«Собаке Качалова» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, история создания, жанр, идея
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Собаке Качалова» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Собаке Качалова.
История написания – Стих написан в 1925 году, и посвящен Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.
Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.
Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.
Жанр – Философская и любовная лирика.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.
Метафоры – «бархатная шерсть», «бесшумная погода».
Эпитеты – «милая», «доверчивая».
Сравнения – «как пьяный друг».
История написания
Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин посвятил его псу своего приятеля, народного артиста ССС В. И. Качалова.
В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.
Пес Джим, которому Есенин посвятил свое стихотворение, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.
Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.
В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.
Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, «повыть при луне».
Описывая Джима, как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.
В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он извиняется перед любимой женщиной, той, что «что всех безмолвней и грустней». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне раскаивается за боль, которую ей причинил.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на три части.
Произведение написано в жанре философской лирики, в которой присутствует и любовная тематика.
Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.
Средства выразительности
Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.
Авто использует метафоры («бархатная шерсть», «бесшумная погода»), эпитеты («милая», «доверчивая»), сравнения («как пьяный друг»).
Стихотворение и анализ «Собаке Качалова»
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Краткое содержание
Скульптура «Собака Качалова». Есенинский сквер, Белгород
Есенин обращается к псу по кличке Джим, рассказывая ему обо всём, что давно мучает и наболело. Он говорит, что в жизни слишком много грусти, а надежды на счастье не осталось. Поэт объясняет Джиму, что они с ним очень похожи: в дом к хозяину собаки приходит множество гостей, в дом к поэту – тоже. Разница лишь в том, что в одном доме гости норовят погладить собаку, а в другом – хозяина. Отличие заключается в одном: жизнь научила поэта не лезть ко всем «гостям» с ответным дружелюбием. Есенин утратил чувство доверия к людям в отличие от пса, поэтому завидует ему.
В финале произведения Есенин просит Джима, чтобы он передал приветствие девушке, часто посещающей его хозяина. Поэт испытывает чувство вины перед девушкой, и просит собаку лизнуть ей за него с нежностью руку.
История создания
Произведение появилось в 1925 году, ставшим последним в жизни автора. В основу положены документальные события. Как-то раз, заглянув в гости к знаменитому артисту Василию Качалову, Есенин не застал его дома. Ожидая товарища, он успел найти общий язык с Джимом, собакой актёра. За часы ожидания пёс и поэт успели стать верными товарищами. Есенин неожиданно обнаружил в умной собаке идеального собеседника.
В это время поэт переживал сложный жизненный период: злоупотреблял алкоголем, находился в затяжной депрессии. Пережив множество любовных отношений, он так и не смог обрести собственного счастья. Свои эмоции Есенин вложил в эти стихотворные строчки.
Жанр, направление, размер
Жанровая принадлежность – философская и любовная лирика. С первого взгляда кажется, что это просто забавный диалог с четвероногим другом. Но, это ошибочное мнение: поэт ведёт глубокий философский разговор с собакой о жизненных ценностях. Он даже завидует псу в том, что ему недоступны человеческие страсти, он остаётся толерантным к чужому мнению.
Стихотворение написано любимым поэтическим размером Есенина – пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение делится на три смысловые части:
Образы и символы
В стихотворении представлена яркая образная палитра, помогающая раскрыть тему произведения:
Темы и настроение
Основное настроение – это чувство сожаления. Поэт тоскует и просит Джима дать ему лапу на удачу. Он буквально хватается за малейшую возможность обретения гармонии в собственной душе. В стихотворении представлено несколько тем:
Основная идея
Главная мысль звучит так: человек, на котором лежит вина за душевную боль другого человека, не способен обрести гармонию в жизни. Поэт просит Джима дать ему лапу на счастье – это служит явным указанием на сердечную грусть. Поэт отягощён осознанием собственной вины перед неизвестной нам дамой, поэтому он готов буквально завывать на луну, изливая этим парализующую его тоску.
Средства выразительности
Беседуя с Джимом, поэт применяет следующие средства выразительности:
При обращении к Джиму, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. В стихотворении много деепричастных оборотов.
Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Собаке Качалова» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Собаке Качалова.
История написания – Стихотворение написано в 1925 году, и представляет собой монолог, обращённый к Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.
Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.
Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.
Эпитеты – «бесшумную», бархатная», милая», «доверчивая».
Метафоры – «повоем при луне».
Сравнения – «как пьяный друг».
История написания
Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.
В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.
Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.
Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.
В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.
Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, « повыть при луне ».
Описывая Джима как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.
В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он раскаивается перед любимой женщиной, той, « что всех безмолвней и грустней ». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне просит прощение за боль, которую ей причинил.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на три части.
Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, в котором мысли и чувства лирического героя обнажены до предела.
Средства выразительности
Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.
Авто использует метафоры (« повоем на луну», ), эпитеты (« милая», «доверчивая », «бесшумная погода » «бархатную шерсть »), сравнения (« как пьяный друг »).
Краткий анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова» по плану
1. История создания
Стихотворение «Собаке Качалова» написано весной 1925 года, после дружеского визита Есенина к актёру Московского художественного театра Василию Ивановичу Качалову.
Этот выдающийся артист исполнял роли героев-интеллектуалов (Чацкого из «Горя от ума», Ивана из «Братьев Кармазовых»). Его любимец доберман Джим привёл поэта в абсолютный восторг.
Вот отрывок из воспоминаний Качалова об этой встрече:
«Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи.
Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошёл, увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.
Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».
Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».
Поэт сдержал обещание и опубликовал стихи, посвящённые четвероногому другу в газете «Бакинский рабочий» 7 апреля 1925 года, о чём сообщил Качалову запиской во время пребывания актёра на гастролях в Баку.
Тогда Есенин был болен и очень сожалел, что Василий Иванович не привёз с собой Джима, который бы непременно его исцелил.
Так, в свойственной ему манере, поэт выразил свою всегдашнюю любовь к братьям нашим меньшим.
2. Литературное направление
В период написания стихотворения Есенин формально отошёл от имажинизма и перешёл к реалистической манере письма.
Описание Джима соответствует духу реализма, но сам пафос этого послания – романтический.
3. Род
Стихотворение «Собаке Качалова» — это шедевр дружеской и любовной лирики.
4. Жанр
Небольшое лирическое стихотворение тяготеет к жанру дружеской беседы, а затем — послания.
Есенин не единственный раз использует приём передачи признания через посредника. Так, в его лирике встречается образ «девушки в белой накидке», «для которой был пёс почтальон».
5. Проблематика
Поэт поднимает проблему высочайшего доверия между двумя живыми существами, проблему подлинной дружбы.
Он доверяет Джиму великую тайну, рассказывая ему о своей потаённой любви и поручая попросить за прощения у любимой женщины.
6. Тематика
Основная тема произведения – влюблённость.
Есенин умел ценить каждое проявление жизни: ему нравились красоты природы, умные и нежные женщины, бескорыстно преданные человеку животные.
Поверяя Джиму своё восхищение, поэт посвящает его в любовную тайну, которая окончательно связывает их узами духовного родства.
В то же время это стихотворение об одиночестве. Ведь только тот, кто разочаровался в человеческой преданности, ищет дружбы в мире зверей, ценит и понимает их безмолвную верность.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что дружба человека и зверя может быть не менее крепкой, чем отношения человека с человеком. Это гимн преданной собачьей душе, с первого взгляда полюбившей ласковую и добрую душу поэта.
Дружба с Джимом – что-то естественное и радостное, на что можно положиться в хрупком изменчивом мире.
Джим передаст таинственной гостье всё, о чём робеет сказать поэт, ведь ни одна женщина не устоит против той абсолютной преданности, которая читается во взгляде собаки.
8. Пафос
Стихотворение наполнено восторгом и счастьем неожиданно найденной дружбы.
Мажорная тональность первой части постепенно сменяется минорным воспоминанием о «той, что всех безмолвней и грустней». Кажется, что сердце поэта начинает биться чаще, когда он говорит о ней.
Настроение доверительной нежности завершает стихотворение.
9. Система образов
Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.
Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.
Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.
Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.
10. Центральные персонажи
Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.
Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.
И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.
В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.
Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.
11. Лирический герой
Лирический герой называет Джима другом, приятелем.
Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.
Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).
Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.
Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения укладывается в несколько предложений.
Лирический герой восхищается собакой своего хорошего знакомого и перечисляет её достоинства. Затем он упоминает о том, что многие гости разделяют его чувства, и, наконец, решается заговорить о девушке, не похожей на прочих.
Она особенно интересует поэта, и он хочет, чтобы Джим лизнул ей при встрече руку, а также попросил прощения за провинности поэта. Это милое романтическое заключение венчает лирический сюжет нотой пронзительной искренности.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная, трёхчастная.
Его завязка заключается в просьбе, обращённой к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Этот любимец московской публики кажется поэту олицетворением счастья, ему хочется прикоснуться к собачьей лапе, словно к волшебному талисману, ведь, как видно, самому герою счастья не хватает.
Далее поэт предлагает псу вместе полаять и затевает с ним задушевный разговор, пытаясь объяснить Джиму, «что такое жизнь».
Развитие действия в 4-м и 5-м четверостишии переносит читателя к мысли о гостях, посещающих дом Качалова.
А затем переходит в кульминационный вопрос:
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Затем следуют развязка и спад напряжения: поэт, по сути, уже выдал своё чувство к незнакомке, теперь он, словно шёпотом, просит четвероногого друга, передать от него любимой знаки нежной привязанности.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения максимально приближен к разговорному: «ты по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться», «пожалуйста, голубчик, не лижись», «в её уставясь взгляд».
Чувства Есенина к Джиму передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «голубчик», «с приятцей».
В тексте стихотворения имеется риторический вопрос, ряд побудительных предложений. Можно сказать, что происходит попытка диалога. Это именно диалог, так как Джим понимает если не слова, то чувства автора, его душевное состояние, внутреннее одиночество.
Повтор обращения «Дай, Джим, на счастье лапу мне» усиливает мысль о том, что поэт смотрит на пса как на чудо, мечтает быть хоть отчасти таким же беспечным и любимым.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб с вкраплением ямба четырёхстопного в первом четверостишии.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).
Стихотворение состоит из 6 строф: одного пятистишия и пяти четверостиший. Сбивчивая строфика (5 строф в первом четверостишии и по 4 – в остальных) рисует ситуацию спонтанности, будто Джим, ласкаясь, сбивает поэта с толку, не даёт опомниться.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
Также можно назвать такой приём, как выделение частного на общем фоне через антитезу: общество «так много всяких и невсяких» противопоставлено той, «что всех безмолвней и грустней». Исключительность этого образа подчёркивается важностью поручения, которое даётся Джиму.
Есенин использует и приём замещения. Он поручает собаке передать признание «без меня», «за меня», надеясь, что Джим окажется счастливее, чем он сам.
С помощью аллитераций («с», «ч», «д», «т») поэт передаёт непосредственность речи, обращённой к Джиму, серьёзность момента, спрятанную под оболочку шутки.
Ассонансы («а», «и», «у», «э») усиливают лирический накал стихотворения.
17. Значение произведения
Стихотворение «Собаке Качалова» очаровывает каждого, кто прикасается к есенинской лирике, своей искренностью, непосредственностью и глубиной.
Оно рушит границы светской условности и рассказывает людям о подлинных ценностях: дружбе и любви. Поэт призывает смотреть не на оболочку, а на суть явления, его живую душу.
18. Актуальность
Актуальность произведения в том, что в нём затронута тема человеческого одиночества и непонятости.
Исповедуясь Джиму, лирический герой просит его о помощи в поиске счастья, гармонии, житейской лёгкости.
В наше время люди общаются мало и редко. Многим кажется, что проще доверить свои мысли домашним питомцам, которые точно не выдадут их, не предадут. К сожалению, наши ожидания часто бывают обмануты, но мир всё-таки полон любви и надежда на неё всегда остаётся.
19. Моё отношение
Я просто обожаю стихотворение «Собаке Качалова». С него началось моё знакомство с лирикой Есенина.
Прочитав данное произведение, я понял(а), что автор – человек тончайшей души, добрый и чуткий. Мне захотелось прочитать всё, что он написал. Есенин предстаёт в этом стихотворении живым и трогательным, так что не любить его просто невозможно.
20. Чему учит
Стихотворение учит дружбе и открытости, любви ко всему живому.
Краткая история создания
Текст стихотворения, которое нередко называют по первым строчкам «Дай, Джим, на счастье лапу мне», был написан Сергеем Есениным в 1925 году, ставшим для поэта последним. Некоторые исследователи отмечают, что стих можно даже назвать своеобразным завещанием лирика, его прощанием с читателем. В основу положен реальный факт. Придя в гости к своему другу Василию Качалову, Есенин не застал его дома. Но вместо этого он получил возможность познакомиться с Джимом, псом Качалова.
Питомец, чей образ поэт оживил в стихах, стал его настоящим другом и собеседником, который, казалось бы, понимает все, что ему говорят, но лишен возможности ответить. Период написания текста был очень сложным для Есенина: он переживал жизненный кризис, перестал верить в себя, разочаровался в возлюбленной и друзьях. Пытаясь найти спасение в алкоголе и краткосрочных романах, он лишь глубже погружался в пучину отчаяния.
Исследователям творчества Есенина не удалось установить, какой женщине он посвящает свои проникновенные строки, у кого просит прощения. Большинство полагает, что это Галина Бениславская, искренне любившая поэта и ставшая для него преданной собачкой, которую можно приласкать или прогнать.
Жанровая специфика
Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.
Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.
По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.
Размер произведения — пятистопный ямб с перекрестной рифмой.
Образная система и тематика
Основная мысль художественного текста заявлена в диалоге лирического героя и пса Джима, о котором автор говорит очень кратко. Порода, внешний вид и возраст питомца не имеют значения, гораздо важнее то, что бессловесный пес оказывается для человека не просто самым лучшим, а единственным другом.
Герой успел всей душой привязаться к Джиму, поэтому ласково называет его «голубчиком». Кроме того, при анализе «Песни о собаке» Есенина следует отметить такие образы:
В стихотворении 4 действующих лица, но сюжетная канва строится на основе доверительной беседы собаки и человека, конфликта между ними нет. Напротив, молчаливый пес становится тем единственным, с кем лирический герой оказывается в состоянии поделиться своей печалью.
Ключевые мысли
Основная тема, звучащая в стихотворении, — грусть. Автор просит собаку дать ему лапу «на счастье», поскольку он пытается зацепиться даже за ничтожно малый шанс обрести гармонию с самим собой и с миром. Кроме того, звучат и мотивы раскаяния, которые несвойственны поздней лирике поэта. При обращении к собаке Качалова он говорит, что обижал тех, кто искренне любил его, но сожалеть о своих поступках начал только сейчас. Тяжелые мысли гнетут лирического героя, заставляя его обращаться для «беседы» к питомцу своего знакомого.
Вторая важнейшая тема, которая заявлена в тексте, — отношения человека и природы. Есенин известен как поэт, прославивший русскую природу в своей лирике. Нет ничего удивительного, что отголоски любимой тематики обнаруживаются в этом лирическом тексте.
Кроме того, касается Есенин и темы одиночества, из-за которого его лирический герой вслед за автором испытывает страдания. Ему не удается найти понимания у современников, поэтому приходится искать собеседника среди животных.
Основная идея
Лирическое стихотворение, по духу приближенное к песне, — вот как можно охарактеризовать жанровую специфику текста. Если проводить его анализ по плану, то после определения тематики необходимо обозначить главную мысль и привести аргументы, подтверждающие, что это действительно так.
Ключевая идея автора, которую он пытается передать через лирический диалог с собакой Качалова, — тот, кто заставляет своего ближнего страдать, будет несчастен сам. Тот факт, что герой поэтического текста два раза просит у собаки подать ему лапу, говорит: этому человеку одиноко, он жаждет общения, но не может получить желаемого у людей, поэтому и выбирает в качестве собеседника пса.
Он очень виноват перед неизвестной женщиной, гнетущее чувство недовольства самим собой мешает ему попробовать вывести собственную жизнь в иное русло, ему хочется пожаловаться в монологе. Дополнительные ключевые мотивы:
Лирический герой понимает, что причинил женщине страдания, однако не может извиниться перед ней сам, поскольку этим причинит ей лишь страдания. Вот почему он просит Джима стать его помощником.
Средства художественной выразительности
Есенин известен как поэт, который очень интересно подбирал эпитеты, порой очень емкие и меткие. Однако основная лексика, с которой он работает, — обычная, порой простонародная, понятная любому человеку. Это придает поэтическому тексту напевность, мелодичность, при этом читатель невольно отождествляет себя с лирическим персонажем и начинает смотреть на мир его глазами. Примеры эпитетов: «доверчивая», «милая». Другие средства выразительности:
Несмотря на кажущуюся простоту и разговорность, стихотворение дышит болью и одиночеством, автор в отчаянии, поскольку не может найти собеседника среди людей. Именно поэтому ему приятно, что пес Качалова может на время стать его лучшим другом, выслушать и понять.