Разработка урока по рассказу чехова о любви

Сказки

Урок литературы в 8-м классе на тему «Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

Разделы: Литература

Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (А.П.Чехов)
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор)
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. (Л.Н.Толстой)

1. Оргмомент

– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».
– Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ

3. Работа с текстом (беседа)

– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

4. Словарная работа

– Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

5. Решение основной проблемы урока

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:

«Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)

6. Подведение итогов урока

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
– К каким выводам вы пришли?

7. Домашнее задание

Написать сочинение – письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»

Источник

Урок-конспект «А.П.Чехов «О любви»

специалист в области арт-терапии

Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Цели: расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;

выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Оборудование: СД-проектор, презентация урока; тексты произведения

Словарная работа: футляр, духовное оскудение

1. Слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас немного необычный, конкурсный урок. Видите, ребята, как много у нас гостей, и я надеюсь, что вы меня поддержите.

— Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове.

А что объединяет эти рассказы, о чем они? (Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям)

В данном случае, ребята, это символ духовного оскудения, бездумного, бездеятельного существования, которое является опасностью для общества.

2. Сначала несколько слов об истории его создания. Наиболее важные тезисы я бы, ребята, попросила вас записывать (рассказывает подготовленный ученик)

Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.

Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»

3. Брей – ринг (2 команды, вопросы кто первый ответит, характеристика каждой команде, текст обеим командам)

Читайте также:  Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания в сказках

— Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)

— Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

— Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою? (Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)

— Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

— Какова судьба их взаимного чувства?

(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Источник

Разработка урока по рассказу А.П. Чехова «О любви»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» гор. Дальнереченска

Конспект урока литературы в 8 классе

«Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «О любви»

Автор: Кулибаба Оксана Владимировна

Тема урока. Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «О любви»

Цели: 1. Попытаться понять некоторые черты мировоззрения А.П. Чехова на основе анализа языка рассказа «О любви»

2. Показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе.

3. Развивать творческие умения учащихся.

Оборудование : 1. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

3. Презентация к уроку

(Слайд 1)На экране проецируется портрет А.П. Чехова, тема урока.

Вступительное слово учителя. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве А.П. Чехова. Мы попытаемся глубже понять рассказ, заглянув в творческую мастерскую писателя. Если для художника главным инструментом являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигнем суть произведения, а значит, попытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир, как он работает с языковым материалом, как использует речевые средства для выражения своего, авторского отношения к героям рассказа «О любви».

(Слайд 2)На экране – эпиграф к уроку. Чтение его учителем.

Язык не только говор, речь.

Язык есть образ всего внутреннего

его ума, того, что называют сердцем,

он выразитель воспитания всех сил –

умственных и нравственных.

III . Работа с текстом рассказа.

Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Мы уже знаем содержание этих рассказов, знаем, что рассказы объединены одной темой.

-Какова эта тема? ( О несовершенстве жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр»)

— Как же развивается эта тема в рассказе «О любви»? (Распространение «футлярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь )

-Обратимся к тексту. Мы знаем, что у Чехова действие рассказа передаёт идейный смысл «О любви»

-Что такое любовь? (Работа со словарём.(Слайд 3) Одновременное проецирование определения значения слова на экране)

-В каком значении употребляет это слово Чехов ? (Чувство сердечной привязанности двух героев рассказа – Алёхина и Анны Алексеевны Луганович)

-Если бы вам предложили продолжить название рассказа «О любви» какой?, Что бы вы добавили в соответствии с содержанием рассказа? ( Нежной, трагической, грустной, тайной, незабывающейся и т.д.)

-Вспомним особенность композиции рассказа ( Рассказ в рассказе ).

-О любви узнаём из рассказа Алёхина. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов – мастер речевого портрета. Через героя мы проникаем в его нравственный мир, понимаем его человеческую сущность. Давайте попытаемся проанализировать речь Алёхина с точки зрения лексики. ( Речь его в начале рассказа содержательна, точна, правильна, богата и выразительна, следовательно, перед нами культурный, образованный человек)

-Далее в речи Алёхина использованы самые разные пласты лексики. ( На экране проецируется 2 первых столбца таблицы. (Слайд 4)Учащимся предлагается заполнить третий столбик таблицы. Самостоятельная работа)

Пласты лексики в речи Алёхина

(Слайд 5) Изображение полной таблицы

-Проанализировав речь Алёхина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного, культурного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и даже речь. А достигает этого Чехов, вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений. Когда же Алёхин говорит о любви в высоком значении этого слова, он меняется на наших глазах, соответственно меняется и строй речи – его речь становится поэтической.

Читайте также:  Рассказ о герасиме татьяне барыне из рассказа муму

IV . Выразительное чтение отрывка со слов «Мы не признались друг другу…» до слов «…или не нужно рассуждать вовсе».

V . Лингвистический эксперимент

-Мы подбирали определения к слову ЛЮБОВЬ. А какие определения к этому слову подобрал Чехов?

-Тихая, грустная… Как видите, слово ГРУСТНАЯ звучало и в ваших ответах, ведь вы знакомы с текстом рассказа. Но насколько вы чутки к слову писателя? Закройте книги. Попробуйте восстановить текст как можно ближе к авторскому.

(Слайд 6)На экране изменённое предложение, нужно восстановить текст. Самостоятельная работа.

«Тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно: я видел женщину …, …, …, …, …, женщину, какой я раньше никогда не встречал.»

— Сравним с чеховским вариантом: (Слайд 7: на экране авторский текст: молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная.

-Определим значение слова ОБАЯТЕЛЬНАЯ ( работа со словарём,)(слайд 8)одновременно проецируем определение на экран (Обаятельный – очаровательный, полный притягательной силы)

— Эпитет ОБАЯТЕЛЬНАЯ подобран Чеховым очень точно. Действительно, мы чувствуем, что образ любимой женщины полон у Алёхина притягательной силы. И ещё раз отметим, что когда он говорит о любимой женщине, то его речь становится поэтичной.

VI . Повторение сведений из теории литературы.

Вспомним, в чём отличие поэтической речи от прозаической. (Ритм, размер,)

-Что такое ритм? ( Равномерное чередование каких-либо элементов )

— В данном случае элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем уже прочитанный отрывок и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях ( Однородные члены)

— Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции, образная речь и при этом ясно ощущаемое ритмическое начало. Всё это и создаёт музыкальность, мелодичность речи великого писателя.

VII . Лингвистический эксперимент.

Проанализируем начало предложения :(слайд 9) на экране):

« И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за интересного человека, почти старика…»

( Предложение сложное, в нём троекратное повторение однородных членов, в первой части однородные члены соединены повторяющимся союзом И)

— Попробуем перестроить первую часть, опустив повторяющийся союз.

— Что изменилось в предложении? ( Меняется эмоциональная окраска)

— Чехов умело использовал экспрессивнее возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

— Чехов с полным правом мог заявить: «Умею кратко говорить о длинных вещах». Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам. Герои рассказа переживают, мучаются неразрешимым вопросом: честна ли их любовь? И только когда герои расстались, Алёхин понял «…как не нужно, мелко и обманчиво было всё это, что нам мешало любить, в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

— Нас захватывают переживания героев, вместе с ними мы пытаемся ответить на те вопросы, которые они задают. Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло гам всё это понять слово, ибо по определению Аристотеля «слово есть знак состояния души»

VIII . Подведение итогов.

Чехов бережно относится к слову, умело с ним обращается. Мы с вами заглянули в творческую мастерскую писателя, попытались выявить те приёмы обращения Чехова со словом, которые помогли ему достичь в своих произведениях, при их малом объёме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза. ( Обращение к эпиграфу урока(слайд 2 )

-Что мы поняли сегодня на уроке? Каково отношение Чехова к своим героям и теме любви вообще? Выясним это методом синквейна (слайд 10: на экране правило написания синквейна)

Синквейн – это стихотворение из пяти строк, в которых автор выражает своё отношение к проблеме. 1 строка – одно ключевое слово, определяющее значение синквейна, 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое понятие, 3 трока – три глагола, показывающие действие понятия, 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию, 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. (Например: Любовь/ Тихая, грустная/ Увлекаются, страдают, расстаются/ Мелко и обманчиво всё это/ Одиночество.

Источник

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова «О любви»

На данном уроке расширим знания учащихся о писателе, дадим представление о «футлярной» жизни, проанализируем философский смысл рассказа «О любви», проследим мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу А.П.Чехова «О любви»»

Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Цели: расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;

выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

— Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове.

А что объединяет эти рассказы, о чем они? (Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям)

В данном случае, ребята, это символ духовного оскудения, бездумного, бездеятельного существования, которое является опасностью для общества.

2. Сначала несколько слов об истории его создания. Наиболее важные тезисы я бы, ребята, попросила вас записывать (рассказывает подготовленный ученик)

Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.

Читайте также:  Рассказ о семье для дошкольников слушать

Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»

— Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его?(Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)

— Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

— Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою? (Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)

— Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

— Какова судьба их взаимного чувства?

(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Задания 1 и 2 команде

1.По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа

2. Прочитайте небольшой отрывок из рассказа. Кому принадлежат эти слова? Как они могут охарактеризовать героя?(обеим командам)

3. Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.

Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

— Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

— В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какое это было произведение? ( «После бала» Л.Н.Толстого) Что их объединяет? (Тема любви, но только герои этих произведений испугались этого чувства и не стали счастливыми)

— Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? (Одиночество, неудовлетворенность жизнью)

— Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни. С другой стороны –герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)

— Как автор относится к своим героям? (Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)

— Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П.Чехова?

Вот и подходит наш урок к завершению. Настало время сделать выводы, подвести итог нашему разговору. О чем мы говорили, ребята, что вы унесете с сегодняшнего урока? (Любовь как поэтически- возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.)

Спасибо вам всем, ребята, за работу. Все, кто сегодня высказывал свои мысли, активно участвовал на уроке, заслуживает отличной оценки.

Домашнее задание: ответить на вопросы после рассказа, прочитать рассказ «Человек в футляре»

Заключительное слово учителя. Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Источник

Познавательное и интересное