Развивай умение отстаивать свою точку зрения каков по вашему был замысел рассказа

Сказки

Индивидуальный образовательный маршрут «. за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью7

Индивидуальный образовательный маршрут

«. за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.»
(комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»)

В самого раннего начала творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. По этот принципу была построена и «Старуха Изергиль». Рассказ подводит нас к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода.
Давайте же посмотрим, какая польза от прочтение этого произведения, и над чем оно заставляет нас задуматься.

Ваша задача состоит в творческом подходе решения заданий.
Каждый должен высказать свое мнение. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Задание 1. Выполняем биографическое исследование
Какова история написания рассказа «Старуха Изергиль»?

Задание 2. Работаем с художественным текстом.
Весомую роль играет изображение пейзажа в рассказе. Почему события происходят именно ночью? Какие природные образы вы могли бы выделить?

Задание 3. Анализируем художественные средства.
Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе?
Задание 4. Учимся аргументировать.
Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней? Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова.

Задание 5. Анализируем и обдумываем.
Какие черты имеет Данко? Расскажите о нём.

Задание 6. Развиваем образное мышление. .
Составьте синквейн к произведению «Старуха Изергиль».

Задание 9. Учимся творить.
Образуй ассоциативную цепочку. Что для вас означает слово ЛЮБОВЬ?

Задание 10. Развивай умение отстаивать свою точку зрения.
Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Милый друг!
Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю!
Надеюсь, что тебе было интересно!

Источник

Комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»

Представлена комплексна система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». Построена на творческом подходе решения задач. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»»

Индивидуальный образовательный маршрут

«. за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.»
(комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»)

В самого раннего начала творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. По этот принципу была построена и «Старуха Изергиль». Рассказ подводит нас к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода.
Давайте же посмотрим, какая польза от прочтение этого произведения, и над чем оно заставляет нас задуматься.

Ваша задача состоит в творческом подходе решения заданий.
Каждый должен высказать свое мнение. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Задание 1. Выполняем биографическое исследование
Какова история написания рассказа «Старуха Изергиль»?

Задание 2. Работаем с художественным текстом.
Весомую роль играет изображение пейзажа в рассказе. Почему события происходят именно ночью? Какие природные образы вы могли бы выделить?

Задание 3. Анализируем художественные средства.
Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе?

Задание 4. Учимся аргументировать.
Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней? Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова.

Задание 5. Анализируем и обдумываем.
Какие черты имеет Данко? Расскажите о нём.

Задание 6. Развиваем образное мышление. .
Составьте синквейн к произведению «Старуха Изергиль».

Задание 9. Учимся творить.
Образуй ассоциативную цепочку. Что для вас означает слово ЛЮБОВЬ?

Задание 10. Развивай умение отстаивать свою точку зрения.
Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Милый друг!
Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю!
Надеюсь, что тебе было интересно!

Источник

Проверочная работа по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль» в 7 классе

Тест по рассказу «Старуха Изергиль» и пьесе «На дне» М. Горького

B1 Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
Ответ:
B2 На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
Ответ:
ВЗ Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?
Ответ:
B4 Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей?
Ответ:
B5 Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa?
Ответ:
B6 О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого
Ответ: B7 Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»? Ответ: B8 Как традиционно определяется жанр пьесы Максима Горького «На дне»? Ответ: B9 Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут! Ответ: B10 Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенное высказывание? «Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости. Ответ: B11 На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх… испортил песню… дуррак!

Комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»

Индивидуальный образовательный маршрут

«…за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.» (комплексная система заданий по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль»)

В самого раннего начала творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. По этот принципу была построена и «Старуха Изергиль». Рассказ подводит нас к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Давайте же посмотрим, какая польза от прочтение этого произведения, и над чем оно заставляет нас задуматься.

Ваша задача состоит в творческом подходе решения заданий. Каждый должен высказать свое мнение. Это первый шаг к развитию творческой личности.

Задание 1. Выполняем биографическое исследование Какова история написания рассказа «Старуха Изергиль»?

Задание 2. Работаем с художественным текстом. Весомую роль играет изображение пейзажа в рассказе. Почему события происходят именно ночью? Какие природные образы вы могли бы выделить?

Задание 3. Анализируем художественные средства. Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе?

Задание 4. Учимся аргументировать. Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней? Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова.

Задание 5. Анализируем и обдумываем. Какие черты имеет Данко? Расскажите о нём.

Задание 9. Учимся творить. Образуй ассоциативную цепочку. Что для вас означает слово ЛЮБОВЬ

Задание 10. Развивай умение отстаивать свою точку зрения. Каков, по-вашему, был замысел рассказа?

Милый друг! Ты закончил выполнение всех заданий. Поздравляю! Надеюсь, что тебе было интересно!

Идейно-художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль»

Анализируя идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», следует подумать над тем, что подчеркивает Горький в своем романтическом утверждении подвига. Автор мыслит подвиг как деяние во имя людей, деяние, движимое добротой и любовью к людям, Эта высокая цель и рождает самопожертвование. Обратите внимание на то, что право судить о ничтожности Ларры и величии Данко получает старуха Изергиль.

Идейная и композиционная роль этого образа в рассказе очень велика. Избегайте сводить значимость этого образа только к проповеди героического,

действенного отношения к жизни. Помните, что образ Изергиль не менее значителен, чем образы Ларры и Данко, и без него идейная направленность рассказа останется не раскрытой, ибо идея находится в сложной взаимосвязи с теми выводами, которые вьгг екают из первой и третьей частей произведения.!

Основная идея первой части — невозможность жизни без людей, только для себя; идея третьей части — смысл жизни в том, чтобы быть с людьми и жить для людей. Жизнь Изергиль дает иной ответ на постав-Ленный вопрос: можно жить с людьми, но в то же время жить только для себя.

Противоречивость и сложность образа Изергиль в том и состоит, что она знает, в чем смысл жизни, как нужно жить, высоко ценит людей типа Данко, живущих высокой идеей стремления к свободе и счастью своего народа. Однако сама Изергиль не смогла прожить свою жизнь так, ее незаурядные силы были почти бесполезно растрачены.

У нее осталось только одно — желание помочь людям найти себя в шизни, достойно ее прожить, извлечь уроки из прошлого, чтобы не повторить Ошибок. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит она. — И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней.

И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно. «. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький прибегает к традиционным элементам романтической поэтики. Обратите внимание на исключительность характеров Ларры и Данко, на отсутствие каких-либо сведений об условиях формирования этих характеров, некоторую одноплановость образов. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль» убеждает в том, что перед нами произведение революционно-романтическое, созвучное революционно-романтическим традициям Пушкина и Лермонтова и обладающее новыми качествами. Революционный романтизм — это творческий метод художественного отображения действительности, когда писатель, не удовлетворенный окружающей жизнью, противопоставляет ей свой идеал, порожденный революционной мечтой.

Такой романтизм зовет к активному воздействию на жизнь, к ее революционному преобразованию. Горьковских романтических героев роднит с романтическими героями русской литературы XIX века готовность к самопожертвованию, стремление к свободе, добру.

Линию романтизма в произведениях Горького, начатую рассказом «Макар Чудра», продолжает «Старуха Изергиль». Писатель создает незабываемые по силе и красоте человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. В этот период приемами романтического письма реализуется одна из ведущих тем творчества писателя — тема Человека и обывателя. Сам рассказ воспринимается как яркий факел среди серости обыденной жизни. Рассказу присущ высокий романтический пафос, большая эмоциональная насыщенность. Образ героини — самый романтический и поэтичный. Старуха Изергиль рассказывает собеседнику историю своей жизни и две легенды. В рассказе о себе и легендах о Данко и Ларре действительность и вымысел настолько тесно переплетаются, что, кажется, легенда — тоже реальность. Жизненность, реальность произведения усиливается описанием природы. Пейзаж наполнен настроениями, переживаниями автора или героев. Природа одухотворяется и издаваемые ею неведомый шорох и таинственные вздохи превращаются в шум человеческих голосов, создаваемые ею тени — в образы людей, а голубые степные блики — в искры растоптанного сердца.

Характерной фигурой легенд является герой-одиночка, противостоящий окружающей его враждебной среде.

Герой второй легенды — Данко, человек гордый и свободный, мечтает спасти и вывести людей из беспросветной тьмы в обетованную страну света и счастья. Усталые люди теряют человеческий облик, превращаясь в толпу со зверинами ликами. Данко сумел подавить в себе негодование, так как любовь и жалость к людям была в нем сильнее. Когда люди теряют веру, он, как факел, несет свое сердце, прокладывая дорогу обессилевшим. Данко гибнет и его растоптанное сердце рассыпается миллионами огоньков, чтобы зажигать сердца других, любящих и верящих. Идейная суть легенды звучит в словах Изергиль: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать».

Действительностью в рассказе является повествование о собственной жизни главной героини — старухи Изергиль.

Изергиль прожила яркую и насыщенную событиями жизнь. Ее жизнь сама как легенда. И люди вокруг нее — свободолюбивые и гордые. Это и черноусый рыбак, страстно любивший ее, и рыжий гуцул, рисковавший собой ради веселой и вольной жизни, и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Изергиль не останавливали никакие блага и богатства, если уходила любовь. Не смог ее удержать ни пан, бросивший все к ее ногам, ни щедрый султан. Ради любви Изергиль была готова на все. Так, выручая любимого из плена, она убивает часового.

Изергиль много страдала, но страдания ее — тоже проявления яркой и настоящей жизни, которые подчеркивают ту радость и то счастье, которые ей довелось пережить.

В рассказе прослеживается идея, что мнимая разумность и осторожность есть ложная мудрость, убивающая в человеке жажду жизни, обесценивая ее.

Старуха Изергиль дает понять собеседнику, что в ее представлении люди, подавляющие страсти ради покоя и благополучия, не вносят в жизнь ничего, они и в молодости старики, не способные дать окружающим ни любви, ни тепла. Главная героиня прожила свою жизнь свободной от обязательств и обязанностей. Но в повествовании автора нет осуждения — в жизни люди далеки от идеала, в них есть хорошее и плохое. В то же время автор развенчивает индивидуализм тех, согласен жить среди людей, но только для себя.

Легенды и реальность настолько переплетены общим настроением рассказа, что создается впечатление, что и герои легенд, и сама рассказчица живут одной жизнью. Возвышенный и яркий язык старухи Изергиль позволяет представить героев легенд. Сама она ничуть не сомневается в их действительном существовании. Она видит проходящую тень навеки одинокого и бессмертного Ларры и голубые искры сердца погибшего Данко. В романтических произведениях Горького прославляются самые возвышенные, самые прекрасные черты в человеке, его дерзкое стремление к свободе. Писатель вынужден был прибегать к художественному вымыслу, чтобы ярче и полнее выразить идею вечного спора о месте человека в мироздании.

Источник

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. люди в рассказе

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Источник

Читайте также:  Появление снежной королевы в сказке андерсена
Познавательное и интересное