Разработка урока рассказ чехова шуточка

Сказки

Урок литературы в 11 классе (базовый уровень): «Рассказ А.П. Чехова «Шуточка» как материал к итоговому сочинению»

специалист в области арт-терапии

Урок литературы в 11 классе (базовый уровень):

«Рассказ А.П. Чехова «Шуточка» как материал к итоговому сочинению»

Цель: углубить знания учащихся о писателе, о его творчестве; ознакомить с идейным содержанием рассказа «Шуточка», помочь понять авторское осмысление поднятых в нём проблем; совершенствовать навыки комментированного и аналитического чтения, умения характеризовать героев, определять способы их изображения.

Предметные результаты: совершенствовать навыки поиска нужных для раскрытия темы материалов в произведении литературы, комментированного и аналитического чтения, умения характеризовать героев, определять способы их изображения, развивать читательскую культуру; воспитывать понимание значимости любви в жизни человека, сострадание, сочувствие, осуждение возможности игры чувствами человека.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: осознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Методы и приемы: технология развития критического мышления, проблемный диалог, фронтальная, групповая работа.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, иллюстрации, звуковое сопровождение.

Создать условия для подготовки к итоговому сочинению.

Проанализировать Рассказ «Шуточка».

Найти в содержании рассказа то, что может служить аргументами по направлениям итогового сочинения.

Работа над темой урока:

объявление рабочей темы,

цели (задачи) урока (формулируют ученики),

направления итогового сочинения (вспоминают ребята, учитель после открывает на доске):

Смелость и трусость

Человек и общество

Равнодушие и отзывчивость

Далее учитель ставит задачу. Чтобы понять, по каким направлениям материал рассказа Чехова можно привлечь в качестве аргументов, нужно его проанализировать. Делит учащихся на 3 группы. (Распечатанные задания выдаются каждой группе, на электронной доске – иллюстрации к «Шуточке», музыка Шопена «Весенний вальс»).

Читайте также:  План описательного рассказа о диком животном

Задания группе №2 : заполнить таблицу, ответить на вопросы. Какие мысли у каждого героя? Отношение рассказчика к Наденьке? Чьими глазами мы видим портрет героини? Судя по этому, как к ней относится герой? Почему произносит признание, когда ничего невозможно разобрать? Какую цель он преследует? Что можно сказать о герое?

При каких обстоятельствах?

Как характеризуют героя?

Задания группе №3 : ответить на вопросы. В чём смысл финала? Почему герой одинок? Можно ли его назвать чутким человеком, неравнодушным к чувствам других людей?

Почему вспоминает этот случай? Счастлив ли он? Как он относится к любви? В чём смысл названия? Почему не «шутка», а «шуточка»? Как название раскрывает авторскую позицию? Как вследствие этого можно сфомулировать тему урока, каким афоризмом (С любовью не шутят)?

Ответы учеников по группам (учащиеся 1 группы приходят к выводу, что главная героиня проявляет скорее бесстрашие, справившись со своим опасениями.

Ученики 2 группы сначала не понимают героя, объясняя его поведение нерешительностью, видя в этом проявление его робости, а не эгоизм.

Подведение итогов прочитанного, запись в тетрадь.

Подготовка к итоговому сочинению.

Слово учителя. Даже небольшие произведения могут содержать важные нравственные проблемы, и их можно использовать, наряду с другими, для аргументации итогового сочинения.

Беседа (на доске открыты направления итогового сочинения):

К каким направлениям итогового сочинения можно найти материал в этом рассказе? (Равнодушие и отзывчивость. Цели и средства. Смелость и трусость).

Какие эпизоды рассказа подойдут к одному из направлений?

В каких произведениях поднимались проблемы любви, взаимоотношений? (М. Лермонтов «Герой нашего времени», А.Пушкин «Евгений Онегин»…)

Что из этих произведений можно привлечь в качестве аргументов по названным направлениям?

Выводы ученики записывают в тетради.

Читайте также:  Сказки пушкина перечислить названия

Итог урока (подводят ученики).

Оценки (само-и взаимооценка).

Мини-сочинение по одному из направлений, тему формулируйте самостоятельно (все).

Нарисовать иллюстрации к рассказу А. Чехова (по выбору).

Источник

Конспект урока внеклассного чтения: А.П. Чехов «Шуточка» (8 класс).

специалист в области арт-терапии

Урок внеклассного чтения в специальной (коррекционной школе) в 8 классе.

Тема: Чехов А.П. «Шуточка». Обобщение пройденного материала.

Раскрыть содержание произведения.

Продолжить формировать умение анализировать текст.

Продолжить формировать нравственно-этические представления, учить давать эмоционально-нравственную оценку

Вступительное слово учителя:

Чехов входит в наше сознание с детства: Ванька Жуков, Каштанка. Позже мы узнаём, что Чехов написал не только эти рассказы , но и многое другое. Наши представления о писателе становятся разносторонними.

Он смешит нас в весёлых, юмористических рассказах «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Хамелеон», мы плачем и радуемся Каштанке, сочувствуем Ваньке Жукову, стремимся понять Варьку.

В школе мы изучаем произведения А.П. Чехова.

Художественная литература учит нас добру, духовности, человеколюбию, заставляет задуматься над жизнью. Отличить добро от зла, искренность от фальши, подлинно прекрасное от внешней красочности. Автор доводит до нас через героев свои представления об идеале. Свои представления об идеале автор доносит до нас посредством знакомства с героями его произведений.

На предыдущем уроке мы с Вами прочитали рассказ Антона Павловича Чехова «Шуточка». Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться почему герои так поступают?

Беседа по прочитанному

— Какие задачи стоят пред нами при прочтении любого произведения?

— Какое произведение мы сегодня обсуждаем?

— Расскажите , какой случай описывает автор?

— Назовите героев рассказа.

Давайте более подробно остановимся на причинах поступков героев? Разберёмся, почему они так поступили. Вспомните, пожалуйста, как вы спускаетесь с горки зимой, что чувствуете, слышите?

Читайте также:  Рассказ бориса екимова говори мама говори краткое содержание

Найдите отрывок о том, как спускались наши герои. Прочитайте его.

— Какие слова говорил герой?

— Что при этом происходило вокруг?

— Как герой произносил слова?

— В чём героиня сомневается?

— Какие предположения возникли у героини рассказа?

— Как поступает Надя?

— Скажите , кто может говорить эти слова?

— Ребята, когда говорят «Я люблю вас»?

— Скажите при произнесении этих слов можно шутить?

-Почему нельзя шутить?

-Прочитайте , какие чувства испытывала Наденька при спуске с горы?

Беседа по прочитанному

— Что побудило её еще раз спуститься с ледяной горы?

— Зачитайте, как Чехов описывает страх и любопытство героини.

Что делает Наденька, чтобы услышать эти слова?

— Опишите этого молодого человека.

— Давайте составим характеристику героя и героини?

— Как Надя проявила себя?

— Какие чувства отсутствуют у молодого человека?

— Искренен ли герой в своих словах «Я люблю вас , Наденька»?

— От какого лица ведется повествование?

-Герой и Чехов одно лицо?

— Мог ли так поступить Чехов?

— Как герой называет свой поступок?

— А вот так пошутить можно?

— Почему нельзя играть чувствами других?

— Может ли герой вообще любить?

— Что хотел сказать нам Чехов своим рассказом?

Ребята у А.П. Чехова в пьесе «Дядя Ваня» герой говорит замечательные слова

«У человека всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли…».

Наш урок я хотела бы закончить фрагментом из фильма «Шуточка».

Источник

Познавательное и интересное