Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
Тема урока: Фантастика и реальность в повести Н В Гоголя «Ночь перед рождеством»
— Ребята мы с вами начали знакомиться с замечательным и особенным произведением Н В Гоголя «Ночь перед рождеством» Сегодня на уроке мы продолжим это знакомство.
(дописываем план повести)
Формулируем тему и цель урока.
Тема урока — Фантастика и реальность в повести Н В Гоголя «Ночь перед рождеством»
— Скажите какая у нас с вами сегодня цель? ( Определить, что в повести Н.В. Гоголя реально, а что фантастическое).
3. Вхождение в тему урока
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
4.Работа над темой урока
Критерии для анализа
Запишем первое. (время года, время суток, пейзаж)
— Познакомимся с героями
Кто появляется на небе? Черт
– это мстительный, изворотливый и хитрый персонаж. У него осталась одна ночь для его проделок, и он всеми силами старается напакостить, как можно больше. Крадет месяц, устраивает метель, хочет насолить Вакуле, которого ненавидит за его картину с изображением черта. Любит кокетничать, старается ухаживать за Солохой. В повести Гоголя изображен не лишенным обаяния проказником, веселым и умным, не вызывает отрицательных эмоций.
Подсказка! Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?
Высокомерная, самовлюбленная девушка, упивается своей красотой. Постоянно крутится перед зеркалом, это капризная и своенравная гордячка. Она не принимает ухаживания кузнеца Вакулы, считая его недостойным своей особы. Привередливая и избалованная, считает, что будущий муж обязан постоянно восхищаться ее красотой, и исполнять все капризы и прихоти. Услышав слухи о смерти кузнеца, понимает, что она любит его. Изменяет свое поведение. Становится хорошей женой.
Подсказка! Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? Не хочу думать о ней; а всё думается, и, как нарочно, о ней одной только.
Вакула
Он давно влюблен в Оксану, которая отвергает его ухаживания, и он глубоко страдает от насмешек девушки. Сильный и мужественный парубок, отличный кузнец и художник, доходит до отчаяния, и готов покончить с собой. Ему вовремя подвернулся черт, и Вакула сумел оседлать его. Он выполняет каприз Оксаны, и становится ее мужем. Сумел наказать черта, использовав его в своих целях.
Подсказка! Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. «Эх, добрая баба! черт-баба!»
Мать кузнеца Вакулы, деревенская ведьма. Это коварная и хитрая обольстительница, вызывающая зависть у хуторских кумушек. Умело пользуется своим обаянием, сумев привлечь сразу несколько поклонников, включая даже черта, которые не подозревают о соперниках. Мечтает стать хозяйкой в богатом доме Чуба, чтобы завладеть его большим хозяйством. Веселая, бойкая баба, хорошая хозяйка.
Подсказка! Э нет, это не моя хата, в мою хату не забредёт кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была эта хата?
Самый зажиточный и уважаемый казак в своем хуторе. Он против того, чтобы Вакула женился на его дочери Оксане, так как для него главным критерием является богатство, которого у кузнеца нет. Любит погулять с друзьями, ходит в гости к Солохе, она ему нравится. Узнав об ее проделках, не осуждает вдову, наоборот, оценивает ее изощренность и изобретательность.
Подсказка! Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.
наделен особыми магическими силами (исцеляет, вареники сами летят к нему в рот). Проявляет такие качества, как лень, обжорство и в то же время проницательность.
Помог Вакуле найти черта.
Теперь давайте распределим их на героев реальных и героев фантастических
Страшны ли нам и другим героям повести такие сказочные существа как ЧЕРТ и Ведьма-Солоха? Почему? (Гоголь описывает их как живых людей, со своими пороками, они выглядят глупо, смешно).
Что роднит ведьму Солоху с простыми людьми? В образе Солохи Н. В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену. И мы видим, что всё плохое всё равно обнаружится, и тогда человек выглядит смешно и глупо.
Кто из героев изменяет свое поведение в конце повести? Почему это происходит? Оксана. Какой мы видим Оксану на последних страницах повести? Она избалована и капризна, дает не осуществимое на первый взгляд задание: достать черевички самой императрицы. Но к концу произведения она меняется, жалеет Вакулу, оказывается способной на настоящие чувства.
Распределим события и поступки героев на реальные и фантастические:
Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку.
Вакула достает черевички, Любовь Вакулы к Оксане, колядки, запорожцы у Екатерины
Путешествие в Петербург на чёрте
Д. З. нарисовать иллюстрацию к произведению (на альбомном листе)
Вывод: Фантастика и реальность близки друг к другу, тесно связаны.) И вот это переплетение фантастики и реальности, комического и страшного только усиливает впечатления богатства жизни в произведениях Гоголя.
На фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь.
Фантастическое событие представлено Н.В. Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты.
расскажите как переплетаются в повести фантастика и реальность в повести ночь перед рождеством
Трудно найти в русской литературе
более тесное сплетение фантастического
с реальным, чем у Гоголя…
Н. В. Гоголь являлся мастером своего жанра, он очень тонко сочетал в своих повестях реальную жизнь и сказку. В его произведениях присутствуют и сказочные полеты на черте, и настоящая, не сказочная любовь, переживания, страдания…
Как я уже сказал, повесть начинается с похищения месяца, далее из-за этого разворачиваются события – очень комичные, и среди них особняком стоит история любви деревенского кузнеца Вакулы. У него есть девушка, которую он страстно любит, зовут ее Оксана. Она насмехается над Вакулой, издевается, может быть, дразнит его. Так, она в шутку сказала, что если Вакула принесет ей черевички царицы, то выйдет за него замуж. Чтобы добиться ее любви, кузнец готов на все. В этом эпизоде прослеживается один из сказочных мотивов, когда героиня (или кто-то другой) ставит перед героем задачу, которую выполнить невозможно.
Самым сказочным эпизодом в этой повести я считаю полет Вакулы на черте в Петербург. Они видят колдунов, духов, ведьм, звезды играют в жмурки… Читая описание этого неба, представляешь, как зимой, перед Рождеством, собирались дети в избе, у печки, как их бабушка или дедушка рассказывали им сказки – рождественские сказки – добрые, и обязательно со счастливым концом.
Вот и Гоголь не стал нарушать жанр и также закончил свою «сказку» хорошо: Оксана за одну ночь, размышляя о кузнеце, «по уши влюбилась» в него…
Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.
Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.
Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отбрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.
Следуя традициям народного творчества, Гоголь изображает жизнь своих героев в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой, невежеством, хитростью и жадностью. Эти отрицательные, враждебные народному характеру черты автор воплощает в сказочных образах черта, ведьмы и другой нечистой силы. Они предстают в повести на фоне реального украинского быта: у Солохи в хате валяются пустые мешки, кум и богатый казак Чуб бродят по заснеженной улице в поисках шинка, молодежь колядует под окнами и поет веселые песни.
Ведя упорную и непреклонную борьбу с природой и враждебными силами, народ испытывает потребность приукрасить и возвеличить эту борьбу. Поэтому образы сказочных героев и рассказы об их похождениях пронизаны юмором. Лукавая и лицемерная Солоха превращается в ведьму, а находчивому и энергичному Вакуле противопоставлен хитрый, но незадачливый черт.
Жизнерадостным, добрым чувством наполнена вся повесть. Гоголь создает прекрасную сказку, в которой изображает жизнь такой, ка
Конспект урока литературы на тему «Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Открытый урок литературы в 5 классе
«Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Цель: раскрытие своеобразия повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
сформировать у обучающихся знания о выразительных деталях, яркости и образности языка повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”;
проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания;
закрепить навыки работы обучающихся с текстом;
формировать умение давать характеристику литературным героям;
познакомить с понятиями «юмор», «олицетворение», «реальное», «фантастичекое»;
развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения;
развивать устную речь учащихся, читательскую наблюдательность, образное мышление и творческое воображение;
развивать воображение обучающихся;
развивать умение учащихся работать в группе, осознавая личную ответственность за коллективные результаты деятельности;
корректно защищать свое мнение;
воспитывать чуткость к слову, нравственные понятия «любовь», «верность», «самопожертвование».
формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям как к ценностям отечественной культуры;
способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре.
Методы: репродуктивный (аудиальное восприятие рассказа учителя, визуальное восприятие иллюстраций, чтение отрывков из повести); частично-поисковый (анализ информации, творческое устное задание); эвристический (ответы на вопросы).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
I . Организационный момент.
Здравствуйте. Мы начинаем наш урок, на котором вы будете настоящими исследователями. И нам предстоит узнать много нового и интересного.
II . Подготовка к восприятию.
Мы с вами продолжим изучать прекрасное произведение Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Несмотря на то, что это произведение написано почти двести лет назад, оно и сегодня не перестает восхищать читателей.
III . Постановка цели урока. Формулировка темы.
Под музыку П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» учитель зачитывает начало повести: «Последний день перед Рождеством……ведьма верхом на метле».
— В какой мир мы попадаем? (в мир сказки, чуда, в фантастический мир).
— Соответствует ли музыка, под которую я прочитала начало повести, передаваемым событиям? (Громкая. Веселая. Постепенно увеличивается темп). Действительно, мелодия заставила нас погрузиться в мир иллюзий, сказок.
— Может быть, кто-то знает, кто автор этого музыкального произведения?
— Но вы сказали, что появляются сказочные герои, будут происходить сказочные события? Почему это не сказка? Может ли повесть сочетать в себе сказочные черты? Чего же больше в повести реального или фантастического?
— Сегодня на уроке мы должны будем разобраться, в чем же особенность повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Подумайте, какой будет тема урока?
В ходе урока, мы заполним таблицу и посмотрим, чего же больше в повести реального или сказочного.
IV . Изучение нового материала.
— Раз мы с вами будем разбирать черты фантастические и реальные, то сначала посмотрим, что обозначают эти термины.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Находить в повести черты фантастического и реального начнем с пейзажа, открывающего повесть. О звездах, месяце говорится как о явлениях природы или как – то по – другому?
— Пейзаж одушевлен, звезды и месяц – это герои, живущие своей жизнью. Гоголь говорит о них как о живых существах. Такой прием, точнее сказать троп, состоящий в передаче неживому предмету качеств и действий человека, называется олицетворением. Посмотрите, в словарике, который есть на каждой парте, этот термин есть. Но только один раз встречается олицетворение в произведении? Попробуйте найти олицетворение в пейзаже на стр. 149. не забывайте, что олицетворение – передача качеств человека неживому предмету.
— Можно ли сказать, что пейзаж у Гоголя фантастический?
— Одну фантастическую черту мы разобрали, в чем же еще проявляется фантастика в повести? (В героях).
— Сейчас, работая в парах, попробуйте записать героев повести в 2 столбика: фантастические и реальные. Лист с таблицей на парте.
Оксана, Вакула, Чуб, дьяк, Екатерина, Потемкин
— Следовательно, в повести встречаются и реальные и сказочные персонажи.
— Кого из названных героев можно назвать главными? (Черт, Солоха, Вакула, Оксана).
— Повесть прочитана до конца, попробуем дать характеристику ее главным героям. Выберем реальных героев и сказочных. Посмотрим одинаково или по – разному описывает их Гоголь. Работаем в группах. У меня написаны имена героев, сейчас по одному представителю от группы выйдут. Выберут героя, чью характеристику вам надо будет дать.
— На доске даны характеристики героев. Но они перепутаны. Два человека от группы выбирают характеристики, которые относятся к вашему герою, остальные работают с текстом повести, подбирая цитаты, ярко характеризующие образ. Кроме этого, каждая группа готовит вопрос классу про своего героя.
Ради выгоды готова любому навредить
Смеется над Вакулой
Умеет ценить прекрасное
Готов на все ради любви
Сначала зачитываем портрет, затем характеристики. Данные на доске. Задаем вопрос классу. Группы отвечают в таком порядке: Солоха, черт, Оксана, Вакула.
Солоха. Чем отличается Солоха от сказочной Бабы – Яги? В образе Солохи Н. В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену. И мы видим, что всё плохое всё равно обнаружится, и тогда человек выглядит смешно и глупо.
Черт. Есть ли в черте человеческие черты? Почему черт не победил Вакулу? Ничего не получилось у этого проказника.»И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».
После выступления 2 групп.
-Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба.
Но страшны ли нам и другим героям повести эти сказочные существа? Почему? (Гоголь описывает их как живых людей, со своими пороками, они выглядят глупо, смешно). Характерно это для сказки? (Нет)
Физкультминутка. Мы смотрели отрывки из прекрасного фильма Александра Роу «Ночь перед Рождеством». Черта в этом фильме сыграл Георгий Миллер. В сцене, когда черт крадет месяц, актер не произносит ни слова, но все понимают, что происходит. Сейчас мы с вами попробуем себя в роли актера. Представьте, что вы пробуетесь на роль самого черта. Чтобы доказать режиссеру, что вы справитесь с этой ролью, вам необходимо исполнить небольшой фрагмент: кражу месяца. Я буду читать вам текст, а вы пробуйте показывать, все, о чем я говорю.
— Молодцы, продолжаем работу.
Оксана. Домашним заданием было выучить сцену из повести Оксана перед зеркалом. Попробуйте показать нам настоящую гоголевскую Оксану. Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Она избалована и капризна, дает не осуществимое на первый взгляд задание: достать черевички самой императрицы. Но к концу произведения она меняется, жалеет Вакулу, оказывается способной на настоящие чувства.
— А теперь я проверю, все ли хорошо поняли характеры героев. Я читаю пословицу, та группа, к герою которой она относится, поднимает руки.
1.Красивая, как елка, колючая, как иголка (Оксана)
2. По одежде не суди – по делам гляди(Вакула)
3. не в деньгах счастье(Солоха)
4. Не рой яму другому, сам в нее попадешь(черт)
— Итак, герои у нас и сказочные и реальные. Они существуют отдельно друг от друга?
Фантастические существа (волшебные герои) живут вместе с обыкновенными людьми; все события, которые происходят с ними, Гоголь представил как обыкновенные, поэтому четких границ между реальным и фантастическим нет. Характерно это для сказки? (Нет)
V . Самостоятельное применение знаний.
— Мы рассмотрели пейзаж, героев. А где еще проявляется сказочность, фантастика? (В событиях)
Сейчас на слайдах вы увидите иллюстрации, выполненные разными художниками к повести «Ночь перед Рождеством». На каждой иллюстрации будет указана группа. Ваша задача, определить, реально это событие могло произойти или это снова фантастика? А кроме этого, попробуйте найти строчки в тексте, которыми можно было бы эту иллюстрацию подписать.
Работа групп. Выступления.
VI . Подведение итога. Чего же больше встречается в произведении Гоголя: сказочного или реального? Попробуйте определить жанр этого произведения. Вам помогут подсказки, данные на доске: рассказ, сказка, повесть, былина, сказочная повесть. А почему?
Вывод: В произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством» нашли сочетание народная легенда и быт, реальное и сказочное. Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них.
На фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь.
Чему учат жизненные ситуации этого произведения?
VII . Запись домашнего задания.
Писатель С.Т. Аксаков сказал: «…все люди, способные чувствовать искусство, были в полном восторге от Гоголя…». Я надеюсь, что эти слова можно отнести и ко всем присутствующим в классе.
Д/З: Составить кроссворд или викторину по повести «Ночь перед Рождеством». Для желающих: нарисовать иллюстрацию к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и подписать ее словами из текста.
VIII . Рефлексия. Спасибо за урок. На парте у каждого есть 3 звезды: красная, желтая и синяя. Звезда – это символ чего – то таинственного, желаемого. Я хочу, чтобы вы оставили у меня на столе каждый свою тайную звездочку, передающую ваше отношение к уроку: красная звезда – все понравилось. Желтая – урок понравился, но остался материал не понятный для вас. Синяя – урок не понравился.
Таблица «Линии сопоставлений».
Черты реальной жизни
Зимняя ночь, реальное время года и время суток
Месяц, звезды ведут себя как живые существа
Реальные люди: Оксана, Вакула, Екатерина, Чуб
Нечистая сила: черт, Солоха
Любовь Вакулы к Оксане, колядки, запорожцы у Екатерины
Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку.
Вакула достает черевички, но они уже не нужны Оксане.
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Разделы: Литература
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, экран, магнитофон, записи украинских песен, колядок, иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”, рисунки детей, магнитофон, презентация в Power point, видеоклип, музыка из к/ф. “Ночь перед Рождеством”
ХОД УРОКА
1 Проверка домашнего задания.
– Кем созданы повести, собранные в книгу “Вечера на хуторе близ Диканьки”?
– А под каким псевдонимом они вышли в свет?
– В каком году это произошло? Возраст автора? (1831г, в возрасте 22 лет) О чем это говорит?
– Почему Гоголь в своих повестях обращается к жизни и обычаям малороссиян? (Обращение Гоголя к украинской жизни было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. Он сообщает матери, что “… в Петербурге занимает всех всё малороссийское”)
– При подготовке домашнего задания вы должны были найти воспоминания современников Гоголя об этом периоде творчества писателя – выпуске “Вечеров…”. Пожалуйста, прочитайте то, что вы нашли. ( Ботаник Максимович: “Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечерах, куда собирались парубки и девушки. Какая сила! Какое одухотворение! Какая радость чтения!)
– Наивысшую оценку сборнику повестей дал величайший поэт России А.С.Пушкин. Гоголь боготворил Пушкина, и мнение поэта было очень важным для начинающего писателя. Послушайте высказывание А.С.Пушкина о сборнике“Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
2.Словарная работа. Викторина.
– В своем произведении “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголь использует “…слова, которые в книжке этой не всякому понятны”. На прошлом уроке мы разобрали значения непонятных слов, но с некоторыми вы должны были поработать дома. Проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать предложения из текста, а вы должны определить значения этих слов.
1. “Он знал, что богатый казак Чуб приглашен дьячком на кутью”
/Кутья – каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества./
2. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки”
/Паляница – небольшой хлеб несколько плоский./
3. “У тебя новые черевички”
4. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки”
/Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани /
5. “Железо на окову положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву”.
– Эти слова связаны с жизнью украинского народа, который простодушно верил вымыслам, верил в существование темных и светлых сил, верил и надеялся, что добро всегда побеждает зло. Гоголь в своем произведении сразу же погружает нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе беленые хаты-мазанки, чтоб очаровались песенным укладом украинской речи, познакомились с бытовыми обычаями украинского народа.
II. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, на сегодняшнем уроке я предлагаю вам стать научными сотрудниками, изучающими творчество Гоголя. Наш кабинет – это научная лаборатория, а гости, присутствующие на уроке,– это ученый совет, оценивающий нашу работу. А предметом исследования станет повесть Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”
Мы сегодня продолжаем работать над повестью Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Тема урока: “Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
2. Постановка проблемного вопроса
– Посмотрите на тему урока и скажите: “На какой вопрос мы должны с вами ответить?” /Сегодня на уроке мы должны определить, что в повести реально, а что фантастично./
– Как вы думаете, что такое реальность? /Реальность-это то, что действительно существует не в воображении.
– А что, по-вашему, означает слово “фантастика”? /Это то, что придумано, вымышлено, что-то волшебное, невероятное./
– Вывод. Мы выяснили смысл важных для нас понятий: реальность и фантастика.
– Чтобы сопоставить время и место действия в произведении, давайте перенесемся в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Послушаем описание природы, попробуем услышать звуки, увидеть цвета, почувствовать запахи.
– Чтение отрывка наизусть.
/Картина зимы, музыка Римского-Корсакова /
III. Работа над повестью.
3. Беседа по вопросам.
– Когда, в какое время происходит действие? /В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю./
– Что это за праздник – Рождество? /Христианский праздник, День рождения
– Посмотрите на экран, прочитайте объяснение о происхождении этого праздника. А вот как объясняет Гоголь, что такое “колядовать”, мы прочитаем в тексте.
4. Выразительное чтение отрывка.
(Колядовать у нас называется…)
5. Беседа по вопросам с выводом.
– Что же такое колядки? /
– Мы выяснили, что это праздник Рождество, зачем поют колядки.
– А как вы думаете, почему самые интересные события в повести происходят ночью?
(Все чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило).
6. Работа с картинками.
Ребята, давайте вспомним события, описываемые в повести. В этом нам помогут
картинки, отражающие жизнь селян.
Вывод. Что реально, а что фантастично в повести? /Место и время – реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны/ – запись в таблице
7. Инсценирование отрывков произведения.
Вспомните, ребята, а все ли герои повести существуют на самом деле? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно с ними встретиться.
– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо герой (кузнец), – и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
(Вакула, Оксана: реальные герои)
Мороз подрал по коже героя (кузнеца); испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься. Но второй герой (черт), ему на правое ухо, сказал:
(Черт: нечистая, фантастическая сила)
– Когда нужно черта, то и ступай к черту! – отвечал другой герой (Пацюк), не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.
(Пацюк: фантастический герой
– Назовите героев, показанных в отрывках. Кто реальный герой, а кто фантастический?
– Среди кого живут волшебные герои? / Волшебные герои живут среди обыкновенных людей, их не боятся. /
Перед вами герои повести, определите их отношение к реальному и фантастическому миру. Герои повести.
Оксана, Солоха (“заодно с чертом”), Дьяк, царица Екатерина, Кум, Чуб, Голова, Пацюк(“сродни черту”), Вакула, черт, запорожцы, дивчины и парубки.
9. Работа над эпизодом.
“Ночь перед Рождеством” – одно из самых насыщенных народной поэзией, обычаев произведение Н.В. Гоголя. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. Давайте подробнее рассмотрим те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды. Перед вами план анализа эпизода.
Мы создали 4 творческие группы для работы с эпизодами.
Описание ночи перед Рождеством.
Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет.
…можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
Пацюк ест вареники.
“Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану”.
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.
“Вишь, какое диво!” – подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже выказал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему.
Полет Вагулы в Петербург.
– Скажите, пожалуйста, фантастические события, представленные в этих эпизодах, противостоят реальности, или между ними нет границ.
(Фантастическое событие представлено Н.В. Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты. Действительно, язык Рудого Паньки ( рассказчика) прост, понятен и невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.
– Страшны ли персонажи, олицетворяющие нечистую силу? Почему их смогли победить обычные люди?
(Причина победы – вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь. Да и зло в Рождественскую ночь не страшное, а какое-то домашнее. Без такого зла, пожалуй, и скучновато было бы. Оно не страшно, потому что смешно. Когда мы смеемся, нам не страшно.
– Какую роль играет юмор в произведении?
(Юмор помогает передать чудесные события как обыкновенные).
– Откройте последнюю страницу повести.
– Прочитайте, какова дальнейшая судьба Вакулы? /То есть Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду.
Вывод. Так что же можно отнести к реальному миру, а что к фантастичному?
1) Сколько гостей Солоха спрятала в мешках?
А) 3;
Б) 2;
В) 4;
Г) 1.
2) Кто вынес мешки из дома Солохи?
А) чёрт;
Б) кузнец Вакула;
В) дьяк;
Г) они остались в доме.
3) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу?
А) валенки, как у Солохи;
Б) черевички, как у царицы;
В) сапоги, как у козака Чуба;
Г) платье, как у царицы.
4) Что сделал Вакула с горя?
А) утопился;
Б) повесился;
В) отравился;
Г) он решил, что не всё ещё потеряно.
5) С кем Вакула пошёл к царице?
А) с купцами;
Б) со слугами;
В) с запорожцами;
Г) один.
6) Чем окончилось произведение?
А) Вакуле не дали черевичек;
Б) Вакуле дали черевички, но Оксана их не приняла, сказав: “… я и без черевичков”;
В) Вакуле дали черевички, и Оксана их приняла, сказав: “Спасибо, но замуж не выйду!”;
Г) Вакула побоялся просить.
IV. Итог урока.
– Скажите, ребята, почему интерес у читателей к повести “Ночь перед Рождеством” в век глобализации и научно-технического процесса не ослабевает? Почему мы любуемся точностью каждого слова, каждого события?
(Потому что в повести показан народный быт, юмор, национальная культура, близкая и понятная нам. Рождественские традиции сохранены до сих пор).
Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Она приехала с Украины, хочет к вам обратиться. (Обращается на украинском языке)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана, я учусь в шестом классе украинской школы. Я родилась на Родине великих людей, таких как Тарас Григорьевич Шевченко, Н.В.Гоголь, Иван Франко. Мой родной язык – он полон жизни и очарования. Корни его переплетены с русским. Поэтому мы с вами братья и сестры. Давайте любить наши языки, наши традиции, наши верования. Пусть наша дружба никогда не закончится. Приближается всеми любимый нами праздник Рождества, и я привезла национальный рецепт приготовления рождественской кутьи. Я дарю его вам с добрым сердцем. Добро пожаловать на Украину!
– Ребята, вы услышали красоту и напевность украинской речи. Неслучайно “Вечера на хуторе близ Диканьки”, куда вошла повесть. “Ночь перед Рождеством”, были встречены восторженной публикой.
Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду.
А теперь обратимся к ученому совету. Уважаемые гости, скажите, была ли работа младших научных сотрудников сегодня плодотворной?