Об авторе «Разноцветной бабочки»
Платонов — псевдоним советского писателя Андрея Платоновича Климентова (1899−1951). Он был старшим из девяти детей в семье слесаря, и отец много значил в его жизни, поэтому псевдонимом для литературного творчества стало имя родителя. С 13 лет мальчик активно помогал семье, разделял заботы взрослых о младших ребятах. Он начал рано работать и в подростковом возрасте уже писал стихи, которые публиковались в газетах родного Воронежа.
В 1927 году писатель переехал в Москву и выпустил первый сборник рассказов. В войну он был корреспондентом издания «Красная звезда», и часто оказывался в гуще фронтовых событий. Писал Андрей Платонович для взрослых и детей. Каждое его произведение дарило читателям радость новых открытий. Легенда о разноцветной бабочке была создана в послевоенном 1946 году.
Краткое изложение произведения
Главные герои «Разноцветной бабочки» Платонова жили в каменной хижине на черноморском побережье, у подножия живописных кавказских гор. Старуха Анисья уже не помнила, сколько ей лет, но не могла умереть, не дождавшись встречи с сыном Тимофеем. Ушел из жизни ее помощник, пчеловод дедушка Ульян. Ему было намного меньше лет, чем Анисье, но старушка все жила памятью о прошлом и надеждами на будущее.
Когда-то давно она была молодой, красивой и сильной, одна воспитывала единственного сына Тимошу. Мальчик рос беззаботным и любил познавать мир. Особенно его интересовали бабочки, которых он ловил бесчисленное количество. Побывав в его руках, создания не могли летать и медленно погибали. Мать объясняла сыну, что не нужно брать их в ладони и снимать пыльцу с крыльев, но Тимошу не останавливали ее запреты.
Однажды ребенок погнался за необыкновенно красивой бабочкой и упал в глубокое ущелье. Он выжил и увидел, что оказался в пропасти, которую окружала каменная стена высоких гор. Спастись не было возможности, но какая красота его окружала! Было очень жарко и на склонах гор парило огромное количество прекрасных бабочек и стрекоз, тек ручеек с водой.
Однако мальчика больше не интересовали насекомые. Его сердце разрывалось от боли из-за разлуки с матерью. Он долго звал Аксинью, но женщина не слышала. Она лишь чувствовала: ее Тимоша не погиб и знала, что наступит день, когда они встретятся. Мальчик решил попробовать выбраться из каменного плена. Он делал проход в каменной горе, на что ушли долгие годы.
Выбраться Тимофею удалось, будучи глубоким стариком. Он ослеп и узнал мать только по голосу и звуку их домашнего ведра, из которого старушка набирала воду. Аксинья была счастлива от этой встречи, но она понимала, что ее дни сочтены. Жизнь прошла, и она так и не смогла насладиться материнством, ласкать и любить своего малыша, который стал глубоким старцем.
Обняв сына, мать передала ему всю силу своей любви, и произошло чудо. Он снова стал непоседливым малышом Тимошей. Ее жизненная сила перешла к ребенку, и старушка умерла счастливой.
Подготовка к работе
Сказка автора прекрасна, но одновременно и очень печальна. Понять ее смысл и сделать собственные выводы позволит оценка произведения в читательском дневнике. Работа необходима для следующих целей:
При работе над анализом ученики должны ответить на многие вопросы по произведению. Их можно представить в виде плана или последовательного изложения текста своими словами. Прочитав книгу, ребятам важно обсудить такие моменты:
В процессе анализа ребята учатся работать со словарем, подбирать синонимы, оценивать ситуацию. Они могут дать характеристику героям и тому, чему учит произведение.
Оценка действий Тимоши
Анализируя легенду, следует рассмотреть поступки героев, которые привели к драматическим событиям. Тимофей растет в глубинке, воспитывается только матерью, купается в ее любви. Охарактеризовать его и понять причину многих поступков помогут следующие вопросы:
Характеристика матери
Мать все годы ждала сына. Она верила, что он не погиб, но почему-то не отправилась на его поиски, как бывает в других сказках (например, о мальчике-звезде Оскара Уайлда). Старушка лишь смотрела в небо и старалась вступить с ребенком в мысленный диалог. Терпение пожилой женщины было вознаграждено. Однажды она услышала мужской голос, но не узнала сына. Тимофей, хоть и слепой, заявил о себе. Голос матери жил в нем все годы, проведенные в одиночестве. Увидев сына, Анисья прижала его к груди. Она сожалела о пустоте прожитых лет и хотела передать остаток жизненной силы, чтобы вернуть ему молодость.
В рассказе большую роль сыграл образ бабочки. Красивая, разноцветная, трепещущая, она символизировала мечту. Такую, что можно достичь, поднявшись к звездам. Или при этом испытать разочарование, упав в пропасть. Достиг ли Тимоша своей мечты? Видимо да, ведь в ущелье были тысячи созданий, подобных тому, за которым он гнался. Однако это не принесло ему радости. Он оказался в смертельной ловушке, в одиночестве. Только целеустремленность и любовь к матери позволили ему вернуться домой, но на это была потрачена самая лучшая часть жизни.
К рассказу подходят пословицы:
Анализ рассказа
Авторское произведение написано в жанре легенда. Это фантастическое повествование или поэтическое предание о прошедших событиях, людях. Сюжет и композиция построены традиционно и способствуют раскрытию основной темы. События охватывают промежуток времени, в течение которого мать с сыном были в разлуке.
Рассказ Платонова изображает человеческую трагедию. Мать теряет сына, не успев воспитать и отдать всю теплоту и ласку. Трагедия происходит в разгар летнего сезона, когда над буйными травами летают роскошные бабочки. Автор не допускает мысли гибели ребенка. Он переносит его в другой мир, полный одиночества и тоски, угрозы для будущего.
Однако Платонов дарит герою возможность возвращения. Для этого ему предстоит приложить титанические усилия и потерять мать, едва ее обретя снова. Печаль и горе Тимофея автор передает путем частого повторения в тексте количественного числительного «один». Оно стало синонимом его одиночества и стремления к воссоединению с мамой.
Платонов показывает читателю, что физическая разлука ребенка и матери отзывается болью в их сердцах. Однако страшнее душевный разрыв. Связь двух близких людей раскрывается в произведении. Стремясь присвоить красоту мира, сын забывает о матери. Себя же он обрекает на существование, подобное бабочкам, с которых снимал пыльцу — не умирает, но и полноценно не живет.
Тимофей покинул мать в забвении, состоянии азарта. Следуя по тропинке, которую протоптал незнакомый человек, он увидел прекрасную звезду и решил, что она лучше бабочки. Однако оступился и упал в пропасть, на дне которой порхали сотни разноцветных невесомых созданий. Тимоше было скучно смотреть на них. Но как же давили страх и боль от расставания с матерью! Пробивая каменную стену на пути домой, герой ни разу больше не поймал ни одной бабочки.
Встретив сына снова, Анисья была поражена безжалостному влиянию времени. Она желала, чтобы он стал таким, каким она видела его в день побега за бабочкой. У пожилой женщины ничего не осталось, кроме любви к сыну. И она отдала ее вместе с жизнью ради того, чтобы Тимоша смог заново пройти жизненный путь. Описывая чудо перевоплощения героя, Платонов, возможно, пытался затронуть тему реинкарнации, обмена энергиями.
В любом случае магическим средством, которое вернуло к жизни Тимофея, стала сила материнской любви.
Основная мысль легенды
Андрей Платонович очень любил детей. Рассказы для них он писал «всерьез», не подстраиваясь под неопытность и наивный взгляд на мир. Простые и доступные для понимания тексты затрагивают важные вопросы добра и зла, смысла жизни, помогают найти свое место в окружающем мире.
Трогательная сказка автора о бабочке побуждает задуматься о самых главных ценностях, которые часто уходят на второй план в погоне за призрачным счастьем. Как бы ни сложилась жизнь, в первую очередь нужно думать о близких и дорогих людях. Сила их чувств способна к возрождению, без них невыносимо в горе, и радость побед не кажется медовой.
Сказка учит не гнаться слепо в погоне за мечтой, не терять почву под ногами. Падать больно, и иногда для возвращения к истокам может потребоваться целая жизнь. Важно прислушиваться к советам родителей, а не бежать за сиюминутными желаниями. Еще одна важная мысль, которую передал автор, заключается в том, что материнское сердце всегда чувствует ребенка. Аксинья верила, что сын жив, не теряла надежды и дождалась встречи. Тимофей для не навсегда остался маленьким беззащитным мальчиком.
А.Платонов,сказка «Разноцветная бабочка». Чему учит сказка, главная мысль?
В рассказе «Разноцветная бабочка», речь идет о безграничной материнской любви. В детстве мальчик Тимоша убежал в горы за бабочкой. Так увлекся, что упал в пропасть. Решил он копать путь домой. Шли годы, мальчик становился юношей, а потом уже и стариком. Мать все ждала и верила. Наконец Тимоше удалось выбраться, он был слеп и не видел очертания матери. Тогда мать отдала ему всю любовь и силу, а сама умерла. Тимоша же снова стал ребенком.
Сказка учит нас любви к родителям. Никогда не забывайте своих родителей, даже если они совсем далеко или уже мертвы. Сказка учит нас тому, что за беспечность всегда приходится выплачивать большую цену. В данном случае Тимоша поплатился жизнью матери.
Главная мысль заключается в том, что материнская любовь это безграничный простор, который может творить чудеса.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
Андрей Платонов в сказке «Разноцветная бабочка» рассказывает очень трогательную историю о том,как один мальчик по имени Тимоша не слушался маму и очень любил ловить бабочек, однажды это увлечение стало для него испытанием на всю жизнь.
Сказка учит нас слушаться своих родителей, всегда возвращаться домой и знать, что дома нас ждут и любят. Так же автор учит нас, что за поступки, которые мы совершаем необдуманно, ослушавшись старших приходится расплачиваться.
Главная мысль сказки автором отражена очень нежно, печально. Любовь матери к своему ребёнку безгранична, у неё нет срока давности, она вечная и самая сильная.
Чему учит сказка А.Платонова «Разноцветная бабочка»:
Сказка А.Платонова «Разноцветная бабочка» очень красивая, но при этом очень печальная. Бабушка Аксинья жила на берегу моря, и ее возраст никто не знал. Она жила лишь для того, чтобы дождаться своего сына Тимошку. Однажды, будучи еще ребенком, он убежал в горы за бабочкой и решил поймать звезду, но упал в пропасть. Все это время он рыл ход из пропасти. Он уже стал стариком и ослеп, когда ему удалось выбраться. Он вернулся домой и мама отдала ему любовь, когда она это сделала, он снова маленьким, но мама умерла.
На примере сюжета этой сказки мы можем понять, что головокружительные цели, которые мы ставим перед собой не всегда достижимы. Погоня за ними может привести к трагедии и расстроить не только нас самих, но и близких. Произведение учит ценить своих родных и не гонятся за недостижимыми мечтами. Гоняясь за ними, мы можем потерять все.
А. Платонов «Разноцветная бабочка», краткое содержание:
В сказке главным героем является мальчик по имени Тимоша. Однажды мальчик погнался за красивой бабочкой, он хотел ее поймать. Но не заметил и упал в пропасть. Мальчик стал рыть проход, чтобы выбраться из пропасти. На это у него ушла вся жизнь. Пока он рыл, стал слепым стариком.
Все это время мальчика ждала его мама. и когда Тимоша пришел к ней, она отдала ему всю свою любовь. Тимоша снова стал мальчиком, но мама умерла.
Сказка «Разноцветная бабочка» печальная, мне было жаль и мать и сына.
Главная мысль сказки: нужно слушаться родителей, они ведь всегда желают нам самого лучшего, если бы Тимоша не погнался за бабочкой, то и не попал в каменную пропасть.
Еще одна мысль в сказке: материнская любовь, сердце матери всегда чувствует жив ее ребенок или нет. Так и мать долго жила в ожидании, когда Тимоша вернется домой, она была уверенна, что ее сын жив. И в конце концов дождалась своего Тимошу.
Сказка «Разноцветная бабочка» очень трогательная и даже печальная.
В сказке повествуется о безграничной любви матери к своему сыну.
Главный герой сказки это мальчик Тимоша. Как-то раз Тимоша бежал за прекрасной бабочкой и не заметив пропасти упал в неё. Пропасть была на столько большой, что он не смог выбраться из неё, поэтому начал рыть в земле проход. Прошло много времени и он состарился, стал слеп. Его мама же всё это время не терялажа надежды на возвращение сына. Когда он вернулся, его мама силою своей любви смогла вернуть ему молодость, а сама умерла.
Сказка учит хорошему отношению к своим близким, родителям. Нужно любить их, заботиться о них, знать, что они всегда переживают о своих детях и стараться не огорчать их. Родителей нужно слушать, они ни когда ничего плохого не посоветуют.
Главной мыслью сказки является то, что нет сильнее, величественнее силы, чем материнская любовь. Мама за своего ребенка не только горы свернуть, но и жизнью пожертвовать.
Сказка очень трогательная.
Мальчик Тимошка ловил бабочку, но упал в пропасть.
Стал рыть тоннель, это у него ушли десятилетия, он стал стариком и ослеп.
Вернулся домой к матери, мама отдала ему всю свою любовь и он опять стал мальчиком, мать умерла.
Сказка учит любви, доброте, умению ждать и не терять надежды.
Учит слушаться взрослых, ослушание может привести к серьезным ошибкам и испытаниям.
Слушаться родителей, это и есть главная мысль сказки.
Произведение «Разноцветная бабочка» очень интересное, его полезно почитать в любом возрасте. Сказка учит быть сильным и стойким, несмотря на то, что ситуация практически безвыходная. Вера в себя и колоссальный труд обязательно принесут свои плоды, рано или поздно настанет белая полоса. Также произведение учит любви, ведь мама все-таки дождалась своего сына, для нее он всегда останется тем самым мальчишкой, что в детстве. Любовь матери сильная и прочная. Главная мысль кроется в том, что нужно слушать мнение других людей, уметь выдерживать жизненные испытания и никогда не сдаваться. Также важно при погоне за чем-то не упускать из виду риски и преграды, которые могут возникнуть на пути.
Машинист Мальцев любил поезда. Однажды в депо поступил новый паровоз и вести его было поручено именно Мальцеву как самому опытному и самому надежному специалисту. Его помощник (его зовут Константин), от чьего имени и ведется повествование, с воодушевлением принял свое назначение, только его несколько смущал подход машиниста, который всегда перепроверял его работу.
Однажды Мальцев даже дал Константину попробовать управлять поездом, но тот, по неопытности, сразу допустил несколько минут отставания от графика.
Помощник приходит к выводу, что секрет виртуозного вождения машиниста заключается не только в его таланте и способности чувствовать технику, но и в большой любви, которую Мальцев испытывает к своему делу.
Проходит время: однажды во время рейса молния ослепляет Мальцева и он теряет зрение. Благодаря Константину удается избежать аварии, но Мальцева отдают под суд.
Константину удается убедить следователя провести опыт доказывающий невиновность Мальцева. В результате машиниста отпускают, но после опыта он теряет зрение.
Тогда Константин берет его с собой в рейс. Видимо, на сильном эмоциональном подъеме, зрение у Мальцева восстанавливается.
После рейса они идут к Константину домой. Теплое чувство привязанности и желание защитить этого талантливого человека от жестокого мира переполняет Константина.
Сказка «Умная внучка» является литературной обработкой известного народного сюжета, который нашел свое отражение в сказках «Мудрая дева» или «Дочь-семилетка». Андрей Платонов сделал из красивой народной сказки историю с политическим подтекстом, чем на мой взгляд исказил истинный смысл истории.
Речь в сказке идет об умной девочке, Дуне, которая смогла решить сложные царские загадки и восстановить справедливость в споре двух соседей о праве на родившегося жеребенка.
Но если в народной версии царь отдает должное уму девочки и когда та вырастает, делает своей супругой, то в версии Платонова Дуня угрожает царю скорым судом, что является выражением личной политической позиции писателя.
В качестве главной мысли сказки часто дается вывод о том, что царский суд, суд богачей, всегда неправедный и пристрастный. Но лично мне видится здесь совсем иная главная мысль:
Ум и находчивость открывают перед человеком любые двери.
Можно сформулировать главную мысль и таким образом:
Не богатством должны устанавливаться законы, а справедливостью.
Мальцев не просто имел талант к технике, он чувствовал ее, любил ее. Когда он вел поезд, он буквально становился с ним одним целым, чувствуя вместе с ним каждую кочку, каждый рельс и каждый поворот.
Андрей Платонов в сказке «Солдат и царица» рассказывает о злой и сварливой царице, о весёлом солдате, о дураке, который сам себе на уме, о пьянице сапожнике и его жене доброй и порядочной, но с властным характером.
Сказка очень поучительная, побывав в «чужой шкуре» учишься понимать, как живут бедные и всего лишённые люди, так же можно посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.
К сказке подойдут пословицы:
Повесть А.П. Платонова «Котлован» посвящена теме коллективизации. О произведении очень хорошо сказал Иосиф Бродский:
Платонов много ездил по России и видел своими глазами изменения, происходившие в Советском Союзе. И эмоционально, интуитивно (можно сказать, бессознательно) он сказал «нет» тому, что происходит. А на уровне разума он говорил: да, это необходимо, потому что, если не будет колхозов, то кулаки все задушат, для бедняков не будет счастливой жизни.
В повести «Котлован» обращает на себя противоречие между тем, что автор хотел сказать, и тем, что он действительно сказал. Более того, сам Платонов это очень хорошо почувствовал. Не случайно текст произведения сопровождался неким послесловием (постскриптумом):
Платоновым двигала невероятная тревога. Он понимал, что страна куда-то не туда идет, что-то не так. Эта тревожность и диктовала лучшие страницы его прозы.
Урок литературного чтения по теме «А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»»
На изучение произведения по календарному планированию отводится два часа. Уроки построены с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.
На первом уроке проводилась работа с текстом до чтения. С помощью компьютерной презентации учащиеся познакомились с автором А.П. Платоновым, по ключевым словам и иллюстрации учебника высказали предположение о героях, теме и содержании текста. На этапе работы с текстом во время чтения ученики читали текст по частям с комментариями, отвечали на вопросы, направленные на понимание текста. В конце первого урока ученики сравнили содержание текста со своими предположениями. На дом учащимся было дано задание – подготовить чтение по ролям последней части текста и подумать над ответами на вопросы: как вы думаете, это сказка или рассказ? Что здесь реально, а что вымысел?
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания.
2. Работа с текстом во время чтения.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.
а) Беседа о творчестве А. П. Платонова.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите его автора.
— Что вы можете рассказать об Андрее Платоновиче Платонове?
— Понравилось ли вам произведение Платонова? Чем?
— Что особенно запомнилось?
б) Чтение заключительной части произведения по ролям.
Используется прием “Отличный ответ”:
— Кто готов читать выразительно, на “отлично” поднимите руку.
Чтение заключительной части по ролям – с. 127-128. Оценивание ответов учащихся.
— Как вы думаете, почему произведение закончилось так печально?
3. Работа с произведением после чтения.
а) Определение жанра произведения.
— Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?
— Как бы вы определили жанр этого произведения, что это: сказка, рассказ.
— Автор назвал свое произведение легендой. Как вы думаете, почему?
Работа с учебным словарем русского языка В. В. Репкина – нахождение значения слова.
(Легенда – предание о каком-то подвиге, герое).
— Почему же это легенда?
Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.
Работа со словарем.
— Найдите значение слова “предание”.
(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).
— А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?
Обобщение ответов учащихся.
б) составление характеристик главных героев легенды.
— Назовите главных героев легенды. (Мама Анисья, Тимоша)
— Сейчас мы составим кластер о главных героях.
Группы выбирают героя, о котором будут составлять кластер. Используется стратегия “Магнит”.
— Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и вы, как магнитом “притянете” все, что говорит нам рассказчик о своих главных героях, их действиях, чувствах, мыслях.
Работа выполняется на больших листах.
Обсуждение выполненной работы. Обобщение.
в) составление ассоциативной карты.
— Есть ли в легенде еще герои?
— Вернемся к названию легенды.
На доске цветной рисунок бабочки. Коллективная работа – составление ассоциативной карты.
— Что может символизировать образ бабочки? На что он показывает?
От рисунка бабочки провести три стрелки, написать справа слово “судьба”.
— Как вы понимаете значение слова “судьба”.
Работа со словарем – “судьба – стечение обстоятельств”.
— Какое важное событие изменило жизнь Тимоши и его мамы? (встреча с бабочкой)
— Как изменилась их жизнь?
От рисунка на левой стрелке подписывается слово “мечта”.
Работа со словарем – “мечта – то, к чему человек стремится”.
— К чему стремится мама? Тимоша?
— У нас осталась незаполненной третья стрелка. Подумайте, в каком предложении заключена идея всей легенды. Не торопитесь, обсудите. (“Жизнь ее любовью перешла к сыну”).
Под третьей стрелкой подпись – Материнская любовь.
— Что такое материнская любовь?
— Есть одна замечательная притча о материнской любви. У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: “Того, кто болен, пока не вылечится. Того, кто вышел, пока не вернется. Маленького, пока не вырос. И всех, пока я не умру. ”.
— Что значит мама для вас?
5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.
ДЗ – закончить творческую работу.
Живи на светлой стороне
сайт учителя русского языка образовательного комплекса «Мхитар Себастаци» Акопян Жанны
Понимать и уметь анализировать текст. Разработка урока по рассказу А. Платонова “Разноцветная бабочка»
Урокам чтения и развития речи принадлежит важная роль в общей системе обучения учащихся. Они должны надолго запомниться ученикам и оставить в их душе чувство радости от встречи с книгой. Читать любят не все. Для многих это становится механической работой. Как же привить любовь к чтению? Учитель должен внушить ученикам, что любая книга- это встреча с самой жизнью, ситуациями, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но, возможно, не задумываемся о них. Важно, чтобы ученик понял, что книга учит: учит думать, говорить, спорить, преподает жизненные уроки. А для этого необходимо научить видеть и читать “между строк”, т.е. догадываться о скрытом смысле написанного. Это, конечно же, очень трудная и кропотливая работа, но она вполне оправдана. Выбирая текст, следует обратить внимание на его коммуникативные, содержательные, эстетические аспекты Систематичность подобных уроков обязательно скажется на качестве обучения, и многие вскоре сами будут делиться с учителем своими впечатлениями от прочитанных самостоятельно книг.
Проведение подобных уроков позволяет охватить достаточно большой информативный пласт, использовать разнообразные формы и методы организации работы на уроке, давать возможность каждому обучающемуся проявить свою индивидуальность. Учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность, проявляют речевую активность, интерес к прочитанному произведению, полученной информации, делятся собственным жизненным опытом. И главное- говорят! Говорят на иностранном языке, порой выражая сложные мысли, используя довольно сложные фразы и речевые конструкции, ведь в процессе чтения они постоянно учат новые слова, т.е. у учащихся развиваются коммуникативные навыки. Участвуя в ситуациях эмоционального переживания, дети избавляются от пассивности, свойственной им замкнутости. Аналитическая работа с текстом показала, что дети знают и дают оценку таким нравственным категориям, как добро, совесть, честность, трудолюбие. Покажу пример такой работы на материале рассказа А. Платонова “ Разноцветная бабочка”. Урок был проведен в 8 классе. Разработанные и предлагаемые вопросы как раз и побуждают к разговору, к высказыванию и учат видеть смыслы, заложенные “между строк”.
Тут, по необходимости, вводится понятие философского произведения. Философское произведение- то, в котором мы видим скрытые, незаметные при поверхностном чтении смыслы. Мы как бы читаем между строк. Здесь их несколько. Одной из основных тем детских рассказов А. Платонова становится тема взаимоотношения ребенка и матери, которая раскрывает место и значение матери в мире ребенка. Ребенок существует в большом мире, но не существует в нем вне связи с матерью. Это очень важная мысль в творчестве Платонова. Значимость этой особой, внутренней связи матери и ребенка раскрывается Платоновым в легенде «Разноцветная бабочка», герой которой, Тимоша, в стремлении достать и присвоить себе красоту этого мира, воплощенную для него в образе бабочки, забывает о матери, обрекая себя на существование, подобное бабочкам, которых он ловил: «не умирает и не живет». Ведь так и неизвестно, что с ним стало, хотя уже прошло столько лет, что все о нем забыли, только Анисья каждый день выходит и смотрит в сторону, куда убежал ее сын и больше не возвращался.
Это опять продолжение той же мысли: важнейшим в жизни человека является сохранение этой родственной связи. Тимоша идет по следам «неизвестного человека», который «был бездетный, никого не любил на земле, земля ему была не мила, и все его забыли», которого ничего не держало в этом мире. Забыв о матери, изгнав ее образ из своего сердца, отделив его от своей сущности, Тимоша становится жестоким человеком, способным идти по головам для достижения своей цели: «Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, и ночь уже темнела над ним. … Мертвый воробей колотился у Тимоши за пазухой; он вынул и бросил, не жалея его. … он боялся, что бабочка улетит от него».
Действительно, бывает так, что простая история, услышанная тобой вроде бы случайно, не растворяется в памяти, как это обычно происходит с тысячами подобных историй, а, напротив, начинает расти, приобретая новое содержание. Ты всё чаще возвращаешься к ней, пытаясь её переосмыслить, и наступает день, когда, наконец, понимаешь, что в жизни нет ничего случайного.
Мальчик хочет поймать звезду: «Он забыл о земле, потянулся руками в небо и упал в пропасть». Значат ли эти строки, что человек не должен быть оторван от своей земли, даже если он стремится к чему-то далекому, возвышанному? Ведь ваша систематическая работа на школьном дворе тоже свидетельство того, что слава тому, кто любит свою землю, трудится на ней, а не витает в облаках.
Ученики начинают рассуждать. Они говорят о том, что просто здорово, когда человек идет за своей мечтой, стремится к большему, что не понимают тех, кто жалуется на свою жизнь, но ничего не делают, чтобы изменить ее. А вообще: человек счастлив настолько, насколько ощущает себя счастливым. И Тимоша правильно сделал, что побежал за бабочкой, за красивым живым существом.
Старая мать Тимоши, бабушка Анисья, живет на этой земле ожиданием сына: «… у меня тут дело есть, я сына ожидаю». И поистине, с той, поры, как ушел Тимоша, это становится делом ее жизни, тем, что не дает ей умереть. У нее есть это дело, в отличие от старика Ульяна, который, по словам Анисьи, «живет впустую». «А может, и ты напрасно сына ожидаешь … Никто и не помнит его», — возражает Ульян Анисье. Но Анисья помнит и чувствует своего сына, чувствует свою надобность ему: «Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его», — утверждает мать. И старый «Ульян ушел домой и умер от старости лет», а Анисья «осталась жить и ожидать своего сына».
Покой Анисья обретает, лишь дождавшись его, но для нее этот покой оказывается вечным: «Мать прижала его к своей груди … Жизнь ее с любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребенком. Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла».
Обобщение прочитанного:
-Какое чувство стало главным для Тимоши?
-Что же для сына стало главным в его жизни?
-Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери?
— Что вы взяли полезного для себя?
Теперь уже можно перейти к лексической работе на основе данного текста и к заданиям на конструирование текста.
Задание 1.
Мать умереть не может, пока ____________.
Ульян ушел и вскоре __________, а Анисья осталась жить и __________.
Анисья слыхала, что тропинку проложил _____________.
Задание 2.
Дополните диалог ответной репликой:
– Тимоша, Тимоша. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.
И сын отзывался ей издали:
Задание 3.
Дополните словами и словосочетаниями из скобок в нужной форме.
Бабочка вползла на маленький камешек, а ветер дунул, камешек шевельнулся и свалился в пропасть вместе с (бабочка). Тогда Тимоша поймал (бабочка); он подержал (он) и отпустил, но бабочка тоже не (мочь) летать и поползла, как червяк. К бабочке подлетел воробей и склевал (она). Тимоша увидел, что делает воробей, и рассерчал на него; он схватил камень, погнался за (воробей) и бросил в (он) камень. Камень попал в (голова) воробья, воробей упал на (тропинка) и перестал дышать.
Задание 4.
Создайте аудио- или видеоматериал по любому отрывку из рассказа:
Итак, на примере данной работы по художественному тексту я показала, что включение в учебный процесс литературного текста является неотъемлемой частью работы преподавателей иностранного языка. В связи с тем, что писатели обращаются в своих произведениях к «вечным» темам, у учащихся появляется возможность не только познакомиться с литературным языком и углубляет знания иностранного языка, но и способствует расширению его культурологического кругозора, учит “ читать между строк”, понимать скрытые смыслы, высказываться и находить креативные решения.