Ребенок хочет быть собакой

Собаки

Сказать «да»? Детский психолог о реакции на просьбу ребенка завести щенка

По мнению эксперта, собаку можно и нужно завести при соблюдении нескольких важных условий.

Фото, видео: Depositphotos / RobHainer; 5-tv.ru

Почти всем детям в детстве очень хочется завести себе питомца и друга, поэтому малыши очень часто достают родителей с этой просьбой. Конечно, домашнее животное, будь то кошка или собака требует большой ответственности, однако взамен учит ребенка самостоятельно ухаживать за тем, кто сам о себе позаботиться не может.

Это звучит очень благородно и приятно, однако не все так просто как кажется. О реакции, которая должна появляться у родителей, когда ребенок просит у них собаку, специально для 5-tv.ru рассказал детский и подростковый психолог Никита Карпов.

Прежде всего, по мнению эксперта, необходимо уяснить одну простую вещь — если вы берете собаку, то вы берете ее в первую очередь для себя.

«Ребенок любого возраста не до конца понимает, что значит заботиться о животном, если у него не было животного в детстве и он не наблюдал за этим с детства», — заметил психолог.

Также специалист отметил, что возложить ответственность за питомца полностью на плечи ребенка не получится.

«Не ставьте условий, как обычно родители это делают: „Мы возьмем щенка только если ты будешь гулять с ним и кормить его сам“ — все время он этого делать не будет, рано или поздно надоест, забудет или это будет подростковый протест», — рассказал Карпов.

Однако не спешите расстраиваться, верный друг в лице собаки и сам сослужит вам добрую службу. Кроме того, иногда вашему чаду может потребоваться молчаливая поддержка и беззаветная любовь, которую в силу обстоятельств родители не всегда могут выразить.

«Собака — это классно. С ней можно играть, с ней нужно гулять и в какой-то момент — это может помочь именно вам, чтобы легитимно сбежать из дома и побыть в одиночестве, а в какой-то момент подросток может это сделать, чтобы не выслушивать нотаций. Собаки готовы любить безусловно, и для детей, подростков это важная история, когда дома есть тот, кто безусловно им рад, не зависимо от того, какую оценку они получили в школе», — подытожил психолог.

В заключение специалист еще раз напомнил, что щенка следует брать исключительно тогда, когда вы сами хотите и можете уделять время на собаку. Возможно для кого-то из родителей этот момент будет невероятно счастливым, так как они не только смогут исполнить мечту своего ребенка, но и воплотить в жизнь свое детское желание о верном друге.

Источник

Ребёнок просит завести собаку: как реагировать взрослым

Почти все родители однажды сталкиваются с тем, что ребенок просит завести собаку, но взрослые к этому не готовы.

Дети не всегда понимают, что домашнее животное – не игрушка, что оно требует ухода, кормления, выгуливания. Собака – большая ответственность, с её появлением в доме неизменно меняется жизнь всей семьи.

Дети нередко просят завести домашнего питомца, чтобы играть и проводить с ним время, хвастаться перед друзьями. Выпрашивая собаку, ребёнок будет обещать всё, что угодно, начиная с того, что заботы о питомце возьмёт на себя, заканчивая тем, что будет хорошо учиться и слушаться родителей.

Как поступить в этой ситуации и решиться на согласие или отказ? Рассмотрим разные варианты решения вопроса в статье.

Почему ребенок просит собаку

Для начала разберемся, почему ребёнок просит собаку. Вроде бы все шло как обычно: ребёнок посещает сад или школу, ходит на прогулки, занимается в кружках, делает уроки. Одним словом, живёт как всегда. Вдруг в один прекрасный день озвучивает желание завести собаку.

Просьба становится навязчивой, малыш постоянно капризничает, говорит о собаке, обращает внимание на всех собак, которые встречаются на улице, уходит в себя, обижается на отказ и раздражение взрослых.

Нередко дети начинают шантажировать взрослых собакой:

С чем это связано? На самом деле желание завести собственное домашнее животное может говорить о недостатке общения и любви.

Нужна ли ребенку собака?

Так или иначе, проанализируйте ситуацию в семье и отношения с друзьями, чтобы понять, нужна ли ребёнку собака.

Вполне возможно, что ребёнку достаточно родительского тепла и ласки, но он готов проявить самостоятельность и начать заботиться о себе и о питомце. Малыш понимает, что собака будет зависеть от него, значит, он несёт ответственность за то, чтобы она была накормлена, выгуляна, здорова.

В возрасте девяти-десяти лет дети вполне осознанно могут заводить домашнего питомца, они действительно в состоянии за ним ухаживать.

Почему именно собаку дети просят чаще всего? Собака – эмоциональное и игривое существо, ее приятно гладить, с ней можно разговаривать, так как она реагирует на слова и чувствует настроение владельца. Среди питомцев, которых просят дети, собаки и кошки лидируют.

Редко кто из детей мечтает о черепахах, рыбках. С ними не разделишь эмоции. Да и кошки считаются своенравными питомцами, далеко не все идут на контакт.

Почему родители запрещают ребёнку заводить собаку

Почему многие родители запрещают ребёнку заводить собаку? В первую очередь, родители понимают, что появление питомца в доме перевернёт жизнь всей семьи.

Собака требует ухода, её нужно кормить, выгуливать, вычёсывать, водить к ветеринару, она пахнет, линяет, лает, бегает, грызёт вещи. Эти прелести встают перед глазами родителей в первую очередь. Поэтому обычно на просьбу завести собаку, озвученную впервые, они отвечают отказом.

Ребёнок видит другую сторону ситуации. Он мечтает гулять, играть, спать, разговаривать с собакой. Думает о том, как будет её гладить и заглядывать в её глаза. Возможно, считает, что питомец позволит найти новых друзей или вернуть старых.

О сложностях заботы ребёнок, мечтающий о пушистом питомце, не думает. По крайней мере, он не считает, что это сложно.

Как отговорить ребёнка от собаки

Родители, замученные просьбами завести питомца, ломают голову, как отговорить ребёнка от собаки.

Малыш настаивает на своём и во всём, что делает, прослеживается жгучее желание завести питомца. Тетради, блокноты имеют изображения собак, в комнате развешены постеры и картинки с собаками, на компьютерном рабочем столе – заставка с собакой; книги, фильмы, мультфильмы – всё про собак.

Разговоры начинаются и заканчиваются собаками. Что делать?

Запреты и ультиматумы со стороны родителей ситуацию только усугубят. Многие мамы и папы требуют не говорить о собаке, запрещают обсуждать эту тему с угрозой не купить что-то, не пускать гулять, запретить пользование компьютером и т.д.

Не советуем пользоваться запрещающими приёмами. Как бы ни было сложно, надо собраться с мыслями и обсудить ситуацию с ребёнком. Сядьте в спокойной обстановке, возьмите лист бумаги и разделите пополам.

На одной стороне напишите «плюсы», на другой «минусы». Задайте ребёнку вопросы и обсудите их.

Обговорите такие пункты:

Поймите, что говорить нужно не так, чтобы ребёнок подумал, что вы категорически против, поэтому выдаете только негативные стороны содержания питомца в доме.

Как понятно объяснить ребенку и убедить в том, что в квартире собаку завести нельзя

Если же имеются какие-то серьёзные противопоказания для приобретения питомца, подумайте, как объяснить ребёнку, что собаку завести нельзя.

Предложите альтернативу детям:

Какие есть альтернативы собаке?

Если нет возможности приобретения собаки, подумайте, какие есть альтернативы собаке. Предложите сделать выбор в пользу других питомцев. Если имеется аллергия на шерсть – от кошки, хомяков, шиншилл, морских свинок, кроликов тоже придется отказаться.

Если нет аллергии – рассмотрите эти варианты. Таких питомцев не нужно выгуливать, они могут постоянно находиться в квартире.

Единственная разница в том, что из всех перечисленных животных кошки нуждаются в общении больше всего. Поэтому если дома нет никого целыми днями, котики могут заболеть от одиночества.

Птицы, рыбки, черепашки тоже приносят радость детям и вполне могут жить дома.

Читайте также:  Притравка собак в красноярске

Как объяснить детям, что собака — не игрушка?

Как проще всего объяснить, что собака – не игрушка? Нужно откровенно поговорить с малышом и рассказать ему о потребностях животного. Приведите в пример человека, у которого дети считали, что собака нужна для развлечения, а когда завели её, поняли, что это не так. Если подобного примера нет в вашей жизненной практике, сочините его.

Расскажите, что в отличие от игрушечной, настоящий пёс хочет кушать (а корм стоит денег), гулять (причем в любое время дня и ночи и при всяких погодных условиях), что способен кусаться, злиться, бросаться на друзей, которые придутся не по нраву. Скажите, что животное может обидеться, болеть.

Пёс может погрызть любимые игрушки, сломать музыкальный инструмент, испортить одежду. Она пахнет, с неё сыплется шерсть. Постарайтесь разъяснить, что питомец не будет выступать игрушкой, он не может не кушать, не ходить в туалет, не проявлять характер. Не может он и только играть.

Как легко понять, что ваш ребенок готов завести в доме собаку?

Как легко понять, что ваш ребенок готов завести в доме собаку, отдать ей своё время и усилия? Обратите внимание на то, как ведёт себя ребёнок, когда говорит о собаке.

Запишите его ответ на вопрос: зачем она тебе? Если ребёнок в первую очередь будет говорить, что с ней можно играть и гулять – он не осознаёт всей сложности содержания животного.

Если же ребёнок интересуется собаками, знает особенности пород, изучает работу кинологов, ветеринаров, может рассказать интересные факты о питомцах – вряд ли это мимолётное увлечение.

Позвольте малышу пообщаться с собаками ваших знакомых, понаблюдайте за его поведением. Если он интересуется, какой корм покупают собаке, где и как её дрессируют, к какому ветеринару водят на приём – все серьёзно.

Если же ребёнок исключительно играет с питомцем, но быстро устаёт от него, раздражается от лая, прыжков, покусываний – это праздный интерес. Собака будет интересна только в первое время, а потом начнет тяготить маленького владельца.

Какие породы и виды собак вполне подходят семьям, в которых есть дети?

Какие породы и виды собак вполне подходят семьям, в которых есть дети? Есть собаки, которые умеют дружить, играть, заботиться о детях. Перечислим некоторые:

Эти собаки обладают устойчивым характером и психикой, интеллектом, способностью к обучению. Породы не отличаются агрессивностью, относительно спокойны, поэтому терпят выходки и шалости детей.

Представителей бойцовских, охотничьих и сторожевых пород (питбулей, кавказских овчарок, алабаев, ротвейлеров, бульмастифов, американских терьеров, аргентинских догов, бультерьеров, ризеншнауцеров, канне корсо и др.) не рекомендуют заводить в семьях, где есть дети.

Они имеют повышенную агрессивность, трудно дрессируются и обладают непокорным нравом.

Какую же собаку лучше всего выбрать для дошкольника-ребенка

Какую же собаку лучше выбрать для дошкольника-ребенка? К этому вопросу следует подойти обдуманно. В том случае, если вы воспитываете малышей возрастом до 6 лет, откажитесь от маленьких щенков.

Во-первых, щенок сам нуждается в заботе и особом отношении. Во-вторых, у него еще неустойчивая психика. В-третьих, он растет и не соизмеряет свои силы – может укусить, сбить малыша с ног, больно стукнуть лапой.

В этом случае лучше выбирать взрослую особь или 5-6 месячных щенков. Такие питомцы уже являются обладателями устойчивой нервной системы, в меру игривы и заботливы.

При выборе животного взрослые люди должны понимать, что оно не может полностью лечь на плечи малыша. Основные обязанности по уходу и содержанию животного в любом случае ложатся на взрослых, даже если собака заводится по просьбе детей.

Кинологи считают, что для малышей лучше подойдут суки, нежели кобели. Они ласковы, привязчивы, могут проявлять материнский инстинкт по отношению к ребенку.

Минус заключается в том, что дважды в год собака становится плохо управляемой ввиду того, что начинается течка. В это время лучше не отпускать ребенка с собакой одного, да и вообще поручить выгул кому-то из взрослых. Сохраняется вероятность агрессии, побега или нападения бродячих собак на питомицу и владельца.

Кобели не любят панибратского отношения, могут «дать сдачу» детям при избытке внимания с их стороны. Имеются сложности и с выгулом кобелей. Они своенравны, гоняются за другими собаками и вступают с ними в драки.

С какого возраста ребенок может выгуливать собаку самостоятельно

Если ваша семья решилась завести питомца, следует знать, с какого возраста ребенок может выгуливать собаку самостоятельно. Вопрос выгула питомца очень важный и первым встает в разговоре о собаке.

«Кто будет гулять с ней? Ты? Надо утром вставать рано, днем приходить из школы и выводить на улицу, вечером перед сном тоже обязательно это делать», — так обычно ставят вопрос родители.

Конечно, ребенок соглашается гулять утром, днем и вечером. Только правильно ли, что делать это будет он?

Если ребенок маленький, вряд ли его самого отпускают гулять без присмотра. Не говоря уже о прогулках с собакой.

Специалисты сходятся во мнении, что детям до 14 лет не рекомендуется выгуливать питомцев самостоятельно. Это связано в первую очередь с безопасностью ребенка.

Любое домашнее животное может быть потенциально опасным. Никто не может предсказать, на что оно способно. Увидела собака кошку или другую собаку – побежала за ними. Ребенок бросился следом, не глядя под ноги, на дорогу, впереди себя.

Малыш, догоняя четвероногого друга, может попасть под машину, споткнуться, налететь на препятствие, упасть в воду, заблудиться.

Если на собаку нападёт свора бездомных животных, ребёнок, защищая питомца, может серьезно пострадать от них.

Животное способно броситься на прохожего, неосторожно махнувшего рукой или сделавшего выпад в сторону её владельца. Тогда малыш пострадает от рук человека.

Собака, привыкшая на равных общаться с ребенком, не всегда слушается и выполняет команды, так как не воспринимает малыша как хозяина.

Поэтому доверяйте прогулки только детям старше 14 лет. Так избежите многих неприятностей и бед.

Вопрос о собаке в каждой семье должен решаться индивидуально. Решение принимается в зависимости от жилплощади, доходов, наличия свободного времени и желания ухаживать за питомцем.

Не принимайте решения без ребенка, обсудите все возможные варианты и поступите так, чтобы все устраивало.

Источник

Ребенок безумно хочет собаку,а муж ни в какую что делать?

Опубликовано 19 декабря 2015, 20:52

Ви знаєте, що аукціон на Кашалоті допомагає економити? Спробуйте.

осталось 32 минуты

61 комментарий

Alenkin 20 декабря 2015, 20:33

Котов Я Не люблю!А муж тем более,лучше уж собаку.

Alenkin 20 декабря 2015, 20:34

danon 21 декабря 2015, 00:57

esprance 19 декабря 2015, 20:55

проще уговорить дочку

kusik 19 декабря 2015, 21:01

Мы 3года сопротивлялись,но нас дожали,завели собаку

Tamila 19 декабря 2015, 21:15

kusik 19 декабря 2015, 22:23

У нас и папа и дочка перед школой выгуливает,ей 8

Olyly 19 декабря 2015, 21:06

Все зависит от человека. Можно попробовать просто завести щеночка и поставить перед фактом. Если он все же любит животных,то расстает и полюбит нового члена семьи.Если же он не из тех людей то лучше как-то уговорить.Но опять же,если он не любит собак,то даже если согласится,то потом собачка бедная будет. У меня так было с котом и бывшим мужем. Развелась,теперь у нас и собака есть и коты. И муж новый их всех принял. Так что смотрите по ситуации. Желаю успехов. Я сама очень люблю животных.

Alenkin 19 декабря 2015, 21:10

LIS_KA 19 декабря 2015, 21:06

По себе могу сказать, в детстве оооочень хотела собаку, тоже изводила себя и маму, потом нашла на улице Эрдельтерьера, оказалось он случайно выбежал и я его тут же около подьезда и забрала домой, думала потеряшка, потом его хозяева мне дали вознаграждение, за которое я без согласия родителей купила щенка Англ.спаниеля и привела его домой, но мне уже как не крути было 13 лет, и по факту собака осталась у нас аж на 17лет. Но просить собаку я начала с 6 лет, вот в этом возрасте лучше бы мне ее и купили, т.к. теперь анализирую события, мне очень хотелось истинного преданного друга, если у вас у ребенка все также, то лучше попробуйте уговорить папу, возможно вашему ребенку нехватает друзей или очень большое желание любить и быть рядом с пушистым преданным другом. Мотивируйте перед папой, что таким образом в ребенке вы воспитаете ответственность, и заполните нишу в его душе любовью и привязанностью к действительно очень преданному существу!

Читайте также:  Порода собак лучше поддается дрессировке

Источник

«Ведь у тебя, папа, есть мама. А у тебя, мама, есть папочка. А у меня никого нет. Никого. Даже собаки». В одной фразе Малыш из мультика про Карлсона точно выражает, чего на самом деле ему не хватает.

Системно-векторная психология объясняет, как и при каких обстоятельствах это может случиться.

В чем на самом деле нуждается ребенок, который мечтает о собаке

Все дело в тонком душевном устройстве детей, которые чаще всего просят завести домашнее животное.

«Ведь у тебя, папа, есть мама. А у тебя, мама, есть папочка. А у меня никого нет. Никого. Даже собаки». В одной фразе Малыш из мультика про Карлсона точно выражает, чего на самом деле ему не хватает. Заботы и внимания, чьей-то вовлеченности в его жизнь, любви не за примерное поведение, а просто так, потому что он есть. Разве только собака может дать ребенку эти ощущения?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет базовую потребность ребенка как ощущение безопасности и защищенности от родителей. Детям со зрительным вектором, от природы голодным на чувства, необходимо ощущать также мощный эмоциональный посыл от родителей. Без душевного тепла весь мир кажется им серым, безрадостным и колючим. В таком мире малышу грустно и одиноко. И тогда ребенок представляет себе ласкового пушистого друга, который бы всегда играл и радовался с ним. Он хочет разделить свои чувства с кем-то. Вопрос — с кем?

Человек или собака?

Самое большое счастье человек получает только в связке с другим человеком. Но и самое большое несчастье — тоже. Чтобы контакт с людьми приносил ребенку радость, а не обиды и раздражение, нужно развивать в нем навыки взаимодействия.

Бытует мнение, что домашние животные учат детей ответственности и заботе. Возможно, на каком-то мизерном уровне. Но этого мало для счастливой адаптации ребенка среди других людей. Когда появляется собачка и ребенок привязывается к ней, недостаток чувственного наполнения притупляется, он уже как бы доволен. Он будет с меньшим рвением контактировать с людьми, если его лучшим другом станет собака. Сколько примеров несчастных одиноких людей в компании десяти кошек или одного верного пса мы видим среди взрослых!

Чего мы хотим для детей — счастливой реализации в кругу других людей или прозябания в окружении кошечек и собачек? Высоко планку нужно ставить сразу, иначе, получив немного удовольствия от приятного и не требующего особых душевных усилий контакта с собачкой, ребенок потеряет мотивацию стремиться к большему.

От желания создавать связи с другими людьми, дружить, разговаривать по душам, делиться чем-то важным у ребенка будут возникать мысли, как наладить контакт, как поддержать разговор, как стать нужным в коллективе. От этого напряжения и предвкушения чего-то приятного ребенок будет учиться вовлекаться в общение словом, эмоцией, смыслом. Этот навык пригодится ему во все времена.

Большая потеря для маленького сердца

Неокрепшая детская психика вынуждена, как может, защищаться от удара по самому больному. На сверхстресс реагирует самая чувствительная зона. Для обладателей зрительного вектора — это глаза. У ребенка срабатывает бессознательная реакция на разрыв эмоциональной связи с любимым животным: падает зрение — как способ сократить связь с миром, который причиняет страдание и боль.

На тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана многие осознали свои детские травмы и смогли восстановить или улучшить зрение:

Но стоит ли подвергать такому риску своего ребенка, зная возможные последствия?

Если желание завести домашнее животное у ребенка не проходит, можно подружиться в зоопарке со слоном или любым другим питомцем и регулярно его навещать. Это даст ребенку временное удовлетворение. Но упор в его развитии все-таки стоит направить на другое.

Счастье — в других людях

Вообще-то мне гораздо больше хотелось бы иметь собаку, чем жену.

Обладатели зрительного вектора созданы, чтобы любить людей и сохранить человеческий вид от неприязни. Именно это приносит им максимальное удовольствие. А мы, обжегшись с людьми, создаем эмоциональные связи с кошечками и собачками. Это сужает диапазон возможного счастья от жизни до минимума.

Родители способны дать своему ребенку навык быть счастливым в кругу других людей, занимаясь воспитанием его чувств. Чтение классической литературы закладывает у ребенка (любого и особенно зрительного) необходимые для счастливой жизни умения: фантазировать и сострадать другим.

Список книг для развития чувственности, рекомендованных Юрием Бурланом, можно найти здесь.

Избежать трагических ошибок, дать своему ребенку обволакивающее чувство защищенности и безопасности и максимальный шанс на счастливую реализацию в будущем позволит тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Источник

«Хочу собаку!»: как быть, если ребенок просит домашнее животное

Психолог Катерина Мурашова рассказала, какую роль забота о питомце играет во взрослении ребенка. Этот опыт имеет принципиальное значение в его жизни. Она рассказала, как должны отреагировать родители на желание ребенка завести питомца.

Катерина Мурашова: Здравствуйте, меня зовут Катерина Мурашова, я практический психолог, работаю в муниципальной детской поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, ещё пишу научно-популярные книжки для родителей про психологию.

Сегодня мы с вами поговорим о домашних питомцах и обо всём, что с этим связано. По первому образованию я биолог, поэтому мне эта тема близка. В чем суть? Суть в том, что в развитии ребенка есть несколько этапов, которые напрямую вот с этой темой связаны. Что это такое, что это за этапы? Любой ребенок, почти любой, в какой-то момент в своём развитии доходит до состояния, когда хочется о ком-то заботиться, то есть хочется, чтобы был кто-то, условно говоря, ниже тебя по иерархической лестнице, для кого ты был бы другом, хозяином, чтобы было с кем поговорить, чтобы был кто-то, кто тебя выслушивает, чтобы был кто-то, кто тебя понимает. И не в последнюю очередь ― чтобы был кто-то, кто от тебя зависит.

Восемнадцать тысяч лет с нами собака. Как вы думаете, каким образом восемнадцать тысяч лет назад произошло её приручение? Я вижу это так: стая собак шла за группой первобытных людей, подъедая объедки и предупреждая о приближении хищников. Они не были ручными, они были спутниками. И вот однажды кто-то нашел, может быть, брошенного, может быть, раненого, может быть, просто потерявшего родителей щенка.

Как вы думаете, кто это был? Кто его нашел и не съел немедленно? Вы же понимаете, да, что беспомощный щенок для первобытного человека ― это просто кусок мяса. Кто его не съел, кто прятал его от своих и кто кормил его отнюдь не избыточной пищей? Кто это был? Конечно, это был подросток, причем подросток тех времен, которому было семь, восемь, девять лет. Дело в том, что продолжительность жизни тогда была до тридцати.

И дальше этот выросший пес однажды оказался рядом с ним, и в его группе стало понятно, что это не просто так, он его усиливает. То есть представьте себе: маленький кроманьончик и рядом с ним огромный пес. Это сила, это круто. И вот именно это воспоминание, как это ни смешно, просыпается в жизни почти каждого подростка. «Рядом со мной кто-то должен быть, я чувствую, он должен быть, хочу, чтобы он был. Мама, папа, купите мне собаку».

Читайте также:  Можно ли класть сено в будку собаке

Моё мнение такое, моё мнение как человека, у которого есть и зоологическое (причем по зоологическому образованию я эмбриолог), и психологическое образование: если ребенок вышел вот с этой идеей «хочу кого-нибудь, заведите», его надо услышать. То есть для начала нужно сказать, что вы его услышали. Некоторым детям этого уже хватает. Многие современные дети готовы годами мечтать о том, как когда-нибудь что-нибудь и так далее.

Хуже всего ― это отказ. «Посмотри на себя, посмотри на нашу квартиру, мы ничего не можем! Мне вас хватает». То есть вот этот первый импульс ребенка относительно того, что он хочет подняться на следующую ступень, он хочет стать для кого-то защитником и главным, скажем так, сразу же сшибается. «Нет, ты не можешь». Вот этого делать не надо.

А что же надо? Если вы не готовы (а большинство не готовы всё-таки завести семилетнему, восьмилетнему и даже десятилетнему ребенку его собаку), что же сделать? Можно попробовать завести кого-нибудь другого и посмотреть, как, собственно говоря, ребенок взаимодействует с живым существом. Чувствует ли он его потребности? Ощущает ли он его не как живую игрушку, а как сущность, личность рядом?

Я понимаю, что сейчас многие со мной не согласятся и со, скажем так, человеческой историей, но, пожалуй, что лучшим вариантом являются крысы. Они недолго живут, то есть даже если ваш опыт окажется неудачным, ребенок поиграет и забудет, и вам придется ухаживать за этой крысой, то это недолго. Крысы живут около трех лет. Во-вторых, крыса ― это общественное животное. Она будет считать вас своей стаей, то есть она будет общаться. И в-третьих, интеллект крысы приблизительно как у кошки. Она обучаема, она взаимодействует, и вообще крысы невероятно сообразительны.

Я прекрасно понимаю, что, в общем, немногие люди немедленно побегут покупать своему ребенку крысу даже после моего спича. Есть разные другие варианты. Не годятся рыбки, они относятся к эстетической составляющей. Да, за ними надо ухаживать, но с ними невозможно общаться, хотя я лично знала мальчика, который выдрессировал золотую рыбку, карась был дрессированный, выполнял множество всяких упражнений, проплывал через воротики и так далее. Ребенку очень хотелось.

Есть много всяких других вариантов. Если вы видите, что ребенок способен ухаживать за хомячком или за крысой, если вы видите, что его потребность быть старшим ― это не заявления, а реальный переход его в новое качество, признайте это. То есть опять, так же, как когда ребенок вышел, первое, что надо сделать ― услышать. «Я услышал тебя».

Если вы видите, что, да, он ухаживает за этим хомячком, да, он с ним взаимодействует, да, он приручает его и как-то его пытается чему-то обучать… В отличие от крыс, хомячки ― удивительно тупые животные, но тем не менее. Первое, что вы делаете, вы признаёте это. То есть признайте, что ваш ребенок вырос, перешел на следующую ступень. А дальше на семейном совете принимаете решение, готовы ли вы двигаться дальше.

Да, собака живет пятнадцать лет, то есть если вы двенадцатилетнему ребенку заводите его собаку, то когда он с ней простится, ему будет двадцать семь. Это должен понимать и сам ребенок. Да, ветеринария и всё прочее всё равно будет на вас. Соберитесь, поговорите, примите решение. Но забывать или отрицать вот этот этап развития категорически неправильно.

Если говорить о смертности питомца ― да, разумеется, мы сейчас говорим не о трехлетних, не о четырехлетних детях. Ребенок, которому заводят какое-то животное, крысу, хомячка, собаку, рыбок, должен знать, как за ними ухаживать, что нужно для того, чтобы они прожили свою полную, полноценную жизнь. Если с этим животным нужно играть, то он должен знать, как с ним играть, если с ним нужно гулять, то он должен знать, как с ним гулять. Он должен знать, что оно ест, что ему полезно, что ему вредно. Он должен знать, как оно развлекается и что он может сделать для того, чтобы его развлечь. И разумеется, он должен знать, сколько оно живет и через сколько приблизительно им придется проститься.

Это невероятно важно. Вот эта идея, что наш хомячок куда-то убежал, ― это на самом деле безумная идея, потому что, собственно говоря, на вот этих короткоживущих питомцах маленький человек и учится реакции горевания. Если это была его крыса и она прожила три года фактически у него на руках, и потом крыса умерла, почему же она убежала? Она прожила свою жизнь и ушла, она умерла. Это нормально. Она была маленьким крысенком, потом зрелым крысом, наконец, старой крысой. И её жизнь закончилась. Если всё делалось правильно, то она была счастливой крысой, у которой была стая, у которой были развлечения, у которой были друзья. То есть правильно, разумеется, сразу говорить ребенку о том, сколько живет это животное.

Взрослые всегда должны понимать, что это их эксперимент. То есть дети не огурцы на грядке. Ещё раз: этап проходят почти все. Даже если у самого ребенка, допустим, нет животного, а собаку завели его лучшему другу, то этим же вечером этот ребенок придет и скажет: «Я тоже хочу собаку», хотя, собственно говоря, его собственного импульса там, возможно, и не было никакого, кроме того, что он поиграл с пушистиком, которого завели другу.

Ещё раз, настаиваю я только на одном: услышьте ребенка. Что вы сделаете дальше, зависит от многих факторов. Если взрослые решают, не экспериментируя на крысах и хомячках, завести ребенку, например, сразу хаски, ездовую собаку, потому что они модные, красивые, у них глаза красивые, то взрослые должны понимать свою долю ответственности в этом эксперименте.

Если они завели хомячка, то эксперимент может выглядеть по-другому. Он может выглядеть так: давай мы его заведем, если всё будет хорошо, он у нас проживет эти свои два с половиной года и мы радостно с ним будем эти два с половиной года общаться, если, соответственно, не получится, ну что ж, мы тогда отнесем его обратно в зоомагазин, или подарим кому-то, или ещё что-то сделаем. С хомячком, в общем, ничего такого особенного не произойдет, он не особенно привыкает.

Что касается собаки, это исключено. То есть, заводя собаку ребенку, родители должны быть готовы к тому, что эксперимент окажется неудачным и пятнадцать лет им придется бегать с этой хаски. В конце концов, думать надо, можно завести диванную собачку, она будет эти пятнадцать лет лежать на диване и всех радовать. Но ребенок-то хочет, конечно, что-то ближе к хаски, потому что именно хаски похожа на того самого, с которым маленький кроманьончик пришел к своим соплеменникам.

Ещё надо понимать, что если заводят крупную собаку, то централизованно заниматься, скажем так, с ней дрессировкой ребенок может, начиная лет с четырнадцати, с тринадцати. То есть если это крупная собака в семье, а ребенку, допустим, одиннадцать-двенадцать, то ходить с ней на общий курс дрессировки должен кто-то из взрослых. Это не обсуждается, здесь нет вариантов.

Если же это маленькая собачка, шпиц какой-нибудь, то, разумеется, тогда это, как правило, семейная собака, её воспитание ― это дело всей семьи. Очень разумно родителям показывать ребенку, как осуществляется воспитание существа. На самом деле это важный опыт. Дело в том, что между щенками и маленькими детьми очень много общего, и вот этот опыт воспитания щенка ещё не раз поможет нашему ребенку в дальнейшем.

Источник

Познавательное и интересное