Урок литературы «Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма», проведенный по технологии встречных усилий
Разделы: Литература
Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:
1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.
Урок построен по технологии встречных усилий.
I. Организационное начало
Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.
II. Мотивация (эмоциональная)
Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…
– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.
– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?
– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?
– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.
– А сколько было телеграмм послано в рассказе?
– Куда, кому и кем они были отправлены?
На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.
1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.
2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.
– Какую телеграмму имел в виду автор? Почему?
– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.
– Взаимоотношения родителей и детей.
– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?
Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:
1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”
2. Дочь. “Эх ты, сорока!”
3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.
На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.
– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?
– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?
– Описание пейзажа, интерьера.
Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.
– Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.
Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.
Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.
– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.
Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.
– Какие моменты вас особенно затронули?
– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.
– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?
– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.
– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.
– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?
– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?
– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.
– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.
– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?
– Что поняла Катерина Петровна?
– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.
Учитель читает письмо наизусть.
– Что вас затронуло в этом письме?
– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.
– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.
Чтение эпизода похорон, стр. 321.
Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.
– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?
– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.
– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.
– Что во внешности Насти подчёркивает автор?
– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?
Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?
– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.
– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?
– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.
– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.
– Неприятное известие. Это нарушило её планы.
– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?
– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?
– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.
– Почему именно Гоголь?
– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”
– Что стоит за этим “эх ты!”?
– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.
– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.
– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.
Чтение эпилога стр. 322.
– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.
– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.
– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?
Дети зачитывают пословицы и поговорки.
– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.
Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.
Ученики зачитывают свои работы.
– Ваши впечатления от рассказа?
– Зарубки на сердце. Что это такое?
– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.
– У вас остались зарубки?
– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?
– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.
Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:
Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.
Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.
Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.
Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.
Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.
VII. Домашнее задание
– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:
Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.
Разработка урока по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
специалист в области арт-терапии
Луц Галина Фридриховна,
учитель первой квалификационной категории
по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя.
Оформление: Портрет К.Г.Паустовского.
Нет! Человеку никак нельзя жить без родины,
Как нельзя жить без сердца.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.
Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Презентация – представление чего – нибудь.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа «Телеграмма». Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете.
Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)
Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.
1 ч. – Мать. «Эх, горе горькое, страдание неписанное».
2 ч. – Дочь. «Эх ты, сорока!»
3 ч. – Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».
— Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух «всё доцветал и никак не мог доцвесть». В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.)
За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
— Какие мысли автор передаёт через пейзаж? (Мысль об увядании: «тучи тащились», «трава полегла», «октябрь на редкость холодный».)
— Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким – то холодом. А подсолнух всё доцветал.)
— Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека).
— Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам.)
— Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.)
— Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.)
— Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)
— Подберите синоним к слову «маленькая». (Беззащитная.)
— Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…)
— Найдите строчки в тексте.
— Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)
Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что «сумрачно» не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.
— Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
— Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)
— Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.)
— Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.)
— Бездушна ли, по – вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.)
— Прочитаем эпизод «Настя под хмурым небом».
— Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис.
Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя».
— Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: «Чти отца своего и матерь свою». А В.Берестов сказал так:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
— Почему рассказ называется «Телеграмма»?
Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды.
На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?
— На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои.
Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?
Жестяная пустота (бездушие, неоправданная жестокость дочери)
Керосиновый ночник (единственное живое существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль, грусть)
Клён (некуда спрятаться от холода)
Слово «зарубка» (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.)
Игра «Крестики – нолики».
Отметьте правильный вариант:
а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
б) кружок писателей
в) название книги К.Г.Паустовского
а) барьер для лошади
б) рисунок, на котором изображён закат
в) выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности
а) широкое женское пальто
а) экипаж для перевоза людей
б) сад, где растут плодовые деревья
в) часть платья, покрывающая бюст
а) оттенок на картине
б) прибор для отопления помещения нагретым воздухом
в) прибор для ремонта электрических приборов
а) особая национальность на Руси
б) маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку
в) прозрачное стекло
Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:
А «Тряпичница я, что ли?» (Манюшка)
Б «Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто!» (Тимофеев)
В «Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку». (Катерина Петровна)
Г «Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее ехать». (Тихон)
Д «Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше». (Тимофеев)
Е «Ну что же, будем драться вместе». (Настя)
Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.
Напишите сочинение на тему «Поступок, за который я себя осуждаю».