Реальность и фантастика в сказке снежная королева удивительно переплетаются и самое главное

Сказки

Литература. 5 класс

Конспект урока

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальность и фантастика

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Жанр – вид художественного произведения, например, сказка, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть, сказание.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Композиция – построение произведения.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Фантастика – разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Реальность и фантастика в сказке причудливо переплетаются. Подберём синонимы к прилагательным «реальный» и «фантастический». Реальный: действительный, жизненный, настоящий, истинный, подлинный, реально существующий, достижимый. Фантастический: нереальный, не существующий в действительности, воображаемый, сказочный, невозможный, невообразимый, недостижимый, неосуществимый.

В истории первой, «в которой говорится о зеркале и его осколках», преобладает фантастическое: волшебный персонаж тролль и его ученики смастерили «…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало». Зеркало разбилось, а его осколки разлетелись по свету. «…Человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот», «некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

Наиболее реалистичной можно назвать историю четвёртую – «Принц и принцесса». Здесь все события могли бы произойти на самом деле, если не считать говорящих воронов, которые проводили Герду во дворец.

В равной степени реальное и фантастическое переплетаются в истории пятой: «Маленькая разбойница». Когда-то действительно могли существовать разбойники, которые грабили проезжающие экипажи; среди них могла быть и маленькая разбойница, у которой могли томиться в неволе дикие звери и птицы. Это реальное. Но в сказке Андерсена птицы и звери рассказывают Герде, куда Снежная королева увезла Кая, а северный олень, отпущенный разбойницей, мчит Герду в далёкую Лапландию, преодолевая огромные расстояния, во дворец Снежной королевы. Это фантастика.

В истории шестой, «Лапландка и финка», олень просит, чтобы финка сделала Герду всесильной. И читатель ждёт волшебства. Но финка отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Подумай, ведь ей служат люди и животные! Она босиком обошла полсвета. ». И действительно, Герда удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого она выдерживает столько испытаний. Это реальность. Но есть в этой истории и фантастика: снежное войско преградило Герде дорогу, целый полк снежных хлопьев мчался ей навстречу. Герда принялась читать «Отче наш», и из тумана, сгустившегося из её дыхания, возникли ангелы, которые защитили Герду, отразили атаку снежных страшилищ.

Итак, в сказке «Снежная королева» много фантастического: в ней есть волшебство, волшебные герои и помощники. Но ещё больше в ней реального, ведь самые сильные чары можно победить такими реальными человеческими качествами, как самоотверженность, сила характера, смелость, искренность, доброта и, конечно, любовь. Все это было у маленькой, верной своему сердцу Герды, и она победила Снежную королеву.

Теоретический материал для углубленного изучения

Биография Х. К. Андерсена

Великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в семье бедного сапожника и прачки. Отец Андерсена был большим книголюбом и мечтателем. Чтоб заработать денег, он пошёл в солдаты, заменив собой сына богатого крестьянина, а через 2 года умер от чахотки. Мальчику тогда исполнилось одиннадцать. Нужно было зарабатывать на жизнь, помогать матери. Талантливый подросток не хотел становиться ремесленником и отправился в Копенгаген, где сумел попасть в Придворный театр и стал актёром и певцом.

С молодых лет Андерсен пробовал себя в сочинительстве, но долгое время безуспешно. Известность ему принёс роман «Импровизатор».

В 1834 году Андерсен написал несколько «Сказок, рассказанных для детей», а с 1835 по 1839 год выпустил шесть сборников сказок. Прочитав их, его друг, физик Эрстед, сказал: «Импровизатор» прославил вас, сказки сделают ваше имя бессмертным!»

За свою жизнь Андерсен написал почти 200 сказок. Сюжеты некоторых из них Андерсен черпал из датских народных поверий. Но очень много сказок он придумал сам. Это были необычные истории: во многих из них не было привычного для сказок счастливого конца, но все они учили доброте, справедливости, человечности, любви.

Когда 4 августа 1875 года «короля сказок» не стало, с ним прощался весь Копенгаген, о нём скорбел весь мир.

«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь», – писал Андерсен. Это правда: удивительный талант сына башмачника и прачки был признан не только в Дании, на его родной земле, но и во всём мире. «Гадкий утёнок» превратился в прекрасного лебедя, ведь в жизни, как и в сказке, всегда есть место чуду.

«Бесспорно, самый известный в мире датчанин, великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен объездил почти все уголки Европы и даже побывал на Востоке. До России он всё-таки не доехал, но прославился в ней так широко, как, может быть, нигде. Его книжки для нас всегда — одни из первых и, вероятно, таковыми останутся. Вот уже более ста лет они неотъемлемая часть не только нашей детской литературы, но и культурного быта России. Никому из русских не надо объяснять, что такое «принцесса на горошине», «гадкий утёнок», «стойкий оловянный солдатик» или «голый король». Эти понятия органично вошли в язык русской культуры. Андерсен — это тот случай, когда мы, что-то из иной страны присваивая, не только ничего у неё не отнимаем, но и добавляем ей какое-то новое качество. Примечательно, что мы должны благодарить Данию не только за то, что она породила Андерсена, но и отчасти за его прочное вхождение в нашу культуру

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово из списка

Читайте также:  Рассказы о боге читать детям православные

Определите жанр произведения «Снежная королева»

При выполнении задания учащийся вспоминает материал объясняющего модуля, в частности, определение литературной сказки: «авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем ; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения сказочных героев ; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора …».

Следовательно, правильный ответ – литературная сказка.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Реальное и фантастическое в истории первой

Впишите пропущенное слово

В истории первой, «в которой говорится о зеркале его осколках», преобладает ______________: здесь есть и волшебные герои (тролль и его ученики), и волшебный предмет – зеркало, и волшебство (с помощью зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось, добро и зло стали неразличимы).

Источник

Литература. 5 класс

Биография Андерсена

Выберите правильный ответ.

В каком городе родился Х. К. Андерсен?

Сказки Андерсена

Выделите цветом верный ответ.

Какие сказки принадлежат перу Андерсена?

«Стойкий оловянный солдатик»

«Принцесса на горошине»

Памятники героям Андерсена

Напротив изображения заполните пропуски в таблице, угадав героя по описанию и изображению.

Память о великом сказочнике и его героях увековечена во многих городах мира. Рассмотрите изображения, определите, о каких героях идёт речь.

Изображение текст
Композиция сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Расположите в правильной последовательности.

Сказка «Снежная королева» имеет подзаголовок – «Приключения в семи сказках». Названия этих историй – перед вами. Расположите их в правильной последовательности.

«Цветник женщины, умевшей колдовать»

«Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»

«О зеркале его осколках»

Жанр произведения

Выберите слово из списка.

Определите жанр произведения «Снежная королева».

Памятник Андерсену

Прочтите описание одного из памятников великому сказочнику и определите, к какому именно изображению относится этот текст.

В Нью-Йорке стоит замечательный памятник. В парке на берегу озера можно встретить знаменитого сказочника, присевшего на скамейку и читающего книжку, на обложке которой значится «Гадкий утёнок», а рядом знаменитый персонаж – гадкий утёнок собственной персоной.

Отражение реалий жизни в сказках Х. К. Андерсена

Восстановите пропуски в тексте.

Реальное и фантастическое в истории первой

Впишите пропущенное слово.

В «Истории первой, в которой говорится о зеркале его осколках», преобладает : здесь есть и волшебные герои (тролль и его ученики), и волшебный предмет – зеркало, и волшебство (с помощью зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось, добро и зло стали неразличимы).

Кай и Снежная королева

Подчеркните цитату, подходящую к изображению.

Кадр из мультфильма «Снежная королева». 1957 г. Режиссёр Лев Атаманов.

У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным.

Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

Сравнение сказки «Снежная королева» с народной сказкой

Вспомните начало сказки «Снежная королева», определите, чем оно похоже на народные сказки? Чем отличается? Распределите элементы по категориям.

Сходство

Отличия

Литературная сказка

Выберите несколько верных утверждений.

Какие признаки характерны для литературной сказки?

передаётся из уст в уста

оригинальный сюжет, придуманный автором

обязательно имеет зачин и концовку

чудесные приключения героев

свободное сочетание элементов действительности и вымысла

может быть только в прозе

может быть и в стихах, и в прозе

Реальное и фантастическое в истории второй «Мальчик и девочка»

Выделите цветом верное утверждение.

Прочтите отрывок из второй истории, ответьте на вопрос: как соотносятся в нём реальное и фантастическое?

«Вечером, когда Кай был дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали Снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу».

Реальное преобладает над фантастическим

Реальное незаметно перетекает в фантастическое

Источник

Урок литературы на тему: «Фантастический и реальный мир сказок. Х.К. Андерсен «Снежная королева». 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Тип урока: обобщение изученного с элементами лекции и инсценирования.

Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках “Вальса – фантазии” Глинки, который вы только что услышали.

Слово учителя.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

Так, через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

И Андерсен сумел в своих сказках соединить, казалось бы, несоединимое – фантастический и реальный мир.

А что такое реальный мир? Нас с вами окружает реальный мир: класс, знакомые и незнакомые лица, книги. Но вот мы пришли домой, открыли книгу – и попали в фантастический мир, мир морских чудищ, русалок и сказочных существ.

Знаменитые сказочники очень многое взяли из фольклора: мифов, сказок, обычаев. Не боялся делать этого и Андерсен. Он знал рассказ о русалке, которая якобы заплыла за прорванную штормом дамбу у голландского города Эдем и была поймана, жила в монастыре города Харлема, занималась ткачеством и была похоронена по христианскому обряду.

Знал он и другой рассказ. В середине XVII века в проливе, отделяющем Ньюфаундленд от Лабрадора, рыбаки поймали в сеть человека-рыбу с серой кожей, густой бородой и белокурыми волосами. Он разорвал сеть и исчез в пучине.

Как вы думаете, какая сказка была создана Андерсеном по этим рассказам? Что вам особенно понравилось в этой сказке? Где здесь фантастическое? А есть ли в сказке место реальному миру? Похожи ли русалки на людей? (Люди наделили фантастическое существо своим характером. Русалки так же, как и люди, мучаются, страдают оттого, что их не любят, оттого, что мир бывает так жесток. Как нам горько читать о смерти Русалочки, но как верят в нее. Без веры нельзя. Так переплетаются в сказке реальное и фантастическое.

Символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье.

Очень похожа биография Андерсена с сюжетом сказки “Гадкий утенок”. Так или иначе, именно в детстве Андерсена – главные истоки его творчества: “Он очень медленно взрослел и с годами не отдалялся от того, чем живет детство. В 16 лет он так же самозабвенно играл в куклы – куклы-артисты, как и шестилетним ребенком”.

Изображая в сказке этих птиц, Андерсен имел в виду людей, ведь некоторых из них, живя в своем “птичнике”, ничего не видя, хвалят свое и порочат чужое.

Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете.

В сказке “Ребячья болтовня” прелестная маленькая девочка, в которую не вбили, а “вцеловали” спесь, рассуждает о том, что в ней течет “настоящая” кровь, а в ком ее нет, из того ничего не выйдет: “Читай, старайся, учись, сколько хочешь, но если в тебе нет настоящей крови, толку не выйдет.” А уж из тех, чье имя кончается на “сен”, – прибавила она, – никогда ничего не выйдет путного”.

Грустно слушал из-за двери эти слова бедный мальчик, для которого огромным счастьем было хоть в щелочку поглядеть на разряженных, веселящихся детей. Его фамилия как раз кончалась на “сен”, как и у всех простых людей. Потом он стал замечательным и знаменитым скульптором, в центре города создали музей Торвальдсена.

Наверное, не раз в своем детстве слышал подобные речи и другой мальчик с фамилией на “сен”, который потом стал великим сказочником. Имя его известно всему миру – Ханс Кристиан Андерсен.

Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К. Андерсене (рассказавает ученица).

Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем этом разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель — старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое.

Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, хитреца Клунпе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня — дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен.

Маленький Кристиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневое украшение? Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу: “Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Оденсе? Должно быть, он все-таки колдун!”

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своем стихотворении сам Андерсен:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

Работа над текстом сказки.

Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы? Заметьте, Снежная королева вовсе не мстит Каю за его дерзкие слова, она ласкова с ним, как со своим. Ведь невозможно было бы представить, чтобы осколок попал в сердце Герды, а Кай, если можно так выразиться, удобная мишень для такого осколка, он имеет предрасположение к будущей перемене, происшедшей с ним.

“Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!”

“Стоит!”– утверждает всем своим творчеством Андерсен. Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем “пропащий”!

Герда, маленькая, слабая девочка, оказалась сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия.

В этой сказке “чувство одерживает победу над холодным разумом”.

Источник

Литература. 5 класс

Биография Андерсена

Выберите правильный ответ.

В каком городе родился Х. К. Андерсен?

Сказки Андерсена

Выделите цветом верный ответ.

Какие сказки принадлежат перу Андерсена?

«Стойкий оловянный солдатик»

«Принцесса на горошине»

Памятники героям Андерсена

Напротив изображения заполните пропуски в таблице, угадав героя по описанию и изображению.

Память о великом сказочнике и его героях увековечена во многих городах мира. Рассмотрите изображения, определите, о каких героях идёт речь.

“В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало… ”
Изображение текст
Композиция сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Расположите в правильной последовательности.

Сказка «Снежная королева» имеет подзаголовок – «Приключения в семи сказках». Названия этих историй – перед вами. Расположите их в правильной последовательности.

«О зеркале его осколках»

«Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»

«Цветник женщины, умевшей колдовать»

Жанр произведения

Выберите слово из списка.

Определите жанр произведения «Снежная королева».

Памятник Андерсену

Прочтите описание одного из памятников великому сказочнику и определите, к какому именно изображению относится этот текст.

В Нью-Йорке стоит замечательный памятник. В парке на берегу озера можно встретить знаменитого сказочника, присевшего на скамейку и читающего книжку, на обложке которой значится «Гадкий утёнок», а рядом знаменитый персонаж – гадкий утёнок собственной персоной.

Отражение реалий жизни в сказках Х. К. Андерсена

Восстановите пропуски в тексте.

Реальное и фантастическое в истории первой

Впишите пропущенное слово.

В «Истории первой, в которой говорится о зеркале его осколках», преобладает : здесь есть и волшебные герои (тролль и его ученики), и волшебный предмет – зеркало, и волшебство (с помощью зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось, добро и зло стали неразличимы).

Кай и Снежная королева

Подчеркните цитату, подходящую к изображению.

Кадр из мультфильма «Снежная королева». 1957 г. Режиссёр Лев Атаманов.

У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным.

Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

Сравнение сказки «Снежная королева» с народной сказкой

Вспомните начало сказки «Снежная королева», определите, чем оно похоже на народные сказки? Чем отличается? Распределите элементы по категориям.

Сходство

Отличия

Литературная сказка

Выберите несколько верных утверждений.

Какие признаки характерны для литературной сказки?

может быть и в стихах, и в прозе

может быть только в прозе

чудесные приключения героев

свободное сочетание элементов действительности и вымысла

передаётся из уст в уста

оригинальный сюжет, придуманный автором

обязательно имеет зачин и концовку

Реальное и фантастическое в истории второй «Мальчик и девочка»

Выделите цветом верное утверждение.

Прочтите отрывок из второй истории, ответьте на вопрос: как соотносятся в нём реальное и фантастическое?

«Вечером, когда Кай был дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали Снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу».

Реальное преобладает над фантастическим

Реальное незаметно перетекает в фантастическое

Источник

Познавательное и интересное