко будет мужичка заморозить, да не тут-то было.

Приехал мужик в лес, и начал дрова рубить.

Синий нос решил полушубок заледенить.

А мужик схватил палку, да и принялся полушубок выбивать.

Досталось Синему носу, который в шерсти запутался.

План сказки:

1. Жизнь двух Морозов.

3. Барин и Синий нос.

4. Мужичок и Багровый нос.

5. Морозу досталось.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль сказки «Два мороза»

Главная мысль сказки в том, что кто работает, не замёрзнет ни на каком морозе.

Основная идея сказки в том, что не шуба греет, а работа.

Чему учит сказка

Сказка учит нас тому, что при работе человек разогревается, его кровь движется быстрее и он меньше мёрзнет.

Учит не хвастать, не гоняться за лёгкой добычей.

Краткий отзыв о сказке «Два мороза» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любая работа или физическая активность помогают человеку согреться. И тогда от мороза может спасти даже лёгкая одежда.

А неподвижный человек замерзает намного быстрее. И ему не помогают самые тёплые шубы.

Это интересная и познавательная сказка о том, как правильно вести себя на улице в холода.

Мне понравился работящий мужичок, который не обращал внимания на старания Мороза, а знай себе трудился. И ему совершенно не было холодно.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что на холоде нужно больше двигаться и тогда не замёрзнешь. Но лучше периодически заходить в тёплое помещение и отогреваться.

Пословицы:

Мороз невелик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным — шапку снимает.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Зима лодыря морозит.

Словарь неизвестных слов:

Лаптишки — обувь из луба.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак дрова рубить едет.

А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.

Мороз — Багровый нос только подсмеивается.

— Молод ещё ты, — говорит, — братец. Ну, да уж быть, по-твоему.

Беги за мужичком, а я побегу за барином.

Как сойдёмся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Источник

Урок литературного чтения во 2-м классе. Сказка «Два Мороза»

Цели:

1. Познакомить со сказкой; развивать умения работать с текстом, делить его на части; формировать умение анализировать поступки героев.

2. Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать логическое мышление.

3. Воспитывать трудолюбие.

Колокольчик, бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.

Оборудование: игрушка Дед Мороз, колпаки Морозов (синий и красный), ребус, пословицы на карточках, аудиозапись сказки “Два Мороза”.

Оформление доски: картинки к сказке, схема для анализа произведения.

Ход урока

I. Оргмомент. 1 мин.

Учитель: Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро дети! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.

II. Речевая разминка. 2 мин.

Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки.

Начнём с дыхательной гимнастики:

— задуйте свечи на вашем праздничном торте.

— А теперь мы едем в лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос.

Читайте также:  Рассказ старый гений лесков кто виноват в страданиях героини

Упражнение на развитие ритма.

— Ехал Грека через реку.

— Ехал Грека через (хлопок).

— Ехал Грека (хлопок) (хлопок).

— Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок).

— (хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок).

III. Первичный синтез. 10 мин.

Учитель: А какой Новый год без сказки? Угадайте, как называется наша сказка?

2. Слушание записи сказки “Два Мороза”

3. Ответы на вопросы

— Понравилась ли сказка?

— Какой момент сказки самый интересный?

— Кто из героев больше понравился? Почему?

— Почему сказка названа “Два Мороза”?

— Почему это сказка, а не рассказ?

4. Цифровой диктант.

— Два Мороза были родными братьями. 1

— Синий нос – это старший брат. 0

— Старший брат – Красный нос – погнался за барином 1

— Купец не замёрз, его спасла шуба. 0

— Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1

— Красный нос заморозил дровосека. 0

IV. Анализ развития действия. 10 мин.

— Какую забаву придумали Морозы? Найдём и прочитаем эти строки.

— Что делали Морозы? (Гуляли (1)).

— Что решили (2)? (Позабавиться, людей поморозить).

Скучно им было, они выбрали себе забаву (3).

Водящие — Морозы. Они обращаются к ребятам со словами:

— Мы два брата молодые. Два мороза удалые.

— Я — Мороз-красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

— Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

Дети перекидываются снежками.

— Прочитаем, что произошло дальше?

— Что они услышали (4)? (Звон колокольчика и бубенчика).

Два Мороза сделали выбор (6): старший решил заморозить купца, младший – дровосека, потому что на нём полушубок рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.

Белый дедушка Мороз
Что ни день-то рос, да рос.
И теперь старик жестокий
Щиплет уши, щиплет щёки,
И ворча, смеясь в усы,
Красит школьникам носы.

2. От поступка к характеру.

А теперь узнаем, кто и почему выиграл спор? Прочитаем в тексте.

— Как вёл себя Багровый нос (9) при встрече с Синим носом? (посмеивается (7).

— А как вёл себя Синий нос (12) при встрече? (Кряхтит (10), ёжится (11).

— Как понимаете слово “ёжится”?

ЁЖИТЬСЯ – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

Заморозил (8) ли барина Багровый нос? Прочитаем в тексте.

— Почему он его заморозил, ведь у барина шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи? (Барин лежит (13), кутается (14).

— Заморозил ли дровосека Синий нос? Почему? Прочитаем в тексте. КАК ДРОВОСЕК СПАСАЛСЯ ОТ ХОЛОДА? (Бежит (16), рубит (17), машет (18), бьёт (19) колотит (20).

— Кто больше сделал, дровосек (21) или барин (15)? (сравнение глаголов-действий).

V. Вторичный синтез. 8 мин.

1. Обобщение существенных черт действующих лиц.

— Какой был барин, и какой был дровосек?

2. Выяснение идейной направленности.

— Прочитаем хором последнюю строку сказки.

— Как вы понимаете слова “Топор лучше шубы греет (22)”?

— Чему нас учит сказка?

3. Работа с пословицами.

Прочитать пословицу. Читать только русские буквы. Работа в парах. Соотнесите пословиц со сказкой.

МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.

ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.

ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.

У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.

БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.

4. Работа с иллюстрациями к сказке.

5. Отработка навыка чтения. “Жужжащее” чтение.

VI. Итог урока. Оценка ответов учащихся. Задание на дом. Читать сказку по ролям. 2 мин.

Литература.

Источник

Сказка «Два Мороза»

Класс: 2

Класс: 2 «Б».

УМК: «Школа России» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий).

Технологическая карта урока

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

В соответствии с РП
Познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Два Мороза». Способствовать развитию навыков чтения, развивать умение выделять главное в прочитанном тексте, проводить сравнительный анализ двух произведений; учить характеризовать героев сказки.

Основные термины и понятия

Виды сказок, жанры литературных произведение, характеристика главных героев, тема произведения, главная мысль, план пересказа

Информационный материал: технологическая карта урока, выставка книг: Русская народная сказка «Морозко», С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Одоевский «Мороз Иванович», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».
Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, репродукции, мультимедиа-ресурсы и др.)
компьютер, презентация (Office PowerPoint 2007), карточки для самостоятельной работы.
Диагностический материал (страницы учебника, РТ, дополнительные пособия)
Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, стр. 198-202, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 часть, 1 класс, автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

(наименование предмета и темы)
Окружающий мир (Зимние изменения в неживой и живой природе, правила поведения на морозе)
История (Русские народные праздники. Традиции и обряды);
Русский язык (Работа со словарем, заглавные буквы, повторение правил русского языка при чтении сказки

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится (БУ):
Знания:
— учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
— находить главную мысль, сформулированную в тексте;
— соблюдать правила поведения в зимнее время;
— знать, что нужно одевать, если на улице мороз.

Умения:
— читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.
— находить самостоятельно нужную информацию в материалах учебника, дополнительной литературе, используя различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
— уметь рассуждать, доказывать, работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ученик получит возможность научиться(ПУ):
— соотносить поведение героев с нравственными нормами;
-сопоставлять поступки людей с поступками героев литературных произведений;
— apгументированно отвечать, доказывая свое мнение.

Регулятивные УУД
— определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, оценивать правильность выполнения действий, умение корректировать выполненные задания.

Познавательные УУД
— работать в группе, извлекать информацию из дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной форме и делать выводы;

Коммуникативные УУД
— проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог;
— признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Будут созданы условия для формирования у ученика:
— формировать умения высказывать свое отношение к героям сказки, используя свои навыки для передачи художественного образа;
— развивать этические чувства как регуляторов морального поведения и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

1. Мотивационно-ориентировочный этап

1. Прием, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая задача, др.):

— Зима приносит нам много праздников и забав.
— Один из традиционных праздников отмечается 19 января.
— Как называется этот праздник?
— Этот праздник традиционно отмечался на Руси и был связан с гаданием, купанием в проруби. На эту недели приходились самые суровые морозы, они так и назывались крещенские. Длинными, зимними вечерами, когда на улице трещал мороз, собирались и стар и мал и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали загадки.
— Вот и мы с вами разгадаем загадки и поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки с загадками. Отгадайте загадки и запишите слова в клеточки. Если все сделаете верно, то по вертикали у вас получится слово, которое поможет вам узнать, о ком мы будем сегодня читать.

1. Все кругом белым-бело,
Чисто поле замело.
Это Зимушке постель
Стелет бабушка.
(Метель)

2.Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик)

3. Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)

4. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька)

5. Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки.
(Зима)

— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)

Социальная грамотность;
Естественно-научная грамотность

1.2. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применить свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).

Социальная грамотность;
Информационная грамотность;
Естественно-научная грамотность

1.3. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД):
— определяют тематику урока через постановку проблемного вопроса;
— определяют места и причины затруднения в пробном учебном действии обучающихся;
— формулируют цели и задач урока в «сопровождении» учителя;

1.4. Учебная задача (УЗ):
— знакомить обучающихся со сказкой, учить анализировать произведение, оценивать поступки героев;
— формировать позитивный настрой на эффективную учебную деятельность;
— прочитаем, обсудим и постараемся извлечь полезные выводы из сказки.

2. Поисковый этап

2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)
Соберите из слогов слова: мо, за, два, ро (Два мороза)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.
— По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка?
— Мы сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Два Мороза»

Составление планирование деятельности

2.2. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:
Давайте, определим задачи, которые нам предстоит решить на уроке:
— Какие задачи мы можем перед собой поставить?
1) Познакомиться с новым произведением.
2) Будем совершенствовать навык определения жанра произведения.
3) Будем находить ответы на вопросы к тексту.
4) Будем учиться читать выразительно.
5) Будем совершенствовать умение находить в тексте нужную информацию.
Укажите форму фиксация плана (графическая, устная, письменная и др.)

Языковая грамотность;
Коммуникативная грамотность

Физкультминутка

— Наклоняемся вперёд,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре-
Завертелись, закружились.
— Мы входим в лес,
Сколько здесь чудес!
Посмотрим вправо, влево,
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

3. Практический этап

Сейчас вы услышите аудиозапись «Два Мороза», ваша задача следить за текстом и читать за диктором.
– Какие слова, помогают понять, что это русская народная сказка?
– Удалось ли главным героям людей заморозить?
— Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы? (Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие-то качества характера)
— А что такое мороз? (Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой)
— Как нужно правильно одеваться, чтобы не замерзнуть в мороз (повторяем правила ТБ при морозах)
— А как в сказке представлены морозы? (Как живые существа, но только наделённые волшебной силой)
— Прочитаем сказку вслух. Будьте внимательны, после прочтения будем отвечать на вопросы.
— Назовите действующих лиц сказки. (2 мороза, купец, крестьянин)
— Найдите в тексте и прочитайте:
— Как решили позабавиться два Мороза?
— Куда едет купец? А крестьянин? (Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)

Работа в группах
1 группа – найти и прочитать, как был одет барин
2 группа – найти и прочитать, как был одет крестьянин
— Составьте сравнительную таблицу:

Тема рока

Крестьянин

Полушубок старый, заплатанный

Характеристика Братьев Морозов
— Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, так как его брату не справиться с дровосеком? (Знал).
— Из чего это следует? (Сразу согласился с его решением, при встрече в бороду посмеивался, был доволен.)
— Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?
(Хотел проучить его на собственных ошибках. Мороз Красный Нос совета не спрашивал, он был молод).
— Да, ребята, Молодость хороша, но не имеет опыта, поэтому не нужно пренебрегать советами старших.

Компоненты читательской ФГ:
Применение просмотренного чтения в процессе поиска нужной информации, анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного.
Интегративные компоненты ФГ:
Умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли

Познавательные УУД:
— находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
— строить речевое высказывание в устной форме;
— учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные УУД
— слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
— участвовать в коллективном обсуждении;
— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Регулятивные УУД
— принимать и сохранять учебную задачу;
— выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
— оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Регулятивные УУД
— осуществлять контроль деятельности;
— оценивать уровень владения учебным материалом;

Личностные УУД
— умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
— формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.
— адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
— самооценка на основе критерия успешности
Коммуникативные УУД
— аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4.2. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся
Заполните лист самооценки своих достижений по литературному чтению:

Источник

Конспект по литературному чтению 2 класс «Два Мороза»

специалист в области арт-терапии

Конспект открытого урока во 2 классе

Тема урока : Русская народная сказка «Два Мороза»

Цели и задачи урока:

1.Ознакомить детей с русской народной сказкой «Два Мороза»

2. Отработать навыки правильного, беглого, выразительного чтения.

3.Развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; логическое мышление.

I . Организационный момент.

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

-Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится с трудностями. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас внутри!

-Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.

II . Речевая разминка (слайд №2)

— Прочитайте медленно, что перед вами? (- скороговорка)

Зимним утром от мороза (Слайд)

На заре звенят березы.

-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?

-А теперь следующая скороговорка:

Иней лег на ветви ели ,(слайд)

Иглы за ночь побелели.

-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…

(Читают скороговорки в паре, по рядам, по очереди)

III. Проверка домашнего задания. (слайд №3)

Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

-Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза»

(Учитель оценивает ответы учащихся)

IV. Постановка целей урока.

1. Около села белая лошадка весела.(Метель)

2.Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.(Снеговик)

3.В обоих домиках темно,

А коль засветится окно,

Его починит мама. (Варежки)

4.Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Над миром пушинки. (Зима)

-Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)

—Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!»

И мы с вами сегодня будем читать русскую народную сказку «Два Мороза»

— Скажите, пожалуйста, а чем отличается сказка от других литературных произведений?

В сказках могут говорить звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

-А кто пишет сказки?

Сказки пишут авторы и составляет народ.

-Как называются сказки, которые сочинил народ?

Эти сказки называются народными.

-А как называются сказки, которые написали писатели?

Эти сказки называются авторскими или литературными.

Скажите, а что побеждает в сказках?

-А на какие группы можно разделить все сказки?

Волшебные, бытовые, о животных.

-Сегодня мы с вами будем знакомиться с волшебной сказкой «Два Мороза».

— Как вы думаете, о чём нам расскажет эта сказка
— Кто в этой были главные действующие лица?
— Какие события могут происходить здесь?

VII . Организация познавательной деятельности

— Откройте с.199 и с. 201 и рассмотрите иллюстрации.

— Кто изображен на 1 илл.?

-Посмотрите, как одет этот человек?

— Кто изображен на 2 илл.?

— А как этот одет человек?

— А каких людей труднее заморозить? Мнения разделились) еще…

— В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу

Бубенчи к – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

А теперь откройте учебник и внимательно послушайте эту сказку и скажите, кто действующие лица этой сказки.

После чтения каждой части я предлагаю вам следующие задания:

 задаю по содержанию сказки вопросы

1) Чтение 1 части (читают вслух хорошо читающие ученики)

— Где гуляли братья Морозы?

— Что предложил один брат другому?

— Как вы думаете, что будет дальше?

2) Чтение 2 части (читают вслух хорошо читающие ученики)

— Что услышали братья во время прогулки?

— Кто ехал с колокольчиками, а кто с бубенчиками?

— Какую забаву придумали Морозы?

— За кем побежал каждый из братьев?

— Как вы думаете, удалось ли братьям Морозам заморозить купца и дровосека.

3) Чтение 3 части учителем.

— Кто и почему выиграл спор?

1. Кто и почему выиграл спор? Старший брат – Синий нос должен был заморозить купца. На нем были теплые вещи, шуба и валенки. А младший решил схитрить и выбрал дровосека. Он решил, что дровосек очень легко одет, поэтому заморозить его будет очень просто. Однако он не учел, что дровосек делал много работы: рубил дрова, бегал. А купец только и делал, что сидел в санях. А если не двигаться, то замерзнуть можно намного быстрее. Поэтому спор выиграл старший брат, который с легкостью заморозил глупого купца

4. Первичное закрепление.

Стадия «Осмысление» (продолжение) Приём ТРКМ «Кластер». Работа в группах. Работа с текстом: (слайд)

— Назовите героев сказки. (Мороз Красный нос, Мороз Синий нос, купец, крестьянин)

— Я предлагаю составить по группам характеристику каждого из героев, показать отношение автора к ним.

1 группа: составить характеристику на Мороза Красного носа;

2 группа: составить характеристику на Мороза Синего носа;

3 группа: составить характеристику на купца;

4 группа: составить характеристику на крестьянина.

любит баловаться, старший брат,

опытный, выдумщик, фантазёр.

любит баловаться, молодой,

младший брат, глупый, неопытный.

Бедный (жалеет), трудолюбивый, сообразительный, худой, физически развит, делает всё сам, (автор сочувствует, любит)

Богатый, толстый, ленивый, неповоротливый, всё за него делают другие, привыкший жить на готовом.

5. Работа с текстом по учебнику. Работа в парах.

Какие художественные приёмы использует автор для создания яркого, художественного образа? Найди в тексе и прочитайте. ( Олицетворение: гуляют по чистому полю, забавляются, разговаривают, бегут, с ноги на ногу подпрыгивают, по ёлкам, по сосёнкам пощёлкивают, слышат, встречаются друг с другом, посмеиваются, похлопывают рукавицами, кряхтят, ёжатся, удивляются, забираются в шапки, сапоги, качают головой.

Какой пословицей заканчивается сказка?

«Топор лучше шубы греет.»

-Как вы понимаете эту сказку?

-( Физический труд, работа помогали во все времена выжить человеку в сложных условиях. Именно по труду судят о человеке, каков он.)

Работа над пословицами. (На столах карточки с пословицами) ( слайд)

— Соберите пословицы из частей, соедините части пословиц стрелками.

Мороз не велик, так не сиди на печи!

Где тепло, в большой мороз.

Хочешь есть калачи, да стоять не велит.

У работающего в руках тут и добро.

Береги нос дело огнём горит.

5. Соотнеси пословицы со смыслом сказки. Мороз не велик, да стоять не велит. Смысл этой пословицы в том, что даже если ты тепло одет и на улице не сильно холодно, все равно не нужно стоять. Следует двигаться, и тогда не будет холодно. То есть при движении кровь разгоняется по организму и человек согревается.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Если ничего не делать, то можно так и просидеть, как купец. Мало того, что замерзнешь, так и дров нет. А этими дровами дровосек может растопить печь и приготовить еду. То есть дровосек будет добрым, потому что в тепле и сыт. А купец замерзнет и проголодается.

IX . Подведение итогов урока

— Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

— Что поучительного хотел передать народ своим детям?

(- Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями. )

С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

-О чём рассказывается в этой сказке?

-Так чему учит нас сказка «Два Мороза»? ( Человеку, который трудится, никакая беда не страшна

Источник

Читайте также:  Рассказ о народах россии во второй половине xvi в
Познавательное и интересное
Барин