Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Сказки

Развитие речи детей посредством знакомства со сказкой

Наталья Елсуфьева
Развитие речи детей посредством знакомства со сказкой

Развитие речи детей через знакомство со сказкой.

Слайд 1. Как писал К. Д.Ушинский: «народные сказки способствуют усвоению всех форм русского языка, которые дают возможность выработки у детей собственных навыков при рассказывании»

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Слайд 2. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

• Диалогической и монологической речи;

• Совершенствованию звуковой стороны речи.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально. Непривычно, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, изменять сюжет сказки путем ввода нового героя, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Слайд 5. Важным, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы работы со сказками:

— Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова

— Сочинить длинное и в то же время смешное слово

— Разобрать слова с одинаковым написанием, но различных по смыслу

— Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

Большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.Можно использовать следующие приемы:

— Срифмовать два слова, а затем уже переходить к рифмованной цепочки

— составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку»

— Описать предмет с разных позиций.

Слайд 7. Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. Для этого была придумана дидактическая игра «Сундук сказок».

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

пересказ от лица литературного героя

Готовим с родителями:

o поделки из природного материала

o куклы для театрализованных игр из нетрадиционных материалов.

Слайд 9. Формы организации занятий.

— Сочинение сказок

Пересказывание

— Составление творческих рассказов

Слайд 10. Существует несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи. Одним из них является «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они не редко сформированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом). Умение детей задавать вопросы, является одним из показателей успешного развития дошкольников.

В процессе развития речи дошкольников крайне важно не только научить устно сочинять, но и показать им новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения.

В своей работе я также использую следующие методы для развитиятворческого воображения:

Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки.Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

В работе используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т. д.

«Инсценируем сказку»— суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

Читайте также:  Рассказы антоши чехонте читать 5 класс список

Развитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Консультация для родителей «Развитие образной речи детей посредством знакомства с русской фразеологией» Развитие образной речи детей через знакомство с русской фразеологией Русский язык — один из самых богатых языков мира. Для того чтобы ребенок.

Консультация по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства детей с родной республикой Хакасией Уважаемые родители, как вы знаете, развитие личности ребенка гармонично только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры» Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком. умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта,.

Поиграем в карты Проппа. Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через ознакомление со сказкой» Воспитатель старшей разновозрастной группы: Смирнова М. А.

Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой» Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как.

Презентация «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего» Презентация по теме «Развитие связной речи детей через ознакомление со сказкой с использованием лего технологий» ОПИСАНИЕ К СЛАЙДАМ Слайд.

развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники. 1слайд. Прекрасная речь, когда она как ручеек, бежит среди камней, чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей сказкой в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во 2 младшей группе: «Развитие речи детей СКАЗКОЙ 3-4лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Раскрытие значение.

Источник

Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Потехина
Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

В рамках выпускной квалификационной работы,мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий этап – выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, декабрь 2016 г.

2. Формирующий этап – использование сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, январь – февраль 2017 г.

3. Контрольный этап – оценка эффективности использования сказок в развитии связной речи у старших дошкольников, март 2017 г.

В экспериментальном исследовании принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

На констатирующем этапе исследования мною были использованы серия заданий для исследования связной речи детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной.

Данная методика предназначена для выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Результаты исследования развития связной речи показали, что у детей экспериментальной группе преобладает средний уровень развития связной речи – 9 детей (45%), у 7 детей – низкий уровень (35%) и у 4 –высокий уровень (20%). В контрольной группе средний уровень развития связной речи – 10 детей (50%, у 5 детей – низкий уровень (25%) и у 5 – высокий уровень (25%).

Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент по исследованию уровня развития связной речи у детей позволил выделить следующие трудности в овладении детьми навыками связного рассказывания:

– дети затрудняются при построении предложений, нарушен порядок слов в предложении;

– затрудняются при установлении логично – смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках;

– отмечено большое количество грамматических ошибок при составлении рассказа.

Полученные данные о состоянии связной речи у детей свидетельствуют о необходимости проведения работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок.

Мною была разработана и предложена система мероприятий для детей экспериментальной старшей группы на основе использования сказок в воспитательно-образовательном процессе МОДОУ д/с «Ягодка».

Формирующий эксперимент проводился в период январь – февраль 2017 г.

Цель формирующего этапа: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при системном использовании сказок.

Для проведения работы с детьми мною была выбрана волшебная сказка. Данный выбор не случаен, так как именно в волшебной сказке можно наблюдать все необходимый элементы сказки, собраны различные яркие образы. Кроме того, волшебная сказка несет в себе воспитательный и обучающий элемент, она вызывает интерес у детей. Сюжет волшебной сказки очень ярок, он постоянно меняется в неожиданном направлении, что способствует развитию мышления и воображения у ребенка.

Для того, чтобы восприятие детьми волшебной сказки было более глубоким, а речь образной и яркой, мною был разработан план по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В целом составленная программа включала в себя различные направления работы с детьми, что позволило сделать весь процесс не просто увлекательным, но и весьма эффективным.

Система работы по формированию связной речивелась в двух направлениях:

1. Обучение в специально созданных обучающих ситуациях в процессе проведения НОО.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

Первоначально мною проводилась работа по ознакомлению ребенка со сказкой через ее прочтение взрослым. Исходя из той цели, что была поставлена мною на формирующем этапе, мною использовалосьсочетание различных методов работы:

I. Элементарный анализ языка сказки. Данный метод заключается в том, что воспитатель совместно с детьми наблюдает за тем, какими средствами автор добивается того, чтобы его сказка была сказочная, яркая, привлекательная.

II. Сравнение сказок. При использованииметода сравнения детям предлагаются различные игры на сравнение: «Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого – самое неожиданное и в то же время точное?».

Читайте также:  Рассказ петька на даче как проходили его обычные дни

III. Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей заключается в том, что детям предлагаются к рассмотрению иллюстрации, а дети должны узнать (вспомнить и сказать, какой герой и из какой сказки изображен на картинке.

V. Оценка и суждение. Детям предлагалась на обсуждение сказка. Необходимо было вспомнить, какие есть герои, каждый ребенок выбирал одного наиболее понравившегося ему героя и аргументировано доказывал его достоинства, рассказывал, почему ему понравился именно этот герой.

Изучив универсальную методику работы со сказкой, разработанную педагогом Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», использовались следующие методы работы со сказкой:

— Изменение ситуации в знакомых сказках: постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках; новое развитие сюжета побуждает ребенка придумывать, учит рассуждать.

— Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии. Вот один пример перевирания сказки «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д.).».

— Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства.

На занятиях и в совместной деятельности формировали у детей основы устной речи:

*учили задавать вопросы героям;

* отвечать и задавать вопросы по содержанию;

* ставили вопросы не только проблемного, но и поискового характера.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Обогатились представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. В своей речи дети стали больше использовать образных, красочных выражений. Улучшилось качество интонационной выразительности речи. Сократилось количество пауз и повторов.

Контрольный этап исследования проводился в марте 2017 года.

Цель контрольного этапа: оценить эффективность использования сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном исследовании принимали участие также две группы по 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Мною была использованы аналогичная серия заданий для исследования связной речи детей по методике обследования О. С Ушаковой, Е. М Струниной.

В контрольной группе уровень развития связной речи также показал положительную динамику, однако преобладающим остался средний уровень развития навыков связного рассказывания. Так, высокий уровень развития связной речи показали 6 детей (30%, средний уровень развития умения рассказывать обнаружен у 12 детей (60%, низкий – 2 ребенка (10%).

По результатам контрольного этапа опытно-экспериментального исследования можно сделать выводы:

В качественном отношении у детей экспериментальной группы более выражено умение грамотно строить предложения, полнота использования лексики оригинала, умение заменить авторские выражения своими, что подтверждает эффективность использования приемов работы со сказкой на речевых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что проведенная мною работа над связной речью с использованием русских народных сказок помогла детям повысить уровень развития связной речи.

Данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г) СЛАЙД № 1 «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (РМО-2016г) Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Источник

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через сказку

Название: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через сказку.
Цель: Создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
— развивать связную речь у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
— обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми;
— способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью.

Читайте также:  Рассказ детей о дедушке воевавшем в вов

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией.Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей. Благодаря юмору, живым насыщенным выражениям, передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении.Дети с лёгкостью анализируют и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.

Прочитав сказку, спросите, какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы, ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр или пальчиковыйтеатр. Участвуя в таких постановках, ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи, улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Роль сказки в развитии устной речи. Сказочные истории помогают развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа, яркость, великолепные образы, необходимость проговаривать одни и те же речевые формы все это ставит сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений.Его речь становится богатой эмоционально.

И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:
— ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
— как можно полнее передавать художественный текст,
— избегать нарушения логики рассказа;
— использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
— использование правильных синонимов;
— использовать правильный ритм;
— соблюдать последовательность.

Чем ближе к источнику произведения, тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку.Эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст.Соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.

«Шагаем в сказку»
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Педагог говорит название сказки, а ребёнок, шагает и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

«Помоги герою найти свою сказку»
Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах разложены сюжеты из 2-3 сказок. Педагог раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети сопоставляют каждому сюжету своего сказочного героя.

«Действия героя»
Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Например, сказка «Колобок». Педагог предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: покатился, пел, ушёл и т.д. Далее педагог предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

«Верно – неверно»
Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Педагог читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое.

«Хорошо-плохо»
Цель: Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

«Сказочные слова»
Цель: Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Педагог предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь; Сивка-бурка, вещая каурка. и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена. и т.д.).

«Что сначала, что потом»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Источник

Познавательное и интересное