Разработка урока «С.Т.Аксаков Аленький цветочек»
специалист в области арт-терапии
Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; воспитывать сострадание, верность слову.
Оборудование: русские народные и литературные сказки, рисунки детей к сказке, портрет С. Т. Аксакова, пословицы, эпиграф «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; карточки для групповой работы, заготовки цветочка (лепестки), презентация №1, №2.
-Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. У всех хорошее настроение, приступим к уроку.
На доске пословица:
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай , да на ус мотай (Слайд 1)
-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово «смекай»?
— Назовите глаголы (существительные).
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы (существительные).
-Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.
-Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений) (в слайде 1)
Сказка – это древнейший, народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучения и развлечения.
Сказка – это произведение, которое учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключений.
Ска́зка —прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Сказка – это произведение, зачастую связанное с народным фольклором или другими формами вымысла излагаемых в устной форме с целью развлечения, в иных случаях сказкой называют произведение, основанное на личной фантазии или идее автора. (у нас несколько заученных определений) (Слайд 2)
-Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки?
Сказки бывают : (слайд 3)
(Русские народные и на авторские или литературные)
-Как отличить русскую народную сказку от литературной?
Давайте вспомним структуру сказки. (на партах карточки в разброс) Восстановите структуру (дети в парах восстанавливают правильный порядок)
Сообщение темы, постановка цели урока.
— Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем. Кто ее автор? Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Будем анализировать сказку, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие выразительные средства использовал Аксаков в своей сказке, а также проведём небольшую викторину, на которой узнаем, как вы запомнили содержание сказки.
-Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку
(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок) (Слайд 5)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Я думаю, что в конце урока мы определим, что хотел нам сказать С. Т. Аксаков в своей сказке?
Работа над сказкой.
— Читая сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. У вас на партах карточки с началом выраждения, и концом. Соедените части и прочитай мне выражения, которые у вас получились. (Слайд 6)
1. «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».
2. «Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».
3. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
4. «Долго ли, мало ли времени».
5. «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».
6. «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».
4. Проверка домашнего задания
— Когда мы начинали с вами работать со сказкой «Аленький цветочек» я вам рассказывала, что с казку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?
«Богатство – дело наживное».
«Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
«От страха зуб на зуб не попадал».
« Не пригож лицом, да хорош умом. »
« Скромность всякому к лицу.»
«Ал цвет мил во весь свет.»
«Все хорошо, что хорошо кончается.»
«Всякий человек в деле познается.»
«Где счастье плодится, там и зависть родится.»
«Давши слово, держись, а не давши – крепись.»
«За добро плати добром.»
«Злой плачет от зависти, а добрый – от жалости.»
«Из одной клетки да не равны детки.»
Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.
Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.
Я проведу с вами небольшую викторину по содержанию сказки.Будьте очень внимательны!
ВИКТОРИНА. (презентация №2)
— За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?
Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
VIII. Итог урока.
— Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость этой сказки, ее идею, и могла бы послужить эпиграфом нашего урока? (Слайд 8)
Любовь не знает мести, а дружба лести.
Любовь все побеждает.
— Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?
— Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
— Какие задания показались вам интересными?
— Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
— Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
— Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
— X. Домашнее задание.
— Ребята, получите домашнее задание по выбору: составить кроссворд, сочинить сказку с названием «Любовь все побеждает»
XI. Заключительные слова учителя
Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
специалист в области арт-терапии
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Черепнова Е. И. –учитель 1 категории
— развивать внимание, мышление, воображение, память, речь учащихся;
— воспитывать любовь к ближнему, уважение к родителям, доброту, честность, интерес к чтению.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); презентация, карточки с заданиями, Толковый словарь.
— Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь ( слайд № 1 ).
На стульях сидят шалунишки,
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Всех коснётся, к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша. ( Слайд 2)
-Прочитайте медленно (Ещё: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).
3.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке? (Мы будем работать над сказкой.) ( Слайд 3)
-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Кто автор этой сказки?
-Сформулируйте задачи урока ( слайд №4).
— Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» ( слайд №5). Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.
— Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Сколько дочерей было у купца?
Куда собирался уезжать купец?
Какие гостинцы просили привезти его дочери?
Где увидел отец цветок?
Как купец понял, что это именно тот цветок?
Что случилось, когда он сорвал цветок?
Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
Довелось ли купеческой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
Чем закончилась сказка?
— Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у чудища лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
Проверка по образцу (слайд № 6).
-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно? Молодцы.
6. Работа в группах.
— Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
— Повторим правила работы в группе! ( слайд № 7 )
Распределите роли в группе.
Внимательно прочитайте задание.
При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов (с.203) …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
1. Найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (Прочитайте)
Опишите характер младшей дочери.
-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
-Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?
-Представьте, что Вы продавцы книг.
-Сделайте рекламу сказки так, чтобы все её охотно раскупили.
7. Выступление групп
— А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
— А вы могли бы так поступить?
— Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив.
4 группа (слайд № 11,12)
( на доске запись – любовь)
9. Подведение итогов.
— Хорошо поработали в группах.
— Давайте вспомним проблему.
— Смогли ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись: Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”?
10. Игра «Самый внимательный».
-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. ( Слайды 15, 16) * Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.
11. Рефлексия. Итог урока.
— Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
— Какие задания показались вам интересными?
-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми и честными людьми, ради своих близких готовых на всё.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.
-Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.
Прочитайте карточку, восстановите порядок событий в сказке и пронумеруйте порядок.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у чудища лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
Прочитайте карточку, восстановите порядок событий в сказке и пронумеруйте порядок.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у чудища лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
Прочитайте карточку, восстановите порядок событий в сказке и пронумеруйте порядок.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у чудища лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Вспомните пословицы о честности.
(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов( с.203) …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
1. Найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (Прочитайте)
2). Любовь все побеждает! 3). Скромность всякому к лицу.
Опишите характер младшей дочери.
-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
-Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?
-Представьте, что Вы продавцы книг.
-Сделайте рекламу сказки так, чтобы все её охотно раскупили.
Номер материала: ДБ-027861
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
специалист в области арт-терапии
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
ФИО Иванякова Наталья Александровна
Место работы ГБОУ ООШ№4 г. Похвистнево
Должность учитель начальных классов
Предмет литературное чтение
Тема урока:С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 2 урок.
Базовый учебник «Литературное чтение» 4 класс, авторы Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий и др.
Цели урока:Создать условия для работы над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;На примере героев сказки продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.
— обучающие:• Создать условия для формирования умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.
• Формирование умения через создание системы образов анализировать содержание текста.
• Формирование читательских умений и навыков.
-развивающие:•Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.
Развивать внимание, память.
.Тип урока:комбинированный урок
11.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
13Структура и ход урока
I Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.
Вместе дружная семья.
Улыбнитесь соседу справа,
Улыбнитесь соседу слева,
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
Ну- ка взрослые и дети
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!
II. Сообщение темы, цели урока.
Свой урок я не случайно начала с этого стихотворения, он имеет непосредственное отношение к нашей теме.
Предлагается синквейн без первой строчки
2. Нежная, всепрощающая
3. Заботится, оберегает, жертвует
4. Жить ради других.
Сегодня мы поговорим о любви к ближнему. Нужно ли говорить об этом сейчас. Почему?
III .Проверка домашнего задания.
Сейчас мы проверим, кто был внимательным на прошлом уроке. Перед вами лежит тест, выполните его.
А теперь каждый проверит себя, как он справился с заданием.
Оцените свою работу по 3 балльной шкале.
1.Как звали Аксакова?
2. Где родился Аксаков?
3.Кто рассказал ему сказку об аленьком цветочке?
4.Для кого он написал сказку?
5.К какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»?
IV .Фронтальная работа.
Сегодня мы с вами все побудим в роли исследователей. Прочитав сказку «Аленький цветочек» мы дадим характеристику главным героям. Сначала мы охарактеризуем купца. (Составляем кластер.)
Как относился купец к своим дочерям? Почему вы так решили?
Прочитайте отрывок, о чем подумал купец, когда чудище сказало ему о его участи за сорванный цветок. Как это характеризует купца?
«Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял»
-Какую черту характера подчеркивает автор?
Вот мы и дали характеристику купцу.
А теперь я предлагаю вам разбиться на 3 группы.
V. Групповая работа.
Давайте вспомним правила работы в группах.Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах:
Задания найти слова, характеризующие героев, наклеить карточки со словами на листок. Зачитать их, сделать обобщение и дать характеристику герою.
1 группа- старшую и среднюю сестру.
-Какое мнение у вас сложилось о сестрах и почему? Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
–Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало?
-Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?
-Почему сёстры хотели помешать возвращению сестры во дворец?
2 группа- младшую сестру
— Какой подарок попросила младшая дочь? О чем это говорит?
-Как встретила дочь своего отца? Что уё волновало?
-Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?
— Как произошла встреча девушки и зверя лесного, чуда морского?
— Почему вернулась девушка к чудищу? О какой черте характера это говорит?
3 группа- чудище морское.
Зверь лесной, Чудище морское
— Почему Чудище морское, Зверь лесной бережет аленький цветочек?
— Почему он отпустил купца домой? Как это его характеризует?
— Как он обращался с младшей дочерью купца?
— О какой черте характера говорит тот поступок, что он отпустил девушку домой?
— Кем был на самом деле Зверь лесной?
VI .Презентация. Представители от каждой группы рассказывают об итогах работы.
2 группа. Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.
«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»
У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.
Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.
«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.
3 группа. Чудище морское, Зверь лесной – это сын славного короля. В малолетнем возрасте его украла злая колдунья и колдовством своим обратила в чудище страшное. Она наложила заклятие такое, чтобы жить ему в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит его в образе страшилища, и захочет стать его законной женой. И тогда колдовство все кончится.
Аксаков пишет про чудище, что оно шагает, и земля шатается под ним. Он – зверь не зверь, человек не человек, какое-то чудище. Он мохнатый, руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, глаза совиные, голос дикий.
Несмотря на свой страшный вид, он очень добрый, душевный, ласковый и внимательный. У него есть одна радость. Это прекрасный аленький цветочек, краше которого нет на белом свете, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Он его бережет паче зеницы ока. Наверное, он согревает его душу в одиночестве, так кА живет один во дворце, и слуги у него невидимые.
Я думаю, что он очень справедливый и великодушный. Он дает купцу возможность исправить положение. А еще он понимает людей без слов, знает искренние они или обманщики. Все 11 девушек, которые побывали у него, не разглядели его душу: добрую, отзывчивую, умеющую любить. А видели только его страшно безобразную внешность.
Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему?
Как вы думаете, легко ли было младшей дочери отправиться к чудищу? Почему?
Что помогло дочери купца снять заклятие с Лесного зверя?
VIII .Заключительное слово.
IX . Домашнее задание.
Предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять дома:
Написать 5 предложений на тему: «Были ли такие ситуации, когда твои близкие жертвовали ради тебя?»
Разработка урока литературного чтения на тему » Аленький цветочек».
специалист в области арт-терапии
Цель: 1. продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать
словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям
характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в
2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;
3.воспитывать любовь и уважение к родителям.
Предметные : умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша. Слайд 1
-Прочитайте медленно (Ещё: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).
1)Самоопределение к деятельности.
— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?(мы будем работать над сказкой.)
-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?
-Кто автор этой сказки?
-Сформулируйте задачи урока. Слайд 2
— Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит,сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.
2)Авторские и литературные произведения.
-Рассмотрите выставку книг.
-Что общего у этих книг?
-На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)
— В чем отличие русской народной от литературной сказки?
-Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем?
— Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Слайд 3
— В чем смысл этой пословицы?
3)История создания сказки.
-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.
*Рассказывает подготовленный ученик.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
* У каждой пары на столах карточки с текстом.
— Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
Отправился купец в дальние страны.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у зверя лесного.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
*Проверка по образцу. Слайд 4
-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно?
5)Характеристика героев сказки.
— Назовите главных героев сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)
— Что вы узнали о семье купца?
-Вспомните сюжет сказки, коротко передайте ход событий в сказке, опираясь на иллюстрации. Слайд 5
и стал чудище красавцем писаным.
— А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?
— Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)
-Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?
— Составьте кластер – описание характера купца.
— В какой лес попал купец?
-Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
-Как он понял, что нашёл тот самый цветок?
-Как должен был быть наказан купец?
-Почему он вернулся домой?
— Как встретили дочери отца?
-Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?
Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести
ответственность за свои поступки.)
— Составьте кластер – описание характера младшей дочери.
— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
— Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?
-Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.
Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.
«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»
У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.
Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.
«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.
-Чем старшие сёстры отличаются от младшей?
-Как поступки героинь помогают понять их характер?
— Составьте кластер – описание характера сестёр :старшей и средней
-На кого из героев вам хотелось бы быть похожим? Обоснуйте свой ответ.
-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?
-В чём проявляется его волшебная сила?
-Найдите его описание в сказке.
-Вы знаете, что обозначает алый цвет?
*Работа с «Толковый словарь» Даля.
-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям.Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…
6) Работа над языком сказки.
— Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Аленький цветочек». Назовите их.( «Заклятый царевич», «Перышко Финиста ясна сокола».)
-Чтение каких из этих сказок было интереснее?
— Почему?( Сказка «Аленький цветочек» написана красивым, плавным языком.)
— Да, ребята, сказка «Аленький цветочек» обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором? (Литературные сказки.)
— А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек».
-Можно ли назвать сказку«Аленький цветочек» волшебной сказкой?
Докажите.( В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)
— Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.
«За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».
1. «Поворотился он назад – нельзя идти, направо,
налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».
2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
3. «Долго ли, мало ли времени».
— Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.
( «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».)
— Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.
( «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».)
-Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.
1. Руки белые, красавица писаная…
2. Палаты белокаменные, сады диковинные…
— Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?
1. «Богатство – дело наживное».
2. «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
3. «От страха зуб на зуб не попадал».
-Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке «Аленький цветочек» Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.
7)Основная мысль сказки.
-Какова тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)
-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)
— Так чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)
ВЫВОД : сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.
8)Игра «Самый внимательный».
-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. Слайды 6-9
* Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?
-Какие задания показались вам интересными?
— Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?
-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?