Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»».
Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.
Задачи:
Образовательные: учить анализировать художественный текст.
Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.
Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.
Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»».»
Чтение и развитие речи. 8 класс.
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.
Образовательные: учить анализировать художественный текст.
Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.
Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.
Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
1. Организационный момент.
— Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше. А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде появляются поочерёдно, по щелчку буквы).
— первая буква в названии третьего дня недели. (с-среда)
— первая буква в названии третьего месяца года (м-март)
— вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е-Лермонтов)
— третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х-Чехов)
— первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю-Юрьевич)
— первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М-Москва)
— четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о-Чехов)
— вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р-врач)
— Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня. (слайд 2)
— И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».
(Ведь смеяться не грешно).
Почему нам так смешно.
2. Актуализация знаний обучающихся.
— А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки (На сладах ученики читают строчки из произведений Чехова и вспоминают названия рассказов).
(Слайд 3) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)
(Слайд 4) «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась» («Каштанка»)
(Слайд 5) «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» («Ванька»)
— Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) (слайд 6)
3. Повторение изученного материала.
— Совершенно верно. На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого великого русского писателя.
— Какое задание на дом вы получили? (пересказать биографию писателя)
4. Изучение нового материала.
— Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
4.1. Словарная работа.
В теме нашего урока есть слово «юмор» (слайд 8)
Как вы его понимаете? (ответы учеников). А сейчас прочитайте более точное определение этого слова (Ученики зачитывают определение слова «юмор» — деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)
4.2. Первичное восприятие текста. Постановка проблемных вопросов.
— Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись рассказа «Лошадиная фамилия» (слайд 9)
— Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным (ребята слушают)
— Ребята, понравился вам рассказ? Почему? ( ответы обучающихся)
— А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста! (слайд 10)
На экране вы видите шесть упражнений, размещённых в таблице, и фигурку шагающей девочки. Эта девочка будет перемещаться по полю, ваша задача – выполнять то упражнение, на поле которого находится девочка. Эту физкультминутку мы делаем до тех пор, пока фигурка девочки не вернётся на прежнее место.
— Немного отдохнув, продолжим наш урок.
6. Анализ произведения. (слайд 11)
— Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» У нас 2 команды, ученики на 1 и 2 ряда. Суть игры проста – вам нужно вспомнить как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» (смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу; смешны способы лечения; смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев; смешна своей неожиданностью развязка и т.д.).
— Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.
1) Яркое название рассказа («Лошадиная фамилия»)
2) Говорящие фамилии (Овсов)
3) Смешные названия станций, деревень (Девкино)
4) Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич)
5) Речь персонажей индивидуальна
— Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым?
— Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)
— Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)
— Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)
7. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала (слайд 12)
— Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать ленточку красного, синего или жёлтого цвета. Красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания, а жёлтый – задание творческого характера.
Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника.
Приступайте к выбору (ученики читают текст учебника, выполняют индивидуально задания трёх вариантов: I вариант (красный) – ответить на вопросы теста;
II вариант (синий) – выбрать предложения из текста соответствующие иллюстрации на стр. 153;
III вариант (жёлтый) – сочинить мини-рассказ по сюжетной картинке (5-7 предложений), используя «секреты юмора» А.П.Чехова) (слайд 13)
8. Подведение итогов урока.
— Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах.
(Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев)
-Давайте послушаем рассказы, которые написали ваши одноклассники. (Ребята зачитывают свои мини-рассказы).
— Какие приёмы юмористического жанра они использовали?
-По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.
9. Домашнее задание (слайд 14)
— Домашнее задание научиться читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев.
10. Заключительное слово учителя
— Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. (слайд 15)
Конспект урока чтения и развития речи на тему: «А. П. Чехов. Лошадиная фамилия»
специалист в области арт-терапии
Тема: А. П. Чехов. Лошадиная фамилия.
Цель: Формирование понятий «юмор», через анализ произведения А.П. Чехова
Продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Формировать навык литературного анализа рассказа.
Развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них.
Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: портрет А.П. Чехова.
Коррекция устной речи
Коррекция слухового восприятия
Коррекция слухового восприятия
Коррекция связной речи
-Назовите жанр художественной литературы и сядьте.
Коррекционное упражнение «Расшифруй фразу»
«Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».
— Как вы понимаете это выражение?
Проверка домашнего задания
с.133 – 135 Коррекционная игра «Вопрос-ответ»
Сообщение темы урока
Сообщение нового материала.
Первичное чтение учителем (с.135-137)
Проверка первичного восприятия
— Вызвал улыбку этот рассказ Чехова?
Повторное чтение учащимися
Б) Чтение по цепочке (по предложению) (с.136-137)
— Что стало происходить в доме Булдеевых?
— Что пообещал дать замученный генерал тому, кто вспомнит настоящую фамилию?
— Как проводил ночь больной генерал?
— Как чувствовал себя при этом Иван Евсеевич?
— Что решил генерал к утру?
— Когда прекратились мучения генерала? (Зуб вырвали, генерал успокоился).
— Кого встретил доктор в поле, возвращаясь?
— С какой просьбой обратился доктор к приказчику?
— Прочитайте заключительный отрывок о приказчике. В чем проявляется комизм его поведения?
Коррекционное упражнение «Сосчитай!»
— Посчитайте сколько лошадиных фамилий в рассказе? (43)
— Почему этот рассказ называют юмористическим?
– Перечислите все комические моменты рассказа.
(акцизный – сборщик налогов лечит зубы, генерал – трусливый, зубы нельзя лечить заговорами, да еще и по телеграфу,
— С произведениями, какого автора работали?
— Что нового узнали на уроке?
Этап информации учащихся о домашнем задании.
С.134-135 читать по ролям
На доске эпиграф урока
Номер материала: ДБ-1279293
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта к уроку «Юмор в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
специалист в области арт-терапии
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 6 КЛАСС
Вадясова Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск
Юмор в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
Формировать представление об особенностях чеховского стиля в ранних рассказах писателя (на примере рассказа «Лошадиная фамилия»)
Ученик по окончанию изучения темы урока:
— знает средства создания А.П. Чеховым комических ситуаций, средства характеристики героев и авторское отношение к ним;
— умеет находить в тексте структурные элементы композиции и средства создания комических ситуаций; определять авторское отношение к героям и средствам его выражения; определять свое собственное отношение к героям и раскрыть его в выразительном чтении, в устном рисовании.
Формирование устойчивой мотивации к обучению
1.Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя
2.Анализирует художественное произведение
3. Умеет осуществлять анализ полученной информации
1.Умеет слушать учителя
2.Умеет отстаивать свою точку зрения в диалоге
3.Умеет отвечать на вопросы по прочитанному тексту своими словами и с использованием цитат.
1.Принимает учебную задачу
1. Средства создания Чеховым комических ситуаций
2. Средства характеристики героев и авторское отношение к ним
3. Роль структурных элементов композиции в раскрытии замысла писателя.
1.Находить в тексте структурные элементы композиции и средства создания комических ситуаций
2.Определять авторское отношение к героям и средствам его выражения
3.Определять свое собственное отношение к героям и раскрыть его в выразительном чтении, в устном рисовании
1. Применяет полученные знания при анализе произведения
Овладеть понятием «юмор» для применения в анализе произведения
Юмор, анализ произведения, композиция, герои произведения, комическая ситуация
План изучения нового материала
1.Постановка учебной задачи
2.Актуализация опорных знаний
3. Изучение нового материала
5. Первичное повторение и закрепление
6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Юмор, комическая ситуация
Урок открытия новых знаний
Традиционная с элементами театрализации
Библиотечная выставка произведений А.П.Чехова, декорации к инсценировке, портреты писателя.
Литература 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2012.
Подготовить литературный отзыв о театральной постановке к рассказу А.П. Чехова «Лошадиная Фамилия».
Дата, место проведения урока, уровень
11.09.2015 ГБОУ ООШ №11 г.Новокуйбышевска
Участие во Всероссийском фестивале «Литературный венок России»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
Отметка отсутствующих на уроке.
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности (ручка, карандаш)
Включаются в деловой ритм урока
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (7-10 мин.)
Познавательные: умеют определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ;
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, умеют осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.
На доске ( слайд №1 ):
Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения.
— Сформулируйте тему урока
— Запишем в тетрадь тему урока
Целеполагание и постановка задач
— Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока).
Участвуют в работе, отвечают на поставленные вопросы.
Предлагают свои варианты темы, целей
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (7-10 мин.)
Личностные: нравственно-этическое ориентирование, собственная интерпретация, высказывание понимания темы.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: о существляют самоконтроль.
Организует выступление, обмен мнениями. Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова.
Ребята, давайте вспомним, когда и где родился замечательный писатель А.П. Чехов? ( слайд №3: дом, где родился А.П. Чехов)
Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой – матери. А кем были его родители?
(слайд №4: родители А.П. Чехова)
Знакомство с семьей А.П. Чехова
(Слайд №5: Семья А.П.Чехова )
(Слайд №6: Псевдонимы А.П. Чехова)
Слушают выступления одноклассников.
Продолжают знакомиться с жизнью и творчеством А.П. Чехова.
Отвечают на вопросы учителя. Проверяют полученные результаты
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15-20 мин)
Личностные: вырабатывают уверенность в собственных силах.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные : умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Знакомит с новыми фактами биографии писателя
(слайд №8: фотографии кабинета А.П. Чехова)
(слайд №9:доктор А.П. Чехов)
Организует инсценировку рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
(слайд №10: афиша к рассказу А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»)
Формируется вызов на получение новой информации.
Высказывают собственное мнение.
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
Личностные: вырабатывают уверенность в собственных силах.
Познавательные : осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные : используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: осуществляют самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками.
Беседа с классом по произведению.
— Ребята, вам понравилась сценка?
— В прошлом учебном году мы читали с вами рассказ «Лошадиная фамилия». Поменялось ли ваше восприятие этого произведения после увиденного?
-Какие эпизоды вам показались особенно смешными? Что делает рассказ смешным?
-Что можно сказать о генерале Булдееве?
-Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?
-Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Лошадиная фамилия»: добродушным, уничтожающим или другим?
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, анализируют произведение.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2-5 мин.)
Личностные: вырабатывают уверенность в собственных силах.
Познавательные : определяют основную и второстепенной информацию.
Коммуникативные : умеют формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Учитель подводит итоги урока.
Проверяет уровень усвоения полученных знаний.
— Какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах?
— Какие особенности вы отметили в чеховском стиле написания ранних рассказов?
-Ребята, скажите, пожалуйста, понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие?
Учитель высказывает свое мнение по поводу подготовки и проведения литературного вечера, посвященного творчеству А.П. Чехова, выставляет оценки за урок.
Работают в группе по 2 человека
После обсуждения отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Номер материала: ДБ-285330
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения на тему «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
специалист в области арт-терапии
Тема: А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
Цель: Изучить рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», раскрыть природу смешного в рассказе.
1. Углубить представления детей о категориях комического, научить характеризовать речь героев как источник комического.
2.Развивать навыки выразительного чтения, формировать умения делить текст на части, выделять главную мысль произведения.. Коррекция устной речи на основе упражнений на развитие связного изложения текста.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II . Сообщение темы и цели урока
— первая буква в названии третьего месяца года (м-март)
— вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е-Лермонтов)
— третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х-Чехов)
— первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю-Юрьевич)
— первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М-Москва)
— четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о-Чехов)
— вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р-врач)
— Какие слова у нас получились? ( смех, юмор ) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня.
III . Работа над дыханием. Работа над чёткостью произношения.
1.Упражнения на дыхание
2.Работа над скороговоркой
3.Тренажёр для речевой разминки
IV .Проверка домашнего задания
— Чем интересны рассказы Чехова? (Они очень коротки и забавны).
— Прочтите слова Бунина о Чехове. Согласны ли вы с ними? (Да, согласны, потому что Чехов действительно был умен, он умел шутить).
— Отчего шел заряд юмора Чехова? (От его жизнелюбия).
V . Работа над новой темой
1.Вступительное слово учителя
Мы не раз уже произнесли с вами слово «юмор». Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него).
Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.
Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия».
Уезд – округ, часть губернии.
Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.
3.Чтение текста учителем
4.Первичное восприятие текста
— Фронтальная беседа по вопросам:
— Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
— Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).
— Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).
— А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)
— Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).
— Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).
— Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).
— Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре? (Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).
— Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).
— Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).
— А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что приказчик угодил генералу).
5.Физминутка
6.Вторичное восприятие текста
Чтение по ролям
Прочитаем по ролям смешную сцену воспоминания фамилии акцизного.
— Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую. » Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов, Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).
— Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? (Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик).
7.Гимнастика для глаз
VI .Коррекционное задание
Я сейчас напишу слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываю на доске: уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю: Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).
— Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его пересказать близко к тексту.
VIII .Подведение итогов урока. Оценивание результатов работы. Выставление оценок.
Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и снисходительный, так как автор посмеивается, но не насмехается).
IX .Домашнее задание: стр.133-134 читать, пересказ