Рассказ «Ребята и утята»
Кто является главными персонажами рассказа «Ребята и утята» Михаила Пришвина можно понять из названия. История показывает ребёнку, как не нужно относиться к окружающей природе и животному миру. Простым деревенским мальчишкам-шалунам как-то встретилось утиное семейство. Ребята решили развлечься и стали ловить утят, которые вместе с мамой переходили дорогу, направляясь в первый раз к пруду. Мальчишки бездумно развлекались, не задумываясь, что могут нанести огромный вред беззащитным существам, разлучив их с мамой. Обижать маленьких, кого ты намного сильнее, нельзя. И неважно, что это всего лишь утка и утята. Птицы заслуживают хорошего отношения, как и люди.
Ребята и утята
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаза человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.
Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеётесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
Иллюстрации Д. Хайкина
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.
Ребята и утята — Пришвин М.М.
Рассказ про нелегкое путешествие к озеру утки с выводком утят. На пути могут подстерегать ястребы и лисы. Но встретились ребята, которые сначала закидали утят шапками, но потом помогли им вернуться к маме утке.
Ребята и утята читать
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.
И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
–Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Вот то-то “пустим”! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
Как доказать, что «Ребята и утята» М. Пришвина является рассказом?
Докажите, что произведение М.Пришвина «Ребята и утята» является рассказом.
Литературное чтение 2 класс
Докажем, записываем в тетради такой текст:
Это произведение М.Пришвина, которое называется «Ребята и утята» является рассказом. Потому что оно маленького объема, небольшого, и в основу положено всего одно событие.
Произведение написано в прозе, и герои сначала плохой поступок совершают, а потом хороший, и решается всего один главный конфликт.
В произведении М. Пришвина «Ребята и утята» рассказывается о том, как во время перехода мамы утки с маленькими утятами от места гнездования к озеру на утят напали мальчишки, закидав шапками и схватили их, но, к счастью, это увидел автор и заставил отдать утят маме и даже попрощаться с ними, провожая до озера: снять шапки и махать ими.
Для того чтобы убедиться в том, что поучительное произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» является именно рассказом, вспомним, какие признаки определяют этот литературный жанр.
◆ Рассказ должен иметь небольшой текстовый объем, чему вполне соответствует небольшое произведение Пришвина.
◆ Рассказ должен описывать не вымышленные, а реальные события. Волшебных превращений и помощников в нем не бывает, как и невиданных придуманных героев. В рассказе Пришвина действуют реально существующие в природе утки, а события, описывающиеся автором, действительно происходили в жизни. Это еще раз подтверждает, что мы на правильном пути.
◆ Произведение должно быть прозаическим, чем пришвинский рассказ и является.
Вывод: по всем признакам перед нами рассказ, повествующий о ребятах и утятах.
Немного вспомним о чем произведение «Ребята и утята». Утка ведет утят к водоему, их путь лежит через деревню. Когда они идут по дороге их видят ребята, которые ловят утят и пытаются поймать утку, начинают кидать в нее шапки. Тут приходит рассказчик и требует, чтобы утят отпустили. Ребята послушались и семейство дальше отправилось к озеру.
Произведение «Ребята и утята» по всем признаком является рассказом. Во-первых, оно написано в прозе и у него небольшой объем. Во-вторых, оно лишено сказочного сюжета и персонажи вполне реальны. В-третьих, в рамках повествования описывается всего одна небольшая история.
Для того чтобы доказать, что произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» написано именно в жанре рассказа, давайте вспомним, что это за литературный жанр. Каковы критерии рассказа как литературного произведения.
Теперь мы во всеоружии. Приведем аргументы:
1) Данное произведение написано автором в прозе, а не в
стихотворной форме, значит, такие жанры как стихотворение, сонет, поэма, элегия и пр. отпадают
2) Оно имеет небольшой объем.
3) В нем Михаил Пришвин описывает реальное событие из обычной жизни, свидетелем которого стал он сам, поэтому жанр сказки нам не подходит.
4) Действующих лиц в произведении немного, сюжет завязан на одном событии, непродолжительном по времени.
Попробуем доказать, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является именно рассказом.
Обычно рассказы характеризуются тем, что они написаны не в стихотворной форме, а в прозе.
Рассказы коротки по объему, в них полностью укладывается вся суть.
Рассказ описывает события реалистично, здесь нет места волшебству, сказочным событиям или явлениям.
По всем этим показателям произведение «Ребята и утята» относится к рассказу.
Оно коротко по объему, в нем даны реалистично описанные события и персонажи, нет волшебных явлений, оно написано не в стихотворной форме, а в прозе.
Чтобы доказать, что произведение Михаила Пришвина «Ребята и утята» является рассказом, необходимо провести анализ этого небольшого произведения.
Само произведение написано в прозе.
Оно небольшого объема.
В нем нет элементов волшебства, нет нереальных событий и героев.
Описывается реальный случай, который произошёл с уткой и ее потомством при переходе из леса к озеру.
В сюжете произведения описывается всего-лишь один случай, произошедший в короткий промежуток времени.
В результате анализа определили, что данное произведение является рассказом, согласно вышеприведенным признакам.
«Ребята и утята» Пришвина действительно является рассказом.
Есть следующие признаки:
это произведение написано в прозе,
в нем всего одна сюжетная линия, рассказывается одна небольшая история от лица автора,
Таким образом, перед нами рассказ.
Докажем, что рассказ «Ребята и утята» является рассказом.
Поэтому произведение «Ребята и утята» является рассказом.
Героями произведения выступает мама-утка с утятами, ребята и человек, заступившийся за пернатых.
В тексте встречаются мало знакомые или устаревшие слова.
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
–Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Вот то-то “пустим”! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
План «Ребята и утята»
План пересказа «Ребята и утята» для 2 класса кратко описывает события, которые происходили с у́точкой и её детёнышами. Он может быть, например, таким:
Главные герои произведения: дикая у́точка — заботливая, осторожная и любящая мама; утята — маленькие, несмышлёные, немного трусливые детёныши утки; мальчики — шустрые, весёлые, но послушные хулиганы; автор — справедливый, умный, серьёзный мужчина, спаситель утят.
Краткое содержание
Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.
Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.
По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.
Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».
Главная мысль
В этом рассказе автор желал поведать, что нельзя обижать братьев наших меньших. Нужно любить природу и всё живое, помогать младшим и старшим, быть послушными. Каждому ученику можно составить свой вариант плана рассказа «Ребята и утята» во 2 классе и нарисовать рисунок. К рассказу можно подобрать пословицы о добре, слабых и сильных, помощи ближнему, о семье, маме и ребёнке.
Например:
Отзывы читателей
Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.
Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.
Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.