Развитие речи творческие рассказы детей старшая группа

Сказки

«Творческое рассказывание знакомой сказки с добавлением новых персонажей» Конспект НОД по развитию речи

Гаджиева И.Ш

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»»

Конспект НОД по развитию речи

Творческое рассказывание знакомой сказки с добавлением новых персонажей

Тема: Творческое рассказывание по мотивам сказки « Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей.

Цель:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Предварительная работа:

Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказочных героях, рассматривание животных и птиц, встречающихся на территории ЯНАО, чтение мансийской народной сказки «мудрая сова» песня «Приходите в гости к нам»

(музыка Владимира Дашкевича, слова Юлия Кима).

Ожидаемые результаты:

Наблюдение за поведением детей на образовательной деятельности позволяет утверждать, что с помощью «сказки» можно организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения пересказывания сказки и последующего придумывания сказки и ее драматизации.

Результаты проведенного занятия показали: речь детей стала насыщеннее и богаче, словарь пополнился различными грамматическими категориями.

Позитивные изменения в речи детей. Дети научились строить сложные предложения, планировать связное высказывание, придумывать сказки наоборот.

А самое главное, на протяжении всего занятия у детей была высокая речевая активность.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска на которой размещены сказочные герои: лиса, волк, дед, баба.

(Выходит к ним педагог переодетая в сказочницу).

Педагог:

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету …

По какой она пойдёт?

Плыть ли ей, или ходить,

Только там, где сказке быть,

Каждый раз для всех,

Педагог:

— Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки.

— Как вы думаете, что такое сказка?

Дети:

— Это выдумка, волшебство и т.д.

Педагог:

— А какие бывают сказки?

Дети:

— Сказки бывают волшебные, бытовые. Есть ещё сказки о животных.

Педагог:

Ребята! А кто сочиняет сказки?

Дети:

Педагог:

— Какие народные сказки вы знаете?

Дети:

— «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Волк и лиса»

Педагог:

-А теперь вспомним с вами авторские сказки.

Назовите их, пожалуйста.

Дети:

— «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Тараканище» К.Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С.В. Михалкова.

2. Игровое упражнение «Узнай сказку»

Педагог: «Сейчас мы поиграем, кто внимательный, узнаем»

Мышка серая, норушка,

Вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

В чистом поле одинок.

Жили вместе с внучкой Машей.

Доброй, умной и послушной.

Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать:

Грибы – ягоды собрать…

Жили-были дед и баба,

Жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила,

Её зёрнами кормила.

Педагог:

А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран.

Дети:

Лиса, дед, баба, волк.

Педагог:

— Я хочу попросить вас охарактеризовать каждого из этих персонажей.

— Вы ребята молодцы, хорошо знаете сказки. А теперь, давайте немножко поиграем.

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Знакомство с лесными животными».

(Дети выполняют движения согласно тексту.

Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерных особенностей животных.)

Педагог:

Читайте также:  Сказки южной индии мудрый заяц

У нас славная осанка

Мы походим на носках,

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как серый волк-волчище,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

4. Введение в тему.

Педагог:

— Ребята! Какие вы молодцы! Вы правильно изображали повадки зверей.

Должна вам сказать, сказки любят не только дети, но и взрослые.

А вы бы хотели сами сочинить сказку?

Дети:

— Да, мы хотим сочинить сказку.

Педагог:

— Ребята, прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте

назовём отличительные особенности сказок.

(Дети с помощью педагога называют отличительные особенности сказок)

— В волшебных сказках есть зачин:

«Жили-были… «, «В некотором царстве, в некотором государстве…»

В сказке есть положительные и отрицательные герои, чудесные предметы, благодаря которым происходят чудеса.

В сказке добро всегда побеждает зло.

Традиционная концовка: «Сказка-ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок»

Ребята! А вы знаете сказку «Лисичка- сестричка и серый волк»?

Дети:

Педагог:

Давайте с вами вспомним сегодня эту сказку.

( дети по цепочке рассказывают сказку).

1-й ребёнок:

Жили-были дед да баба. Вот говорит дед бабе:

— Ты баба пеки пироги, а я поеду за рыбкой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Видит он: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Слез дед с воза, подошёл к лисичке, она даже не шевельнулась, лежит как мёртвая.

2-й ребёнок:

А лисичка тихонько стала выбрасывать из воза всё по рыбке да по рыбке. Потом и сама ушла.

3-й ребёнок:

-Ну, старуха,- говорит дед,- какой воротник привез я тебе на шубу.

Там на возу,- и рыбка и воротник.

4-й ребёнок:

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и стала она его ругать.

Тут дед понял, что лисичка-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да делать–то нечего.

5-й ребёнок:

А лисичка собрала всю рыбу в кучу, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк.

-Налови сам, да ешь,- говорит лиса.

-А я тебя научу,- говорит лиса. Ступай на речку и опусти хвост в прорубь- рыба сама на хвост нацепится, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Педагог:

Волк пошёл на речку, опустил свой хвост в прорубь. Дело-то было зимою.

— Что произошло с ним дальше?

Дети:

Он приморозил свой хвост.

Педагог:

— Ребята, а вам жалко волка?

Дети: Да

Педагог:

А мы можем ему помочь. Для этого вам надо изменить сказку.

— Давайте сделаем так, чтобы волк не пострадал.

— Пусть его кто-нибудь спасет. Мы с вами живем на севере. Значит, нам поможет северное животное.

— А каких северных животных вы знаете?

(Дети называют животных)

— Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Педагог:

— Чем питается животное?

Дети: Песец ловит леммингов, куропаток, очень любит рыбу.

Читайте также:  Рассказ на тему мое любимое растение

— Если песец любит рыбу, может ли он помочь волку?

5.Итак, начнем сочинять сказку «Лисичка сестричка и серый волк» на новый лад.

(На кране появляется картинк с изображением песца)

Педагог вызывает двух ребят, желающих продолжить сказку.

Саша: Сидит волк, а навстречу ему песец. Песец увидел волка и спрашивает:

-Здравствуй братец волк! Что ты тут делаешь?

-А как же ты ловишь?

— Лисичка-сестричка посоветовала хвост опустить в прорубь и приговаривать: «Ловись. рыбка, и мала, и велика…»

-Ох, уж эта лиса! Опять она проказничает!

-Не верь ей, братец волк. Она тебя обманывает. Рыбу надо ловить не хвостом, а удочкой. А если не веришь, то спроси у мудрой полярной совы. Вот она, как раз сидит на суку и головой вертит.

6.Координация речи с движениями (релаксация)

«СОВА»

(Дети изображают спящих птиц )

(Дети делают взмахи руками)

(Изобразить большой круг руками.

Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

После выполнения упражнения дети продолжают сказку.

Маша:

-Да, да, да- ответила сова.

-Совершенно верно!- добавила она.

Арина:

-Я сидела на суку и внимательно слушала ваш разговор.

Ксения:

-Понял волк, что лиса обманула его.

Волк вытащил свой хвост из проруби и вместе с песцом стал ловить рыбу удочкой.

Кирилл:

Они дружно ловили рыбу, а сова сидела на суку и наблюдала за ними.

Волк с песцом наловили целую кучу рыбы. Потом песец пригласил волка на тайгу к себе в гости. И съели они всю рыбу. С тех пор у них завязалась настоящая дружба.

Педагог:

-Ребята, мы говорили, что в начале сказки есть зачин. Но у сказки должна быть и концовка. Какими словами обычно заканчивается сказка?

Дети:

-Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Педагог:

А я знаю и другие концовки сказок:

Так они живут, пряники жуют.

Медом запивают, нас в гости поджидают.

И я там был, мед, пиво пил.

По усам бежало, в рот ни капли не попало.

Педагог:

— Мне очень понравилась ваша новая сказка. Молодцы!

Мы по сказке походили

В ней все круто изменили.

Мы в ладошки хлопали.

Будут в сказке помнить нас.

-Новую сказку мы с вами запишем в альбом, оформим рисунками и поместим в книжный уголок.

(Звучит мелодия песни «Приходите в гости к нам», педагог благодарит ребят за активное участие в творческом рассказывании сказки)

Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

В шубке беленькой, хитрец!

Старая сказка на новый лад

Начало известной сказки

Жили-были дед да баба. Вот говорит дед бабе:

— Ты баба пеки пироги, а я поеду за рыбкой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Видит он: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Слез дед с воза, подошёл к лисичке, она даже не шевельнулась, лежит как мёртвая.

Читайте также:  Рассказ на тему мое увлечение 10 предложений

-Вот будет подарок жене, сказал дед взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка тихонько стала выбрасывать из воза всё по рыбке да по рыбке. Потом и сама ушла.

-Ну, старуха,- говорит дед,- какой воротник привез я тебе на шубу.

Там на возу,- и рыбка и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и стала она его ругать.

Тут дед понял, что лисичка-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да делать–то нечего.

А лисичка собрала всю рыбу в кучу, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк.

-Налови сам, да ешь,- говорит лиса.

-А я тебя научу,- говорит лиса. Ступай на речку и опусти хвост в прорубь- рыба сама на хвост нацепиться, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк пошёл на речку, опустил свой хвост в прорубь. Дело было зимой, на реке Пяко- Пур.

(Добавление персонажей и новый вариант сказки)

Сидит волк, а навстречу ему песец. Песец увидел волка и спрашивает:

-Здравствуй братец волк! Что ты тут делаешь?

-А как же ты ловишь?

— Лисичка-сестричка посоветовала хвост опустить в прорубь и приговаривать: «Ловись. рыбка, и мала, и велика…»

-Ох, уж эта лиса. Опять она проказничает!

-Не верь ей, братец волк. Она тебя обманывает. Рыбу надо ловить не хвостом, а удочкой. А если не веришь, то спроси у мудрой полярной совы. Вот она, как раз сидит на суку (появление нового персонажа).

-Да, да, да- ответила сова.

-Совершенно верно!- добавила она.

-Я сидела на суку и внимательно слушала ваш разговор.

Понял волк, что лиса обманула его.

Волк вытащил свой хвост из проруби и вместе с песцом стал ловить рыбу удочкой.

Они дружно ловили рыбу, а сова сидела на суку и наблюдала за ними.

Волк с песцом наловили целую кучу рыбы. Потом песец пригласил волка на тайгу к себе в гости. И съели они всю рыбу. С тех пор у них завязалась настоящая дружба.

Так они живут, пряники жуют.

Медом запивают, нас в гости поджидают.

И я там был, мед, пиво пил.

По усам бежало, в рот ни капли не попало.

(Автор передал высказывания детей дословно)

Использованная литература:

1. Хрестоматия по русской литературе. Санкт-Петербург «Золотой век» «Диамант» 1996.

2.«Азбука физкультминуток для дошкольников»

В.И.Ковалько. Москва «ВАКО» 2010

3.Гербова В.В. Издательство «Просвещение», 1987.

4. «Северные родники». Л.В.Фёдорова. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН 2001.

5. Интернет-ресурс: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/658967-zagadka

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Источник

Познавательное и интересное