Дрессировка собак
Физиологические аспекты дрессировки собак
Процесс дрессировки — это воздействие дрессировщика на поведение собаки с целью изменения его в нужном направлении, выработка у нее определенных навыков и привычек, необходимых для управления поведением собаки и использования ее при выполнении определенной работы. Повелением называют совокупность действий, образ жизни животного в различных условиях. Оно направлено на приспособление организма к окружающей среде и удовлетворение жизненно важных потребностей (в пище, защите от воздействий внешней среды, размножении, игре, отдыхе и т. п.). Наличие потребностей обусловливает активность организма в окружающих условиях с целью самосохранения.
Поведение недрессированной собаки зависит от физиологических потребностей ее организма и воздействия окружающей среды. Поведением дрессированной собаки можно управлять с помощью сигналов, команд, жестов дрессировщика или хозяина, которые побуждают собаку к выполнению определенных действий. Благодаря целенаправленному воздействию в процессе дрессировки собаку приучают вести себя нужным образом в конкретной обстановке.
Собаки обладают высокоразвитой нервной системой и системой органов чувств, поэтому они достаточно легко поддаются дрессировке. Этому, несомненно, способствует и наличие элементарного мышления, которое проявляется в их умении приспосабливаться к новым условиям и использовать прежний опыт в изменившейся обстановке.
Различные действия животных всегда являются ответом их организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в нем. Всякое воздействие на организм, которое вызывает его ответное действие, называется раздражителем, ответное действие организма на раздражитель — реакцией. Таким образом, нервная система управляет работой внутренних органов и обусловливает связь организма с внешней средой как совокупностью внешних раздражителей. Правильная реакция в ответ на раздражители обеспечивает взаимодействие организма и окружающей среды.
Раздражители в виде сигналов являются для собаки изначально значимыми. При дрессировке вначале собаки не реагируют на них. Лишь после запоминания их при накоплении индивидуального опыта раздражители становятся сигнальными.
Виды условных рефлексов у собак
С помощью условных рефлексов у животных формируется индивидуальное поведение, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к условиям окружающей среды. Процесс дрессировки собаки, его физиологическая сущность, представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безусловных рефлексов.
Дрессировка — это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.
Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне!», собака постепенно перестанет выполнять это действие).
Условные рефлексы по своему характеру являются временными, они исчезают, если изменяются условия, при которых они появились. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных или других условных рефлексов. Опытным путем установлено, что органом условных рефлексов является кора головного мозга. При ее удалении резко нарушается условно-рефлекторная деятельность, исчезают многие сложные условные рефлексы.
Каждый рефлекс связан с другими рефлексами. В целом ответное действие организма на раздражитель протекает довольно сложно. Однако механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий головного мозга.
Существует несколько видов условных рефлексов. Условные рефлексы, которые образуются в ответ на естественные признаки безусловного раздражителя, на-зываются натуральными. Как и остальные условные рефлексы, натуральные вырабатываются путем индивидуального опыта. Они вырабатываются из поколения в поколение, поэтому образуются довольно быстро и удерживаются весьма стойко. Примером натурального условного рефлекса является реакция слюноотделения на вид и запах пищи. При попадании в организм пища вызывает безусловный рефлекс слюноотделения. Но если слюноотделение вызывают вид и запах пищи, то это уже условный натуральный рефлекс.
Искусственными называются такие условные рефлексы, которые образуются при сочетании действия двух совершенно различных раздражителей. Примером искусственных рефлексов являются рефлексы, выработанные на команду, которая подкрепляется пищей или механическим воздействием. Подобные рефлексы вырабатываются достаточно сложно и требуют большого количества сочетаний действия двух раздражителей. Кроме того, они менее устойчивы по сравнению с натуральными рефлексами.
Если при выработке условных рефлексов действие двух раздражителей происходит почти одновременно, это приводит к образованию совпадающего условного рефлекса.
Наоборот, если один раздражитель действует на протяжении определенного времени, а другой подключается в конце действия первого, то образуется запаздывающий условный рефлекс. Наконец, если воздействие одного раздражителя прекратилось, а воздействие другого началось спустя некоторое время, вырабатывается следовой условный рефлекс.
Необходимо помнить, что условный рефлекс почти никогда не вырабатывается на одиночный раздражитель, так как в естественных условиях на организм воздействует, как правило, комплекс раздражителей. При дрессировке комплексными раздражителями для собаки является дрессировщик, а также обстановка, в которой происходят занятия. Таким образом, в процессе дрессировки у собаки вырабатываются рефлексы на комплексные раздражители.
Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу. Для того чтобы уяснить это, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.
Механизм образования условных рефлексов у собак
Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главным условием является совпадение действия двух раздражителей во времени, один из которых является безусловным, вызывающим определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой — любым раздражителем, не имеющим для данного безусловного рефлекса никакого значения (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса происходит следующим образом.
Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в колокольчик (звонок), помещенный поблизости от собаки, возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе, которая начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга поступит в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникнет очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим процессом на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.
Достигнув слухового центра, раздражение поступит в пищевой корковый центр, а из него — в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передается по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя. Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-то раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.
Условный раздражитель является пусковым сигналом на основе имеющихся следов памяти достижения конечного результата. Памятные следы возбуждений превращаются в активное начало двигательных действий, обусловливающих целенаправленное поведение. Все это протекает на фоне соответствующей мотивации и эмоционального возбуждения. Мотивация — причина действия (мотивация пищевая, половая, оборонительная и т. п.) — осуществляется на основе наследственно закрепленных и приобретенных опытом действий.
Всякая мотивация эмоционально окрашена. Условные рефлексы, возникшие на основе сильных отрицательных эмоций, долго не угасают и могут сохраняться всю жизнь. При переживании определенных эмоций происходит кодирование информации в долговременной памяти посредством молекулярных изменений в мозгу. Таким образом, ни одно эмоциональное переживание не проходит бесследно. Поэтому основой научения, дрессировки являются эмоциональные переживания.
По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть!», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.
Виды раздражителей
Различные условия окружающей среды влияют на организм собаки в первую очередь как раздражители, изменяя поведение собаки.
Действием условных раздражителей можно повлиять как на внешнее поведение, так и на состояние организма собаки, ее внутренних органов. Например, услышав команду «Фас!», собака приходит в возбуждение, сердце и мускулатура работают интенсивнее.
На поведение собаки большое влияние оказывают внутренние раздражители. Так, у голодной собаки активизируются рефлексы поиска пищи и т. п.
Чрезвычайно сильные или незнакомые, новые для собаки раздражители вызывают изменение ее поведения и отвлекают от работы по сигналам дрессировщика. Такие раздражители называются отвлекающими. При их появлении происходит торможение в результате возникновения более сильного рефлекса.
Нужно приучать собаку правильно реагировать на внешние отвлекающие раздражители — кошек, птиц, транспорт. Собака реагирует на подобные раздражители тем меньше, чем лучше у нее выработаны навыки.
Нельзя забывать и о внутренних отвлекающих раздражителях (неприятные ощущения в результате болезни, утомление, переполнение прямой кишки или мочевого пузыря и т. д.). Такие раздражители вызывают негаснущее торможение и всегда мешают нормальной работе собаки.
При дрессировке применяют условные и безусловные раздражители.
Безусловными называют такие раздражители, которые вызывают проявление безусловных рефлексов. Пищевые безусловные раздражители применяют для подкрепления действия условного раздражителя. Чтобы такой раздражитель подействовал, к дрессировке необходимо приступать до кормления или после него, спустя продолжительное время. Если в качестве лакомства используются кусочки мяса, они должны быть небольшими по размеру, так как большие куски быстро насыщают собаку, что приводит к вялости. Лакомство рекомендуется сопровождать возгласом «хорошо» и поглаживанием собаки. По мере выработки навыков лакомство следует давать все реже и заменять его словесным поощрением и поглаживанием.
Механические раздражители применяют для того, чтобы собака совершала нужные действия. Воздействие осуществляется с помощью нажима на определенную часть тела, поглаживания, удара прутом, натягивания поводка, использования строгого ошейника. При этом необходима оптимальная сила воздействия, в противном случае собака не станет слушаться или будет бояться дрессировщика. Рекомендуется сочетать механический раздражитель с пищевым. Так, поглаживание вместе с дачей лакомства формирует условный пищевой рефлекс и способствует увеличению привязанности собаки к дрессировщику.
Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команда — сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Собака отличает одну команду от другой по различному сочетанию звуков и их количеству. Измененные или искаженные команды, как правило, не вызывают у собаки ответной реакции. Если для человека слово является понятием, то есть разные слова могут обозначать одно и то же, то для собаки команда, слово — это комплекс звуков, конкретный звуковой раздражитель.
Под интонацией понимают оттенок голоса (тембр, высоту звука), придаваемый той или иной команде. Собака может различать не только сочетания звуков, но и интонации.
Интонации в зависимости от цели и условий работы могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбадривающими). При выработке навыка большинство команд следует подавать с приказной интонацией. Такие команды нужно произносить настойчиво, уверенно, со средней громкостью, подкрепляя их безусловными создражителями.
Исключение составляют команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются с угрожающей интонацией (запрещающая команда «фу!» и команда «Фас!», вызывающие активно-оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения. Команда произносится резко, в повышенном тоне, подкрепляется болевым воздействием (например, резкий рывок, сильный нажим и т. п.).
Основой для выработки условного рефлекса является болевой раздражитель. Однако злоупотреблять угрожающими интонациями не рекомендуется, так как это способствует развитию трусости.
Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. С этой интонацией произносится поощряющая команда «Хорошо!», сопровождающаяся поглаживанием собаки и дачей лакомства. Применение этих раздражителей называется поощрением.
Обычная интонация используется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения действий собаки. С одобрительной интонацией также можно произносить слово «хорошо».
Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Их нельзя изменять. Рекомендуется учитывать особенности реакции собак на различные интонации. Так, у некоторых собак угрожающая интонация может вызвать пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет выработку условных рефлексов.
Жесты — зрительные раздражители, передаваемые определенным движением руки дрессировщика. Они всегда постоянны для каждого навыка (приема). Жесты применяются вместо команд (на большом расстоянии в целях маскировки при использовании собаки на службе). Жестами дрессировщик воздействует на расстоянии, указывая собаке направление движения. Они, как и команды, должны быть стандартными и четкими.
Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой
«Ищи!» жест на обыск местности, работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и однообразно с соответствующей интонацией. Это обеспечит появление навыков в ответ на соответствующие команды.
Дрессировка служебных собак | Страница 5 | Онлайн-библиотека
РЕФЛЕКС, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА И ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ
Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством нервной системы.
Каждый рефлекс содержит афферентные (сенсорные) и эфферентные (исполнительные) звенья, составляющие рефлекторную дугу. Афферентная часть рефлекторной дуги состоит из рецепторов и чувствительных нейронов, эфферентная — из двигательных нейронов и исполнительного органа (мышца, железа, ткань). Для осуществления рефлекса необходимы, по крайней мере, два нейрона: чувствительный и двигательный. Такая нейронная цепь называется простой рефлекторной дугой. В большинстве рефлекторных дуг участвует множество вставочных промежуточных нейронов, и такие дуги называются многонейронными (рис. 5).
Рис. 5. Схема простой рефлекторной дуги
2 — чувствительный путь;
3 — чувствительный центр;
4 — синаптическая передача возбуждения;
6 — двигательный путь;
Нейроны соединяются между собой через разветвления нервных отростков с помощью синапсов, которые обеспечивают контакт и передачу возбуждения с одного нейрона на другой или на рабочий орган посредством химического вещества, называемого медиатором.
Рис. 6. Схема сложных рефлекторных дуг с обратными связями Рис. 7. Синаптическая передача возбуждения в нейронных цепях
Синапсы способны передавать возбуждение только в одном направлении — от аксона к дендриту.
По функциональному признаку различают возбуждающие и тормозящие синапсы. В возбуждающих синапсах медиатором является ацетилхолин, в тормозящих — глицин и др. Механизм передачи возбуждения показан на схеме функции синапса (рис. 6).
Синапсы промежуточных нейронов коры головного мозга — место замыкания условно-рефлекторных связей. В синапсах формируется и хранится информация, называемая памятью (рис. 7).
Обратная афферентация (обратная связь) — информация от исполнительного органа в центральную нервную систему, где происходит анализ того, что должно быть и что произошло в ответ на действие раздражителя.
На основании этого анализа от центра посылаются корректирующие импульсы к органу-исполнителю и к рецепторам. Эти сигналы могут увеличить или уменьшить их функциональную активность. Обратная связь в рефлексе обеспечивает автоматическое саморегулирование и образует самостоятельную функциональную систему, называемую рефлекторным кольцом, а также гарантирует автоматическую оценку и совершенное управление любым рефлекторным актом. Такие функциональные системы, обеспечивающие регулирование поведенческих реакции, называются нервными центрами.
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Безусловные рефлексы — постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы.
Отличительная черта всех безусловных рефлексов — их врожденность, способность передаваться по наследству из поколения в поколение. К моменту рождения у животного закладывается основной наследственный фонд рефлексов, присущих для вида, породы, породной группы, линии и т. д.
Только что родившийся щенок адаптируется к среде с помощью безусловных рефлексов дыхания, сосания, глотания, ползания, мочеотделения и др. По мере роста и развития щенка проявляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов: движения, ориентирования, поиска, игры, подражания, полового влечения и целого ряда защитно-оборонительных реакций. Для первоначального проявления безусловного рефлекса необходимо обязательное применение натурального раздражителя. В дальнейшем этот безусловный рефлекс должен совершенствоваться благодаря созданию определенных условий.
Все безусловные рефлексы имеют готовые анатомические дуги, нервные центры которых расположены в спинном мозге и в подкорковых отделах головного мозга. Безусловные рефлексы имеют корковое представительство, но могут осуществляться и без участия коры головного мозга. Поэтому безусловные рефлексы отличаются стабильностью и большой устойчивостью. Они имеют строго специфический характер проявления на определенные раздражители.
Соответственно они имеют свои рецепторные зоны и сенсорные нервные центры. Например, пищевой рефлекс проявляется только на пищу, попавшую в ротовую полость и в желудок.
Безусловные рефлексы носят видовой характер. Представители одного и того же вида животных имеют одинаковый фонд безусловных рефлексов. У собак имеют одинаковую выраженность и однотипность пищевые, ориентировочные, двигательные, половые и родительские рефлексы.
Несмотря на многообразие безусловных рефлексов, количество их в организме собаки ограничено наследственно-генетическими структурами. Виды безусловных рефлексов определяются характером биологических и физиологических функций, которые они обеспечивают или выполняют. К ним относятся пищевые, двигательные, оборонительные, ориентировочные, поисковые, половые, родительские, игровые, подражательные рефлексы, а также рефлексы привязанности и общения.
Все безусловные рефлексы независимо от вида выполняемой функции могут проявляться в различных формах: простого рефлекса, рефлекторного акта, реакции поведения и инстинкта.
Простые безусловные рефлексы — составные звенья сложных рефлекторных актов и реакций поведения.
Рефлекторный акт — сумма простых и сложных безусловных рефлексов, обеспечивающих какую-либо физиологическую функцию организма. Рефлекторные акты вызываются специфическими раздражителями. Они имеют начало и конец. На базе рефлекторных актов легко вырабатывают условные рефлексы. Для более четкого разграничения рефлекторные акты в практике дрессировки разделяют на простые и сложные. Например, движение собаки, дыхание — сложные рефлекторные акты, хватка за предмет, подача голоса — простые.
Реакция поведения — это сложное ответное действие животного на раздражитель, проявляющееся в виде цепи последовательно взаимосвязанных безусловных рефлексов и рефлекторных актов, обеспечивающих сложный физиологический процесс организма, где конец одного рефлекса является пусковым механизмом и началом другого рефлекса или рефлекторного акта. Например, пищевая реакция состоит из цепи последовательных рефлексов и рефлекторных актов жевания, слюновыделения, глотания и т. д.
Инстинкт — сложная врожденная реакция поведения цепного характера, обеспечивающая важные биологические функции организма. Животным присущи четыре основных инстинкта: пищевой, половой, родительский, оборонительный. Пусковой механизм инстинкта — специфический раздражитель. Доминирующие реакции поведения и в инстинктах поддерживаются длительно и на высоком уровне активности гормонами и физиологически активными веществами, выделяемыми организмом в кровь. Половые и родительские инстинкты в практике дрессировки не используются.
Безусловные рефлексы — основа поведения животных, база для выработки условных рефлексов при дрессировке служебных собак.
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
Условный рефлекс — ответная реакция животного на сигнальный раздражитель, образовавшаяся в процессе его жизни или дрессировки. Условный рефлекс — это временная связь безусловного рефлекса с каким-либо ранее индифферентным раздражителем, который для данной реакции приобрел в организме сигнальное значение. Практически условный рефлекс может образоваться на любой раздражитель, но только при определенных условиях.
Для образования условных рефлексов необходимо:
1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, вызывающего ответное действие собаки.
2. Применение этих раздражителей (сочетание) должно совпадать во времени в пределах 0,5–2 секунд.
3. Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5–2 секунд.
4. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителей в определенном режиме нагрузки и времени.
5. Нервные центры коры головного мозга в момент выработки условного рефлекса должны быть свободными от других видов нервной деятельности и находиться в активном состоянии.
Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин: ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК | 1 |
ВВЕДЕНИЕ | 1 |
Часть 1 : ТЕОРИЯ ДРЕССИРОВКИ СОБАК | 1 |
Глава 1: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК | 1 |
НЕЙРОН, ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ | 1 |
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НЕЙРОНОВ | 1 |
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ | 2 |
НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ, ИХ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ | 2 |
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ | 2 |
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ | 4 |
РЕФЛЕКС, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА И ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ | 5 |
БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА | 5 |
УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ | 5 |
ВИДЫ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА | 7 |
ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ | 8 |
ВИДЫ БЕЗУСЛОВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | 8 |
ВИДЫ УСЛОВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | 8 |
ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ | 8 |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОБАК | 9 |
Глава 2: ОСНОВНЫЕ И ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У СОБАК | 9 |
ОСНОВНЫЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА | 10 |
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА | 10 |
Глава 3: АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 11 |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 12 |
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 14 |
Глава 4: ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОБАК | 14 |
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 15 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 15 |
Глава 5: НАРУШЕНИЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОБАК | 16 |
ПАТОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 16 |
ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН | 17 |
Глава 6: РАЗДРАЖИТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК | 18 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ | 18 |
БЕЗУСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ | 18 |
УСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ | 19 |
СЛОЖНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ | 20 |
Глава 7: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК | 21 |
МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ | 21 |
ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ | 21 |
Глава 8: МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК | 22 |
ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ | 22 |
НАВЫКИ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ | 24 |
Глава 9: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК | 25 |
ДРЕССИРОВКА СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 25 |
ДРЕССИРОВКА СОБАК С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ РЕАКЦИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ | 25 |
ДРЕССИРОВКА СОБАК С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА, ПОЛА, УСЛОВИЙ ВЫРАЩИВАНИЯ И СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ | 26 |
Глава 10: УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТУ СОБАКИ | 27 |
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ НА РАБОТУ СОБАКИ | 27 |
УСЛОВИЯ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РАБОТУ СОБАКИ | 27 |
Глава 11: ОШИБКИ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК | 30 |
ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКОМ | 30 |
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ У ДРЕССИРУЕМЫХ СОБАК | 31 |
Часть 2: МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ СОБАК | 32 |
Глава 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | 32 |
Глава 2: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ | 34 |
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КОНТАКТА) ДРЕССИРОВЩИКА С СОБАКОЙ | 34 |
ПРИУЧЕНИЕ К КЛИЧКЕ | 34 |
ПРИУЧЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОМУ СНАРЯЖЕНИЮ | 34 |
ПРИУЧЕНИЕ К ЧИСТКЕ И ПОКАЗУ ДЛЯ ОСМОТРА | 35 |
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ | 35 |
ПРИУЧЕНИЕ К ТЕМНОТЕ, НЕПОГОДЕ И ДРУГИМ НЕОБЫЧНЫМ УСЛОВИЯМ | 35 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕВОЗКЕ НА АВТОМАШИНЕ | 35 |
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К СПОКОЙНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ВЫСТРЕЛАМ И ДРУГИМ СИЛЬНЫМ СВЕТОВЫМ И ЗВУКОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЯМ | 35 |
Глава 3: ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ | 36 |
ПРИУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДИТЬ В СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ | 36 |
ПРИУЧЕНИЕ ПОДХОДИТЬ К ДРЕССИРОВЩИКУ | 36 |
ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ РЯДОМ С ДРЕССИРОВЩИКОМ | 37 |
ПРИУЧЕНИЕ САДИТЬСЯ | 37 |
ПРИУЧЕНИЕ ЛОЖИТЬСЯ | 38 |
ПРИУЧЕНИЕ СТОЯТЬ | 39 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА) | 39 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ | 40 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПОДАЧЕ ГОЛОСА (ЛАЯ) | 42 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПЕРЕПОЛЗАНИЮ | 43 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПРЕКРАЩЕНИЮ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ | 43 |
ПРИУЧЕНИЕ НЕ БРАТЬ КОРМ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ | 43 |
ПРИУЧЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ ВПЕРЕДИ ДРЕССИРОВЩИКА | 44 |
Глава 4: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОБЩЕГО КУРСА | 44 |
ПРИУЧЕНИЕ К ВОЗВРАЩЕНИЮ НА МЕСТО | 44 |
ПРИУЧЕНИЕ ПЛАВАТЬ | 45 |
ПРИУЧЕНИЕ К ЗАМЕДЛЕНИЮ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ | 45 |
ПРИУЧЕНИЕ К ОХРАНЕ ВЕЩЕЙ | 46 |
ПРИУЧЕНИЕ К СПОКОЙНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДРЕССИРОВЩИКОВ С СОБАКАМИ | 46 |
Глава 5: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ | 46 |
РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ РЕАКЦИИ | 46 |
РАЗВИТИЕ АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ (ЗЛОБЫ) | 47 |
Глава 6: ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ | 47 |
ПРИУЧЕНИЕ К ЗАДЕРЖАНИЮ И ОКАРАУЛИВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА | 47 |
ПРИУЧЕНИЕ К ПОИСКУ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ | 50 |
ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ВЕЩЕЙ | 61 |
ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ЧЕЛОВЕКА | 67 |
ПРИУЧЕНИЕ К ОБЫСКУ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ | 69 |
ПРИУЧЕНИЕ К ОДОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ | 71 |
ПРИУЧЕНИЕ К СТОРОЖЕВОЙ СЛУЖБЕ | 73 |
Глава 7: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА ДРЕССИРОВКИ | 74 |
ПРИУЧЕНИЕ К ДОСМОТРУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 74 |
ПРИУЧЕНИЕ К УПРАВЛЕНИЮ ПО РАДИО И ДРУГИМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ | 76 |
ПРИУЧЕНИЕ К ЕЗДЕ НА ЛОШАДИ | 76 |
Глава 8: ДРЕССИРОВКА СОБАК КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 77 |
Глава 9: ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С СОБАКОЙ | 78 |
Приложение 1 к главе 6: ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ПОИСКУ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ | 79 |
ЛИТЕРАТУРА | 79 |