Разоблачение лицемерия в рассказе толстый и тонкий роль художественной детали конспект урока 6 класс

Сказки

Урок литературы. 6 класс. Тема урока: А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ _25d7_

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге.

ЕВГЕНИЯ ЯКОВЛЕВНА ЧЕХОВА ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ ЧЕХОВ

У А.П.Чехова было четыре брата и одна сестра. Его дед-крепостной, откупившийся на волю. Отец-мещанин, владевший бакалейной лавкой. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. А.П.Чехов в кругу семьи. 1874г.

Отец Павла Егоровича Чехова был крепостным. Сам Павел Егорович Чехов сначала служил приказчиком, потом открыл бакалейную лавку. Павел Егорович – человек суровый и жесткий. В доме царили строгие нравы, запрещалось бегать, шуметь, водиться с товарищами, за малейшую оплошность отец мог высечь провинившегося. Искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени. Знал цену образованию, поэтому стремился учить детей.

Изучение рассказа «Толстый и тонкий» Почему это произведение вызвало у вас смех? Над кем и над чем смеется автор? Каков смысл названия рассказа? С помощью каких приемов создается комический эффект в рассказе? Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (Тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Обратимся к рассказу… Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Толстый Тонкий

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю». Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде.

Особенности рассказов Чехова: Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.

Урок литературы. 6 класс.

Тема урока: А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора»

Цели: 1) дать представление учащимся о личности и творчестве А.П.Чехова, помочь шестиклассникам выяснить особенности стиля мастера слова, детали подтекста, помогающие понять разоблачение подхалимства и угодничества;

1) развивать навыки аналитического исследования на материале рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

2) способствовать нравственному становлению личности.

Номер материала: 336698

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали»

Конспект урока по литературе. 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали»»

Конспект урока в 6-А классе по теме « А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали» (24.12.2020г.)

Учитель Костенко Людмила Дмитриевна

Цели: понимание и осмысление юмористической ситуации, показанной в рассказе, разоблачение лицемерия, умение характеризовать главных героев, называя и раскрывая средства создания комического в рассказе; развитие навыков выразительного чтения в лицах, выявления художественной детали и определения её роли в раскрытии замысла автора, развитие способностей исследовать прочитанный текст, творческих способностей; воспитание чувства собственного достоинства и умения сохранять его при любых жизненных обстоятельствах, стремления к самосовершенствованию.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, презентация.

I. Мотивирование на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

— Когда Чехов начал создавать свои первые произведения? (Когда учился в гимназии, а затем в Московском университете)

-Какими они были? (Короткими и смешными)

-Объясните, почему смешными. ( Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто понимает шутки)

-Что такое «псевдоним»? (Вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты)

-Какие псевдонимы придумывал Чехов? (Антоша Чехонте, брат моего брата, граф Черномордик, Шиллер Шекспирович Гёте)

-Почему Антон Павлович подписывал свои рассказы псевдонимами? (Он учился на врача, работал врачом, и его пациенты могли утверждать, что профессия врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы)

III. Целеполагание. Постановка проблемы.

III. Работа по теме.

1.Слово учителя. Мы с вами записали ключевые понятия, которые помогут нам при анализе содержания рассказа. Пожалуйста, назовите виды комического. (Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Юмор – смех добродушный, весёлый. Сатира – злой, разоблачающий смех)

2. Вам известно, что такое синквейн. Расскажите о его композиции.

1 строка – существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – существительное, соотносимое с названным в 1 строке

В пяти строках можно выразить свои знания, мысли, чувства. Помните синквейны «Россия», «Осень»? Прошу прочитать синквейн «Сатира».

Высмеивает, разоблачает, осуждает.

Сатира делает мир лучше.

3. Обратимся к анализу текста рассказа «Толстый и тонкий». Постараемся определить важную роль художественной детали, понять разоблачение автором чинопочитания.

— Кто встретился на вокзале? Писатель описывает портреты героев?

-При помощи каких деталей создаются образы главных героев?

(От толстого пахло хересом и флёрдоранжем.Херес- дорогое красное вино, флёрдоранж – одеколон из цветков апельсина.

От тонкого пахло ветчиной (ветчину в те времена ели только малообеспеченные люди) и кофейной гущей (кофе низкого сорта)

4. Обсуждение прочитанного с классом.

— Что обозначают клички героев в годы учёбы?

( Толстый – Герострат, житель древнегреческого города Эфеса, который в 356 году до нашей эры сжёг храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки. Тонкий – Эфиальт, предатель в истории Древней Греции)

5.До каких должностей дослужились герои? Тонкий – коллежский ассесор, предполагает. Что толстый – статский советник. А он – тайный советник. Табель о рангах Российской империи.

Читайте также:  Пришвин кладовая солнца сказка или быль

— Что происходит после слов толстого?

6.Можно сказать, что в рассказе две части: встреча школьных друзей заканчивается в тот момент, когда толстый называет свой чин..

-Что случилось с тонким, с его женой, с сыном и вещами?

7.Прочитайте этот эпизод рассказа в лицах.

-Кто из героев ведёт себя достойно? Кто унижается? Как можно охарактеризовать поведение тонкого?

-Из ряда слов выберите и запишите слова, которые помогли бы вам охарактеризовать тонкого: уважительный, грубый, льстивый, добрый, почтительный, завистливый, лицемерный.

8.Как ведёт себя сын тонкого Нафанаил (дарованный Богом)?

( «Немного подумал и снял шляпу» (а стоит ли снимать шляпу?), «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира» ( наконец-то, социальные роли определены), «шаркнул ногой и уронил фуражку»)

9.Прочитайте синквейн о толстом. (обсуждение)

10. Почитайте синквейн о тонком. К чему стремится тонкий?

(Тонкий гонится за званиями, преклоняется перед вышестоящими. Проявляет чинопочитание, льстивость, угодничество)

11.Что разоблачает Чехов в рассказе?

Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: добродушным, снисходительным, уничтожающим?

Учитель: какие виды комического мы видим в рассказе «Толстый и тонкий»? (Все виды: ирония, юмор, сатира. По возрастающей в содержании рассказа)

12.Рассказ смешной? Грустный? Или смешной и грустный одновременно? Чему учит рассказ Чехова «Толстый и тонкий»?

(Воспитание чувства собственного достоинства, умению сохранять его в разных жизненных ситуациях)

13. Комментированное оценивание работы учащихся на уроке.

V. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание. Прочитать рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» к уроку внеклассного чтения, продумать анализ.

Источник

Разработка урока по литературе на тему «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова» в 6 классе

специалист в области арт-терапии

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»

Цель: ответить на проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев.

«Краткость – сестра таланта».

«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

II . Вступительное слово учителя.

Чехов – изумительный автор лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий”, мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст. Еще мы поработаем над диалогом, поучимся инсценировать.

III . Актуализация знаний.

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи).

Лютеранство – вероисповедание (протестантство).

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.

Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.

1) Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».

Вопросы для кроссворда:

Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

Имя Тонкого. (Порфирий)

Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

Место, где встретились друзья. (Вокзал)

Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

Кличка Тонкого. (Эфиальт)

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Чинопочитание – ключевое слово. (Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Автор осуждает в своем герое это качество характера)

Итак, о каком пороке человека мы будем говорить на уроке, работая над содержанием рассказа А.П.чехова «Толстый и Тонкий»?

Словарная работа. Подберите синонимы.

Подобострастие – льстивость, угодливость.

Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

В своём письме брату Михаилу Антон Чехов писал: «Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность».

1)- В начале рассказа у героев нет имен (их мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем автор называет героев только так: один – просто толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?

— Какими рисует Чехов своих героев перед встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?

— Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?

(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом ( поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)

— Обычно мы сочувствуем бедным людям. Такова традиция и нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему? Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого? Почему толстый ничего не возразил и ушел?

(Поведение толстого совсем не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что чувство досады и брезгливость.)

— Что сделало тонкого таким? (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и готовым унижаться)

2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.

2) Вспомним стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

План работы над стилем рассказа.

1. Заглавие простое, предельно краткое.

2. Краткая завязка (вступление, начало).

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

4. Построение рассказа – диалог.

5. Речь героев проста и лаконична.

6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

1. Заглавие простое, предельно краткое.(Тема и основная мысль)

2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.

(Встречаются 2 друга на вокзале)

— Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)

(Толстый и тонкий… Антонимы – богатый и бедный.)

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.

Представьте себе, что вы рисуете иллюстрацию к этому произведению. Каким бы вы нарисовали “толстого”? Опишите устно внешность, одежду.

-А какая походка была у этого героя?

(“Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, “Пахло от него хересом”- это значит, что он состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно).

Вывод учителя: Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека.

Представьте себе, что вы режиссер. Каким вы себе представляете образ Тонкого? Его костюм, лицо и т.д.

(«Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

Читайте также:  Рассмотрите фотографии выбери одну из них и составь по ней рассказ однкнр 5 класс виноградова

Вывод: Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице. Он «навьючен».)

4. Построение рассказа – диалог.

(Чтение диалога между встретившимися друзьями).

Как передает автор радость при встрече друзей?

(Толстый – предложения короткие, речь разговорная, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Тонкий – краткие восклицательные предложения.)

5. Речь героев проста и лаконична.

(Предложения простые, отсутствуют эпитеты, часто встречается глаголы, точное употребление слов.)

6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.

Работа над отдельным эпизодом.

(Кульминационный момент – Толстый говорит о своей должности)

Опишите, как изменился при этом Тонкий: его поведение, поза, внешность.

«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Неестественность, наигранность.

«Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Чемоданы, узлы тоже «съежились, поморщились»

Тонкий хихикает, теряет дар речи, появляется почтительное – «с»).

Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

Какова идея произведения?

(Разоблачение подхалимства и угодничества)

Почему Толстый не возражает и уходит?

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

4. Что должно отражать заглавие?

(Тему и основную мысль рассказа)

Какое человеческое качество высмеивает Чехов?(Лицемерие, угодничество, готовность унижаться)

VI . Рефлексия. Ответили ли мы с вами на поставленный в начале урока вопрос?

Вывод: Итак, Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Домашнее задание. Инсценировка рассказа по ролям.

Источник

Разработка урока на тему: «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»

Разработка урока на тему: «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» с презентацией и приложениями к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

ТЕМА УРОКА: «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова. Раскрыть особенности чеховского юмора. Выявить роль художественной детали в рассказе. Показать отношение автора к лицемерию.

Развивающая: развивать навыки аналитического мышления, творческое воображение учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству А. П. Чехова, нравственные качества личности.

Технология: система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова.

ТСО: мультимедийная приставка, экран, мультимедийная презентация «А.П.Чехов.

Рассказ «Толстый и тонкий». Портрет А.П.Чехова. Раздаточный материал: таблица на карточках 2). Учебник «Литература. 6 класс» (под редакцией В.Я.Коровиной)

Методы работы: частично-поисковый, обращение к личному опыту; репродуктивный, демонстративный,

Формы работы: анализ рассказа, подготовка и составление вопросов учащимися, опережающее задание. Опережающее индивидуальное задание.

Проблемный вопрос: Как А.П.Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?

ЭПИГРАФ К УРОКУ: Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой. Н.В.Гоголь

— Как вы думаете, почему я подчеркнула данные слова? (Потому что главное в человеке не внешность, а его душа. Искусство, в том числе литература призвана учить нас видеть отрицательные качества в человеке, разоблачать их. И, конечно, не быть носителем таких качеств).

— Скажите, пожалуйста, какие качества в людях вам не нравятся?

— Как мы можем сформулировать тему нашего урока, разобрав данный эпиграф?

3. Объявление темы и цели урока (2 мин.). Цель: постановка учебной задачи.
Тема нашего урока звучит « Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Запишите её.

— Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и теперь попробуйте сформулировать задачи, которые нам придётся решать в течение урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе). Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

— На основе задачи урока мы ставим Проблемный вопрос «Как А.П.Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»

Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

4. Словарная работа (2 мин.).

Подхалимство – стремление расположить к себе кого-либо лестью.

5. Новая тема. Деятельность учителя, деятельность учащихся.

Работа над композицией (5 мин.). (Разобрав структуру изучаемого рассказа, учащиеся поймут его идею). Цель: развитие читательской культуры, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения.

Слово учителя. История создания. Деятельность учителя Деятельность учеников

Всего через 4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале «Осколки».

— Ребята, указанные выше отрицательные качества к кому из героев мы можем отнести? (к Тонкому).

— А почему? (Потому что он, встретив на вокзале друга детств и узнав, что он дослужился до тайного советника, изменил свое отношение к нему)

— Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)

Какова композиция рассказа? (Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.) Записать в тетради

Завязка – встреча двух школьных друзей.

Кульминация – новость о должности Толстого.

Развязка – расставание чужих друг другу людей.

Работа над отдельным эпизодом.

(Кульминационный момент – Толстый говорит о своей должности)

— Что после этого происходит? (Тонкий меняется)

-А на какие 2 части можно разделить рассказ?
(1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.
)

Б). Работа в парах. Задание: заполнить таблицы (раздать задания на карточках), подготовить по одному вопросу другому ряду. Задания выполняются по рядам.

1 ряд. Тонкий во 2-ой части рассказа

«лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

от лица и глаз посыпались искры

«…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»,

обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством»,

в речи появляется высокий стиль («милостивое внимание»),

разговорная лексика («голубчик», «батюшки»), меняется официально-деловое обращение;

пытается выражаться красиво, торжественно;

незаконченные предложения позволяют услышать, как прерывается дыхание тонкого от почтительности. Рядом с некоторыми словами через дефис стоитС (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику.

Глаголы внутреннего состояния героев

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

Обращение к Толстому

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Знаки препинания в конце предложений.

Читайте также:  Рассказ алые паруса читать весь текст

2 ряд Толстый во 2-ой части рассказа

Глаголы внутреннего состояния героев

Обращение к Тонкому

Знаки препинания в конце предложений.

Представьте себя героями рассказа,

1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые».

Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

1 вар произносит восклицание Толстого: «Порфирий, ты ли это?»

2 вар. смеется, как Тонкий в первой части: «Хо-хо-хо».

Г) Выступления учащихся парами после заполнения таблицы, они задают вопросы друг другу по таблице.

Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью, каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – «С».)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов Толстого?
– А какие в конце слов Тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у Толстого; растерянность, униженность – у Тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

— Расскажите, что мог чувствовать Тонкий, услышав о звании Толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

— Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

— Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность).

«Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

— Зачем их так много?

Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно лицемерит, хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – «с». Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с Толстым. По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.

По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

— Какой вывод мы можем сделать?

6. Вывод по теме урока. Работа над идеей рассказа. Цель: выявить отношение автора к лицемерию.

От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

. Осмысление идеи рассказа.

— Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно).

— Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»).

— Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

— Ребята, скажите, пожалуйста, между людьми разных должностей разве не может быть человеческих отношений?

Учащиеся высказываются. У каждого из вас своя точка зрения.

— Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы. Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться, прежде всего, человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

— Мы проанализировали произведение, скажите, пожалуйста, рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический)

— Итак, давайте ещё раз скажем, какой порок обличает А. П. Чехов? ( Он высмеивает порок общества – чинопочитание, лицемерие).

7. Обобщение по уроку.

-Ребята, вспомните, какие задачи вы перед собой ставили в начале урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе).

— Давайте обратимся еще раз к эпиграфу. (Рассказ Чехова можно считать настоящим подлинным искусством, так как он высмеивает не «длинный нос», а «кривую душу» человека, то есть лицемерие, угодничество, чинопочитание ).

— Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

В рассказе много тонких намеков, но некоторые мы с вами разгадали. Сам художник мог с полным правом заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам. Чеховские рассказы 80-х годов говорят о той атмосфере социальной подлости, о том искажении человеческой личности, которое определяло жизнь самодержавной бюрократической России.

— В конце я бы хотела обратить внимание на фамилию писателя, то даже она учит нас соблюдать в жизни такие понятия, как

не надо притворяется, нужно вести себя…

Нужно быть смелым всем трудностям вопреки

отзываться на чужую беду, значит быть…

И последнее, мне кажется, самое главное качество – нужно в себя…

8. Итоги урока. Выставление оценок за урок (2 мин.). Учащиеся оценивают результаты деятельности товарищей.

9. Домашнее задание (2 мин.). Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом своих индивидуальных возможностей.

II вариант. Выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям. Рисунки к рассказу.

Рефлексия (Рефлексивный экран)

— Выскажитесь, пожалуйста, одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

— Для меня стало новым…

Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку»

Тонкий во 2 части рассказа

Глаголы внутреннего состояния героев

Обращение к Толстому

Знаки препинания в конце предложений.

Толстый во 2 части рассказа

Глаголы внутреннего состояния героев

Обращение к Тонкому

Знаки препинания в конце предложений.

Просмотр содержимого презентации
«Чехов Толстый и тонкий»

Антон Павлович Чехов

Сборники рассказов А.П.Чехова

«Как А.П.Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и тонкий» при помощи некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев?»

Художественная деталь одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

не надо притворяется, нужно вести себя…

нужно быть смелым всем трудностям вопреки

отзываться на чужую беду, значит быть…

и последнее, мне кажется, самое главное качество – нужно в себя…

Источник

Познавательное и интересное