Реальное и фантастическое в сказке салтыкова щедрина повесть о том как один мужик

Сказки

Как соотносится реальное и фантастическое в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по литературе)

М.Е. Салтыков-Щедрин широко знаменит сатирическими произведениями, например, романом «История одного города» или сказками, в которых, как в зеркале, отражаются неприглядные черты крепостного права: самодурство и скудоумие помещиков, забитость крестьян, неумение либерально настроенной интеллигенции действительно изменить что-то.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Его сказки известны, пожалуй, лучше, чем любые другие произведения, потому что соединение черт, характерных для народной и для авторской сказок, позволяют писателю создать произведения, которые близки и понятны любым читателям.

Как и в любой другой сказке, в сказках Салтыкова-Щедрина соединяются реальность и фантастика. Но фантастика у писателя не способ приукрасить действительность или избежать неприглядной правды, а скорее наоборот. Возводя те или иные негативные черты персонажей до абсурда, Салтыков-Щедрин показывает, к чему может привести снисходительное отношение к существующему строю. Так, например, в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с помощью фантастического элемента сатирически изображается беспомощность высоких чиновников. Сюжет сказки достаточно прост: два генерала неожиданно попадают на необитаемый остров. Они не в состоянии позаботиться о себе, но их спасает мужик: добывает для них еду и оберегает их покой. Конечно, и чудесное перемещение на остров, и ловкость мужика, который мог сварить в пригорошне суп, могут произойти только в мире литературного произведения, то есть это фантастические элементы. Но с другой стороны, Салтыков-Щедрин строит сказочный сюжет на основе реального мира: в свою сказку он переносит не только элементы реальной и, более того, современной жизни (например, чины, биографию своих героев), но и взаимоотношения между ними, гиперболизированные, но все-таки основывающиеся на реальности. Ужасающе выглядит не только самодурство генералов, но и покорность мужика, который послушно отдает свою свободу. Перенесение места действия на необитаемый остров помогает писателю резко выделить и беспомощность генералов, и безответность крестьянина, который не может защитить себя, даже когда на его стороне абсолютное преимущество. Получается, что фантастические элементы не только не прячут, но и акцентируют реальное положение дел.

Таким образом, фантастика и гротеск у Салтыкова-Щедрина являются естественным продолжением уродства реальности, и в этом плане сказки писателя явно наследуют и продолжают традиции басен.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id58491

Источник

Реальное и сказочное в повести о том как один мужик двух генералов прокормил

Когда Жилин отправился проведать свою мать-старушку, он попал в плен к татарам. Его привезли в аул, надели колодку и заперли в сарай. Утром его отдали за долги Абдулу, где и произошла их первая встреча с Диной. По приказу отца она дала Жилину воды и хлеба. Девочке было и любопытно, и боязно при встрече с инородцем.

Но через некоторое время они подружились – Жилин лепил для Дины кукол из глины, а она тайком от всех кормила его вкусненьким. Русский офицер был в хороших отношениях со многим жителями татарской деревни и помогал им, чем мог. Абдул уже доверял ему и запирал его в сарай только на ночь. Но Жилин всё равно оставался пленником, и мысли о побеге не покидали его.

Однажды ночью он со своим товарищем Костылиным совершил неудачный побег. По возвращению в аул их сбросили в сырую яму и перестали кормить. И снова на помощь русскому офицеру пришла татарская девочка Дина. Она предупредила его об опасности и помогла бежать из плена. Дина спасла Жилину жизнь, не думая о себе. Ведь неизвестно, что было бы с девочкой, если бы её отец узнал, кто помог бежать пленному.

Я думаю, что Жилин всегда будет помнить Дину, ведь она спасла ему жизнь.

Ответ:

1)Автобиогрифия, рассказ, воспоминания

2)Главными героями рассказа Евгения Носова «Кукла» являются сам автор, рассказ во многом автобиографический, и старый рыбак и садовник Акимыч.

3) Глаавная мысль (смысл) рассказа Носова Кукла

Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которы ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным

Читайте также:  Рассказ о марийском крае на английском языке

4) Автор раньше часто бывал в местечке под именем Липино.Он любил ловить рыбу в речке. Никто кроме него и старика Акимыча туда не ходил. Да и автор уже давно туда не наведывался. Однажды во время похода к озеру он встретил старика Акимыча. Тот был человек достаточно зрелого возраста. Старику пришлось побывать на войне. Война оставила на нем неизгладимый след, который отразился как на здоровье, так и на психике бедного человека. Акимыч получил контузию во время войны.

Он был очень трудолюбивым и порядочным, сострадательным человеком. В этот раз старик был очень взволнованным. Было очевидно, что у него на душе что-то происходит, что-то терзает и мучает его. Он даже отказался объяснить причину автору. Было ясно, что он куда-то спешил. В руках была лопата.

Автор последовал за ним. Старик молча шел по дороге, не говорив ни слова своему собеседнику. Он на пол пути резко остановился и показал на край дороги. По дороге валялась изуродованная кукла. Бедный старик не смог перенести этого зрелища. Кукла имела многочисленные шрамы от ожогов сигаретой. Ее волосы и части туловища несли следы ужасного зверства бесчувственных людей. Кто-то хорошенько поиздевался над бедной игрушкой. Старик волновано говорил, что кукла очень похожа на человека. Даже если она не живая, все равно имеет человеческий облик. Иногда даже сложно отличить живого ребенка от куклы. Акимыч смотрел на нее и вспоминал сколько всего ему пришлось наглядеться на фронте. Он не мог понять причину, по которой люди становятся такими жестокими и равнодушными.

Источник

В помощь ученикам

Для сочинений, докладов, рефератов

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, которую вы прочитали. Реальное и фантастическое в сказке

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является прямым последователем литературных традиций Н. В. Гоголя. Сатира великого писателя нашла продолжение в произведениях Салтыкова-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала. », «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. »; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано— сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

Отличаются сказки от народных прежде всего переплетением фантастического с реальным и даже исторически достоверным. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Главное зло, которое осуждает автор,— это крепостное право, губящее как рабов, так и господ.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» фантастична ситуация, когда генералы попадают на необитаемый остров. Сарказм писателя в этой сказке достигает вершины. Читатель смеется над беспомощными генералами, способными умереть от голода среди обилия пищи, и лишь появившийся невесть откуда «лежебока-мужик» спасает их от неминуемой гибели. Наивность генералов тоже фантастична. «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал». Мужик же ловок и сноровист, достиг того, что варит суп в пригоршне. Он способен к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этот персонаж.

Читайте также:  Рассказ про барабан для 2 класса

Источник

Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил»

сочинение по литературе 7 класса

История создания

Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

Смысл названия

Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.

Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.

Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

Проблематика

Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

Читайте также:  Рассказ о родных которые были на войне

Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

Чему учит автор

В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЭдуард Шумилин

Похожие презентации

Презентация 8 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Реальное и вымышленное в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Выполнил ученик 8 класса МКОУ СОШ с.Андреевка.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Реальное и вымышленное в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Выполнил ученик 8 класса МКОУ СОШ с.Андреевка Екатериновского р-на Саратовской обл. Кузнецов Николай

2 Цель: Выяснить, для чего писатель вводит в сказку «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» черты реальной действительности? Выяснить, для чего писатель вводит в сказку «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» черты реальной действительности?

3 Задачи Прочитать сказку «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Прочитать сказку «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Найти в «Повести…» элементы сказочного. Найти в «Повести…» элементы сказочного. Выявить элементы реального. Выявить элементы реального.

4 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Я писатель, в этом моё призвание»

5 «Сказки для детей изрядного возраста» «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Дикий помещик» «Дикий помещик» «Премудрый пескарь» «Премудрый пескарь» «Медведь на воеводстве» «Медведь на воеводстве» «Здравомысленный заяц» «Здравомысленный заяц» «Самоотверженный заяц» «Самоотверженный заяц» «Карась идеалист» «Карась идеалист»

7 Черты сказки Присказка: жили да были два генерала. Присказка: жили да были два генерала.

8 Черты сказки Поговорки: «…то в скором времени..», «…по щучьему велению, по моему хотению», «…вдруг оказались они по неизвестным причинам на необитаемом острове» Поговорки: «…то в скором времени..», «…по щучьему велению, по моему хотению», «…вдруг оказались они по неизвестным причинам на необитаемом острове»

9 Черты сказки Фантастика: «…мужчина до того изловчился, что даже мог в пригоршне суп варить» Фантастика: «…мужчина до того изловчился, что даже мог в пригоршне суп варить»

10 Черты сказки Гипербола: «…под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»

11 Черты сказки Фольклорная лексика: «…этого ни пером описать, ни в сказке сказать»; Фольклорная лексика: «…этого ни пером описать, ни в сказке сказать»; «…рыба там, словно в садке, так кишит и кишит»

12 Реальное «Служили генералы всю жизнь в какой- то регистратуре.» «Служили генералы всю жизнь в какой- то регистратуре.»

13 Реальное «Оказавшись на острове, стали искать, где восток и где запад» «Оказавшись на острове, стали искать, где восток и где запад»

14 Реальное « Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.» « Пришёл генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.»

15 Реальное «Да вот нашёл один генерал старый номер «Московских ведомостей» «Да вот нашёл один генерал старый номер «Московских ведомостей»

16 Реальное «Поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели «Поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию».

17 Реальное «Вот наконец и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая!» «Вот наконец и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая!»

18 Выводы: Салтыков-Щедрин вводит в сказку реальные факты, чтобы показать актуальность и значимость поднятой им проблемы. Салтыков-Щедрин вводит в сказку реальные факты, чтобы показать актуальность и значимость поднятой им проблемы. Вымысел и реальность создают неповторимый мир щедринских сказок. Вымысел и реальность создают неповторимый мир щедринских сказок.

Источник

Познавательное и интересное