Различия русских и казахских сказок

Сказки

Воспитательное значение русских и казахских сказок

Цель работы: показать значимость воспитательной роли сказок в процессе развития и становления маленького человека, провести сопоставительный анализ русского и казахского сказочного фольклора, структурный анализ русских и казахских сказок.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное значение русских и казахских сказок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ученицы 7 «Ә» класса

русских и казахских сказок

НАПРАВЛЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАХСТАНА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ

СЕКЦИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

РУКОВОДИТЕЛЬ: АБИЛЬДАЕВА К.М. — доцент кафедры

филологии и перевода, кандидат

педагогических наук Актюбинского

университета им. С.Баишева

РУКОВОДИТЕЛЬ: Есалина А.К. ─ учитель русского языка

и литературы гимназии №51

1. Сказка как учебник жизни ……………………………………………………

2. Нравственное воспитание детей ………………………………………… 11

3. Воспитательное значение сказок …………………………………………… 13

5. Сопоставительный анализ сказок о животных ……………………………. 16

Список использованной литературы ……………………………………… 21

Тема: Воспитательное значение русских и казахских сказок

Цель работы: показать значимость воспитательной роли сказок в процессе развития и становления маленького человека, провести сопоставительный анализ русского и казахского сказочного фольклора, структурный анализ русских и казахских сказок.

Исследование позволило прийти к определённым выводам. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а, следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает. Цель казахских и русских сказок одна — воспитание добрых, порядочных, смелых, отзывчивых и умных детей. Сказки несут и воспитательное значение для взрослых. Так как в самом раннем детстве сказки читают малышам их родители, и идея сказки заставляет задуматься и взрослых. Проанализировав казахские и русские сказки, мы пришли к следующим результатам: структура казахских и русских сказок идентична: постановка проблемы, развязка сюжета и концовка, имеющая воспитательное значение.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на уроках внеклассного чтения и литературы в качестве спецкурса.

Объект исследования: русские и казахские фольклорные сказки.

Предмет исследования: общие и специфические характеристики русских и казахских сказок.

Материал исследования: оригинальные тексты русских и казахских фольклорных сказок.

Тема нашей работы: «Воспитательное значение русских и казахских сказок». Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок А.Н. Афанасьев: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел».

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.

В процессе исследования выяснили, что в сказке представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Значение сказок не ограничивается только воспитательным воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. В силу отмеченных выше педагогических особенностей сказки по праву стали учебником жизни.

1. Сказка как учебник жизни

Сказка представляет собой один из основных фольклорных жанров. Сказка отображает нечто вымышленное, придуманное и поэтому она интересна, увлекательна и занимательна не только для детей, но и для взрослых. Согласно исследованиям, слово «сказка» было засвидетельствовано в письменных источниках от слова «казать». Сказка означала перечень, список, точное описание. Современное значение сказка приобретает уже с XVII—XIX веках. Ранее использовалось слово баснь, а до XI века — кощуна.

Читайте также:  Расскажи об основных событиях сказки о рыбаке и рыбке

«Русские и казахские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, они учат доброте, взаимовыручке, любви к Родине».

Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. Прежде всего, это народность. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе и творчестве и т. д. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.

Сказки пробуждают у слушателей множество ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо.

Следует отметить ярко выраженный дидактический характер сказок. Все сказки поучительны, назидательны, как правило, они утверждают какую-то моральную истину. В некоторых сказках нравственные идеалы настолько сильно и выпукло выражены, что слушающего больше захватывают именно действие и нравственные поступки персонажей, нежели художественный идеал сказки.

Сказки развивают в ребенке ценнейшее качество — творческое воображение. Еще К. С. Станиславский заметил: «Когда народная фантазия создала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах. Фантазия, как и воображение, необходима художнику».

Фантазия и воображение особенно нужны ребенку. Слушая, рассказывая, сочиняя собственную сказку, дети выдумывают, воображают, создают образы, близкие жизненным ситуациям, в которых непременно побеждает трудолюбие, честность, справедливость.

Часто в народных сказках в качестве главных персонажей действуют животные — лошади, верблюды, козлята, овцы, беркуты, что связано с условиями материальной жизни общества. В образе домашних животных, которые, как правило, очеловечены, народ в аллегорической’ форме высмеивает и осуждает людские пороки и недостатки. Любовь к животным воспитывают сказки, в которых животные выступают помощниками человека.

Значение сказок не ограничивается только воспитательным воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. К. Д. Ушинский писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя — народ рассказывает детям свои грезы и, по крайней мере, на половину сам верит в эти грезы».

Не случайно выдающиеся деятели литературы и искусства и сегодня настойчиво рекомендуют широко использовать народные сказки в воспитании молодого поколения.

Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели — К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Чингиз Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка — это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества». В своем творчестве он широко использует возможности народной сказки (повесть «Белый пароход»).

Современный детский писатель Р. П. Погодин с огромной эмоциональной силой показывает роль сказок в жизни ребенка: как источника познания, как средства привития любви к людям и природе, как способа приобщения детей к заботам и делам взрослых. В статье «Кодекс чести мальчишек» он писал: «Малыша окружает мгла, темень непознанного. И чтобы мгла эта была не такой страшной, чтобы помочь малышу, народный гений от веку использовал сказку с ее очень важным в деле воспитания принципом — торжеством справедливости. Ребенок одушевляет всё, что видит, всё, к чему прикасается, и не только одушевляет, но и наполняет нравственным содержанием. Мысль ребенка неотделима от его души. Со сказки о цветке, о зайце начинают завязываться отношения между размышляющим человеком и животворящей природой. Еще не повидав зайца, ребенок уже знает о нем из сказки, и не как о возможной заячьей шапке, а как о существе, с которым можно разделить сомнения, слезы и одиночество. Научась любить окружающий его мир с помощью матери, с помощью сказки, с помощью песенки, мультфильма, малыш стремится помочь этому миру, соучаствовать в его заботах, сострадать в его бедах».

Читайте также:  План по самообразованию воспитателя детского сада средняя группа по сказкам

Слова сказок постоянно живут в детском сознании. «Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, содержащие фантастическую картину, — писал В. А. Сухомлинский.— Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок». Он не только признавал необходимость использования сказок в обучении и воспитании, но и стоял за создание детьми собственных сказок, видя в этом действенное средство развития их творческого воображения и логического мышления.

С чувством исполненного долга В. А. Сухомлинский отмечал: «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, — значит, можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить». Анализируя собственный опыт, он особо подчеркивал значение сказок в патриотическом воспитании учащихся, без колебания утверждал: «Сказки воспитывают любовь к родной земле уже потому, что они творение народа».

Рассматривая сказку как учебник жизни, можно сделать некоторые выводы. Дети не могут жить и расти без сказок. Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей. «Что за прелесть эти сказки! Каждая — поэма!» — восклицал А. С. Пушкин. Сказки развивают творческую фантазию детей, прививают им умения и навыки самому придумывать сюжеты, версии, выражая «… изумительную способность нашей мысли заглядывать далеко вперед фактов» (М. Горький).

Педагогическая особенность сказок — в их занимательности. Ю. М. Соколов, записавший 163 сказки от 47 сказочников, считает, что сказка, «прежде всего, как и всякое художественное произведение, стремится удовлетворить естественную потребность человеческой души в развлечении, отвлечении от окружающих забот и тревог, желание побыть в мире образов, созданных художественной мыслью. Сказка отвечает требованию занимательности».

В силу отмеченных выше педагогических особенностей сказки по праву стали учебником жизни.

2. Нравственное воспитание детей

В сказке представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности».

Основоположник этнопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. В этом – бессмертие человечества. В этом вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Сказочная страна, как скатерть-самобранка, которая выставляет всё самое лучшее, что народ готов передать своему юному поколению.

Каждый народ по-своему выражает то видение мира, которое сложилось веками. Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают, прежде всего, национальные социальные и традиционные устои своего народа. Эти герои не похожи друг на друга.

Сказка играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Ер-Тостике, Алпамысе, Кобланды-батыре, Камбар-батыре учат детей преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причём идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребёнка.

Следует обратить внимание и на морфологические особенности сказок. Обычно их условно делят на сказки с чудесным волшебным содержанием, сказки бытовые, сказки о животных. Фантастические сказки обычно имеют сюжеты о герое невероятной силы и смелости, о мудрой красавице, об обладателе волшебного талисмана и т. д. В бытовых сказках повествуется о реальных событиях, об острых социальных противоречиях, высмеивается жадность, глупость, зависть, одобряются доброта, правдивость, честность и другие нравственные качества человека. Животные в сказках обычно очеловечены и нередко в аллегорической форме выражают различные отношения окружающей действительности.

Читайте также:  Рассказ рождественская ночь станюкович в сокращении

Сказки прививают детям самые благородные нравственные качества, ибо «сказки — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине» (В. А. Сухомлинский). Поэтому каждый должен рассказывать детям сказки и рассказывать так, «будто сам всё видел» (Ч. Айтматов)

3. Воспитательное значение сказок

В народной сказке присутствует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, П.П.Ершовым, К.И.Чуковским, а так же современными писателями, как Казахстана, так и зарубежными.

До определённого возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. Читая книги, дети попадают в мир увлекательный, красочный и яркий, развивают фантазию, мышление и творчество. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни «Как мужик гусей делил», наставляла к добру и справедливости «Мороз Иванович», мужеству и героизму «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», любви и долгу. В сказке «Мужик и водяной» воспитание в том что нельзя лгать. Первый мужчина не врал и сказал правду. За это он получил три топора. А второй солгал сразу же. И он не получил золотого топора. Да что там о золотом он не получил и своего топора. Так что врать НЕЛЬЗЯ.

Детям рекомендовано читать русские народные сказки даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как лень «Старуха, дверь закрой», жадность «Морозко», упрямство, трусость, зависть и напротив одобрять трудолюбие «Хаврошечка», верность, смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо.

Сказка играла огромную воспитательную роль. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей несправедливости, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить людей.

Сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В народной сказке присутствует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык.

Сказки и былины о храбром батыре Ер-Тостике, Алпамысе, Кобланды-батыре, Камбар-батыре учат детей преодолевать препятствия.

А сказка «Мақтаншақ қыз» в переводе с казахского «Хвастливая девочка» она тоже к чему то учит. Эта девочка много хвасталась и не могла выйти замуж. И как то раз она похвасталась что она очень хорошо делает ковры. И ей сказали если она сделает ковёр то её возьмут в жёны, а если нет то ей срубят голову. Но к счастью ей помог злой волшебник-паук. Поэтому хвастаться тоже НЕЛЬЗЯ.

Мы думаем, что русские и казахские сказки многому учат. Ведь без этих сказок мы бы не знали, что такое хорошо, а что такое плохо. И наша жизнь была бы скучнее.

Источник

Познавательное и интересное