Разработка урока по рассказу бунина темные аллеи

Сказки

Конспект урока по литературе «Темные аллеи Бунина» (9 класс)

специалист в области арт-терапии

Конспект урока по литературе

Тема урока : Творчество Ивана Алексеевича Бунина (на примере рассказа «Темные аллеи»)

Цели урока: повторить ранее изученный материал по творчеству Ивана Алексеевича Бунина; определить место и своеобразие цикла «Темные аллеи» в творчестве писателя; наметить дальнейшую перспективу изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина в 11 классе.

I . Организационный момент

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность рабочих мест. Настраивает учеников на продуктивную работу.

Приготовление к уроку.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Цель этапа: Убедить детей в возможности совершенствовать свои знания.

Спрашивает у учеников, выучили ли они стихи Блока (домашнее задание к этому уроку). Говорит о том, что проверять их будет на следующем уроке.

Просит учеников открыть учебник (Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. 1 часть Коровина В.Я. и др. 1-ая часть) на странице 55. Дает перспективу на этото урок: «Сейчас я прочитаю рассказ Бунина “Темные аллеи”, а вы скажете мне его идею, затронутые темы». Задает вопрос: «Какие произведения Бунина мы уже читали?» Подсказывает им при ответе. В итоге отвечает сам, что в 6 классе они читали рассказ «Кавказ». Говорит, что в нем также была тема любви. Кратко пересказывает.

Отвечают на вопрос учителя.

Открывают учебник на странице 55.

Слушают план урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Развитие умения саморефлексии.

Развитие умения планировать свои действия, предугадывать развитие событий.

Проявление познавательной активности.

Развитие умения анализировать.

III . Объяснение нового знания

Цель этапа: Объяснить своеобразие творчества И.А. Бунина через отсылку к его биографии.

Говорит, что Бунин пишет о любви несчастной.

Рассказывает некоторые факты из биографии Бунина: годы жизни, факты из детства, называет основные сборники писателя. Говорит о знакомстве Бунина в 1895 году с Чеховым. Говорит об эмиграции писателя во Францию в феврале 1920 года, т.к. не мог видеть, как «увядают усадьбы».

Рассказывает историческую обстановку 20-х гг.

Говорит о том, что в 1933 году Бунин получил Нобелевскую премию. Рассказывает о специфике Нобелевской премии. Говорит интересный факт, что Бунин именно тогда из окна поезда увидел, как в Германии зарождает культ личности Гитлера.

Говорит о том, что Бунин оставил огромное наследие.

Умер в 1953 году в Париже.

В период с 1929 по 1954 годы его произведения не издавались.

Учитель сам читает рассказ «Темные аллеи».

Вопросы после прочтения:

Почему его приятно читать?

Из-за обилия деталей?

Во всех произведениях создается искусственная реальность.

Почему выбрано холодное осеннее ненастье? Что оно символизирует? Какой это пейзаж? Грустный? Скучный?

Что оживляет жизнь?

Что дарит первая любовь человеку?

Почему тут так безрадостна встреча? Как вы почувствовали? Бросил? Стыдно?

Почему героиня не радуется встрече?

Вообще кто главный герой?

А она? Раз ей дали вольную?

Они были красивыми людьми, но он ее обманул, уехал.

Могла ли их жизнь сложиться другим образом?

Жизнь главного героя удалась, если жена оказалась изменницей, а сын – негодяем?

Герой испытывает перед героиней стыд?

Она ему руку поцеловала, руководствуясь каким чувством?

Задает вопросы тем, кто работает на «5»:

Почему герой испытывает стыд. Когда целует ей руку?

Просит учеников найти портрет главного героя. При прочтении учитель обращает внимание на слова «устал от жизни такой». Говорит, что герой не мог представить ее своей женой из-за социальных условностей: он дворянин, а она крестьянка.

Герой каков? Как он себя ведет (посмотрите в начале)?

Могли бы герои быть счастливыми, если б не условности?

Стала бы Надежда его верной подругой жизни?

Почему рассказ называется «Темные аллеи»?

Почему героиня стала опытной хозяйкой? Она какая?

Слушают учителя и записывают его лекцию.

Когда учитель начинает читать рассказ, следят за ним, отмечают портреты, пейзажи, читают сноски.

Отвечают на вопросы учителя после прочтения рассказа.

Рассказ короткий, но сказано много. За несколько минут разговора мы узнали всю жизнь героев. Каждая деталь раскрывает многое.

Жизнь героев оживляет их встреча, встреча с первой любовью.

Первая любовь дарит человеку радость, счастье.

Героиня любит героя, но не простила, что он ее бросил.

Главный герой – дворянин.

Героиня – бывшая крепостная. Она любит главного героя. Она благодарна герою за свою жизнь.

Зачитывают портрет главного героя.

Герой груб, невежественен, высокомерен, самолюбив, горд.

Рассказ называется «Темные аллеи», потому что главный герой читал Надежде такие стихи.

Надежда самостоятельная, опытная.

Проявление познавательной активности.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Вы ражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность.

Грамотное построение устного высказывания.

Цель этапа : Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Слово учителя в конце: «Все, что происходит с нами, дает опыт. Героиня не пропала, научилась копить деньги. Жизнь же героя не сложилась из-за него самого».

Домашнее задание: с. 60 письменно ответить на вопросы 7 и 8.

Записывают вывод и домашнее задание.

Источник

Конспект урока по теме «Рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Печальная история любви».

специалист в области арт-терапии

Конспект урока по теме: Рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви.

Цель : проанализировать рассказ;

Образовательные: понять значение любви в творчестве И.А.Бунина; увидеть особенности раскрытия этой темы автором;

Метапредметные : развивать навыки смыслового чтения, анализа художественного текста, совершенствовать навык определения основной мысли рассказа;

Личностные : подтолкнуть учащихся к размышлениям о любви в жизни каждого, воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу близких, развивать любовь к литературе;

Оборудование: портрет И.А. Бунина; иллюстрации к рассказу;

Мы продолжаем изучать произведения замечательного русского писателя-эмигранта Ивана Алексеевича Бунина. В предыдущих классах знакомились с рассказами «Косцы», «Цифры», «Лапти» и читали стихи о природе, а сегодня мы анализируем рассказ «Темные аллеи», который открывает книгу с одноименным названием. Он создан Буниным в эмиграции в трудное военное время в 1938-1945 годы, когда писатель был уже пожилым человеком. Впервые этот рассказ был напечатан в Нью-Йорке в 1943 году. Тема – любовь.

Какую цель вы поставили для себя?

Кратко перескажите текст рассказа. (Сжатый пересказ одного из учеников).

Какое впечатление осталось после чтения текста?

Как начинается рассказ? (Чтение экспозиции – 1 абзац)

(Мы узнаем, что время года – осень, знакомимся с главным героем Николаем).

-Важно ли, что время года – осень? (Да, через пейзаж передается внутреннее состояние героя, и мы настраиваемся на печальный финал новеллы).

Выступление первой группы, домашним заданием которой были работа с текстом и подбор сведений о Николае, заполнение таблицы.

«Стройный старик – военный», «взгляд усталый, строгий», » чернобровый, но с белыми усами», «подбородок был побрит», «серые волосы с начесами к углам глаз», »седые волосы его слегка курчавились», « красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы»

Читайте также:  Сказки на ночь 2008 фэнтези

«в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником», сапоги, замшевые перчатки

«неприязненно крикнул», «отрывисто, невнимательно ответил»

Дворянин, сын богатых родителей, возможно, помещика.

-Давайте вернемся в прошлое на тридцать лет назад, когда наши герои бродили по аллеям и были счастливы. Предположите, как развивались отношения между героями.

Ученик: Родители Николая дали сыну блестящее образование, выбрали ему карьеру военного. Получив на службе отпуск, тридцатилетний красавец приехал к родителям в деревню, где познакомился с восемнадцатилетней красивой крепостной, служившей в их доме горничной. Молодые люди полюбили друг друга, но когда об этом узнали его родители, все прекратилось. Николай вынужден был уехать, а Надежде, чтобы замять скандал, дали вольную).

-Как ведет себя Николай Алексеевич на постоялом дворе?

(Заметно, что это человек властный, привыкший к своему социальному положению).

-Как ведет себя Николай, когда узнает в хозяйке Надежду, свою любовь молодости?

-Что рассказывает он о своей семейной жизни?

-Сожалеет ли он о чем-нибудь?

-Какие выводы вы можете сделать об этом герое?

(Несмотря на сохранившуюся красивую внешность, этот человек выглядит уставшим, бледным, поседевшим от забот военной и безрадостной семейной жизни. Создается впечатление, что жизнь Николая Алексеевича не была счастливой.)

Вторая группа собирала сведения о Надежде. Выступление ученика.

«темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями», «округлые плечи»

«под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой», «в красных поношенных татарских туфлях»

«пытливо смотрела на него»

Бывшая крепостная, получившая вольную, а теперь содержательница постоялого двора

«И хозяйствовать я люблю», «чисто, приятно у тебя», «чистоту люблю», «при господах выросла»

-Что вы бы отметили в портрете и характере Надежды?

(Надежда еще красивая женщина, которая прошла через унижения, обиды, смогла выстоять, встать на ноги, устроить свою жизнь, открыв постоялый двор для проезжающих. В доме у нее чисто, красиво, можно отметить ее трудолюбие, чистоплотность, хозяйственность, религиозность).

-Почему герои не остались вместе в молодости?

-Простила ли Надежда своего любимого?

(Нет, обида еще глубоко в душе, ведь любит его всю жизнь, так и не смогла устроить свое женское счастье).

-О чем размышляет главный герой, сидя в тарантасе?

(Сожалеет, что потерял любовь, что Надежда могла быть его женой, хозяйкой в его доме. Качает головой, думая, что это все-таки невозможно представить.)

—Как заканчивается рассказ? (Снова упоминается об осенней погоде, то есть композиция рассказа круговая.)

Как вы считаете, какова основная мысль этого рассказа? (Любовь – прекрасное чувство, но у Бунина это чувство как вспышка, «солнечный удар», который поражает героев, но длится любовь недолго, и героев ждет разлука. Достигает этого эффекта писатель через круговую композицию, пейзаж, деталь, характеристику героев).

Вывод: Главный герой Николай Алексеевич отказался от любимой девушки, бывшей крепостной в доме его родителей, в пользу карьеры, положения в обществе, но за это судьба как бы мстит ему: он несчастлив в семейной жизни, хотя жена была равна ему по социальному статусу. Любовь не прощает предательства и, может быть, действительно карма, как говорят на Востоке, настигает героя. Надежда же вполне довольна своей нынешней жизнью.

Достигли ли вы своих целей?

Рефлексия. Составьте синквейн на тему любви.

1.Сочинение-отзыв о рассказе

или сочинение-рассуждение по теме «Любовь» (15.3).

2. Чтение повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

1. Богданова О.Ю. Встреча с Буниным в школе. Журнал « Литература в школе».1999. №7.

Источник

Конспект урока литературы в 9 классе И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

специалист в области арт-терапии

Рассказ «Темные аллеи».

Учитель русского языка и литературы

Тема: И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

Цели: создать условия для проникновения в художественный мир писателя,постигая тайны его мастерства; продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста,создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

2. Актуализация опорных знаний

— Индивид.раб.со слабыми уч-ся(карт)

3. Изучение новой темы

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом – умением любить! От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за 60. В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоцион. настрой, тематику и проблематику всему циклу.

2) Работа с учебником

Сегодня мы обратимся к рассказу «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей».

— Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

3) Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
Каков сюжет новеллы? Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

— Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
— Открывает произведение пейзажная зарисовка.На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь).
— На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней.

— Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

Читайте также:  Рассказы для детей читать интересные истории

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить.

— Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами? (- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил. А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

— Почему такая женщина не вышла замуж? (Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор).

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви? (Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей. ).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

— Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень? (Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень?(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

— Почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе? (Для героев жизнь как бы уже пройдена,скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

Кто не любил, не выполнял закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

5. Домашнее задание: прочитать рассказ

А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу».

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

Источник

Конспект урока по литературе И. А. Бунин «Темные аллеи»

специалист в области арт-терапии

План – конспект урока по литературе в 9 классе

«Всякая любовь — великое счастье»

(по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»)

создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества;

продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;

воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами;

Кто любит, счастлив
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт

Распятие — символ страдания

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека…Она является, надевая разные маски: страсти, нежности, дружбы, ревности, преданности.

Неисчерпаемость, многоликость темы любви объясняет интерес к ней обычных людей, таких, как мы с вами, и, конечно же, поэтов и писателей. В зависимости от мировоззрения, от личной судьбы каждый способен воспринимать это чувство по-разному.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте. Мне кажется, что написать такие строки, где всё пронзительно, как звук скрипки, мог только человек с редчайшим талантом – умением любить! От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за 60.

В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу. Я думаю, читая этот рассказ, вы не остались равнодушными.

Итак, ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье».

Сегодня мы обратимся к рассказу «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
— К какому жанру относится это произведение?
— Каков сюжет новеллы?

— Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

— Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
— Открывает произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её. (Чтение) На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь).
— На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней (текст). «Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Множество деталей упоминает автор в этом описании (у Бунина деталь имеет особое значение).
— Что хочет показать автор? (Так – через деталь – автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.)
— Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?
— Центральное место в новелле отведено собственно диалогу главных героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Чтение фрагмента по ролям).
— Как ведут себя персонажи на протяжении разговора? Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них?
— Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…» Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня.
— Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?
Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.
Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.

Читайте также:  Почему рассказ пантелеева называется главный инженер

— Представим слово двум группам. Они расскажут о главных героях до момента расставания.

Была чудесная весна

Они на берегу сидели.

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы первой группе.

— Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.

— А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

— Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы второй группе.

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей. ).

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде:

— Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче.

— Почему вы так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

Вопрос ко всем ученикам:

— Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

Кто не любил, не выполнял закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Давайте составим синквейн к слову «любовь». Любовь. Кратковременная, озаряющая. Греет, живёт, спасает. Не ведёт к счастью. Память.

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли последнюю строчку этого стихотворения:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Согласны ли вы этим утверждением?

Напишите мини-сочинение, взяв за основу слова К. К. Бальмонта, которые и будут формулировкой темы сочинения.

А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу», которое поможет вам в работе над сочинением. (Стихотворение звучит на музыкальном фоне, Л. Бетховен «Лунная соната»).

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

Источник

Познавательное и интересное