Краткое содержание «Кавказский пленник» ⭐
Главные герои: Иван Жилин, Костылин (офицеры)
Второстепенные персонажи: старик (бывший джигит), Абдул-Марат (богатый татарин), Дина (дочь Абдула), Кази-Мугамед (татарин), старуха
Автор: Толстой Л.Н. | Дата публикации: 1872 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет, подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, война и мир, героизм, детство, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, милосердие и жестокость, образование и воспитание, свобода, смелость и трусость
Офицер Жилин, служба которого проходила на Кавказе, получил из дома печальную весть о тяжелой болезни матери. Полковник предоставил ему отпуск, и Жилин в составе обоза тронулся в путь. Ехал в том обозе и сослуживец Жилина Костылин, который также торопился по важным делам. Обоз двигался невероятно медленно, и офицеры решили, что продолжат путь самостоятельно.
Через некоторое время они заметили, что их преследуют всадники. Скрыться им не удалось и их привезли в аул, надели на ноги колодки и бросили в сарай. Татары стали требовать от офицеров, чтобы те написали родным письма с требованием выкупа. Костылин был из зажиточной семьи, поэтому был уверен, что деньги ему перешлют. У Жилина кроме больной матери не было никого и выкуп ему было ждать не от кого, поэтому он написал по ложному адресу, а сам стал обдумывать план побега. Чтобы скоротать время Жилин занимался изготовлением разных поделок, среди которых были куклы, которые он дарил местной девочке, дочери хозяина Дине. Она же взамен приносила ему немного еды и молока. Жилин продолжал думать об освобождении и начал рыть подкоп.
Побег
Настал день побега. Выбравшись из сарая, офицеры добежали до леса. Вдруг Костылин стал жаловаться на то, что сапоги натерли ему ноги. Это очень замедлило их передвижение и они попались на глаза проезжающему мимо татарину. Он сообщил остальным и за ними организовали погоню с собаками. Беглецы были пойманы и пленены во второй раз. Они снова были в кандалах, но теперь их содержали в глубокой яме.
Жилина не оставляли мысли о побеге. Спасительницей его в этот раз стала Дина. Ночью девочка подошла к яме и опустила в нее длинную палку, по которой офицер выбрался наружу. Костылин бежать отказался. Он остался ждать выкупа.
Спасение
На прощание девочка протянула Жилину лепешки, в глазах ее стояли слезы. Уйдя немного подальше, Жилин попытался освободиться от колодки, но у него ничего не вышло. Тогда, превозмогая боль, он стал продвигаться в сторону поля, за которым должны были находиться русские. Уже появилась на горизонте знакомая крепость, как вдруг Жилин заметил троих татар, направлявшихся к нему. Собрав последние силы, он начал кричать и звать на помощь. Казаки из крепости услышали его и кинулись наперерез татарам. Вскоре Жилин уже был в безопасности и рассказывал о своих приключениях.
Он остался служить на Кавказе, так и не проведав больную мать. Костылина выкупили через месяц и еле живого доставили в крепость.
Как Вы запомнили содержание «Кавказский пленник»?
Анализ рассказа Кавказский пленник Толстого 5 класс
История написания
Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов. Это события Кавказской войны, охватившей период 1817-1864 гг. Не обошел стороной эту тематику и Л.Н. Толстой в своем известном произведении «Кавказский пленник».
Кроме того, за основу произведения автор взял так же материал из «Воспоминаний кавказского офицера», написанных полковником Ф.Ф. Торнау.
Сюжетная линия
Произведение повествует об офицере Иване Жилине, который принимал участие в боевых действиях на Кавказе. Однажды главный герой получает письмо от мамы, в котором она ведает ему о своем плохом здоровье и просит его приехать домой. Офицер берет отпуск и отправляется к матери.
Жилин и его сослуживец Костылин решаются идти в пешую, опережая медленно движущийся обоз. Увы, их настигают горцы и берут в плен. Пленные будут отданы как долг новому хозяину по имени Абдул-Мурат. Освобождение из плена возможно только лишь в случае выкупа их родными. Иван, который понимал, что больной матери не откуда взять такие средства, отсылает письмо с неверно указанным адресом.
Товарищи пребывают в плену уже на протяжении месяца. Жилин, который осознает, что ему помощи неоткуда ждать, заручается симпатией некоторых жителей аула, в том числе хозяина и его дочери Дины, ремонтируя вещи и создавая игрушки из глины для ребятишек. А в ночное время занимается рытьем подкопа.
Однажды пленники решаются на побег. Они сильно ранят ноги тесной обувью, и Жилину приходится тащить Костылина на себе. Им не удается далеко сбежать, их настигают татары и возвращают в селение, поместив в глубокой яме. Им было поставлено условие, что по истечению двух недель, в случае отсутствия выкупа, они будут убиты.
В яме самочувствие сослуживца Жилина ухудшается, и Иван решается совершить новый побег в одиночку. Для этого он просит о помощи Дину. После длинной дороги, прямо перед крепостью, главный герой снова нарывается на противников. Однако, ему удается докричаться о помощи до казаков, которые вовремя поспешили на подмогу. За Костылина все-таки был предоставлен выкуп по истечении месяца, он возвратился в крепость, но был очень ослаблен.
Описание главных персонажей
В своем рассказе автор изображает двух абсолютно противоположных героев, за счет чего и достигается большая контрастность произведения. Именно посредством данной антитезы Л. Толстой раскрывает явные проблемы и вопросы, которым посвящен рассказ.
Костылин – представитель качеств, присущих большей части людей верхушки. Ему присуща лень, слабость, трусливость, беспомощность в случае отсутствия денег.
Иван Жилин – русский небогатый дворянин, которому характерна изобретательность, отвага и сила. Он способен найти решение любой сложной ситуации.
Основная идея
В своем произведении автор стремится показать, что только личность, обладающая такими человеческими качествами как доброта, стойкость и храбрость способна противостоять любому жизненному испытанию.
Главные вопросы, затронутые в рассказе
Произведение посвящено раскрытию таких тем как:
— Противопоставление искренней, настоящей дружбы, дружбе «по удобному случаю».
— Вопрос отважного подвига как естественного состояния главного героя.
— Милосердие и сочувствие. Для этого автор вводит в рассказ образ Дины, руководствовавшейся чувством уважения и дружеской симпатии к главному герою.
Проблемы
События Кавказской войны охватили немалый промежуток времени и забрали большое количество жизней. Автор обращает внимание читателя на бессмысленность и жестокость военных действий, который выгодны лишь отдельным представителям социальной прослойки. Для обычного человека, такого ка Жилин, эта война вовсе не нужна, он прекрасно ладит с представителями лагеря противников.
Помимо этого, поднимается в рассказе и вопрос предательства в образе сослуживца Жилина – Костылина.
Мораль произведения
Рассказ Л.Н. Толстого, написанный простым и понятным языком, не теряет совей актуальности и сегодня. Он учит стойкости перед любыми жизненными обстоятельствами, показывает бессмысленность войн и национальной розни.
2 вариант
Произведение Толстого рассказывает о событиях, произошедших во время Кавказской войны, длившейся с 1817 по 1864 год, в которой сам автор принимал участие. Оно основано на реальных воспоминаниях барона Ф. Ф. Торнау о пребывании в плену у горцев.
В сюжете рассказа история русского офицера Ивана Жилина, участника боевых действий на Кавказе. По дороге домой в отпуск он с другим офицером Костылиным попадает в плен к горцам. Хозяева требуют от пленников выкуп. У Жилина нет таких денег, поэтому он пытается сбежать из плена. Со второй попытки ему это удаётся. У Костылина родственники в состоянии заплатить за него, он дождётся от них выкупа.
На примере двух основных героев автор показывает, как по–разному проявляют себя люди на войне.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Кавказский пленник
Популярные сегодня темы
Вера Николаевна Шеина является главным персонажем произведения, супругой дворянского предводителя губернии князя Василия Львовича.
Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…»
Главным персонажем сказки Андерсена «Огниво» является обычный солдат. Он возвращается со службы домой. Впереди его ждёт новая жизнь.
Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей,
Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник»: план обычный и цитатный
Один из самых увлекательных рассказов Льва Толстого – «Кавказский пленник», план которого предлагается вашему вниманию. Сам автор называет данное произведение былью, ибо во время службы на Кавказе в 50-е годы 19-го века сам едва не попал в плен вместе со своим приятелем-чеченцем. Рассказ был опубликован в 1872-м и неоднократно переиздавался, войдя в школьную программу.
Краткая информация о произведении
Рассказ повествует о сложном периоде присоединения Кавказа. Во 2-й половине 19-го века в регионе шли кровопролитные военные действия, во время которых горцы оказывали отчаянное сопротивление российской армии. Отдельно передвигаться по территории было невозможно, лишь под надежной охраной. Местные воины захватывали пленников, уводя их в горы, чтобы в дальнейшем получить выкуп от родственников.
Л. Толстой сделал главными героями двух офицеров – Жилина и Костылина, которые вместе с обозом покинули русскую крепость. По вине второго оба попадают в плен к татарам и по-разному ведут себя в неволе. Если Жилин предпринимает все возможное, чтобы сбежать, то Костылин смирился со своей участью и ждет помощи извне. Повествование заканчивается тем, что более храброму и честному офицеру побег удается. А вот Костылина спустя месяц еле живого выкупают за деньги.
На шесть частей делит автор рассказ «Кавказский пленник». План можно составить, озаглавив каждую из них.
Содержание первой половины рассказа
В первой части рассказывается о весточке Жилину от матери, желающей проститься с сыном. Жарким летом тот отправляется в путь с обозом. Но из-за медленного и утомительного передвижения решается добираться в одиночку. Костылин предлагает составить ему компанию, но при первой же встрече с татарами бросает товарища. Жилина после отчаянного сопротивления берут в плен, привозят в отдаленный аул и запирают в сарае, надев на ноги колодки.
Вторая часть посвящена знакомству Жилина со своим хозяином Абдул-Муратом, который надеется на выкуп своего пленника. Сторговавшись на 500 рублях, офицер отправляет письмо матери, сознательно указав неверный адрес. Он понимает, что той негде взять столь большую сумму. Главный герой узнает о пленении Костылина, который соглашается на выкуп в размере 5 тыс. рублей.
Вторая половина
В четвертой части рассказывается о подготовке Жилина к побегу. По ночам пленникам стали снимать колодки, но исследовать местность офицеру приходилось днем, превозмогая боль. Время пришло, когда в аул привезли горца, убитого русскими, и целых четыре дня поминали. После этого большинство мужчин покинули деревню, что сделало побег, к которому присоединился Костылин, возможным.
Чем же заканчивается «Кавказский пленник»? План, представляющий оглавление каждой из частей, может быть составлен при хорошем знании текста. Жилин рискнул обратиться за помощью к Дине, дочери хозяина, для которой мастерил кукол. Она помогла офицерам выбрать момент, когда горцы покинули аул. Но на этот раз бежать Жилину пришлось одному. Не нашел в себе сил Костылин покинуть яму, где содержали пленников после побега.
Краткий вариант
План рассказа «Кавказский пленник» может выглядеть следующим образом:
План пишется для того, чтобы стать опорой при пересказе текста. Если необходимо восстановить в памяти все важные детали произведения, целесообразно использовать более расширенный вариант.
Подробный план
Чем больше пунктов и точнее заголовки смысловых частей, тем легче освоить содержание. Предлагаем план из 14 пунктов:
Для того чтобы передать язык автора, приблизить пересказ к оригиналу, требуется цитатный план. «Кавказский пленник» позволяет сделать его интересным и содержательным.
Образец
Какие требования необходимо соблюдать при его составлении? Цитата автора должна быть дословной и заключаться в кавычки. Для того чтобы не использовать объемную фразу, допустимо вместо пропущенных слов ставить многоточие. Текст должен обязательно передавать главную мысль смыслового отрывка. Предлагаем примерный цитатный план рассказа «Кавказский пленник»:
Произведение Л. Толстого обладает необъяснимой особенностью. После прочтения оно удивительным образом сохраняется в памяти. В этом феномен писательского таланта автора.
Л.н. толстой “кавказский пленник”: описание, герои, анализ произведения
Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План
Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века.
Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен.
В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.
Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.
Толстой Кавказский пленник
Пересказывая Кавказского пленника Толстого мы знакомимся с офицером Жилиным, которому пришлось служить на Кавказе.
Однажды, после полученного от матери письма, офицер отправляется проведать мать, но по дороге, где он встречает Костылина – другого офицера, его пленяют горцы, несмотря на то, что Жилин смело бросился в бой, готовый умереть, но не сдаться. Однако его захватили.
И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп.
Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя.
Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.
Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.
Толстой Кавказский пленник главные герои
В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки.
Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства.
Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.
Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.
Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.
Толстой Кавказский пленник главная мысль
Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль – никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.
1. Жилин получает письмо от матери
2. В дороге офицер попадает в плен
3. Костылин также в плену
4.
Письма о выкупе
5. Место жительства в плену и условия проживания
6. Первая попытка побега. Неудачный побег
7.
Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – моя главная книга жизни
Муниципальное образовательное учреждение
Секция «Мои главные книги жизни»
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого –
моя главная книга жизни
Автор: Афанасьева Анастасия,
учащаяся 5в класса
МОУ «Лицей № 4» г. Саратова
Научный руководитель: Абакуменко С. В.,
учитель русского языка и литературы
Глава I «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни………3
В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, писателей, которые составляют славу и гордость нации.
Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Льву Николаевичу Толстому, великому творцу, создавшему бессмертные образы и характеры, которые остаются актуальными и в наши дни.
Таковым становится и образ «кавказского пленника» – человека высокой нравственности.
Вообще, в XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.
Так, в рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких веков.
Цель работы заключатся в отслеживании и объяснении причин становления и развития характеров героев рассказа, их нравственности.
Перед нами стоят следующие задачи:
1. провести анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;
2. выделить отличительные черты каждого из героев;
3. определить, в чем же заключается нравственная ценность «Кавказского пленника».
Объектом исследования выступает характер героя, как носителя нравственности, нравственных ценностей.
Предметом исследования становится непосредственно сам художественный текст – «Кавказский пленник».
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни
«Кавказский пленник» – последнее произведение в «Русской книге для чтения». В письме к Н. Н. Страхову писатель называл эту повесть лучшим своим произведением, потому что, по его мнению, именно здесь ему удалось наиболее естественно использовать лучшие художественные средства народной поэтики.
Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования, произведение написано в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла. Здесь, как в большой его эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, – «мир».
И здесь есть своя «мысль народная» – утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь.
И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что «самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью.
Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – все то, что людям кажется привычным и нормальным»[1].
Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру.
Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза – спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом.
Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину – хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого»[2].
Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Он бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя.
Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин). Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.
Надо сказать, что подробное, “бытовое” описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала.
«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Характер главного героя соответствует фамилии, он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.
Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников. Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит название, хотя в рассказе два героя.
Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.
Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.
Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор.
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был»[3], «Хоть невелик ростом, а удал был»[4], — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л.
Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел»[5]. Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.
В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка»[6].
Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
Но Л.Н. Толстой – художник и человек – хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание.
Аналогичные чувства испытывает к нему и автор, который видит каждого человека человеком, а главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании, а не в революциях. Так в данном рассказе утверждаются любимые мысли Л. Н.
Толстого, проявляются его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание; умение ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзаж, обстановку, в которой живут герои.
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности.
Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала»[7].
Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» – это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика.
Ко времени написания рассказа Толстой окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению “прижиться” в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды.
Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет “Азбуку” для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны.
“Кавказский пленник” напечатан в 4-й книге “Русских детских книг для чтения”, то есть рассказ написан Толстым специально для детей, и поэтому он так поучителен.
Также, нами был проведен опрос среди 5-7 классов (60 человек) нашего лицея. Результаты анкетирования представлены в приложении.
Итак, чтение рассказа «Кавказский пленник» увлекает читателя. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной.
Эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе – вот особенности восприятия литературного произведения, но читатель должен и развиваться, обогащать восприятие, учиться проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. Обращает на себя внимание нравственная проблематика рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека.
В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает следующую проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких – нет и почему?
Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и глубоко актуальны, потому что в жизни все большее место занимают отношения дружбы, товарищества.
«Да, знаком» – 54 человек.
«Что-то слышал» – 5 человек.
«Затрудняюсь ответить» – 1 человек.
«Да, помню» – 54 человека.
«Затрудняюсь ответить» – 6 человек.
«Храбрость, отвага» – 45 человек.
«Честность, преданность, благодарность» – 31 человек.
«Заботливость, доброжелательность» – 22 человека.
«Предупредительность, дальновидность» – 14 человек.
«Да, считаю» – 48 человек.
«Скорее нет, чем да» – 8 человек.
«Нет, это не «народный характер» – 4 человека.
«Да, считаю» – 40 человек.
«Скорее нет, чем да» – 16 человек.
[1] Ломуков К.Н. Л.Толстой. Очерк жизни и творчества, М., 1984г.
[2] Храпченко М.Б., Толстой как художник, М., 2000 г.
[3] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.
[7] Журавлев В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Просвещение, 2007 г.
Образ и характеристика Жилина в рассказе Толстого Кавказский пленник сочинениие
Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война.
Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги.
Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.
Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.
Несмотря на все тяготы и трудности нахождения Жилина в плену, он ведет себя как настоящий мужчина, истинный офицер.
В отличие от Костылина, который оказывается на самом деле трусливым человеком, Иван отгоняет от себя грустные мысли, вынашивая план побега, не отчаивается и начинает заниматься привычными для него делами.
Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.
Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.
Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.
С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.
Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.
В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.
Вариант 2
Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.
Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.
Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.
На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.
Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.
Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.
С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.
Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.
Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.
Сочинение про Жилина
Главный герой рассказа – русский офицер из обедневших дворян, с простым именем – Иван.
Действие происходит во время Кавказской войны. Иван Жилин, единственный сын у матери, получив от нее письмо, засобирался домой в отпуск, повидаться со старушкой. Во время пути Ивана и его спутника Костылина берут в плен татары с целью выкупа.
Костылин безоговорочно отправляет письмо родственникам, что бы те привезли за него деньги. Жилин, зная, что его мать не имеет сбережений на выкуп, пишет заведомо неверный адрес.
Торгуясь за сумму выкупа с татарами, хотя знает, что никто за него не даст и рубля, герой показывает свой характер, смелость перед лицом смерти.
За стойкий характер и умелые руки татары стали уважительно относится к Жилину, но жажда выгоды пересиливает в них человеческие качества. И только маленькая Дина жалеет пленника и подкармливает его потихоньку лепешками и молоком. Даже злая и вечно голодная дворовая собака прониклась любовью к Ивану.
Жилин все время продумывает различные варианты освобождения из плена. Первый побег закончился провалом. Толстый, неповоротливый Костылин, которого Жилин взял с собой, ныл и мешал идти быстрее. Ивану пришлось тащить его на себе. Татары догнали беглецов и посадили в яму, заковав ноги в деревянные колодки.
Попытка сделать подкоп так же потерпела неудачу – глину негде было складывать незаметно.
И тогда, в третью попытку, Дина помогает пленнику выбраться из ямы, опустив к нему длинный шест. За одну ночь, собрав все свои силы, с израненными ногами, в колодках, Жилин преодолевает большое расстояние и добирается до крепости казаков. Уже на подходе к крепости его чуть не догнали татары, кинувшиеся за ним в погоню, но казаки сумели отбить героя.
Фамилию «Жилин» автор дал своему герою как характеристику – крепкий и физически и морально, выносливый.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник»
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами — Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.
В начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а Костылин — только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был».
«А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усиливается смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым.
А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может.
Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опасность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Костылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем вперёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.
Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену.
Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.
Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей.
Этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.
На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между народами.
А Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря своему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жилин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.
Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.
В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.
Толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».
Здесь искали:
Кавказский пленник главные герои | Инфошкола
30 Ноябрь 2012 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 29754
Жилин и Костылин в рассказе Л.Н. Толстого два главных героя: Жилин и Костылин. Они
офицеры русской армии, служили на Кавказе. Автор с первых страницпротивопоставляет своих героев. Уже их фамилии показывают разницу их характеров.
Жилин — от слова «жить». Он может выжить в любых условиях, что и происходит. Жилин мне представляется высоким стройным человеком. Он привык доверять слову офицера, поэтому он верит Костылину. что тот его не бросит.
Фамилия Костьшин происходит, по моему мнению, от слова «костылю). Это никчемный человек. Он может только хвастаться. Костылин ничего не может сделать для себя сам. Когда они с Жилиным в первый раз сбежали из плена, Костылин начал плакать. Сначала ему жали сапоги, потом он стер ноги. Костылин был грузным и толстым мужчиной. Несмотря на это, Жилин взвалил его себе на плечи и долго нес.
Герои противопоставляются и своими характерами. Жилин умеет быть добрым. Он простил Костылину его бесчестный поступок и помог ему при побеге. Жилин делал Дине игрушки, хотя она была дочерью врага.
Днем жилин что-то мастерит, а ночью копает подкоп, чтобы потом сбежать. Костылина же ничто не интересует, кроме своей персоны. Жилинне может сидеть без дела. Он ремонтирует в татарском ауле разные вещи. А Костылин сидит просто так.
Он сидит в сарае и считает дни, когда придет письмо, или спит.
Костылин не хочет принимать и понимать других людей. Но Жилин не идеальный человек. Когда они первый раз сбежали, Жилин думает о Костылине: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать!» Но в то же время он все равно его не бросил.
И хотя побег был неудачен именно из-за Костылина, Жилин второй раз предложил ему бежать с ним. Костылин отказался. Я думаю, что он просто хотел отсидеться. Он не пошел с Жилиным, потому что боялся боли.
А еще Костылин представил, что с ними будет, если поймают во второй раз. Костыпин — трус.
Жилин сумел прижиться во враждебном ему обществе, поэтому смог не только выжить, но и сбежать из плена. Костылин ничего не предпринимал, чтобы освободиться самому. Конец рассказа подводит итог противопоставлению двух героев.
Жилин освободился сам, он сумел сбежать из плена. Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч, привезли еле живого. Еще одна деталь: Жилин остался служить на Кавказе. А о Костылине автор ничего не говорит.
Скорее всего он уехал домой, чтобы рассказывать трагическую историю о своем плене.
Кавказкий пленник – художественный анализ. Толстой Алексей Николаевич
В середине прошлого столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай Первый послал свои войска завоёвывать кавказские земли.
Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых торных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
Русские обозы двигались от одной крепости к другой только под усиленной охраной.
Лев Николаевич Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских (Войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Кавказкий пленник.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) Друзья — Толстой и Садо, по кавказскому обычаю, поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца.
Однако Садо не растерялся. Он грозно целился. из ружья в приближавшихся преследователей и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли.
Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером.
Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Она и теперь хранится в московском Музее Л. Н. Толстого.
Во время Кавказской войны, тянувшейся более двадцати лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.
Толстой встречался с такими людьми, расспрашивал о подробностях их жизни в плену.
События Кавказской войны запечатлены Толстым в рассказах «/Кавказский пленник», «Набег» и «Рубка леса», написанных в годы его службы в армии.
Через полвека писатель снова вернулся к кавказской теме и написал замечательную повесть «Хаджи-Мурат».
В этих произведениях Толстой сурово осуждал царское правительство за жестокость, с которой оно вело войну за присоединение Кавказа.
Царские войска разоряли и сжигали аулы, вызывали к себе ненависть горских племён.
В то же время в повести «Хаджи-Мурат» и в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам.
Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.
В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает, как храбрый русский офицер Жилин был взят ногайскими татарами в плен и увезён в аул. Жители аула со страхом смотрели на пленника. «Как на зверя косятся», — говорит Толстой.
Этот старик «первый джигит ‘был, он много русских побил, богатый был».
Такие джигиты, как этот старик, ненавидели не только русских, но и всех других «иноверцев», чуждых мусульманской религии. Ослеплённый ненавистью, старик требовал немедленной расправы с пленником.
По-другому относились к Жилину простые горцы. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за весёлый, общительный характер, за ум.
Героиня рассказа юная Дина тоже сначала боялась Жилина. Вот как об этом рассказывает писатель.
Отец велел Дине принести воды напоить пленника. Дина принесла жестяной кувшинчик, подала воду и «сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт — как на зверя какого».
А когда Жилин напился и подал ей кувшин — «как она прыгнет прочь, как коза дикая». Но с каждой новой встречей страх Дины проходил.
Добрая и отзывчивая девочка всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала ему чем могла.
Дина спасла Жилина, когда ему после неудавшегося побега угрожала казнь. Чувство жалости и любви к хорошему, ни в чём не повинному человеку помогло Дине преодолеть страх. Рискуя своей жизнью, она освободила Жилина из неволи.
(Школьники нередко называют «Кавказского пленника» рассказом «про Жилина и Костылина». И действительно, спутником Жилина и его товарищем по плену был офицер Костылин. Это грузный, неповоротливый, трусливый человек, по вине которого Жилин попал в плен. – Из-за него же не удался и. первый побег пленников из аула.
Сравнивая их поступки, их поведение в трудные минуты, их характеры и даже внешний облик одного и другого, мы видим, что все симпатии «писателя ла стороне Жилина — простого, честного, храброго и стойкого в беде человека, смело идущего навстречу опасностям.
А на таких людей, как Костылин, ни в чём нельзя положиться. Они и товарища подведут в трудную минуту и себя погубят. На пути из плена Костылин совсем выбился из сил и стал уговаривать Жилина: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».
Нет сомнения, что на месте Жилина он так бы и сделал. А тот, хотя и сердился на Костылина и устал не меньше, чем он, но ответил твёрдо и решительно: «Нет, не пойду, не годится товарища бросать». Подхватил обессилевшего Костылина на плечи и с тяжёлой ношей двинулся дальше.
Только так и могут поступать настоящие воины.
Рассказ «Кавказский пленник» написан с поразительным искусствам. В нём шесть небольших главок, каждая не более десяти страничек. А как много мы из него узнаём! Перед нашими глазами встают не только эпизоды Кавказской войны, но и жизнь горного аула. Не многие из художников слова умеют описывать природу так, как умел Толстой. В его произведениях природа живёт одной жизнью с людьми.
Вспомните описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена: «Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно — внизу речка журчит».
Всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой.
Несколькими красочными штрихами Толстой умеет создать запоминающиеся портреты своих героев.
Вот Дина — с её чёрными глазами, которые в темноте светятся, «так и блестят, как звёздочки», с её ручонками «тоненькими, как прутики», с её звонкам, радостным смехом.
Вот Жилин — ладный, ловкий, невысокий ростом, очень живой, подвижный, приметливый. А вот его неудачливый спутник Костылин — «мужчина грузный, пухлый…».
Язык «Кавказского пленника» напоминает язык народных сказок и былей. Фразы здесь нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, подлежащее: «Выехал Жилин вперёд…
», «Хотел он подняться…», «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая…» и т. д.
Так строя фразы, писатель не только достигает стремительности в передаче событий, но и делает язык рассказа близким к разговорному.
«Кавказский пленник» написан Толстым для «Азбуки» — учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», — говорил Толстой. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же с его помощью были открыты ещё двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружающих Ясную Поляну.
Став учителем, Толстой понял, что для народных сельских школ нужны хорошие учебные книги и пособия.
«Азбука» Толстого и явилась хорошей учебной книгой, по которой учились «грамоте несколько поколений русских детей. «Азбука» «состоит из четырёх книг. Каждая из них содержит басни, сказки, увлекательные рассказы. Толстой включил в «Азбуку» много загадок, (пословиц, поговорок.
Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала.
Для этого он много занимался физикой, математикой, астрономией и другими науками, знакомился с «греческой, индийской, арабской литературами, изучая сказки, были, исторические предания многих народов.
Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». «Кавказский пленник» вполне отвечал этим требованиям, и писатель был им очень доволен.
Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Познакомившись в школьные годы с героями этого рассказа, мы запоминаем их на всю жизнь.
Такова сила настоящего, большого искусства.
Источники: Толстой Л. Н. Кавказский пленник. Рассказ. Рис. Ю. Петрова. Чечено-Ингушское книжное «издательство, Грозный, 1978. 48 с.
Аннотация: В этой книге вы прочитаете о приключениях храброго и умного русского офицера Жилина, попавшего в плен к горцам и сумевшего убежать из плена.
Рассказ этот так замечательно написан, что каждый, прочитав его в детстве, запоминает на всю жизнь его героев.
Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
учитель русского языка и литературы МОУ
«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Сравнительная характеристика героев
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
формировать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
учить сжато излагать повествовательный текст;
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Человек сам отвечает за свою судьбу.
Береги честь смолоду, а платье снову.
Сам погибай, а товарища выручай.
Композиция рассказа «Кавказский пленник»
действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.
Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.
Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.
Второй побег из плена.
Жилин оказывается в своей крепости.
Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
Характеристика литературного героя
совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.
Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.
Жилина и Костылина
Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,
ведь пленников двое?
В плен попадают два офицера,
но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».
Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,
именно он – герой рассказа Толстого.
Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,
т.е.дадим им сравнительную характеристику
Жилина и Костылина
Происхождение, род занятий
Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.
Костыль – высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.
«Не велик ростом, а удал».
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
Жилина и Костылина
Отношение к лошади
«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…
«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».
«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».
Жилина и Костылина
Поведение во время встречи с татарами
«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.
Трус, не поддержал товарища.
Жилина и Костылина
«Написал письмо, а на письме не так написал, – чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».
«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».
«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».
Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула
Жилина и Костылина
Мнение татар о пленниках
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».
Жилина и Костылина
Поведение во время первого побега
«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».
«Костылин всё отстаёт да охает».
Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.
«Бросать товарища не годится».
Жилина и Костылина
Подготовка ко второму побегу
Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.
Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.
«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».
«…не годится товарища бросать».
Жилина и Костылина
Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.
Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери
Сумел прижиться в ауле
Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.
Ему интересны другие люди, любит детей.
Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.
Способен на предательство, трус
Жилина и Костылина
Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Какие основные черты характера они проявили?
Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.
Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.
Жилина и Костылина
Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:
«Человек сам отвечает за свою судьбу»?
Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Объясните смысл русских пословиц
« Береги честь смолоду, а платье снову»,
«Сам погибай, а товарища выручай »,
опираясь на прочитанное произведение
Чему научил вас рассказ
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
Материалы к урокам
Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев) Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев)
В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики – “Жилин и Костылин” (по рассказу Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.
214306 просмотров
Спор о принципах (взгляды Базарова и Павла Петровича Кирсанова)
Сравнительная таблица
333085 просмотров
Учимся писать сочинение
Тема1. «Спор о принципах» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Как понимать тему? Под принципами понимаются общественная позиция, философские взгляды, отношение к любви, природе, искусству. Следовательно, в сочинении нужно ответить на вопрос: в чем суть разногласий…
7744 просмотров
Тест А3
Составлен учениками 10а класса лицея №226
1115 просмотров
В1 Словообразование
Материал с сайта Перовой Инессы Николаевны
971 просмотров
1008 просмотров
Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Презентация. Выполнила ученица 9г класс Кочурова Анастасия
1488 просмотров
808 просмотров
А21, А22
С сайта Е.А. Захарьиной
798 просмотров
774 просмотров
801 просмотров
Тесты ЕГЭ А19, А20
С сайта Е.А. Захарьиной
1343 просмотров
Таблицы по пунктуации
вся теория
1974 просмотров
Таблицы по орфографии
вся теория
1769 просмотров
н и нн в разных частях речи
теория и упражнения
1746 просмотров
Подготовка к ЕГЭ
Это папка, составленная и материалов, взятых в Интернете, а также разработанных мною или учениками для подготовки к ЕГЭ (теория, тесты)
1577 просмотров
Способы передачи чужой речи (презентация) Автры: ученики 9 г класса Кочурова Анастасия, Гогин Михаил, Останен Валерия, Иванова Александра
Способы передачи чужой речи.
1163 просмотров
Виды аргументов для сочинения в формате ГИА и ЕГЭ
1. Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев, о которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай. Обязательно указать место, время, имена, подробные обстоятельства, источник…