Разнообразие жанров к которым он обращается пьеса рассказ роман булгаков

Сказки

Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» давался писателю нелегко. К этому произведению он был особенно требователен, ибо в эту книгу Михаил Афанасьевич вложил все свои переживания, сомнения, замыслы, силы. Он без конца переписывал целые главы, что-то исправлял, что-то изменял. И делал это не зря. Это произведение стало шедевром. Оно заставляет читателя думать, верить, сочувствовать. В нём необычно всё и, прежде всего, его жанр и композиция.

Однозначно определить жанр произведения невозможно. Философия соседствует с мистикой, сатира с фантазией. И всё это бок о бок с реальностью. Этот чудесный сплав даёт такую окраску сюжету, что заинтересованный читатель может явно ощущать себя и во дворце Понтия Пилата, и на балу у Воланда, и в бедном жилище Мастера. Кроме того, такое разнообразие жанров даёт возможность Булгакову соединить в одном повествовании две сюжетные линии, они перекликаются между собой, хотя и разделены во времени.

А Булгаков подарил миру уникальный, глубокий по содержанию роман, который уже много лет пользуется у читателей заслуженной любовью.

Вариант 2

Данное произведение автор писал на протяжении нескольких лет. И вышедший в свет роман покорил сердца многих читателей и ценителей всего прекрасного. После выхода данного произведения литературные критики так и не смогли отнести его ни к одному из направлений творчества известных писателей.

Поистине фантастический и необычный по своему сюжету роман стал классикой литературного жанра. Но до сих пор так и неопределенна его судьба, по направлению литературного жанра. Одни писатели относят его к разряду мистики другие к философии, а третьи к фантастике.

Но это поистине необычное произведение не оставило равнодушным ни одного читателя. В данном произведении переплелись такие литературные жанры как мистика, философия и фантастика.

События, происходящие в данном произведении это две сюжетные линии которые происходят в настоящее время. В них главные герои это мастер и Маргарита. Вторая сюжетная линия это события, происходящие в далеком прошлом. Эти события происходят в Иерусалиме в них главные герои естественно Иисус и Понтий Пилат.

Но главным библейским героям в данном произведении даны совсем другие имена. Читатель, видя данные события, сразу понимает кто на самом деле эти герои и что это за события.

Любой читать данного романа попадает с одного времени в другое, граница данных времен новая глава или часть романа. При чтении романа все узнают известные имена. От этого читатель ожидает трактовку православного чуда в результате, которого воскрес Иисуса Христос. Но нет, такие события в роман не включены. Автор в форме притчи рассказывает о событиях того далекого времени когда распяли Иисуса Христа.

И четко и точно рассказывает о причине данной казни о терзаниях Понтия Пилата. О мыслях Иисуса, но никаких чудес автор не приносит в данное произведение, просто констатирует все события прошлого.

При этом добавляет в роман таких героев как дьявол, в данном случае это Во ланд, и его мелких помощников, которые явившись в настоящее время, приносят смуту и страх всем жителям злополучной картины.

Маргарита безумно полюбившая Мастера согласна отдать душу дьяволу ради того чтобы быть с любимым. В результате она превращается в ведьму и присутствует на адском балу в роли спутницы самого дьявола.

Вывод из данной ситуации простой человек слаб и беспомощен, он зависит от своих чувств желаний и прочих жизненных проблем. Ради того чтобы быть с любимым или получить новую квартиру или определенную сумму денег человек готов пойти на сделку с самим Волан дом.

Автор вложил в данное произведение всю душу и все свое мастерство. Многие критики относят данное произведение к сатирическому роману с элементами фантастики и философии. Но никто не остается равнодушным после прочтения данного романа.

Также читают:

Картинка к сочинению Своеобразие жанра и композиции романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.

Произведение Чехова Антона Павловича «Три сестры» было написано по просьбе руководителя театра в 1900 году. Антон Павлович долго возился с этой пьесой. В начале его отвлекали посетители: как только писатель

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.

Дарья прожила непростую жизнь. События, выпавшие на ее долю, сильно измотали героиню: женщина знает, что такое война, трое детей уже в земле, а муж пропал в тайге

Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты

Источник

Особенности жанра романа

«Мастер и Маргарита» — это итоговое произведение М.Булгакова. Так расценивал свой роман и автор. Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Умирая, он говорил: «Может быть, это и правильно… Что я мог написать после «Мастера»?»

Булгаков назвал свой роман фантастическим романом. Так же обычно определяют его жанр и читатели, поскольку фантастические картины в нем действительно ярки и колоритны. Роман можно также назвать произведением авантюрным, сатирическим, философским.

Но жанровая природа романа сложнее. Это роман уникальный. Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи, к которой принадлежит, например, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. В мениппее под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. «Мастер и Маргарита», как и любая мениппея, — это двуплановый роман, в нем совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое. Причем не просто совмещаются, а образуют органичное единство.

Для мениппеи 1 характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов. И это тоже мы находим в «Мастере и Маргарите»: повествование здесь ведется то в ключе сатирическом, то серьезном, сакральном; читатель этого романа оказывается то в современной Москве, то в древнем Ершалаиме, то в ином трансцендентном измерении.

Такой роман с трудом поддается анализу: трудно выявить тот общий смысл (те смыслы), который заключает в себе такое противоречивое содержание романа.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет важную особенность — это двойной роман, роман в романе (текст в тексте): героем одного романа является Мастер и действие его происходит в современной Москве, героем другого романа (написанного Мастером) является Иешуа Га-Ноцри и действие этого романа происходит в древнем Ершалаиме. Эти романы в романе очень разные, они как будто написаны не одним автором.

Ершалаимские главы — то есть роман о Понтии Пилате, Иешуа Га-Ноцри — написаны чеканной и лаконичной, скупой прозой. Никаких элементов фантастики, гротеска не позволяет себе автор. И это вполне понятно: речь идет о событии всемирно-исторического масштаба — смерти Иешуа. Автор здесь как будто не сочиняет художественный текст, а воссоздает историю, пишет Евангелие размерен но, строго, торжественно. Эта строгость присутствует уже в самом названии «древней» главы (второй главы романа) — «Понтий Пилат» — и в начальных ее (главы) строках:

Читайте также:  Рассказ на тему мое увлечение 5 класс

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую коллоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…

Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

Совсем иначе написаны современные московские главы — роман о Мастере. Здесь много фантастики, комизма, гротеска, чертовщины, разряжающих трагическое напряжение. Здесь есть и лирические страницы. Причем нередко лирика и фарс совмещаются в одной ситуации, в пределах одного абзаца, например, в знаменитом начале второй части: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Во всем этом проявляется личность автора-рассказчика, который строит свое повествование в виде фамильярной болтовни с читателем, порой переходя щей в сплетню. Это повествование, которое автор называет «правдивейшим», содержит столько слухов и недосказанно стей, что скорее свидетельствует о недостоверности этой части романа. См., например, название и начало пятой главы «Было дело в Грибоедове»:

Дом назывался «Домом Грибоедова» на том основании, что будто некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это! А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главекоторого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

Древняя (античная) и современная (московская) части романа и самостоятельны, отличны друг от друга, и в то же время перекликаются, представляют собой целостное единство, в них представлена история человечества, состояние нравственности за последние две тысячи лет.

В начале христианской эры, две тысячи лет назад, в мир пришел Иешуа Га-Ноцри 2 с учением о добре, но его истину современники не приняли, а Иешуа был приговорен к позорной смертной казни — повешению на столбе. Сама дата — ХХ век — как бы обязывала подводить итоги жизни человечества в лоне христианства: стал ли мир лучше, стал ли человек умней, добрей, милосердней за это время, изменились ли, в частности, московские жители внутренне, коль изменились внешние обстоятельства? какие ценности они считают главными в жизни? К тому же в современной Москве в 1920-1930-е годы было объявлено о строительстве нового мира, о создании нового человека. И Булгаков сравнивает в своем романе человечество современное с тем, каким оно было во времена Иешуа Га-Ноцри. Итог отнюдь не оптимистический, если вспомнить «справку» о жителях Москвы, которую получил Воланд во время представления в Варьете:

Ну что же, они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их.

Роман М. Булгакова в целом — это и есть своеобразная «справка» автора о человечестве в условиях советского эксперимента и о человеке вообще, о философско-этических ценностях в этом мире в понимании М. Булгакова.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа «Мастер и Маргарита»:

Источник

Разнообразие жанров к которым он обращается пьеса рассказ роман булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков — один из наиболее своеобразных писателей первой половины двадцатого века. Его творчество очень оригинально. Прежде всего для его прозы характерно напряженное действие и смешение жанров. Так, мы видим в повести «Собачье сердце» элементы фантастики и детектива, в «Дьяволиаде» — сатиры и фантасмагории, а жанр «Мастера и Маргариты», кажется, вообще невозможно определить: туг и готический роман, и фельетон, и феерия, и притча.

Ещё один признак прозы Булгакова — стилистическая неоднородность, чередование лиризма и сатиры, причем одно оттеняется другим. Поэтическая проза, наполненная высокой лексикой, трагическим пафосом, светлой печалью и тонкой иронией, чередуется с фельетонным стилем. Последним Михаил Афанасьевич владеет мастерски. Стилизация под простонародную речь, игра слов:

На половине покойника сидеть воспрещается

резкая сатира на бюрократию, на обывательскую тупость и лживость — все это придает прозе Булгакова особенное своеобразие. В области стилистики мы видим у этого автора несомненные гоголевские традиции. Тут есть и прямые реминисценции, использование гоголевских образов и ситуаций («Похождения Чичикова»), и та же метафоричность, обилие сравнительных оборотов, богатство эпитетов, игра на многозначности слов или на том, что одно и то же понятие можно передать с помощью самых разных определений

Еще один, любимый этим автором контраст между лирикой и эпикой. Это особенно явно видно на примере его романа «Мастер и Маргарита», где ершалаимские главы, монументальные в своей эпичности, соседствуют с главами, где автор прямо высказывает свою позицию, сам обращается к читателю.

В прозе М.Булгакова всегда присутствует несколько пластов повествования. О «Мастере и Маргарите» уже говорилось. В романе «Белая гвардия» можно выделить три повествовательных плана — действительные события, сны и духовная реальность (молитвы Елены, финальная «всенощная на небесах»). Параллельные, сюжетные линии, различные художественные пласты переплетаются, соединяются, расходятся опять. С многоплановостью повествования связан еще один признак прозы Булгакова — символичность. Это и игра на литературных ассоциациях в «Мастере и Маргарите» (Мастер — Фауст, Воланд — Мефистофель) и введение прямой символики. Опера «Фауст» звучит и в «Белой гвардии», и в «Театральном романе», и в «Мастере». Впрочем, последний роман вообще наполнен многочисленной символикой, начиная от пифагорейского тетраксиса на портсигаре Воланда и кончая масонской веткой мимозы в руках Маргариты. Апокалиптической символикой пронизана «Белая гвардия». Петлюра заключен в камере № 666, крест в руках святого Владимира превращен в меч, занесенный над городом. Проза Михаила Афанасьевича Булгакова — одно из самых значительных явлений в нашей литературе первой половины двадцатого века.

Читайте также:  Рассказы пивоваровой для 2 класса читать

Источник

О драматургии Михаила Булгакова

Михаил Булгаков – любимый писатель Владислава Дворжецкого.

Булгаков был художником своеобразным, с присущей только ему оригинальной формой письма, с пронзительно зорким взглядом на мир.
Булгаков, несомненно, был реалистом, реалистом до конца. Но в самом восприятии реализма он являлся большим продолжателем пушкинской и гоголевской линии, нежели, скажем, тургеневской. Спокойствие чуждо его произведениям, мир он видел в образах отчётливых, очищенных от мелких деталей.
В созданных им образах необходимые, существенные черты проявляются как бы в преувеличении, чтобы через магическое зеркало искусства стать для читателя и зрителя покоряюще убедительными. Ритм его произведений тревожен, он часто ломается, внезапно взрываясь бурей неожиданных, но вполне оправданных ситуаций. Оттого всё его творчество производит впечатление некоего внутреннего клокотания горячих подземных струй, которые неотвратимо и порой беспощадно вырываются наружу, никогда не оставляя читателя равнодушным и спокойным.

Это вИдение мира Булгаковым ясно сказывалось и в его романах, и в его сатирических произведениях, и в коротких новеллах. Но благодаря такому восприятию действительности именно драматургия стала ему особенно близкой – само существо художника всегда было полно внутреннего стремительного движения.
В области драматургии Булгаков не канонизировал ни одной формы. Ему были одинаково доступны историческая хроника и весёлый водевиль, психологическая драма и остросатирический фарс. Он пользовался приёмами, единственно необходимыми для передачи сжигавшей его мысли.
Великолепный писатель, он владел особенной остротой характеристики, умением легко бросить афоризм, построить сверкающий диалог, повернуть внимание зрителя от только что громко раздавшегося смеха к потрясению. Слово Булгакова – прозрачно, сжато, легко.

К театру он относился страстно, со всем темпераментом искреннего, боевого и глубокого художника. Булгаков не просто писал роли: он до конца, исчерпывающе «проживал» образ. Каждую роль Булгаков мог сыграть и показать. Не удивительно, что он мечтал быть режиссёром или актёром. Но режиссёрские или актёрские качества Булгакова были иными, чем требовала сцена. Он был режиссёром и актёром СВОИХ произведений, хотя его фантазия вообще была неисчерпаема.
Все встречавшиеся с ним знали, как он блестяще умел рассказывать, как несколькими словами воссоздавал образ человека, как метки и закончены были его определения людей. Действующие лица его пьес были для него совершенно конкретными, физически осязаемыми людьми, существование которых простиралось за рамки сцены или за пределы страниц рукописи. Он знал все их привычки, желания, симпатии. Он мог подробно рассказать биографию каждого своего героя – что он любит, что ненавидит, в чём заключается его юмор. За пределами пьесы всегда существовал неисчерпаемый багаж того, что Булгаков оставлял как бы за занавесом, но что он разбросал отдельными намёками на страницах произведений, что скрывалось в самом ритме фразы.

Пьесы его являлись как бы сгустком жизни, и за этим куском мы узнавали прошлое и предчувствовали будущее.
Работа с ним была полна творческих споров и волнений. Для того, чтобы побудить Булгакова изменить какое-либо место в пьесе, мало было авторитета режиссёров или желания актёров. Для этого нужно было – даже если речь шла о внешне незначительном куске – прожить, подобно Булгакову, всю линию роли и почувствовать вместе с ним атмосферу сцены или характер переживания героев. Булгаков нелегко сдавался. Каждое слово было им написано потому, что так было внутренне необходимо созданному им образу. И изменить отдельные детали он мог, только окончательно поверив в необходимость этого изменения.
Эта его принципиальность, страстность, как художника, сливалась с горячей заинтересованностью темой пьесы, судьбой театра, воплощением на сцене замышленных им образов. Поэтому-то Булгаков всегда оказывал огромную помощь и актёру, и режиссёру.

…Формально пьеса «Бег» не является продолжением пьесы «Дни Турбиных», но, по существу, она ещё глубже и последовательнее развивает идею пьесы. Многие из людей, подобных Турбиным, бежали вслед за белой армией. Их путешествие и похождения кажутся страшными снами, порой кошмарными, порой до фантастики юмористическими. Булгаков доводит до предела, до гиперболы то, что намечалось в «Турбиных». «Снами» вместо картин и действий называет отдельные куски пьесы Булгаков. Они и возникают порой то в ветре метели, то из чёрной пустоты, то из хаоса звуков. Бег раскидал по Турции, по Парижу потерянных людей, из которых одни жадно ищут справедливости, другие клянут себя за несправедливость.
У Булгакова в этой пьесе подлинно гигантский размах. От генерала Хлудова, который несёт в себе сознание ответственности за совершённые преступления до почти фарсово-гиперболического явления генерала Чарноты в одних подштанниках к преуспевающему миллионеру Корзухину в богатом Париже. И между этими крайними полюсами – трагического пафоса и сатирического оскала – течёт подлинно драматическая и лирическая линия Голубкова и Серафимы, для которых этот страшный бег скоро станет сном, и они снова окажутся на Караванной в Петербурге, среди близкой им, любимой снежной Родины.

// из вступительной статьи П. Маркова в книге «М. Булгаков. Пьесы». 1962 г. //

Источник

III. Жанровое своеобразие творчества Булгакова.

Урок № 56

Группа № 5

Литература

Тема: М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор)

Прочитать. Ответить на вопросы по материалу урока.

Нет, наверное, человека, который бы не видел забавной картины известного режиссера Гайдая и не смеялся, наблюдая за приключениями Ивана Грозного в Москве ХХ века и самозванца Милославского в палатах Московского Кремля времен Ивана Грозного («Иван Васильевич меняет профессию»). А ведь это произведение киноискусства поставлено по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной еще в 30-е годы, но запрещенной для постановки на театральной сцене. Случай с данной пьесой не единичный в творческой судьбе писателя.

Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова навсегда остался Киев – город, где он родился в 1891 году

в доме № 4 у магистра Киевской духовной академии доцента кафедры древней гражданской истории Афанасия Ивановича родился первенец. Мальчик рос, окруженный заботой.

Отец был внимательным и заботливым, а мать – жизнерадостная и очень веселая женщина. Хохотунья. И вот в этой обстановке начинает расти смышленый, очень способный мальчик. Так писала в записках «Из семейного архива» сестра писателя.

С детства любознательный ребенок увлекался литературой. Первый рассказ «Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет».

«Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил из прочитанного и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом – то, что он читал. Сестра Вера рассказывала, что он прочитал «Собор Парижской Богоматери» чуть ли не в 8–9 лет.

Читайте также:  Проверочная работа по рассказу чехова хамелеон 7 класс

Большая многодетная семья – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Булгакова миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Михаил задавал тон общему веселью, был отличным рассказчиком (по словам сестры, его слушали затаив дыхание).

Отец умер в 1907 году от склероза почек – болезни, которая через 33 года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование.

В 1916 году Булгаков закончил медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война, и ему пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем – деятельность земского врача в Смоленской губернии.

Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.

Булгаков не принимает событий 1917 года.

В Киеве Булгаков пытается заниматься частной практикой и менее всего хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», – отметит он впоследствии. Но идет 1918 год.

Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры 14 переворотов. В работе В. Лакшина «Мир Булгакова» можно прочитать: «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».

В его настроениях той порыгромче всего одно – усталость от братоубийственной войны.

Булгаков пытался покинуть Россию, но из-за тифа остался во Владикавказе. Чтобы не умереть с голоду, начал сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине и Чехове, писал пьесы для местного театра. Здесь же начал печататься – драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

В 1921 году Булгаков возвращается в Москву, где занимается литературной деятельностью, работает в газетах.

В 1923 году он публикует более двух десятков очерков, рассказов и фельетонов.

В 1924 году закончил роман «Белая гвардия». Опубликовал несколько произведений, в том числе повесть «Дьяволиада», главы из романа «Белая гвардия»; написал повесть «Роковые яйца».

В 1925 году было опубликовано более 10 различных произведений Булгакова в разных изданиях. Писатель работает над пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира», создает повесть «Собачье сердце». ( интересна судьба этого произведения: в 1926 г. на квартире Булгакова ОГПУ * был произведен обыск, в результате которого изъята рукопись повести. Рукопись была возвращена только через несколько лет и с условием, что Булгаков заберет заявление о выходе из Союза писателей.)

В конце 20-х годов начинается тяжелый период в творческой жизни писателя. Его произведения не допускают к печати, запрещают постановку пьес «Мольер» и «Иван Васильевич». Это продолжится и в 30-е годы: запрещены пьесы «Пушкин» и «Батум». Крик души – заявление Сталину и письмо брату от 1929 года:

«Не будучи в силах больше существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться больше в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется».

Последние 10 лет жизни (1928–1940 гг.) писатель работал над романом «Мастер и Маргарита», сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.

Ещё в феврале писатель диктует жене последние страницы романа.

10 марта 1940 годаМихаил Афанасьевич Булгаков умер.

III. Жанровое своеобразие творчества Булгакова.

В 1921 году Булгаков окончательно осознает, что он литератор. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, начинающий писатель оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». Плодотворно работает Булгаков в жанре романа.

В романе «Белая гвардия» автор выступает как историк, рассказывающий о событиях Гражданской войны, и как великий гуманист, утверждающий, что братоубийственная война ужасна. И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Булгаков мыслит себя не только романистом. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных» как инсценировка романа «Белая гвардия». По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для этого произведения. Говорят, что сам Сталин 15 раз бывал на этом спектакле.

Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Булгаков раскрывал «загадку» русской интеллигенции. Он был удивительно талантлив, ибо был удивительно искренен и своеобразен. Он способствовал проникновению в мир интеллигента, содействовал развенчанию того, что следовало развенчать в старой интеллигенции, и призывал дорожить тем, что было в ней ценного.

По-настоящему смелыми были сатирические произведения Булгакова.

Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо знал автор бюрократический быт Советской страны. В повести «Роковые яйца» писатель говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит Булгаков в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений. Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразный монстр.

Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала; ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» – шедевр булгаковской сатиры.

Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время. Все лучшее из ранее созданных произведений воплотилось в вершинном романе Булгакова, ставшем и его итоговым творением, – «Мастер и Маргарита». В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.

Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал, читал друзьям.

Домашнее задание.

В чем же особенности личности Булгакова и его произведений, которые стали достоянием широкого круга читателей только спустя более 30 лет после написания?

Источник

Познавательное и интересное