Размазня какой проблеме посвящен этот рассказ

Сказки

Анализ рассказа Чехова «Размазня»

А. П. Чехов известен короткими юмористическими историями, в которых высмеивает различные человеческие пороки. В его творчестве незначительные эпизоды из жизни поднимают многие серьёзные нравственные вопросы. Анализ «Размазни» Чехова показывает, что в этом рассказе на примере небольшой ситуации автор порицает излишнюю слабохарактерность главной героини и её неспособность дать отпор власть имущим, что позволяет и ей, и читателям вынести для себя урок.

История создания

Произведение «Размазня» Чехов написал в 1888 году, оно было впервые опубликовано 19 февраля того же года в журнале «Осколки», № 8. Это тот период, когда писатель начал отходить от «мелких» работ в жанре юморески и переходить к более серьёзным и сложным рассказам с тонким психологизмом.

Прототипы персонажей неизвестны, но в то время на месте робкой и забитой гувернантки могла оказаться любая девушка без средств, вынужденная работать. Автор передал характерные черты переходного периода, когда многие люди, а особенно женщины, ещё в полной мере не осознавали свои права трудящегося человека и не умели их отстаивать. Они покорно сносили всю несправедливость от господ, считая, что не имеют права голоса.

Чехов всегда старался дать произведению название, которое бы отражало его главную мысль, было простым, понятным и ёмким. Изначально он хотел назвать рассказ «Жестокий урок», но посчитал его довольно сложным. Вторым вариантом было «Гувернантка», но оно не в полной мере отражало его смысл. В итоге он выбрал для названия слово, лучше всего характеризующее главную героиню — «Размазня».

Краткое содержание

Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.

Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.

После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».

Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.

Таким образом, можно выделить проблемы, затронутые в произведении:

Все эти проблемы актуальны и по сей день: в настоящее время некоторые люди тоже боятся отстаивать свои права перед кем-либо, кто имеет большее влияние и силу, чем они сами.

Произведение заканчивается восклицанием рассказчика: «Легко на этом свете быть сильным!». Но, если посмотреть с другой стороны, сильный никогда не будет потешаться над слабым, не станет своими экспериментами и суровыми нравоучениями ставить себя выше других.

Кроме того, хозяину дома легко порицать героиню и принуждать её быть сильной, ведь сам он, будучи состоятельным, вряд ли сталкивался с такими жизненными трудностями, с какими сталкивалась она.

Главная идея произведения — нужно уметь отстаивать свои права, не молчать, не сносить обиды, а иметь характер и чувство собственного достоинства. Если «маленький человек» не будет этого делать, то только внесёт свою лепту в произвол этого мира, основанный на безнаказанности.

Источник

«Размазня» — анализ рассказа Антона Павловича Чехова

Тема маленького человека находит отклик в творчестве русских писателей на протяжении всего XIX века. Прослеживается она и в рассказе «Размазня» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет учащимся 7 класса глубже вникнуть в замысел писателя, получить навыки аналитического чтения и беседы-дискуссии, научиться рассуждать и логически мыслить. Все это поможет в написании сочинения и подготовке к ЕГЭ.

Краткое содержание

Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.

В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.

Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.

Не смея возразить и не оправдываясь, испуганная Юлия Васильевна начала благодарить за одиннадцать рублей, которые в результате подсчетов были начислены ей вместо положенных восьмидесяти. Хозяин, возмущенный такой жертвенной безропотностью, признается в розыгрыше и отдает девушке заранее приготовленный конверт с ее полным жалованьем.

Главные герои

При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.

Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).

Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.

Хозяин считает себя сильным человеком, полагая, что статус и деньги позволяют ему это. Но беда его в том, что на самом деле сильный человек никогда не обидит и не унизит слабого.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

Гувернантку Юлию Васильевну сильной не назовешь, так как она даже за себя постоять не сможет. Но у нее есть все предпосылки для того, чтобы стать такой. Ей только нужно победить свою слабость.

Изучение рассказа на уроке

При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

Читайте также:  Про что рассказ преступление и наказание

На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.

Источник

Краткое содержание

Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.

В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.

Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.

Не смея возразить и не оправдываясь, испуганная Юлия Васильевна начала благодарить за одиннадцать рублей, которые в результате подсчетов были начислены ей вместо положенных восьмидесяти. Хозяин, возмущенный такой жертвенной безропотностью, признается в розыгрыше и отдает девушке заранее приготовленный конверт с ее полным жалованьем.

Главные герои

При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.

Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).

Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.

Хозяин считает себя сильным человеком, полагая, что статус и деньги позволяют ему это. Но беда его в том, что на самом деле сильный человек никогда не обидит и не унизит слабого.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

Гувернантку Юлию Васильевну сильной не назовешь, так как она даже за себя постоять не сможет. Но у нее есть все предпосылки для того, чтобы стать такой. Ей только нужно победить свою слабость.

Изучение рассказа на уроке

При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.

Источник

Сочинение ЕГЭ по произведению Антона Чехова «Размазня»

Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги из зарплаты робкой женщины за каждый пустяк. Совершение таких поступков является непозволительным для порядочных мужчин.

Хозяин дома акцентирует внимание на том, что гувернантка разбила фамильную чашку, что по ее недосмотру Коля порвал свой сюртучок, зацепившись за сук. Чувство вины — один из способов для управления поведением людей. Если задеть эту струнку души,— считай, что человек находится в твоей власти, можешь требовать от него что хочешь.

Гувернантка Юлия Васильевна поначалу пытается отстаивать свои права и интересы, уточняя размер жалованья и количество прожитых дней. Но глава дома постоянно прерывает ее на полуслове: «У меня записано». На этом все ее попытки защитить свое достоинство прекращаются. Если человек молчит — это еще не означает, что у него нет собственного мнения. И даже тело бедной женщины всячески пытается сигнализировать о внутреннем несогласии: дрожащий подбородок, покрасневший наполненный влагой глаз, нервный кашель.

В этом рассказе автор затрагивает две основные проблемы: социальное и психологическое неравенство людей. Принадлежность к различным социальным классам и размер дохода становятся препятствиями на пути к выражению своего мнения гувернантки. Она осознает, что перечить вышестоящему на общественной лестнице человеку бессмысленно. Психологический аспект выражается во взаимоотношениях героев: хозяин демонстрирует чувство собственного превосходства, а Юлия Васильевна выступает в качестве жертвы. Возможно, бездействие и покорность героини — это отголоски с детства усвоенных от родителей норм: «Ты должна молчать. Твое мнение никого не интересует. Вот вырастешь, тогда и поговорим!»

В конце рассказа главный герой сознается, что его целью было преподать жизненный урок, пускай и в жесткой форме, научить ее «быть зубастой». Чехов с горькими нотками сочувствия замечает: «Легко на этом свете быть сильным»! Скорее всего, поучения хозяина не окажутся полезными для Юлии Васильевны, и в следующий раз она также безвольно и покорно будет воспринимать удары судьбы. Трудно разучиться быть беспомощной и слабовольной, прожив так большую часть своей жизни.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда↑ Чехов А.П.Анализ по рассказу Чехова Лошадиная фамилия →

История создания

Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.

Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

Читайте также:  Рассказ раскина как папа бросил мяч под автомобиль

“Размазня” Чехова – легко ли быть сильным?

Антон Павлович Чехов знаток человеческих душ. Рассказанные им простые и, казалось бы, незамысловатые истории из жизни обычных людей всегда заставляют задуматься о морально-этических проблемах общества.

Одну из таких историй можно прочитать в рассказе «Размазня». Этот короткий рассказ поднимает очень важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»

Рассказ был написан в 1888 году. В этот период своего творчества Антон Павлович начал переходить от работы над легкими юмористическими рассказами к созданию произведений с более серьезными темами.

Короткий рассказ «Размазня» первый раз был вышел в свет в юмористическом журнале «Осколки». История эта совсем не смешная, несмотря на то, что в ее основе лежит шутка.

Правда, шутка не добрая, а злая.

Краткое содержание рассказа «Размазня»

В рассказе описывается обычная бытовая сцена – выплата жалованья гувернантке.

Повествование начинается с того, что строгий и уверенный в себе хозяин дома вызывает в свой кабинет гувернантку, чтобы выплатить ей жалованье за два месяца. Однако он не отдает деньги сразу, а начинает долгие подсчеты, причем, не в пользу гувернантки.

Сначала он снижает ее жалованье с сорока до тридцати рублей в месяц. Гувернантка пытается слабо протестовать, но быстро соглашается с его безапелляционным аргументом: «У меня так записано».

Потом хозяин под разными предлогами вычитает из жалованья все больше и больше. Он изобретательно находит всевозможные причины для уменьшения выплаты.

Гувернантка оказывается виноватой и в том, что его сын Коля порвал сюртучок, и в том, что у его дочери Вари украли ботинки, и в том, что она не занималась с Колей, когда он заболел.

Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.

Гувернантка безропотно терпит издевательства – лишь выражение лица и нервный кашель выдают ее чувства.

Однако хозяину этого мало. Он удерживает деньги за праздники и выходные, потом приписывает гувернантке несуществующий долг и безжалостно вычитает и его. Гувернантка шепотом отказывается: «Я не брала». И на невозмутимое утверждение хозяина: «Но у меня записано!», сразу же соглашается: «Ну, пусть… хорошо».

В итоге, и без того маленькое жалованье, превращается в крохотное. И вместо восьмидесяти рублей хозяин выдает одиннадцать.

Растерянная гувернантка не возражает, берет деньги и даже вежливо благодарит за эти крохи.

Такое поведение очень злит хозяина. Он не выдерживает и начинает возмущаться тем, что его жертва так покорно принимает несправедливость. «Отчего вы не протестуете? … Разве можно быть такой размазней?» – восклицает он.

Не получив ответа на свой риторический вопрос, хозяин просит прощения за свою жестокую шутку и выплачивает жалованье полностью.

Гувернантка, не ожидая такой развязки, тихо благодарит и уходит. А хозяин, уверенный в том, что преподал своей подопечной важный жизненный урок, мысленно убеждает сам себя: «Легко на этом свете быть сильным!»

Герои рассказа «Размазня» – две противоположности

В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.

Хозяин жизни

Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.

Суть: о чем рассказ?

Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.

Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.

Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.

Сочинение по рассказу Чехова «Размазня»

В нашей жизни часто прослеживается противостояние сильных и слабых. Его сложно искоренить, однако всегда можно стараться оставаться человеком и не терять своего человеческого достоинства ни при каких обстоятельствах.
Тему человеческого достоинства поднимали многие писатели. Особенно ярко удается раскрыть образ униженного человека размазни Чехову, который как нельзя лучше понимал состояние униженных. В итоге писатель написал работы, где иногда лишь легкой тенью просматривается образ униженных людей, а иногда и со всей жесткостью.

Чехов Размазня сочинение

Одним из рассказов Чехова, который раскрывает наболевшие проблемы, стала его работа Размазня. Это был один из его первых рассказов, где Чехов стал поднимать серьезные вопросы и проблемы.

Так, создавая образы героев, Чехов раскрывает проблему человеческого достоинства, проблему притеснения слабых сильными.

Своим небольшим рассказом, где хозяин решил проучить гувернантку, выплатив вместо восьмидесяти рублей лишь одиннадцать, автор показывает читателю, как важно бороться с робостью и застенчивостью. Да, в итоге барин отдал полагаемые восемьдесят рублей, но мог этого и не сделать.

Мы бы увидели, как гувернантка покорно берет свои одиннадцать рублей и радуется этому немногому. Но это было бы несправедливо, и автор указывает на эту проблему. Слабым и застенчивым людям порой важно показать свой оскал. Если этого не делать, то их всегда будут обманывать и пользоваться их добротой.

Мы видим, как сильно возмущает Чехова такое поведение кислых и бездейственных людей. Это хорошо прослеживается в его рассказе Размазня, где автор устами работодателя восклицает: Отчего вы не протестуете? Хозяин хотел преподать урок гувернантке, да вот только пошел ли этот урок впрок? Скорее всего нет.

Что самое страшное, такие размазни есть и в наше время. Жизнь пытается сделать их сильнее и решительнее, да только большинству из них, чтобы вспомнить о своем человеческом достоинстве, будет жизни мало. Поэтому в рассказе Размазня Чехов обращается и к сильным людям.

Он хочет донести до них, как важно считаться со слабыми людьми, не пользоваться их нерешительностью, а напротив, важно их поддержать и помочь.

Размазня: краткое содержание

Сюжет и содержание рассказа Чехова Размазня начинается тем, что работодатель пригласил в кабинет гувернантку своих детей, чтобы оплатить ее работу. Звали ее Юля. Из текста мы понимаем, что девушка в доме работает два месяца и пять дней, и за работу она должна была получить по сорок рублей в месяц.

Однако работодатель своим напором постоянно исправляет слова девушки, утверждая, что договаривались они об оплате в тридцать рублей за месяц, а работает она полные два месяца. Именно так у него записано в блокноте. Получается, что он должен лишь шестьдесят рублей.

Однако он их не выплачивает, и продолжает вести свой подсчет.

Хозяин отнимает праздничные и выходные дни, дни когда болел один ребенок, и когда у гувернантки болели зубы. Девушка лишь молчала, и только слезы на глазах выдавали ее чувства.

Огласив, что в итоге получается сорок один рубль, работодатель не спешил их выплачивать. Он высчитывал за каждую проделку сына, за то, что девушка не доглядела, утверждал, что гувернантка у него взяла в долг.

Девушка сначала пыталась отрицать, но потом соглашалась и лишь молча слушала рассуждения работодателя.

Читайте также:  Рассказ о березе 2 класс окружающий мир короткие

В итоге хозяин насчитал одиннадцать рублей, которые и выплатил Юле. Девушка со слезами на глазах взяла деньги и поблагодарила своего благодетеля.

И ту мы видим возмущение хозяина. Он спросил, за что она его поблагодарила, ведь по сути он ее обобрал, ограбил. На это Юля ответила, что в другом месте ей и вовсе бы не заплатили.

Работодатель понимает, почему ее обманывали, пытается открыть глаза, вопрошая, разве можно быть такой размазней и кислятиной. Своим примером он хотел лишь преподать девушке урок, и по-честному выплатил положенные ей восемьдесят рублей.

Однако, заглядывая героине в лицо, он понимает, что из этой ситуации девушка выводов не сделала. Отдавая всю сумму хозяин подумал, как же легко быть сильным в этом мире.

Послушать рассказ

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Изучение рассказа на уроке

При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

Проблемы

Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишите о необходимости этого в комментариях.

Главные герои

При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.

Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).

Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.

Хозяин считает себя сильным человеком, полагая, что статус и деньги позволяют ему это. Но беда его в том, что на самом деле сильный человек никогда не обидит и не унизит слабого.

Основная идея

Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

Чему учит?

Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Сильный человек не сломается перед трудностями, но при этом будет идти до конца. Гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. В ней стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победить свою слабость. Такова мораль произведения.

Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

Автор: Полина Цимкина

Анализ рассказа Чехова «Размазня»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги из зарплаты робкой женщины за каждый пустяк.

Совершение таких поступков является непозволительным для порядочных мужчин.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Хозяин дома акцентирует внимание на том, что гувернантка разбила фамильную чашку, что по ее недосмотру Коля порвал свой сюртучок, зацепившись за сук. Чувство вины — один из способов для управления поведением людей. Если задеть эту струнку души,— считай, что человек находится в твоей власти, можешь требовать от него что хочешь.

Гувернантка Юлия Васильевна поначалу пытается отстаивать свои права и интересы, уточняя размер жалованья и количество прожитых дней. Но глава дома постоянно прерывает ее на полуслове: «У меня записано».

На этом все ее попытки защитить свое достоинство прекращаются. Если человек молчит — это еще не означает, что у него нет собственного мнения.

И даже тело бедной женщины всячески пытается сигнализировать о внутреннем несогласии: дрожащий подбородок, покрасневший наполненный влагой глаз, нервный кашель.

В этом рассказе автор затрагивает две основные проблемы: социальное и психологическое неравенство людей. Принадлежность к различным социальным классам и размер дохода становятся препятствиями на пути к выражению своего мнения гувернантки. Она осознает, что перечить вышестоящему на общественной лестнице человеку бессмысленно.

Психологический аспект выражается во взаимоотношениях героев: хозяин демонстрирует чувство собственного превосходства, а Юлия Васильевна выступает в качестве жертвы. Возможно, бездействие и покорность героини — это отголоски с детства усвоенных от родителей норм: «Ты должна молчать. Твое мнение никого не интересует.

Вот вырастешь, тогда и поговорим!»

В конце рассказа главный герой сознается, что его целью было преподать жизненный урок, пускай и в жесткой форме, научить ее «быть зубастой».

Источник

Познавательное и интересное