Урок по литературе в 5 классе «Сочинение по рассказу « Муму».
Содержимое разработки
Урок 49. Сочинение по рассказу « Муму». ( Слайд 1)
Цели деятельности учителя: убедить учащихся в необходимости творческого труда; развивать потребность в формировании творческого труда; научить отбирать материал к сочинению; учить работать с данным к сочинению планом.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
А у нас стряслась беда: сочиненье снова…
Не рассказывай о том, что читал,
а рассказывай о том, что понял.
I. Работа над сочинением.
Учитель. Увлекла вас книга? Очень интересная?
Чтение закончено, но впечатления от прочитанного вас не покидают. Вам хочется рассказать о событиях, поделиться с друзьями мнением о прочитанном.
План работы над сочинением.
1.Обдумать тему, выделить слово, в котором заключено зерно темы.
2.Определить идею сочинения.
4.Составление плана сочинения.
Структура плана сочинения.
I.Вступление. Что дано.
II.Основная часть. Что требуется доказать.
III.Заключение. Что и требовалось доказать.
Самое замечательное лицо из всей челяди – дворник Герасим.
…Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.
1.Из воспоминаний, положенных в основу рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Самое замечательное лицо из всей челяди – это Герасим.
Барыня привезла его из деревни в Москву. Она приказала сшить ему кафтан на лето, на зиму тулуп,
Купила ему сапоги, дала ему в руки метлу и лопату и определила дворником.
Жизнь Герасима в городе.
Герасим – мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Нрава он строгого и серьёзного. Автор сравнивает его с деревом, с гусаком и с
пойманным зверем. Он работал за четверых – дело спорилось в его руках. В полчаса
всё у него было готово. Ещё он колол дрова, таскал воду, вечерами караулил.
Каморка богатыря Герасима.
Небольшие происшествия с Герасимом.
В городе Герасим полюбил прачку Татьяну, которая тоже служила у барыни. Но барыня
выдала её замуж за Капитона, а потом отправили в деревню. Проводив Татьяну, Герасим шёл вдоль берега и нашёл маленькую собачку. Он назвал её Муму. Дворник заботился о ней и радовался тому, что у него есть свой четвероногий друг.
Однако барыня приказала Герасиму утопить Муму. С тяжёлым сердцем он исполнил
её волю, но после этого ушёл обратно в деревню. Снова стал трудиться на полях, не за страх, а за совесть. Этот уход Герасима нужно считать его протестом.
Моё отношение к Герасиму.
Я уважаю Герасима за верность в любви к Татьяне и к Муму, за его трудолюбие, так как он не боялся даже самой трудной работы. Дворник у барыни был действительно самым замечательным лицом из всей челяди.
II. Работа по составлению сочинения на произведение И. С. Тургенева «Муму».
Написать сочинение по рассказу « Муму на одну из тем:
А) Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
Б) Друзья и враги Герасима.
В) В чём вина и беда барыни?
Подготовить рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима. 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”
Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.
2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).
Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”
— Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)
— Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).
— Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)
— Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).
Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)
На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.
4. Повторение ранее изученного материала.
— Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)
— А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)
— За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)
— Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)
— А стоило бы ему побороться за своё счастье?
— Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)
Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.
5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.
Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.
— Что это было? (Герасим нашёл Муму).
— Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).
— Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.
— Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)
— Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)
— Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).
Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.
— А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.
Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены. Чтоб ее сегодня же здесь не было. Слышишь? Сегодня же!)
— Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).
Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.
Такое поведение человека называется лицемерием.
Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.
— Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)
Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.
— Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?
— А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)
При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.
— Герасим жестокий человек?
-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.
Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )
— Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)
— А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).
Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)
— Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?
— Что помогает передать эти чувства? (музыка)
— Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?
— С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)
— Сколько раз звучит колокол? (3 раза)
— Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)
После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.
— А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)
Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.
— Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)
— С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)
— Выразительно прочитайте это описание.
— Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)
Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)
— Вернёмся к теме урока.
— Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
— Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
— Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
— Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Дом.задание: Задание распечатано на листочках:
Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)
1. Синквейн “Преображение”
2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”
3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”
Урок по литературе в 5 классе «Сочинение по рассказу « Муму».
Содержимое разработки
Урок 49. Сочинение по рассказу « Муму». ( Слайд 1)
Цели деятельности учителя: убедить учащихся в необходимости творческого труда; развивать потребность в формировании творческого труда; научить отбирать материал к сочинению; учить работать с данным к сочинению планом.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
А у нас стряслась беда: сочиненье снова…
Не рассказывай о том, что читал,
а рассказывай о том, что понял.
I. Работа над сочинением.
Учитель. Увлекла вас книга? Очень интересная?
Чтение закончено, но впечатления от прочитанного вас не покидают. Вам хочется рассказать о событиях, поделиться с друзьями мнением о прочитанном.
План работы над сочинением.
1.Обдумать тему, выделить слово, в котором заключено зерно темы.
2.Определить идею сочинения.
4.Составление плана сочинения.
Структура плана сочинения.
I.Вступление. Что дано.
II.Основная часть. Что требуется доказать.
III.Заключение. Что и требовалось доказать.
Самое замечательное лицо из всей челяди – дворник Герасим.
…Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.
1.Из воспоминаний, положенных в основу рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Самое замечательное лицо из всей челяди – это Герасим.
Барыня привезла его из деревни в Москву. Она приказала сшить ему кафтан на лето, на зиму тулуп,
Купила ему сапоги, дала ему в руки метлу и лопату и определила дворником.
Жизнь Герасима в городе.
Герасим – мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Нрава он строгого и серьёзного. Автор сравнивает его с деревом, с гусаком и с
пойманным зверем. Он работал за четверых – дело спорилось в его руках. В полчаса
всё у него было готово. Ещё он колол дрова, таскал воду, вечерами караулил.
Каморка богатыря Герасима.
Небольшие происшествия с Герасимом.
В городе Герасим полюбил прачку Татьяну, которая тоже служила у барыни. Но барыня
выдала её замуж за Капитона, а потом отправили в деревню. Проводив Татьяну, Герасим шёл вдоль берега и нашёл маленькую собачку. Он назвал её Муму. Дворник заботился о ней и радовался тому, что у него есть свой четвероногий друг.
Однако барыня приказала Герасиму утопить Муму. С тяжёлым сердцем он исполнил
её волю, но после этого ушёл обратно в деревню. Снова стал трудиться на полях, не за страх, а за совесть. Этот уход Герасима нужно считать его протестом.
Моё отношение к Герасиму.
Я уважаю Герасима за верность в любви к Татьяне и к Муму, за его трудолюбие, так как он не боялся даже самой трудной работы. Дворник у барыни был действительно самым замечательным лицом из всей челяди.
II. Работа по составлению сочинения на произведение И. С. Тургенева «Муму».
Написать сочинение по рассказу « Муму на одну из тем:
А) Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
Б) Друзья и враги Герасима.
В) В чём вина и беда барыни?
Подготовить рассказ о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
Урок по литературе «Сочинение-отзыв о Главном герое по рассказу И. Тургенева Муму»
специалист в области арт-терапии
Тема: Сочинение-отзыв «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“.
Тип урока: урок развития речи
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения-отзыва.
Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Методы и формы обучения: наблюдения за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Основные понятия: портрет, сочинение-отзыв.
Оргмомент. Психологический настрой на урок.
— Итак, ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?
— Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?
-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».
-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)
-Какие цели мы перед собой поставим?
-Знаете ли вы, что такое отзыв?
1). Знакомство с понятием «отзыв».
Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.
При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.
Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.
-Как вы поняли определение «отзыв»?
-Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.
2). Создание проблемной ситуации.
— Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?
— С кем не будете дружить? Почему?
— Кого вы могли бы бояться? Почему?
3). Работа по карточкам в парах.
Узнайте по описанию одного из героев. Решите, кто будет отвечать по карточке.
( Капитон Климов, башмачник)
(Татьяна, прачка)
Карточка №4.
Тургенев называет … «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. … был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. »
Она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж.
«День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». Поступки … говорят о ее неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, ее поведение можно назвать самодурством.
— Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?
4). Составление плана устного отзыва.
_- Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?
Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
-Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно
— С чего можно начать устный отзыв? (внешность, поведение
— Только ли с внешности?
Работа в группах. Найти цитаты в рассказе на заданную тему
1 группа – портретная характеристика
2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью.
3 группа – через отношение Герасима к Муму
Примерный план устного отзыва. На слайде
Кто такой? Какое положение занимает среди челяди?
Занятия, поступки, поведение героя.
Ваше отношение к поступкам героя.
(Подготовка в группах)
По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)
5). Коллективная работа.
-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?
-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?
-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)
— Когда созревает желание уйти от барыни?
— Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?
— Есть ли в рассказе счастливые?
— Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.
— Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.
— Счастлив кто-нибудь из дворовых?
— В чем вы видите причину несчастья героев?
— А кого можно назвать достойным уважения?
7). Подготовка к письменной работе.
-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
-На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)
Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.
( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы)
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
-Кому я посоветую прочитать этот рассказ?
— С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
-Чему научились на уроке?
-Кому можем посоветовать прочитать этот рассказ?
9). Домашнее задание. Написать сочинение