Урок литературы по теме «Мелочи жизни» в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»
Разделы: Литература
1. Продолжить тему “Сатира на чиновничество”, выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и отметить их связь с современностью.
2. Обратить внимание учащихся на позицию Н. Лескова, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.
3. Совершенствовать навыки выразительного чтения эпизода, чтения в лицах, пересказа, исследования текста.
4. Воспитывать правильное отношение к порокам общества, прививать интерес к изучению нравственных ценностей.
2. Выставка книг Н.С.Лескова.
3. Портрет Н.С.Лескова.
I. Вступительное слово учителя. Слово о писателе. Слайды 1-2. Презентация
Сегодня у нас урок на тему “Мелочи жизни” в рассказе Н.С. Лескова “Старый гений”. Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе, можно ли их считать мелочами жизни, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор.
В конце урока попробуем свои силы в составлении синквейна по проблемам рассказа.
Николай Семёнович Лесков — самобытный и неповторимый писатель, признание которого только увеличивается с годами. А между тем через месяц мы будем отмечать 180 лет со дня рождения писателя. Чем чаще возникает беседа о загадочной и таинственной русской душе, тем чаще припоминается Лесков с его замечательными произведениями, в которых немало оригинальности. В них идеально изображен русский человек без прикрас, со всеми его духовными противоречиями.
Познакомимся с биографией писателя. Слайды 3-8 “Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей”. Таким виделся Николай Семёнович Лесков современникам.
Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника в Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала “Русской речи”, а потом “Северной пчелы”.
Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор «расселил» именно на орловской земле. Перед вами фотографии лесковских памятных мест в Орле, фрагменты памятника писателю с изображением его героев.
2. Актуализация знаний учащихся. Мини-викторина “Узнай произведение Лескова”
Какие страницы лесковских книг остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями? Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к “неправильностям” в языке Лескова, к его “некнижности”, а подчас и “нелитературности”?
Узнайте Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента его перу. В этом вам поможет наша недавняя поездка в музыкальный театр на пьесу по повести Лескова “Левша”.
(Учащимся предлагается карточка с отрывками из произведений писателей 19-20 веков, среди которых отрывки из повести “Левша”).
Назови отрывок из произведения Н.С.Лескова
4. “Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше”.
5. “Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.
Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:
А государь Платову грустно говорит:
— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.
Сделаем выводы. Слайды 9-11
Н.С.Лесков говорил: “…там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”. Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.
У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.
3. Работа со словарём урока. Слайд 12
Синквейн
Сюжет
Эпизод
Гений
Нравственный
Гений
1. Высшая творческая способность.
2. Человек, обладающий такой способностью.
Нравственный – относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
4. Анализ произведения
Работа с эпиграфом
Прочитаем выразительно эпиграф к уроку: “Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”. Как вы понимаете эти слова?
Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.
Мы с вами поговорим о рассказе “Старый гений”, вспомним сюжет, перечитаем яркие эпизоды. Начнём с рассказа о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.
Пересказ текста с элементами беседы
У маленькой старушки было “вопиющее дело”. Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.
— Почему старушка поверила молодому человеку?
Порядочным людям свойственно верить в лучшее, они думают о людях хорошо, доверяют им.
— Есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?
К сожалению, и в наше время нередки обман, ложь, непорядочность. Вспомним пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод? Слайд 13
“Доверяй, но проверяй”, “Добро – изнанка зла”, “Зло есть грубейшая форма невежества”, высказывание из трилогии Л.Н.Толстого “Детство” – “Самый худший человеческий порок – это неблагодарность”.
— Как шли дела у старушки вначале?
Хлопоты вначале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…
Выразительное чтение отрывка.
Чтение по ролям диалога чиновников и доброй старушки.
— Почему чиновники советуют доброй старушке не напоминать о себе великосветскому франту?
Значительные, имеющие деньги, не остановятся ни перед чем, чтобы избавиться от ненужных, мешающих им спокойно жить людей.
— О каких простых и дорогих каждому порядочному человеку нравственных ценностях говорит бедная старушка?
“Я бы гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим было хорошо”.
— С какими проблемами общества столкнулась старушка, обратившись в высшие инстанции?
Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: “Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Столкнулась с равнодушием, нежеланием решать мелкие проблемы простого, маленького человека (проведём параллель с Башмачкиным из повести Н.Гоголя “Шинель”).
— Проведём параллель с современностью. Какие крылатые фразы с отрицательным содержанием встречаются в тексте 3 главы? Что может им противопоставить умный человек?
“Сухая ложка рот дерет”, “Надо смазать”, “В России невозможности нет”. К сожалению, и в наше время для разрешения каких-то дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Какой вывод может сделать для себя умный человек? Для успешной жизни нужны знания, это большая сила. которая поможет решить многие проблемы в жизни.
— Каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем в тексте 3 главы, как автор описывает своего героя. О чём сожалеет автор и мы вместе с ним?
Он высокого роста с длинной бородой; хмурое лицо, умный взгляд, это чиновник низшего класса. Привлекают уверенность и чувство собственного достоинства этого человека. Жаль только, что его способности, талант, не находят применения в делах на благо общества в целом.
Чтение отрывка из рассказа (гл. 5)
“Гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки”. Сёйчас мы вспомним, как это произошло. Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку
(Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял задуманное).
— Какой художественный приём использовал Лесков при описании выполнения столь трудного дела?
Юмор – смех веселый и доброжелательный.
— Как заканчивается рассказ?
Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.
— Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?
Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И трудно не согласиться с этим мнением! Россия – страна талантов. Жаль, что талант и в этом случае не сопряжён с образованностью, широтой кругозора.
Наблюдение над языком рассказа. Слайд 14
Вам, наверное, будет интересно узнать, что одним из главных титулов Н.С. Лескова является титул “Кудесник языка”. Игорь Северянин восклицал:
А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.
Давайте на миг погрузимся в упоительный мир живой русской речи и осознаем, что другого такого писателя у нас на Руси нет, писателя, тонко знающего русский язык и влюблённого в его красоту.
(Подготовленные ученики называют яркие афористичные фразы, позволяющие писателю сделать рассказ красочным, оригинальным, насыщенным, а его язык выпуклым, причудливым, искристым).
Началась игра в кошку и мышку
Должник её был зверь травленый.
Тут и пошла закорюка
Ума к ней приложить было невозможно
Не вы первая, не вы и последняя
Он барин хороший, но только дурной платить
Да вот тут-то и точка с запятой.
Муж и жена – одна сатана
Сухая ложка рот дерёт
Чин на мне из четырнадцати овчин,
— какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.
Сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор
Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок
5. Ответ на вопросы урока.
— А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.
Проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция, невнимание к судьбам простых людей, к “мелочам жизни”, из которых и складывается сама жизнь. От них и зависит, будет ли жизнь человека полноценной, счастливой, успешной, сможет ли он реализовать свои способности.
Предлагаю вам составить синквейн о русском человеке, о России или о писателе Лескове и его героях.
Ну, а в центре внимания писателя-гуманиста Н.С.Лескова обычный человек, немного чудаковатый, но всегда искренний и честный, загадочная и удивительная русская душа с духовной красотой и теплотой сердца. Лесков говорил, что знает русского человека “в самую его глубь”, поскольку он “не изучал народа”, а “вырос в народе”. Слайд 18
Дух вырос беспримерный у тихих окских волн,
Своим осмыслен временем наполовину он.
С неправдой социальной художник был в борьбе.
Когда Левшу писал он, писал он о себе.
Рассказчик очарованный, великий фантазёр,
Он и волшебник слова, и слов гипнотизёр.
А силы в нём такие, и в нём талант такой –
Талант любить Россию, любить народ родной. А.Бельский
6. Составление синквейна. Слайды 19-21
7. Домашнее задание
Чтение отрывка из романа М.Салтыкова-Щедрина “История одного города”.
Технологическая карта урока литературы для 8 класса «Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
специалист в области арт-терапии
Комарова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений».
Работа с художественным текстом
Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения Н.С.Лескова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала
способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся
Актуальность использования средств ИКТ
Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Демонстрационные: отрывок из мультфильма «Левша», созданные учащимися презентации, раскрывающие значение слова «гений», аудиозапись рассказа Н.С.Лескова «Старый гений», портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к сказу «Левша».
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.
— актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
— пробудить познавательный интерес учащихся;
— мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.
1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.
2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.
3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений Н.С.Лескова, поставить перед учениками учебную цель.
— создает ситуацию актуализации опыта ученика
— формирует мотивацию ученика
Показывает иллюстрации к сказу «Левша» и отрывок из мультфильма «Левша»
— Ребята, посмотрите внимательно на доску и на экран.
— Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете?
После ответов учеников закрепляет портрет Лескова на доску.
— Познакомимся с биографией Н.С.Лескова.
— Перед вами текст с информацией о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Найдите предложения, в которых содержится ложная информация.
Записывает на доске слово «гений»
— Вы составили портрет слова «гений».
Демонстрирует работы учащихся
— Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
— А какой гений у Лескова?
— Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст?
— Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу.
— Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко?
— Сформулируйте тему и цель урока
— отвечает на провокацию
— вспоминает все, что знает по данной теме
— формулирует первые гипотезы
— определяется в своих мотивах и целях
Рассматривают иллюстрации к сказу «Левша» и смотрят отрывок из мультфильма «Левша».
Называют автора произведения.
Читают в учебнике статью о Лескове (стр. 15)
Работают в парах(учебники закрывают)
Исправляют ошибки в тексте.
Отвечают: старый гений.
Отвечают на вопрос
Формулируют тему и цель урока
Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
II . Стадия осмысления
— сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;
— помочь учащимся активно воспринимать материал;
— помочь соотнести старые знания с новыми.
1.Информационная: получение новых знаний по теме.
2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.
3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.
2.Подготовка к восприятию
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.
— предлагает опорный текст по теме
— организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
— управляет групповой динамикой
— поддерживает мотивацию и цели
— учит работать сообща
— Какой же образ гения создает Лесков?
— Каким его видит автор?
— Попробуйте написать коротко свой вариант сюжета по названию рассказа «Старый гений».
— включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
— участвует в групповом взаимодействии
— подкрепляет и делает коррекцию своих целей
— слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
— учится работать сообща
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Озвучивают свои варианты сюжетов.
Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев.
Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: « Какие нравственные проблемы поднимает в рассказе «Старый гений » Н.С.Лесков»?
Чтение с остановками
— Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё?
— Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах?
— Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?
— Исполнились ли наши ожидания?
— Как относится старушка к франту?
— Что вы можете сказать о героях?
— Почему нельзя заставить должника заплатить?
— Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости?
— Оправдались ли наши ожидания?
— Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?
— Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги?
— Что значит: «В России невозможности нет»?
— Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?
— Оправдались ли наши ожидания?
— Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?
— Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?
— Что значит «пассажный гений»?
— Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?
— Оправдались ли наши ожидания?
— Как заканчивается рассказ?
— Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
Слушают чтение учителя
Отвечают на вопросы
Слушают чтение ученика
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Слушают чтение ученика
Отвечают на вопросы
Слушают чтение учителя
Отвечают на вопросы
Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование)
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)
Познавательные УУД (формулирование проблемы)
3.Работа над нравственной идеей текста
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.
— Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?
— Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту?
— Какие проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени?
Отвечают на вопросы
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)
4.Творческая работа над текстом
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте
— Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?
— Давайте послушаем, что вы написали.
— У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?
Выполняют письменную работу
1 группа – письмо великосветскому франту.
2 группа – письмо старушке.
3 группа – письмо рассказчику.
Представитель из группы читает письмо-обращение
Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)
— помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
— помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.
2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения
Задача учителя : выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.
— управляет подведением итогов
— ставит новые вопросы и задачи на будущее
— оценивает деятельность ученика
— Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока о слове «гений» и словосочетании «старый гений».
— Подтвердились ли наши предположения?
— Какой же он, гений Н.С.Лескова?
— Какие же нравственные проблемы поднимает Лесков с своём рассказе?
— Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?
— Как вы думаете: почему?
— М.Горький писал о Н.С.Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе – тип кристально чистого человека, тип «праведника» среди грешных». Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к рассказу Н.С.Лескова «Старый гений»?
— Какие выводы вы сделали лично для себя?
— Как вы оцените свою работу на уроке?
— Я думаю, что вы все поняли суть рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Надеюсь, что сюжет рассказа затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. Этого хотел добиться великий русский писатель 19 века – Н.С.Лесков. Ведь он чувствовал глубокое сострадание к простым людям и призывал нас что-то менять в обществе и меняться самим. Как говорил писатель: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру».
— суммирует в групповой работе весь изученный материал
— задает вопросы на будущее
— делает самооценку своей деятельности
Отвечают на вопросы
Взаимооценка работы на уроке
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)
Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.
— Прошу вас дома изложить свои мысли в сочинении – рассуждении «Кто виноват в страданиях героини?» или выписать из текста крылатые выражения, поговорки, фразеологизмы, уметь объяснить их значение и ответить на вопрос: «С какой целью использует их автор в своем произведении?»
Записывают задание в дневнике и в тетради
На уроке учащиеся познакомились с жизнью и творчеством Н.С.Лескова, проанализировали проблемы, затронутые автором в рассказе «Старый гений».Использованные на уроке технические средства и формы, методы способствовали развитию познавательной активности ребят.Задания, подобранные учителем, были направлены на творческую активность.Выполнение письменной работы в группах развивало познавательную и коммуникативную учебную деятельность.После каждого этапа проводится рефлексия(самооценка деятельности каждого члена группы).
Номер материала: 94352050437
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.