Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Сивка-Бурка, с. 13 – 14
Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017
Ответы к стр. 13 – 14
Читать сказку “Сивка-Бурка”
17. Раздели текст сказки на части. Озаглавь их.
1. Поимка вора.
2. Сивка-Бурка, вещий каурка.
3. Царская дочь Елена Прекрасная.
4. Три попытки.
5. Заветный перстень.
18. Отметь качества, которые помогли Иванушке обрести счастье.
зависть трусость
V доброта жадность
V упорство V находчивость
V смелость V сообразительность
жестокость V умение исполнить порученное дело
заносчивость
19. Рассмотри в учебнике (с. 57) портреты художников В.М. Васнецова и В.Я. Билибина. Составь рассказ об одном из них, запиши план рассказа. В рассказе используй следующие слова:
годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. “Богатыри”.
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов – “первопроходец”.
Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) – один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку – вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи – жития святых, притчи и другие произведения. “Я всегда только Русью и жил”, – вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для “Собрания русских пословиц” этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. “Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались”, – позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: “Пословицы русского народа” В.И. Даля (1861-1862), “Народные русские сказки” А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз “Богатырей” (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою “грезу” об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся “Богатыри”. В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое “капитальное” произведение – “Богатыри”. Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из “Богатырей” Васнецова.
“Изумительный труженик”, “большой умник и разумник”, Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой “символ веры” через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли “первопроходцем”.
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.
20. В книге сказку может украсить палех. Прочитай.
Палехская миниатюра – вид народной миниатюрной живописи; исполняется темперой на изделиях из папье-маше, покрытых чёрным лаком. Этот вид народного искусства появился в начале двадцатого века в посёлке Палех Ивановской области. Он возник на основе иконописного промысла, развивавшегося в этом месте несколько столетий.
Темпера – 1. Краски, растёртые на эмульсии (натуральные эмульсии – цельное яйцо, желток, соки растений). 2. Картина, выполненная такими красками.
21. Вспомни и запиши признаки сказки.
1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения..
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.
22. Какие волшебные предметы ты знаешь? Напиши.
Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, свисток, гусли, рожок, яйцо, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа, стрела, пёрышко, вёдра, печь, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга, клубок ниток, волшебная иголочка, кольцо, огниво, живая и мёртвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб.
23. Чему нас учат сказки? Приведи пример.
Как составить план к сказке «Сивка-бурка», 3 класс?
План сказки я вижу таким:
План к русской народной сказке «Сивка-бурка» может быть такой:
Тоже была удивлена количеством вариантов сказки. Попробую дать свой вариант плана сказки Сивка-Бурка.
Полагаю, есть несколько вариантов сказки «Сивка-бурка». Составлю план сказки для другой интерпретации:
В поле с пшеницей завелся вор.
Караул братьев (или Как старшие братья уходили вора ловить, да всю ночь просыпали);
Иван-дурачок и Сивка-бурка, парень жалеет коня и отпускает его (или Иван-дурачок ловит коня, но тот просит отпустить его);
В доме смеются над рассказом Ивана;
Иван-дурачок едет смотреть на Елену Прекрасную, не доскакивает до нее на Сивке-бурке три полена;
Иван-дурачок едет снова к Елене Прекрасной, не доскакивает два полена, получает от нее перстень;
Иван-дурачок снова собирается к Елене Прекрасной и прячется за печкой.
Елена Прекрасная узнала в Иване-дурачке своего жениха
Русская народная сказка «Сивка-бурка» для учащихся третьего класса понятна, но пересказывать ее легче будет по плану.
Попробуем составить понятный план к этой сказке:
1). Рассказать, кто жил в семье старика-отца.
2). Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.
3). Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам.
4). Старшие браться проспали вора. А Иванушка-дурачок вора изловил.
5). Вором оказался удивительный конь необычайной красоты и силы. Описать коня.
6). Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.
7). Царский указ, что царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с ее руки.
9). И только на третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал ее.
10). Царский пир, на котором царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это ее суженый.
В самом деле вариантов этой сказки несколько, но мне больше нравится тот, где отец умирает, а Ивану приходится три дня ездить во дворец.
План сказки «Сивка-бурка»:
План к сказке Сивка-бурка выглядит так.
1/ Семья Ивана-дурака(рассказ ать о братьях и отце, кто чем занимается).
2/Проблемы на поле (появился воришка)
3/ Дежурства братьев( что случилось у каждого брата)
4/Иван-дурак едет во дворец.
5/ Царский пир( где царевна узнает свой перстень и Иван становится красавцем)
Мой вариант плана к Русской народной сказке «Сивка-бурка»:
Краткий план сказки Сивка-бурка.
________________ _________________ ____________
Думаю, этот план выражает и озаглавливает основные части этого произведения.
Вовремя одной прогулки муми-тролли нашли шляпу.
Все муми-тролли начали носить шляпу по очереди, но у старшго начанала болеть голова, когда он одевал шляпу. Поэтому шляпа превратилась в ведро
2.Новое приспособление шляпы
Как-то раз после обеда бросили туда скурлупу от яиц и из шляпы появились облка, на которы можно кататься.
Однажды в игре прятки самый маленький муми-тролль спрятался в шляпу и стал чудовищем.
Семья понимает что шляпа волшбная и ршают победить свего главого врага- муравьиного льва. Они заманивают звря туда и он становится малньким ежом.
5.Победа над врагом
Как писать план к рассказу «Братья Львиное Сердце». Когда произведение прочитано, то правильно составить план не составит труда.
Краткое описание читаем >> здесь.
Я предлагаю выделить следующие пункты, чтобы сделать устный пересказ или написать сочинение по сказке А.Линдгрен Братья Львиное Сердце:
1) От чьего имени ведётся рассказ и почему писательница выбрала этого героя рассказчиком истории;
2) Какой мы видим семью братьев. Их отношения между собой и с другими действующими лицами;
3) Какими показаны главные герои — Юнатан и Карл. Какими чертами характера они обладают. В чём их различия и схожесть;
4) Опишите трагические события, произошедшие в семье двух братьев;
5) Откуда братья узнали о волшебной стране Нангияла и чем она особенна;
6) Как братья попали в волшебную страну, где поселились. Какая там природа, жители;
7) С какими трудностями встретились братья. Какой стала их новая жизнь;
8) Что за события сделали Юнатана и Карла — обладателями звания «Львиное сердце». Что сказочного в характерах двух братьев;
9) Как Юнатан стал освободителем. Откуда братья узнали о Нангилиме;
10) Чему учат нас образы героев;
11) Где на ваш взгляд здесь вымысел, а где правда. Какая главная идея этой фантастической повести.
О «главной мысли» и своё впечатление от прочитанного я написала >> здесь.
«Сивка-Бурка» читательский дневник
«Сивка-Бурка» – увлекательная сказка о приключениях Ивана и его верного друга – волшебного коня Сивки-Бурки. Вместе им удалось доказать, что Иван достоин стать суженым прекрасной царевны.
Краткое содержание «Сивка-Бурка» для читательского дневника
ФИО автора: Русская народная сказка
Название: Сивка-Бурка
Число страниц: 24. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Издательство «Речь». 2015 год
Жанр: Сказка
Год написания: Середина XVIII века
Главные герои
Иван – в семье считался дураком, но на самом деле оказался умным, хитрым и настойчивым юношей.
Старшие братья Ивана – высокомерные, заносчивые, ленивые.
Отец Ивана – старик, простой крестьянин.
Царевна – молодая, красивая царская дочь, мудрая и справедливая.
Сивка-Бурка – волшебный конь, ставший верным товарищем Ивана.
Сюжет
У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.
Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.
Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.
Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.
Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.
План пересказа
Главная мысль
Для того, чтобы достичь успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.
Чему учит
Учит не судить о других по внешнему виду, исправно выполнять свою работу, не лениться, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.
Отзыв
Несмотря на то, что все считала Ивана дураком, он смог добиться того, о чем другие даже не мечтали – поймать и приручить волшебного коня, и с его помощью взять в жены прекрасную принцессу.
Рисунок-иллюстрация к сказке Сивка-бурка.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как Иван настойчиво добивался руки царевны. Он не остановился после первой неудачи, и прыгал на Сивке-Бурке до тех пор, пока не снял с руки царевны перстень.
Читательский дневник по русской народной сказке «Сивка-Бурка»
Название произведения: «Сивка-Бурка»
Главные герои: Иван, Сивка-бурка.
Второстепенные герои: братья Ивана, царь, царевна.
Характеристика главных героев:
Иван — младший брат.
Получил награду от коня за своё отношение.
Ловкий и находчивый.
Сивка — добрый конь, могучий, верный, всё может.
Характеристика второстепенных героев:
Старшие братья — ленивые и наивные.
Считали себя умнее и лучше младшего брата.
Царь — властный, справедливый.
Царевна — придирчивая, но верная.
Краткое содержание сказки «Сивка-Бурка»
Иванушку, младшего брата, старшие не принимали всерьёз.
Но именно он поймал великолепного коня, который топтал пшеницу.
Сивка стал служить Ивану, а братья всё ещё считали его дураком.
Когда царь объявил о скорой свадьбе, братья поехали в город.
Иван превратился в молодца и прискакал к терему на Сивке.
Он чуть-чуть не допрыгнул до царевны, но отхлестал братьев.
На второй раз Иван ещё ближе подобрался к царевне.
А на третий поцеловал её и сорвал перстень.
Царь устроил пир, на который пригласили всех.
Царевна лично обходила гостей и искала того, кто её поцеловал.
Она заметила перевязанную кисть у Ивана и потребовала показать пальцы.
Иван показал перстень, и царевна вышла за него замуж.
План сказки:
1. Старик и трое сыновей.
4. Договор с Сивкой-буркой.
5. Царевна в тереме.
6. Три попытки Ивана.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Сивка-Бурка»:
Главная мысль сказки в том, что успех приходит к ответственным и сообразительным людям.
Основная идея сказки в том, что животных нужно любить, чтобы они помогали человеку.
Чему учит сказка:
Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Учит не хвалиться и не считать себя лучше других.
Учит быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Краткий отзыв по сказке «Сивка-бурка»
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто недооценивают других и от этого возникает путаница и недопонимание.
Братья считали Ивана дураком, но тот был себе на уме.
Он честно трудился, не отлынивал, не спал, когда надо было сторожить.
И за это получил награду — стал зятем царю.
Это очень интересная сказка, которую я отношу к жанру волшебных.
В ней есть сказочное существо и волшебные превращения.
Мне очень понравился Иван своей хитростью и умению притворяться.
Он много лет делал вид, что дурак, но на самом деле просто не хотел лишней ответственности.
Многие мои знакомые поступают точно также и сейчас.
Но никто из них никогда не станет царевичем или царевной.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не важно, что о тебе думают другие.
Важно то, кем ты являешься на самом деле.
И помнить о том, что неожиданность — половина успеха.
Пословицы к сказке:
Кому счастье, а кому и нет ничего.
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
Добившись удач, об этом не судачь.
Смелость города берёт.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Были хороши молодцы, а один лучше всех — с разлёту на коне царевну в уста поцеловал.
Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.
Иван сидит за трубой и говорит:
— Да не я ли это был?
Братья на него рассердились:
Урок чтения по теме: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СКАЗКИ «СИВКА-БУРКА». ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ
специалист в области арт-терапии
Урок 10. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений
( учебник, с. 40–45, рабочая тетрадь, с. 25–26 )
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам
научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план
познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками;
регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки;
коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
проявляют интерес к литературному чтению
Образовательные ресурсы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В. Васнецова к сказке «Сивка-бурка»; аудиосказка «Сивка-бурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?
Проверяет готовность к уроку.
– А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готов-
Владеют навыками психологической
Мы – умные! Мы – дружные!
Всё у нас получится!
ность к уроку: наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, остро отточенного простого карандаша, ластика
и эмоциональной настроенности на работу на уроке, организации рабочего места
II. Актуализа-ция опорных знаний
Организует беседу, выявляющую знание текста сказки.
– На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бур-ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы.
– Сколько сыновей было у старика?
– Как звали младшего сына?
– О чем просил старик сыновей?
– Как выполнили просьбу отца сыновья?
– Кем была Елена Прекрасная?
– Чем закончилась сказка?
Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме.
– Сторожить пшеничное поле и поймать вора.
– Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку.
Умеют слушать в соответствии с целевой уста новкой. Выделя ют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче
III. Постановка учебной
– Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке.
– Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу
Формулируют учебную задачу
Принимают
и сохраняют учебную цель
IV. Работа над составлением плана текста.
Организует работу над составлением плана текста.
– Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку.
План помогает излагать мысли последовательно.
Слушают объяснение учителя.
Анализируют, делают выводы. Осознан
– Прочтите алгоритм работы над составлением плана:
• выдели основные части и определи, о чем в них говорится;
• назови каждую часть по её главной мысли;
Читают алгоритм работы над составлением плана текста.
но и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное.
1. Работа над
1-й частью «Встреча с вол-шебным конем».
– Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки?
– Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении.
Анализируют совместно с учителем.
Выразительно читают. Строят понятные для окружа-
Слушают собеседника. Формулируют свою точку зрения и по-
– Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора.
Находят в тексте и зачитывают начало и конец части.
– Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части,
и записать в столбик пункты плана. Они помогут излагать мысли по порядку.
Распределяют в нужной последовательности подготовленные заранее опорные таблицы:
1. Крестьянская семья.
2. Вор на пшеничном поле.
3. Неожиданная встреча.
2-й частью «Царский указ».
После обсуждения запи-
сывают на доске и в тетради составленный план 2-й части:
2. Насмешки старших братьев.
3. Помощь Сивки-бурки.
Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Договариваются
и приходят
к общему мне-нию при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте.
Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова.
Совместно с учителем составляют план пересказа 3-й части:
1. Перстень царевны.
Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки
Пересказывают «по цепочке», опираясь на план, взаимодействуют с учителем
речевые средства для решения коммуникативных
Организует работу по своему усмотрению, исходя из уровня подготовки учащихся.
Предлагает выполнить задания в рабочей тетради, с. 28–29, с. 31
Выполняют задания
в рабочей тетради.
Принимают
и сохраняют учебную задачу. Планируют и контролируют учебные действия. Осуществляют самоконтроль
VI. Домашнее задание
Объясняет суть домашнего задания.
1. Самостоятельный пересказ по составленному плану.
2. Рабочая тетрадь, с. 28 (признаки волшебной сказки)
Слушают, задают уточ-няющие вопросы
Осознают
и принимают учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия
Организует работу по формированию самооценки.
– Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится?
– Оцените, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:
Оценивает работу класса, поощряет наиболее отличившихся учащихся
Отвечают на вопросы учителя.
– Учились правильно составлять план пересказа текста.
Оценивают свою работу на уроке
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности